Сочинения про осень. Сочинение на тему: “Какой я вижу осень” Сезонные изменения в жизни растений осенью

Пуртова Вера Мелентьевна

Название проекта

"Что такое осень?"

Предмет, класс

русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство. 3 класс

Аннотация проекта

Проект "Что такое осень?" творческий, межпредметный. По количеству участников - групповой. Продолжительность выполнения 1 месяц. Формы работы - урочная и внеурочная.. Этот проект приобщает учеников к полезной деятельности, развивает творческие способности, развивает интерес к окружающей природе.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Что такое осень?

Проблемные вопросы

  1. Почему многим людям нравится осень?
  2. Что говорит народная мудрость об осени?
  3. Какой я вижу осень вокруг себя?

Цели проекта

  • Вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс творческого характера.
  • Развивать умения проектировать свою деятельность.
  • Развивать интерес к книге – источнику знаний, умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять свой кругозор.
  • Развивать умения выбирать необходимый материал из собранного.
  • Воспитывать взаимопомощь, взаимопонимание.
  • Развивать речевые умения.
  • Привлечь к участию родителей.

Этапы проекта

  • ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Постановка цели. Деление детей на группы. Распределение заданий.

  • ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП:

Сбор и систематизация материала, учитель-консультант, выполнение заданий.

  • ОФОРМИТЕЛЬСКИЙ ЭТАП:

Дети оформляют свои работы, дорабатывают задания, готовятся к защите.

  • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Защита проекта, подведение итогов, анализ работы:

  1. Написание сочинений на тему:«Осень во всей своей красе».
  2. Cоздание альбома рисунков:«Унылая пора! Очей чарования!»
  3. Сбор стихов, пословиц, загадок: "Уж небо осенью дышало ».

Цель, направление деятельности проекта:

Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.

Задачи:

  • Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
  • Формировать: основы экологической культуры дошкольников через практическую деятельность, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом; навыки художественного исполнения различных образов при пении, в инсценировках и играх; пространственную компетентность детей;
  • Усовершенствовать: знания о изменении погодных условий; умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы в осенний период;
  • Акцентировать внимание детей к окружающим природным объектам;
  • Способствовать развитию памяти, восприятия, логического мышления;
  • Воспитывать эстетические чувства, интерес к познавательной деятельности, умение работать в коллективе.

Вид проекта: информационно-творческий, коллективный

Возраст детей: 4-7 лет

Продолжительность проекта: 3 месяца (сентябрь – ноябрь)

Социальные партнёры: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Формы реализации проекта:

  • занятия;
  • развлечения для детей;
  • выставка поделок из природного материала;
  • дидактические, сюжетно-ролевые, русские народные игры;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, открыток;
  • экскурсии в осенний парк и овощной магазин;
  • использование мультимедийных презентаций;
  • работа с родителями.

Предполагаемый результат:

  • Расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах;
  • Пополнится словарный запас;
  • Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе у детей и их родителей;
  • Закрепится интерес к познанию окружающей среде.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап: (20. 08 – 30. 08. 2015 год)

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями:

Воспитатели:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, ср игр с детьми.

Музыкальный руководитель:

подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями:

Оформление выставки поделок «Дары осени»

Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.

Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно–образовательному процессу в ДОУ.

3. Основной этап: (01. 09. 2015 – 20. 11. 2015 г.)

Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, просмотр мф и мультимедийных презентаций, беседы, занятия, развлечения, экскурсии, наблюдения, рисование, аппликация, изготовление поделок из природного материала, дидактические и русские народные игры.

