Йозефа гайдна музыкальная. Биография гайдна

1. Характеристика творческого стиля Гайдна.

Й. Гайдн (1732 - 1809) – австрийский композитор (местечко Рорау близ Вены) – представитель венской классической школы. Способствовал формированию классических жанров – симфонии, сонаты, инструментального концерта, квартета, а также сонатной формы.

Именно Гайдну суждено было стать родоначальником классического симфонизма. Он окончательно утвердил классические принципы построения сонатно-симфонического цикла. Сонатно-симфонический цикл состоит обычно из 3-х или 4-х частей. В 3-хчастный цикл (соната, концерт) входят сонатное allegro, медленная часть (Adagio, Andante, Largo) и финал. В 4-хчастном цикле (симфония, квартет) между медленной частью и финалом находится менуэт (Бетховен же отступает от этой традиции и вводит вместо менуэта скерцо).

В творчестве Гайдна сложился постоянный состав струнного квартета, ставшего характерным представителем камерной инструментальной музыки: 2 скрипки, альт, виолончель.

Гайдн утвердил также классический – парный – состав симфонического оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, пара литавр и струнный квинтет: 2 группы скрипок (I и II), альты, виолончели и контрабасы. Изредка в симфониях Гайдна появляются кларнеты. А вот тромбоны впервые использует лишь Бетховен.

Гайдн писал музыку в самых разнообразных жанрах:

104 симфонии;

Огромное количество камерных ансамблей (83 квартета, трио);

Свыше 30 концертов для различных инструментов, в т.ч. и клавира;

Произведения для клавира соло: 52 сонаты, рондо, вариации;

2 оратории: «Сотворение мира» и «Времена года»;

Около 50 песен;

Творческий путь Гайдна оказался на редкость долгим. При Гайдне протекала деятельность Баха и его сыновей, при нём осуществил свою оперную реформу Глюк, он общался с Моцартом, которого считал первым композитором мира (в свою очередь, Моцарт посвятил Гайдну 6 квартетов). При жизни Гайдна была написана большая часть симфоний Бетховена, который в молодости брал у него уроки. Гайдн умер незадолго до того, как юный Шуберт начал сочинять свои песни. Даже на склоне лет композитор был на редкость свежим и бодрым человеком, полным творческих сил и молодого задора.

Искусство Гайдна тесно связано с эпохой Просвещения, что проявляется в:

рациональной основе его творчества;

стройности, уравновешенности и продуманности всех компонентов художественного образа;

связи с фольклором (один из главных лозунгов немецкого Просвещения). Творчество Гайдна – своеобразная антология фольклора разных народов (австрийского, немецкого, венгерского, славянского, французского). Гайдн родился в Австрии, неподалёку от Венгрии. Однако в округе преобладало хорватское население. Два года Гайдн служил в чешской усадьбе у графа Морцина и 30 лет – у венгерского князя Эстергази. Всю жизнь он впитывал в себя музыкальную речь разных народов. Но ближе всего Гайдну была стихия австро-немецкой бытовой песенно-танцевальной музыки.

оптимистическом строе произведений. Бодрая, энергичная, жизнерадостная, музыка Гайдна вселяет веру в силы человека, поддерживает его стремление к счастью. В одном из своих писем Гайдн писал: «Часто, когда я боролся со всевозможными препятствиями, которые возникали на пути моего труда, когда сила духа и тела покидало меня и мне бывало трудно не сойти со стези, на кою я ступил, тогда сокровенное чувство нашёптывало мне: «На земле так мало весёлых и довольных людей, повсюду их подстерегают заботы и горе, быть может, твой труд станет источником, из коего озабоченный и обременённый делами человек почерпнет на несколько мгновений покой и отдых»».

Излюбленные образы гайдновского творчества:

юмористические,

народно-бытовые. Это не генделевский легендарно-героический народ, а простые люди, крестьяне, современники композитора (отец Гайдна – сельский каретник, мать - кухарка).

2. Симфонии и струнные квартеты.

Симфонии и струнные квартеты – ведущие жанры в творчестве Гайдна, хотя значение его сонат, концертов, трио, ораторий также велико.

Многие симфонии и квартеты Гайдна известны под неофициальными названиями. В одних случаях они отражают звукоподражательный или изобразительный аспект гайдновских тем, в других – напоминают об обстоятельствах их создания или первого исполнения.

К I группе относятся следующие симфонии:

«Охота», № 73

«Медведь», № 82

«Курица», № 83

«Военная», № 100

«Часы», № 101;

а также квартеты:

«Птичий», соч. 33, № 3

«Лягушачий» соч. 6, № 6

«Жаворонок», соч. 64, № 5

«Всадник», соч. 74, № 3.

Ко второй группе относятся симфонии:

«Учитель», № 55

«Мария Терезия», № 48

«Оксфордская», № 92 (эту симфонию Гайдн исполнил, когда в Оксфордском университете ему присвоили почётное звание доктора музыки).

В 80-е годы написаны «Парижские» симфонии (т. к. впервые прозвучали в Париже). В 90-е годы Гайдном созданы знаменитые «Лондонские» симфонии (их 12, среди них - № 103 «С тремоло литавр», № 104 «Саломон, или Лондон»). Примечательно, что сам Гайдн дал названия только трём ранним симфониям: «Утро», «Полдень», «Вечер» (1761).

Подавляющее большинство симфоний Гайдна светлые, оптимистичные, мажорные. Есть у Гайдна и «серьёзные», драматические симфонии – это минорные симфонии 1760 – 70-х гг.: «Жалоба», № 26; «Траурная», № 44; «Прощальная», № 45; «Страдание», № 49. Это время отмечено размолвками между Гайдном и князем Николаусом Эстергази, которого не удовлетворял чрезмерно трагичный, по его мнению, тон гайдновской музыки. Поэтому Гайдн написал 18 струнных квартетов (ор. 9, 17, 20), которых назвал «Солнечными квартетами».

Среди ранних симфоний особого внимания заслуживает «Прощальная симфония» (1772). Вместо 4-х частей в ней 5 – последняя часть введена дополнительно с оригинальной целью: во время её исполнения, по замыслу Гайдна, музыканты по очереди тушили свечи, забирали свои инструменты и уходили – вначале 1-й гобой, 2-я валторна, затем – 2-й гобой и 1-я валторна. Симфонию заканчивали 2 скрипача. По поводу её окончания сложилась легенда, ныне оспариваемая. Князь Эстергази долго держал капеллу в своей летней резиденции и не давал музыкантам отпуска. Музыканты оркестра обратились к Гайдну с просьбой похлопотать за них перед князем. Гайдн тогда и сочинил эту симфонию, финал которой, где музыканты по очереди уходят, должен был явиться для князя соответствующим намёком.

В 80-е гг. Гайдн создал «Русские» квартеты, ор. 33 (их всего 6). Название объясняется посвящением их великому князю Павлу, будущему императору Росси, который в 80-х гг. жил в Вене. В 1787 г. Появились ещё 6 квартетов ор. 50, посвящённых королю Пруссии (отмечены влиянием Моцарта).

3. Ораториальное творчество.

К вершинным творениям Гайдна принадлежат и его оратории – «Сотворение мира» «Времена года». Обе они написаны под впечатлением от ораторий Генделя, которые Гайдн слышал в Лондоне. В их основе – английские литературные первоисточники: поэма Мильтона «Потерянный рай» и поэма Томсона «Времена года». Сюжет первой оратории традиционно библейский: картина сотворения мира и жизнь Адама и Евы в раю. «Времена года» - светская оратория. Главные герои – простые люди, крестьяне: старый пахарь Симон, его дочь Ганна и молодой крестьянин Лука. В 4-х частях оратории композитор изображает все времена года и сопоставляет картины природы (летняя гроза, зимняя стужа) с картинами крестьянского быта.

