Высказывания мольера. Мольер - афоризмы, цитаты, высказывания

Разделы: Литература

Мольер едва ли не самый всенародный и потому прекрасный художник нового искусства.
Л.Н. Толстой

Бессмертный Тартюф, плод самого сильного напряжения комического гения.
А.С. Пушкин

Цели:

  1. (образ.) Путём анализа сценического произведения показать развитие характера Тартюфа.
  2. (разв.) Отработка навыков выразительного чтения и развитие речи.
  3. (восп.) Привитие интереса к зарубежной литературе, к драматургическим произведениям.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Сообщение темы урока, целей

1. Вступительное слово учителя.

Урок литературы. Сегодня у нас урок внеклассного чтения по творчеству Мольера. Поэтому мне хотелось бы сначала вспомнить некоторые сведения из жизни и творчества этого человека. Для этого я просила индивидуально подготовить короткое сообщение. Давайте послушаем рассказ учащегося.

(Биография писателя на 5 минут. См. С. Д. Артамонов «История зарубежной литературы XVII-XVII в.в.)

– Теперь, я думаю, все вспомнили о выдающемся французском драматурге. Какое произведение Мольера мы изучали с вами в этом году? («Мещанин во дворянстве»). Что у вас осталось в памяти, сейчас проверим небольшой викториной или кроссвордом.

2. Викторина

  1. Главный герой комедии. (Господин Журден)
  2. Имя маркизы. (Доримена)
  3. Имя дочери господина Журдена. (Люсиль)
  4. Молодой человек, влюблённый в Люсиль. (Клеонт)
  5. У мусульман учёный юрист, знаток мусульманского права. (Муфтий)
  6. Граф, влюблённый в Доримену. (Дорант)
  7. Слуга Клеонта. (Ковьель)
  8. Служанка в доме господина Журдена. (Николь)

Ключевое слово комедия . Давайте вспомним, что такое комедия? Дадим ЛЗ.

Комедия драматическое произведение с весёлым смешным сюжетом.

III. Обзор литературы (выставка книг)

– Я вижу, что вы довольно хорошо помните произведение Мольера «Мещанин во дворянстве». Но это не единственное произведение, у него есть ещё много комедий. (Зачитать первый эпиграф).

Хочу познакомить вас с ещё несколькими комедиями, представленными на этой выставке. В этой книге вы найдёте такие комедии Мольера, как «Дон Жуан, или каменный гость», «Скупой», «Мнимый больной», «Плутни Скапена».

Сегодня наш урок посвящён комедии Мольера «Тартюф». А тема нашего урока «Тартюф Мольера-образец ханжества и фальши». И как подтверждение этому эпиграфом я взяла слова А. С. Пушкина. (Зачитать второй эпиграф).

IV. Запись числа, темы урока, эпиграфа в тетрадь

V. Знакомство с новой темой

– Кто такой Тартюф? (Главный герой комедии)

– Есть что-то необычное в имени? (Тартюф – имя, сочинённое Мольером. В корне своём имеет старофранцузское слово “truffer” (обманывать,плутовать)

– А как вы понимаете слово ханжа ? (Дети отвечают. А в толковом словаре Ожегова такое определение. Ханжа – лицемер, прикрывающийся показной добродетельностью, набожностью. (На обратной стороне доски, затем дети записывают в тетрадь)

VI. История создания произведения «Тартюф»

(Индивидуальное сообщение учащегося)

– Итак, нам предстоит сегодня познакомиться с главным героем комедии, но сначала мне бы хотелось, чтобы вы услышали несколько слов из истории создания этого произведения. (Сообщение учащегося на 5 минут. См. в предисловии к произведению)

VII. Беседа по вопросам учителя

– Вы прочли это произведение, как вы думаете, к какому литературному направлению относится это произведение? (Классицизм)

– Какие черты характерны для классицизма? (Единство действия (т. е. одна сюжетная линия-разоблачение Тартюфа), места и времени)

