Как выбрать первую губную гармошку. Губная гармошка: виды и особенности

Винтажный звук

Губная гармонь HOHNER Golden Melody 542/20 D обладает закрытым круглым звуком, что делает ее лиричной и заливистой. Она была любимой моделью легендарного Сонни Терри. Именно с ней он выступал многие годы со своим коллегой - блюзовым гитаристом Брауни Макги.

Гармошка имеет округленные и эргономичные формы, что позволяет ей удобно ложиться в ладонь, а также воспроизводить с ее помощью различные эффекты. Благодаря такой форме звук становится более разборчивым. Длинные тонкие латунные язычки идеально подходят для исполнения музыки в таких музыкальных жанрах как джаз и блюз, а также для воспроизведения различных бэндов и выдуваний. Ноты настроены четко, без надобности донастройки, что дает ей возможность спокойно аккомпанировать другим инструментам, в том числе и фортепиано.

Губная гармошка собрана очень герметично. Все платы плотно прикручены к корпусу, а крепкая пластмасса, из которой она сделана, положительно влияет на звучание, делая его более закругленным и мелодичным. Хоть основные стили исполнения этого музыкального инструмента достаточно узкие, но применять его можно в абсолютно любых жанрах и репертуарах. Особенностью этой гармошки является ровный темперированный строй. Благодаря ему, переходя из одного отверстия в другое, звук не меняется, не становится тише или громче, а остается на одном уровне. Это позволяет звучанию быть более ровным и четким. Однако из-за такой особенности она звучит немного тише, чем ее аналоги.

Компания HOHNER сделала свое имя на рынке музыкальных инструментов, поэтому, покупая губную гармонь этой фирмы, можно быть уверенным в качестве и отличном звучании этого инструмента.

HOHNER Marine Band 1896/20 C

Легенда блюза

HOHNER Marine Band - легендарная гармонь, которая появилась на американских прилавках более 100 лет назад и пришлась по вкусу всем исполнителям раннего блюза и фолка. Она имеет объемный открытый рассеянный звук с насыщенными верхними частотами. Благодаря этому на ней можно исполнять разные жанры музыки, хотя изначально она была предназначена для блюза.

Особенностью этого инструмента являются его язычки. Они довольно длинные и подвижные, что делает их очень чувствительными и добавляет звуку характерную "хрипотцу". Благодаря этому не нужно прилагать особых усилий, чтобы выдуть из нее ноту. Достаточно "дышать" в такт музыке, для того чтобы на ней играть. Для начинающих музыкантов такая гармонь будет идеальным вариантом, так как она, во-первых, сделана очень качественно и, во-вторых, настроена в тональности До мажор. Это основная тональность, в которой пишется почти весь музыкальный репертуар. Поэтому на ней можно легко научиться исполнять любые песни и освоить новые направления.

Благодаря удобной эргономичной форме она позволяет выполнять различные звуковые эффекты, а за счет плотного лакового покрытия на ней можно в течение длительного времени играть с блокировкой языком. Интересной особенностью обладает также и чехол для гармошки. Он может крепиться на пояс с помощью широкой петельки, что позволит вам без проблем носить ее всегда с собой.

Если вы меломан и не можете жить без музыки, рекомендуем вам приобрести наушники для прослушивания любимых треков. Вы можете подобрать для себя вариант на любой вкус. Будь то вакуумные или накладные, для спорта или компьютера, они станут вашими лучшими друзьями в любом месте и в любое время.

Доступный качественный аналог

Easttop T008K является бюджетным вариантом губной гармони, которая не уступает своим более популярным брэндовым аналогам. Ее ставят в список одних из самых лучших инструментов как для начинающих музыкантов, так и для опытных исполнителей. Конструкция гармоники сделана почти вручную. Все детали плотно прикручены 11 болтами, поэтому она абсолютно герметична. Это создает более плотный и круглый звук, что подходит для блюзового исполнения. Все болты и фурнитура изготовлены из нержавеющей стали. Сама гармонь устойчива к коррозии и водонепроницаемая, поэтому она имеет достаточно долгий срок службы. Пользоваться ею можно в любом месте в любую погоду: она не зависима от погодных условий, будь то жара или морозы, так что вы всегда сможете порадовать своих родных и друзей красивым блюзом.

Платы и язычки сделаны из хромированной меди и имеют оптимальные габариты для лучшей чувствительности. Сами пластины достаточно утолщенные - 1 мм, благодаря чему звук становится ярче и мелодичней. Тональность ее тоже достаточно многообразна - вы можете выбрать для себя любой тон вне зависимости от того, ученик вы или профессионал.

Интересной особенностью этой модели является процесс ее производства. Перед выпуском в свет каждую модель по несколько раз проверяют на качество звучания и подгоняют до идеала, вследствие чего гармоника становится действительно отзывчивой и более заливистой. Благодаря такой проверке модель и обрела популярность, так как при своей доступности может конкурировать с более дорогими моделями в качестве и звуке.

Suzuki Folkmaster 1072

Маленькая и звонкая

Гармонь SUZUKI Folkmaster имеет достаточно компактные размеры, но это не отображается на ее музыкальных возможностях. Она достаточно звонкая и мелодичная, имеет высокую чувствительность язычков благодаря их оптимальной длине и толщине, что позволяет без особых усилий извлекать из нее ноты. Модель имеет довольно широкий диапазон тональностей, поэтому она придется по вкусу любому музыканту, независимо от опыта. Хоть основной жанр этого инструмента - блюз, звучит она бодро и весело благодаря мажорным тональностям и подойдет также для джазовых и фолковых композиций.

Сделана гармошка из экологически чистых и прочных материалов. Сам корпус состоит из литого ABS пластика, что очень важно для губного инструмента. Благодаря такой конструкции он менее подвержен негативным последствиям после падения, а именно трещинам и сколам. Крышки сделаны из нержавеющей стали, что защищает их от коррозии. Гармонь собрана очень герметично, поэтому она также водонепроницаема, что дает возможность играть на ней в любых условиях. Благодаря такому уплотнению звук становится более открытым и ясным. Пластины по стандарту сделаны из меди и имеют достаточную толщину для хорошего и качественного звукоизвлечения. Стоит отметить также особенности производства, а именно внедрение новой лазерной технологии, которая идеально отстраивает инструмент. Его не нужно будет донастраивать, так как ноты будут извлекаться идеально. Благодаря этому на гармонике SUZUKI Folkmaster можно будет аккомпанировать любым другим инструментам, будь то гитара или фортепиано.