ФРАНЦ ЙОЗЕФ ГАЙДН

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ОВЕН

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: АВСТРИЕЦ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: КЛАССИЦИЗМ

ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «СТРУННЫЙ КВАРТЕТ РЕ МИНОР»

ГДЕ ВЫ СЛЫШАЛИ ЭТУ МУЗЫКУ: В МНОГОЧИСЛЕННЫХ СЦЕНАХ СВАДЕБ НА ЭКРАНЕ. В ТОМ ЧИСЛЕ В ФИЛЬМЕ «СВАДЕБНЫЕ ПРИЛИПАЛЫ».

МУДРЫЕ СЛОВА: «Я БЫЛ ОТРЕЗАН ОТ МИРА. ВОКРУГ НЕ БЫЛО НИКОГО, КТО БЫ СМУЩАЛ МЕНЯ ИЛИ ИЗВОДИЛ. Я БЫЛ ОБРЕЧЕН НА ОРИГИНАЛЬНОСТЬ».

На протяжении тридцати лет Йозеф Гайдн был слугой. Следует признать, высокопоставленным слугой, и все же, как обыкновенный повар, он ежедневно выслушивал распоряжения своих хозяев.

Слуга, по определению, обязан постоянно кланяться, шаркать ножкой и всячески лебезить, однако преимущества его положения также очевидны. Многие годы у Гайдна была публика, всегда готовая слушать его сочинения, качественный оркестр под рукой и досуг, чтобы заниматься тем, что его более всего интересовало в музыке.

Разумеется, Гайдн был счастлив, когда в конце концов оказался предоставленным самому себе, но пользы, которую принесли ему годы, проведенные в услужении, он никогда не отрицал. Этот опыт помог ему превратиться в одного из самых оригинальных - и влиятельных - композиторов своего времени.

СИЛЕН ТАЛАНТОМ, БОГАТ НИЩЕТОЙ

Гайдн родился в семье колесных дел мастера в австрийской деревне Рорау неподалеку от венгерской границы. Его отец Матиас самостоятельно выучился играть на арфе и долгими зимними вечерами развлекался тем, что наигрывал народные мелодии. Второй сын Матиаса, Йозеф, с ранних лет подпевал отцу красивым высоким голосом. Родители отметили, что мальчик на удивление точно попадает в ноты. Рорау мало что могла предложить музыкально одаренному ребенку, и когда Гайдну было всего шесть лет, его отправили в город Хайнбург к пожилому родственнику, школьному учителю.

В Хайнбурге Гайдн провел два года, постигая различные премудрости, но по-настоящему заманчивые горизонты открылись перед ним, когда в городе побывал проездом директор капеллы венского собора Св. Стефана. Услышав, как поет юный Гайдн, венский музыкант определил его в соборный хор мальчиков.

Увы, мальчишечьим сопрано уготована короткая жизнь. Подростком Гайдн, беспокоясь за свое будущее, всерьез подумывал сохранить голос, пополнив ряды кастратов, но отец каким-то образом узнал о его планах и срочно выехал в Вену, чтобы помешать сыну их осуществить. Когда у Гайдна сломался голос, директор хора немедленно его уволил. Шестнадцатилетний юноша оказался на улице с тремя рубашками, потрепанным пальто и обширными музыкальными познаниями.

КУЛИНАРНЫЙ СЕКРЕТ ФРАУ ГАЙДН

По счастливой случайности Гайдн встретил отзывчивого знакомого, который не позволил ему спать на улице. Спустя некоторое время Гайдн «разбогател» настолько, что смог снять себе жилье в Вене - убогую комнатенку на шестом этаже без печки и даже без окна; но он сумел наскрести на пианино, а больше ему ничего и не надо было.

Играя в венских оркестрах, изредка исполнявших его собственные сочинения, Гайдн постепенно привлек внимание знатных меломанов, и в 1759 году он получил место капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина. Таким образом у молодого человека появилось достаточно средств, чтобы жениться. Он влюбился в Терезу Келлер, дочь постижёра, но родители постановили отдать Терезу в монахини. Однако Келлеры, наметанным глазом увидев в Гайдне добротного жениха, уговорили его жениться на сестре Терезы - Марии-Анне.

Если этот союз и внушал кому-либо трепетные надежды, очень скоро они были развеяны в прах. Мария-Анна, будучи старше мужа, обладала сварливым характером, но ее самый непростительный изъян - с точки зрения мужа - состоял в том, что она совершенно не интересовалась музыкой. «Ей все равно, за кем быть замужем - за сапожником или художником», - жаловался Гайдн. Детей у них не было, и спустя несколько лет семейная жизнь свелась к сценам ревности и взаимным оскорблениям. По слухам, фрау Гайдн использовала партитуры мужа в качестве бумаги для выпечки.

ИЗ ГРЯЗИ В КНЯЗИ

Несмотря на семейные трудности, дела у Гайдна шли отлично. В 1761 году его взяли помощником капельмейстера к князю Палу Анталу Эстерхази, богатому и влиятельному венгерскому дворянину, имперскому фельдмаршалу и, кстати, покровителю музыкантов. Гайдну предписывалось дирижировать вышколенными оркестром и хором Эстерхази и сочинять музыку как для ежедневного пользования, так и для особых случаев, а взамен композитору полагалось завидное жалованье, уютное жилье и щедрая дотация на приобретение одежды. Семейство Эстерхази было настолько довольно Гайдном, что с ним не захотели расставаться, когда князь Пал Эстерхази умер и титул перешел к его младшему брату Миклашу, который позднее назначил Гайдна главным капельмейстером.

Высокая должность не отменяла того факта, что Гайдн оставался на положении слуги - в его контракте содержалось недвусмысленное требование ежедневно являться к князю за распоряжениями. Гайдн потратил немало сил и времени, угождая самолюбивому князю и придворным; его письма пестрят льстивыми фразами («лобзаю край вашей мантии»!), без которых обращение слуги к знатному вельможе было немыслимо. Одной из самых сложных обязанностей Гайдна было посредничество между оркестрантами и двором; за доброту и щедрость по отношению к музыкантам его прозвали Папа Гайдн.

ДЕКОЛЬТЕ КОКЕТЛИВОЙ ГРАФИНИ ТАК ПОРАЗИЛО МОЛОДОГО И НЕЖЕНАТОГО ГАЙДНА, СИДЕВШЕГО ЗА КЛАВЕСИНОМ, ЧТО БЕДНЯГУ БРОСИЛО В ЖАР.

Каждую весну княжеский двор выезжал в загородное поместье Эстерхази, где оставался до поздней осени. Зимы в Вене были прискорбно короткими, и в итоге Гайдн провел тридцать лет в стороне от музыкальной жизни. В изоляции ему пришлось экспериментировать на свой страх и риск. Не обладая ни блестящей интуицией Моцарта, ни самозабвенным интересом Баха к теории музыки, Гайдн продвигался вперед не впечатляющими рывками, но медленно, шаг за шагом. Со временем он стал замечательным композитором и музыкальным реформатором. Он преобразил симфоническую форму, сделав ее такой, какой мы ее знаем сегодня. По сути, он создал струнный квартет, раз и навсегда определив его структуру, в рамках которой композиторы с тех пор и творят. Хотя многие сочинения Гайдна появлялись лишь с единственной целью потрафить вкусам патронов (он написал бессчетное количество трио с участием любимого струнного инструмента князя Миклаша - баритона, ныне вышедшего из употребления, - и немало комических опер для придворного театра в поместье Эстергази), однако Йозеф Гайдн создавал и другие произведения, те, что завоевали признание слушателей стройностью, изяществом и жизнеутверждающей интонацией.

НАКОНЕЦ-ТО СВОБОДЕН

Почти тридцатилетнее вынужденное затворничество закончилось в 1790 году со смертью князя Миклаша. Наследовал Миклашу его сын Антон, к музыке не расположенный. В результате Гайдн обрел свободу в профессиональной жизни. (В личной жизни он тоже чувствовал себя свободным от обязательств; с некоторых пор они с Марией-Анной жили раздельно, и Гайдн заводил романы на стороне, неизменно благопристойные.) Он проехал по Англии и Италии с триумфальными гастролями, дирижируя своими собственными сочинениями, и неоднократно выступал в Вене.

