Нод рисование зима старшая группа. Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Зима-волшебница

Мастер-класс по рисованию для детей 5-7 лет с пошаговым фото «Снегопад»

Название: «Снегопад» Рисование с детьми 5-7 лет.

Автор : Гордеева Анна Геннадьевна, воспитатель по ИЗОдеятельности МБДОУ "ЦРР-детский сад №172", г.Иваново
Описание : мастер-класс с пошаговым фото "Снегопад" будет полезен воспитателям ДОУ, учителям начальных классов, а также родителям. Работу можно выполнить с дошкольниками 5-7 лет, учениками начальной школы.
Цель : рисование живописного пейзажа «Снегопад»
Задачи :
Образовательные
Учить рисовать зимний пейзаж;закреплять умения рисовать деревья; закреплять умения смешивать цвета в палитре;совершенствовать умения пользоваться нетрадиционными инструментами для рисования (ватные палочки)
Развивающие
Развивать эстетический вкус, чувство цвета, композиционные умения, мелкую моторику, координацию движений.
Воспитательные
Воспитывать интерес к изменениям в природе, аккуратность, внимательность, усидчивость.
Материалы и оборудование:
Лист А4
Гуашь
Палитра
Кисти №6, №3
Простой карандаш
Ватная палочка
Салфетки


Ход работы
Декабрь…Начало зимы…Так хочется, проснувшись поутру, увидеть за окном белое покрывало снега. Пусть ещё тёмен небосвод и в воздухе сырость, но всё же есть надежда на чудо - первое чудо зимы - снегопад!
Его ждут всегда во все времена. О нем слагают стихи и песни, пишут картины.

А.Пластов "Первый снег"

Шёл по миру снегопад.
Шёл куда глаза глядят –
То в деревню завернет,
То по городу пройдет.
А потом, потом в лесок,
На прибрежный пляж, песок,
На пригорки, на холмы,
На деревья и кусты…
По дорогам, по тропинкам,
Всем он нес свои снежинки.
Нес и нес легко, светло.
Стало всё белым – бело.
Всё сияло нежным светом,
И сменилась ночь рассветом.
Снегопад шагал, шагал
И немножечко устал!
Он устал и перестал.
Он снежинки все раздал!
Пусть немного отдохнёт,
Он потом опять придет!
О. Шалимова

Итак, приступаем к рисованию.
1. Проводим линию горизонта простым карандашом.


2. Выкладываем в палитру белую и черную краску. Смешивая их, получаем серый цвет. Помним, что сначала берём белый цвет, а к нему подмешиваем немного чёрного.




3. Берём толстую кисть и закрашиваем небо серой краской до линии горизонта. Нижнюю часть листа оставляем не закрашенной. Это - земля, покрытая снегом.


4. Теперь высветляем небо у линии горизонта для изображения пространства. Для этого добавляем немного белой краски в серый цвет, чтобы получился светло-серый оттенок.


5. У линии горизонта рисуем полосу светло-серым цветом.


6.Берём тонкую кисть и черной краской рисуем деревья и кустарники. Помним, что, изображая деревья, можно показать не только породу дерева, но и его возраст, характер.


7.Стараемся рисовать одни деревья далеко, а другие близко.


8. По желанию тонкой кистью рисуем летящих птиц, птиц (кошку, собаку) на земле.


9. Пока подсыхают деревья, аккуратно, лёгким касанием
ватной палочкой рисуем снегопад, а затем рисуем тонкой кистью снег на деревьях и кустарниках.


10. Ватной палочкой светло-серым цветом (он остался в палитре) изображаем дорожку следов на снегу или следы птицы (животного).


11. Наш пейзаж готов.

Конспект НОД помогает уточнить знания детей о зимних явлениях в природе, совершенствовать умения детей создавать картинки зимней природы на основе знаний, полученных при восприятии окружающей действительности, чтении литературных произведений и рассматривании репродукций картин известных художников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида» № 39

Г. Арзамас Нижегородской области

Конспект НОД в старшей группе

Пришла зима

подготовила

Воспитатель группы компенсирующей направленности

Кривоногова Татьяна Ивановна

г. Арзамас

2013

Цель:

Уточнение знаний детей о зимних явлениях в природе, совершенствование умений детей создавать картинки зимней природы на основе знаний, полученных при восприятии окружающей действительности, чтении литературных произведений и рассматривании репродукций картин известных художников.