– Докажите наличие этих черт в комедии. (В доме Оргона, в течение одних суток)

VIII. Знакомство с действующими лицами

– Кто является главным героем? (Тартюф)

– Почему? (Потому что все события вращаются вокруг Тартюфа, все остальные герои так или иначе взаимодействуют с ним, высказывают своё отношение к нему)

– Когда впервые появляется Тартюф на сцене? Сразу или нет? (Нет. Он появляется во втором явлении третьего действия. На протяжении первых двух актов Тартюф не появляется. Однако характеристика его вполне дана в речах действующих лиц, т. е. он разоблачён прежде, чем вышел на сцену.) (Развитие характера Тартюфа)

Давайте попробуем нарисовать образ этого человека словами героев. Все действующие герои одинаково относятся к Тартюфу? (Нет. Они разбиваются как бы на два лагеря. Одни против, другие заступаются)

IX. Самостоятельная письменная работа на 5 минут

1-й лагерь: Оргон, госпожа Пернель

(Он праведник, радетель; Благочестивец (Пернель) Бедняга;
«Вот человек!Он..Он.. Ну, словом, че-ло-век!»

2-й лагерь: Эльмира, Дамис, Дорина, Клеант

(Ловкач (Дамис), всевластный тиран, ханжа, настырный святоша, этот гусь, явился
весть кто, неведомо откуда., пустосвят, проходимец, хитёр, втирает он очки, пройдоха
этот лживый; плут и безумец (Клеант); злодей (Дамис); тварь, мошенник; скользкая
змея, лицемер, скотина

X. Проверка письменной работы (5 мин.)

– А теперь поставьте своё имя, к какому лагерю вы отнесли бы себя?

– Почему? (может вызвать восхищение своим искусством лицемерить)

– Тема нашего урока «Тартюф Мольера – образец ханжества и фальши». Поэтому скажите, как вы думаете, в каких явлениях наиболее ярко раскрывается образ тартюфа? Назвать эти моменты по тексту.

  1. Действие 3, явление 2, стр. 66 – первое появление Тартюфа
  2. Действие 3, явление 6, стр. 75 – после того, как Дамис рассказал Оргону о домогательствах Тартюфа к Эльмире.
  3. Явление 7, стр. 81 – как он себя ведёт
  4. Стр. 84 – зачитать
  5. Явление 4, стр. 89 – сцена разоблачения
  6. Явление 7, стр. 112-113

XI. Работа по иллюстрациям к произведению

Какой момент запечатлён на данной иллюстрации? (Сцена разоблачения)

– Давайте заострим на это внимание, как, с помощью каких средств происходит разоблачение Тартюфа?

XII. Выразительное чтение по ролям сцены разоблачения

(Явление 4-7, стр. 89-98)

– Так как же происходит разоблачение Тартюфа? (Жена помогает ему увидеть истинное лицо Тартюфа)

– После этой сцены разоблачения, Тартюф полностью побеждён или он ещё чувствует силы и сопротивляется? (Он продолжает бороться за право наследства, за дом)

– А когда наступает полное разоблачение? (После вмешательства короля)

– А какой момент запечатлён на второй иллюстрации? (Полное разоблачение)

– Найдите в тексте и зачитайте слова, характеризующие эту иллюстрацию.

Офицер
«Наш государь – враг лжи. От зоркости его
Не могут спрятаться обман и плутовство»

XIII. Актуальность

– Это произведение XVII века, сейчас XXI век. Как вы считаете, почему до сегодняшнего дня произведение это читается, по нему ставятся спектакли, снимаются фильмы? (Потому что в наше время такие пороки как лицемерие, лживость, фальш, ханжество до сих пор не изжиты. Многие люди обращают внимание на внешний облик людей, на их манеры и речь, а не на поступки, т. е. так же как и Оргон со своей матерью позволяют себя обманывать лжецами, лицемерами.)

