Культурно исторические памятники кубани мирового значения. Какие тайны скрывают знаменитые скульптуры краснодарского края и россии

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Архитектурно-исторические достопримечательности Краснодарского края. Архитектурно-исторические достопримечательности Краснодарского края. Презентацию подготовила: Учитель кубановедения МБОУ СОШ №7 Бондаренко Марина Федоровна

3 слайд

Описание слайда:

Краснодарский край (Кубань) - субъект Российской Федерации, расположенный на юго-западе Российской Федерации. Входит в состав Южного федерального округа. Образован 13 сентября 1937 года. Граничит с Ростовской областью, Ставропольским краем, Карачаево-Черкесской Республикой, Республикой Адыгея и Абхазией. По морю граничит с Крымом. Административный центр - город Краснодар.

4 слайд

Описание слайда:

Архитектурно-исторические достопримечательности Краснодарского края. Памятники архитектуры Краснодарского края - особый вид культурного наследия. Памятники истории и культуры - это уникальные, ничем не заменимые иневозобновимыесвидетельства исторического развития народа, общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, вне зависимости от форм собственности или степени их сохранности, и служащие основами духовной, моральной и интеллектуальной жизни. Они являются неотъемлемым достоянием, национальным богатством и охраняются государством. Судьба зданий неразрывно связана с их владельцами.

5 слайд

Описание слайда:

Храм Рождества Христова в Армавире. Храм Рождества Христова, – это деревянная часовня, открытая до строительства каменной церкви. Несмотря на то, что она тоже достаточно молода (открыта в 2007 году), здесь царит атмосфера старорусской церкви. Бревенчатые стены, арочные окна, запах дерева и ладана, искусно сделанный деревянный иконостас создают ощущение, словно часовня – это живой организм.

6 слайд

Описание слайда:

Этот памятник античного некрополя был найден в 1908 году выдающимся археологом, профессором Николаем Ивановичем Веселовским, при раскопках кургана в станице Анапской, в 8,5 км. от Анапы. Ко входу в склеп ведет подземный коридор - дромос. Склеп был сложен из больших белых блоков из песчаника. На его стенах сохранилась штукатурка с цветной росписью. Роспись потолка, имевшего полуциркульную форму похожего на арку, воспроизводила цвет голубого неба. На стенах склепа были изображены крупные каменные квадры из которых складывали ограды героонов - святилищ, посвященных героям. Это был первый расписной склеп, найденный в этой местности. К сожалению склеп был разграблен еще в древности.

7 слайд

Описание слайда:

Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени А.С. Пушкина - крупнейшая публичная библиотека Краснодара, находится рядом с Екатерининским сквером. Здание библиотеки - это бывшее здание армянской школы, построенной в 1907 году на средства купца Б.В. Черачева, имя которого присвоили учебному заведению в знак благодарности. Примерно в 1914 году Черачев пожертвовал 70 000 рублей на постройку нового здания армянского училища. Проект и смету составил известный ростовский архитектор Леонид Федорович Эберг (1882 – 1954). Двухэтажный особняк был построен за два года на отведенном для школы месте (ул. Красная, 8). Освящение состоялось 13 ноября 1916 года.

8 слайд

Описание слайда:

Византийский храм в поселке Лоо. Со второй половины V века на Кавказе возрастает византийское влияние. Не позднее начала VI века достоверно фиксируется присутствие в западных районах современного Краснодарского Края христиан. Первые христианские базилики строились в приморской зоне. Постепенно миссионеры углублялись вглубь горной территории, по которой проходил караванный путь. Со временем в районе нынешних сёл Лесное, Галицыно и Монастырь возникла так называемая полоса древней христианской колонизации. Здесь на хребтах и их склонах в разное время возникло шесть христианских храмов.

9 слайд

Описание слайда:

Гостиница Централь. В самом центре Краснодара, на перекрестке улиц Красной и Гимназической, располагается архитектурный памятник XIX века и одна из главных достопримечательностей Краснодара - здание бывшей гостиницы «Централь». Зданию, в котором и сейчас находится гостиница Централь, более 100 лет. При реставрации здания постарались сохранить не только вид, но и дух помещения. Фасад здания охраняется государством.