Князь Антон умер в 1795 году, его сменил Миклаш II, решивший возродить музыкальную славу дома Эстерхази. Поскольку этот Миклаш Эстерхази, в отличие от своих предшественников, не собирался жить в деревенской глуши, Гайдн вернулся на службу - скорее, из любезности, чем по причине искреннего рвения. В эти годы Гайдн работал над ораториями «Сотворение мира» и «Времена года», которые ныне считаются его лучшими работами: изобретательность композитора и красота произведений действительно бесспорны. С наступлением нового, девятнадцатого века Гайдна оставили и силы, и здоровье. Его последние годы были омрачены жестокостями войны между Австрией и наполеоновской Францией. 12 мая 1809 года французы начали мощную бомбардировку Вены, пушечные ядра падали в нескольких метрах от дома Гайдна. Столица Австрии скоро капитулировала, однако французы поставили у порога Гайдна почетный караул. Он умер 31 мая, сразу после полуночи.

СТРАННЫЕ ЗЛОКЛЮЧЕНИЯ ГОЛОВЫ ГАЙДНА

Поскольку вокруг бушевала война, Гайдна хоронили второпях. Однако в 1814 году князь Миклаш II испросил разрешения перевезти прах композитора в поместье Эс- терхази в Айзенштадте. Тело эксгумировали, но когда официальные представители открыли гроб, они к своему ужасу обнаружили, что у тела отсутствует голова.

К охоте за головой Гайдна приступили немедленно. И выяснилось, что два страстных энтузиаста френологии - науки, ныне почившей, но весьма популярной в девятнадцатом веке (френология претендовала на определение свойств личности по шишкам на черепе), - подкупили могильщика, с тем чтобы заполучить голову композитора. Эти двое горе-френологов, Розенбаум и Петерс, хранили череп Гайдна в сделанном на заказ черном ящике.

Когда тело без головы привезли в Айзенштадт, князь Эстерхази почувствовал себя глубоко оскорбленным. Он приказал полицейским обыскать дом Петерса, но позднее узнал, что жена Розенбаума спрятала череп в соломенном матрасе и во время обыска возлежала на кровати, притворяясь, будто спит. В итоге князь заплатил Розенбаумам, и в обмен на внушительный чек они отдали ему череп - по их уверениям, подлинный.

В конце концов череп Гайдна оказался в одном из венских музеев, где и пролежал до 1954 года, когда князь Пал Эстерхази воссоединил тело композитора с головой в захоронении, которое находится в австрийском городе Айзенштадте (земля Бургенланд). Так, спустя 131 год, Гайдн опять обрел целостность.

МАЛЕНЬКИЙ БАРАБАНЩИК

Иоганн Матиас Франк, родственник и опекун малолетнего Гайдна в Хайнбурге, руководил местным оркестром, игравшим на городских праздниках и похоронах. Внезапная кончина ударника поставила Франка в весьма затруднительное положение, и ему ничего не оставалось, как наскоро научить семилетнего Гайдна, обнаружившего раннюю музыкальную одаренность, играть на барабане. Но беда была в том, что барабан оказался слишком тяжел для маленького мальчика. Сметливый Франк нашел горбуна, согласившегося привязать барабан себе на спину, и юный Гайдн весело и налегке маршировал по улицам Хайнбурга, отбивая ритм на горбуне, шествовавшем перед ним.

ДРУЗЬЯ НАВЕКИ

Гайдн познакомился с Моцартом в Вене в 1781 году, и они сразу подружились, несмотря на разницу в возрасте, составлявшую 24 года. Каждый признавал за другим подлинный музыкальный талант. Моцарт утверждал, что искусству струнных квартетов он выучился у Гайдна, а Гайдн однажды объявил отцу Моцарта: «Скажу вам по чести и призываю Господа в свидетели, ваш сын - величайший из всех известных мне композиторов».

Моцарт умер, когда Гайдн находился в длительной отлучке в Лондоне. Поначалу Гайдн отказывался верить в смерть друга, надеясь, что это всего лишь ложные слухи. Но печальное известие подтвердилось, и Гайдн впал в глубокую скорбь. Много лет спустя, в 1807 году, когда кто-то из приятелей заговорил о Моцарте, Гайдн разрыдался. «Простите, - сказал он, - каждый раз, когда я слышу имя Моцарта, я должен, должен его оплакать».

ОСТАНОВИТЕ МУЗЫКУ!

В 1759 году, получив первую прибыльную должность в качестве домашнего музыканта у графа Карла фон Морцина, Гайдн был довольно молодым человеком, чья профессиональная занятость и высокие моральные устои до той поры оберегали его от знакомства с радостями плоти.

Однажды, когда Гайдн сидел за клавесином, хорошенькая графиня фон Морцин наклонилась, чтобы взглянуть на ноты, по которым он играл, и девственнику Гайдну открылся великолепный вид на декольте графини. Музыканта бросило в жар, и он прекратил играть. Графиня осведомилась, в чем дело, и Гайдн воскликнул: «Но, Ваше сиятельство, от такого зрелища любой опустит руки!»

Гайдн обладал незаурядным композиторским чувством юмора. Музыканты придворного оркестра Эстерхази, скучая по родным, расстраивались всякий раз, когда переезд в город из деревенского поместья опять откладывался, и Гайдн придумал, как ненавязчиво выразить их чувства в очередной симфонии, которую он сочинял. В его «Прощальной» симфонии отсутствует привычный грандиозный финал, вместо этого музыканты завершают свои партии одну за другой, и, заканчивая, каждый задувает свечу и уходит. В самом конце на сцене остаются лишь первые скрипки. Князь понял намек: на следующий день после исполнения «Прощальной» симфонии он отдал команду готовиться к отъезду.

Другая симфония предназначалась специально для лондонской публики, которая, как заметил Гайдн, имела неприятную привычку задремывать во время исполнения медленных частей. Для своей следующей симфонии Гайдн сочинил невероятно нежное, спокойное Andante: под конец этой медленной части звуки совсем замирали, а затем в наступившей тишине оркестр взрывался музыкой и громом литавр. На премьере публика едва не попадала с кресел - так родилась симфония «Сюрприз».

ЗАКЛЯТЫЕ ВРАГИ

Хотя друзья Гайдна прекрасно знали, что композитор давно не живет со своей женой, уровень взаимной враждебности супругов не переставал их удивлять. Однажды некий приятель обратил внимание на большую стопку нераспечатанных писем на столе Гайдна. «А, это от моей жены, - объяснил композитор. - Она пишет мне раз в месяц, а я отвечаю ей раз в месяц. Но ее письма я не вскрываю и почти уверен, что она не читает моих».

Из книги 100 великих футболистов автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Убийство Моцарта автора Вейс Дэвид

37. Йозеф Дейнер На следующий день Джэсон явился к Гробу, не сомневаясь, что тут же получит тысячу гульденов. Но банкир заявил:– Не хочу быть невежливым, но боюсь, что это нарушит условия господина Пикеринга, который оговорил, что сумму эту следует выплатить его

Из книги 100 великих военачальников автора Шишов Алексей Васильевич

РАДЕЦКИЙ ФОН РАДЕЦ ЙОЗЕФ 1766-1858 Австрийский полководец. Фельдмаршал.Йозеф Радецкий родился в Требнице (ныне в Чехии). Происходил из старинного аристократического рода, из которого вышло немало известных военачальников Австрийской империи.Военную службу Йозеф фон

Из книги Сексуальный миф Третьего Рейха автора Васильченко Андрей Вячеславович

Портрет в интерьере. Озабоченный Мефистофель. (Йозеф Геббельс) «Каждая женщина привлекает меня подобно пламени. Я брожу вокруг подобно голодному волу, но в то же время как робкий мальчик. Я иногда отказываюсь себя понимать». Эти слова написал в дневнике Йозеф Геббельс,