Благодаря своим компактным размерам и эргономичной форме ее легко держать в руке и выполнять на ней разные эффекты. Она идеально подойдет для походов и путешествий, особенно с компанией, где у костра можно будет сыграть на ней и порадовать своих родных и близких.

Лучший выбор новичка

Данная модель очень хорошо подходит для начинающих музыкантов, так как она достаточно бюджетная, но обладает вполне хорошими характеристиками и качественной сборкой, что позволяет ей отлично звучать. Стоит отметить ее внешний вид, а именно металлическую потертую крышку, которая придает музыкальному инструменту большую винтажность и привлекает не только харперов, но и коллекционеров старых вещей. Один ее вид стоит того, чтобы ее приобрести и украсить свою коллекцию. Еще одним достоинством является стандартные форма и размер крышки. Это дает возможность при случае заменить крышку другой гармоники этой, и она идеально подойдет. Исключением станут разве что гармоники с закругленными краями или меньшие по размеру.

Swan Blues Harp обладает достаточно слабой чувствительностью, поэтому придется к ней приспособиться и прикладывать больше усилий для извлечения звука. Отметим, что данная модель имеет разные варианты тональностей. Поэтому вы можете подобать любой тон по своему вкусу в зависимости от выбора жанра и репертуара. Она может играть как в мажорных тональностях, так и в минорных. Таким образом эта гармонь становится более универсальной, ибо благодаря такому выбору ее можно использовать в любой музыке.

Гармоника имеет ярко выраженное острое звучание благодаря преимущественно мажорным гаммам, поэтому она идеально подойдет для исполнения джазовых мелодий. Рекомендуем перед игрой ее кастомизировать, то есть улучшить характеристики последствием выгиба язычков и платы, что придаст гармошке лучший отклик и более глубокое звучание.



В этой статье мы расскажем вам, как выбрать и купить хорошую губную гармошку, на которой можно научиться играть.

К сожалению, более 89% всех губных гармошек ведущих (в том числе немецких) производителей - не пригодны для профессиональной игры и уж тем более для обучения (причём эта цифра не учитывает ни одной китайской гармошки, которых на нашем рынке пруд пруди).

Раз попытавшись научиться играть на некачественном инструменте, человек навсегда отбивает желание освоить этот инструмент. А основные производители губных гармоник, к сожалению, при молчаливом сговоре, продолжают «штамповать» некачественный товар, так как именно он приносит им наибольшую прибыль. Вот почему губная гармошка остаётся настолько редким инструментом и нуждается в популяризации.

Именно на профессиональных гармонистах, популяризаторах этого инструмента и энтузиастах лежит основная функция информирования всех начинающих гармонистов, как выбрать и купить губную гармошку, на каких губных гармошках стоит обучаться играть, и как не ошибиться в выборе, ведь музыкальные магазины предлагают такое огромное количество губных гармошек.

На самом деле, хорошие губные гармошки можно перечислить на пальцах. И мы сразу же в этой статье перечислим все хорошие модели губных гармошек , на которых играют профессиональные гармонисты и на которых можно научиться играть каждому желающему.

Список хороших губных гармошек:

Кстати, напоминаем, что если вы только собираетесь обучаться, то вам необходимо приобрести одну из этих гармоник именно в тональности «до мажор» (эта тональность обозначается латинской буквой «С»).

  • Easttop T008K
  • Hohner Golden Melody
  • Hohner Special 20
  • Hohner Rocket
  • Seydel 1847
  • Seydel Session Steel
  • Hohner Marine Band Crossover
  • Hohner Marine Band Deluxe
  • Suzuki Olive
  • Suzuki Manji

Многие считают, что для начала можно выбрать и купить дешёвую губную гармошку, эдакую «рабочую лошадку», а потом уже можно будет себе купить губную гармошку хорошего качества. Но до покупки последней, как правило, дело не доходит, так как люди полностью разочаровываются в этом инструменте после игры на некачественной губной гармошке.

Зарегистрируйтесь на бесплатный онлайн курс "БЫСТРЫЙ СТАРТ"!

Во-первых, мы хотим вам помочь разобраться с видами губных гармошек , так как в музыкальных магазинах вы, наверное, могли наблюдать губные гармоники разных размеров и видов. Губные гармошки действительно бывают разные: диатонические (10-ти дырочные), хроматические губные гармошки, тремоло, октавные, басовые, аккордовые губные гармошки, а также гибриды этих гармошек. Как же всё-таки выбрать и купить губную гармошку? Октавные, басовые и аккордовые губные гармошки чаще всего используются в гармошечных оркестрах, и скорее всего вы не найдете их в продаже в вашей стране, поэтому мы на них останавливаться не будем. Поговорим о диатонических, хроматических губных гармониках и гармошках тремоло, и о том как выбрать губную гармошку.

Тремоло губные гармошки.
В таких губных гармошках на каждой ноте немного расстроены два звуковых язычка относительно друг друга, благодаря чему достигается эффект тремоло. На таких губных гармошках присутствуют звуки только «белых клавиш фортепиано» и нет ни одной черной клавиши. Эта губная гармошка достаточно примитивна, на ней очень легко научиться играть любому человеку, который обладает хоть малейшим слухом. И в то же время она очень ограничена по возможностям ввиду большой нехватки недостающих нот. Выбрав губную гармошку тремоло, вы сможете играть только простенькие детские мелодии, хорошо могут «ложиться» русские и украинские народные песни, ну, и, возможно, еще гимны некоторых стран – и, к сожалению, всё.