10 слайд

Описание слайда:

Гранд-Отель Е.Г. Губкиной. Здание гостиницы Е.Г. Губкиной Гранд-Отель входит в ансамбль исторических зданий, окружавших бывшую городскую площадь Краснодара. Здание вплотную примыкает к дому купцов Богарсуковых, ныне музею им. Е.Д. Фелицина. Авторами проекта являются архитекторы Курлик В.Н., Талалай М.В., Базик В.И. Реставрация памятника архитектуры выполнена в 2009 г. Роскошная гостиница была построена в 1900 году на деньги купца Поликарпа Губкина, переехавшего в Екатеринодар из средней полосы России. Поликарп Губкин начал свое дело с небольшой парикмахерской на Сенном рынке и за несколько лет превратился в одного из известных всей Кубани купцов.

11 слайд

Описание слайда:

Дом купцов братьев Богарсуковых. По заказу купцов Богарсуковых в 1900 году, на выходящей к Соборной площади стороне квартала по Гимназической улице, началось строительство двухэтажного особняка. Одно из самых красивейших зданий, ставшее украшением и «визитной карточкой» Екатеринодара и Краснодара, было возведено всего за один год. Оригинальный двухэтажный особняк стал ярким произведением эклектической архитектуры, затмив своим броским внешним видом не только соседний «Гранд-Отель», но и собственную гостиницу Богарсуковых - «Централь».

12 слайд

Описание слайда:

Дом М.М. Каплан. Двухэтажный дом доктора М.М. Каплан является одним из красивейших и старинных зданий Краснодара. Дом возведен в 1910-1913 годах по индивидуальному проекту в стиле модерн.

13 слайд

Описание слайда:

Дом инженера Б.Б. Шарданова. Назначенный в 1897 г. в Екатеринодар начальником вокзала и 15 дистанции пути Владикавказской железной дороги Батырбек Шарданов со временем стал знаковой фигурой в истории города, а построенный им в 1905 году на углу улиц Красной и Графской особняк со временем превратился в «визитную карточку» Краснодара. Шарданов приобрел участок с ветхим строением, обреченным на снос, на углу 20-го городского квартала, застроенного одноэтажными жилыми зданиями. Дом проектировал сам хозяин для проживания со своей семьей. Строительным материалом был выбран кирпич, который производился на местном заводе Л.Н. Трахова и считался лучшим в городе. Строительство обошлось хозяину в 60 тысяч рублей - огромные деньги по тем временам.

14 слайд

Описание слайда:

Дом братьев Тарасовых с торговыми и конторскими помещениями на первом этаже. Известные армавирские купцы Тарасовы, основатели одной из крупнейших на Кубани фирм «Торговый дом братьев Тарасовых», в 1858 году открыли торговое отделение в Екатеринодаре, а в 1879 году Тарасовы были приписаны к купеческому сословию Екатеринодара. Благотворительность и меценатство стали неотъемлемой частью жизни купцов. Тарасовы жертвовали средства на строительство екатеринодарского приюта для беспризорных, в Екатеринодарской мужской гимназии учредили четыре стипендии, две из которых предназначались для православных и две для детей армяно-григорианской веры.

15 слайд

Описание слайда:

Здание Епархиального женского училища. В январе 1894 года Городская Дума Екатеринодара согласовала место для строительства Епархиального женского училища, которое было выкуплено у наследников полковника Дубоноса. Заказ на разработку проекта доверили областному архитектору Василию Филиппову, а закладка здания состоялась в апреле 1898 года.

16 слайд

Описание слайда:

Здание Екатеринодарского общества взаимного кредита. Для развития промышленности и торговли в Екатеринодаре в 1876 году было создано Общество взаимного кредита. Долгое время Общество не располагало собственным зданием, но в 1906 году на улице Базарной было построен и торжественно открыт дом, ставший одним из последних проектов известного краснодарского архитектора Филиппова. Дом был признан одним из красивейших зданий в Екатеринодаре.

17 слайд

Описание слайда:

Комплекс зданий войсковой богадельни и городской больницы. Комплекс зданий войсковой богадельни и городской больницы – одна из исторических достопримечательностей Краснодара. В него входят городская клиническая больница №1 и церковь иконы «Всех скорбящих Радость» (бывшая войсковая богадельня, 1842). В конце ХХ века на средства городской Думы с привлечением средств богатых казаков был построен главный корпус Екатеринодарской городской больницы, бывшей тогда единственным лечебным учреждением города.

