Культура европы эпохи средневековья кратко. Средневековая культура Западной Европы: общая характеристика

Культура европейского средневековья охватывает период с IV века по XIII века. Началом ее принято считать правление Константина Великого (306–337), при котором христианство превратилось в официальную религию и стало культурообразующим фактором, основанием новой культуры. Христианство выступало как учение оппозиционное античному миру. Спор между языческой культурой и духом христианства продолжался весь средневековый период. Это были два противоположных строя мысли, два мировосприятия. Вместе с тем, христианство, решая задачи мировоззренческого и догматического оформления, не могло не обратиться к античному наследию, прежде всего, философии Платона и Аристотеля. Есть еще одна составляющая средневековой культуры Европы – культура «варварских» народов, христианизация которых происходила позже. Мифология, сказания, героический эпос, декоративно-прикладное искусство этих народов также вошли в систему образов европейской культуры. Европейская цивилизация, в конечном счете, складывается на основе античных образцов, христианских ценностей и «варварский» культуры. С самого начала европейская христианская культура включала в себя две части: латино-кельтско-германский запад и сирийско-греко-коптский восток, а их центрами были соответственно Рим и Константинополь.

Христианство выступило как религия нового типа. Воспринимая идею единого Бога из иудаизма, христианство доводит идею личностного понимания Абсолюта до состояния, которое выражается в двух центральных догматах: Триединство и Воплощение. Основные догматы христианства оформляются в IV–V веках на Никейском (325 г.), Константинопольском (381 г.) и Халкидонском (451 г.) соборах, где особое внимание уделялось проблеме Троицы и христологической проблеме. В результате этих дискуссий утвердился Символ веры, содержащий основные положения христианского вероучения.

Христианство обращено ко всем людям и народам. Оно впервые было вероисповедным единством людей: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христе крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного, нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3. 26-28). Христианство упростило и гуманизировало культ, исключив практику жертвоприношений. Христианство отказалось от жесткой регламентации поведения людей и оставляло место для свободы выбора, но взамен появляется идея личной ответственности человека за свои поступки.

Жизнь человека получила новый смысл и направленность. Противопоставляется жизнь «по духу» и «по плоти», утверждается идеал духовного возвышения. Христианский человек активно участвует во вселенской битве добра и зла. Более строгими становятся и требования к нравственной жизни: оценке отныне подлежат не только поступки, но и мысли человека. Этому вопросу уделяется серьезное внимание в Нагорной проповеди Христа (Мф. 5. 27-28). Христианство открывает сложность внутреннего мира человека, его личность. Христианство осуждает насилие, провозглашает ценность духовной любви. Человек научился делать из себя то, чем он не был раньше. Он – венец творения, со-творец Богу, его образ и подобие. Актом социализации в новой культуре становится крещение, иными словами человек из существа «природного», Homo naturalis превращается в Homo christianus.


Изменился и сам образ божества. В христианстве Бог – абсолютная духовная сущность, которая творит мир и управляет им. Но главное – он представляет собой нравственный образец. Вочеловечение Бога свидетельствует о его сострадании и любви к людям. Чрезвычайно важным в христианстве становится понятие благодати – возможности спасения каждого человека и помощи Бога в этом спасении.

Существенные изменения претерпела картина мира средневекового человека. В основе ее лежит теоцентризм - представление о единствемироздания, центром которого является Бог. Идея Бога выступает основной регулятивной идеей, сквозь призму ее рассматриваются все аспекты человеческого существования, социальности, само существование мира его пространственно-временного развертывание. Теоцентризм обусловливает целостность средневекового миросозерцания, недифференцированность отдельных его сфер. Единство тварного мира выражается в соотнесении микрокосма – человека и макрокосма – Вселенной.

Восприятие пространства и времени (хронотоп ) является очень важной характеристикой культуры и существенно варьируется в различных культурах. В мифологической культуре восприятие времени было циклическим. Время в античности – постоянно возобновляемое циклическое время, вечный круговорот, оно и несет новое и постоянно схожее. Переход от язычества к христианству меняет всю структуру временных представлений . В ее основе лежит разделение, и даже противопоставление времени и вечности. Вечность – атрибут Бога. А время – принадлежит ли оно человеку? В христианстве время – характеристика тварного мира, но его течение целиком зависит от воли Творца. Оно обладает следующими характеристиками: линейность, необратимость, конечность, направленность. Время отделяется от вечности, оно имеет начало и конец (сотворение мира и Страшный суд). Время структурировано – история делится на события до рождества Христова и после рождества. Внутри этого важнейшего деления времен выделяются отрезки, связанные с событиями библейской истории. Эта схема исторического параллелизма разрабатывалась в трудах Августина, Исидора Севильского, Беды Достопочтенного, Гонория Августодунского. Главной точкой человеческой истории становится воплощение Господне. Время и вечность являются соответственно атрибутами Града земного и Града Божьего. Исторические факты наделяются в связи с этим религиозным значением, а смысл истории выступает в обнаружении Бога. Христианская история приобрела свою классическую форму во 2-ой половине XII века – в труде Петра Коместора «Схоластическая история».

Для средневековой культуры характерно пессимистическое восприятие времени. Уже в первоначальном христианстве развивается эсхатологизм , ощущение конца времен и ожидание скорого второго пришествия Христа и Страшного суда. Страшный суд рисуется как конец времени астрономического («И небо скрылось, свившись как свиток…») и времени исторического. В Откровении называются четыре зверя, заключенных в круг – они символизируют четыре уже свершившихся земных царства и означают конец земной истории, земного времени. В Средневековье можно обнаружить немало текстов, в которых воспеваются «былые» времена, а современность рассматривается как упадок.

Вместе с тем, средневекового человека интересует все, что связано с категорией времени. Любимым чтением становятся хроники, жития святых. Для знатных сеньоров и рыцарей важной была длина родословной, история родов и династий, древность геральдической символики.

В конце средневековой эпохи европейской истории было сделано одно из самых замечательных изобретений европейской цивилизации – механические часы (XIII век). Они означали совершенно новый способ понимания бытия человека во времени, характерный для перехода от аграрной цивилизации к городской культуре.

Механические часы наглядно демонстрировали, что время обладает собственным ритмом, протяженностью, не зависящей от его религиозных или антропоморфных смыслов. Время было осознано как огромная ценность.

Категории пространства претерпели при переходе к средневековью не менее значительное изменение. Как и в восприятии времени, основой пространственной модели в Средневековье является библейская картина мира. Средневековье восприняло античную традицию делить землю на три части – Европу, Азию, Африку, но отождествило каждую с определенным библейским пространством. Основополагающим становится деление обитаемого мира на две части – мир христианский и нехристианский. Постепенно расширялись границы христианского мира, однако в средние века христианство оставалось по преимуществу европейским явлением. Замкнутый на земле, христианский мир открывался вверх. Основная пространственная структура – верх–низ, Небо–земля – приобретает смысл восхождения от греха в святости, от погибели к спасению. Пространство приобретает иерархическую структуру, а его доминантой становится вертикаль. Подлинной, высшей реальностью обладал не мир явлений, а мир божественных сущностей, что нашло воплощение в преобладании плоскостных изображений, либо в приеме обратной перспективы. Обратная перспектива служила средством изображения не реального, но символического.

Воплощением системы христианских ценностей становится пространство храма. «Символом вселенной был собор, структура которого мыслилась во всем подобной космическому порядку; обозрение его внутреннего плана, купола алтаря, приделов должно было дать полное представление об устройстве мира, Каждая его деталь, как и планировка в целом, была исполнена символического смысла. Молящийся в храме созерцал красоту божественного творения». Все пространство храма глубоко символично: числовая символика, геометрическая, ориентация храма по сторонам света и т. п. Динамизм внутреннего пространства храма включает в себя два основных аспекта – вход и выход, восхождение и спуск. Вход и двери обладают своим смыслом. Чередование открытости и закрытости врат также имеет глубокое значение и выражает ритм Универсума. Арки перспективного портала зрительно напоминают радугу – знак завета между Богом и людьми. Круглая розетта над порталом символизирует Небо, Христа, Деву Марию, центрического храма и образ Горнего Иерусалима. В плане христианский храм имеет форму креста, древнего символа, который в христианстве приобретает новый смысл – распятия как искупительной жертвы и победы над смертью.