Хроматические губные гармоники – у них напротив, присутствуют все-все звуки хроматического звукоряда (все белые и черные клавиши фортепиано). На хроматических губных гармошках, как правило, можно играть сложные классические произведения, джазовую музыку, но тут важно иметь хорошее музыкальное образование, уметь читать ноты «с листа» и иметь хорошую подготовку на диатонической губной гармонике. Почти все гармонисты, играющие на хроматической губной гармонике, начинают с диатонической гармоники, так как некоторые приёмы и навыки, такие как красивое вибрато, или бенды(которые теоретически нельзя делать на хроматической губной гармонике, а на практике используются постоянно) можно хорошо отточить именно на диатонической губной гармошке, не повредив при этом язычки инструмента.

Диатоническая губная гармошка и как ее выбрать . Диатоническая губная гармошка - это самая популярная губная гармошка в мире. Инструмент, на котором можно играть любую музыку, в любом стиле, и звук которой очень насыщенный и густой, если сравнивать с вышеописанными губными гармошками. Присутствуют все ноты, но необходимо приобрести определенные навыки для игры на этом инструменте. Эту губную гармошку называют еще блюзовой гармоникой, но это не означает, что на ней можно играть только блюз. Просто она стала очень популярной именно в эпоху активного развития блюзовой музыки, куда она идеально вписывается. Именно диатонические (блюзовые, или десятидырочные) губные гармошки мы популяризируем. Для нас – это самый красивый по звуку музыкальный инструмент в мире!

Во-вторых, вам для себя необходимо определиться, с какими язычками вы хотите выбрать губную гармошку .
Материал язычков губной гармошки напрямую влияет на долговечность инструмента. Компании Hohner и Suzuki традиционно используют в своих гармошках медные язычки, а компания Seydel сделала инновационный прорыв в этой области и стала первой компанией, которая изготавливает стальные язычки для своих губных гармоник. В результате они дольше не расстраиваются и их сложно сломать.

В-третьих важно отметить, что губные гармошки бывают разных тональностей и если вы только начинающий гармонист, то вам стоит выбрать губную гармошку именно в тональности «до мажор».
Говоря попросту, на ней легче всего вам будет овладеть основными приемами и навыками, к тому же почти все существующие самоучители, в том числе и наш самоучитель для для губной гармошки записан для гармошки «до мажор». Начав обучение на гармошке этой тональности, вам потом будет легко играть и на всех остальных: как более высоких, так и низких тональностях.

Четвёртым и последним пунктом при выборе губной гармоники должна быть проверка инструмента . Если вы покупаете губную гармошку в магазине музыкальных инструментов, то потребуйте специальные меха для губных гармошек. На них можно «продуть» каждое отверстие, как на вдох, так и на выдох, убедившись, что все ноты звучат. К сожалению, в музыкальных магазинах редко встречаются меха, поэтому, скорее всего вам придется проверять гармошку самому, и при отсутствии мехов в магазине, вам не могут отказать в этом. Вам важно «продышать» каждое отверстие в отдельности, что может быть очень затруднительным, если вы до этого ни разу не играли на губной гармошке. Проверяя каждое отверстие на вдох и на выдох, обращайте внимание на дополнительные призвуки в виде «звона», которые могут попадаться на губных гармошках, что может означать, что язычок цепляется за плату губной гармошки. В таком случае требуйте другую гармошку. Также на низких тональностях (ля, соль и ниже), язычки могут биться о крышку губной гармошки и тоже с характерным звоном. Такое бывает очень часто на губной гармонике Golden Melody, и в принципе, это нормально, но переберите несколько гармошек выбранной вами модели, и возможно вам попадется такая, которая не звенит. На губных гармошках тональности «до мажор» никакого звона в помине не должно присутствовать, поэтому чистый звук на каждом отверстии – это самый лучший критерий для того, чтобы купить губную гармошку до мажор.

Желаем вам удачно выбрать и купить губную гармошку!

Тема не нова, однако постоянно находятся люди, которые или сами нечаянно купили губную гармонику, или же им ее подарили, или досталась в наследство от предков. И все эти люди хотят знать, что со всем этим можно делать: то ли учиться, то ли продать, то ли купить другую гармонику и т. д. Конечно, потом все эти люди лезут на форумы, задают вопросы, пытаются найти что-то в Google и т. д. Для них написан этот пост! :)

Краткое содержание

  • Что делать, если у вас оказалась гармоника и/или вы почему-то захотели научиться на ней играть.
  • Какую музыку вы можете играть на гармонике.
  • Какие бывают гармоники, чем отличаются по технике звукоизвлечения, какие гармоники для какой музыки лучше подходят.
  • Гармоники каких марок и где можно покупать.

Итак, если вам досталась гармоника на халяву (вы ее нашли на улице, кто-то подарил или даже унаследовали) и поэтому вы хотите научиться на ней играть, считайте, что существует значительная вероятность, что вы ничему путному не научитесь. Подумайте, а нужна ли вам вся эта музыка? Зайдите на ютуб, вбейте в поиск "harmonica" и посмотрите десяток роликов. Если нравится, то можно учиться дальше. :)

Если вы где-то нашли старую гармонику или вам досталась трофейная немецкая гармоника, то не играйте и не учитесь играть на таких. Можете подцепить какую-нибудь болезнь. Кроме того, такие гармоники практически наверняка неисправны. Может, они представляют для кого-то антикварную ценность... А, может, и нет.

Следующий момент: если вы ранее не имели опыта с гармоникой и она каким-то образом у вас оказалась почти случайно, а потом вы решили, что хотите учиться играть, то самое первое дело - это забыть, что у вас уже есть гармоника. Может, так оказаться, что вам нужна совсем другая модель. Тут не работает подход "буду учиться на том, что есть". Учиться надо на том, на чем, хочется играть. Здесь много зависит от жанров музыки, а также от характера обучаемого.

Итак, надо определиться, какую музыку вы хотите играть. Ниже идущее деление музыки на стили довольно условно, но все равно ведь надо же как-то ориентироваться... Музыка у нас бывает такая (в принципе указано только то, что играется на гармонике):
1) Европейская народная, например, русская, немецкая, ирландская. Сюда не входят стили, которые испытали на себе влияние Востока, как, например, народная музыка восточноевропейских евреев - клезмер (для тех, кто в танке, - типа "Хава нагила").
2) Народная музыка стран Востока, типа арабской музыки, или же музыка, так или иначе испытавшая влияние Востока, тот же клезмер, сербская, греческая музыка и т. п. Определение довольно туманное, но с другой стороны вы всегда сможете различить песни в стилях из пунктов 1 и 2.
3) Блюз, рокабилли, рок-н-ролл, фанк, соул, рэп - в общем, вся народная музыка афроамериканцев и стили поп-музыки, вышедшие из этой народной музыка.
4) Джаз в его многочисленных разновидностях.
5) Классическая музыка.

