Концерт популярный орган в кафедральном соборе. Евангелическо-лютеранский кафедральный собор святых петра и павла

Орган – король инструментов. А любая уважающая себя королевская династия ведёт свой род из глубины веков. И это – правда. Предвестие органа можно видеть во флейте Пана и волынке. А изобрёл орган древний грек Ктезибий, живший в египетской Александрии. Правда, был этот орган водяным и звучал во время гладиаторских боёв, а также при церемонии вступления императоров в должность. Изображение водяного органа встречается на монетах императора Нерона – известного любителя музыки.

В IV веке, появились органы, вполне королевские по своему звучанию, а в VII веке папа Виталиан ввёл орган в католическую церковь. Византия же VIII века повсеместно и заслуженно славилась своими органами! Правда, были они грубоваты по виду, а клавиатура была настолько широкой, что по клавишам ударяли не пальцами, а кулаками. Впрочем, и королевские дворы того времени не отличались особой изысканностью нравов.

Уже в XIV веке орган обзавёлся педалями, т.е. клавиатурой для ног. Игра в две руки и в две ноги значительно увеличили возможности исполнителя. А в XV – наконец-то уменьшилась ширина клавиш и увеличилось количество труб. И мы получили того короля музыкальных инструментов, которого знаем и любим сегодня. Дальнейшие усовершенствования имели, хоть и важное, но не столь существенное значение.

Любая королевская династия обязательно владеет какой-то тайной. Есть она и у органа. Орган – исцеляет души. Благородство его столь велико, что любая незатейливая мелодия, исполненная на его трубах, становится высокой музыкой. Кстати, количество труб у некоторых органов доходит до 7000. И, чтобы не запутаться во всём этом многообразии, они сгруппированы по регистрам. Регистр – набор труб с одинаковым тембром и являющимся, как бы, отдельным инструментом. Встречаясь с органом, органист обязательно проводит регистровку. Ведь каждый инструмент абсолютно индивидуален – количество регистров, порой, доходит до 300. А ещё, чтобы не отвлекаться во время игры, органист заранее готовит тембры клавиатур – мануалов. У органа их несколько – на самых больших случается до семи.

Короля делает свита. Чем величественнее король, тем масштабнее шлейф его музыки. А органную музыку писали лучшие композиторы. И, конечно же, самый приближённый и доверенный из них – Иоганн Себастьян Бах. Кстати, Бах, хотя и был великим органистом, к своей игре относился с долей иронии. «Надо только знать какие клавиши и когда нажимать, а всё остальное сделает орган» – отвечал он на вопрос, как это ему удаётся.

Орган подобен оркестру. Но он – величественнее оркестра. За ним – более, чем двухтысячелетняя история. И столь же необозримое будущее. Мы любим орган и признаём его право первенства в прекрасном царстве музыки. Ведь он – истинный король инструментов.

По-настоящему прочувствовать органную музыку можно лишь услышав ее на живом концерте. Не одна, даже самая совершенная акустическая система, не передает вибрации, движения воздуха и волшебство мелодий «короля инструментов». Его мощь и разнообразие обертонов в сочетании со скрипкой, саксофоном и другими инструментами рождают чарующее звучание, которое невозможно забыть.

Благотворительный фонд «Бельканто» предлагает вашему вниманию разнообразную афишу концертов органной музыки в залах Москвы. Выбрать подходящее мероприятие вы можете ниже на этой странице. Наш благотворительный фонд предлагает различный формат программ, от классического органного концерта до аудиовизуальной постановки. Приобрести билет можно зайдя в раздел понравившегося мероприятия, где вы найдете не только описание события, но и время его проведения. Там же вы можете оплатить понравившиеся места удобным способом. Все изменения в расписании сразу же отражаются в афише.