18 слайд

Уникальность Кубани, это не только ее природные условия - прекрасный климат и множество природных ландшафтов - степей, лесов и горных вершин, покрытых вечными снегами, бурных и равнинных рек, теплых морей и самых субтропиков.
Есть на нашей Кубани и такие уникальные древние памятники культуры, которые в России не найти больше нигде. Только здесь, в Краснодарском крае, вы можете встреть следы древнегреческой культуры, не покидая пределы нашей страны. Подобные памятники прошлых веков есть еще и в Крыму, но это уже, как ни печально, не Россия.
Итак, только наш край остается обладателем культурных ценностей древней Эллады,
Одним из таких уникальнейших исторических памятников является античный город Горгиппия, расположенный на месте современной .
В отличие от других крупных городов Северного Причерноморья, расположенных на землях Керченского и Таманского полуостровов, - Ольвии, Херсонеса, Пантикапеи, - Горгиппия стала раскапываться сравнительно недавно. Только с 1960 г. в Анапе постоянно начинает работать экспедиция Института археологии АН СССР.
Древняя Горгиппия вместе с некрополем находится под самым центром современного курорта Анапы. Бурное строительство многоэтажных жилых домов в городе позволило производить раскопки древнего поселения на широких площадях, что превратило ранее малоисследованный объект в памятник высокой культуры.
Греческое поселение на берегу Анапской бухты возникло во второй половине 4 в. до н.э. Сначала оно занимало совсем небольшую площадь около современной гостиницы "Анапа". Скорее всего, это был независимый полис. На рубеже 5 и 4 вв. до н.э. Анапский полис вошел в консолидацию других, подобных ему, которую возглавил Пантикапеи. Это был фундамент Боспорского государства. В Первом веке до н.э. Боспор входил в состав обширного Понтийского царства, но в первые века н.э.он оказался в зависимости от Римской империи.
Вместе с Боспором Горгиппия пережила несколько разрушений, которые сменялись периодами расцвета и процветания. Этому способствовали плодородные земли, прилегающие к городу, на которых выращивался знаменитый виноград, а также удобная и тихая бухта, мягкий и теплый климат. Наибольшего подъема город достиг во 2 в. н.э.


Горгиппия обладала четко организованной сельской территорией, которая кормила его, обеспечивала производство товарного хлеба. Зерно вывозили в Афины и другие города Средиземноморья. В городе находился порт, а судовладельцы были объединены в союз. Жители города поклонялись всем известным в античном мире богам. Но наиболее почитаемым богом у них был, конечно же, Гермес - бог торговли. В честь его проводили игры со спортивными состязаниями. Для обучения юношей в городе был свой гимназий.
Планировка Горгиппии была заложена в 4, в. до н.э., она имела все элементы радиальной сетки. Город имел перестраивавшиеся оборонительные стены, торговый комплекс с подвалами - хранилищами. Все основные постройки города возводились с применением ордера. Что интересно, так это то, что в архитектуре общественных и жилых зданий использовались все основные ордера той эпохи: помпезный и самый парадный - коринфский, и более строгий и в меру изысканный - ионический, и со¬всем аскетический, простой и прямой - дорический ордер. С чем все это было связано? Почему такой разброд стилей и вкусов? Все просто: переход из одной эпохи в другую. Но люди не ощущали этого рeбежа. Они жили по законам своего времени: что красиво и рационально - то приемлемо для жизни.
Две с половиной тысячи лет назад там, где мы купаемся в теплом и ласковом море, жили не только для того, чтобы выжить, но и сделать свою жизнь достойной и красивой.
Мы с вами, живущие на этой земле, должны помнить и знать "древний город."

М. А. Аверьянов



О памятнике Кубанскому казачеству 7 апреля 2005 года на один из самых почитаемых праздников Православной церкви Благовещение в столице Кубани состоялось поистине историческое событие – торжественное открытие памятника Кубанскому казачеству. На площади перед зданием администрации Краснодарского края собрались сотни кубанцев. Под бурные аплодисменты покрывало, скрывавшее доселе памятник, спустилось. Почетный караул осветил этот торжественный момент троекратным залпом, а затем над площадью прозвучали величественные и строгие российский и кубанский государственные гимны.




Как создавался шедевр… Работа по созданию памятника началась 2 июня 2003 года. Был организован и проведен конкурс на лучший проект. В нем приняли участие семь авторских коллективов ведущих кубанских мастеров. Месяцы творческих исканий, споров, согласований, а затем «ювелирная» кропотливая работа над отливкой скульптуры в ростовской художественной студии. От Ростова до Краснодара не одна сотня километров дороги с мостами, населенными пунктами, линиями электропередач, где массивную скульптуру просто нельзя провести. И тогда на помощь пришли летчики Черноморского флота. Вертолет Ка-32, отложив в стороны ракеты и торпеды, помог боевому товарищу попасть на свой последний рубеж.


