Королевские дворцы Копенгагена — Розенборг, Амалиенборг, Кристиансборг. Замок Розенборг

Бывшая загородная резиденция датских королей, расположенная на окраине , . Вокруг замка разбит живописный сад, красотой которого ежегодно приезжают полюбоваться миллионы людей. В самом замке открыт музей, где можно увидеть королевские регалии и украшения. Розенборг включен в по версии нашего сайта.

Это чудо ренессансной архитектуры было построено во времена правления могущественного Кристиана IV (1588-1648). Его спроектировал выдающийся фламандский архитектор из династии Стенвинкелей. Этот замок побыл резиденцией датских монархов чуть больше века. С приходом Фредерика IV (1699-1730) появились новые барочные дворцы, а Розенборг был покинут.

Сегодня царский замок открыт для публичных посещений. Вход в него является бесплатным. Любители живописи найдут там большую коллекцию картин, которыми когда-то любовались датские монархи. Туристов в особенности манит Королевский парк - самый старый и самый посещаемый парк Копенгагена. Рядом с ним есть еще Ботанический сад - спокойный уголок с уютной атмосферой и живописными видами.

Достопримечательность открыта для посещений круглый год с 10 или 11 часов утра, в зависимости от времени года. Добраться до нее можно на автобусах 6А, 43, 94N, 185. Остановка - Statens Museum for Kunst‎.

Фото достопримечательности: Замок Розенборг

Во время школьных каникул в парке вокруг сказочного замка, дворца Розенборг , что в Королевском саду, для детей бесплатно организуют кукольные спектакли.

Адрес: Copenhagen, DK 1350, Øster Voldgade 4A
Адрес в интернете: дворец Розенборг
Время работы замка: Со 2 января по 15 апреля замок работает все дни кроме понедельника с 10 до 15, затем с 16 апреля до 15 июня с 10 до 16, с 16 июня по 15 сентября с 9 до 18 и с 16 сентября по 31 октября с 10 до 16. С 1 ноября по 22 декабря с 10 до 15. С 26 по 30 декабря с 10 до 16. 31 декабря с 10 до 15. С 1 ноября по 30 апреля по понедельникам замок закрыт. С 23 по 25 декабря не работает (Рождество)
Стоимость посещения: для взрослых 115 DKK (16 евро) , для детей до 18 лет бесплатно.

Замок Розенборг (Rosenborg) - единственный дворец эпохи короля Христиана IV (1577-1648гг.), сохранившийся без изменений с момента завершения строительства в 1633 году. Король сам проектировал дворец как летнюю королевскую резиденцию в стиле голландского ренессанса. В течении строительства стиль несколько раз изменялся и к 1624 году приобрел свой сегодняшний облик.

Замок Розенборг служил королевской резиденцией вплоть до 1710 года. После правления Фредерика IV, Розенборг использовался лишь дважды как королевская резиденция в экстренных случаях. Первый раз - когда был сожжен Дворец Кристианборг в 1794 году, и второй - во время Британской атаки на Копенгаген в 1801 году.

В 1838 дворец стал музеем. Здесь выставлена богатейшая коллекция оружия, мебели, драгоценностей и украшений датской королевской семьи начиная с конца 16-го века вплоть до 19-го столетия, собрание королевского фарфора и серебра. Дворец является популярной достопримечательностью города, ежегодно его посещают около 200 000 посетителей .

Особый интерес туристов вызывает выставка Королевских Драгоценностей и Датских Королевских Регалий , а также Коронационный Ковер . В летнее время дворец особо впечатляющ, так как он располагается посреди "Королевского Сада" (дат. Kongens Have ), где можно наблюдать за цветением множества видов цветов и растений. Королевский сад является самым старым королевским садом эпохи Ренессанса, его посещают около 2,5 миллионов человек в год.

Сам великий Ганс Христиан Андерсен очень любил проводить здесь свободное время и черпать идеи для будущих сказок. Поэтому на одной из аллей парка установлен памятник знаменитому сказочнику.

Розенборг построен по приказу Короля Дании Кристиана IV в 1606-1634 годах, будучи задуманным как дворец для отдыха. Стиль — голландский ренессанс — был во многом определен чертежами, сделанными рукой самого Кристиана IV.

Кристиан IV

Последующие Короли также много пользовались этим замком, пока Фредерик IV в 1710 году не построил Фредериксберг (в пригороде Копенгагена). После этого Розенборг посещался Королями лишь изредка, в основном для официальных приемов.

Кроме этого, его использовали в качестве кладовой для Королевского имущества, в нем хранились наследные фамильные ценности, троны, регалии. С тех пор Розенборг лишь дважды он становился официальной резиденцией — в 1794 году, когда сгорел дворец Кристиансборг, и в 1801 году, когда Копенгаген подвергся массивному обстрелу британским флотом.


На конном портрете Кристиана IV рядом с монархом изображён Ганс Стенвинкель Младший. Король показывает на выстроенный Стенвинкелем замок Розенборг.

Фламандец Ганс Стенвинкель Младший спроектировал здание в ренессансном стиле своей родины. Наиболее пышно был оформлен бальный зал, где проходили торжественные банкеты и королевские аудиенции.

Фрески баптистерия

Фредерик IV

В 1710 г. датский король Фредерик IV, развернувший строительство нескольких дворцов в более лёгком стиле барокко, покинул со своим семейством замок Розенборг. С тех пор датские короли возвращались в замок только дважды — на время перестройки погоревшего Кристиансборга и на время Копенгагенского сражения в 1801 году.