Из книги Командиры «Лейбштандарта» автора Залесский Константин Александрович

Основатель «Лейбштандарта». Йозеф (Зепп) Дитрих Зепп Дитрих был, безусловно, самым известным представителем не только «Лейбштандарта», но и всех войск СС. На его долю достались и высшие отличия: он был одним из немногих генерал-полковников войск СС, один из двух кавалеров

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

БРЕЙЕР ЙОЗЕФ. Йозеф Брейер родился 15 января 1842 г. в Вене. Его отец, Леопольд Брейер, был преподавателем в синагоге. Мать умерла, когда Йозеф был еще маленьким, его воспитанием занималась бабушка. Было решено не отдавать Йозефа в начальную школу, вместо этого отец сам

автора Ильин Вадим

Из книги 100 великих оригиналов и чудаков автора Баландин Рудольф Константинович

Франц Йозеф Галль Франц Йозеф Галль. Гравюра XVIII в.Энтузиасты познания – едва ли не самые оригинальные люди, а их чудачества не только занятны, но и поучительны.…На одном из парижских кладбищ в августе 1828 года прошли странные похороны. Гроб был заколочен наглухо: у

Из книги Партитуры тоже не горят автора Варгафтик Артём Михайлович

Франц Йозеф Гайдн Господин стандарт Герой этой истории, без всякого преувеличения или ложного пафоса, может быть смело признан родным отцом для всей классической музыки и для всех ее несгораемых партитур. Дирижер Геннадий Рождественский как-то заметил, что в сознании

Из книги Марлен Дитрих автора Надеждин Николай Яковлевич

15. Йозеф фон Штернберг И всё же она отказала… Заинтригованный рассказами Лени, Штернберг отправился на киностудию, чтобы самому увидеть Марлен. Он нашёл её в буфете, где она пила кофе в перерыве между съёмками. Особого впечатления актриса на режиссёра не произвела. Она

Из книги Смертельный гамбит. Кто убивает кумиров? автора Бейл Кристиан

Глава 7. Франц Фердинанд Карл Людвиг Йозеф Фон Габсбург Эрцгерцог Д’Эсте Любовники и любовницы. Дерзкий мальчишка. Кронпринц без панталон. Секс втроем. Трагическая развязка. Расплата. Чудеснейший человек, сказывали, добрый и благожелательный - одним словом,

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Граф Радец-Йозеф фон Радецкий (1766–1858) Йозеф фон Радецкий прожил на белом свете 92 года - прямо скажем, редкий случай для полководца. Своей славой он обязан двум главным противникам: наполеоновской Франции, которая не раз посягала на могущество Австрийской империи, и

Из книги Тайны смерти великих людей автора Ильин Вадим

«Ангел смерти» Йозеф Менгеле Йозеф Менгеле, самый известный из нацистских преступников-врачей, родился в 1911 году в Баварии. Изучал философию в Мюнхенском университете и медицину во Франкфуртском. В 1934 году вступил в CA и стал членом НСДАП, в 1937 году вступил в СС. Работал в

Из книги Моя жизнь автора Райх-Раницкий Марсель

ЙОЗЕФ К., ЦИТАТА ИЗ СТАЛИНА И ГЕНРИХ БЁЛЛЬ Слой льда, по которому я двигался, был очень тонким, он мог провалиться в любую минуту. Как долго будет терпеть партия положение, когда тот, кто исключен из нее, постоянно публикует критические статьи, и - что было необычным - нигде

Из книги Бетховен автора Фоконье Бернар

«Папа Гайдн» Людвиг сидит за фортепиано. Его репутация пианиста-виртуоза уже прочно утвердилась в Бонне. Его манера игры мощная, но, как говорит Вегелер, «неровная и жесткая». Чего ей не хватает? Нюансов, некоторого изящества… Конечно, мы никогда не узнаем, каким пианистом

Из книги Эрих Мария Ремарк автора Надеждин Николай Яковлевич

42. Йозеф Геббельс Берлинская премьера фильма, назначенная на 4 декабря 1930 года, обещала быть «горячей». Немецкие газеты наперебой обсуждали и сам роман, и снятый по нему американцами фильм. Диапазон оценок был чрезвычайно широк. В одних газетах и роман, и фильм обливали

ГАЙДН (Haydn) Йозеф (Франц Йозеф) (31.3.1732, Рорау, Нижняя Австрия - 31.5.1809, Вена), австрийский композитор. Представитель венской классической школы (наряду с В. А. Моцартом и Л. ван Бетховеном). Сын каретного мастера. Первоначальное музыкальное образование получил у школьного учителя и регента И. М. Франка в Хайнбурге. В 1740-49 годах пел в капелле собора Святого Стефана в Вене, где обучался также игре на клавире, скрипке и органе. После увольнения из капеллы жил случайными заработками (перепиской нот, частными уроками, выступлениями в качестве органиста, скрипача, певца); в 1753-56 - работал аккомпаниатором у Н. Порпоры, попутно осваивая технику сочинения. Восполнил отсутствие систематического музыкального образования по теоретическим трудам И. Й. Фукса, И. Маттезона, К. Ф. Э. Баха. Начало известности Гайдна относится к 1750-м годам, когда по заказу актёра Й. Ф. Курца (Бернардона) и на его либретто он создал зингшпиль «Хромой бес» (по одноимённой пьесе А. Р. Лесажа, поставлен в 1752, Вена; не сохранился). В струнных трио и квартетах (1755; написаны для музыкального кружка барона Фюрнберга) выявились черты индивидуального стиля композитора: неистощимая изобретательность, непринуждённость в использовании песенного и танцевального фольклора, склонность к юмористическим эффектам.

В 1759-61 годах Гайдн служил капельмейстером в имении Лукавице (близ города Пльзень) при дворе графа Морица, для капеллы которого создал свои первые симфонии, в 1761-90 - у венгерских князей Эстерхази (вице-капельмейстер в Эйзенштадте, с 1766 первый капельмейстер). С 1769 года работал главным образом в летней княжеской резиденции Эстерхази на озере Нойзидлер-Зе. После роспуска капеллы в 1790 году Гайдн получил от князя пожизненную пенсию и переехал в Вену, номинально оставаясь придворным капельмейстером. В 1791-1792 и 1794-95 годах Гайдн посетил Англию, где участвовал в абонементных концертах И. П. Саломона как композитор (в том числе со специально написанными «Лондонскими» симфониями № 93-104) и дирижёр.

Гайдн проделал длительный и сложный творческий путь от сочинения небольших дивертисментов и струнных трио к созданию развёрнутых квартетов и симфоний, от непосредственного использования народных бытовых источников к свободному их претворению. В его ранних симфониях сказались влияния, восходящие к барокко и к галантному стилю (в частности, к композиторам мангеймской школы). Стилистическая самостоятельность Гайдна упрочилась по мере овладения принципами мотивно-тематической разработки. В этом смысле переходное значение имеют симфонии № 22 («Философ», Es-dur, 1764), № 30 («Аллилуйя», С-dur), № 31 («С наигрышем рога, или На тяге», D-dur, 1765). Решающий сдвиг в сторону кристаллизации собственного стиля ознаменовали симфонии № 39 (g-moll, 1770), № 44 («Траурная», е-moll), № 45 («Прощальная», fis-moll, 1772), № 49 («La passione», f-moll, 1768). В них и в 12 струнных квартетах ор. 17 (1771) и ор. 20 (1772) отчётливо проявляются лирико-драматические тенденции, сближающие Гайдна с течением «Бури и натиска» в литературе, а также с творчеством К. Ф. Э. Баха. Стилистические переклички с музыкой последнего особенно явственны в фортепианных сонатах (D-dur, 1767; с-moll, 1771; F-dur, 1773), в медленных частях квартетов ор. 9 № 2 (около 1770), ор. 17 № 5 (1771) и др. Вместе с тем, стремясь к логически организованному воплощению замысла, стройности, продуманности высказывания, Гайдн, как впоследствии и Л. ван Бетховен, иногда обращался к полифонической форме (фуги в квартетах ор. 20: № 2 С-dur, № 5 f-moll, № 6 А-dur). Важное достижение композитора - раскрытие заложенных в тематическом материале контрастных возможностей как основы для дальнейших музыкальных преобразований. Этим Гайдн окончательно определил симфонизм как метод музыкального мышления.