Задачи:

Обобщать знания детей о зимних природных явлениях, об их взаимосвязи с жизнью человека.

Формировать умение детей строить развёрнутые предложения на заданную тему.

Обогащать активный словарь детей.

Совершенствовать умения детей использовать полученные изобразительные и технические представления для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами изобразительного искусства.

Развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие, связную речь, творческое воображение.

Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая других.

П редварительная работа :

Экскурсия в зимний парк.

Беседы о зиме.

Чтение художественных произведений: «Зима» Д.Н. Мамин-Сибиряк , «Шёл первый снег» А.П.Чехов, «На катке» В.А.Осеева, «Здравствуй, зима!» М.В. Шолохов, «Снеговик» В.Мохов.

Рассматривание репродукций картин: «Зима в лесу» И. Шишкин, «Зимняя дорога» И. Левитан, «Розовая зима» Н. Крымов, «Зима пришла» Р. Дункан.

Пение песен о зиме, слушание музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

Рисование на занятиях по изобразительной деятельности и в самостоятельной художественной деятельности различных картинок о зиме.

Тонирование бумаги, изображение на ней дополнительных деталей рисунка, которые могут пригодиться.

Оборудование:

Репродукции картин с изображением зимней природы разных авторов («Зима в лесу» И. Шишкин, «Зимняя дорога» И. Левитан, «Розовая зима» Н. Крымов, «Зима пришла» Р. Дункан), аудиозапись пьесы «Декабрь» из цикла «Времена года» А. Вивальди и фонограмма песни «Новогодний хоровод» муз. Г. Струве, оборудование для рисования, тонированные альбомные листы и по две плоские счетные палочки на каждого ребенка, подборка стихов русских поэтов, загадок о зиме, зимних явлениях.

Ход занятия

Педагог: Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнюю листву и стояли голые, часто шли дожди. Какое это время года было?

Дети: Осень.

Педагог: А какай именно период осени?

Дети: Поздняя осень.

Педагог: А что сейчас изменилось в природе?

Дети: Выпал снег, стало холодно, люди надели зимнюю одежду, перелётные птицы улетели в тёплые края, животные сменили летние шубки на зимние, а медведи и ежи уснули до весны.

Педагог: Так какое время года пришло на смену осени?

Дети: Зима.

Педагог: Послушайте стихотворение о зиме.

Чтение стихотворения «Пришла весёлая зима» В. Коркина

(Педагог читает стихотворение с одновременным показом электронной презентации «Зима пришла».)

Кругом снежинок кутерьма.
Не спи, пораньше встань,
Коньки скорей достань.
Пришла веселая зима!

Примерзло солнышко ко льду,
Я на каток с утра иду.
И щиплет больно нос
Сердитый Дед Мороз. -

Примерзло солнышко ко льду.
Снежки стремительно летят -
Никто не трусит из ребят.
И вспыхнул жаркий бой,

Хоть мы друзья с тобой.
Снежки стремительно летят.
Пришла веселая зима -
Кругом снежинок кутерьма.

Не спи, пораньше встань.
Коньки скорей достань.
Коньки скорей достань.
Пришла веселая зима!

Педагог: Понравилось вам это стихотворение?

Дети: Очень.

Педагог: И если вы были внимательны, то сможете ответить на вопрос, какой же период зимы описан в стихотворении?

Дети: Начало зимы.

Педагог: Какие слова вам подсказали ответ?

Дети: Пришла весёлая зима.

Педагог: Почему зиму часто называют весёлой?

Дети: Потому что зимой можно играть в разные весёлые игры: в снежки, кататься на санках, кататься на коньках и на лыжах, лепить снеговиков и строить из снега крепости.

Педагог: Вы молодцы и поэтому я предлагаю поиграть в очень интересную игру, которая поможет мне проверить, хорошо ли вы знаете приметы зимы.

Дидактическая игра «Я знаю 5 зимних слов».

Педагог бросает мяч одному из детей и тот, отбивая мяч об пол, произносит пять слов на зимнюю тематику.

(Снежинка, снеговик, санки, лед, снегопад, рукавички, шуба, шапка, мороз, вьюга, Снегурочка, метель, пуржит, коньки, лыжи, вьюга, мороз, зима и др.).