Уже 15 лет в Римско-католическом кафедральном соборе по адресу Малая Грузинская, 27 в отсутствие богослужений играют концерты духовой музыки. На швейцарском красавце фирмы Kuhn идеально воспроизводят музыку разных эпох благодаря хорошо продуманной акустике храма. Более того, приобретя билет на органный концерт здесь, вы не только получите эстетическое удовлетворение, но и сделаете доброе дело - все вырученные средства идут на благотворительность.

Малая Грузинская улица, 27/13

2

Евангелическо-лютеранский кафедральный собор святых Петра и Павла

В конце ХІХ века крупный немецкий предприниматель Вильгельм Зауэр, владеющий органостроительной фирмой, установил инструмент напротив алтаря кафедрального собора. Десять лет назад был осуществлен капитальный ремонт органа под руководством немецкого мастера Райнхардта Хюфкена. Сейчас послушать музыку чудесного инструмента в уникальной акустике собора можно на богослужениях и концертах.

пер. Старосадский, 7/10, стр. 10


Фото: 2do2go.ru

Московский международный дом музыки (ММДМ)

В Московском международном доме музыки проводят одни из лучших концертов в стране. Помимо органистов и других классических исполнителей в ММДМ можно послушать джаз, фолк, эстраду и многое другое.

Космодамианская наб., 52, стр. 8


Фото: orchestra.ru 4

Концертный зал на Моховой

Концерты на Моховой проходят при поддержке «Бельканто», общественной организации, занимающейся уникальными культурными проектами. Благодаря им московские зрители могут посетить бесплатно не только вечера органа, но и фестивали различных стилей музыки и оперу.

ул. Моховая, 11


Фото:
Фото: Концертный зал Геологического музея РАН 5

Мемориальный музей А.Н. Скрябина, Зал инноваций

В этом мультимедийном комплексе мероприятия проводятся не только в концертном зале, но также в выставочном пространстве и интерактивном классе. Раньше здесь был старый полуразрушенный доходный дом, но несколько лет назад его отремонтировали и превратили в центр современного искусства. Цель комплекса - способствовать визуализации музыки, как того хотел Александр Николаевич.


Фото: culture.ru
Фото: culture.ru 6

Музей музыкальной культуры им. Глинки

В музее Глинки расположена богатая коллекция народных инструментов из разных стран, а также экспозиция об истории русской музыки. Здесь помимо концертов можно послушать лекции, увидеть нотные и литературные рукописи, а также документы, связанные с жизнью и деятельностью известных музыкантов.

ул. Фадеева, 4


Фото:

ParkSeason продолжает делиться с читателями необычными местами Москвы. В сегодняшнем материале мы расскажем, где можно послушать настоящий орган, посмотреть на протестантскую церковь, и как оказаться в маленькой Англии (или Германии), не покидая пределы Садового.

1

Лютеранский собор Петра и Павла в Старосадском переулке


В переулках Китай-города спрятался готический шпиль: при ближнем рассмотрении он вырастает в не типичное для Москвы архитектурное строение. Это кафедральный собор Петра и Павла. После долгих скитаний лютеранской общины (соборы еще с XVII века появлялись и на Чистых прудах, и в Лефортово), в начале XIX века она наконец обосновалась в Старосадском переулке (тогда он еще был Космодамианским). Для встреч и богослужений выкупили усадьбу князей Лопухиных и в 1818 году заложили здесь церковь. Дом перестраивали несколько лет, а к 1850-м прихожан стало так много, что постройку решили расширить: именно тогда ей придали такой вид, который она имеет сейчас – с колоколом и готическим шпилем. Сюда приходили немцы, шведы, финны, эстонцы и латыши, проживающие в Москве. Богослужения велись на трех языках: немецком, латышском и эстонском.

Уже с марта 1915 года здесь начались погромы, а с приходом советской власти деятельность собора вовсе остановилась. Здание передали кинотеатру, а шпиль разобрали. К началу 1990-х инициативные группы начали поднимать вопрос о восстановлении собора, и спустя двадцать лет, после долгих поисков спонсоров и оформления документов, в реконструированном храме снова началась служба.