Началом периода своей творческой зрелости Гайдн считал 1781 год, отмечая, что созданные им 6 квартетов ор. 33 (так называемые «Русские», посвящённые наследнику российского престола Павлу Петровичу) написаны «в совершенно новой манере». Эту манеру он в дальнейшем оттачивал в течение двух десятилетий . Отличие зрелых инструментальных произведений Гайдна от предшествующих - в совершенном владении техникой трансформации тематического материала. За исключением ранних симфоний № 6-8 («Утро», «Полдень», «Вечер», 1761, написанных, видимо, с учётом вкусов П. А. Эстерхази), симфонии № 26 («Lamentatione», d-moll, около 1770), инструментального пассиона «Семь последних слов нашего Спасителя на кресте» [по заказу кафедрального собора в Кадисе (Испания), версии для оркестра и для струнного квартета - 1787; в виде оратории - около 1795], Гайдн не создал программных (в собственном смысле слова) произведений. Вместе с тем многие его сочинения получили впоследствии наименования в силу легко возникающих сюжетных и предметных ассоциаций. Иногда подсказанные самим композитором, они большую часть продиктованы наглядностью образов, связанных с жанровым тематизмом.

В ораториях «Сотворение мира» (текст Г. ван Свитена по поэме «Потерянный рай» Дж. Мильтона, 1798) и «Времена года» (текст ван Свитена по поэме Дж. Томсона, 1801) Гайдн развил лирико-эпическую трактовку жанра, идущую от Г. Ф. Генделя (знакомство с его творчеством было одним из самых сильных впечатлений, вынесенных из поездок Гайдна в Англию). Ораториям присущи яркий национальный колорит, жанровая конкретность, рельефность образов, простота художественных средств. В них (главным образом во «Временах года») Гайдн широко пользуется приёмами инструментальной звукоизобразительности. В «Сотворении мира» выразились идеи Просвещения о высоком предназначении человека. «Времена года» связаны с философией Ж. Ж. Руссо; в этой оратории проводится параллель между сменой времён года и течением человеческой жизни. К наивысшим достижениям творчества Гайдна относятся его 6 последних месс (1796-1802). В них слышатся драматургически напряжённое осмысление контрастов бытия, противопоставление света и тени, радости и страдания. Наряду с полифоническими, Гайдн широко применяет приёмы симфонической разработки материала (подобная концепция получила своё продолжение в Торжественной мессе Л. ван Бетховена). Композитор нашёл для каждой из месс индивидуальное решение. Так, отголоски войны слышны в «Benedictus» мессы d-moll и «Agnus Dei» мессы С-dur (отражено в самом названии - «Месса времён войны»).

В музыке Гайдна в сильной степени проявилось стремление эпохи к естественности и простоте, вдохновлённое девизом «Назад к природе» (Ж. Ж. Руссо). В произведениях Гайдна в равной мере представлены и элементы демократического интонационно-образного строя, и изысканность галантного стиля. Широкие фольклорные истоки музыки Гайдна, её связи с народным творчеством австрийцев, славян, венгров, итальянцев соответствовали многонациональной природе австрийской музыкальной культуры. Господствующая во многих быстрых частях произведений Гайдна стихия бега порождена стремлением композитора утвердить оптимистический взгляд на жизнь, аккумулировать в своём творчестве запас энергии, из которого, по словам самого Гайдна, «обременённый заботой или усталый от дел человек будет черпать отдохновение и бодрость». Композитор сделал решительный шаг в сторону индивидуализации симфонии, добился дифференцированности и одновременно обобщённости её содержания. По словам И. Брамса, Гайдн первым определил ответственность, которая ложится на композитора, приступающего к созданию симфонии. С именем Гайдна связано завершение формирования современного симфонического оркестра. Он установил состав так называемого классического (малого) оркестра, в который вошли смычковый квинтет (первые и вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы) и группа духовых инструментов, построенная по принципу парности (смотри Оркестр). В отдельных произведениях Гайдна отражены возвышенные философские раздумья, по смыслу и по средствам воплощения непосредственно соприкасающиеся с творчеством Л. ван Бетховена (Largo 88-й симфонии G-dur, 1787; Largo е sostenuto 37-й фортепиано сонаты D-dur, 1780). Прообраз бетховенской темы судьбы возникает в 1-й части 49-й фортепианной сонаты Es-dur (1790). Гайдн предварил и некоторые выразительные краски музыкального романтизма, особенно в области гармонии (Andante неоконченного струнного квартета ор. 103, d-moll, 1803; вступление к оратории «Сотворение мира»), оркестровки («Et incarnatus» последней мессы).

Огромное наследие Гайдна охватывает все музыкальные жанры, бытовавшие в Европе 18 века: 24 оперы, включая зингшпили; 4 оратории, 14 месс, многочисленные духовные сочинения, в том числе 2 Те Deum, Stabat Mater, 2 Salve regina, Ave regina, 2 оффертория; сольные кантаты и арии для голоса с оркестром; для оркестра - более 100 симфоний, увертюры, танцы; для инструментов с оркестром - симфония-концерт для смешанного состава солистов, 11 концертов для клавира, 4 - для скрипки, 4 - для виолончели, 3 - для валторны и др.; ансамбли - около 50 дивертисментов и сюит для различных составов, около 100 струнных квартетов, более 40 трио для фортепиано, скрипки и виолончели, струнные трио, в том числе 21 для двух скрипок и виолончели, 126 с участием смычкового баритона, 11 с участием духовых и др.; для фортепиано - 52 сонаты, 12 пьес, в том числе Анданте с вариациями f-moll, более 90 танцев; для голоса или голосов с фортепиано - 13 ансамблей, 47 песен, 55 канонов и рондо; более 400 обработок народных песен, из них более 300 шотландских, ирландских и валлийских, в том числе на стихи Р. Бёрнса, В. Скотта и др.

В России при жизни Гайдна популярностью пользовались его симфонические, камерные ансамбли и клавирные сочинения; подлинную славу композитору принесло исполнение ораторий «Сотворение мира» (на немецком, итальянском языках и в переводе Н. М. Карамзина, 1801) и «Времена года» (в переводе В. А. Жуковского, 1802), повлиявшее на становление ораториального жанра в русской музыке. Почетный доктор Оксфордского университета (1791), член Шведской королевской музыкальной академии (1798), почётный гражданин города Вена (1804), почётный член Музыкального общества города Лайбах (ныне Любляна, 1804), Филармонического общества в Санкт-Петербурге (1808).

Нотные изд.: Werke / Hrsg. von J. Haydn-Institut Кöln. Мünch., 1958-. Bd 1-; Diletto musicale / Hrsg. von Н. С. R. Landon u. а. W.; Мünch., 1959-; Kritische Ausgabe sämtlicher Symphonien / Hrsg. von Н. С. R. Landon. W., 1965-1968. Bd 1-12.

Указ. соч.: Hoboken А. von. J. Haydn. Thematisch-bibliographisches Werkverzeichnis. Mainz, 1957-1978. Bd 1-3.

Письма, материалы: The collected correspondence and London notebooks / Ed. Н. С. R. Landon. L., 1959; Gesammelte Briefe und Aufzeichnungen / Hrsg. von D. Bartha. Kassel, 1965.