XIV. Резерв времени

Такое произведение глубоко на одном уроке проанализировать мы не смогли, совсем не коснулись характеров других действующих лиц, но мне хотелось бы проверить, насколько правильно вы их понимаете небольшим тестом.

Тема урока: Х VII век - эпоха расцвета классицизма в литературе и искусстве.

Жан Батист Мольер. Жизнь и творчество великого французского комедиографа.

Знакомство с комедией «Мещанин во дворянстве».

Цели: дать понимание отличительных особенностей классицизма в литературе и искусстве, условий и причин его возникновения; познакомить с личностью и творчеством французского комедиографа Ж.Б.Мольера; выяснить, в чем причина популярности личности и творчества драматурга; содействовать воспитанию интереса к творчеству Мольера и литературы в целом.

Эпиграф к уроку: « Вот он – король французской драматургии!» М.А. Булгаков. «Жизнь господина де Мольера».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: портрет Ж.Б. Мольера, презентация «Жизнь и творчество французского комедиографа Мольера Ж.Б.», таблица «Основные особенности классицизма как литературного направления, роман М.А. Булгакова «Жизнь господина де Мольера».

Ход урока:

1.Актуализация опорных знаний.

1.Чтение сонетов У. Шекспира наизусть.

2.Почему 2 этап творчества Шекспира называется трагическим?

11. Работа над темой урока.

Слово учителя. Эпоху Возрождения, пережившую крах гуманистических идей, сменила эпоха разума- эпоха классицизма, которая царствовала в век Просвещения.

Что представляет собой век Просвещения? Каковы причины возникновения классицизма – нового литературного направления, господствовавшего в век Просвещения?

1). Лекция учителя (основные положения в виде тезисов записываются в тетради обучающихся)

Классицизм (лат. classicus – образцовый)-художественное направление в литературе и искусстве. Исторические рамки: 17- начало 19 века. Родина возникновения – Италия. Представители: в Италии – Альфьери; во Франции – Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен; в Германии – Лессинг, Гете, Шиллер; в России – Сумароков, Княжнин, Ломоносов, Тредиаковский. Теоретические принципы изложены в статье Николя Буало «Поэтическое искусство».

2). Работа с таблицей «Особенности классицизма как литературного направления». (Использую заранее подготовленную в ноутбуке).

3). Знакомство с личность и творчеством Ж.Б. Мольера.

А). Чтение отрывка из романа М.А. Булгакова «Жизнь господина де Мольера».

Б). Презентация творческой группы обучающихся «Жизнь и творчество французского комедиографа Мольера».

4). Работа с учебником. Составление хронологической таблицы по творчеству Мольера.

5).Словарная работа. Этимология и значение слов «мизантроп», «тартюф», «невежа» и «невежда».

6). Знакомство с комедией «Мещанин во дворянстве». Действующие лица комедии.

111. Рефлексия.

Чем вызвано возникновение классицизма?

Что характерно для нового художественного направления?

Как вы понимаете слова Булгакова «Этот младенец станет более известен, чем ныне царствующий король ваш Людовик Х111, он станет более знаменит, чем следующий король, э этого короля назовут…Король Солнце!» ?

Домашнее задание по группам:

1 группа – используя текст комедии составить рассказ о Журдене;

2 группа – доказать, что невежественный человек;

3 группа – сделать анализ композиции комедии.