Педагог: А теперь попробуйте разгадать загадки о зиме.

Отгадывание загадок.

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице... (Мороз )

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный... (Снег)

Под ногами у меня

Деревянные друзья.

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой… (Лыжи )

Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел... (Сосульки)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает... (Снеговик)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим... (Лёд)

Он и добрый, он и строгий,

Бородой до глаз зарос,

Красноносый, краснощекий,

Наш любимый... (Дед Мороз)

Педагог: Сейчас немного отдохнём. Вставайте быстрее в круг.

Физкультминутка «На дворе у нас мороз».

(Звучит фонограмма песни «Новогодний хоровод», муз. Г. Струве)

На дворе у нас мороз, Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз,
топают ногами, хлопают в ладоши.
Надо ножками потопать,
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,
Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке.
хватательные движения, «ловят снежинки».
Будем их ловить руками,
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,
Потягивания - руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Ходьба на месте с высоким подниманием
Поднимаем выше ноги.
колен.
Мы идем, идем, идем
Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом.
Дети садятся на свои места.

Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, так как же называется самый первый месяц зимы.

Дети: Декабрь.

Педагог: А какие зимние месяцы вы ещё знаете?

Дети: Январь и февраль.

Педагог: Я попробую вас запутать и предлагаю ещё одну игру «Скажи наоборот».

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Педагог предлагает детям назвать противоположные значения слов.

(Лето-зима, тепло-холодно, стоит-идёт, день-ночь, жара-мороз, дождь-снег, вода-лёд, летний день-зимняя ночь, и др.).

Педагог: Ребята, а вы согласны с высказыванием, что «Зима – чудесное время года!»?

Дети: Да.

Педагог: Объясните, почему и расскажите, за что вы любите зиму.

Составление рассказов на тему «Хорошо зимой» с помощью мнемотаблицы.

Наступила зима. Выпал белый, пушистый снег. Холодно на улице зимой. Надо одеться тепло, а потом идти гулять. Зимой можно кататься на санках, лыжах, играть в снежки. А ещё можно слепить весёлого снеговика. Хорошо зимой!

Вопросы:

Какое наступило время года?

Какой снег?

Какая погода на улице?

Как оделись дети?

Куда пошли дети?

Что делали дети на прогулке?

Педагог: Молодцы, очень интересные рассказы у вас получились. А сейчас взгляните, как увидели и изобразили зиму известные художники.

(Показ репродукций картин)

Рассматривание картины «Зима пришла» Р. Дункан.

(Педагог обращает внимание на одну из выставленных картин и просит детей внимательно её рассмотреть.)

Педагог: Ребята, посмотрите, пожалуйста, какая интересная картина. Обратите внимание, девочка вышла на улицу, она рада зиме, так как морозы еще не очень сильные, она может играть со снегом и лепить снеговиков.

Вопросы:

Что на картине изображено близко к нам, а что – на отдалении?

Какого цвета краски использовал художник?

Нравится ли вам эта картина?

Какие мысли и желания возникают у вас, когда вы глядите на эту картину?

Педагог: Хотите и мы с вами организуем выставку ваших работ?

Дети: Хотим.

Педагог: А для этого мы с вами должны стать настоящими художниками. Подходите к своим «мольбертам» и подумайте, какую картину на зимнюю тему вы хотели бы нарисовать. Но сначала подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Лыжники».

Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы поставить на счетные палочки.

Не отрывая средний и указательный пальцы от «лыж»- счетных палочек, ребенок «едет» скользящими движениями по столу и проговаривает слова стихотворения.

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

Педагог: Я предлагаю украсить ваши картины снеговиками. И каждый из вас нарисует только такого снеговика, чтобы он отличался от других. Конечно, ваши снеговики будут немного похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из снежных шаров. Сколько нужно снежных шаров для снеговика? Какого размера эти шары и как они расположены? Что может служить снеговику головным убором? Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику? А что дать ему в руки? Какое выражение лица может быть у снеговика?

Продуктивная деятельность детей «Забавные снеговики».

Звучит фонограмма пьесы «Декабрь» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

(Дети рисуют снеговиков)

Педагог: Не только художники с помощью красок и карандашей могут изображать зиму. Музыканты изображают зиму с помощью звуков. Вы работаете под музыку Антонио Вивальди. Пьеса называется «Декабрь» из цикла «Времена года».