Лит.: Pohl С. F. J. Haydn. В.; Lpz., 1875-1927. Bd 1-3 (vervollständigt von Н. Botstiber); Kuhaö Fr. Х. J. Haydn i hrvatske narodne po- pievke. Zagreb, 1880; Geiringer К. J. Haydn. Potsdam, 1932; idem. Haydn. А creative life in music. 3rd ed. Berk., 1982 (with I. Geiringer); Wirt h Н. J. Haydn als Dramatiker. Wolfenbüttel; В., 1940; Griesinger G. А. Biographische Notizen über J. Haydn. W., 1954. Lpz., 1984; Landon Н. С. R. The symphonies of J. Haydn. L., 1955. Suppl. L., 1961; idem. Haydn: chronicle and works. L., 1976-1980. Vol. 1-5; Bartha D., Somfai L. Haydn als Opernkapellmeister. Bdpst, 1960; Bericht über die internationale Konferenz zum Andenken J. Haydns: Budapest 1959. Bdpst, 1961; Seeger Н. J. Haydn. Lpz., 1961; The Haydn yearbook / Ed. Н. С. R. Landon. W., 1962-. Vol. 1; Штейнпресс Б. Музыка Гайдна в России при жизни композитора // Музыкальное исполнительство. М., 1970, Сб. 6; Кремлев Ю. А. Й. Гайдн. М., 1972; Новак Л. И. Гайдн. М., 1973; Larsen J. Die Haydn-Überlieferung. Мünch., 1980; idem. Handel, Haydn, and the Viennese classical style. Ann Arbor, 1988; Larsen J., Feder G. The new Grove Haydn. L., 1982; J. Haydn. Мünch., 1985 (Musik-Konzepte. Н. 41); Vignal М. J. Haydn. Р., 1988; Grave F.К., Grave М.G. F. J. Haydn: а guide to research. N. Y.; L., 1990; Larsen J. Р., Feder G., Scheideler U. Haydn. Stuttg.; Weimar, 1994; Haydn and his world. Princeton, 1997; Haydn studies. Camb., 1998; Климовицкий А. И. Гайдн // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. СПб., 2000.Т. 1: XVIII век. Кн. 1; Finscher L. J. Haydn und seine Zeit. Laaber, 2000; Дис А. К. История жизни Й. Гайдна, записанная с его слов. М., 2000; Как исполнять Гайдна / Сост. А. М. Меркулов. М., 2004; Brown А. Р., Berkenstock J. Т. J. Haydn in Literature: а bibliography // Haydn-Studien. Кöln; Мünch., 1974. Bd 3. Н. 3-4; Walter Н. Haydn-Biblio-graphie 1973-1990 // Ibid. Кöln; Мünch., 1985-1992. Bd 5-6.

П. А. Вульфиус, С. В. Грохотов.

Композитора Франца Йозефа Гайдна называют родоначальником современного оркестра, «отцом симфонии», основателем классического инструментального жанра.

Композитора Франца Йозефа Гайдна (Franz Joseph Haydn) называют родоначальником современного оркестра, «отцом симфонии», основателем классического инструментального жанра.

Родился Гайдн в 1732 году. Его отец был каретным мастером, мать служила кухаркой. Дом в местечке Рорау на берегу реки Лейты , где маленький Йозеф провёл детские годы, сохранился до сегодняшнего дня.

Дети ремесленника Матиаса Гайдна очень любили музыку. Франц Йозеф был одарённым ребёнком – ему с рождения был дан звонкий мелодичный голос и абсолютный слух; у него было отличное чувство ритма. Мальчик пел в местном церковном хоре и сам пытался освоить игру на скрипке и клавикордах. Как это всегда случается у подростков – у юного Гайдна в переходном возрасте пропал голос. Он сразу же был уволен из хора.

Восемь лет юноша зарабатывал частными уроками музыки, постоянно совершенствовался с помощью самостоятельных занятий и пробовал сочинять произведения.

Жизнь свела Йозефа с венским комиком, популярным актёром – Иоганном Йозефом Курцем . Это была удача. Курц заказал у Гайдна музыку для собственного либретто оперы «Кривой бес». Комическое произведение было успешным – два года оно шло на театральной сцене. Однако критики поспешили обвинить молодого композитора в легкомыслии и «шутовстве». (Этот штамп позже неоднократно переносился ретроградами и на другие произведения композитора.)

Знакомство с композитором Никола Антонио Порпорой многое дало Гайдну в плане творческого мастерства. Он прислуживал знаменитому маэстро, был на его уроках аккомпаниатором и постепенно учился сам. Под крышей дома, на холодном чердаке Йозеф Гайдн пытался сочинять музыку на стареньких клавикордах. В его произведениях было заметно влияние творчества прославленных композиторов и народной музыки: венгерских, чешских, тирольских мотивов.

В 1750 году Франц Йозеф Гайдн сочинил мессу фа-мажор, а в 1755 году написал первый струнный квартет. С этого времени наступил перелом в судьбе композитора. Йозеф получил неожиданную материальную поддержку от помещика Карла Фюрнберга . Меценат рекомендовал молодого композитора графу из Чехии – Йозефу Францу Морцину – венскому аристократу. До 1760 года Гайдн служил у Морцина капельмейстером, имел стол, кров и жалованье, мог всерьёз заниматься музыкой.

С 1759 года Гайдном было создано четыре симфонии. В это время молодой композитор женился – вышло это экспромтом, неожиданно для него самого. Тем не менее, брак с 32-летней Анной Алоизией Келлер был заключён. Гайдну было всего 28, Анну он никогда не любил.

20 шиллингов, 1982, Автрия, Гайдн

После женитьбы Йозеф потерял место у Морцина и остался без заработка. Ему вновь повезло – он получил приглашение от влиятельного князя Павла Эстергази , который смог оценить его талант.

Тридцать лет Гайдн прослужил в должности дирижера. Его обязанностью было руководство оркестром и управление хоровой капеллой. По требованию князя композитор сочинял оперы, симфонии, инструментальные пьесы. Он мог писать музыку и слушать её тут же в живом исполнении. За период службы у Эстергази он создал множество произведений – только симфоний в те годы было написано сто четыре!

Симфонические концепции Гайдна были непритязательными, простыми и органичными для обычного слушателя. Сказочник Гофман однажды назвал сочинения Гайдна «выражением по-детски радостной души».

Мастерство композитора достигло совершенства. Имя Гайдна было известно многим за пределами Австрии – его знали в Англии и Франции, в России. Однако знаменитый маэстро не имел права исполнять или продавать произведения без согласия Эстергази. Выражаясь сегодняшним языком – князю принадлежали «авторские права» на всё творчество Гайдна. Даже дальние поездки без ведома «хозяина» Гайдну были запрещены.

Однажды, находясь в Вене, Гайдн познакомился с Моцартом. Два гениальных музыканта много беседовали и вместе исполняли квартеты. К сожалению, у австрийского композитора немного было таких возможностей.

Была у Йозефа и возлюбленная – певица Луиджа , мавританка из Неаполя – обаятельная, но корыстная женщина.

Уйти со службы и стать независимым композитор не мог. В 1791 году старый князь Эстергази скончался. Гайдну было 60 лет. Наследник князя распустил капеллу, а капельмейстеру назначил пенсию, чтобы ему не приходилось зарабатывать на жизнь. Наконец-то Франц Йозеф Гайдн стал свободным человеком! Он отправился в морское путешествие, дважды посетил Англию. В эти годы уже немолодой композитор написал множество произведений – среди них двенадцать «Лондонских симфоний», оратории «Времена года» и «Сотворение мира». Произведение «Времена года» стало апофеозом его творческого пути.

Масштабные музыкальные работы давались стареющему композитору нелегко, но он был счастлив. Оратории стали пиком творчества Гайдна – больше он не написал ничего. Последние годы композитор прожил в маленьком уединённом домике на окраине Вены. Его посещали поклонники – он любил беседовать с ними, вспоминая свою молодость, полную творческих поисков и лишений.

Саркофаг, где захоронены останки Гайдна

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Гайдна справедливо считают отцом симфонии и квартета, великим основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного оркестра.

Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в Нижней Австрии, в небольшом местечке Рорау, расположенном на левом берегу реки Лейты, между городками Брук и Хайнбург, вблизи венгерской границы. Предки Гайдна были потомственными австро-немецкими ремесленниками-крестьянами. Отец композитора, Матиас, занимался каретным делом. Мать - урожденная Анна Мария Коллер - служила кухаркой.

