Жан батист мольер цитаты. Мольер

«Я должен смешить людей, исправляя их», — часто повторял Жан-Батист Поклен, более известный как Мольер. Автор «Тартюфа» и «Дон Жуана» покинул наш бренный мир в пятницу, 17 февраля 1673 года, спустя месяц после своего 51-го дня рождения.

Анна Зарубина вспоминает великого французского комедиографа подборкой цитат из его бессмертных произведений.

«Высшее доказательство любви — это подчинение воле того, кого любишь»

«Зарождающееся влечение таит в себе неизъяснимое очарование, вся прелесть любви — в переменах»

«Добродетель — это первый признак благородства, именам я придаю куда меньше значения, чем поступкам»

«Кто всякому друг, того я другом не считаю»

«Лицемерие — модный порок, а все модные пороки сходят за добродетели»

Жан-Батист Мольер, портрет работы Шарля Антуана Куапеля

«Коль жены думают лишь о своих мужьях;

Им вовсе ни к чему рядиться в пух и прах»

«Женщины больше всего любят, когда на них тратятся»

«Нет ничего более сладостного, чем сломить сопротивление красавицы»

«Кто всегда уныл, ревнив и мрачен,

Того дебют в любви частенько неудачен»

«Крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть»


Мольер в роли Цезаря в пьесе Пьера Корнеля «Смерть Помпея». Никола Миньяр, 1658 год

«Многие люди умирают не от своих болезней, а от лекарств»

«Что бы ни говорили, есть в человеке что-то необыкновенное — такое, чего никакие ученые не могут объяснить»

«Подражай людям в их склонностях, следуй их правилам, потворствуй их слабостям, восторгайся каждым их поступком — и делай из них что хочешь; это самый лучший путь, можно смело играть в открытую… Пересаливать не бойся, тут и самый умный человек поймается, как последний дурак, явный вздор, явную нелепость проглотит и не поморщится, если только это кушанье приправлено лестью. Нельзя сказать, чтобы это было честно, но к нужным людям необходимо применяться. Раз другого средства нет, виноват уже не тот, кто льстит, а тот, кто желает, чтобы ему льстили»

«Слова нынче дешевы»

«Коль нанесли тебе сердечную обиду,

Плати забвением — так гордость нам велит;

Не можешь позабыть — тогда хоть сделай вид,

Не унижай себя»



Бюст Мольера работы Жан-Жака Кафери, 1785 год

«Молодые люди дурно себя ведут чаще всего потому, что отцы их плохо воспитывают»

«От речей дело вперед не двигается. Надо действовать, а не говорить, дела решают спор лучше, чем слова»

«Кто время выиграл — все выиграл в итоге»

«Кто добродетелен, тех травят бессердечно;

Завистники умрут, но зависть будет вечно»

«В душе померк бы день и тень настала б вновь,

Когда бы из нее изгнали бы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстью сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно что не жил…»

Разделы: Литература

Мольер едва ли не самый всенародный и потому прекрасный художник нового искусства.
Л.Н. Толстой

Бессмертный Тартюф, плод самого сильного напряжения комического гения.
А.С. Пушкин

Цели:

  1. (образ.) Путём анализа сценического произведения показать развитие характера Тартюфа.
  2. (разв.) Отработка навыков выразительного чтения и развитие речи.
  3. (восп.) Привитие интереса к зарубежной литературе, к драматургическим произведениям.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Сообщение темы урока, целей

1. Вступительное слово учителя.

Урок литературы. Сегодня у нас урок внеклассного чтения по творчеству Мольера. Поэтому мне хотелось бы сначала вспомнить некоторые сведения из жизни и творчества этого человека. Для этого я просила индивидуально подготовить короткое сообщение. Давайте послушаем рассказ учащегося.

(Биография писателя на 5 минут. См. С. Д. Артамонов «История зарубежной литературы XVII-XVII в.в.)

– Теперь, я думаю, все вспомнили о выдающемся французском драматурге. Какое произведение Мольера мы изучали с вами в этом году? («Мещанин во дворянстве»). Что у вас осталось в памяти, сейчас проверим небольшой викториной или кроссвордом.