Итог занятия: выставка детских работ.

Педагог: И так, ребята, у нас получилась замечательная выставка. Действительно каждый снеговик отличается от остальных, но все они очень красивые и весёлые. С такими снеговиками и наступившая зима будет весёлой, интересной и забавной.

Используемая литература:

  1. Галкина Г.Г, Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/Г.Г.Галкина, Т.И. Дубинина. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.-40с.
  2. Дубровская Н.В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.-150с.
  3. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2002. -114с.
  4. Коллективное творчество дошкольников: Конспекты занятий/ Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
  5. Копцева Т.А. Природа и художник. Программа по изобразительному искусству.- Москва: Творческий Центр «Сфера», 2001г.-130с.
  6. Развитие речи. Старшая группа. Занимательные материалы. Сост. О.И. Бочкарева и т.д.- Волгоград: «Корифей», 2009.- 26с.
  7. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г.Казаковой–М.: ТЦ Сфера, 2005.-128с.
  8. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году!?.- Москва: «Гном и Д», 2000г.-56с.

Тема: «Зимушка – зима»
(насыпка – манная крупа +блеск декоративный)

Цель:
 Продолжать формировать представление детей о пейзаже
 Учить детей выполнять работу на одну и ту же тему в различных вариантах – используя разные технические приёмы
 Знакомить с техникой «насыпка», используя клей и манную крупу.
 Продолжать учить передавать в рисунке перспективу – линия горизонта, высокие, большие деревья на переднем плане, маленькие на заднем
 Воспитывать чувство прекрасного, умение видеть, замечать необычное в обычном

Оборудование:
 Альбомные листы, предварительно тонированные в тёмные цвета
 клей обойный + ПВА, разведённый до консистенции сметаны
 кисти клеевые
 манка сухая + цветной блеск декоративный
 работы детей с предыдущих занятий, выполненные в различных техниках изображения.
 три мольберта с работами детей, выполненные в разных техниках

белая гуашь, «тычок»

пластилин

Ход занятия:
Дети на ковре, в кругу. Звучит аудиозапись динамической паузы «Мороз», дети выполняют движения, сопровождая их текстом.
Затем воспитатель загадывает загадки:

Ни ведерка, ни кисти, ни рук,
а побелит все крыши вокруг

Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?

Правильно, ребята, это зима!!! Мы с вами уже несколько раз рисовали зимние пейзажи в разных техниках. А кто мне скажет – что такое «пейзаж»? Расскажите, как мы его рисовали вот на этих рисунках, а на этих? В группе три мольберта – на одном рисунки детей с зимним пейзажем, выполненные пластилином, на другом в технике «граттаж», на третьем – белой гуашью на тёмном фоне, с применением паралонового тампона «тычок». Зимой бывает очень красиво!!! Особенно, когда все деревья покрыты изморозью, инеем. Многие поэты воспели красоту зимы в своих стихах. Вот, послушайте стихотворение С. Есенина, которое приготовила нам Даша:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Сегодня мы ещё раз с вами нарисуем зимний пейзаж. А как мы его будем рисовать, и чем, я сейчас расскажу. Садитесь на свои места.
Ребята, а вы любите манную кашу? А я предлагаю вам сегодня нарисовать зимний пейзаж именно.... манной кашей!!! Не самой кашей, конечно, а манной крупой! Ведь манка удивительным образом похожа на крупинки снега! Ведь недаром в народе говорят – «манна небесная сыпется», а на снег говорят - «крупа» Я добавила в манную крупу чуть – чуть разноцветного блеска – ведь снег так красиво искрится, что бы работы у нас получились просто волшебные!
Сам пейзаж мы будем рисовать клеем - обмакнём кисточку в клей, и, как краской, нарисуем всю картинку – /воспитатель рисует на мольберте, сопровождая свой рисунок объяснением/ линию горизонта, стволы деревьев – сверху вниз, на переднем плане деревья большие, высокие, вдалеке маленькие, кроны деревьев, можно добавить ёлочки, сугробы, дорожки, падающий снег. Рисовать нужно быстро – что бы клей не успел высохнуть, потому что теперь, когда всё нарисовано, мы возьмём манную крупу в щепотку, и, как настоящие зимние помощники, насыпаем её на клей – крупинки манки с блёстками останутся на листе именно там, где был клей. лишнюю крупу осторожно стряхнём на газету. Наш зимний пейзаж готов!
А теперь приступаем к работе. Возьмите кисти, и начинайте рисовать. Не забывайте, что рисовать нужно быстро, что бы клей не успел высохнуть. Вспоминайте – как вы рисовали на предыдущих занятиях деревья, ветки, кроны деревьев. Ваш рисунок готов? Берите манку и сыпьте «снег» Готовые работы мы поместим на доске. Посмотрите – как сказочно получилось! Снег на наших зимних пейзажах искрится и переливается – как настоящий!!! Я думаю – что самое время сюда позвать Зимушку – Зиму – пусть и она полюбуется нашими пейзажами. Давайте громко позовём – Зимушка – Зима!!! Приходи!!!
В группу входит «Зима»
- Здравствуйте, ребята! Вы меня звали?
В-ль: Да, Зимушка – зима, звали! Наши ребята научились рисовать замечательные зимние пейзажи, и мы хотим их тебе показать – посмотри!
З. – Как красиво!!! Ребята, какие вы молодцы! /рассматривает детские работы/ Мне очень нравится! А это вы как рисовали? А это чем? А мои художники – морозы только на стекле умеют рисовать... А вы, такие молодцы! Мне очень понравились и работы пластилином, и в технике граттаж, и белой гуашью, а работы, выполненные манкой – такие красивые, настоящие! и «снег» на них никогда не растает!!! Думаю мне нужно вас угостить!!! Вот тут у меня есть волшебный снежок, а в нём для вас леденцы!!! Угощайтесь! До новых встреч! Зимушка уходит.
На этом наше занятие заканчивается.