Музыкальность отца, его любовь к музыке унаследовали дети. Маленький Йозеф уже в пять лет обратил на себя внимание музыкантов. Он обладал прекрасным слухом, памятью, чувством ритма. Его звонкий серебристый голос приводил всех в восхищение.

Благодаря своим выдающимся музыкальным способностям мальчик попал сначала в церковный хор небольшого городка Гайнбурга, а затем в хоровую капеллу при кафедральном (главном) соборе Св. Стефана в Вене. Это было знаменательным событием в жизни Гайдна. Ведь иной возможности получить музыкальное образование он не имел.

Пение в хоре было для Гайдна очень хорошей, но единственной школой. Способности мальчика быстро развивались, и ему стали поручать трудные сольные партии. Церковный хор часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах. Приглашали хор и для участия в придворных торжествах. А сколько времени уходило на выступления в самой церкви, на репетиции? Всё это было тяжелой нагрузкой для маленьких певчих.

Йозеф был понятливым и быстро воспринимал всё новое. Он даже находил время заниматься игрой на скрипке и клавикорде и достиг значительных успехов. Только вот его попытки сочинять музыку не встречали поддержки. За девять лет пребывания в хоровой капелле он получил от её руководителя всего два урока!

Впрочем, и уроки появились не сразу. До того пришлось пережить отчаянное время поисков заработка. Понемногу удалось найти кое-какую работу, хотя и не обеспечивавшую, но всё же позволявшую не умереть с голода. Гайдн стал давать уроки пения и музыки, играл на скрипке на праздничных вечерах, а иногда и просто на больших дорогах. По заказу он сочинил несколько своих первых произведений. Но все эти заработки были случайными. Гайдн понимал: чтобы стать композитором, нужно много и упорно учиться. Он начал изучать теоретические труды, в частности книги И. Маттезона и И. Фукса.

Полезным оказалось содружество с венским комиком Иоганном Йозефом Курцем. Курц был в то время весьма популярен в Вене как талантливый актер и автор ряда фарсов.

Курц, познакомившись с Гайдном, сразу оценил его талант и предложил сочинить музыку к составленному им либретто комической оперы «Кривой бес». Гайдн написал музыку, которая, к сожалению, не дошла до нас. Мы знаем лишь, что «Кривой бес» исполнялся зимой 1751-1752 годов в театре у Каринтских ворот и имел успех. «Гайдн получил за него 25 дукатов и считал себя очень богатым».

Смелый дебют молодого, ещё мало известного композитора на театральной сцене в 1751 году сразу принёс ему популярность в демократических кругах и… весьма дурные отзывы ревнителей старых музыкальных традиций. Упреки в «шутовстве», «легкомыслии» и прочих грехах были позднее перенесены различными ревнителями «возвышенного» на остальное творчество Гайдна, начиная с его симфоний и кончая его мессами.

Последним этапом творческой юности Гайдна - перед тем как он вступил на самостоятельный композиторский путь - были занятия с Никола Антонио Порпорой, итальянским композитором и капельмейстером, представителем неаполитанской школы.

Порпора просматривал композиторские опыты Гайдна и делал ему указания. Гайдн, чтобы вознаградить учителя, был аккомпаниатором на его уроках пения и даже прислуживал ему.

Под крышей, на холодном чердаке, где ютился Гайдн, на старом разбитом клавикорде он изучал произведения прославленных композиторов. А народные песни! Сколько он их переслушал, бродя днём и ночью по улицам Вены. Тут и там звучали самые различные народные напевы: австрийские, венгерские, чешские, украинские, хорватские, тирольские. Поэтому произведения Гайдна пронизаны этими чудесными мелодиями, в большинстве своем весёлыми и жизнерадостными.

В жизни и творчестве Гайдна постепенно назревал перелом. Его материальное положение стало мало-помалу улучшаться, жизненные позиции крепнуть. Вместе с тем великое творческое дарование принесло свои первые значительные плоды.

Примерно в 1750 году Гайдн написал маленькую мессу (в Фа-мажоре), выказав в ней не только талантливое усвоение современных приёмов данного жанра, но и очевидную наклонность к сочинению «весёлой» церковной музыки. Более важным фактом является сочинение композитором первого струнного квартета в 1755 году.

Толчком послужило знакомство с любителем музыки, помещиком Карлом Фюрнбергом. Окрылённый вниманием и материальной поддержкой со стороны Фюрнберга, Гайдн написал сначала ряд струнных трио, а затем и первый струнный квартет, за которым вскоре последовало около двух десятков других. В 1756 году Гайдн сочинил концерт До-мажор. Меценат Гайдна позаботился также об упрочении его материального положения. Он рекомендовал композитора венскому аристократу из Чехии и любителю музыки графу Йозефу Францу Морцину. Зиму Морцин проводил в Вене, а летом жил в своем имении Лукавец около Плзеня. На службе у Морцина, в качестве композитора и капельмейстера, Гайдн получал даровое помещение, питание и жалованье.

Служба эта оказалась кратковременной (1759-1760 годы), но всё же помогла Гайдну сделать дальнейшие шаги в композиции. В 1759 году Гайдн создаёт свою первую симфонию, а вслед за ней в ближайшие годы четыре других.

Как в области струнного квартета, так и в области симфонии Гайдну предстояло определить и кристаллизовать жанры новой музыкальной эпохи: сочиняя квартеты, создавая симфонии, он проявил себя смелым, решительным новатором.

Во время пребывания на службе у графа Морцина Гайдн влюбился в младшую дочь своего приятеля, венского парикмахера Иоганна Петера Келлера, Терезу и всерьез собирался соединиться с ней узами брака. Однако девушка по причинам, оставшимся неизвестными, покинула родительский дом, и её отец не нашел ничего лучшего, чем сказать: «Гайдн, Вы должны бы жениться на моей старшей дочери». Неизвестно, что побудило Гайдна ответить положительно. Так или иначе, но Гайдн согласился. Ему было 28 лет, невесте - Марии Анне Алоизии Аполлонии Келлер - 32. Брак был заключён 26 ноября 1760 года, и Гайдн стал… несчастным мужем на долгие десятилетия.

Его жена вскорости проявила себя женщиной в высшей степени ограниченной, тупой и сварливой. Она абсолютно не понимала и не ценила великое дарование своего мужа. «Ей было всё равно, - выразился Гайдн однажды в старости, - кто её муж - сапожник или артист».

Мария Анна безжалостно истребила ряд нотных рукописей Гайдна, употребляя их на папильотки и подкладки под паштеты. Притом она была очень расточительной и требовательной.

Женившись, Гайдн нарушил условия службы у графа Морцина - последний принимал в свою капеллу только холостых. Впрочем, ему не пришлось долго скрывать перемену в своей личной жизни. Финансовое потрясение заставило графа Морцина отказаться от музыкальных удовольствий и распустить капеллу. Над Гайдном нависла угроза опять остаться без постоянного заработка.

Но тут он получил предложение от нового, более могущественного покровителя искусств - богатейшего и очень влиятельного венгерского магната - князя Павла Антона Эстергази. Обратив внимание на Гайдна в замке Морцина, Эстергази оценил его талант.

Недалеко от Вены, в небольшом венгерском городке Эйзенштадте, а в летнее время в загородном дворце «Эстергаз», провел Гайдн тридцать лет в должности капельмейстера (дирижёра). В обязанности капельмейстера входило руководство оркестром и певцами. Гайдн должен был также по требованию князя сочинять симфонии, оперы, квартеты и другие произведения. Нередко капризный князь приказывал написать новое сочинение к следующему дню! Талант и необычайное трудолюбие выручали Гайдна и здесь. Одна за другой появлялись оперы, а также симфонии, среди которых «Медведь», «Детская», «Школьный учитель».

Руководя капеллой, композитор мог прослушивать в живом исполнении создаваемые им произведения. Это давало возможность исправлять всё то, что недостаточно хорошо звучало, и запоминать - что получалось особенно удачным.