Взорам собравшихся открылась великолепная скульптура казака кубанца – символа всех предыдущих поколений, которым, как совершенно справедливо отметил Александр Николаевич Ткачев: «Мы обязаны освоением нашей благодатной земли и сегодняшней жизнью». Митрополит Исидор торжественно осветил памятник, попросив у Господа Бога многие лета, благополучие и спокойствие жителям Кубани. Православная церковь и казачество всегда были неразрывно связаны друг с другом, даруя Великой России новые земли, защищая ее от врагов и сохраняя древние традиции культуры славянских народов и христианской морали.


Памятник связистам Кубани В Японии есть памятник собакам-связистам: большой пес с почтовой сумкой. В Англии есть памятник голубке, спасшей своим сообщением экипаж подводной лодки. В России есть памятник военному связисту, сжимающему провода зубами. В Калуге есть бюст основоположнику отечественной телефонии Павлу Голубицкому. В Крымске теперь тоже кое-что имеется. Любопытный получился экземпляр.


Высотой три метра. Шириной – метра полтора. В основании - тумбообразный постамент, выполненный, как в лучших склепах Парижа, из мраморной крошки. Из боков постамента торчат концы телефонной трубки. Огромные, призванные увековечить аналоговую связь. Венчает композицию настоящая спутниковая антенна. Если верить техпаспорту, такая улавливает даже слабые сигналы дальних галактик. "Где же вы, друзья- инопланетяне? Где?" - кажется, так и вопрошает небо новый объект культуры.


Немного о мастере Слепил чудесную фигуру самородок от скульптуры Левон Хачатрян. Это не первый его опыт в искусстве. На въезде в Крымск высится восьмиметровая стела к 140-летию города – гордость автора. Следы его врожденного таланта можно обнаружить также в Швеции и Англии. Там установлены армянские символические кресты с орнаментом – хачкары. Так вот откуда взялись жизнеутверждающие очертания памятника связистам Кубани! Скульптор просто сохранил верность себе. Завидное для художника качество.


«Пчелинские» творения Краснодарский скульптор Валерий Пчелин прославился благодаря памятнику собакам. Пчелинских собак, благодаря затертым до блеска носам и лапкам, видно издалека. Скорый на выдумку народ сразу же сочинил, что хвостатая пара приносит удачу и богатство, стоит только их потереть и бросить монетку на пьедестал. Насколько опыты удачны, неизвестно. Но то, что эти собачки за ногу не цапнут, это точно))).




Краснодар – крупный город, административный и культурный центр Краснодарского края. История и знаменательные события города отражены в памятниках. Символом Краснодара считается памятник Екатерине Второй. В честь покровительницы города, великомученицы Екатерины, стоит монумент на центральной улице. К историческим скульптурам принято относить памятник Суворову, кубанскому казачеству, Лавру Корнилову. В городе появляются новые и оригинальные композиции. Среди них «Собачкина столица», “Гость”, памятник кошельку.

Памятник Екатерине Второй

Относится к категории восстановленных монументов. Первоначальный памятник был открыт в 1907 году, но спустя тринадцать лет его разрушили большевики. Автор – Михаил Микешин. В 2006 году в Краснодаре появился новый памятник императрице, восстановленный со стопроцентной точностью (автор – Александр Аполлонов). Бронзовая Екатерина высотой 13,8 метров стоит на постаменте. В руках у нее скипетр и держава. В центре постамента – Жалованная грамота с текстом от 30 июня 1872 года. У ног императрицы стоит три первых атамана города и князь Потемкин-Таврический.

Памятник святой великомученице Екатерине

Монумент посвящен покровительнице города, Святой Екатерине. Был установлен в 2009 году. Восьмиметровая статуя Святой стоит на ротонде в виде колокола. Ротонда украшена фигурами ангелочков, в нее может войти любой желающий и почувствовать себя под покровительством. Памятник стоит на главной аллее города, освящен Митрополитом Исидором. Рядом с монументом разбиты фонтаны. Комплекс оборудован ночной подсветкой.