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

в старшей группе на тему: «Зима».

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Технологии: информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология.

Цель: формировать интерес детей к эстетической стороне окружающей действительности.

Задачи:

Закреплять умение детей отражать в рисунке признаки зимы, рисовать зимний пейзаж, передавая в рисунке разнообразие деревьев, их характерные признаки.

Упражнять в рисовании восковыми мелками и гуашью, сочетая между собой эти материалы. Закреплять приёмы рисования восковыми мелками основного рисунка - деревьев и кустов; умение дополнять рисунок изображением снега кистью и белой гуашью.

Развивать у детей познавательный интерес к сезонным изменениям в природе, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа, образные представления, воображение, творческую самостоятельность при выборе композиции рисунка. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать активность, самостоятельность.

Средства: голубые и серые тонированные листы бумаги формата А4, восковые мелки, белая гуашь, беличьи кисти № 5, баночки с водой, салфетки, CD-проигрыватель, запись инструментальной музыки, ПК, мультимедийный проектор, презентация «Зима», отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин», образцы рисунков с разными композициями, магнитная доска, мольберты.

Форма организации : групповая.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках за деревьями, явлениями природы; беседы на тему «Времена года»; рассматривание картин-репродукций и беседы по ним; заучивание стихотворений.

Литература:

Основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада».

Ход ООД

Воспитатель (показывает презентацию): - Отшумела ярко-жёлтой листвой золотая осень. Бирюзовое небо затянули серые облака. Холодно, дождливо. Ветер гонит бесконечные гряды туч. Прошёл ноябрь. Серые дни стали короткими, леса стоят полупустые, грустя по птичьим голосам. Но…

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась, клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы. (А. С. Пушкин).

Пришла зима. Растянула по небу серые тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. Побелели поля и пригорки, тонким льдом покрылась река. Погостила Зима в городе, побывала в деревне. Заглянула Зима и в лес. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри чинно, спокойно. А внизу под ними, словно детишки, маленькие деревца и кустики разные. Их Зима тоже в белые шубки одела. И на рябинку белое покрывало натянула. На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги. Вдруг подул ветерок… и в воздухе закружились, заплясали снежинки. Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь!..

Вот какие прелестные картины нарисовала нам Зимушка-зима: то морозные и радостные, то метельные и печальные. Поэты, художники и композиторы по-своему чувствуют зиму, её настроение и рассказывают нам о зиме: поэты - в словах, композиторы в звуках, художники - в красках. Давайте-ка и мы с вами станем ненадолго художниками и нарисуем зиму такой, как вы её себе представляете: в лесу, в парке, в поле.