Все эти пространственные смыслы объединяются одним главным назначением – служить дорогой к Богу. Понятия пути, странствия весьма характерно для средневековой культуры. Человек средневековья – странник, ищущий царства Божия. Движение это и реально и умозрительно. Оно реализуется в паломничестве, крестном ходе. Пространство средневекового города с его длинными, извилистыми и узкими улочками приспособлено к религиозной процессии, шествию.

В пространстве готического собора особую роль приобретает свет. Свет (claritas) – чрезвычайно значимая категория средневековой культуры. Различается свет физического мира и свет сознания. Свет – символ Бога, знак его присутствия в этом мире, самая высшая и чистая сущность, поэтому он соотносится с понятиями красоты, совершенства, блага. Такой свет воспринимается не глазами, а посредством интеллектуального видения.

Следует иметь в виду дуализм средневекового мышления, ощущение двух планов бытия – реального и духовного. Существованию двух градов – земного и небесного – посвящен один из основных трудов Августина «О граде Божьем». Любой феномен средневековой культуры обладал символическим значением, обрастал многими смыслами, точнее четырьмя основными смыслами: историческим или фактическим, аллегорическим, нравоучительным и возвышенным.

Стремление к победе духа над телом породило такой феномен как монашество (от греч. Monachos – одинокий, отшельник). Стремление к высшей форме служению Богу соединялось с отречением от мира, особенно после того, как христианство начинает встраиваться в существующий мир, устанавливать связи со светской властью, которую прежде отвергала. Монашество зарождается в Египте, Палестине, Сирии, затем уже приходит в Западную Европу. Сложились два типа монашеской организации: особножитный (отшельнический) и киновитный (монашеская община). Оформление идеологии монашества связано с именем Феодора Студита. Монашество не оставалось неизменным, менялись его принципы, цели, устав. Устав и принципы монашеской жизни в различных вариантах были разработаны Василием Великим, Бенедиктом Нурсийским, Флавием Кассиодором, Домиником, Франциском Ассизским. Постепенно монастыри становятся крупными культурными центрами, включая в свою структуру библиотеки, книжные мастерские, школы.

В поздней средневековой европейской культуре необходимо отметить такую ее важную черту, как зарождение и развитие срединных форм культуры. Раннее христианство жестко противопоставляло святость и греховность, рожденное от Духа и рожденное от плоти. Появление идеи Чистилища означало сглаживание противоположностей и признание мирского служения Богу наряду с монашеской аскезой, т.е. вариативность приемлемых форм христианского поведения. Культура христианского средневековья, будучи целостной в своих универсалиях, расслаивается. Она включает в себя рыцарскую, ученую и народную культуру. В позднем средневековье оформляется как самостоятельный пласт культура бюргеров – горожан. Особую роль в культуре средневековья с развитием феодальных институтов начинают играть отношения вассалитета и корпоративные связи. Корпорации формируют стандарты мироотношения и поведения человека, систему ценностей и структуру сознания.

Еще одно социально-культурное различие людей средневековой эпохи было связано с отношением к учености. Народная культура – культура простецов, «illiterari», культура «безмолвствующего большинства» (по определению А.Я. Гуревича), включала в себя много мифологических элементов. Учеными языками средневековья были латынь и греческий – развитые литературные языки, изумительные инструменты мышления.

До X–XIII веков овладение грамотой в Европе было далеко не частым явлением, даже сомнительным с точки зрения христианства. К XIII веку ученые люди стали обычным делом, началось даже перепроизводство людей умственного труда, из которых формировалась ученое вагантство.

Была в средневековье одна проблема, волновавшая любого человека, независимо от его сословия и рода деятельности – мысль о смерти и посмертной судьбе. Она оставляла человека один на один с Богом, обнаруживала индивидуальность его судьбы. Именно эта мысль порождала высокий эмоциональный уровень средневековой культуры, ее страстность. Чтобы облегчить это бремя, человек смеется. Смеховая, карнавальная культура является второй, оборотной, но необходимой стороной средневековой культуры.

Средневековая культура проговаривала себя языком не только религиозных символов, но и художественных образов, причем грань между ними была весьма тонкой. Художественными языками средневековья были романский и готический стили. Массивные романские сооружения выражали суровую силу духовного мира людей. Готика начинает развиваться в XIII веке, в ней нарастает декоративность и эстетизм, появляются элементы городской, светской культуры.

Средневековая культура содержит в себе много парадоксов: ее целостность сочетается с дифференциацией различных пластов культуры, в ней соединяются свобода и зависимость, благочестие и колдовство, прославление учености и ее осуждение, страх и смех. Она прошла несколько этапов развития, изменилась в своих формах и сохранила неизменным свой дух. Непосредственность отношения к жизни, органическое ее переживание – таково было мироощущение человека в этой культуре, человека, сохраняющего свою целостность, неразорванность своего сознания, полноту бытия.

Период Средневековья в Западной Европе это стремление воссоздать порядок после распада могущественной некогда . Вернуть мир из хаоса во всех сферах жизни, как материальной, так и моральной. Формируется новый человек и новое мировоззрение и происходит это под эгидой христианской церкви. Христианская религия с ее основным постулатом душеполезности пропитывает всю жизнь человека средневековья. Поэтому средневековой Европы формируется, развивается и существует на основе христианской и под ее пристальным присмотром. Все подчинено единой задаче – как можно преданней служить Богу и тем самым уберечь свою душу от греховности.

Основные черты культуры Средневековья

В литературе, архитектуре, живописи, музыке все подчинено одной идее – служение Богу. Но христианская религия пришла на смену язычеству, поэтому в церковных обрядах сосуществовали новые образы и сюжеты со старинными, привычными для простого народа. Всей культуре средневековья присуща каноничность. Невозможно было изобретать или привносить что-то свое, любое отступление от религиозных канонов объявлялось еретичеством. Церковь отказывала человеку в праве на индивидуальность, он не должен был быть личностью, так как был созданием Бога. Поэтому для средневековой культуры, особенно на раннем периоде, присуща анонимность.

Человек – божья тварь, он не может быть автором, он только исполняет волю создателя. В соответствии с такой концепцией средневековую культуру характеризует наличие символов и аллегорий. Символизм проявляется в соединении духовного и материального. Это наглядно просматривается в архитектурных формах храмов и церквей. Крестовокупольные храмы и базилики передают форму креста, роскошь внутреннего убора напоминают об обещанном богатстве жизни в раю. Тоже происходит и в живописи. Голубой цвет – это символ чистоты, духовности, божественной мудрости. Изображение голубя символизирует Бога. Виноградная лоза символизирует искупительную жертву Христа. Цветок лилии становится синонимом чистоты Богоматери. Сосуд с водой символизирует Крещение, а поднятая рука становится символом клятвы. Колючие, ядовитые растения и вызывающие отвращение и брезгливость животные служат в качестве аллегории для изображения или описания адских существ, служителей темных, злобных, дьявольских сил Сатаны.

    Средневековая европейская культура охватывает период с момента падения Римской империи до момента активного формирования культуры эпохи Возрождения и делится на культуру раннего периода (V-XI вв.) и культуру классического Средневековья (XII-XIVвв.). Появление термина «Средние века» связано с деятельностью итальянских гуманистов XV-XVI вв., которые введением этого термина стремились отделить культуру своей эпохи - культуру Ренессанса - от культуры предшествующих эпох. Эпоха средневековья принесла с собой новые экономические отношения, новый тип политической системы, а также глобальные изменения в мировоззрении людей.