Если что-то не входит в этот список, то можно попробовать представить, на что из этого списка похожи ваши любимые произведения. Наверное, чаще всего люди хотят играть на гармонике блюз и все, что из него выросло. Затем играют всякие народные песни. Самые отчаянные кидаются играть различную арабщину, джаз и классику.

С музыкальной точки зрения самыми простыми для освоения жанрами является народная европейская музыка и блюз с его потомками. Простыми - в некотором условном смысле, так как и в блюзе, и в ирландской музыке есть свои сложности, если добиваться совершенства. Восточная музыка сложная в силу другого звукоряда, который нам непривычен и сложен для воспроизведения на гармонике. Джаз и классика сложны по многим причинам. Но с другой стороны не стоит пугаться. За два года регулярных занятий можно развить такую технику звукоизвлечения, что ни один из этих стилей не будет экстремально сложным. Еще через какое-то время можно получить опыт и изучить необходимую теорию музыки. Если вы хотите играть джаз, то не надо ныть, надо просто заниматься. На мой взгляд, гармоника - это нечто большее, чем обычное хобби. Например, вы можете любить ездить на рыбалку каждые выходные, но на гармонике вы не можете заниматься раз в неделю, потому что это ничего не даст.

А теперь можно посмотреть на то, какие бывают гармоники и что на них можно играть. Посмотреть, как выглядят разные типы гармоник можно, например, на сайте "Динатона" (но покупать там не рекомендую, потому что дорого).

1) Тремоло и октавные гармоники.
Отличительная особенность - два ряда отверстий, разделенных перегородкой. Когда вы извлекаете звук из таких гармошек, работают два язычка. Для тремоло эти язычки немного расстроены относительно друг друга, а для октавной гармоники - "расстроены" с интервалом в октаву. Гармоники эти выпускают диатоническими (можно извлечь только ноты, соответствующие белым клавишам фортепиано), сложную музыку на них не сыграть (с некоторыми оговорками, о которых позднее), поэтому их можно использовать для игры европейской народной музыки. Погуглите про школу В. Сколозубова, большого популяризатора тремоло гармоник в России. Наверное, для игры в "народном" стиле это лучший материал. Но есть еще одна фича, о которой нетремолисты часто забывают: можно купить две тремоло гармоники в ключах C и C# (что как бы дает черные клавиши фортепиано) и вы получите возможность играть абсолютно любую музыку (хотя достать гармонику в C# не так уж просто само по себе). Такой подход часто используется в Азии (с ходу не могу вспомнить ролики на ютубе...). Опять же с некоторыми оговорками. То есть вы можете играть классику, абсолютно любые песни, романсы и пр. И даже блюз и джаз, хотя тут могут быть проблемы с тем, что в этих стилях часто надо уметь играть не только ноты, соответствующие не только белым и черным клавишам фортепиано, а и ноты между этими клавишами. Но с другой стороны у хроматических гармоник тоже есть такие проблемы, но на них играют и блюз, и джаз... В общем, как бы то ни было, я думаю, что тремоло гармоника в разных конфигурациях имеет право на жизнь, вопрос лишь в том, надо ли вам это или нет.

2) Диатонические гармоники.
Десять отверстий, дающих ноту как на вдохе, так и на выдохе. Собственно, никто не мешает нам самим определять, какие ноты будут на вдохе, а какие на выдохе для каждого отверстия - тем самым мы можем задавать разные строи. Откройте Harp-o-matic и поиграйтесь с настройкой "Tuning". Вы увидите целую массу разнообразных строев, придуманных человечеством и запрограммированных Джимом. :) Некоторые из них позволяют играть хроматически, некоторые нет. Самый распространенный строй - строй Рихтера. Обычно в магазинах такие гармоники и продаются, однако встречаются и минорные строи, и кантри строй, так что покупать надо аккуратно. На этих гармониках можно играть абсолютно любую музыку. Есть строй, специально заточенный под ирландскую музыку. Есть различные строи, призванные облегчить игру восточной музыки и джаза. Если вам хочется играть блюз, то почти наверняка ваш выбор - это строй Рихтера. В любом случае про сравнение строев можно написать огромную статью, хотя при этом надо бы уметь играть на гармониках во всех этих строях. Если вы хотите играть джаз, арабщину или ирладщину, стоит подумать: возможно, вам нафиг не нужна гармоника в строе Рихтера, а стоит взять что-то другое. В любом случае регистрируйтесь на форуме Harper Club , читайте, спрашивайте - общество подскажет, что можно сделать. :) Основная особенность этих гармоник - не все ноты хроматического звукоряда можно получить на вдохах и выдохах. Для получения недостающих нот используются бенды и овербенды (или клапанные бенды на полуклапанных гармониках, которые по сути являются еще одной разновидностью диатонических гармоник). При этом вы можете получать и те самые ноты "между" черными и белыми клавишами, которые очень полезны в блюзе и джазе. С точки зрения техники звукоизвлечения игра на таких гармониках значительно сложнее, чем игра на тремоло или хроматиках. Да, вы можете значительно управлять тоном и тембром звука, но научиться им управлять не так-то просто. Однако, тут еще важно, что вы хотите играть. Если народную музыку, то особых трудностей нет. Если хотите играть блюз, то надо научиться делать бенды, что довольно непросто, но осуществимо. Если хотите играть джаз, то нужно уметь делать и бенды, и овербенды, а также нужен точный контроль за тоном этих нот. Играть классику на диатонических гармониках довольно проблематично за счет различий в тембре при получении бендов и овербендов, но в принципе, наверное, можно. Просто пока-то дело в том, что инструмент неакдемический, довольно сложный и нет достаточного количества прецедентов...