За период службы у князя Эстергази Гайдн написал большинство из своих опер, квартетов и симфоний. Всего Гайдн создал 104 симфонии!

В симфониях Гайдн не ставил перед собой задачи индивидуализировать сюжет. Программность композитора чаще всего основана на отдельных ассоциациях и изобразительных «зарисовках». Даже там, где она более цельна и последовательна - чисто эмоционально, как в «Прощальной симфонии» (1772 год), или жанрово, как в «Военной симфонии» (1794 год), - отчетливые сюжетные основы у неё все же отсутствуют.

Громадная ценность симфонических концепций Гайдна, при всей их сравнительной простоте и непритязательности - в очень органичном отражении и претворении единства духовного и физического мира человека.

Это мнение выражено, и очень поэтично, Э.Т.А. Гофманом:

«В сочинениях Гайдна господствует выражение детски радостной души; его симфонии ведут нас в необозримые зеленые рощи, в веселую, пеструю толпу счастливых людей, перед нами проносятся в хоровых плясках юноши и девушки; смеющиеся дети прячутся за деревьями, за розовыми кустами, шутливо перебрасываясь цветами. Жизнь, полная любви, полная блаженств и вечной юности, как до грехопадения; ни страданий, ни скорби - одно только сладостно-элегическое стремление к любимому образу, который носится вдали, в розовом мерцании вечера, не приближаясь и не исчезая, и пока он находится там, ночь не наступает, ибо он сам - вечерняя заря, горящая над горою и над рощею».

Мастерство Гайдна с годами достигло совершенства. Его музыка неизменно вызывала восхищение многочисленных гостей Эстергази. Имя композитора стало широко известно и за пределами его родины - в Англии, Франции, России. Шесть симфоний, прозвучавших в 1786 году в Париже, получили название «Парижских». Но поехать куда-либо за пределы княжеского поместья, напечатать свои произведения или просто подарить их Гайдн не имел права без согласия князя. А князь не любил отлучек «своего» капельмейстера. Он привык, чтобы Гайдн вместе с другими слугами ожидал в определенное время его распоряжений в передней. В такие моменты композитор особенно остро чувствовал свою зависимость. «Капельмейстер я или капельдинер?» - с горечью восклицал он в письмах к друзьям. Однажды ему всё же удалось вырваться и побывать в Вене, увидеть знакомых, друзей. Сколько радости доставляли ему встречи с любимым Моцартом! Увлекательные беседы сменялись исполнением квартетов, где Гайдн играл на скрипке, а Моцарт на альте. С особым удовольствием Моцарт исполнял квартеты, написанные Гайдном. В этом жанре великий композитор считал себя его учеником. Но такие встречи были чрезвычайно редки.

Довелось Гайдну испытать и другие радости - радости любви. 26 марта 1779 года в капеллу Эстергази были приняты супруги Польцелли. Антонио, скрипач, был уже не молод. Его жене - певице Луидже, мавританке из Неаполя, было всего девятнадцать лет от роду. Она была очень привлекательной. Луиджа жила с мужем несчастливо, также как и Гайдн. Измученный обществом своей сварливой и вздорной жены, он влюбился в Луиджу. Эта страсть продлилась, постепенно слабея и тускнея, до старости композитора. По-видимому, Луиджа отвечала Гайдну взаимностью, но всё же в её отношении проявилось больше корысти, чем искренности. Во всяком случае, она неуклонно и очень настойчиво выманивала у Гайдна деньги.

Молва даже называла (неизвестно, справедливо ли) сына Луиджи Антонио сыном Гайдна. Старший сын её Пьетро стал любимцем композитора: Гайдн по-отечески заботился о нем, принимал деятельное участие в его обучении и воспитании.

Несмотря на зависимое положение, уйти со службы Гайдн не мог. В то время музыкант имел возможность работать только в придворных капеллах или руководить церковным хором. До Гайдна ещё ни один композитор не решался на независимое существование. Не рискнул расстаться с постоянной работой и Гайдн.

В 1791 году, когда Гайдну было уже около 60 лет, умер старый князь Эстергази. Его наследник, не питавший большой любви к музыке, распустил капеллу. Но и ему было лестно, чтобы композитор, ставший известным, числился его капельмейстером. Это вынудило молодого Эстергази назначить Гайдну пенсию, достаточную для того, чтобы «его слуга» не поступал на новую службу.

Гайдн был счастлив! Наконец-то он свободен и независим! На предложение поехать с концертами в Англию он дал согласие. Совершая путешествие на корабле, Гайдн впервые увидел море. А сколько раз он мечтал о нём, стараясь представить себе безбрежную водную стихию, движение волн, красоту и изменчивость окраски воды. Когда-то в молодости Гайдн даже пытался передать в музыке картину разбушевавшегося моря.

Необычной была для Гайдна и жизнь в Англии. Концерты, в которых он дирижировал своими произведениями, проходили с триумфальным успехом. Это было первое открытое массовое признание его музыки. Университет в городе Оксфорде избрал его своим почетным членом.

Гайдн дважды посетил Англию. За эти годы композитор написал свои знаменитые двенадцать «Лондонских симфоний». «Лондонские симфонии» завершают эволюцию симфонизма Гайдна. Талант его достиг наивысшего расцвета. Глубже и выразительнее зазвучала музыка, серьёзнее стало содержание, богаче и разнообразнее краски оркестра.

Несмотря на огромную занятость, Гайдн успевал слушать и новую музыку. Особенно сильное впечатление произвели на него оратории немецкого композитора Генделя, его старшего современника. Впечатление от музыки Генделя было так велико, что, возвратившись в Вену, Гайдн написал две оратории - «Сотворение мира» и «Времена года».

Сюжет «Сотворения мира» чрезвычайно прост и наивен. Две первые части оратории повествуют о возникновении мира по воле Бога. Третья и последняя часть - о райской жизни Адама и Евы до грехопадения.

Характерен ряд суждений современников и ближайших потомков о «Сотворении мира» Гайдна. Эта оратория имела при жизни композитора огромный успех и очень приумножила его славу. Тем не менее прозвучали и критические голоса. Естественно, наглядная образность музыки Гайдна шокировала философов и эстетиков, настроенных на «возвышенный» лад. Серов восторженно написал по поводу «Сотворения мира»:

«Что за гигантское создание - эта оратория! Там есть, между прочим, одна ария, изображающая сотворение птиц, - это решительно высшее торжество звукоподражательной музыки, и притом «какая энергия, какая простота, какая простодушная грация!» - это решительно выше всякого сравнения». Ораторию «Времена года» следует признать ещё более значительным произведением Гайдна, чем «Сотворение мира». Текст оратории «Времена года», как и текст «Сотворения мира», был написан ван Свитеном. Вторая из больших ораторий Гайдна более многообразна и глубоко человечна не только по содержанию, но и по форме. Это целая философема, энциклопедия картин природы и патриархальной крестьянской морали Гайдна, славящей труд, любовь к природе, прелести деревенской жизни и чистоту наивных душ. К тому же сюжет позволил Гайдну создать очень стройную и законченную, гармоничную музыкальную концепцию целого.

Сочинение громадной партитуры «Времён года» далось дряхлеющему Гайдну нелегко, стоило ему многих волнений и бессонных ночей. Под конец его мучили головные боли и неотвязность музыкальных представлений.

«Лондонские симфонии» и оратории были вершиной творчества Гайдна. После ораторий он уже почти ничего не написал. Слишком напряженно прошла жизнь. Силы его иссякли. Последние годы композитор провел на окраине Вены, в маленьком домике. Тихое и уединенное жилище посещали почитатели таланта композитора. Беседы касались прошлого. Особенно любил вспоминать Гайдн свою молодость - тяжёлую, трудовую, но полную смелых, настойчивых поисков.

Умер Гайдн в 1809 году и похоронен был в Вене. Впоследствии его останки перенесли в Эйзенштадт, где он провёл так много лет своей жизни.

гайдн композитор инструментальный оркестр