    Вся культура раннего Средневековья имела религиозную окраску.Основу средневековой картины мира составляли образы и толкования Библии. В качестве исходного пункта объяснения мира выступала идея полного и безусловного противопоставления Бога и природы, Неба и Земли, души и тела. Человек эпохи Средневековья представлял и понимал мир как арену противоборства добра и зла, как своеобразную иерархическую систему, включающую в себя и Бога, и ангелов, и людей, и потусторонние силы тьмы. Наряду с сильным влиянием церкви сознание средневекового человека продолжало оставаться глубоко магическим. Этому способствовал сам характер средневековой культуры, наполненный молитвами, сказками, мифами, волшебными заклятиями. В целом история культуры средневековья представляет собой историю борьбы церкви и государства. Положение и роль искусства в эту эпоху были сложными и противоречивыми, но тем не менее в течении всего периода развития европейской средневековой культуры происходили поиски смысловой опоры духовной общности людей. Все классы средневекового общества признавали духовное руководство церкви, но тем не менее каждый из них развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы.

    Основные периоды развития эпохи Средневековья.

Начало Средневековья связано с великим переселением народов, начавшимся в конце Ivв. На территорию Западной римской империи вторгались вандалы, готы, гунны и другие народности. После распада в 476г. Западной римской империи на ее территории образовался ряд недолговечных государств, которые состояли из чужеземных племен, смешавшихся с коренным населением состоявшим преимущественно из кельтов и так называемых римлян. Франки разместились в Галлии и Западной Германии, весготы - на севере Испании, осготы - на Севере Италии, англосаксы - в Британии. Варварские народы, создавшие свои государства на развалинах Римской империи, оказывались либо в римской, либо в романизированной среде. Тем не менее, культура античного мира испытывала глубокий кризис в период нашествия варваров, и этот кризис усугубился привнесением варварами своего мифологического мышления и поклонением стихийным силам природы. Все это отразилось на культурном процессе раннего Средневековья. Средневековая культура развивалась в русле периода раннего(V-XIII вв.) феодализма в странах Западной Европы, становление которой сопровождалось переходом от империй варваров к классическим государствам средневековой Европы. Это был период серьезных социальных и военных потрясений. На этапе позднего феодализма (XI-XII вв.) ремесло, торговля, городская жизнь имели довольно низкий уровень развития. Безраздельным было господство феодалов - землевладельцев. Фигура короля носила декоративный характер, и не олицетворял силу и государственную власть. Однако с конца XI в. (особенно Франция) начинается процесс укрепления королевской власти и постепенно создаются централизованные феодальные государства, в которых происходит подъем феодальной экономики, способствующий становлению культурного процесса. Важное значение имели крестовые походы, совершенные в конце этого периода. Эти походы способствовали знакомству Западной Европы с богатой культурой арабского Востока и ускорили рост ремесел. На втором развития зрелого (классического) европейского Средневековья (XI в.) происходит дальнейший рост производительных сил феодального общества. Устанавливается четкое разделение между городом и деревней, происходит интенсивное развитие ремесел и торговли. Существенное значение приобретает королевская власть. Этому процессу способствовало устранение феодальной анархии. Опорой королевской власти становятся рыцарство и богатые горожане. Характерной чертой этого периода становится возникновение городов-государств, например, Венеции, Флоренции.

  1. Особенности искусства средневековой Европы.

Развитие средневекового искусства включает в себя следующие три этапа: 1. дороманское искусство (V-Xвв.), Которое делится на три периода: раннехристианское искусство, искусство варварских королевств и искусство Каролингской и Оттоновской империй. В раннехристианский период официальной религией стало христианство. К этому времени относится появление первых христианских храмов. Отдельные здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные), названные баптистериями или крещальнями. Внутренним украшением этих зданий были мозаика и фрески. Они отражали в себе все основные черты средневековой живописи, хотя и были сильно оторваны от реальности. В изображениях преобладала символика и условность, а мистичность образов достигалась благодаря использованию таких формальных элементов, как увеличение глаз, бестелесность изображений, молитвенные позы, прием разно масштабности в изображении фигур согласно духовной иерархии. Искусство варваров сыграло положительную роль в развитии орнаментально- декоративного направления, которое впоследствии стало основной частью художественного творчества классического Средневековья. И которая уже, не имела тесной связи с античными традициями. Характерной особенностью искусства Каролингской и Оттоновской империй является сочетание античных, раннехристианских, варварских и византийских традиций, которые ярче всего проявились в орнаменте. Архитектура этих королевств создана на основе римских образцов и включает в себя центрические каменные или деревянные храмы, использование мозаики и фрески во внутреннем декоре храмов.
Памятником архитектуры дороманского искусства является капелла Карла Великого в Аахене, созданная около 800г. В этот же период активно идет развитие монастырского строительства. В Каролингской империи было построено 400 новых и расширено 800 существовавших монастырей. 2. романское искусство (XI-XII вв.) Возникло во времена царствования Карла великого. Для данного стиля в искусстве характерна полукруглая сводчатая арка, пришедшая из Рима. Вместо деревянных покрытий начинают преобладать каменные, как правило имеющие сводчатую форму. Живопись и скульптура были подчинены архитектуре и главным образом использовались в храмах и монастырях. Скульптурные изображения ярко раскрашивались, а монументально-декоративная живопись на оборот, представлялась храмовыми росписями сдержанного колорита. Примером данного стиля является церковь Марии на острове Лаак в Германии. Особое место в романской архитектуре занимает итальянская архитектура, которая благодаря присутствующим в ней прочным античным традициям сразу шагнула в эпоху Возрождения. Главной функцией романской архитектуры является оборона. В архитектуре романской эпохи не применялся точный математический расчет, однако толстые стены, узкие окна и массивные башни, являясь стилевыми признаками архитектурных сооружений, несли на себе одновременно и оборонительную функцию, позволяя мирному населению укрыться в монастыре во время феодальных распрей и войн. Это объясняется тем, что становление и укрепление романского стиля происходило в эпоху феодальной раздробленности и его девизом является высказывание «Мой дом - моя крепость». Помимо культовой архитектуры активно развивалась и светская архитектура, примером этого служит феодальный замок - дом - башня прямоугольной или многогранной формы. 3. готическое искусство (XII-XV вв.) Возникло в результате развития городов и формирующейся городской культуры. Символом средневековых городов становится собор, постепенно теряющий свои оборонительные функции. Стилевые изменения в архитектуре этой эпохи объяснялись не только изменением функций зданий, но стремительным развитием строительной техники, которая к тому времени уже основывалась на точном расчете и выверенной конструкции. Обильные выпуклые детали - статуи, барельефы, висячие арки были главными украшения зданий, как изнутри так и с наружи. Мировыми шедеврами готической архитектуры являются Собор Парижской Богоматери, Миланский собор в Италии. Так же готика используется в скульптуре. Появляется трехмерная многообразная по формам пластика, портретная индивидуальность, реальная анатомия фигур. Монументальная готическая живопись в основном представлена витражом. Значительно увеличиваются оконные проемы. Которые теперь служат не только для освещения, а больше для украшения. Благодаря дублированию стекла передаются тончайшие нюансы цвета. Витражи начинают приобретать все больше реалистических элементов. Особенно известны были французские витражи Шартра, Руана. В книжной миниатюре также начинает преобладать готический стиль, происходит значительное расширение сферы ее применения, происходит взаимовлияние витража и миниатюры. Искусство книжной миниатюры явилось одним из крупнейших достижений готики. Этот вид живописи эволюционировал от «классического» стиля к реализму. Среди наиболее выдающихся достижений готической книжной миниатюры выделяются псалтырь королевы Ингеборг и псалтырь Людовика Святого. Замечательным памятником немецкой школы начала XIVв. является «Рукопись Манессе», представляющая собою сборник самых известных песен немецких минезингеров, украшенный портретами певцов, сценами турниров и придворной жизни, гербами.