3) Хроматические гармоники.
Отличительный признак - кнопка с боку гармоники, которая передвигает кулису в мундштуке. Эта гармоника позволяет играть весь хроматический звукоряд без выкрутасов, которые нужно применять на диатонических гармониках. Но зато мы немного теряем в возможности контроля тона. Кроме того, по тембру хроматика отличается от диатоники (хотя полуклапанные диатоники приближаются к хроматикам). Это гармоника требует развитого музыкального мышления или же требует его развития в случае его отсутствия. Вы не научитесь играть на этой гармонике без изучения нот и теории музыки (если вы, конечно, не реинкарнация Моцарта). Под словом "научитесь" я имею в виду прежде всего игру или блюза, или джаза, или классической музыки во всех возможных тональностях. Как мне кажется, данный тип гармоники идеален для классики, в джазе может использоваться наравне с диатонической гармоникой, а в блюзе проигрывает диатонической гармонике. Восточная музыка в ее грубом приближении проще играется на хроматике, но диатоническая гармоника лучше передает ее дух. Народная русская и немецкая музыка тоже без проблем может исполняться на хроматике.

Все это, конечно, довольно приблизительный (в силу ограниченности сил автора:)) "путеводитель по Галактике": лично я про одну диатонику могу написать раз в 5 больше, поэтому, если есть какие-то вопросы касательно того, какую гармонику выбрать, то можно задавать в комментариях.

Помимо этого на форумах часто обсуждается, какую же модель гармоники стоит купить. Попробую немного рассказать об этом. Самое главное - гармоника не должна быть дешевой и/или китайской. Не покупайте дешевые гармоники непонятно каких фирм.

1) Тремоло гармоники.
На самом деле я тут некомпетентен. :) Лучше спросить на форуме Harper Club . Но в принципе тремолисты неплохо отзываются о гармониках Hohner, Tombo, Seydel. Как правило, чем выше цена, тем лучше гармоника. Одна из самых дорогих - Seydel Fanfare со стальными язычками. Насколько она хороша - понятия не имею.

2) Диатонические гармоники.
В России распространена продукция фирмы Hohner. Самое главное - не покупать модель Silver Star. Конечно, в принципе, и на ней будто бы можно учиться, то есть теоретически можно брать и ее... Но реальная функция этой гармоники - просто проверить, не бросите ли вы учиться играть через две недели после начала обучения. Если не бросили, вам нужна другая гармоника, потому что Silver Star может значительно затруднить дальнейшее обучение. На мой взгляд самые лучшие модели - это Golden Melody, Special 20 и Crossover. Эти гармоники в принципе нормальны без всякой кастомизации. Лично я предпочитаю из них Golden Melody из-за удобной формы, а также из-за того, что она герметичнее, чем Special 20. Crossover всем хорош, но не стоит своих денег. Модели Marine Band и Marine Band Delux плохи своей деревянной гребенкой, которая обязательно будет разбухать. Но вы можете или пропитать ее воском (на ютубе есть ролики), или заказать у Славы Виноградова Marine Band с гребенной из черного, красного и еще черт знает какого дерева. Это, конечно, дорого, но выглядит красиво. Найти Славу можно на том же форуме Harper Club . Все остальные диатоники от Hohner я сам не пробовал, но в принципе для начинающих годятся все гармоники, которые на сайте "Динатона" стоят в районе 1000 рублей и более.
Гармоники Suzuki и Lee Oskar меньше распространены в России. Но в принципе, всё, что стоит больше 1000 рублей, может рассматриваться как кандидат на покупку.
Гармоники Seydel 1847 отличаются стальными язычками. Одни хорошие, но дорогие. Купить их можно обратившись к Сергею (юзер SeydelClub на форуме Harper Club). Трудно сказать, стоит ли начинающим их брать или нет... С одной стороны неразумно новичку платить 2500 рублей за инструмент, когда есть в принципе нормальные гармоники и за 1000 рублей. Но с другой стороны стальные язычки практически неубиваемы, а медные вы по неопытности можете сломать. Но с третьей стороны, если вы будете учиться правильно, то ничего не сломаете, а ощутимую пользу от стальных язычков почувствуете лишь с опытом. В общем, я ничего не рекомендую на этот счет, можно покупать как Seydel 1847, так и играть на голденмелодях. :)
Единственная вещь, которую почти наверняка надо сделать с любой свежекупленной диатонической гармоникой, - это отрегулировать гэпы. Об этом можно почитать много где, достаточно воспользоваться поиском.

3) Хроматические гармоники.
Сам имею в наличии Swan1664. Не рекомендую покупать за теперешнюю его цену (я-то купил за 600 рублей). Из хонеров часто хвалят CX-12. Из моделей Seydel - Saxony. Есть еще неплохие Suzuki, но, кажется, они в целом дороже, да и я про них почти ничего не знаю. Относительно новая задумка - это True Chromatic от Джима . Неплохая идея, имеющая как плюсы, так и минусы по сравнению со стандартным соло-строем большинства хроматик. По словам Бориса Плотникова для хроматики также очень интересен строй diminished.

Покупать можно как в России, так и за рубежом через интернет. Покупку нескольких гармоник или хроматики может оказаться выгоднее делать за рубежом. Покупку любых моделей Seydel (и тремол, и диатоник, и хроматик) я рекомендую делать через Сергея SeydelClub или через Бориса Плотникова. Неплохой онлайн магазин из США - http://www.coast2coastmusic.com/ . В Москве я покупаю хонеры в Pop Music , но, может быть, есть и более выгодные по ценам магазины. Ли оскары в принципе где-то продаются в Москве. Где покупать сузуки, я совсем не знаю.

В любом случае неплохо еще разузнать, в каких магазинах вашего города какие гармоники можно купить. А в остальном - да поможет вам Google.

Выбрать губную гармошку для начинающего музыканта не так уж и сложно. Чаще всего в продаже можно встретить диатонические, хроматические, тремоло, октавные губные гармоники производителей из Германии и Японии. Наиболее распространена, диатоническая 10-отверстная губная гармошка, нередко называемая «блюзовой». Именно о них мы и расскажем далее.