  1. Чтение художественной литературы: И Бунин «Листопад» , В. Даль «Война грибов и ягод» , А. Пушкин «Уж небо осенью дышало» , М. Волошин «Осенью» .
  2. Просмотр мф: «Чиполлино» , «Вершки и корешки» , «Дюймовочка» , «Мешок яблок» .
  3. Рассматривание репродукций картин: И. Левитан "Золотая осень", М. Нестеров "Осенний пейзаж", Е. Волков "Болота осенью", К. Васильев «Осень» , В. Д. Поленов «Ранний снег» , «Золотая осень» , А.М. Васнецов «Осень» , И. И. Шишкин «Золотая осень» , И.И. Левитан «Октябрь» , «В лесу осенью»
  4. Просмотр презентаций: «Овощи» , «Фрукты» , «Что такое осень?» , «Осенние зарисовки» , «Осенние превращения» , «Почему ноябрь пегий?» (Сладков) , «Времена года» , «12 месяцев» , «Времена года» .
  5. Беседы и занятия: «Витаминная корзина» , «Составление рассказа по картине И.И. Левитана «Золотая осень» , «Составление описательного рассказа об овощах с опорой на модель» , «Витаминная семья» (изготовление салата) , «Наш весёлый огород, что здесь только не растет»
  6. Наблюдения проводились ежедневно на прогулках, согласно перспективному планированию.
  7. Экскурсии: «Экскурсия в осенний парк» , «Экскурсия в овощной магазин» .
  8. Работа на участке: уборка урожая овощей, посадка под зиму (чеснок, морковь) .
  9. Рисование: «Красота осенних листьев» (средняя группа) , рисование натюрморта из овощей, рисование фруктов и овощей (старшая и подготовительные группы) .
  10. Аппликация: «Превращение осеннего листочка» (флористика) , «Витаминная корзина» (комплексное занятие) , «Весёлые морковки» (обрывная) .
  11. Конструирование и ручной труд: «Овощехранилище» (крупный и мелкий строительный материал) , «Урожай» (бросовый и природный материал) , «Яблоня» (проволока, бусины) , «Сказка в осеннем лесу» (природный материал) , «Ёж с припасами» (природный материал) , «Овощи и фрукты для магазина» (соленое тесто) .
  12. Дидактические игры: «Четвертый лишний» , «Послушай, запомни, повтори» , «Назови ласково» , «Чего не стало?» , «Скажи наоборот» , «Много – мало» , «Овощной магазин» .
  13. Русские народные игры: «Садовник» , «У медведя во бору» ,
  14. Музыкальные игры: «На улице» , «Дождик» , Солнышко», «Садовники» , Зайцы», «Яблоки» .
  15. Сюжетно – ролевые игры: «Семья» , «Магазин» , «В лесу» , «Консервный завод» , «Зоопарк» .
  16. Развлечение для детей «Осень золотая, наша гостья дорогая» .

Мероприятия по работе с педагогами:

  • широкое использование игрушек, кукол – овощей, демонстрационного и раздаточного материала, в соответствии с темой проекта
  • использование в работе мультимедийных презентаций
  • изготовление пособий для занятий и декораций для развлечения
  • изготовление дипломов

Оформление выставок детских и совместных работ.

Мероприятия по работе с родителями:

  • изготовление печатных консультаций по темам: «Осень» , «Фрукты» , «Овощи»
  • оформление мини – практикумов по изготовлению игрушек из природных даров осени
  • организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, пластилина, семян, овощного и фруктового салатов.
  • проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок – игрушек из природных даров, детских костюмов, декораций для зала.

1. Заключительный этап:

  • изготовление цифрового фото альбома «Осень в гости к нам пришла»
  • подведение итога конкурса среди семей
  • вручение памятных дипломов
  • оформление выставки рисунков
  • показ инсценировки для детей сада: «Загадки с грядки»
  • оформление выставки семейных поделок из даров осени; (показ детям сада)
  • презентация проекта.

Ожидаемый результат:

Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Дети знают и называют:

  • большое количество овощей, фруктов и осенних даров
  • осенние приметы и явления:
  • пословицы, поговорки об осени

Дети стали более раскрепощены и самостоятельны;

В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой деятельности наряды и атрибуты.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности "Осень – чудная пора". Она даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, детский дизайн и задания творческого характера.

Информационная карта проекта.

  1. Полное название проекта: Развитие познавательных способностей дошкольников в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка
  2. Творческая группа:

Куриленко Н.В, Дятлова А.Н., Мартиросян О.Г.

3. Вид, тип проекта: групповой, среднесрочный, исследовательско-творческий.

4. Цель, направление деятельности проекта:

Исследовательская деятельность детей по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение полученных впечатлений в различных видах деятельности.