Хранилище Королевских регалий

Наверху корона Кристиана V, изготовленная в 1670-1671 годах. Ее форма вдохновлена легендарной короной Карла Великого. Корону украшают два больших сапфира. В центре корона Кристиана IV, изготовленная в 1595-1596 годах. Женские фигуры в орнаменте короны олицетворяют справедливость (с мечом) и любовь (вскармливает младенца) Внизу изображены корона Королев 1731 года (ею короновалась Королева София Магдалена, августейшая супруга Кристиана VI) и держава, изготовленная в Гамбурге в 1648 году для коронации Фредерика III. Слева державный меч 1643 года, украшенный гербами провинций Дании; справа скипетр 1648 года с лилией, увенчанной Королевской короной.

Вторая главная комната в Розенборге — хранилище Королевских регалий. Начну с простого — например, впечатляющих Королевских шахмат (воистину игра Монархов, и фигуры под стать):

Коронационные реликвии

Короны повседневные и праздничные


Королевские регалии

В качестве музея Розенборг имеет давние традиции. Уже в 1838 году Королевские кладовые были открыты для публики. Залы, обстановка которых была выполнена для Кристиана IV и Фредерика IV, были восстановлены в своем первоначальном виде. Жизнь последующих Королей представлена в залах, обстановка которых показывает изменения в стиле и включает в себя предметы убранства дворцов. Целью этого было показать национальную историю, которая была сильно связана с Королевской династией.

Такая хронологически расположенная экспозиция была новым словом в музейном деле, отличаясь от тематических экспозиций музеев более раннего времени.

Когда в 60-х годах XIX века Розенборг был открыт в том виде, в каком он большей частью дошел до нашего времени, дворец привлек большое внимание публики. Королевская династия была представлена в нем вплоть до последнего умершего Короля, в связи с чем Розенборг стал первым в Европе музеем, посвященным своему времени.

Сады замка Розенборг - старейший и наиболее посещаемый парк в самом центре датской столицы. История парка началась в 1606 году, когда датский король Кристиан IV (Christian IV) приобрел землю за пределами восточного крепостного вала Копенгагена и заложил здесь сад в стиле Ренессанс, который служил не только усладой для королевских глаз, но и позволял выращивать фрукты, овощи и цветы для нужд замка Розенборг.

Изначально на месте замка располагался относительно небольшой павильон, который к 1624 году разросся до его сегодняшних размеров. В 1634 году Шарль Ожье (Charles Ogier), секретарь французского посла в Дании, сравнил Королевские сады с садами Тюильри в Париже. Чертежи Отто Хайдера (Otto Heider), датирующиеся 1649 годом - самый старый их сохранившихся до наших дней планов датских садов, который демонстрирует его оригинальную планировку.

В те времена, в саду находился павильон, различные статуи, фонтан и другие садовые элементы. В посадках преобладали: тутовое дерево, виноград, яблони, груши и лаванда.

Позже, по мере изменения модных тенденций, сад был перепланирован. На плане 1669 года виден лабиринт - типичный элемент садов в стиле барокко. Лабиринт имел сложную запутанную систему тропинок, которые вели к центральной зоне с восьмиугольным летним домиком. В 1710 году королевская семья переехала жить в новое место - дворец Фредериксберг (Frederiksberg Palace), вскоре после этого замок Розенборг опустел, а сады были открыты для свободного посещения.

В 1711 году управляющим местной оранжереей был назначен Йохан Корнелеус Кригер (Johan Cornelius Krieger). Позже, в 1721 году он стал главным садовником Королевского сада и перепланировал его в стиле барокко.

Замок находится в северо-западной части парка, который занимает сегодня площадь 12 акров (около 5 га) и окружен с трех сторон рвом, заполненным водой.

Доминанта парка - две пересекающиеся в его центре аллеи, известные как Путь Рыцаря (Kavalergangen) и Дамская тропинка (Damegangen). Деревья вдоль аллей - часть прежнего барочного сада. Остальные маршруты организованы в виде сети пересекающихся дорожек согласно плану Хайдера 1649 года.

Среди построек парка стоит также обратить внимание на казармы. Изначально это был павильон и два вытянутых здания оранжереи, построенные Ламбертом Ван Хэвеном (Lambert van Haven) для Кристиана V. В 1743 году они были перестроены в стиле барокко Йоханом Кригером. С 1885 г. здесь проживали офицеры королевской охраны, а с 1985 г. в казармах Розенборга размещаются солдаты, которые охраняют город…

В конце аллеи Путь Рыцаря находится Павильон Геркулеса, получивший свое название благодаря статуи Геркулеса, которая разместилась в глубокой нише между двумя тосканскими колоннами. С двух сторон от монумента установлены небольшие ниши со статуями Орфея и Эвридики. Статуи были сделаны итальянским скульптором Джованни Баратта (Giovanni Baratta) и приобретены Фредериком IV во время его визита в Италию.

После пожара, охватившего Копенгаген в 1795 году, город ощущал большую потребность в новых домах, и крон-принц Фредерик отдал южную часть сада под строительство новой улицы, которую назвали Kronprinsessegade в честь крон-принцессы Марии Софии (Marie Sophie).

Вскоре на южной стороне улицы появились новые жилые строения и ограждение по проекту городского архитектора Питера Мейна (Peter Meyn). На тот момент, он только вернулся из поездки в Париж, где вдохновился увиденной архитектурой и, в частности, Новым Мостом (Pont-Neuf) с кованой решеткой, множеством маленьких магазинов и уличной жизнью вокруг. В Королевском саду Мейн построил новую ограду с четырнадцатью маленькими павильонами в неоклассическом стиле.

Основные работы завершились в 1806 году, хотя два павильона оставались недостроенными до 1920 года, т.к. место, где планировалось их возвести, занимали здание строевой подготовки солдат и маленькая фабрика по производству минеральной воды.

Первоначально павильоны предназначались для торговли товарами первой необходимости, а затем, по дотации, стали доступны для жилья архитекторам и художникам Королевской Академии Художеств. Сейчас павильоны арендует Агентство по управлению собственностью и дворцами.