Одной из главных реликвий и достопримечательностей собора Петра и Павла считается исторический орган. В 1892 году община приобрела 42-регистровый «Э. Ф. Валькер», который стал лучшим инструментом в Москве. Во времена войны его эвакуировали в Новосибирск, где пустили на металлолом. К счастью, уцелел «В. Сауэр», который, будучи «жителем» Лютеранской церкви в Немецкой слободе, был перевезен в Крематорий, где его сохранили вплоть до 2000-х годов. В 2005 его отремонтировали и передали в собор Петра и Павла: на нем продолжают играть музыканты.

В зале собора регулярно проводят концерты: организацией занимается благотворительный фонд Belcanto. Им руководит Татьяна Ланская – певица и популяризатор классической музыки. ParkSeason побеседовал с Татьяной и узнал, для кого и зачем в Москве устраивают выступления органистов.

Скажите, какие музыканты выступают на концертах? Это профессиональные люди?

На концертах, организованных фондом, выступают органисты со всего мира. На сегодняшний момент это порядка 5 000 человек. Мы приглашаем музыкантов в Москву и устраиваем вечера разного формата.

На каких площадках выступают органисты?

Залы разбросаны по всей Москве: это может быть собор в центре Москвы, камерные помещения консерватории, дворцы в усадьбах, музеи.

Собор Петра и Павла – одна из главных площадок для органных концертов?

Это площадка с историческим немецким органом XIX века. Еще старинные инструменты стоят в Большом и Малом зале консерватории, зале Чайковского и музее Глинки.

Сколько концертов устраивает фонд?

Максимальное количество мероприятий за день – 11. В среднем, количество уже проведенных концертов приближается к пяти тысячам. В августе откроем программы в Петербурге.

Кто ходит на органные концерты?

Единого пласта аудитории нет. Это сильно зависит от формата концерта и площадки, где он проводится. Если это концерт Баха, например, мы ждем людей более «академических», старшего возраста. Если это «Звучащие полотна» и «Звуки города», то приходят хипстеры и средний класс. Это отдельный проект фонда, который запустился еще в прошлом году: игра на музыкальных инструментах сопровождается арт-инсталляциями, которые проектируются на стены и купол собора. Рисунки, которые попадают в проекцию, тут же, на месте создают песком или водой. То есть происходит совмещение сразу нескольких видов искусства: музыки, рисования и видео. Приобрести билеты на концерт можно на сайте фонда «Бельканто».








2

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской


В Пресненском районе на Малой Грузинской расположился еще один непривычный нашему глазу собор – это католический храм, построенный до революции 1917 года. Здесь проходят богослужения, кажется, на всех европейских (и не только) языках – французском, испанском, польском, английском, латыни и даже на корейском и армянском. Этот храм открыли в 1911 году, а построили на средства поляков, которые плотно обживали район вблизи современного Белорусского вокзала, работая на Московско-Смоленской железной дороге. Собору на Грузинской повезло больше, чем тому, что в Старосадском переулке: во время войны его разграбили, но основательно не разрушали. В советские годы здесь размещали продовольственную базу, а потом отдали постройку под общежитие. В конце 1990-х польские экспаты добились возвращения собора Католической церкви, и здесь возобновились богослужения. В храме стоят два органа: цифровой и духовой. В отличие от органа в соборе Петра и Павла, это современные инструменты, созданные в последние пятьдесят лет. Органные концерты в разных форматах проводятся в соборе на Малой Грузинской каждую неделю: иногда органисты выступают соло, иногда – в сопровождении других музыкальных инструментов. Посмотреть актуальное расписание можно на сайте благотворительного фонда «Искусство добра», который занимается организацией концертов.