Настоящее имя - Жан Батис Поклен (1622-1673гг.). Величайший комедиограф в мировой литературе. Достоверных сведений о Мольере сохранилось мало. До наших дней не дошло ни одной рукописи драматурга. Родился в Париже. Точная дата не известна - то ли 13, то ли 16 января 1622г. в семье королевского обойщика и гравировщика, который затем стал камердинером короля. Отец Мольера был зажиточным человеком, коммерсантом по своей натуре. Мать Мольера была женщиной скромной, очень тихой, нежной. Умерла, когда мальчику исполнилось 10 лет. В дом вошла мачеха, которая особо воспитанием пасынка не занималась. Дед со стороны матери Луи Крессе вмешался - он потребовал, чтобы мальчика отправили учиться в Клермонский колледж . За очень короткий срок Мольер становится лучшим учеником. Дед водил своего внука в театр - Бургундский отель. Именно дед познакомил Мольера с миром театра, водил его на ярмарки. Отец планировал передать своему старшему сыну и должность почетную, и свой “бизнес”. Но с сыном спорить не стал, когда тот выбрал театральную жизнь - выделил денег и отпустил

Мольер, благодаря этому малому капиталу, создает свой театр - Блистательный театр.

Вместе со своими друзьями пытается покорить Париж. Сам, сначала, выступает в роли трагического актера. Считал, что в трагедиях сможет проявить свой актерский талант. Но он от природы немного заикался и таланта трагического не имел - это делало его каким-то жалким на сцене. Для осознания этого, ему понадобилось время. А пока, исполняет очень слабые трагические роли. Зал пустой. Касса пустая. За долги попадает в долговую тюрьму. На помощь приходит отец - расплачивается со всеми долгами сына. Мольер извлекает очень важный урок. Мольер был по своей натуре очень целеустремлённым человеком, умел преодолевать трудности. Это мужество его выручало много раз. Решает идти более сложным путем - покорить сначала провинцию. Этот период его творчества был достаточно длительным и достаточно сложным в материальном и бытовом отношениях. 13 лет его труппа ездит по городам Франции. Это была настоящая школа жизни. Мольер не только учился выживать в трудных ситуациях, но он расширил кругозор. Увидел, как живут люди разных сословий, наблюдал за жизнью людей, прислушивался к народной речи. И так, по крупице, он собирал жизненный материал, который впоследствии станет основой его творчества.

В его театре ставили и комедии, и трагедии. Мольер, как руководитель труппы, заботился, чтобы в кассе театра была прибыль, поэтому следил за реакцией публики на выступлениях. Начинает переделывать существующие пьесы. Это был первый шаг к самостоятельному творчеству. В этот период пишет и готовит к постановке свою комедию “Сумасброд” . Представление этой пьесы происходило в городе Леон и имело очень большой успех. Публика стала осаждать кассу театра. Слух о Мольере дошел до Парижа и до самого короля, который очень любил театральные представления. Людовик XIV приглашает Мольера выступить в Версаль. Мольер согласился, но он еще не до конца осознает, что комедии лучше трагедий и показывает королю трагедию “Никомед" . Видит, что публика заскучала - прекращает выступление и тут же, перестроившись, показывает фарс “Влюбленный доктор” .

Начинается парижский период творческой биографии Мольера. За 14 лет написал более 30 пьес. Его дарование развернулось здесь во всем блеске. Этот успех и благосклонность короля вызывали зависть у придворных. У Мольера появилось немало недоброжелателей. Многие придворные узнавали самих себя в пьесах, пытались ему отомстить. Против драматурга восстала церковь. Требовали его казнить, четвертовать. Но Мольер очень стойко держался, сражался за каждую свою пьесу, но в конце концов он просто устал - от суете, атмосферы травли со стороны завистников. Поэтому он покупает дом, чтобы там спокойно жить и творить. Время от времени пишет новые пьесы, выступает. Умер Мольер на сцене. Он играл в своей же собственной пьесе “Мнимый больной” . Почувствовал себя плохо во время выступления. Едва доиграл спектакль и скоропостижно умер в театре. Некоторые считают, что он был отравлен. Дальше началось невообразимое - церковь запретила хранить драматурга в освященной земле. Королю говорили, что, дескать, занимался он всю жизнь небогоугодным делом и умер без причастия, хоронить его надо как самоубийц. Тайно, ночью, по велению короля драматурга похоронили на пятом футе в земле без каких-либо почестей.