Самая старая скульптура в саду - Лошадь и Лев (1625 г.), которую Кристиан IV заказал у Питера Хусума (Peter Husum) в 1617 году. Подобная копия античной мраморной скульптуры установлена на Капитолийском Холме в Риме и изображает льва с человеческим лицом, плачущего над тушей лошади, которую он сам же и сразил.

Просматривается схожесть с персидской легендой о борьбе света и тьмы. В 1643 году статую временно перевезли в немецкий город Глюкштадт (Glückstadt), в связи с женитьбой Принца Фредерика III. Возможно, это был намек на обострение отношений между королем и его кузеном - Джорджем (Герцогом Брунсвик-Люнебургским). Король не мог простить Герцогу провал операцию в Битве при Луттере в августе 1626 года, что нанесло Дании невосполнимый ущерб.

Обратно в сад статуя вернулась спустя несколько лет, когда на трон взошел Фредерик III, и сейчас находится в южной секции парка.

17 мраморных шаров, окружающих центральную лужайку, перебрались сюда из Ротонды Святой Анны - церкви, которая строилась неподалеку с 1783 года, но так и не была закончена.

Мальчик на Лебеде - фонтан в виде бронзовой скульптуры высотой 148 см изображает маленького мальчика верхом на лебеде. Скульптура создана Х.Е. Фроендом (H.E. Freund) и заменила располагавшуюся здесь ранее фигуру из песчаника с тем же мотивом, придуманным французским скульптором Ле Клерком (le Clerc) в 1738 году.

Памятник Г.Х.Андерсену

Королева Каролина-Амалия

"Эхо"А.Хансена


Орфей Геркулес

Павильон Геркулеса

И кругом розы,розы....ведь замок роз


Королевский сад - любимое место отдыха горожан и туристов. В летний период здесь проводятся многочисленные художественные выставки и другие интересные мероприятия.

Интерьеры Розенборга

Описание интерьеров Розенборга начну с первого из двух главных (на мой взгляд) помещений — Длинного зала, постройки 1624 года:

Зал просто феноменальный. На потолке — герб Дании. На стенах — 12 огромных шпалер (копенгагенского производства), изображающих сцены победоносной для Дании войны со Швецией 1675-1679 годов.

Ключевой объект зала — Королевская пара тронов:

Их охраняют три геральдических льва в решительных позах. Трон Короля сделан в 1665 году из зуба нарвала; трон Королевы — в 1731 году из серебра. Львы, кстати, тоже серебряные.

Музейные комнаты

Гостинная Кристиана У!

Мебель в стиле рококо

Вот такой туалет

Интересное решение оконных откосов

Симпатичные пистоли,так и представляешь какую-то дуэль....

А это упряжка для слона,очень красивая и тонкая работа,золотое шитье,драгоценные камни,подарок индийского махараджи

Шкафчик,издалека похож на хохлому...расписное дерево,покрытое лаком

Королевский секретер с тайничками для хранения секретов

Такое скромное бюро

Барельефы из слоновой кости в зеленом кабинете

Баночки для притираний и табака(который нюхают)

Поделки по кости хранятся в сокровищнице замка

И бриллианты

Изумруды

Жемчуга и рубины..

Станок для резьбы по кости

Покои Фридерика У!!

Вот такой красавец фрегат

Жуткий экспонат,последний наряд его хозяина.Окровавленные одежды Кристиана IV, в которых он командовал той битвой - теперь один из экспонатов замка Розенборг.

Мраморная комната

Экспонат желтого кабинета

Вещичка Шарлотты -Амалии

А вои и известные старинные гобелены,как однако сохранились...

Детали гобелена

Милые статуэтки и статуи повсюду

Незабываемые впечатления....А у Вас?

Дворец Розенборг

В столице Дании расположены три Королевских дворца (или замка, трудно определить разницу, но мне кажется, русское слово «дворец» больше подходит. Хотя в датском в любом случае называется slot - можно уловить в этом слове родственника немецкого schloss). Во время поездки в августе 2012 года я посетил их все; но восприятие весьма различно. Не в том смысле, что какой-то из них хуже или лучше. Просто они заметно отличаются друг от друга.

Розенборг построен по приказу Короля Дании Кристиана IV в 1606–1634 годах, будучи задуманным как дворец для отдыха. Стиль - голландский ренессанс - был во многом определен чертежами, сделанными рукой самого Кристиана IV. Последующие Короли также много пользовались этим замком, пока Фредерик IV в 1710 году не построил Фредериксберг (в пригороде Копенгагена). После этого Розенборг посещался Королями лишь изредка, в основном для официальных приемов. Кроме этого, его использовали в качестве кладовой для Королевского имущества, в нем хранились наследные фамильные ценности, троны, регалии. С тех пор Розенборг лишь дважды он становился официальной резиденцией - в 1794 году, когда сгорел дворец Кристиансборг, и в 1801 году, когда Копенгаген подвергся массивному обстрелу британским флотом.

В качестве музея Розенборг имеет давние традиции. Уже в 1838 году Королевские кладовые были открыты для публики. Залы, обстановка которых была выполнена для Кристиана IV и Фредерика IV, были восстановлены в своем первоначальном виде. Жизнь последующих Королей представлена в залах, обстановка которых показывает изменения в стиле и включает в себя предметы убранства дворцов. Целью этого было показать национальную историю, которая была сильно связана с Королевской династией. Такая хронологически расположенная экспозиция была новым словом в музейном деле, отличаясь от тематических экспозиций музеев более раннего времени. Когда в 1860-х годах Розенборг был открыт в том виде, в каком он большей частью дошел до нашего времени, дворец привлек большое внимание публики. Королевская династия была представлена в нем вплоть до последнего умершего Короля, в связи с чем Розенборг стал первым в Европе музеем, посвященным своему времени.