Памятник А. В. Суворову

Монумент, посвященный великому полководцу, был открыт в 2004 году. Событие приурочили к 275-летию Александра Васильевича. В конкурсе победил проект Алана Корнаева. Суворов сделал многое для присоединения Кубани к России и наведения порядка в этом регионе. В благодарность краснодарцы решили возвести ему памятник. Монумент представляет собой бронзового Суворова, стоящего на высоком постаменте.

Памятник кубанскому казачеству

Монумент был торжественно открыт в 2005 году, он расположен около здания Администрации Краснодарского края. Автор композиции – скульптор А. Аполлонов. Казак-первопроходец сидит верхом на боевом коне. Он одет в духе казаков-запорожцев 18 века. Скульптура находится на постаменте. Высота самой статуи – чуть более четырех метров. Высота памятника вместе с постаментом – 7,2 метра.

Монумент Аврора

Памятник Авроре был открыт в 1967 году. Авторы монумента – скульптор И. Шмагун и архитектор Е. Лашук. Скульптура сделана из кованого алюминия, ее высота – 14 метров, вместе с постаментом высота составляет чуть менее 17 метров. Советская Аврора – это комсомолка, она держит в руках высоко поднятую звезду. Считается символом веры в счастливое будущее страны.

Памятник И. Е. Репину

Бюст великому живописцу – Илье Репину был открыт в 1993 году. Автором проекта стала скульптор Ольга Яковлева. Илья Ефимович сыграл большую роль в жизни города, здесь он создавал эскизы и зарисовки к картине «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану». Бюст выполнен по пояс и стоит на постаменте. В руках художник держит краски, а за его плечом – рама для картины.

Памятник А. С. Пушкину

Памятник русскому поэту был открыт в 1999 году, в честь 200-летия Александра Сергеевича. Авторы проекта – скульптор В. А. Жданов и архитектор В. И. Карпычев. Фигура Пушкина отлита из бронзы. Александр Сергеевич, одетый во фрак стоит на высоком постаменте. Руки Пушкина сомкнуты на груди, мечтательный взгляд устремлен вдаль. Памятник расположен на Пушкинской площади – излюбленном месте молодежи.

Памятник Г. Ф. Пономаренко

В сентябре 2002 года состоялось торжественное открытие памятника, посвященного композитору Григорию Федоровичу Пономаренко. Авторами композиции стали – скульптор О. Яковлева и архитектор Ю. Субботин. Композитор писал народную музыку, песни на которую пели Людмила Зыкина, Вероника Журавлева. Он 24 года жизни отдал Краснодару. Памятник представляет собой Григория Федоровича, который сидит на камне. Одной рукой композитор опирается на свой любимый инструмент.

Памятник Г. М. Седину

Бюст Глебу Митрофановичу Седину был установлен в 1981 году, на высоком постаменте. Скульптура создана Н. А. Бугаевым. Сегодня памятник располагается рядом со станкостроительным заводом имени Седина, на котором он некогда работал. Глеб Митрофанович был ярым большевиком и боролся за права рабочих завода и всего города. Был убит руководством белогвардейцев в 1918 году, во времена установления Советской власти.

Памятник Кларе Лучко

Скульптура была открыта в 2008 году. Авторы – скульпторы из Москвы Д. Успенская и В. Шанов. Клара Лучко – актриса, сыгравшая казачку в фильме «Кубанские казаки». Лучко любила Краснодар, называя его своей второй родиной. Высота памятника – 3,5 метров, он стоит на постаменте. Монумент стал негласным символом женской красоты и счастья. После ЗАГСа молодожены зачастую подъезжают к памятнику, возлагая к нему цветы.

Памятник А. Покрышкину

В 2013 году на территории авиационного училища был открыт памятник Александру Покрышкину. Военный летчик-испытатель совершил более 650 боевых вылетов, выработал новые тактические приемы (кубанская этажерка и скоростные качели). Он уничтожил 59 вражеских военных самолетов. Фигура великого летчика выполнена в полный рост, стоит на высоком постаменте. Александр Покрышкин в военной летной форме гордо смотрит вперед, руки упираются в бока.

Памятник Е. Д. Бершанской

Монумент был торжественно открыт в 1988 году. Расположен рядом с краснодарским аэропортом. Он посвящен советским летчицам, воевавшим в годы Великой Отечественной войны. Евдокия Давыдовна Бершанская была командиром Таманского авиаполка. Фашисты прозвали полк Бершанской – ночными ведьмами. Бронзовая фигура летчицы стоит на невысоком постаменте.