Используя советы профессионалов и собственный многолетний опыт в выборе губных гармоник, проверке качества их изготовления и звучания, мы рады предложить Вам свои рекомендации по выбору губной гармошки для начинающих: 1. В начале своего обучения можно пробовать различные виды губных гармоник, например, хроматические. Тем не менее, большинство специалистов сходится во мнении, что губная гармошка для начинающих должна быть диатонической с 10-ю отверстиями и в тональности «С» (до-мажор) . Самоучители, учебники и звуковые примеры для начинающих, как правило, записаны именно в тональности До-мажор, которую обозначают на корпусе гармоники или на коробке литерой «С».

2. Наилучшим вариантом станет губная гармоника с пластиковым или металлическим корпусом , который не деформируется при частых занятиях или при длительном однократном использовании.


3. При покупке губной гармоники необходимо проверить все язычки на работоспособность, продувая отверстия гармошки специальными мехами . Если губная гармоника соответствует стандарту, Вы услышите отчетливое, чистое звучание каждой ноты при проверке отверстий гармоники на вдох и выдох.

4. Покупка дешевой губной гармоники может значительно усложнить процесс обучения или совсем его прекратить . При таком выборе чаще всего слышны фразы: «Пусть сначала попробует, а потом купит гармошку подороже», «Вдруг забросит обучение, и не станет больше играть», «Купишь дорогую гармошку, а потом испортит её неправильной техникой игры».

Тем не менее, выбирая дешёвый инструмент (10-15 долларов), мы лишаем себя или начинающего музыканта качественного звучания, отчетливого звукоизвлечения , так необходимого в начале обучения.

В конечном счете, такая «ценовая» стратегия приводит к потере интереса и разочарованию в инструменте. Ведь мы всегда стремимся к удобству, комфорту и настоящему профессиональному звучанию!

В противном случае, и деньги потрачены зря,

и покупка не приносит радости и удовольствия.

5. Надежными, профессиональными губными гармониками считаются инструменты, которые могут служить достаточно долго при правильной эксплуатации и надлежащем уходе. Важную роль здесь играют материал корпуса и язычков губной гармошки , которые напрямую влияют на долговечность инструмента .

Традиционно компании-производители используют в своих гармошках медные язычки. Однако немецкая компания совершила технологический прорыв, и стала первой компанией, производящей губные гармоники с , которые длительное время сохраняют строй и работоспособность гармошки .

6. Настоящий музыкант знает свою гармошку на вкус! Если все этапы выбора и проверки инструмента закончены, попробуйте извлечь звук самостоятельно . Теперь это Ваш инструмент, и с его помощью Вы сделаете своё звучание неповторимым.

Вот как, например, у признанных гуру: А теперь поговорим подробнее о самих гармошках. Совсем недавно мы рассказывали об . И это не случайно.Бесспорно, сегодня на музыкальном рынке широко представлены как качественные, признанные профессионалами губные гармошки известных производителей (немецкие Hohner, Seydel, японский Suzuki и др.), так и огромная масса других, зачастую недорогих инструментов достаточно низкого или того хуже, неприемлемого качества звучания и изготовления.

И будем откровенными: мы влюблены в Seydel !

Это любовь с первого взгляда.

При первом знакомстве мы открыли для себя яркий внешний вид, удобство при игре, оценили богатство и благородство звучания, лёгкость при звукоизвлечении, а также непревзойденный запас прочности и широкий динамический диапазон. Seydel - как уже упоминалось, предлагает гармоники с язычками из нержавеющей стали , что обеспечивает яркое и объёмное звучание, стабильность строя даже при очень активной игре, и исключительную долговечность при любых условиях эксплуатации . Список губных гармоник со ссылками на описание и другую полезную информацию можно найти ниже.

НОВИНКИ!

Из новинок мы рады предложить Вам новые модели: - - профессиональная диатоническая гармоника с оптимизированными язычками и корпусом, вырезанным с помощью лазера;

Модель премиум-класса с алюминиевым корпусом в миноре;

Оригинальная гармошка от Seydel : 6 отверстий (12 тонов) и язычки из нержавеющей стали, как у более дорогих моделей, например, 1847. Упакована в жестяную банку, который служит в качестве упаковки, а также в качестве резонатора для получения дополнительных звуковых эффектов.

Гармошки Seydel как конструктор : если понадобится, можно починить, или заменить любую часть. Так что Ваша любимица не останется без внимания и надлежащего обращения. Теперь у нас есть официальный сервисный центр по ремонту и тюнингу губных гармоник Seydel .

И на десерт один из отличных обзоров губных гармоник Seydel :

Разделите чувство прекрасного вместе с нами!

Приятных Вам покупок и добро пожаловать в «Твой Звук »!

Артикул

Наименование

Ед. изм.

Диатонические губные гармоники

Seydel Blues 1847 CLASSIC C
Seydel Blues 1847 CLASSIC Ab
Seydel Blues 1847 CLASSIC A
Seydel Blues 1847 SILVER C
Seydel Blues 1847 SILVER A
Seydel Blues FAVORITE C
Seydel Blues FAVORITE D
Seydel Blues FAVORITE G
Seydel Blues FAVORITE A
Seydel Blues FAVORITE Bb
Seydel Blues FAVORITE natural Minor A
Seydel Blues SESSION Steel C
Seydel Blues SESSION Steel D
Seydel Blues SESSION Steel G
Seydel Blues SESSION Steel A
Seydel Blues SESSION Steel Bb

Выбор губной гармошки - сложный процесс, где важно учитывать каждую мелочь. Чтобы в результате получить качественный инструмент, следует изучить статью, где сказано обо всём, что важно учитывать во время выбора. Остановившись на надёжном производителе и подобрав оптимальную модель губной гармошки, появится возможность эффективно развивать навыки игры на музыкальном инструменте.

Выбор губной гармошки – очень непростое занятие. Если сделать неправильный выбор, можно получить некачественный инструмент, который может даже стать причиной нежелания играть и изучать данный инструмент.

Часто люди думают, что для начала обучения подойдёт и дешёвая губная гармошка, так как важно сначала научиться играть, а затем уже можно оттачивать мастерство. На самом деле, такое мнение является неправильным. Лишь качественная модель губной гармошки позволит не только научиться профессионально играть, но и освоить азы, понять всю прелесть игры на инструменте.