Ботанический сад возле Розенборга

Начать свой иллюстрированный рассказ хочу с упоминания расположенного неподалеку Ботанического сада:

и маленькие каменистые ручейки:

Наружный осмотр Розенборга. Парк



Здание Розенборга является одним из самых старых, сохранившихся в Копенгагене в неизменном состоянии. Рядом расположены большой парк с многочисленными скульптурами в разных стилях, а также хозяйственные и административные постройки:

Перед дорожкой к входу в дворец дежурят забавного вида львы:

Скульптур львов в Дании огромное число, ибо это геральдический символ страны. Есть они и внутри дворца, но об этом чуть ниже. Для справки отмечу, что в Розенборге можно купить билет не только в него, но и в расположенный недалеко (минут 20 ходьбы) дворец Амалиенборг, о котором речь во второй части рассказа. Комбинированный билет дает скидку. За право фотографировать (конечно, без вспышки) надо немного доплатить.

Интерьеры Розенборга

Длинный зал

Описание интерьеров Розенборга начну с первого из двух главных (на мой взгляд) помещений - Длинного зала, постройки 1624 года:

Зал просто феноменальный. На потолке - . На стенах - 12 огромных шпалер копенгагенского производства, изображающих сцены победоносной для Дании войны со Швецией 1675–1679 годов.

Ключевой объект зала - Королевская пара тронов:

Их охраняют три геральдических льва в решительных позах. Трон Короля сделан в 1665 году из зуба нарвала; трон Королевы - в 1731 году из серебра. Львы, кстати, тоже серебряные.

Музейные комнаты






Запомнились мне необычные доспехи с наплечниками в виде слоновьих голов:

Хранилище Королевских регалий

Вторая главная комната в Розенборге - хранилище Королевских регалий. Начну с простого - например, впечатляющих Королевских шахмат (воистину игра Монархов, и фигуры под стать):

К сожалению, у меня не получилась фотография державного меча Дании. В обобщенном виде главные регалии можно видеть на следующей иллюстрации:

Наверху корона Кристиана V, изготовленная в 1670–1671 годах. Ее форма вдохновлена легендарной короной Карла Великого. Корону украшают два больших сапфира. В центре корона Кристиана IV, изготовленная в 1595–1596 годах. Женские фигуры в орнаменте короны олицетворяют справедливость (с мечом) и любовь (вскармливает младенца) Внизу изображены корона Королев 1731 года (ею короновалась Королева София Магдалена, августейшая супруга Кристиана VI) и держава, изготовленная в Гамбурге в 1648 году для коронации Фредерика III. Слева державный меч 1643 года, украшенный гербами провинций Дании; справа скипетр 1648 года с лилией, увенчанной Королевской короной.

Дворец Амалиенборг

Наружный осмотр Амалиенборга

Впечатление от копенгагенского дворца Амалиенборга у меня не вполне однозначное. Изначально было большое желание побывать в резиденции действующего Монарха, причем резиденции не номинальной (как это было в Брюсселе, где здание под названием «Королевский дворец» местом проживания бельгийской августейшей семьи на самом деле не является). Но в итоге Амалиенборг меня как-то не «зацепил». Среди трех дворцов Копенгагена он единственный не произвел на меня большого впечатления. Но некоторые «изюминки» у этого дворца есть.

В 1794 году датская Королевская семья переехала в Амалиенборг, так как их предыдущая резиденция - дворец Кристиансборг (ему посвящена третья часть статьи) - сгорела. Каждое здание Амалиенборга названо в честь одного из Королей - Кристианов VII, VIII и IX, а также Фредерика VIII. Собственно музей Амалиенборга (куда есть доступ туристам - разумеется, в жилые комнаты им попасть нельзя) расположен в здании Кристиана VIII и показывает историю династии Глюксбургов (полное наименование - Шлезвиг–Гольштейн–Ольденбург–Глюксбург) в 1863–1972 годах.

В архитектурном смысле Амалиенборг представляет собой комплекс из четырех одинаковых зданий в стиле рококо, построенных в 1750–1758 годах. В моем восприятии это самый скучный и непривлекательный стиль, поэтому я ограничусь только парой снимков отдельных частей дворца, сделанных в разные погодные моменты:

Хорошо виден датский флаг Даннеброг (с характерными языками на одной стороне) - самый старый из ныне используемых флагов в Европе. Он появился в 1219 году - по легенде, во время битвы в Эстонии он упал с неба в руки Королю Вальдемару II и способствовал победе датской дружины.

Здания окружают восьмиугольную площадь, в центре которой стоит конная статуя Короля Фредерика V в образе древнеримского Императора. При его правлении и был построен Амалиенборг.

Мраморная церковь

По одной из осей, рассекающих площадь и комплекс зданий, видна большая церковь Фредерика, также известная как Мраморная церковь (Marmorkirken):

Начало ее постройки относится к тому же Фредерику V. Правда, достроена она была уже много позже после его смерти, так как в строительстве был большой перерыв, вызванный недостатком денег. Церковь была задумана как действительно мраморная, но средств на покупку норвежского мрамора хватило только на десятиметровую высоту стен. Потом, почти через 150 лет (уже в конце XIX века), ее достроили из более дешевых материалов, причем на деньги одного датского банкира. Мраморная церковь является одной из достопримечательностей Копенгагена, так как она является самой большой церковью в Северной Европе. Над колоннами церкви написана фраза: HERRENS ORD BLIVER EVINDELIG - «Слово Господне пребудет вечно». Вокруг здания размещены статуи прославленных датчан - в частности, философа Сёрена Кьеркегора, который, кстати, резко возражал против возведения этой церкви.