Памятник генералу Лавру Корнилову

Памятник генералу Корнилову был открыт 13 апреля 2013 года, в годовщину гибели военачальника. Корнилов умер на Кубани в 1918 году. Авторы памятника – А. Корнаев и В. Пчелин. Монумент стоит рядом с небольшим домиком, в котором генерал доживал последние дни. Трехметровая фигура выполнена из бронзы. Генерал одет в офицерскую форму белой армии, на его плечи накинута шинель.

Монумент посвящен воинам, которые освобождали Краснодар и Кубань от фашистских захватчиков. Его открыли в 1965 году. Авторы – скульптор И. П. Шмагун и архитектор Е. Г. Лашук. На высоком постаменте стоит фигура солдата, освободителя города. Статуя выполнена из бетона, ее поверхность отчеканена. В руках воин держит оружие. По бокам памятника – две стелы, на одной изображен бой за город, на другой – встреча жителей с вернувшимися солдатами.

Памятник «Сынам Кубани, павшим в Афганистане»

Памятник был открыт в 1998 году. Авторы – скульптор А. Аполлонов и архитектор С. Галкин. Он посвящен молодым людям Кубани, погибшим в войне в Афганистане. За 10 лет Кубань отдала 263 человеческих жизни. На высокой стеле висит фигура погибшего солдата, а над ним фигура ангела. Основа монумента – символ черного тюльпана (так прозвали самолет, на котором везли домой тела погибших солдат).

Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Скульптурная композиция воплощает одноименную картину Ильи Репина. Художник делал наброски, будучи на Кубани. Автор проекта – Валерий Пчелин. Памятник отлит из бронзы, в виде натуральной картины и обрамлен рамкой. На центральной части верхней перекладины расположен свиток с письмом от автора, на нем высечены основные даты данного исторического события.

Памятник Остапу Бендеру

Главный герой романа «12 стульев» любим в России и увековечен во многих городах. Краснодар не стал исключением. Фигура Остапа выполнена в натуральную величину, стоит на террасе кафе «Золотой теленок». У бронзового Бендера нос ярко желтого цвета. По примете, если потереть кончик носа, то человек разбогатеет. За плечом Остапа висит табличка: «Потри ему нос – будет бабос».

Памятник Собачкина столица

В 2006 году в городе была открыта небольшая и необычная скульптурная композиция. Автор – Валерий Пчелин. Маяковский прозвал Краснодар «Собачкиной столицей». Автор воплотил в скульптуру строки поэта. На главной улице города на задних лапах стоит парочка собак, одетых по последнему писку моды прошлого века. Пес несет в руках цилиндр, а его «подруга» – зонт. Народная примета гласит, что если потереть нос, то посетит удача в любви. А если лапку, то любое путешествие будет успешным.

Скульптура Пират

Это забавная композиция, выполненная в городском стиле. Располагается в городском парке. Пират изображен не в привычной, а в комедийной форме. У него большой нос картошкой, обвисшие усы и неаккуратная борода. Вместо ноги – деревяшка, также нет второй руки, вместо нее тоже крюк, на котором висит лампа. Рядом с пиратом стоит обветшалый сундук.

Памятник Гость

Городская скульптура, посвященная гостям города, была открыта в 2012 году. Авторы – скульптор Владимир Золотухин и его супруга Серафима. Композиция стоит рядом с автовокзалом. Молодой человек двадцати пяти лет сидит на чемодане и осматривает окрестности. В руках держит кубанское яблоко. Согласно примете, чтобы привлечь удачу на долгое время, желающим нужно потереть носок левого ботинка.

Памятник кошельку

Скульптура представляет собой точную копию «Кошелька» из Мельбурна. Был открыт в 2008 году. Иностранный аналог старше на 14 лет. Большой и набитый кошелек установили в одном из деловых центров города. Он выполнен из гранитной крошки, а застежка – из нержавеющей стали. Длина – два метра, ширина – один метр. Среди горожан распространена примета, если потереть о памятник свой бумажник, то он будет постоянно набит деньгами.

Архитектура каждого города есть отражение его истории — с этим утверждением, думаю, спорить никто не cтанет. Вот и архитектура столицы Кубани, Екатеринодара — Краснодара, прошедшего в своем развитии несколько качественно различных этапов, отразила черты исторического характера города.