2. Викторина

  1. Главный герой комедии. (Господин Журден)
  2. Имя маркизы. (Доримена)
  3. Имя дочери господина Журдена. (Люсиль)
  4. Молодой человек, влюблённый в Люсиль. (Клеонт)
  5. У мусульман учёный юрист, знаток мусульманского права. (Муфтий)
  6. Граф, влюблённый в Доримену. (Дорант)
  7. Слуга Клеонта. (Ковьель)
  8. Служанка в доме господина Журдена. (Николь)

Ключевое слово комедия . Давайте вспомним, что такое комедия? Дадим ЛЗ.

Комедия драматическое произведение с весёлым смешным сюжетом.

III. Обзор литературы (выставка книг)

– Я вижу, что вы довольно хорошо помните произведение Мольера «Мещанин во дворянстве». Но это не единственное произведение, у него есть ещё много комедий. (Зачитать первый эпиграф).

Хочу познакомить вас с ещё несколькими комедиями, представленными на этой выставке. В этой книге вы найдёте такие комедии Мольера, как «Дон Жуан, или каменный гость», «Скупой», «Мнимый больной», «Плутни Скапена».

Сегодня наш урок посвящён комедии Мольера «Тартюф». А тема нашего урока «Тартюф Мольера-образец ханжества и фальши». И как подтверждение этому эпиграфом я взяла слова А. С. Пушкина. (Зачитать второй эпиграф).

IV. Запись числа, темы урока, эпиграфа в тетрадь

V. Знакомство с новой темой

– Кто такой Тартюф? (Главный герой комедии)

– Есть что-то необычное в имени? (Тартюф – имя, сочинённое Мольером. В корне своём имеет старофранцузское слово “truffer” (обманывать,плутовать)

– А как вы понимаете слово ханжа ? (Дети отвечают. А в толковом словаре Ожегова такое определение. Ханжа – лицемер, прикрывающийся показной добродетельностью, набожностью. (На обратной стороне доски, затем дети записывают в тетрадь)

VI. История создания произведения «Тартюф»

(Индивидуальное сообщение учащегося)

– Итак, нам предстоит сегодня познакомиться с главным героем комедии, но сначала мне бы хотелось, чтобы вы услышали несколько слов из истории создания этого произведения. (Сообщение учащегося на 5 минут. См. в предисловии к произведению)

VII. Беседа по вопросам учителя

– Вы прочли это произведение, как вы думаете, к какому литературному направлению относится это произведение? (Классицизм)

– Какие черты характерны для классицизма? (Единство действия (т. е. одна сюжетная линия-разоблачение Тартюфа), места и времени)

– Докажите наличие этих черт в комедии. (В доме Оргона, в течение одних суток)

VIII. Знакомство с действующими лицами

– Кто является главным героем? (Тартюф)

– Почему? (Потому что все события вращаются вокруг Тартюфа, все остальные герои так или иначе взаимодействуют с ним, высказывают своё отношение к нему)

– Когда впервые появляется Тартюф на сцене? Сразу или нет? (Нет. Он появляется во втором явлении третьего действия. На протяжении первых двух актов Тартюф не появляется. Однако характеристика его вполне дана в речах действующих лиц, т. е. он разоблачён прежде, чем вышел на сцену.) (Развитие характера Тартюфа)

Давайте попробуем нарисовать образ этого человека словами героев. Все действующие герои одинаково относятся к Тартюфу? (Нет. Они разбиваются как бы на два лагеря. Одни против, другие заступаются)

IX. Самостоятельная письменная работа на 5 минут

1-й лагерь: Оргон, госпожа Пернель

(Он праведник, радетель; Благочестивец (Пернель) Бедняга;
«Вот человек!Он..Он.. Ну, словом, че-ло-век!»

2-й лагерь: Эльмира, Дамис, Дорина, Клеант

(Ловкач (Дамис), всевластный тиран, ханжа, настырный святоша, этот гусь, явился
весть кто, неведомо откуда., пустосвят, проходимец, хитёр, втирает он очки, пройдоха
этот лживый; плут и безумец (Клеант); злодей (Дамис); тварь, мошенник; скользкая
змея, лицемер, скотина

X. Проверка письменной работы (5 мин.)

– А теперь поставьте своё имя, к какому лагерю вы отнесли бы себя?