Смена караула лейб-гвардии

Посещение этого дворца было запланировано у меня прямо после Розенборга, причем я так рассчитал время, чтобы оказаться на площади Амалиенборга примерно без четверти полдень. Именно в это время происходит смена лейб-гвардейского караула. К сожалению, мне не повезло увидеть эту церемонию в парадном формате, с музыкой. Дело в том, что в таком формате она бывает только когда во дворце находится правящий Монарх (сейчас это Королева Маргарита II). А в день моего посещения ее как раз не было в Амалиенборге (но первые снимки дворца с развевающимся флагом сделаны в дни пребывания там Королевы).

У лейб-гвардии есть несколько разновидностей. Королевская лейб–гвардия (Kongevagt) несет караул, когда Королева Маргарита II проживает в резиденции. Тогда гвардия парадным маршем с флагом отходит от Розенборга в 11:30 и доходит до Амалиенборга в 12:00. Ее сопровождает Королевский оркестр лейб–гвардии. Лейтенант-гвардия (я не знаю, как на русский язык точно переводится выражение Løjtnantsvagt) несет караул, когда в Амалиенборге проживают принц-консорт Генрих, муж Маргариты, или кронпринц Фредерик, или принц Иоахим, управляющие государством в период отсутствия в стране Королевы. Эта гвардия тоже шествует с музыкой, но без флага. Дворцовая гвардия (Palævagt) несет караул, когда в Амалиенборге проживают только принцы, или не проживает никто из членов Королевской семьи. Она шествует буднично.

Лейб-гвардия выглядит так:



Черно-синяя униформа введена в 1848 году; более старой (с 1660 года) и торжественной является форма с красным мундиром. Последняя используется только в особо важных случаях, связанных с событиями в Королевской семье (дни рождения, сами рождения, свадьбы, крещения, годовщины и юбилеи).

Мне очень нравится сочетании черного и синего цветов; только современные автоматы в руках гвардейцев портят гармоничный облик. Кстати, большие шапки из медвежьего меха на расстоянии создают забавную иллюзию - они как бы «уменьшают» рост солдата. Некоторым даже кажется, что эти гвардейцы чуть ли не подростки (честно говоря, мне тоже так в первый момент показалось). Но это не так! Когда я наблюдал за сменой караула, один из гвардейцев вдруг побежал на противоположный край площади (очень ловко придерживая шапку). Когда он оказался на расстоянии буквально пары десятков сантиметров от меня, я убедился в том, что рост его нормальный для гвардейца - полагаю, где-то в диапазоне 180–190 см.

Между прочим, не стоит думать, будто эти гвардейцы - «асфальтовые» солдаты, как иногда полагают насчет таких дворцовых стражей. Лейб-гвардия Дании несла службу в горячих точках Югославии, Ирака, Афганистана (по сей день). Я не буду давать этому оценку (оценку надо давать не исполняющим приказ солдатам, а их правительствам, включающим страны в военно-политические блоки).

Интерьеры Амалиенборга

В самом музее Амалиенборга мне показалось скучновато. Может быть, это произошло из-за грандиозного впечатления от хранилища Королевских регалий в Розенборге, которые я видел полчаса назад. Все-таки манера охватывать за один день много крупных объектов несет в себе существенные недостатки (но что поделать? - времени в поездках всегда мало). В Амалиенборге мне запомнились:

выставка туалетов августейших особ, созданных кутюрье (не помню его имени) в середине 1990–х годов:


коллекция предметов из рабочих кабинетов нескольких Королей, собранных во второй половине XIX века:


Иллюстрированная таблица Королей Дании

В завершение я хочу обратить внимание на тот факт, что Дания сейчас является самым старым Королевством в Европе (с непрерывной генеалогией). И второй по старшинству Монархией в мире, после Японии. По этому поводу продемонстрирую иллюстрированную таблицу датских Королей и двух Королев, выполненную в «детском» стиле:


В этих рисунках есть что-то от сказок Андерсена. Интересные прозвища были у трех датских Королей: у Харальда I - Синезубый (из-за темного цвета зубов - в старые времена слово blå означало цвет гораздо более синий, чем впоследствии; его прозвище в наше время стало обозначением вида беспроводной сетевой технологии - так как технология эта появилась как раз на территории современной Скандинавии, а также потому, что Харальд объединял народы, подобно тому, как Bluetooth объединяет электронные устройства); у Свена I - Вилобородый (на рисунке он так и изображен, хотя на самом деле подобными вилам у него были усы, а не борода): у Эрика IV - Плужный Грош (за налог с плугов, который вызвал крестьянское восстание).

Заодно по этой таблице можно проследить историю нарядов.

Дворец Кристиансборг

Если Розенборг ныне является историческим музеем, Амалиенборг - резиденцией Королевской семьи и маленьким музеем династии, то и у Кристиансборга тоже много функций. Главная из них - местонахождение датского парламента (называется фолькетинг). Туристическим гостям дворца он предлагает немало интересных видов и информации.

Окрестности Кристиансборга

Остров Слотсгольмен

Для начала я немного «прогуляюсь» в окрестностях Кристиансборга. Сам дворец расположен на острове Слотсгольмен («слот» - это дворец или замок, «гольм» - остров), отделенном от основной части Копенгагена довольно узким каналом Фредериксгольм. Этот остров - сердце Копенгагена. Именно здесь в 1167 году епископом Абсалоном был построен первый замок, давший начало столице Дании. Впоследствии на том же месте был построен Копенгагенский замок. Виды канала и окрестностей острова можно посмотреть на нескольких фотолитографиях конца XIX века:

Музей Торвальдсена

Датский музей Торвальдсена - хранилище скульптур:

Площадь Хёбро

Площадь Хёбро (Højbro Plads); на ней сейчас находятся , в конце XIX века памятника Абсалону еще не было:

На дальнем плане мост Хёбро, который ведет как раз на остров Слотсгольмен.

Старая биржа

Еще одна достопримечательность острова - Старая биржа (здание первой половины XVII века, с 1974 года как биржа не используется):

Ее нынешний вид, неизменный:

Интересно, что шпиль биржи представляет собой скрученные хвосты четырех драконов. Изрядные же у них хвосты!