Но прежде чем начать рисовать, настоящие художники сначала придумывают композицию будущей картины. Предметы могут располагаться близко или далеко, они могут быть большими или маленькими (воспитатель показывает образцы рисунков с разными композициями) . Обратите внимание на то, как выполнены рисунки: деревья, кусты изображены восковыми мелками, а снег - белой гуашью и кистью. А теперь вы закройте на минутку глаза и попробуйте увидеть картинку зимы (дети закрывают глаза) : какие деревья стоят перед вами, сколь их, что находится рядом… Представили? Открывайте глаза. Прошу вас пройти к столам и начать выполнять рисунок. (Дети проходят и садятся за столы).

А поможет вам сегодня в рисовании красивая музыка (воспитатель включает инструментальную музыку).

(Дети восковыми мелками рисуют разные деревья и кусты, самостоятельно составляя композицию рисунка. По завершении кистями белой гуашью дети рисуют снег на ветвях деревьев и на земле, дополняют изображение подходящими деталями).

(По окончании рисования все рисунки выносятся на мольберты).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какими разными получились пейзажи, почему, как вы думаете?

Дети: - Рисунки получились разными, потому что у всех своё воображение.

Воспитатель: - Правильно, ведь каждый из нас по-своему представляет и видит окружающий мир. А как красиво в зимнем лесу, правда! Какие нарядные деревья и ели стоят в нём. Скажите, а всем ли удалось передать красоту зимнего леса? Что получилось в рисунках лучше? (Ответы детей). А теперь поделитесь со всеми своими впечатлениями и настроением. Что особенно понравилось? Что больше всего запомнилось? (Рефлексия).

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество»,«Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура».

Задачи:

  1. Познакомить детей с техникой рисования солью, развивать умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы средствами рисунка (цвет, форма).
  2. Вызвать положительный эмоциональный отклик на явления природы и желание передать свое отношение средствами изобразительного искусства.
  3. Развивать наблюдательность, воображение, способность видеть красоту и разнообразие зимней природы.
  4. Активизировать словарь детей, развивать умение вступать в диалог со взрослым и сверстниками, формировать эстетические суждения.
  5. Воспитывать бережное отношение к каждой детской работе.

Материал:

  1. Поваренная соль, картон синего или черного цвета, клей, гуашь белого цвета.
  2. Аудиозапись (у автора): «Декабрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, «Зима» (Концерт №4 «Времена года») А. Вивальди.
  3. Кокошник для Зимушки-зимы.
  4. Чудесный мешочек, «снежок».
  5. Мультимедиа, презентации (у автора): «Зимушка-зима» (картины зимней природы, обитатели зимнего леса – птицы, звери ); «Елочка», «Снеговик» (физминутки).

Ход занятия

Коммуникативная игра «Давайте познакомимся».

ВОСПИТАТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся. Я вам даю мяч (может быть другая игрушка) , а вы будете передавать его друг другу и называть свои имена. Договорились? Меня зовут Елена Алексеевна, а тебя как?.. Вот мы и познакомились.

(Звучит музыка – шум вьюги)

Общение.

– Ой, ребята, что-то холодом повеяло… Да это же промчалась Зимушка-зима! Хотите отправиться вслед за ней и увидеть ее владения? (ответы детей)

Игра-превращение.

– Тогда, раздаю всем шапки-невидимки… Закрываем глаза и произносим волшебные слова:

Тара-бары, растабары,
Шуры-муры, шары-вары…

(Дети изображают, как они надевают шапки-невидимки, закрывают глаза, произносят волшебные слова и «оказываются» во владениях Зимушки-зимы. В это время звучит музыка «Декабрь» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, и на экране появляется картина зимнего пейзажа).

Рассказ.

ЗИМУШКА-ЗИМА (воспитатель надевает кокошник): Здравствуйте ребята, я Зимушка-зима. Рада пригласить вас в мой сказочный, волшебный лес. Посмотрите, распустила я свою белую мантию по полям, по лесам (обращаю внимание на зимний пейзаж ). Мчусь стрелою, танцую с метелью, кружусь снежком. Дохнула я на реки и застудила водицу, зеркальными льдинками покрыла, как в волшебной сказке. Вот такая я – Волшебница-зима. Хотите увидеть мои зимние чудеса? Тогда присаживайтесь и внимательно смотрите. А потом расскажете мне, какие зимние чудеса вы заметили. И я узнаю, кто самый наблюдательный.