  1. Литература и музыка Средневековья.

В период зрелого феодализма наряду и в альтернативу церковной литературе, имеющей приоритет, быстро развивалась и светская литература. Так, наибольшее распространение и даже некоторое одобрение церкви получила рыцарская литература, которая включала в себя рыцарский эпос, рыцарский роман, поэзию французских трубадуров и лирику немецких минизингеров. Воспевали войну за христианскую веру и прославляли рыцарский подвиг во имя этой веры. Образцом рыцарского эпоса Франции является «Песнь о Роланде». Её сюжетом были походы Карла Великого в Испанию, а главным героем был граф Роланд. В конце VIIв. Под покровительством Карла Великого была основана книгописная мастерская, где было выполнено особое Евангелие. В XIIв. Появились и быстро получили широкое распространение рыцарские романы, написанные в жанре прозы. Они повествовали о различных приключениях рыцарей. В противовес рыцарскому роману развивается городская литература. Формируется новый жанр - стихотворная новелла, которая способствует формированию горожан как единого целого. В период развития готики произошли изменения и в музыке. Отдельную группу в музыке Средневековья представляло собой искусство кельтов. Придворными певцами кельтов были барды, которые исполняли героические песни - баллады, сатирические, боевые и другие песни под аккомпанемент струнного инструмента - кроты. Начиная с конца XI в. на юге Франции начало распространятся музыкально - поэтическое творчество трубадуров. В их песнях воспевалась рыцарская любовь и героические подвиги во время крестовых походов. Творчество трубадуров вызывало множество подражаний, самым плодотворным был немецкий миннезанг. Песни миннезингеров - «певцов любви» представляли собой, не только воспевание прекрасных дам, но также и прославление влиятельных герцогов. Миннезингеры служили при дворах властителей, участвовали в многочисленных состязаниях, странствовали по Европе. Расцвет их творчества наступил в XIIв., однако уже XIVв. их сменили мейстерзингеры, или «мастера пения», объединенные в профессиональные цеха. Развитие этих вокальных цехов ознаменовало собой новый этап средневекового певческого искусства. В IX в. существовало многоголосие, но к концу XI в. голоса становятся все более самостоятельными. С возникновением многоголосия в католических храмах необходимым становится орган. Развитию церковного профессионального многоголосия немало способствовали и многочисленные певческие школы при крупных европейских монастырях. XIII в. в истории музыки называют веком старого искусства, тогда как искусство XIV в. принято называть новым, и именно в это время начинает возрождаться музыкальное искусство Возрождения.

  1. Заключение. Важнейшей особенностью европейской средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Только церковь в течении многих веков оставалась единственным социальным институтом, объединяющим все европейские страны, племена и государства. Именно она оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировозрения людей, распространяла свои главные ценности и идеи. Все классы средневекового общества признавали духовное родство церкви, но тем не менее каждый из них развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы. Господствующим классом светских феодалов в эпоху средневековья являлось рыцарство. Именно рыцарская культура включала в себя сложный ритуал обычаев, манер, светских, придворных и военно-рыцарских развлечений, из которых особенно большой популярностью пользовались рыцарские турниры. Рыцарская культура создавала свой фольклор, свои песни, поэмы, в ее недрах возник новый литературный жанр - рыцарский роман. Большое место занимала любовная лирика. При всем многообразии художественных средств и стилевых особенностей искусство Средневековья имеет и некоторые общие черты: религиозный характер, т.к. церковь была единственным началом, объединяющим разрозненные королевства; ведущее место отводилось архитектуре. Народность, т.к. творцом и зрителем являлся сам народ; эмоциональное начало глубокий психологизм, задачей которого была передача накала религиозного чувства и драматизма отдельных сюжетов. Наряду с господством христианской морали и всеобъемлющей властью церкви, которая проявлялась во всех сферах жизни средневекового общества, в том числе и искусстве и культуре, тем не менее, эта эпоха явилась самобытным и интересным этапом в развитии европейской культуры и цивилизации. Некоторые элементы современной цивилизации были заложены именно в эпоху Средневековья, которая во многом подготовила век Ренессанса и Просвещения.

Эпоха Средних веков рассматривалась передовыми мыслителями нового времени как время мрачное, не давшее миру ничего: узкое религиозное мировоззрение, навязанное католической церковью препятствовало развитию науки и искусства. На сегодняшнем занятии мы постараемся оспорить это утверждение и доказать, что Средневековье, длившееся тысячу лет, оставило богатое культурное наследие для будущих поколений.

В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская по-эзия. Провансальские поэты-певцы назывались трубадурами (рис. 1). Воображением поэтов был создан образ иде-ального рыцаря - смелого, великодушного и справедливого. В поэзии трубадуров воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне («моей госпоже»), в которой соединялись поклонение Богоматери и земной, живой и прекрасной женщине. В Северной Франции, Италии, Испании, Германии рыцарские поэты назывались труве-рами и миннезингерами (в переводе - певцы любви).

Рис. 1. Трубадур ()

В эти же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести. Особенно широко в романах отразились легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Двор Артура представал как место, где процветали лучшие рыцарские качества. Рома-ны переносили читателя в фантастический мир, где на каждом шагу встречались феи, велика-ны, волшебники, притесняемые красавицы, ждущие помощи от смелых рыцарей.

В XII веке начал-ся расцвет городской литературы. Горожане лю-били короткие рассказы в стихах и басни на бы-товые темы. Их героями чаще всего были лов-кий, хитрый бюргер или веселый, находчивый крестьянин. Они неизменно оставляли в дураках своих противников - чванливых рыцарей и жад-ных монахов. С городской литературой связаны стихи ва-гантов (в переводе с латинского - бродяг). Вагантами называли школяров и студентов, кото-рые в XII-XIII веках кочевали по городам и уни-верситетам Европы в поисках новых преподава-телей.

Выдающимся по-этом Средневековья был Данте Алигьери (1265-1321) (рис. 2). Данте родился во Флоренции в старинной дво-рянской семье. Он учился в городской школе, а затем всю жизнь изучал философию, астроно-мию, античную литературу. В 18 лет он пере-жил любовь к юной Беатриче, впоследствии вы-шедшей замуж за другого и рано умершей. О своих переживаниях Данте с небывалой для тех времен откровенностью рассказал в малень-кой книжке «Новая жизнь»; она прославила его имя в литературе. Данте написал великое произве-дение в стихах, которое назвал «Комедией». Потомки назвали ее «Бо-жественной комедией» в знак высшей похвалы. Данте описывает путешествие в загробное царство: ад для грешников, рай для праведни-ков и чистилище для тех, кому Бог еще не вынес свой приговор. У врат ада, расположен-ного на севере, надпись, ставшая крылатой: «Оставь надежду всяк сюда входящий». В центре южного полушария - огромная гора в виде усеченного конуса, на уступах горы расположе-но чистилище, а на плоской ее вершине - зем-ной рай. В сопровождении великого римского поэта Вергилия Данте посещает ад и чистилище, а по раю его ведет Беатриче. В аду 9 кругов: чем тя-желее грехи, тем ниже круг и суровее наказа-ние. В аду Данте поместил кровожадных влас-толюбцев, жестоких правителей, преступников, скупцов. В центре ада - сам дьявол, грызущий предателей: Иуду, Брута и Кассия. Данте по-местил в ад и своих врагов, в том числе нес-кольких пап. В его изображении грешники не бесплотные тени, а живые люди: они ведут с поэтом беседы и споры, в аду бушуют поли-тические распри. Данте беседует с праведни-ками в раю и, наконец, созерцает Богоматерь и Бога. Картины загробного мира нарисованы так живо и убедительно, что современникам каза-лось, будто поэт видел это своими глазами. А описал он, по существу, многообразный зем-ной мир, с его противоречиями и страстями. По-эма написана на итальянском языке: поэт хо-тел, чтобы его понимал самый широкий круг читателей.