Здание Кристиансборга

Фотография у меня получилась довольно темная, что соответствует его суровому прошлому. Пересказ истории дворца занял бы чересчур много времени и места в записи; скажу лишь, что за свою более чем 8-вековую историю несколько раз полностью или частично перестраивался, подвергался разрушениям и реставрациям. Проследить его историю можно в специальном музее «Руины Кристиансборга». Я не любитель смотреть на старые камни и развалины (все равно они толком не воспринимаются), но почитать информационные таблички было очень познавательно. Запомнил, например, что такие монументальные здания строили в Копенгагене в основном из песчаника (в самые старые времена) или позже из гранита.

Нынешний Кристиансборг построен в 1907–1928 годах и считается третьим в цепи поколений замков с таким названием на этом месте.

Интерьеры Кристиансборга и картина Лауритца Туксена «Тесть Европы. Король Кристиан IX и Королева Луиза с родственниками во дворце Фреденсборг»

«Руины» - это отдельная, периферийная часть дворцового комплекса, доступная для просмотра посетителями. Главное - палаты собственно дворца. Купив билет и надев бахилы (они выдаются при входе), я отправился осматривать интерьеры Кристиансборга. Что мне сразу импонировало в этом дворце - его просторность. Почему-то именно эта черта как-то особенно запомнилась. Вначале большое впечатление производит датский Королевский штандарт:

Хотя с середины XIX века Кристиансборг не является резиденцией Монархов, троны тут сохранились:

Еще мне понравились многочисленные картины на исторические темы:

Хочу обратить особое внимание на большую картину художника Лауритца Туксена, изображающую Короля Дании Кристиана IX с супругой Луизой в окружении многочисленных родственников. Она была написана в 1883–1886 годах:

Описание картины «Тесть Европы. Король Кристиан IX и Королева Луиза с родственниками во дворце Фреденсборг»:

Кристиан IX - король Дании в 1863–1906 годах из династии Глюксбургов. Кристиан находился в тесных родственных связях с многими королевскими домами Европы; сейчас большинство европейских монархов является его прямыми потомками. Кристиана и его супругу Луизу называли «тестем и «тещей Европы».

1. Альберт Виктор (1864–1892), герцог Кларенс, принц Уэльский. Старший сын Короля Великобритании Эдуарда VII и Александры Датской. Внук Кристиана IX.

2. Эдуард (1841–1910), [наследный на момент написания картины] принц Уэльский. C 1901 года Эдуард VII - Король Великобритании и Ирландии, Император Индии; первый из Саксен-Кобург-Готской (ныне Виндзорской) династии. Зять Кристиана IX.

3. Александра (1844–1925), принцесса Уэльская. Супруга будущего Короля Великобритании и Ирландии Эдуарда VII. Старшая дочь Кристиана IX.

4. Ингеборга (1878–1958), принцесса Датская. Вторая дочь Короля Дании Фредерика VIII и Ловисы Шведской. Супруга принца Карла Шведского; герцогиня Вестергётландская. Внучка Кристиана IX.

5. Харальд (1876–1949), принц Датский, третий сын Короля Дании Фредерика VIII и Ловисы Шведской. Внук Кристиана IX.

6. Георг (1880–1912), герцог Камберлендский. Королевский принц Великобритании и Ирландии, герцог Брауншвейг–Люнебурга. Старший сын кронпринца Эрнста Августа II Ганноверского и Тиры Датской. Внук Кристиана IX.

7. Мария Луиза (1879–1948), герцогиня Камберлендская. Королевская принцесса Великобритании и Ирландии, герцогиня Брауншвейг–Люнебурга; супруга принца Максимилиана Баденского. Старшая дочь кронпринца Эрнста Августа II Ганноверского и Тиры Датской. Внучка Кристиана IX.

8. Тира (1853–1933), принцесса Датская и Ганноверская, герцогиня Камберлендская. Супруга кронпринца Эрнста Августа II Ганноверского. Младшая дочь Кристиана IX.

9. Александра (Аликс) (1882–1963), герцогиня Камберлендская. Королевская принцесса Великобритании и Ирландии, герцогиня Брауншвейг–Люнебурга; супруга Великого герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха Франца IV. Младшая дочь кронпринца Эрнста Августа II Ганноверского и Тиры Датской. Внучка Кристиана IX.

10. Вальдемар(1858–1939), принц Датский. Младший сын Кристиана IX и Луизы Гессен-Кассельской.

11. Луиза Гессен-Кассельская (1817–1898), Королева Дании. Супруга Кристиана IX.

12. Кристиан IX (1818–1906), Король Дании.

13. Кристиан (1870–1947), принц Датский. C 1912 года Кристиан X - Король Дании; с 1918 по 1944 год Кристиан I - Король Исландии. Старший сын Короля Дании Фредерика VIII и Ловисы Шведской. Внук Кристиана IX.

14. Николай Александрович (1868–1918), Российский Наследник Цесаревич и Великий Князь. C 1894 года Николай II - Император Всероссийский. Старший сын Императора Всероссийского Александра III и Марии Федоровны. Внук Кристиана IX.

15. Дагмара (1847–1928) / после крещения в Православии - Мария Федоровна, Императрица Российская. Супруга Императора Всероссийского Александра III. Вторая дочь Кристиана IX и Луизы Гессен-Кассельской.

16. Александр III (1845–1894), Император Всероссийский. Супруг Дагмары / Марии Федоровны. Зять Кристиана IX.

17. Михаил Александрович (1878–1918), Великий Князь Российский. Младший сын Императора Всероссийского Александра III и Марии Федоровны. Внук Кристиана IX.

18. Ольга Александровна (1882–1960), Великая Княжна Российская. Младшая дочь Императора Всероссийского Александра III и Марии Федоровны. Внучка Кристиана IX.