3

Англиканская церковь святого Андрея в Вознесенском переулке


Храм в стиле викторианской готики незаметно расположился в Вознесенском переулке: даже те, кто считает себя знатоком архитектурной Москвы, не сразу понимают, где он прячется. Это единственная англиканская церковь в столице, и все богослужения здесь проходят на английском языке. Британская община, как и немецкая, довольно долго кочевала по городу: еще с XVI века церкви то строили то в Немецкой слободе и рядом с Сухаревской башней, то арендовали части особняков у русской аристократии. Наконец, в 1828 году англиканский приход обосновался в Вознесенском переулке: тогда еще в доме Колычева. В 1870-е годы община разрослась, и было решено здание перестроить. Из Лондона запросили архитектурный проект и по эскизам Ричарда Фримена возвели типичную английскую церковь. В январе 1885 года здесь провели первое торжественное богослужение. Тогда же установили духовой орган «Бриндли и Форстер». Судьба храма в советские годы мало чем отличается от тех, о которых мы уже рассказали: сначала прекратили богослужения, потом разместили общежитие и уничтожили орган, и уже в 1960-м году передали здание студии грамзаписи «Мелодия». Из-за хорошей акустики храм начали использовать музыканты: основные артисты записывали песни именно здесь. 1990-е годы и в этом случае стали спасением: после визита в Москву королевы Елизаветы II церковь пообещали вернуть прихожанам, после чего «Мелодия» освободила помещение.

Сейчас в соборе святого Андрея проводят органные концерты: правда, музыканты играют на электронном цифровом инструменте. Мероприятия проводят в разных стилях: можно попасть на рок-выступления, где перепевают Nirvana, а можно послушать непрофессиональный церковно-приходской хор. На сайте благотворительного фонда «Небесный мост», который отвечает за организацию концертов, можно посмотреть расписание и приобрести билеты на концерт.





Соборы и концертные залы, в которых можно в полной мере насладиться мощным звучанием короля музыкальных инструментов.

1. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Орган красивейшего готического собора является одним из самых больших органов в России и позволяет безупречно исполнять органную музыку различных эпох.
В соборе проходят мессы на русском, польском, корейском, английском, французском, испанском, армянском языках и латыни, а также проводятся встречи молодежи, занятия по катехизации, благотворительные концерты органной и духовной музыки.

Адрес: м. Белорусская, М. Грузинская ул., 27/13,

2. Концертный зал им. П.И.Чайковского

Универсальный орган «Ригер-Клосс», находящийся в концертном зале, признан музыкальными критиками одним из лучших инструментов в Москве. На нем проходит огромное количество концертов артистов филармонии, гастролеров из других городов и из-за рубежа. Большее количество регистров позволяет исполнять на органе музыку абсолютно разной стилистики: от композиторов эпохи барокко и романтиков до песенной классики советского периода и произведений современных композиторов. Органные концерты проводятся 1–2 раза в месяц, стоимость билетов варьируется от 350 до 1 200 р.

Адрес: м. «Маяковская», Триумфальная пл., 4/31

3. Московский международный Дом музыки

Светлановский зал Московского международного Дома украшает уникальный, самый большой в России орган! Внутри него располагается около 6 000 труб и 84 регистра, что превращает его в современный «симфонический» орган, на котором можно исполнять практические любые композиции. Здесь можно застать выступления органистов с мировым именем. Стоимость билета колеблется от 300 до 1000 рублей.

Адрес: м. Павелецкая, Космодамианская наб., 52, стр.8

4. Московская центральная церковь евангельских христиан-баптистов

В Московской центральной церкви евангельских христиан-баптистов установлен орган мастера эпохи немецкого романтизма Эрнста Ревера, сконструированный в 1898 году. Каждое последнее воскресенье месяца здесь в 15.00 проходят бесплатные органные концерты! В церкви исполняют произведения И.С.Баха, Моцарта, Генделя, Чайковского и других известных и не очень композиторов.
Чтобы занять хорошее место, лучше приходить примерно за полчаса до начала концерта.