Рис. 2. Доменико Петарлини. Данте Алигьери )

С XI века в Западной Евро-пе началось большое строительство. Богатая церковь расширяла число и величину храмов, перестраивала старые сооружения. До XI-XII веков в Европе господствовал романский стиль. Романский храм - массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очер-тания полукруглой арки - на сводах, оконных проемах, входах в храм (рис. 3).

Рис. 3. Церковь Сан-Мартин во Фромисте (1066 г.) - один из лучших памятников романского стиля в Испании )

С середины XII века в сво-бодных городах сооружались торговые помещения, залы для собраний цехов и гильдий, боль-ницы, гостиницы. Главными ук-рашениями города были ратуша и особенно собор. Постройки XII-XV веков получили позже название готических. Теперь легкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высо-ких колонн, а снаружи на мас-сивные опорные столбы и на со-единительные арки. Залы - просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живопи-сью, резьбой, барельефами. Благодаря широким проходам и сквозным галереям, множеству огромных окон и кружев-ной каменной резьбы готические соборы кажут-ся прозрачными (рис. 4).

Рис. 4. Собор Парижской Богоматери (

В Средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Храмы укра-шали снаружи и внутри сотнями, а то и тыся-чами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и свя-тых, епископов и королей. На-пример, в соборе в Шартре (Фран-ция) было до 9 тысяч статуй, не считая рельефы. Церковное искусство должно было служить «Библией для не-грамотных» - изображать сце-ны, описанные в христианских книгах, укреплять в вере и уст-рашать муками ада. В отличие от античного искусства, прослав-лявшего красоту человеческого тела, художни-ки Средних веков стремились раскрыть богат-ство души, мыслей и чувств человека, его на-пряженной внутренней жизни. В готических статуях, в их гибких, вытяну-тых фигурах особенно живо передан облик лю-дей, под складками одежды четче проступают формы тела, в позах больше движения. Все за-метнее проявляется идея гармонии внешнего и внутреннего облика человека; особенно прекрасны женские образы - Марии в Реймском соборе, Уты в Наумбурге.

Стены романских храмов были покрыты росписями. Большим достижением жи-вописи была книжная мини-атюра. Во множестве ярких рисунков отражалась вся жизнь людей. Бытовые сцены изображались и на фресках, что особенно характерно для немецких и скан-динавских храмов XIV-XV веков.

Рассматривая культурное наследие Средневековья, остановимся на научных достижениях. В Сред-ние века процветали астрология и алхимия. Наблюдения и опыты астрологов и алхимиков способствовали накоп-лению знаний по астрономии и химии. Алхими-ки, например, открыли и усовершенствовали способы получения металлических сплавов, красок, лекарственных веществ, создали мно-гие химические приборы и приспособления для проведения опытов. Астрологи изучали распо-ложение звезд и светил, их движение и законы физики. Накапливала полезные знания и медицина.

В XIV-XV веках в горном деле и ремесле ста-ли активно применять водяные мельницы. Во-дяное колесо издавна было основой мельниц, которые строили на реках и озерах для помола зерна (рис. 5). Но позднее изобрели более мощное колесо, которое приводилось в движение силой падаю-щей на него воды. Энергия мельницы применялась также в сукноделии, для промывки («обогащения») и плавки метал-лических руд, поднятия тяжестей и др. Мель-ница и механические часы - первые механиз-мы Средневековья.

Рис. 5. Верхнебойное водяное колесо ()

Появление огнестрельного оружия. Рань-ше металл плавили в маленьких горнах, нагне-тая в них воздух ручными мехами. С XIV века начали строить домны - плавильные печи до 3-4 метров в высоту. Водяное колесо было соедине-но с большими мехами, которые с силой вдува-ли в печь воздух. Благодаря этому в домне до-стигалась очень высокая температура: желез-ная руда плавилась, образовывался жидкий чу-гун. Из чугуна отливали различные изделия, а путем его переплавки получали железо и сталь. Металла теперь выплавляли намного больше, чем прежде. Для плавки металла в домнах стали приме-нять не только древесный, но и каменный уголь.

Долгое время редкие европейцы решались пускаться в далекие плавания в открытом море. Без правильных карт и морских приборов ко-рабли ходили «каботажно» (вдоль берега) по мо-рям, омывающим Европу, и вдоль Северной Аф-рики. Выходить в открытое море стало безопаснее после того, как у моряков появился компас. Были изобретены астролябии - приборы для определения места, где находится корабль (рис. 6).

Рис. 6. Астролябия ()

С развити-ем государства и городов, науки и мореплава-ния возрастал объем знаний и, одновременно, нужда в образованных людях, в расшире-нии обучения и в книгах, в том числе учеб-никах. В XIV веке в Европе стали изготовлять более дешевый писчий материал - бумагу, но книг по-прежнему не хватало. Чтобы размножить текст, делали оттиски с деревянной или медной доски с вырезанными на ней буквами, но этот способ был очень несовершенным и требовал больших затрат труда. В середине XV века немец Иоганн Гутенберг (ок. 1399-1468) изобрел книгопечатание. После долгих и упорных трудов и поисков он стал отливать из металла отдельные литеры (буквы); из них изобретатель составлял строки и страницы набора, с которого делал оттиск на бумагу. С помощью разборного шрифта можно было набрать сколько угодно страниц любого текста. Гутенберг изобрел и печатный станок. В 1456 году Гуттенберг выпустил первую печатную книгу - Библию (рис. 7), которая в художе-ственном отношении не уступала лучшим руко-писным книгам. Изобретение книгопечатания - одно из величайших открытий в истории человече-ства. Оно способствовало развитию образова-ния, науки и литературы. Благодаря печатной книге знания, накопленные людьми, вся необ-ходимая информация стали распространяться быстрее. Они полнее сохранялись и передава-лись следующим поколениям людей. Успехи в распространении информации важной части развития культуры и всех отраслей жизни общества, сделали в позднее Средневековье свой очередной важный шаг - шаг к Новому времени.

Рис. 7. Библия Иоганна Гуттенберга ()

Список литературы

  1. Агибалова Е.В., Г.М. Донской. История Средних веков. - М., 2012
  2. Атлас Средневековья: История. Традиции. - М., 2000
  3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII века. - М., 1999
  4. История Средних веков: кн. Для чтения/ Под ред. В.П. Будановой. - М., 1999
  5. Калашников В. Загадки истории: Средние века/ В. Калашников. - М., 2002
  6. Рассказы по истории Средних веков/ Под ред. А.А. Сванидзе. М., 1996
  1. Liveinternet.ru ().
  2. Pavluchenkov.ru ().
  3. E-reading-lib.com ().
  4. Countries.ru ().
  5. Playroom.ru ().
  6. Meinland.ru ().

Домашнее задание

  1. Какие жанры литературы развивались в средневековой Европе?
  2. Почему Данте считают самым великим поэтом Средневековья?
  3. Какие стили господствовали в средневековой архитектуре?
  4. Какие технические изобретения Средневековья вам известны?
  5. Почему изобретение книгопечатания считается одним из важнейших открытий в истории человечества?

Средневековая европейская культура охватывает период с момента падения Римской империи до момента активного формирования культуры эпохи Возрождения и делится культуру раннего периода (V-XI вв.) и культуру классического Средневековья (XII-XIVвв.). Появление термина «Средние века» связано с деятельностью итальянских гуманистов XV-XVI вв., которые введением этого термина стремились отделить культуру своей эпохи - культуру Ренессанса - от культуры предшествующих эпох. Эпоха средневековья принесла с собой новые экономические отношения, новый тип политической системы, а также глобальные изменения в мировоззрении людей.