19. Фредерик (1843–1912), кронпринц Датский. С 1906 года Фредерик VIII - Король Дании. Старший сын Кристиана IX и Луизы Гессен-Кассельской. Король Дании.

20. Георг I (1845–1913), Король Греции. Второй сын Кристиана IX и Луизы Гессен-Кассельской.

21. Ловиса Шведская (1851–1926), кронпринцесса Датская. Супруга кронпринца Фредерика, будущего Короля Фредерика VIII. Невестка Кристиана IX.

22. Тира (1880–1945), принцесса Датская. Третья дочь будущего Короля Дании Фредерика VIII и Ловисы Шведской. Внучка Кристиана IX.

23. Александра Георгиевна (1870–1891), принцесса Греческая. Дочь Короля Греции Георга I и Ольги Константиновны. Супруга Великого Князя Российского Павла Александровича. Внучка Кристиана IX.

24. Ольга Константиновна, Королева Греции (1851–1926). Дочь Великого Князя Константина Николаевича и Александры Иосифовны. Супруга Короля Греции Георга I. Невестка Кристиана IX.

25. Карл (1872–1957), принц Датский. C 1905 года Хокон VII - Король Норвегии. Второй сын Короля Дании Фредерика VIII и Ловисы Шведской. Внук Кристиана IX.

26. Виктория (1868–1935), принцесса Уэльская. Вторая дочь будущего Короля Великобритании Эдуарда VII и Александры Датской. Внучка Кристиана IX.

27. Мария Георгиевна (1876–1940), принцесса Греческая. Дочь Короля Греции Георга I и Ольги Константиновны. Супруга Великого Князя Российского Георгия Михайловича. Внучка Кристиана IX.

28. Луиза (1867–1931), принцесса Уэльска . Старшая дочь будущего Короля Великобритании Эдуарда VII и Александры Датской. Супруга Александра Даффа, первого герцога Файф. Внучка Кристиана IX.

29. Георгий Александрович (1871–1899), Великий Князь Российский. Третий сын Императора Всероссийского Александра III и Марии Федоровны. Внук Кристиана IX.

30. Мод (1869–1938), принцесса Уэльская. Младшая дочь будущего Короля Великобритании Эдуарда VII и Александры Датской; супруга (и двоюродная сестра) Норвежского Короля Хокона VII. Внучка Кристиана IX.

31. Ксения Александровна (1875–1960), Великая Княжна Российская. Старшая дочь Императора Всероссийского Александра III и Марии Федоровны. Внучка Кристиана IX.

32. Луиза (1875–1906), принцесса Датская. Старшая дочь будущего Короля Дании Фредерика VIII и Ловисы Шведской. Внучка Кристиана IX.

Приятны разнообразные украшения. Например, в этой комнате стены драпированы красными сирийскими шелками, секрет производства которых был давно утрачен и восстановлен лишь недавно:

Очень эффектные барельефы из металла:

Люстры, десюдепорты (декоративные композиции над дверями в форме скульптур, рельефов, панно) - все очень элегантно и красиво:



А эта картинка в одном из залов, где развешено много картин с цветочными букетами, демонстрирует язык цветов (в аспекте любви):

Не буду переводить названия - каждый может сам поупражняться, благо помимо датских названий есть английские переводы.

На выходе из основного здания Кристиансборга стоят статуи нескольких особ царственного вида, например:

У меня вновь возникло чувство (как и в ), что я рискую уподобиться Максимилиану из «Флорентийских ночей» Гейне…

Выставка карет и конюшня

И еще одна интересная достопримечательность Кристиансборга - выставка карет и конюшня (билет туда продается отдельно; и еще надо иметь в виду, что эта часть дворца открыта всего несколько часов в день). Коллекция карет небольшая, и ее нельзя назвать особенно шикарной. Наоборот, кареты эти, несмотря на принадлежность Королям, в основном довольно скромные на вид:



Видимо, это соответствовало и характеру большинства датских правителей, и размеру их денежных средств. Но мне кареты все равно понравились - как раз своей непритязательностью. Одна маленькая карета XIX века (снимок у меня, к сожалению, не получился) называется «котильон». Это подарок простых датчан одному из своих Королей.

Исключением является самая богатая датская карета под названием Золотая (1840 года изготовления). Она используется Королевской четой для ежегодного торжественного проезда из Амалиенборга в Кристиансборг во время празднования Нового года. Эта карета покрыта золотым листом и украшена четырьмя позолоченными коронами на крыше. Но в этом музее ее, конечно, нет. Зато есть карета под названием «Barouche» (1906 года изготовления). Она прославилась тем, что была использована для свадебной церемонии Королевы Маргариты и принца–консорта Генриха в 1967 году (на козлах, кстати, манекен):

Рядом с выставкой карет находятся стойла лошадей. Сейчас их в Кристиансборге всего около 20, а в конце XVIII века было 270. В основном лошади имеют красивый белый окрас в крапинку:

По породному составу - кладрубские лошади (чешского происхождения) и Dansk Varmblod, то есть, если буквально переводить, датские теплокровные. Или горячие, если более литературно. Но для датчан слово «горячие» как-то не подходит.

Лошадей можно было погладить (естественно, тех, кто это позволял); но, честно говоря, они не показались мне счастливыми. Было бы лучше повидать их на выезде на большой песчаной площади перед Кристиансборгом:

В интернете мне попадались даже фотографии дефилирующих датских гусар. Мне не повезло увидеть это вживую; что ж, надеюсь, кому-то из моих читателей повезет больше.