Просмотр детьми презентации (картины зимней природы, в том числе, с обитателями зимнего леса – птицами, зверями).

Общение (используется прием «волшебный снежок»).

– Расскажите, какие чудеса вы заметили в моем зимнем лесу? (Каких зверей, птиц вы заметили? Какие деревья? А увидели ли вы то, что вас удивило? А что вас порадовало? Какого цвета мой зимний лес? И т.д.)

А может быть вы догадаетесь и назовете зимние слова, которые описывают меня, Зимушку-зиму? (Давайте я вам подскажу первое слово, которое я очень люблю: «снежная»…) Порадовали Зимушку-зиму, много обо мне знаете.

– Немножко замерзли? Тогда давайте поиграем. Будьте внимательны и повторяйте движения за моей подружкой-елочкой.

Игра-имитация с ёлочкой (используется мультимедиа).

(Показываю мешочек, в котором лежит соль).

Обследование.

Посмотрите, пожалуйста, какой у меня чудесный мешочек. Как вы думаете, что у меня там? Потрогайте на ощупь (ответы детей). А теперь понюхайте… А вы опустите руки в мешочек и пощупайте… Что же это? Догадались? Да, это соль.

Общение.

– Хотите, я научу вас создавать необыкновенные зимние картины солью? А почему солью, как вы думаете? На что она похожа? (на снег) А почему? (белая, сверкает, скрипит как снег)Правильно, соль белая и ее кристаллы блестят как снежок.

– Проходите в мою волшебную мастерскую.

Знакомство детей с техникой «солевого» рисования: комментированное рисование, общение.

– Посмотрите, у меня есть волшебный клей, которым я буду рисовать. Клей белый, как снег. Сначала нарисую дерево, потом летящие снежинки, теперь большие сугробы… Что же еще мне нарисовать?.. Кто же спрячется за этим сугробом?.. (рисую на основе предложений детей)

– Вдруг закружилась метель… Посыплю все волшебным снегом (солью): и дерево, и сугробы… Дам немножко подсохнуть и лишнюю соль ссыплю с рисунка. Посмотрите, какой зимний пейзаж получился! Вам нравится?

Рисование/общение.

– А сейчас я предлагаю вам приступить к созданию своих зимних картин. (помощь при затруднении; развитие замысла с помощью приема «комментированное рисование»: «Я вижу у тебя Снеговика. А у него есть друг?; Какие у тебя большие сугробы! А кто за ними спрятался?; Какие красивые снежинки! Сейчас начнется метель?» И т.д).

– Настоящие волшебники! Какие чудесные снежные картины у вас получились! А самое главное, что этот снег не растает, и будет долго радовать вас и напоминать обо мне – Волшебнице-Зиме.

– Немножко замерзли? Давайте поиграем. Будьте внимательны и повторяйте движения за моим другом-снеговиком.

Игра-имитация со снеговиком (используется мультимедиа).

– Вам понравилось у меня в зимнем лесу? Но пришло время прощаться. А я еще долго буду радовать вас снегом, зимними играми, катанием с горок…

А как вы вернетесь в детский сад? Я же забыла, у вас есть шапки-невидимки!

Игра-превращение.

– Давайте я вам помогу – станем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и произнесем волшебные слова:

Тара-бары, растабары,
Шуры-муры, шары-вары.

(Звучит музыка Антонио Вивальди «Зима»)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ой, ребята, вы уже вернулись? Вам понравилось в гостях у зимушки-зимы? А что вы там делали? (подходим к столам с рисунками) Какие вы необыкновенные картины нарисовали. Давайте полюбуемся…Все искрится, переливается! Это настоящий снег? (дети рассказывают, как они создавали рисунки) Кто авторы этих необыкновенных картин? Какие зимние чудеса вы нарисовали? А какое название можно дать вашим картинам? Настоящие волшебники!!! Оказывается, рисовать можно не только карандашами и красками!

Вам, ребята, спасибо за работу, а гостям – за внимание.