Вся культура раннего Средневековья имела религиозную окраску

Основу средневековой картины мира составляли образы и толкования Библии. В качестве исходного пункта объяснения мира выступала идея полного и безусловного противопоставления Бога и природы, Неба и Земли, души и тела. Человек эпохи Средневековья представлял и понимал мир как арену противоборства добра и зла, как своеобразную иерархическую систему, включающую в себя и Бога, и ангелов, и людей, и потусторонние силы тьмы.

Наряду с сильным влиянием церкви сознание средневекового человека продолжало оставаться глубоко магическим. Этому способствовал сам характер средневековой культуры, наполненный молитвами, сказками, мифами, волшебными заклятиями. В целом история культуры средневековья представляет собой историю борьбы церкви и государства. Положение и роль искусства в эту эпоху были сложными и противоречивыми, но тем не менее в течении всего периода развития европейской средневековой культуры происходили поиски смысловой опоры духовной общности людей.

Все классы средневекового общества признавали духовное руководство церкви, но тем не менее каждый из них развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы.

1.Основные периоды развития эпохи Средневековья.

Начало Средневековья связано с великим переселением народов, начавшимся в конце Ivв. На территорию Западной римской империи вторгались вандалы, готы, гунны и другие народности. После распада в 476г. Западной римской империи на ее территории образовался ряд недолговечных государств, которые состояли из чужеземных племен, смешавшихся с коренным населением состоявшим преимущественно из кельтов и так называемых римлян. Франки разместились в Галлии и Западной Германии, весготы - на севере Испании, осготы - на Севере Италии, англосаксы - в Британии. Варварские народы, создавшие свои государства на развалинах Римской империи, оказывались либо в римской, либо в романизированной среде. Тем не менее, культура античного мира испытывала глубокий кризис в период нашествия варваров, и этот кризис усугубился привнесением варварами своего мифологического мышления и поклонением стихийным силам природы. Все это отразилось на культурном процессе раннего Средневековья.

Средневековая культура развивалась в русле периода раннего(V-XIII вв.) феодализма в странах Западной Европы, становление которой сопровождалось переходом от империй варваров к классическим государствам средневековой Европы. Это был период серьезных социальных и военных потрясений.

На этапе позднего феодализма (XI-XII вв.) ремесло, торговля, городская жизнь имели довольно низкий уровень развития. Безраздельным было господство феодалов - землевладельцев. Фигура короля носила декоративный характер, и не олицетворял силу и государственную власть. Однако с конца XI в. (особенно Франция) начинается процесс укрепления королевской власти и постепенно создаются централизованные феодальные государства, в которых происходит подъем феодальной экономики, способствующий становлению культурного процесса.

Важное значение имели крестовые походы, совершенные в конце этого периода. Эти походы способствовали знакомству Западной Европы с богатой культурой арабского Востока и ускорили рост ремесел.

На втором развития зрелого (классического) европейского Средневековья (XI в.) происходит дальнейший рост производительных сил феодального общества. Устанавливается четкое разделение между городом и деревней, происходит интенсивное развитие ремесел и торговли. Существенное значение приобретает королевская власть. Этому процессу способствовало устранение феодальной анархии. Опорой королевской власти становятся рыцарство и богатые горожане. Характерной чертой этого периода становится возникновение городов-государств, например, Венеции, Флоренции.

2.Особенности искусства средневековой Европы.

Развитие средневекового искусства включает в себя следующие три этапа:

1.дороманское искусство (V - X вв.) ,

Которое делится на три периода: раннехристианское искусство, искусство варварских королевств и искусство Каролингской и Оттоновской империй.

В раннехристианский период официальной религией стало христианство. К этому времени относится появление первых христианских храмов. Отдельные здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные), названные баптистериями или крещальнями. Внутренним украшением этих зданий были мозаика и фрески. Они отражали в себе все основные черты средневековой живописи, хотя и были сильно оторваны от реальности. В изображениях преобладала символика и условность, а мистичность образов достигалась благодаря использованию таких формальных элементов, как увеличение глаз, бестелесность изображений, молитвенные позы, прием разно масштабности в изображении фигур согласно духовной иерархии.

Искусство варваров сыграло положительную роль в развитии орнаментально- декоративного направления, которое впоследствии стало основной частью художественного творчества классического Средневековья. И которая уже, не имела тесной связи с античными традициями.

Характерной особенностью искусства Каролингской и Оттоновской империй является сочетание античных, раннехристианских, варварских и византийских традиций, которые ярче всего проявились в орнаменте. Архитектура этих королевств создана на основе римских образцов и включает в себя центрические каменные или деревянные храмы, использование мозаики и фрески во внутреннем декоре храмов.

Памятником архитектуры дороманского искусства является капелла Карла Великого в Аахене, созданная около 800г. В этот же период активно идет развитие монастырского строительства. В Каролингской империи было построено 400 новых и расширено 800 существовавших монастырей.

2. романское искусство (XI - XII вв.)

Возникло во времена царствования Карла великого. Для данного стиля в искусстве характерна полукруглая сводчатая арка, пришедшая из Рима. Вместо деревянных покрытий начинают преобладать каменные, как правило имеющие сводчатую форму. Живопись и скульптура были подчинены архитектуре и главным образом использовались в храмах и монастырях. Скульптурные изображения ярко раскрашивались, а монументально-декоративная живопись на оборот, представлялась храмовыми росписями сдержанного колорита. Примером данного стиля является церковь Марии на острове Лаак в Германии. Особое место в романской архитектуре занимает итальянская архитектура, которая благодаря присутствующим в ней прочным античным традициям сразу шагнула в эпоху Возрождения.

Главной функцией романской архитектуры является оборона. В архитектуре романской эпохи не применялся точный математический расчет, однако толстые стены, узкие окна и массивные башни, являясь стилевыми признаками архитектурных сооружений, несли на себе одновременно и оборонительную функцию, позволяя мирному населению укрыться в монастыре во время феодальных распрей и войн. Это объясняется тем, что становление и укрепление романского стиля происходило в эпоху феодальной раздробленности и его девизом является высказывание «Мой дом - моя крепость».

Помимо культовой архитектуры активно развивалась и светская архитектура, примером этого служит феодальный замок - дом - башня прямоугольной или многогранной формы.

3. готическое искусство (XII - XV вв.)

Возникло в результате развития городов и формирующейся городской культуры. Символом средневековых городов становится собор, постепенно теряющий свои оборонительные функции. Стилевые изменения в архитектуре этой эпохи объяснялись не только изменением функций зданий, но стремительным развитием строительной техники, которая к тому времени уже основывалась на точном расчете и выверенной конструкции. Обильные выпуклые детали - статуи, барельефы, висячие арки были главными украшения зданий, как изнутри так и с наружи. Мировыми шедеврами готической архитектуры являются Собор Парижской Богоматери, Миланский собор в Италии.

Так же готика используется в скульптуре. Появляется трехмерная многообразная по формам пластика, портретная индивидуальность, реальная анатомия фигур.

Монументальная готическая живопись в основном представлена витражом. Значительно увеличиваются оконные проемы. Которые теперь служат не только для освещения, а больше для украшения. Благодаря дублированию стекла передаются тончайшие нюансы цвета. Витражи начинают приобретать все больше реалистических элементов. Особенно известны были французские витражи Шартра, Руана.

В книжной миниатюре также начинает преобладать готический стиль, происходит значительное расширение сферы ее применения, происходит взаимовлияние витража и миниатюры. Искусство книжной миниатюры явилось одним из крупнейших достижений готики. Этот вид живописи эволюционировал от «классического» стиля к реализму.

Среди наиболее выдающихся достижений готической книжной миниатюры выделяются псалтырь королевы Ингеборг и псалтырь Людовика Святого. Замечательным памятником немецкой школы начала XIVв. является «Рукопись Манессе», представляющая собою сборник самых известных песен немецких минезингеров, украшенный портретами певцов, сценами турниров и придворной жизни, гербами.