Адрес: м. Китай-город, М. Трехсвятительский пер., 3

5. Хлебный дом в Царицыно

Атриум Хлебного дома, появившийся в 2006 году в процессе реконструкции здания, используется для проведения выставок и концертов. В 2008 году ко Дню города Москвы здесь появился орган, изготовленный в Германии специально для атриума Хлебного дома, с учётом особенностей акустики зала.
Концерты проводятся каждую субботу в 17.00. Репертуар в основном состоит из классики органной музыки. Стоимость билета - 400–500 р.

Адрес: м. Царицыно, ул. Дольская, д. 1

6. Кафедральный собор Святых Петра и Павла

Лютеранский собор, где установлен один из немногих сохранившихся в России органов девятнадцатого столетия. Сейчас на органе исполняются совершенно разные композиции: от «Времен года» Вивальди до концерта «Готическая история Англии» и оперных арий. Концерты проводятся по пятницам, субботам и воскресеньям около 19.00, время лучше уточнять на сайте, потому что иногда оно меняется; кроме того, на некоторые органные вечера заявлен дресс-код. Цена билетов: 250 р. для пенсионеров, студентов и многодетных семей и 500 р. для всех остальных.

Адрес: м. Китай-город, Старосадский пер., 7/10

7. Музей музыкальной культуры имени Глинки

Здесь находится старейший из звучащих в России органов - единственный сохранившийся шедевр немецкого мастера Фридриха Ладегаста, сконструированный им в 1868 году. Профессионалы отмечают его мягкое звучание, идеально подходящее для исполнения романтической музыки. И, конечно, особенное удовольствие - слушать на нем творения немецких композиторов. Помимо шедевра Ф.Ладегаста в музее также действует необарочный орган А.Шуке, построенный в 1979 году, - последний инструмент, созданный мастером. Концерты здесь устраивают довольно часто, стоимость билета - 300 р.

Адрес: м. Маяковская, ул. Фадеева, 4.


Первые лютеране появились в Москве в XVI веке. Это были приглашенные из Европы ремесленники, врачи и купцы. А уже в 1694 году Пётр I заложил лютеранскую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла – которая и была освящена год спустя, при его личном присутствии. Во время Большого Московского пожара 1812 года, храм сгорел. И приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, на Старосадском переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III, а также при участии Александра I, в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь – были возведены купол и крест. 18 августа 1819 года храм освятили. В феврале же 1837 года в нём впервые зазвучал орган. В 1862 году была произведена реконструкция в неоготическом стиле, по плану архитектора А.Майнхардта. А в 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

Церковь играла огромную роль не только в религиозной, но и в музыкальной жизни Москвы – в ней выступали известные московские и иностранные исполнители. Достаточно упомянуть органный концерт Ференца Листа, который прошёл 4 мая 1843 года.

5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 году собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза.

Однако в послереволюционные годы в СССР начались гонения на религию. Здание у общины забрали. В 1937 году собор переделали под кинотеатр «Арктика», а затем передали студии «Диафильм». Произведённая перепланировка, к сожалению, полностью уничтожила весь внутренний интерьер. В 1941 году церковный орган был эвакуирован в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично – на декорации. А перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 года был разобран шпиль собора.

В июле 1992 года, постановлением Правительства Москвы здание было возвращено общине. И в 2004 году, после долгих усилий, удалось найти спонсоров, как среди частных лиц, так и среди организаций. Это дало возможность приступить к масштабным восстановительным работам. Наконец, 30 ноября 2008 года, во время торжественного богослужения, состоялось освящение возрождённого собора.

В настоящее время в соборе, помимо богослужений, проходят многочисленные концерты – звучат музыкальные инструменты, поют восхитительные голоса, оживает волшебная музыка. Установленный напротив алтарной части орган «SAUER» (построен в 1898 году предприятием Вильгельма Зауэра, одной из крупнейших органостроительных фирм Германии) – один из немногих сохранившихся в России романтических органов девятнадцатого столетия. Уникальная акустика Евангелическо-Лютеранского Кафедрального собора святых Петра и Павла даёт возможность в полной мере насладиться его звучанием.