– Почему? (может вызвать восхищение своим искусством лицемерить)

– Тема нашего урока «Тартюф Мольера – образец ханжества и фальши». Поэтому скажите, как вы думаете, в каких явлениях наиболее ярко раскрывается образ тартюфа? Назвать эти моменты по тексту.

  1. Действие 3, явление 2, стр. 66 – первое появление Тартюфа
  2. Действие 3, явление 6, стр. 75 – после того, как Дамис рассказал Оргону о домогательствах Тартюфа к Эльмире.
  3. Явление 7, стр. 81 – как он себя ведёт
  4. Стр. 84 – зачитать
  5. Явление 4, стр. 89 – сцена разоблачения
  6. Явление 7, стр. 112-113

XI. Работа по иллюстрациям к произведению

Какой момент запечатлён на данной иллюстрации? (Сцена разоблачения)

– Давайте заострим на это внимание, как, с помощью каких средств происходит разоблачение Тартюфа?

XII. Выразительное чтение по ролям сцены разоблачения

(Явление 4-7, стр. 89-98)

– Так как же происходит разоблачение Тартюфа? (Жена помогает ему увидеть истинное лицо Тартюфа)

– После этой сцены разоблачения, Тартюф полностью побеждён или он ещё чувствует силы и сопротивляется? (Он продолжает бороться за право наследства, за дом)

– А когда наступает полное разоблачение? (После вмешательства короля)

– А какой момент запечатлён на второй иллюстрации? (Полное разоблачение)

– Найдите в тексте и зачитайте слова, характеризующие эту иллюстрацию.

Офицер
«Наш государь – враг лжи. От зоркости его
Не могут спрятаться обман и плутовство»

XIII. Актуальность

– Это произведение XVII века, сейчас XXI век. Как вы считаете, почему до сегодняшнего дня произведение это читается, по нему ставятся спектакли, снимаются фильмы? (Потому что в наше время такие пороки как лицемерие, лживость, фальш, ханжество до сих пор не изжиты. Многие люди обращают внимание на внешний облик людей, на их манеры и речь, а не на поступки, т. е. так же как и Оргон со своей матерью позволяют себя обманывать лжецами, лицемерами.)

XIV. Резерв времени

Такое произведение глубоко на одном уроке проанализировать мы не смогли, совсем не коснулись характеров других действующих лиц, но мне хотелось бы проверить, насколько правильно вы их понимаете небольшим тестом.

Мольер (Жан-Батист Поклен), (1622-1673 гг.) комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства

Бессильна с клеветой бороться добродетель.

Благоразумие просвещает, а страсть ослепляет.

В любви притворство очень похоже на правду.

Высшее доказательство любви - это подчинение воле того, кого любишь.

Грамматика повелевает даже царями.

Добродетель - это первый признак благородства, именам я придаю куда меньше значения, чем поступкам.

Подражай людям в их склонностях, следуй их правилам, потворствуй их слабостям, восторгайся каждым их поступком - и делай из них что хочешь; это самый лучший путь, можно смело играть в открытую… Пересаливать не бойся, туг и самый умный человек поймается, как последний дурак, явный вздор, явную нелепость проглоти, и не поморщится, если только это кушанье приправлено лестью. Нельзя сказать, чтобы это было честно, но к нужным людям необходимо применяться. Раз другого средства нет, виноват уже не тот, кто льстит, а тот, кто желает, чтобы ему льстили.

Правдивость не порок.

Притворство сплачивает воедино тех, кто связан круговой порукой лицемерии.

Самое невинное занятие люди могут сделать преступлением.

Самое несносное в любви - это спокойствие. Безоблачное может наскучить, в жизни никак нельзя обойтись без приливов и отливов: с препятствиями и любовь разгорается сильней, и наслаждение ценится больше.

Сильный удар наносится порокам, когда они выставляются на всеобщее посмеяние. Порицание легко переносят, но насмешку далеко не так.

Никто не хочет быть смешным.