Литература и музыка Средневековья.

В период зрелого феодализма наряду и в альтернативу церковной литературе, имеющей приоритет, быстро развивалась и светская литература. Так, наибольшее распространение и даже некоторое одобрение церкви получила рыцарская литература, которая включала в себя рыцарский эпос, рыцарский роман, поэзию французских трубадуров и лирику немецких минизингеров. Воспевали войну за христианскую веру и прославляли рыцарский подвиг во имя этой веры. Образцом рыцарского эпоса Франции является «Песнь о Роланде». Её сюжетом были походы Карла Великого в Испанию, а главным героем был граф Роланд.

В конце VIIв. Под покровительством Карла Великого была основана книгописная мастерская, где было выполнено особое Евангелие.

В XIIв. Появились и быстро получили широкое распространение рыцарские романы, написанные в жанре прозы. Они повествовали о различных приключениях рыцарей.

В противовес рыцарскому роману развивается городская литература. Формируется новый жанр - стихотворная новелла, которая способствует формированию горожан как единого целого.

В период развития готики произошли изменения и в музыке. Отдельную группу в музыке Средневековья представляло собой искусство кельтов. Придворными певцами кельтов были барды, которые исполняли героические песни - баллады, сатирические, боевые и другие песни под аккомпанемент струнного инструмента - кроты.

Начиная с конца XI в. на юге Франции начало распространятся музыкально - поэтическое творчество трубадуров. В их песнях воспевалась рыцарская любовь и героические подвиги во время крестовых походов. Творчество трубадуров вызывало множество подражаний, самым плодотворным был немецкий миннезанг. Песни миннезингеров - «певцов любви» представляли собой, не только воспевание прекрасных дам, но также и прославление влиятельных герцогов. Миннезингеры служили при дворах властителей, участвовали в многочисленных состязаниях, странствовали по Европе. Расцвет их творчества наступил в XIIв., однако уже XIVв. их сменили мейстерзингеры, или «мастера пения», объединенные в профессиональные цеха. Развитие этих вокальных цехов ознаменовало собой новый этап средневекового певческого искусства.

В IX в. существовало многоголосие, но к концу XI в. голоса становятся все более самостоятельными. С возникновением многоголосия в католических храмах необходимым становится орган. Развитию церковного профессионального многоголосия немало способствовали и многочисленные певческие школы при крупных европейских монастырях.

XIII в. в истории музыки называют веком старого искусства, тогда как искусство XIV в. принято называть новым, и именно в это время начинает возрождаться музыкальное искусство Возрождения.

Заключение.

Важнейшей особенностью европейской средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Только церковь в течении многих веков оставалась единственным социальным институтом, объединяющим все европейские страны, племена и государства. Именно она оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировозрения людей, распространяла свои главные ценности и идеи.

Все классы средневекового общества признавали духовное родство церкви, но тем не менее каждый из них развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы. Господствующим классом светских феодалов в эпоху средневековья являлось рыцарство. Именно рыцарская культура включала в себя сложный ритуал обычаев, манер, светских, придворных и военно-рыцарских развлечений, из которых особенно большой популярностью пользовались рыцарские турниры. Рыцарская культура создавала свой фольклор, свои песни, поэмы, в ее недрах возник новый литературный жанр - рыцарский роман. Большое место занимала любовная лирика.

При всем многообразии художественных средств и стилевых особенностей искусство Средневековья имеет и некоторые общие черты: религиозный характер, т.к. церковь была единственным началом, объединяющим разрозненные королевства; ведущее место отводилось архитектуре. Народность, т.к. творцом и зрителем являлся сам народ; эмоциональное начало глубокий психологизм, задачей которого была передача накала религиозного чувства и драматизма отдельных сюжетов.

Наряду с господством христианской морали и всеобъемлющей властью церкви, которая проявлялась во всех сферах жизни средневекового общества, в том числе и искусстве и культуре, тем не менее, эта эпоха явилась самобытным и интересным этапом в развитии европейской культуры и цивилизации. Некоторые элементы современной цивилизации были заложены именно в эпоху Средневековья, которая во многом подготовила век Ренессанса и Просвещения.

Каждый период исторического и культурного развития имеет свое мироощущение, свои представления о природе, времени и пространстве, порядке всего существующего, об отношении людей друг к другу, т.е. то, что можно назвать картинами мира. Они формируются отчасти стихийно, отчасти целенаправленно, в рамках религии, философии, науки, искусства, идеологии. Картины мира складываются на основе определенного образа жизни людей, становятся его частью и начинают оказывать на него сильное воздействие. Средневековый человек исходил из картины мира, выработанной христианством, точнее, западной его формой, получившей название католичества.

Термин «католичество» происходит от греческих слов «кат» (по) и «холэ» (целая, вся). В христианском Символе веры, составленном в IV в., церковь называется единой (единственной), святой, католической (по-церковнославянски – соборной) и апостольской. Церковь – католическая (соборная), так как она имеет своих последователей во всех странах мира и заключает в своих догматах всю полноту истины, одинаковой для всех христиан. После разделения христианства в 1054 г. на западное и восточное появились римско-католическая и греко-католическая церкви, причем последняя чаще стала именоваться православной в знак неизменного исповедания правой веры. В чем же значение католичности церкви?

Христианство – религия спасения. Для него сутью истории мира является отпадение человечества (в лице Адама и Евы) от Бога, подчинившее человека власти греха, зла, смерти, и последующее возращение к Творцу осознавшего свое падение блудного сына. Это возвращение возглавили избранные Богом потомки Авраама, с которыми Бог заключает «завет» (договор) и дает им «закон» (правила поведения). Цепь ветхозаветных праведников и пророков превращается в лестницу, восходящую к Богу. Но даже руководимый свыше, даже святой человек не может очиститься окончательно, и тогда происходит невероятное: Бог воплощается, сам становится человеком, точнее Богочеловеком, в силу своего чудесного рождения «от Духа Свята и Марии Девы» свободным от греха. Бог-Слово, Спаситель, Сын Божий является как Сын Человеческий, проповедник из Галилеи и добровольно принимает позорную смерть на кресте. Он нисходит в ад, освобождает души творивших добро, в третий день воскресает, является ученикам и вскоре затем возносится на небо. Еще через несколько дней на апостолов нисходит Дух Святой (Пятидесятница) и дает им силу выполнить завет Иисуса – проповедать Евангелие («благую весть») всем народам. Христианское благовестие сочетает в себе этику, основанную на любви к ближнему, с подвигом веры, которая «тесными вратами» ведет в Царствие Небесное. Его цель – обожение верующего, т.е. переход в вечную жизнь с Богом, достигается содействием (синергией) человеческих усилий и Божией благодати.

Как же христианин может быть уверен в своем спасении? Как сохранить правую веру? Здесь и выдвигается на первый план роль церкви. Церковь – носительница религиозного и нравственного предания, перешедшего от Христа к апостолам, а затем к их ученикам; она также сфера реального присутствия Христа, дающего безошибочность веры. Создание учения о церкви и ее организация стали для христианства важнейшими задачами. Они усложнялись по мере распространения новой религии среди народов Римской империи. Нужно было отражать нападения на церковь извне, бороться с ересями и расколами внутри, приспосабливаться к новым условиями. За 3–4 века появляется обширная христианская литература, спорные вопросы решаются на съездах епископов – соборах, где присутствуют представители Востока и Запада. Для западных церквей, связанных с областями латинской культуры и языка, особое значение имели труды и деятельность уроженца Северной Африки Аврелия Августина (354-430).