Правила поведения в Соборе

Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор святых Петра и Павла в Старосадском переулке - это действующий собор. Концерты проходят здесь в свободное от богослужений время, тем самым открывая всем желающим (вне зависимости от убеждений и взглядов) возможность приобщиться к тысячелетнему культурному наследию России и Европы. Здесь, как и в любом общественном месте, существуют определённые правила:

Входные билеты

Вход на большинство концертов осуществляется по билетам. Предварительно билеты продаются в театрально-концертных кассах и на сайте .

На нашем сайте действуют скидки в размере 50% от полной стоимости в любом секторе, кроме VIP, и для льготных категорий граждан. Чтобы купить билеты со скидкой 50% на данной сайте необходимо зарегистрироваться и подписаться на новостную рассылку. Нашими дисконтными картами можно воспользоваться в течение часа до концерта в самом соборе. Дисконтная карта действует на все билеты в любом секторе, кроме VIP.

Возврат билетов возможен только на условиях продающей организации, если это предусмотрено их правилами. При покупке на сайтах организаторов возврат билетов возможен не позднее, чем за 3 дня до даты концерта с удержанием % за банковское обслуживание. Неиспользованные билеты действительны на другие концерты, их нужно перебронировать через контактную почту на сайте организаторов. Организаторы вправе заменить объявленный концерт другим, в таком случае билеты могут быть возвращены по месту их приобретения, или перебронированы на другой концерт.

В день проведения мероприятия оплата за посещение концертов принимается сотрудниками Собора в течение час до начала в виде установленного пожертвования на содержание Собора в размере, соответствующем стоимости концерта с учетом имеющихся льгот и скидок.

Помните, что для посещения Собора в другое (не концертное) время - приглашения не требуются. Собор открыт со вторника по воскресенье с 10:00 до 19:00. Билеты также не нужны в тех случаях, когда в афише или программе мероприятия указано, что вход свободный.

Внешний вид (дресс-код)

Не обязательно подбирать вечерние туалеты: концерты проходят в стенах действующего Кафедрального Собора святых апостолов Петра и Павла - достаточно лишь помнить об этом. Из строгих предписаний: одежда не должна открывать область декольте, спину или плечи; на ней не должно быть вызывающих надписей или изображений. В остальном - можно обойтись вполне демократичной формой одежды (исключая шорты и мини-юбки)

Наши милые слушательницы свободны выбирать по своему вкусу, в чём прийти: будь то платье или брюки; покрывать голову - не обязательно. Мужчинам полагается находиться в Соборе без головного убора.

Обращаем Ваше внимание на то, что в Соборе нет гардероба. Посетители проходят в храм в верхней одежде, которую можно, по желанию, снять, оставив при себе. В холодное время года помещение Собора отапливается.

Возраст

Концерты в Соборе открыты для всех желающих, в том числе для детей. Возрастные ограничения на дневные концерты для всей семьи и детские мероприятия в 15 часов в партер от 3 лет, на балкон от 12 лет. На вечерние концерты в 18 часов в партер от 6 лет, на балкон от 12 лет, на вечерние концерты в 20 и 21 час в партер и на балкон от 12 лет.

В случае, если ребёнок начнёт плакать или капризничать, - вам придётся выйти с ним в притвор или даже уйти с концерта раньше.

Безопасность

Пожалуйста, мы настоятельно просим Вас воздержаться от прихода в Собор на концерт вместе с животными, а также с едой, напитками, чемоданами и другими габаритными, взрывоопасными и режущими предметами. Вас не впустят вместе с ними в зал. Не разрешается въезжать в помещение Собора на роликах, скейтбордах и самокатах, вносить и оставлять на хранение самокаты, ролики, скейтборды, велосипеды и коляски и заезжать на территорию Собора на автомобилях. На территории Собора нет парковочных мест. Платные парковки имеются во всех переулках вокруг Собора.