Терять поклонников кокеткам тяжело,
И чтобы вновь привлечь внимание, с годам
и Они становятся завзятыми ханжами.
Их страсть - судить людей. И как суров их суд!
Нет, милосердия они не признают.
На совести чужой выискивают пятна,
Но не из добрых чувств - из зависти, понятно.
Злит этих праведниц: зачем доступны нам
Те радости, что им уже не по зубам?

Тот, кто хочет обвинять, не вправе торопиться.

Ученость в дураке несноснее всего.

Что бы ни говорили, есть в человеке что-то необыкновенное - такое, чего никакие ученые не могут объяснить.

Из всех вечных вещей любовь длится короче всего.

В проступке нет вреда, в огласке только вред.
Смущать соблазном мир - вот грех, и
чрезвычайный,
Но не грешно грешить, коль грех окутан тайной.

Настоящее имя - Жан Батис Поклен (1622-1673гг.). Величайший комедиограф в мировой литературе. Достоверных сведений о Мольере сохранилось мало. До наших дней не дошло ни одной рукописи драматурга. Родился в Париже. Точная дата не известна - то ли 13, то ли 16 января 1622г. в семье королевского обойщика и гравировщика, который затем стал камердинером короля. Отец Мольера был зажиточным человеком, коммерсантом по своей натуре. Мать Мольера была женщиной скромной, очень тихой, нежной. Умерла, когда мальчику исполнилось 10 лет. В дом вошла мачеха, которая особо воспитанием пасынка не занималась. Дед со стороны матери Луи Крессе вмешался - он потребовал, чтобы мальчика отправили учиться в Клермонский колледж . За очень короткий срок Мольер становится лучшим учеником. Дед водил своего внука в театр - Бургундский отель. Именно дед познакомил Мольера с миром театра, водил его на ярмарки. Отец планировал передать своему старшему сыну и должность почетную, и свой “бизнес”. Но с сыном спорить не стал, когда тот выбрал театральную жизнь - выделил денег и отпустил

Мольер, благодаря этому малому капиталу, создает свой театр - Блистательный театр.

Вместе со своими друзьями пытается покорить Париж. Сам, сначала, выступает в роли трагического актера. Считал, что в трагедиях сможет проявить свой актерский талант. Но он от природы немного заикался и таланта трагического не имел - это делало его каким-то жалким на сцене. Для осознания этого, ему понадобилось время. А пока, исполняет очень слабые трагические роли. Зал пустой. Касса пустая. За долги попадает в долговую тюрьму. На помощь приходит отец - расплачивается со всеми долгами сына. Мольер извлекает очень важный урок. Мольер был по своей натуре очень целеустремлённым человеком, умел преодолевать трудности. Это мужество его выручало много раз. Решает идти более сложным путем - покорить сначала провинцию. Этот период его творчества был достаточно длительным и достаточно сложным в материальном и бытовом отношениях. 13 лет его труппа ездит по городам Франции. Это была настоящая школа жизни. Мольер не только учился выживать в трудных ситуациях, но он расширил кругозор. Увидел, как живут люди разных сословий, наблюдал за жизнью людей, прислушивался к народной речи. И так, по крупице, он собирал жизненный материал, который впоследствии станет основой его творчества.

В его театре ставили и комедии, и трагедии. Мольер, как руководитель труппы, заботился, чтобы в кассе театра была прибыль, поэтому следил за реакцией публики на выступлениях. Начинает переделывать существующие пьесы. Это был первый шаг к самостоятельному творчеству. В этот период пишет и готовит к постановке свою комедию “Сумасброд” . Представление этой пьесы происходило в городе Леон и имело очень большой успех. Публика стала осаждать кассу театра. Слух о Мольере дошел до Парижа и до самого короля, который очень любил театральные представления. Людовик XIV приглашает Мольера выступить в Версаль. Мольер согласился, но он еще не до конца осознает, что комедии лучше трагедий и показывает королю трагедию “Никомед" . Видит, что публика заскучала - прекращает выступление и тут же, перестроившись, показывает фарс “Влюбленный доктор” .