5. Задачи:

  • Создать предметно-развивающую среду и условия для дальнейшего развития познавательных способностей дошкольников;
  • Создать и систематизировать методический материал знания детей

6. Краткое содержание проекта:

Организация и проведение занятий и режимных моментов, направленных на пополнение и обогащение знаний детей по теме проекта.

Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности.

Систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в осенний период времени.

Анализ поведения животных и человека в природе осенью.

Отражение полученных знаний в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой (творческой, трудовой, музыкальной) .

7. Совершенствование развивающей среды группы:

Обогащение дидактическим материалом.

Организация выставки совместных работ родителей и детей " Дары осени ".

9. Участники проекта: 98 детей, 10 педагогов, родители.

10. Возраст детей: 4 – 7 лет.

11. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции) .

12. Ожидаемые результаты (продукт проекта) :

  • осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
  • развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
  • развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
  • совершенствование развивающей среды группы;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
  • пополнение картотеки прогулок;
  • конкурс на выразительное чтение стихов об осени;
  • праздник Осени;
  • выставка "Осенние фантазии";
  • выставка детских рисунков;
  • ведение детьми дневника наблюдений.

3. Практический этап - реализация комплексного проекта "Осень – чудная пора" с участниками проекта.

В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: экологические сказки, наблюдения и экскурсии, познавательное чтение, конкурсы, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия, беседы познавательно-эвристического характера, экологические игры - путешествия, эксперименты и опыты, экологические задачи.

В уголке природы 4 групп детского сада были помещены дары осени - овощи и фрукты, ягоды. Дети учились различать их по внешнему виду, вкусу, правильно называть.

Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: деятельность солнца (количества тепла и света) , характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнце нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд; солнце днём очень низко над горизонтом - приближается наступление полярной ночи.

Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений - прикреплённость к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры.

Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.

Провели ряд прогулок за пределы участка детского сада с разными целями. Смотрели, что происходит в сквере, за соседними домами. Организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами - "Раз, два, три к кустику беги!", "Чей лист?", "Детки на ветке", "Найди такой же".

С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству организовали выставку семейных работ из природного материала под названием "Дары осени". Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать единую среду развития ребёнка, обеспечило психологический климат между детьми, родителями, педагогами, лучше узнать собственных детей. Презентацию выставки этих работ проводили сами дети.

Презентация выставки "Дары осени"

Организаторы - дети средней группы "Колокольчик", старшей группы "Матрешка", подготовительных групп «Фиалка» и «Ромашка» .

Цель: помочь ребёнку раскрыть свои и родительские умения перед детьми разных групп.

Задачи:

  1. помочь детям осваивать социальные роли (экскурсовод, посетитель, автор работы) ;
  2. способствовать совместному участию детей и родителей в выполнении работ;
  3. обучать детей налаживанию отношений со сверстниками.

Предварительная работа:

  1. изготовление поделок из природного материала совместно с родителями;
  2. обдумывание мини-презентации своей поделки (название, стишок, загадка и т. д.) совместно с родителями;
  3. размещение экспонатов в группе;
  4. заучивание стихов;

Ребенок 1:

Дорогие гости, проходите,
Выставку нашу посмотрите.
Мы поделки свои покажем.
И о них всё вам расскажем.

Воспитатель:

Закружились в воздухе жёлтые листочки,
В тундре появились разные грибочки.
Очень захотелось нам красоту такую
Поместить на выставку светлую, большую.

Конкурс объявили творческих работ.
Тема "Осенние фантазии" - налетел народ.
Выполнили условие - творить должны
Мамочки и папочки, а также малыши!

Ребенок 2:

Здесь какие-то игрушки, есть картины и зверюшки,
Есть осенние букеты и природные макеты.
Диво-дивное у нас, мы расскажем вам сейчас.

Воспитатель: Ребята, пусть каждый из вас расскажет про свою поделку, как её изготавливали, с кем и какое стихотворение про неё сочинили.

Воспитатель поочерёдно обращает внимание на каждую поделку на выставке, и тот ребёнок, чья работа выделена, рассказывает о ней.