ПЕРЕД КОНЦЕРТОМ

К какому времени лучше всего приходить?
Зал открывается за 20 минут. Для прохода в зал Вам нужно пройти контроль купленных электронных билетов у стола регистрации и получить программу концерта. Это занимает несколько минут, но перед началом возникает очередь. Поэтому рекомендуем приходить минут за 40-45. После начала концерта вход в зал разрешается во время аплодисментов, чтобы не мешать другим слушателям.

Через 20 минут после начала концерта вход в зал разрешается только на балкон. Если балкон по техническим причинам закрыт, вход опоздавших слушателей в зал осуществляется только во время перерывов между номерами концертной программы, при этом посетители обязаны занимать ближайшие ко входу свободные места (места, указанные в билете опоздавшего, теряют свою актуальность)

Просим Вас отнестись с пониманием и не опаздывать.

Я думаю приобрести билет непосредственно перед концертом…
Да, это возможно. Продажа начинается за час перед концертом. В течение часа до начала концерта вы можете оплатить посещение концерта в виде установленного пожертвования на содержание Собора в размере, соответствующем стоимости концерта с учетом имеющихся льгот и скидок. Очень рекомендуем в таких случаях приходить несколько раньше, чтобы иметь возможность выбрать места по Вашему предпочтению из имеющихся в наличии, т.к. перед началом их может не остаться и просто прогуляться по прекрасной территории Кафедрального Собора.

Трезвость ума и спокойствие духа
Пожалуйста, будьте спокойны и не торопитесь, как только смотрители начнут пропускать слушателей в зал. Такое поведение не только неуместно в церкви, но и опасно для здоровья. Мы рассчитываем на Ваше понимание!

Контроль билетов
Пожалуйста, будьте готовы показать свои входные билеты смотрителям. В случае, если у Вас специальный билет, купленный по социальным скидкам - будьте готовы также продемонстрировать документ, подтверждающий факт социальной скидки.

Места в центральном и боковых нефах, центральном и боковом балконе
Пожалуйста, занимайте места в указанном секторе строго согласно вашим билетам.
Если вы выбрали места в боковых нефах и на боковом балконе, вы можете занять ряд и место исключительно в указанных секторах, а не в центральных. Просим не пересаживаться во время концерта в центральные сектора на чужие места.
В случае, если у Вас возникли затруднения - пожалуйста, обращайтесь за помощью к смотрителям.

История Собора

Подробно узнать о том, как устроен наш Собор - вы можете на экскурсии. Очень просим не производить её в частном порядке, и не ходить по Собору с подобной целью («посмотреть») перед концертом. Тем более просим не заходить в алтарную часть и за ограждения. После концерта Вы, при желании, можете задать интересующие Вас вопросы об устройстве Собора нашим сотрудникам (они носят бейджи с именами).

ВО ВРЕМЯ КОНЦЕРТА

Фото и видео
Снимать в Соборе во время концерта - можно, но только без вспышки и не перед лицом исполнителей, чтобы не мешать проведению концерта. Съемка исполнителей производится только по их просьбе и с согласия организаторов концерта. Если Вы собираетесь выложить фотографии или видео в социальной сети - просим, по возможности, проставлять геометку (Кафедральный Собор Святых Петра и Павла) и хэштеги #фондбельканто и #лютеранскийсобор

О том, что недопустимо
Ещё раз убедительно просим Вас помнить о том, что Собор - действующая церковь. Пожалуйста, соблюдайте общепринятые правила поведения. За их несоблюдение Вас могут попросить покинуть зал. В храме, как и в других общественных местах, нельзя целоваться, вести себя вызывающе, грубить и мешать другим людям. Если смотритель просит Вас покинуть зал - вы должны сделать это незамедлительно. Выяснить причины и все обстоятельства вы сможете в притворе у администрации.

Аплодисменты и цветы

Во время концертов в Соборе можно выражать своё одобрение аплодисментами. Желающие могут по окончании концерта подарить исполнителям цветы.

Дополнительно

После каждого концерта можно записаться на экскурсию в Собор.