Вплоть до окончания Кавказской войны в Кубанской области не было интересных в архитектурном отношении построек, что было связано с условиями военного времени и сословной замкнутостью региона,

Характерный пример в этом отношении представлял Екатеринодар, выглядевший в начале 50-х годов XIX в., как большая станица.Екатеринодар был основан на границе Российской империи в стратегически выгодном месте как военно-административный центр земли войска черноморских казаков. Первоначальная застройка города — очень редкая — типовые казённые, жилые постройки, оборонительные сооружения. Разумеется, никакой стилевой художественной идеи такая застройка не имела. Даже первое культовое сооружение Екатеринодара, походная Троицкая церковь, представляло собой обычный шатер из парусины, обложенный кaмышом.

Монументальная архитектура города началась с войскового собора во имя Воскресения Господня, построенного в крепости в 1802 г.

Для Екатеринодара изменения стали возможны после выхода в свет высочайшего указа от 1867 г., давшего городу «общее во всей империи городское устройство». С 1867 г. приоритетами в строитель стве становятся гражданские объекты (в основном, частные особняки), здания административного характера, торгово-промышленных предприятия и здания общественно-культурного предназначения. На смену глине как строительному материалу приходит кирпич, выделкой которого уже в середине 70-х годов занималось в Екатеринодаре 19 кирпичных заводов. Особое место приобрело культовое строительство: к 80-м годам XIX века в Екатеринодаре уже было сооружено девять православных храмов. В 1910 г. велось строительство таких соборов, как Семипрестольный храм во имя Св. Екатерины и храм во имя Св. Троицы.

Заметный след в архитектуре Екатеринодара конца XIX-начала XX вв. оставил И. К. Мальгерб (1862-1938 гг.), с 1896 г. занимавший должность городского архитектора. По его проектам были возведены городской общественный банк, Троицкая церков, Екатерининский собор, трехэтажный дом Армянского благотворительного общества и др.

С 1905 г. должность екатеринодарского городского архитектора с успехом занимал А. П. Косякин (1875-1919 гг.), выходец из семьи кубанского казачьего офицера. Он стал автором проектов многих екатеринодарских зданий: Кубанского Мариинского института, почтамта, Кубанской сельскохозяйственной опытной станции. По его проектам были построены церкви в станицах Пашковской, Казанской и Славянской.

Известным архитектором в начале XX в. являлся А. А. Козлов (род. в 1880 г.), руководивший по договору с войсковой администрацией постройкой Зимнего театра в Екатеринодаре. Он также проектировал здание гостиницы «Метрополь», реконструировал гостиницу «Центральную», проектировал и руководил постройкой в 1916 г. водолечебницы имени С. Л. Бабыч и большого количества жилых и торговых зданий.

Одним из самых активных кубанских зодчих являлся В. А. Филиппов (1843-1907 гг.), занимавший с 1868 г. сначала должность помощника, а с 1870 г. — войскового архитектора. Ему принадлежат проекты таких зданий, как Кубанская войсковая гимназия, летний театр, Николаевская церковь, Царские ворота (Триумфальная арка 1888 г.), женская гимназия, часовня над могилой черноморского атамана Я. Ф. Бурсака, епархиальное женское училище и др.

На территории Кубани также сооружались памятники, посвященные важным историческим событиям. Так, недалеко от станицы Неберджаевской, у хутора Липки был воздвигнут памятник периода Кавказской войны «в воспоминание навеки славного подвига неустрашимости, самоотвержения и точной исполнительности воинского долга, оказанного командою из 35 человек 6-го пешего Кубанского батальона, бывшего в гарнизоне поста Липского при отражении трехтысячного скопища горцев 4 сентября 1862 г.»

К 200-летию Кубанского казачьего войска в станице Бесскорбной на средства жителей был сооружен памятник, посвященный этой дате.

В 1907 г. в Екатеринодаре на Крепостной площади (ныне сквер между улицами Красной, Красноармейской, Постовой и Пушкина) по проекту русского архитектора и скульптора М. О. Микешина было завершено строительство памятника Екатерине II.К сожалению, это великолепное творение российских зодчих «боевым приказом» Кубано-Черноморского ревкома от 19 сентября 1920 г. сначала было разобрано, а затем, через одиннадцать лет, сдано на переплавку. В недалёком прошлом памятник был востановлен.

Через четыре года в станице Тамань был открыт памятник первым черноморским казакам, высадившимся в этом месте 25 августа 1792 г.