Воспитатель: Вижу, вот птица сидит, да по сторонам глядит.

Айгуль: Наша птица хороша, сделана из ветки. Клюв – колючки, которые мы нашли, когда мы ходили гулять по лесу.

"Милая осень" (трава, цветы)

Воспитатель:

Осень золотая в гости к нам пришла,

И букет осенний в подарок принесла.

Варя:

Я травинки собрала. Всем вам покажу.
Чтоб они не потерялись, в букет их свяжу.
"Подарки осени" (листья, трава, кедровые орехи)
Воспитатель: Что за осенние причуды здесь?

Саша:

Здравствуй, осень!
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы, осень, спросим,

Что в подарок принесла?

А принесла она орешки и разноцветные листочки, из которых мы с мамой и сделали этот букет.

"Прощание с летом" (листья, камни, фольга)

Воспитатель: В горшочке средь камней выросли цветочки. Что за чудо в них на тоненьких ножках?

Владик:

Мы с мамой придумали загадку:
Тонко кружево плету -
Не заметишь на лету.
Кто в мою попался сеть,

В ней останется висеть. (паучок)
"За грибами" (крупа, трава)

Воспитатель: Вот я вижу картину с ароматной корзиной.

Маша:

По дороге весело мои ноги шли,
К ароматным грибочкам в гости привели.
Их в корзинку соберу и домой я принесу.
"Домик в деревне" (камни, ветки, листья, вата, шкурка апельсина)

Воспитатель: А на этой картине много разного природного материала.

Тима:

Вот построили мы дом - дом, в котором мы живём.
Облака над ним как ком. Стены каменные в нём.
За плетнём растут цветы, удивительной красы.
Лесовичок (шишки, желуди, ветки, листья)

Воспитатель: Видно лесовик есть в лесу?

По лесочку он идёт, песенки весёлые поёт.
Лес от зла оберегает, иногда людей пугает.
"На лесной опушке" (картон, листья, ветки, трава)
Воспитатель: Чья-то здесь стоит избушка?

Миша:

На полянке средь опушки
Стоит красивая избушка
Для любой лесной зверюшки,
Картон стены заменяет, листья крышу покрывают.

"Яркие друзья" (камни)

Воспитатель: Вроде с виду жуки, но какие-то твёрдые.

Лёва:

Наши насекомые хороши, сделаны из камешков.
Мы покрасили их с мамой и покрыли лаком.
"Золотая осень" (семечки подсолнуха, ветки, крупа)
Воспитатель: Вижу, рощу золотую и тропинку в ней.

Соня: Мимо пней и мимо кочек, бежит дорожка к заветному порожку. Дорожка сделана из семечек, а деревья золотые посыпаны крупой.

"Собачка Джек" (ракушки, кокосовая стружка)

Воспитатель: Много я собак видала, но такую не встречала.

Снежана:

Были мы на Чёрном море, и ракушек привезли.
С папой вместе мы решили, их в собачку превратили.
"В осеннем парке" (листья, ветки)
Воспитатель: Что за чудо из чудес на поделке этой?

Азиза:

Здесь чудесный городок с парком и грибами.
Жители малюсенькие! Убедитесь сами!
"Мишка косолапый" (шишки, арбузные семечки, ветки, листья)
Воспитатель: А вот и мишка косолапый.

Артём:

Мишка косолапый по лесу идёт,
Шишки собирает, в корзинку их кладёт.
После того как все рассказы о поделках прозвучали, пригласить гостей посмотреть внимательно выставку и познакомиться с другими работами детей группы.
Дети импровизируют под музыку П. Чайковского "Осень" из цикла "Времена года".

Проект на тему "Мое любимое время года - осень" делают во всех классах начальной школы. В 1 и 2 классах проект содержит стихи, загадки, пословицы и поговорки о временах года. В 3 - 4 классе добавляются наблюдения за изменениями в природе и в животном мире, связанные с особенностями осени.

Проекты бывают коллективные и индивидуальные. Иногда детям дают задание приготовить страницу проекта с загадками или приметами и т.д.