Эстетические взгляды Мольера. Он сформулировал их в произведениях “Критика на школу жён” и “Версальский экспромт” . По мнению Мольера, комедия не только равноправный с трагедией жанр, но даже выше ее, т.к. “способствует искоренению пороков”. Мольер считал театр трибуной для выражения идей и школой для общества. “Театр обладает великой исправительной силой”, - утверждал он. Комедия должна быть зеркалом общества и отражать, в первую очередь, его недостатки. Основной критерий художественности, по мнению Мольера - правда жизни. Комедия должна отражать наиболее закономерные явления действительности и создавать обобщенные характеры, т.е. рисовать не портреты, а нравы (герой должен быть не индивидуальностью, а должен выражать одну черту личности). В отличие от трагедии, изображающей героев, комедия должна изображать людей и, тем самым, максимально приближаться к зрителю.

Источники “ мольеровского” театра.

  1. Французский фарс (фарс - вставные, смешные сценки) - иначе французский фарс называют “комедией положения”. В основе фарса - внешний комизм (побои, шлепки, какие-то неудачные падения, смешные ситуации. Комические признаки поддерживаются внешностью - большой нос, цвет волос). У Мольера все эти приемы тоже используются;
  2. Итальянская комедия масок . Комедия “Дель Арте”. В основе - закрепленные за героями амплуа или маски.
  3. Французская классицистическая трагедия . Из трагедии Мольер заимствует психологизм и проблематику.

Мольер (Жан Батист Поклен) родился около 1618-1622 гг. Величайший комедиограф Франции, создатель классической комедии. Автор пьес - "Летающий доктор", "Школа мужей", "Брак поневоле", "Тартюф", "Дон Жуан", "Скупой", "Проделки Скапена" и др. Умер 17 февраля 1673 года, в городе Париж.

Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Мольер (Жан Батист Поклен)