Начинается парижский период творческой биографии Мольера. За 14 лет написал более 30 пьес. Его дарование развернулось здесь во всем блеске. Этот успех и благосклонность короля вызывали зависть у придворных. У Мольера появилось немало недоброжелателей. Многие придворные узнавали самих себя в пьесах, пытались ему отомстить. Против драматурга восстала церковь. Требовали его казнить, четвертовать. Но Мольер очень стойко держался, сражался за каждую свою пьесу, но в конце концов он просто устал - от суете, атмосферы травли со стороны завистников. Поэтому он покупает дом, чтобы там спокойно жить и творить. Время от времени пишет новые пьесы, выступает. Умер Мольер на сцене. Он играл в своей же собственной пьесе “Мнимый больной” . Почувствовал себя плохо во время выступления. Едва доиграл спектакль и скоропостижно умер в театре. Некоторые считают, что он был отравлен. Дальше началось невообразимое - церковь запретила хранить драматурга в освященной земле. Королю говорили, что, дескать, занимался он всю жизнь небогоугодным делом и умер без причастия, хоронить его надо как самоубийц. Тайно, ночью, по велению короля драматурга похоронили на пятом футе в земле без каких-либо почестей.

Эстетические взгляды Мольера. Он сформулировал их в произведениях “Критика на школу жён” и “Версальский экспромт” . По мнению Мольера, комедия не только равноправный с трагедией жанр, но даже выше ее, т.к. “способствует искоренению пороков”. Мольер считал театр трибуной для выражения идей и школой для общества. “Театр обладает великой исправительной силой”, - утверждал он. Комедия должна быть зеркалом общества и отражать, в первую очередь, его недостатки. Основной критерий художественности, по мнению Мольера - правда жизни. Комедия должна отражать наиболее закономерные явления действительности и создавать обобщенные характеры, т.е. рисовать не портреты, а нравы (герой должен быть не индивидуальностью, а должен выражать одну черту личности). В отличие от трагедии, изображающей героев, комедия должна изображать людей и, тем самым, максимально приближаться к зрителю.

Источники “ мольеровского” театра.

  1. Французский фарс (фарс - вставные, смешные сценки) - иначе французский фарс называют “комедией положения”. В основе фарса - внешний комизм (побои, шлепки, какие-то неудачные падения, смешные ситуации. Комические признаки поддерживаются внешностью - большой нос, цвет волос). У Мольера все эти приемы тоже используются;
  2. Итальянская комедия масок . Комедия “Дель Арте”. В основе - закрепленные за героями амплуа или маски.
  3. Французская классицистическая трагедия . Из трагедии Мольер заимствует психологизм и проблематику.

Мольер (фр. Molière, настоящее имя Жан Батист Поклен; фр. Jean Baptiste Poquelin; крещён 15 января 1622, Париж - 17 февраля 1673, там же) - комедиограф Франции и новой Европы, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра.

В любви притворство очень похоже на правду.

Высшее доказательство любви - это подчинение воле того, кого любишь.

Грамматика повелевает даже царями.

Добродетель - это первый признак благородства, именам я придаю куда меньше значения, чем поступкам.

Дурная жизнь приводит к дурной смерти.

Женщины больше всего любят, когда на них тратятся.

Завистники умрут, но зависть - никогда.

Зарождающееся влечение таит в себе неизъяснимое очарование, вся прелесть любви - в переменах.

Знатное происхождение без добродетели - ничто. Славе наших предков мы сопричастны лишь в той мере, в какой сами стремимся походить на них. Блеск их деяний, что озаряет и нас, налагает на нас обязанность воздавать им такую же честь, идти по их стопам и не изменять их добродетели, если мы хотим считаться их истинными потомками.

Как приятно знать, что ты что-то узнал!

Когда веленью чувств готовы мы поддаться,
Стыдливость в том всегда мешает нам признаться.
Умейте ж распознать за холодностью слов
Волнение души и сердца нежный зов.

Когда говорит человек в мантии и шапочке, всякая галиматья становится учёностью, а всякая глупость - разумной речью.

Коль девушку ведут неволей под венец,
Тут добродетели нередко и конец.
Ведь может быть супруг за честь свою спокоен
Лишь при условии, что сам любви достоин.
И если у мужей растет кой-что на лбу,
Пускай винят себя - не жен и не судьбу.