Сын равнодушного к религии провинциального аристократа и глубоко верующей христианки, Августин как бы проделал путь от отца к матери. Блестящий оратор, преподаватель риторики с видами на государственную карьеру, философ, христианин-отшельник, священник и, наконец, епископ африканского города Гиппия, Августин переживает увлечение античной культурой, философией Платона и приходит к христианству, становясь его защитником от язычников, еретиков и раскольников. В центре внимания Августина – проблема зла в человеке и борьба со злом, причиной которого он поначалу считал материю, плоть. Августин-христианин полагает, что Бог создал человека праведным, но с волей, свободной к добру и злу. Адам и Ева злоупотребили свободой, согрешили, запятнали душу гордыней и себялюбием, а падшая душа заразила и тело, ставшее из слуги души ее господином. Удел потомков Адама – быть во власти соблазнившего их дьявола, носить в себе первородный грех, с раннего детства прибавляя к нему грехи соплеменников и свои собственные. Воля человека стала способна только на зло, которое не было создано Богом. Оно является не чем-то реально существующим, а действием свободной воли исконно чистых ангелов и людей, пожелавших удалиться от Творца. Итак, зло есть лишь отсутствие блага, удаление от него .

Божие милосердие открыло людям путь спасения через искупающую силу воплощения, страдания и смерти Христа. Кстати, у Августина было свое видение догмата о троичности Бога: Любящий (Отец), Любимый (Сын) и Любовь (Святой Дух), которую после вознесения Христа Отец и Сын вместе посылают церкви. Спасение зависит не от воли и заслуг человека, а обусловлено благодатью, действием Бога. Но оправдание благодатью распространяется не на всех. Бог по всеведению знал, что воспользуются Его дарами немногие, и предопределил назначенное к блаженству меньшинство, а грешное большинство оставил преданным гибели.

Итак, победа над злом возможна лишь при подчинении разума авторитету веры, носительницей которого является церковь. Снова и снова Августин повторяет, что нельзя доверять ни людям, ни ангелам, ни даже Евангелию, если их слова не подкреплены авторитетом церкви. Только она преподает неповрежденным учение Христа и апостолов, только она имеет право прощать грехи и распоряжаться заслугами святых. Проповедь церкви по сути едина для всех людей и народов, она вселенская и католическая. Единству церкви, «Града Божия», который ведет человека к покою Небесного Царства, противостоит множественность земных царств, ересей, сект, которыми правит дьявол. Стоящий выше всякой власти «Град Божий» странствует по земле до Страшного суда. И хотя он привлекает к себе любовь, но имеет право использовать и принуждение, в том числе силу государства, чтобы заставить заблудших покориться. Августин признавал папу римского главой вселенской церкви, хотя и противодействовал вмешательству пап в дела африканских епископов.

Провозглашенная Августином власть авторитета воплотилась в главенство римского первосвященника над церковью и государством. В VIII в. на основании подложного документа «Дар Константина» папа получил светскую власть над Италией, в IX в. подложные «Исидоровы декреталии» объявляли, что папе должны беспрекословно повиноваться не только митрополиты и епископы, но даже соборы и императоры. Папа – земной глава церкви и наместник Христа на земле, его устами говорит сам «князь апостолов» Петр. Догмат о непогрешимости пап в вопросах веры и морали был официально принят в 1870 г., но идея эта целиком принадлежит средневековью. «Авиньонское пленение пап» (1308–1377), великий раскол католической церкви (1378-1409), усиление королевской власти, антипапские соборы (1409-1438), наконец, Реформация XVI–XVII вв. сильно ослабили власть папства, но не заставили его отказаться от своих притязаний.

Тот же принцип господства авторитета виден и в особом положении католического духовенства и монашества. Католицизм делит церковь на небесную, торжествующую и земную, воинствующую, а последнюю – на «учащихся» и «поучаемых». Целибат (безбрачие) немонашествующего духовенства имел целью не только сделать церковные имущества ненаследуемыми, но и резче отличить клириков от мирян. Для этого же было изменено и главное таинство христианства – Евхаристия. Клирики стали причащаться хлебом и вином, а миряне – одним хлебом. Наконец, мысль Августина о принуждении еретиков к повиновению была использована при организации инквизиции – особых трибуналов, которые разыскивали и осуждали еретиков.

Важным отличием католицизма от православия явилось добавление к Символу веры тезиса об исхождении Святого Духа не «от Отца», а «от Отца и Сына». Распространившаяся в церквях Испании и Франции эта прибавка в 1019 г. была одобрена папой. Два других сугубо католических догмата – о Чистилище и непричастности Богоматери первородному греху (окончательно утвержден палой лишь в 1854 г.) вытекали из августиновского учения о грехе. Он рассматривался как некий долг человека Богу, который человек может «выплатить» заслугами и даже с излишком. Эти «сверхдолжные заслуги» находятся в распоряжении Бога, церкви и папы. В их счет грешники, не успевшие покаяться при жизни, могут очиститься после смерти – в Чистилище. Богородица же «ввиду будущих заслуг Христа» была изначально освобождена от первородного греха. Доктрина «сверхдолжных заслуг» привела и к торговле индульгенциями – грамотами об отпущении грехов. Массовая продажа индульгенций в интересах папства вызывала большое возмущение и стала одной из причин Реформации.

Средневековые картины мира удивительным образом сочетают в себе представления о единстве и раздвоенности мира, созданного и управляемого единым Богом, но расколотого на Небеса и Землю. Человек той эпохи настойчиво и порой мучительно ищет в здешних вещах символы, аллегории потустороннего, чудесного, но истинно реального. Поэтому в литературе и искусстве фантазия преобладала над наблюдением, общее – над частным, вечное – над временным. Средневековье стремилось перенести божественный, универсальный порядок на Землю. Наиболее полное выражение универсализм нашел в культуре интеллектуальной элиты, самой образованной части средневекового общества.

Образование в средние века прямо связано с античными образцами. Как и в позднеримских школах, его основу составляли семь «свободных искусств» (артес либералес) – ряд дисциплин, разбитых на две ступени: тривиум (подготовительная) и квадривиум. В тривиум входили: грамматика – умение читать, понимать прочитанное и писать; диалектика – искусство вести спор посредством аргументов и их опровержений и риторика, учившая произносить речи. Квадривиум составляли арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Эти науки мыслились как учения о числовых соотношениях, лежащих в основе мировой гармонии. Обучение велось на латинском языке, только в XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках.

До XI в. крайне немногочисленные школы находились при дворах варварских королей, кафедрах епископов, церквях и монастырях. В них готовили главным образом служителей церкви. С ростом городов возникают светские городские частные и муниципальные школы, где учились бродячие школяры – ваганты, или голиарды, происходившие из городской и рыцарской среды, низшего клира. Нередко преподаватель и группа школяров кочевали с места на место. Яркую картину подобных странствий рисует Петр Абеляр (XII в.). Он преподавал в городах, монастырях и даже в сельской глуши, где студентам приходилось самим обрабатывать землю. К XII в. кафедральные школы в крупнейших центрах Европы: Болонье, Монпелье, Париже, Оксфорде, Салерно и др. – превращаются в университеты (от лат. «университас» – совокупность, общность).

Университеты обладали юридической, административной, финансовой автономией, которая даровалась им специальными указами государей и пап. Относительная независимость университета сочеталась со строгой регламентацией и дисциплиной внутренней жизни. Две корпорации – преподавателей и студентов, избирали должностных лиц: ректоров, деканов и т.д.; большую роль в обеих корпорациях играли землячества.

Университет разделялся обычно на четыре факультета: богословский (теологический), юридический, медицинский и факультет семи свободных искусств (артистический). Последний был необходимой приготовительной ступенью к любому из трех других. Чтобы поступить на высший факультет, надо было пройти курс наук на артистическом факультете и получить здесь ученые степени сперва бакалавра, а потом магистра. Они присуждались по результатам диспутов, в которых участвовали преподаватели и студенты. На высших факультетах магистру соответствовала весьма почетная степень доктора: теологии, права или медицины. Многие магистры свободных искусств являлись выдающимися логиками, математиками, астрономами. Практически все преподаватели были священниками или монахами. Особым уважением пользовался богословский факультет.