  • Правдивость не порок.
  • Любовь - великий учитель.
  • Не рассудок управляет любовью.
  • Умрем лишь раз, но это уж надолго.
  • Ученость в дураке несноснее всего.
  • Грамматика повелевает даже царями.
  • Дурная жизнь приводит к дурной смерти.
  • Как приятно знать, что ты что-то узнал.
  • От книжной мудрости глупец тупее вдвое.
  • Завистники умрут, но зависть - никогда.
  • Кто хоть раз в жизни не терял рассудка?
  • Кто время выиграл - все выиграл в итоге.
  • Бессильна с клеветой бороться добродетель.
  • Кто не знал любви,тот все равно что не жил.
  • В любви притворство очень похоже на правду.
  • Я вижу - человек страшней, чем лютый зверь.
  • Любовь ревнивца более походит на ненависть.
  • Благоразумие просвещает,а страсть ослепляет.
  • Музыка - чудесная приправа к хорошему обеду.
  • Тот, кто хочет обвинять, не вправе торопиться.
  • Кто любит - должен тот быть твердым, как скала.
  • Кто всякому друг,того я другом своим не считаю.
  • Из всех вечных вещей любовь длится короче всего.
  • Женщины больше всего любят, когда на них тратятся.
  • Лишь тот блаженство знал, кто страстью сердце нежил.
  • Медицина - одно из величайших заблуждений человечества.
  • Многие люди умирают не от своих болезней, а от лекарств.
  • Самое невинное занятие люди могут сделать преступлением.
  • Лучше умереть по всем правилам, нежели выздороветь против правил.
  • Красавица все может себе позволить, красавице все можно простить.
  • Нет ничего более сладостного, чем сломать сопротивление красавицы.
  • Лицемерие - модный порок, а все модные пороки сходят за добродетели.
  • Высшее доказательство любви - это подчинение воле того, кого любишь.
  • На словах все люди одинаковы, и только поступки выявляют их различие.
  • Чем только не поступаются ради того, чтобы именоваться знатною дамой!
  • Мы любим иногда, не ведая о том, но часто бред пустой любовью мы зовем.
  • Кто всегда уныл, ревнив и мрачен, того дебют в любви частенько неудачен.
  • Худо, ежели противен тестю зять, Но если муж жене противен - вдвое хуже.
  • Притворство сплачивает воедино тех, кто связан круговой порукой лицемерия.
  • Кто чересчур насчёт рогов опаслив, тот вовсе не женись - другого средства нет.
  • Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.
  • Коль жены думают лишь о своих мужьях; Им вовсе ни к чему рядиться в пух и прах.
  • Молодые люди дурно себя ведут чаще всего потому, что отцы их плохо воспитывают.
  • Ей старость помогла соблазны побороть. Да, крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть.
  • Движения ревности должны быть несносны, когда происходят от любви, которая нам противна.
  • Зарождющееся влечение таит в себе неизъяснимое очарование,вся прелесть любви - в переменах.
  • Нет ничего настолько дерзкого и смешного, чего нельзя было бы проглотить, приправив похвалами.
  • Кто очень сухощав, тот охотно носит фуфайку, у кого мало содержания - те раздувают его словами.
  • Добродетель - это первый признак благородства, именам я придаю куда меньше значения, чем поступкам.
  • От речей дело вперед не двигается. Надо действовать, а не говорить, дела решают спор лучше, чем слова.
  • Что бы ни говорили, есть в человеке что-то необыкновенное - такое, чего никакие ученые не могут объяснить.
  • Когда говорит человек в мантии и шапочке, всякая галиматья становится ученостью, а всякая глупость - разумной речью.
  • На свете нет лекарств противу клеветы. Нам надо честно жить и презирать злословье, а сплетники пускай болтают на здоровье.
  • На фимиам не проживешь. Одних похвал человеку недостаточно, ему давай чего-нибудь посущественнее; лучший способ поощрения - это вложить вам что-нибудь в руку.
  • Сильный удар наносится порокам, когда они выставляются на всеобщее посмеяние. Порицание легко переносят, но насмешку далеко не так. Никто не хочет быть смешным.
  • Самое несносное в любви - это спокойствие. Безоблачное счастье может наскучить, в жизни никак нельзя обойтись без приливов и отливов: с препятствиями и любовь разгорается сильней, и наслаждение ценится больше.

Кто всякому друг, того я другом не считаю.

Дураки

Учёность в дураке несноснее всего.

Жена

Коль жёны думают лишь о своих мужьях,
Им вовсе ни к чему рядиться в пух и прах.

Женщины

Женщины больше всего любят, когда на них тратятся.

Жизнь

Дурная жизнь приводит к дурной смерти.

Зависть

Завистники умирают, но зависть - никогда.

Знания

Как приятно знать, что ты что-то узнал!

Клевета

На свете нет лекарств против клеветы.
Нам надо честно жить и презирать злословье,
А сплетники пускай болтают на здоровье.

Бессильна с клеветой бороться добродетель.

Лесть

Подражай людям в их склонностях, следуй их правилам, потворствуй их слабостям, восторгайся каждым их поступком - и делай из них что хочешь; это самый лучший путь, можно смело играть в открытую. Пересаливать не бойся, тут и самый умный человек поймается, как последний дурак, явный вздор, явную нелепость проглотит и не поморщится, если только это кушанье приправлено лестью. Нельзя сказать, чтобы это было честно, но к нужным людям необходимо применять. Раз другого средства нет, виноват уже не тот, кто льстит, а тот, кто желает, чтобы ему льстили.

Лицемерие

Лицемерие - модный порок, а все модные пороки сходят за добродетели.

Притворство сплачивает воедино тех, кто связан круговой порукой лицемерия.

Любовь

Мы любим иногда, не ведая о том, а часто бред пустой любовью мы зовём.