Дождь и унылая погода не позволила понять всех прелестей этого парка. Зеленая трава и дождь, лившийся с неба, не позволял вспоминать, что на дворе февраль месяц. Зайдя в парк, сразу привлекает внимание большое количество скульптур. И первая же скульптура, как оказалось впоследствии при изучении истории парка, оказалась самой старой в этом парке. Эта скульптура Лошадь и Лев (1625 г.), которую Кристиан IV заказал у Питера Хусума (Peter Husum) в 1617 году.
Подобная копия античной мраморной скульптуры установлена на Капитолийском Холме в Риме и изображает льва с человеческим лицом, плачущего над тушей лошади, которую он сам же и сразил. Просматривается схожесть с персидской легендой о борьбе света и тьмы. В 1643 году статую временно перевезли в немецкий город Глюкштадт (Glückstadt), в связи с женитьбой Принца Фредерика III. Возможно, это был намек на обострение отношений между королем и его кузеном – Джорджем (Герцогом Брунсвик-Люнебургским). Король не мог простить Герцогу провал операцию в Битве при Луттере в августе 1626 года, что нанесло Дании невосполнимый ущерб.
Обратно в сад статуя вернулась спустя несколько лет, когда на трон взошел Фредерик III, и сейчас находится в южной секции парка.
Сам парк был создан в 1606 году, когда датский король Кристиан IV (Christian IV) приобрел землю за пределами восточного крепостного вала Копенгагена и заложил здесь сад в стиле Ренессанс, который служил не только усладой для королевских глаз, но и позволял выращивать фрукты, овощи и цветы для нужд замка Розенборг. В 1710 году, после переезда королевской семьи в дворец Фредериксберг (Frederiksberg Palace) сады были открыты для свободного посещения.
Немного отвлекусь от описания парка и расскажу о своих способах осмотра города. Обычно, я стараюсь заранее узнать все о том месте куда направляюсь, но бывает, что по ходу своих маршрутов попадаешь туда куда не планировал. Королевский парк и стал именно таким местом. Поэтому сделав несколько фотографий интересных мест парка, уже дома начинаешь искать, что это такое было и узнавать историю этих мест.
Так вот как выяснилось впоследствии мы зашли в парк по Дамской тропинке. В конце тропинки находится памятник Г.Х. Андерсену., более старый и известный жителю Копенгагена. Установлен он в 1880 году - пять лет спустя смерти писателя.


Дамская тропинка пересекается в центре парка с аллеей путь рыцаря. Именно здесь открывается потрясающий вид на сам дворец Розенборг, в который мы за неимением времени попасть не смогли.
Для тех у кого это время будет дам справку, из найденных мной источников.
Дворец Розенборг - единственный дворец эпохи короля Христиана IV (1577-1648гг.), сохранившийся без изменений с момента завершения строительства в 1633 году. Король сам проектировал дворец как летнюю королевскую резиденцию в стиле голландского ренессанса. В течении строительства стиль несколько раз изменялся и к 1624 году приобрел свой сегодняшний облик.
Архитекторами дворца были Бертель Ланж и Ганс ван Стинвинкель. Дворец служил королевской резиденцией вплоть до 1710 года. После правления Фредерика IV, Розенборг использовался лишь дважды как королевская резиденция в экстренных случаях. Первый раз когда был сожжен Дворец Кристианборг в 1794 году, и второй во время Британской атаки на Копенгаген в 1801 году. В 1838 дворец стал музеем. Здесь выставлена богатейшая коллекция оружия, мебели, драгоценностей и украшений датской королевской семьи начиная с конца 16-го века вплоть до 19-го столетия, собрание королевского фарфора и серебра. Дворец является популярной достопримечательностью города, ежегодно его посещают около 200.000 посетителей.
Особый интерес туристов вызывает выставка Королевских Драгоценностей и Датских Королевских Регалий, а также Коронационный Ковер.
На пересечении аллей нас заинтересовали круглые шары. Эти 17 мраморных шаров, окружающих центральную лужайку, перебрались сюда из Ротонды Святой Анны – церкви, которая строилась неподалеку с 1783 года, но так и не была закончена. Мы использовали шары по своему назначению.
Проведя фотосессию на шарах, мы направились к выходу из парка. По дороге наше внимание привлекла скульптура Эхо.
Скульптура Эхо сделана из бронзы, составляет 155 см в высоту и стоит на гранитном основании. Скульптура была создана скульптором Аксель Хансен в 1888 году и изображает обнаженную женщину, которая бежит вперед с распущенными волосами и кричит, прикрывая рот правой рукой и как будто ждет ответа. Мы попытались покричать ей в ответ, вдруг она нас услышит. Тогда мог бы состояться разговор с Эхом.
Вот так мы и погуляли по парку. Жалко, что нашему вниманию не предстала композиция фонтана "Мальчик с лебедем".
Эта скульптура была отлита Эрнстом Фройнд и заменила аналогичную скульптуру из песчаника, созданную французским скульптором ле Клерк и установленную в Королевском саду в 1738 году. Прототипом композиции послужила римская копия "Мальчик с гусем" (ок. 250 г. до н. э.) с греческого оригинала. Аналогичную скульптуру «Мальчик с лебедем» в качестве фонтана создал сегодня малоизвестный берлинский скульптор Теодор Калиде. «Мальчик с лебедем» был первой самостоятельной работой скульптора и сразу же принёс ему успех. Уже гипсовая модель скульптуры, выставленная на выставке членов Берлинской художественной академии в 1834 году, привлекла к себе внимание Рауха. Модель Калиде была принята к исполнению в бронзе и уже через год скульптура произвела фурор на следующей академической выставке. Творение начинающего скульптора было куплено самим прусским королём Фридрихом Вильгельмом III для загородного дворца в Сансусси близ Потсдама. Но на этом триумф скульптуры не закончился. Стали появляться всё новые и новые копии скульптуры, из цинка, бронзы, железа – многие немецкие города и аристократы спешили украсить свои парки модным фонтаном. До сих пор во всём мире существует более 200 таких мальчиков.