Если ваш ребенок получил в школе такое домашнее задание, то ему можно предложить выполнить проект в следующей форме:

  1. Презентация (PowerPoint), на флешке
  2. Документ Word, распечатанный на листах формата А4
  3. Творческая работа, выполненная своими руками (пример таких работ представлен ниже)

Для самостоятельного выполнения проекта вам понадобятся:

Загадки про осень

Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ...
(Осень)

Пришла без касок и без кисти
И перекрасила все листья

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто...
(Листопад)

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто...
(Листопад)

Пословицы и поговорки про осень

Сентябрь без плодов не бывает.

Осенью и у кошки пирог.

Весна цветами красна, осень снопами.

Осенью и у воробья пир.

В ноябре снег надует - хлеба прибудет.

Осень хвастлива, а весна справедлива.

Весна дает цветы, а осень - плоды.

Осень пришла, урожай принесла.

Осень прикажет, весна свое скажет.

От осени к лету повороту нету.

Осень идет и за собою дождь ведет.

Осень велика, зима долга.

Осень - собериха, зима - подбериха.

Осень - погод восемь.

Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы - из глаз слезы.

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

Стихи про осень

ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ

Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые...
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые...
Бросаюсь я листьями вверх наугад -
Я тоже устроить могу листопад!
Ю. Каспарова

ОСЕННЕЕ УТРО

Жёлтый клён глядится в озеро,
Просыпаясь на заре.
За ночь землю подморозило,
Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ёжится,
Веткой сломанной прижат.
На его озябшей кожице
Капли светлые дрожат.

Тишину вспугнув тревожную
В чутко дремлющем бору
Бродят лоси осторожные,
Гложут горькую кору.

Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
О. Высотская

Осень

В ЛЕСУ

Кружат листья над дорожкой.
Лес прозрачен и багрян...
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!

Мы идём, и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.

И за дымкою туманной
Вдалеке блестит река.
Расстелила на полянах
Осень жёлтые шелка.

Через хвою луч весёлый
В чащу ельника проник.
Хорошо у влажных ёлок
Снять упругий боровик!

На буграх красавцы клёны
Алым вспыхнули огнём...
Сколько рыжиков, опёнок
За день в роще наберём!

По лесам гуляет осень.
Краше этой нет поры...
И в лукошках мы уносим
Леса щедрые дары.
А. Балонский

ОСЕНЬ

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое
У берёзки на плечах.

У калины и рябины
Вьются стаями дрозды...
Под окошком георгины
Красотой своей горды.

Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят... летят... летят...

Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
Е. Трутнева

Краски осени

Ах как щедра осень на краски,
На прохладу и аромат.
Листья царственно, словно в сказке,
Над остывшей землею парят.

Я люблю эту грустную пору,
Воздух свежий прозрачен и чист,
Дым из труб поднимается в гору,
Утром иней в траве серебрист.

С каждым днем всё прозрачней деревья,
Мягче всё под ногами ковер.
И волшебница осень слагает
Из листвы разноцветный узор.

Скоро явятся в гости морозы
И укроются снегом поля,
А пока я рисую березы
В ярком золоте янтаря.

Олеся Лыкова

Приметы осени

Теплая осень - к долгой зиме.

Гром в сентябре - к теплой осени.

Большой урожай рябины - к большим морозам.

Гуси полетели – скоро выпадет снег.

Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Бабье лето ненастно - осень сухая, бабье лето сухое - осень мокрая.

Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет стоять хорошая осень.

Много желудей на дубе - к лютой зиме.

Если птицы перелётные высоко летят по осени, так и снегу много будет, а низко - мало снегу будет.

Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.

Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.

Сезонные изменения в жизни растений осенью.

Самой главной приметой осени является листопад. Листопад - это биологический процесс сбрасывания листвы растениями, который способствует приспособлению их к суровым условиям зимы.

Желтые листья - сигнал засухи. Неужели может быть засуха в сентябре? Неужели дереву воды не хватает?

Воды - то много, да взять ее дерево не может. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. В лесу начался листопад. У лиственных деревьев осенью изменяется окраска листьев, они засыхают и опадают.

Сезонные изменения в жизни животных и птиц осенью.

Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм. Это перелетные птицы, они в основном питаются насекомыми.