Кто всегда уныл, ревнив и мрачен,
Того дебют в любви частенько неудачен.

Самое несносное в любви - это спокойствие. Безоблачное счастье может наскучить, в жизни никак нельзя обойтись без приливов и отливов: с препятствиями и любовь разгорается сильней, и наслаждение ценится больше.

Любовь ревнивца более походит на ненависть.

Кто не знал любви, тот всё равно что не жил.

Зарождающееся влечение таит в себе неизъяснимое очарование, вся прелесть любви - в переменах.

Высшее доказательство любви - это подчинение воле того, кого любишь.

В любви притворство очень похоже на правду.

Медицина

Медицина - одно из величайших заблуждений человечества.

Молодость

Молодые люди дурно себя ведут чаще всего потому, что отцы их плохо воспитывают.

Нравственность

Крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть.

Обвинения

Тот, кто хочет обвинять, не вправе торопиться.

Обиды

Коль нанесли тебе сердечную обиду,
Плати забвением - так гордость нам велит;
Не можешь позабыть - тогда хоть сделай вид,
Не унижай себя.

Правда

Правдивость не порок.

Предки

Знатное происхождение без добродетели - ничто. Славе наших предков мы сопричастны лишь в той мере, в какой сами стремимся походить на них. Блеск их деяний, что озаряет и нас, налагает на нас обязанность воздавать им такую же честь, идти по их стопам и не изменять их добродетели, если мы хотим считаться их истинными потомками.

Разум

Благоразумие просвещает, а страсть ослепляет.

Рассудок

Не рассудок управляет любовью.

Кто хоть раз в жизни не терял рассудка?

Удовольствие

Нет ничего более сладостного, чем сломать сопротивление красавицы.

Человек

Что бы ни говорили, есть в человеке что-то необыкновенное - такое, чего никакие учёные не могут объяснить.

Чувства

Когда веленью чувств готовы мы поддаться,
Стыдливость в том всегда мешает нам признаться.
Умейте ж распознать за холодностью слов
Волнение души и сердца нежный зов.

на другие темы

В проступке нет вреда, в огласке только вред.
Смущать соблазном мир - вот грех, и чрезвычайный,
Но не грешно грешить, коль грех окутан тайной.

Грамматика повелевает даже царями.

Когда говорит человек в мантии и шапочке, всякая галиматья становится учёностью, а всякая глупость - разумной речью.

Коль девушку ведут неволей под венец,
Тут добродетели нередко и конец.
Ведь может быть супруг за честь свою спокоен
Лишь при условии, что сам любви достоин.
И если у мужей растёт кой-что на лбу,
Пускай винят себя - не жён и не судьбу.

Красавица всё может себе позволить, красавице всё можно простить.

Кто чересчур насчёт рогов опаслив, тот вовсе не женись - другого средства нет.

Лжеправедники есть, как есть лжехрабрецы.
Бахвальством не грешат отважные бойцы,
А праведники те, что подают пример нам,
Не занимаются кривляньем лицемерным.

На фимиам не проживёшь. Одних похвал человеку недостаточно, ему давай чего-нибудь посущественнее; лучший способ поощрения - это апожить вам что-нибудь в руку.

От речей дело вперёд не двигается. Надо действовать, а не говорить, дела решают спор лучше, чем слова.

Сильный удар наносится порокам, когда они выставляются на всеобщее посмеяние. Порицание легко переносят, но насмешку далеко не так. Никто не хочет быть смешным.

Терять поклонников кокеткам тяжело,
И чтобы вновь привлечь внимание, с годами
Они становятся завзятыми ханжами.
Их страсть - судить людей. И как суров их суд!
Нет, милосердия они не признают.
На совести чужой выискивают пятна,
Но не из добрых чувств - из зависти, понятно.
Злит этих праведниц: зачем доступны нам
Те радости, что им уже не по зубам?