Чтобы выбор был правильным, и о нем не пришлось жалеть, необходимо учесть выполнение трёх условий:

Выбор производителя губной гармошки

Существует несколько высококлассных производителей, чья продукция в действительности удивляет своим качеством и чистотой звучания. Вот список лучших компаний, которые делают качественные губные гармошки:

  • Hohner – немецкий производитель высококлассного музыкального оборудования. Производя губные гармошки на протяжении долгих лет, появились уникальные модели с превосходными техническими характеристиками. Современные модели от производителя Hohner являются воплощением высочайшего качества. Все модели имеют приемлемую цену, что также очень важно.
  • Suzuki – компания, образовавшаяся в Японии, выпускает одни из лучших музыкальных инструментов. Губные гармошки от производителя всегда делаются из лучших материалов по новым, современным технологиям. Совершая покупку, можно быть уверенными, что бракованный инструмент точно не попадётся.
  • Фирма Yamaha широко известна во всём мире. Производство губных гармоник всегда осуществляется на высоком уровне. Получаемый инструмент всегда имеет непревзойдённое качество, соответствующее мировым стандартам. Цены на губные гармошки всегда приемлемые, что делает их доступными для всех желающих играть на качественном инструменте.

Совет. При покупке губной гармоники важно выбрать не только производителя, но и место покупки. Лишь в надёжных магазинах с фирменными музыкальными инструментами можно найти качественную губную гармошку.

Все три производителя делают губные гармошки, пользоваться которыми могут как профессионалы для оттачивания навыков и особых стилей игры, так и новички, которые только начали карьеру гармониста.


Для начинающих лучше выбирать губные гармошки с маркировкой «С»

Лучшие модели губных гармоник для новичков и профессионалов

Ищите губные гармошки, как выбрать подходящий вариант и не знаете, на каком варианте остановиться? Есть достаточно много моделей, которые совмещают в себе высокое качество, низкую цену и превосходное звучание:

  1. Hohner Big River C – модель от надёжного производителя, сделанная из надёжного и крепкого пластика. Такая губная гармошка отличным образом подойдёт как для новичков, так и для опытных гармонистов. Чудесное звучание в сочетании с невысокой ценой является поводом для покупки такой модели.
  2. Suzuki HA-20 Bb– губная гармоника, являющаяся профессиональным инструментом. Такая модель подойдёт для любого человека, желающего играть на высококлассном инструменте с чистейшим звучанием. Модель, сделанная из латуни, весьма удобна при использовании.
  3. Suzuki HA-20 G – губная гармошка с множеством весомых преимуществ. Такой инструмент позволит ощутить и понять всю прелесть игры на нём. Даже самый неопытный новичок с такой гармоникой сможет научиться профессиональной игре. Получив оригинальную модель такого инструмента, вы обязательно останетесь довольными.

Совет. Прежде чем выбирать модель, определитесь с направлением, в котором вы хотите двигаться. Выбрав определённый стиль музыки, можно подобрать оптимальную модель губной гармоники.

Если вы решили всерьёз заняться игрой на таком инструменте, нельзя останавливаться на дешёвых моделях от сомнительных китайских производителей. Лучше сразу выбрать инструмент высокого качества, чтобы уже в процессе обучения формировалось привыкание к профессиональной губной гармонике.

Какую губную гармошку выбрать: видео

viborprost.ru

Различия губных гармошек | Лучшие модели для начинающих

Губная гармошка - один из самых популярных духовых язычковых инструментов в мире. Компактная, легкая, на ней можно играть как сольно, так и в ансамбле, она дарит радость многим людям по всему свету. Уходя корнями в Китай, где был изобретен первый прототип духового органа, в Европе первая гармоника была изобретена часовым мастером Христианом Бушманом в 1821 г.

Разновидности губных гармошек: Существует множество видов губных гармошек, в разных тональностях, но самые популярные из них это: диатонические и хроматические в до-мажоре.

  • Диатоническая - у этой губной гармошки доступны только ноты диатонической гаммы. Несмотря на то что, такая гармошка имеет ограниченный звукоряд, с помощью различных приемов (бендов) можно извлекать ноты, которые изначально не были заложены в строй губной гармошки. Овладев, этой техникой можно плавно научиться понижать ноты, что очень характерно для стиля блюз. Диатонические губные гармошки очень популярны среди новичков, так как их корпус в основном выполнен из пластика, они стоят относительно недорого и просты в эксплуатации.
  • Хроматическая - эта гармошка обладает специальным механизмом (слайдером), который и позволяет брать полутона. Таким образом, на ней можно извлекать все ноты из хроматического звукоряда. Эти губные гармошки отличаются большими размерами, а количество отверстий достигает от 10 до 16. Корпус бывает выполнен из пластика, или дерева. Чаще всего используются в таких стилях как джаз, блюз, классика.
  • Тремоло и октавная - эти губные гармошки, как правило, имеют расширенный диапазон нот, и двойной ряд отверстий. У тремоло, один из язычков настроен чуть выше второго, это и создает эффект тремоло, звук более полный, а окраска становится слегка “расстроенной”. У октавной же гармошки язычки настраиваются на одну и тоже ноту, но с интервалом в одну октаву, что придает инструменту эффект звучания двух губных гармошек одновременно.Используются для традиционных фольклорных мелодий: польки, шотландских мелодий, вальса и др.
  • Минорные и мажорные - как правило, любая губная гармошка имеет свою определенную тональность. Это не всегда удобно, были придуманы двухсторонние гармошки. Конструкция этих моделей, такова, что отверстия расположены слева и справа, и музыкант, поменяв сторону, может играть в другой тональности. Максимальное число может достигать шести вариантов.

Были рассмотрены конструкции наиболее популярных моделей использующихся на сегодняшний момент.