Коль жены думают лишь о своих мужьях,
Им вовсе ни к чему рядиться в пух и прах.

Коль нанесли тебе сердечную обиду,
Плати забвением - так гордость нам велит;
Не можешь позабыть - тогда хоть сделай вид,
Не унижай себя.

Красавица все может себе позволить, красавице все можно простить.

Крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть.

Кто время выиграл - все выиграл в итоге.

Кто всегда уныл, ревнив и мрачен,
Того дебют в любви частенько неудачен.

Кто всякому друг, того я другом своим не считаю.

Кто не знал любви, тот все равно что не жил.

Кто хоть раз в жизни не терял рассудка?

Кто чересчур насчет рогов опаслив,
Тот вовсе не женись - другого средства нет.

Лжеправедники есть, как есть лжехрабрецы.
Бахвальством не грешат отважные бойцы,
А праведники те, что подают пример нам,
Не занимаются кривляньем лицемерным.

Лишь тот блаженство знал,
Кто страстью сердце нежил,
А кто не знал любви,
Тот все равно что не жил…

Лицемерие - модный порок, а все модные пороки сходят за добродетели.

Любовь ревнивца более проходит на ненависть.

Медицина - одно из величайших заблуждений человечества.

Многие люди умирают не от своих болезней, а от лекарств.

Молодые люди дурно себя ведут чаще всего потому, что отцы их плохо воспитывают.

Мы любим иногда, не ведая о том,
А часто бред пустой любовью мы зовем.

Не рассудок управляет любовью.

На свете нет лекарств противу клеветы.
Нам надо честно жить и презирать злословье,
А сплетники пускай болтают на здоровье.

На фимиам не проживешь. Одних похвал человеку недостаточно, ему давай чего-нибудь посущественнее; лучший способ поощрения - это вложить вам что-нибудь в руку.
Нет ничего более сладостного, чем сломать сопротивление красавицы.

От книжной мудрости глупец тупее вдвое.

От речей дело вперед не двигается. Надо действовать, а не говорить, дела решают спор лучше, чем слова.

Подражай людям в их склонностях, следуй их правилам, потворствуй их слабостям, восторгайся каждым их поступком - и делай из них что хочешь; это самый лучший путь, можно смело играть в открытую… Пересаливать не бойся, туг и самый умный человек поймается, как последний дурак, явный вздор, явную нелепость проглоти, и не поморщится, если только это кушанье приправлено лестью. Нельзя сказать, чтобы это было честно, но к нужным людям необходимо применяться. Раз другого средства нет, виноват уже не тот, кто льстит, а тот, кто желает, чтобы ему льстили.

Правдивость не порок.

Притворство сплачивает воедино тех, кто связан круговой порукой лицемерии.

Самое невинное занятие люди могут сделать преступлением.

Самое несносное в любви - это спокойствие. Безоблачное счастье может наскучить, в жизни никак нельзя обойтись без приливов и отливов: с препятствиями и любовь разгорается сильней, и наслаждение ценится больше.

Сильный удар наносится порокам, когда они выставляются на всеобщее посмеяние.
Порицание легко переносят, но насмешку далеко не так. Никто не хочет быть смешным.

Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.

Терять поклонников кокеткам тяжело,
И чтобы вновь привлечь внимание, с годами
Они становятся завзятыми ханжами.
Их страсть - судить людей. И как суров их суд!
Нет, милосердия они не признают.
На совести чужой выискивают пятна,
Но не из добрых чувств - из зависти, понятно.
Злит этих праведниц: зачем доступны нам
Те радости, что им уже не по зубам?

Тот, кто хочет обвинять, не вправе торопиться.

Ученость в дураке несноснее всего.

Что бы ни говорили, есть в человеке что-то необыкновенное - такое, чего никакие ученые не могут объяснить.

Из всех вечных вещей любовь длится короче всего.

В проступке нет вреда, в огласке только вред.
Смущать соблазном мир - вот грех, и
чрезвычайный,
Но не грешно грешить, коль грех окутан тайной.