Советы и уход: начинающим харперам (исполнителям на губной гармошке), подойдет диатоническая губная гармошка в C-до мажоре. Эта тональность наиболее удобна для изучения произведений, так как большинство самоучителей написано под эту тональность. Гармошка должна быть с пластиковым корпусом, он не разбухает как дерево, его не нужно пропитывать воском и он не пропускает звук. Если же вы решитесь на деревянный корпус, стоит рассмотреть губную гармошку Marin Band Crossover,ее резонатор выполнен из бамбука, и в отличие от груши оно не разбухает со временем. Обычно платы крепятся винтами к крышкам и со временем их можно разбирать и аккуратно чистить язычки от пыли и грязи. Покупая детскую или дешевую гармошку, вы обрекаете свои легкие на не легкий труд с этими “тугими” инструментами.

Фирмы и модели: Наиболее популярным производителем губных гармошек во всем мире является фирма HOHNER. Наименее популярные Suzuki,Seydel.

Популярные модели:

igrazvuka.ru

Как выбрать губную гармошку

Губная гармоника (разг. «(губная) гармошка», харп (от англ. harmonica)) - распространённый язычковый музыкальный инструмент. Внутри губной гармоники находятся медные пластинки (язычки), которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом. В отличие от других язычковых музыкальных инструментов, гармоника не имеет клавиатуры. Вместо клавиатуры используются язык и губы для выбора отверстия (как правило, они расположены линейно), соответствующего желаемой ноте.

Губная гармоника чаще всего используется в таких музыкальных направлениях, как блюз, фолк, блюграсс, блюз-рок, кантри, джаз, поп, различные жанры народной музыки.

Музыканта, играющего на губной гармонике, называют харпером (англ. harper).

В данной статье эксперты магазина “Ученик” расскажут вам, как выбрать губную гармонику, которая нужна именно вам, и не переплатить при этом.

Устройство губной гармошки

Губная гармошка состоит из двух пластин с язычками (изображены на рисунке ниже). Верхняя пластина содержит язычки, работающие при выдохе (вдувании воздуха в отверстия), а нижняя - при вдохе (втягивании воздуха из отверстий). Пластины крепятся к гребёнке (корпусу) и накрываются верхней и нижней крышкой корпуса соответственно. Каждая пластина имеет прорези разной длины, однако на каждой пластине расположенные друг над другом прорези равны по длине. Поток воздуха проходит над язычками над или под прорезями в гребёнке и заставляет вибрировать соответствующие язычки верхней или нижней пластины. Благодаря такой конструкции язычков губную гармошку относят к язычковым инструментам со свободным язычком.

На рисунке выше изображено устройство губной гармошки при её обычном расположении. Обратите внимание на то, что на рисунке не показаны язычки. У обеих пластин язычки направлены вниз (на рисунке снизу), таким образом в собранном состоянии язычки верхней пластины направлены внутрь пазов гребёнки, а язычки нижней пластины - наружу.

Вибрация язычков происходит из-за воздушной струи, направленной в корпус (или из него). Однако, не следует думать, что звук возникает при ударе язычка о пластину - они не соприкасаются друг с другом. Зазор между прорезями и соответствующими им язычками небольшой, поэтому язычок при вибрации попадает в прорезь, и проход для прямого движения воздушной струи на время перекрывается. По мере движения язычка в ту или иную сторону путь для воздуха освобождается. Поэтому звучание губной гармошки зависит, в первую очередь, от колебания воздушной струи.

Виды губных гармоник

Среди губных гармошек наибольшей популярностью пользуются три вида:

  • диатонические (блюзовые)
  • хроматические
  • тремоло

Тремоло губные гармошки

В таких губных гармошках на каждой ноте немного расстроены два звуковых язычка относительно друг друга, благодаря чему достигается эффект тремоло. На таких губных гармошках присутствуют звуки только «белых клавиш фортепиано» и нет ни одной черной клавиши. Эта губная гармошка достаточно примитивна, на ней очень легко научиться играть любому человеку, который обладает хоть малейшим слухом. И в то же время она очень ограничена по возможностям ввиду большой нехватки недостающих нот. Выбрав губную гармошку тремоло, вы сможете играть только простенькие детские мелодии, хорошо могут «ложиться» русские и украинские народные песни, ну, и, возможно, еще гимны некоторых стран – и, к сожалению, всё.

Тремоло губная гармошка.

Хроматические губные гармоники

У них напротив, присутствуют все-все звуки хроматического звукоряда (все белые и черные клавиши фортепиано). На хроматических губных гармошках, как правило, можно играть сложные классические произведения, джазовую музыку, но тут важно иметь хорошее музыкальное образование, уметь читать ноты «с листа» и иметь хорошую подготовку на диатонической губной гармонике. Почти все гармонисты, играющие на хроматической губной гармонике, начинают с диатонической гармоники, так как некоторые приёмы и навыки, такие как красивое вибрато, или бенды (которые теоретически нельзя делать на хроматической губной гармонике, а на практике используются постоянно) можно хорошо отточить именно на диатонической губной гармошке, не повредив при этом язычки инструмента.

Хроматическая губная гармоника

Диатоническая губная гармошка

Это самая популярная губная гармошка. Инструмент, на котором можно играть любую музыку, в любом стиле, и звук которой очень насыщенный и густой, если сравнивать с вышеописанными губными гармошками. Присутствуют все ноты, но необходимо приобрести определенные навыки для игры на этом инструменте. Эту губную гармошку называют еще блюзовой гармоникой, но это не означает, что на ней можно играть только блюз. Просто она стала очень популярной именно в эпоху активного развития блюзовой музыки, куда она идеально вписывается.

Диатоническая губная гармошка

  • не стоит сразу покупать дорогую гармошку. В процессе освоения различных приёмов игры (таких как бенд) есть большой шанс сломать язычки;
  • некоторые популярные типы гармошек сложны для начинающих и их надо «доводить» до рабочего состояния;
  • покупка дешевой гармошки тоже может усложнить процесс обучения;
  • при покупке диатонической гармошки лучше покупать гармошки в тональности C-мажор, так как как она находится в середине нотного диапазона и большинство обучающих школ написаны именно для этой тональности;
  • непосредственно при покупке в магазине проверьте все отверстия на вдох и выдох. Если освоили бенды, проверьте и на них;
  • если гармошка вас устраивает, но немного не строит - это не страшно. Её можно подстраивать.

Свои вопросы и опыт в выборе губной гармошки пишите в комментариях!