Такие животные, как лисы, волки, зайцы меняют шерсть на более густую и теплую, а белка, заяц и горностай меняют еще и цвет. Заяц становится белым, чтобы быть незаметным на снегу не попасть хищникам в лапы, а горностай, чтобы быть менее заметным при охоте.

Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Перед спячкой животные усиленно питаются, накапливая жиры. В спячку впадают медведи, барсуки, ежи, летучие мыши.

Подготовка животных к зимовке начинается еще летом. Установлено, что основным условием сезонных изменений является изменения в продолжительности дня. Изменения длины дня в течение года служат сигналом для животных.

Проект "Осень как время года"
Вид проекта: творческо­информационный, исследовательский
Продолжительность проекта: 19.09.2016 – 29.09.2016г.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Образовательная область: активизация познавательной деятельности, развитие речи детей.
Актуальность темы: особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное
стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать.
Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых
реализуется в процессе различных видов деятельности. Например, таких, как речевое общение,
восприятие художественно­литературных произведений, наблюдение, экспериментирование,
поиск интересующей информации, стремление что­то узнать у взрослых и т. д.
Дети в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей
природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, как ведут себя
представители животного мира, какие причинно­следственные связи существуют в природных
явлениях.
Участие детей в проекте «Осень как время года» позволит максимально обогатить знания и
представления об осени, ее характерных признаках, развить творческие способности, поисковую
деятельность, связную речь детей.
Цель проекта: расширить и систематизировать знания детей об осени.
Задачи:
­ познакомить детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей осени.
­ формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе.
воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение
видеть прекрасное в разное время года
План реализации:
Беседа с детьми на тему «Осень разноцветная». Рассматривание картины И.
1.
Левитана «Золотая осень». (развивать эстетическое восприятие, обратить внимание детей, какими
выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы.)
2.
месте. Учить наблюдать, анализировать, делать выводы.)
Экскурсия в парк (продолжать знакомить с правилами поведения в общественном
3.
Ведение календаря природы.
Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет осени. Заучивание
4.
стихов. (продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать произведения
художественной литературы.)
5.
Дидактические игры. (формировать у детей смекалку, сообразительность.)
6.
изобразительными материалами.)
Занятия по изобразительной деятельности. (закреплять умение работать разными

7.
(смородина, вяз, ясень, сирень, ирис, шиповник)
Исследовательская работа по сравниванию семян, плодов, листьев растений
8.
Выставка детских работ, конкурс «Осеняя фантазия» среди родителей.
10. Экологический КВН «Дары осени» (закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих
в природе осенью; создать эмоциональный настрой, формировать эстетический вкус и приобщение
к миру прекрасного, формировать бережное отношение к природе)
Продукт проектной деятельности: работа с календарем природы и определение количества
пасмурных, ясных дней за декаду; выставка детских работ «Золотая осень» (рисунки,
аппликация, поделки из природного материала)., экологический КВН «Дары осени», конкурс
поделок из даров осени «Осенняя фантазия» среди родителей.

Этапы проекта
Этапы
дети
Деятельность
родители
педагоги

Организационный
Введение в тему: ­
Что дети знают об осени и
осенних деревьях?
­ что хотят узнать об этом?
­ где можно найти материал по
теме?
Информирование родителей о
проекте: обсуждение темы
проекта, выявление вариантов
представления проекта.
­Подбор методической
литературы по данной
теме; разработка
конспектов занятий,
наблюдений; подбор
детской художественной
литературы; подбор
настольно – печатных и
дидактических игр.
­ Подбор
художественной
литературы (рассказы и
стихотворения об
осенней природе)
­ Подбор дидактических
пособий, иллюстраций,
репродукций на осеннюю
тему, гербарии с
осенними листьями.
­ Приготовление
материалов для
художественного
творчества (акварель,
гуашь, цветные
карандаши, восковые
мелки, цветная бумага,
клей, картон, пластилин
и т. д.).
Планирование
деятельности
Самостоятельная и совместная
творческая деятельность.
Работа над проектом по плану Проведение совместной
деятельности по плану.
Заключительный
Проведение КВН, конкурса
«Осенняя фантазия»,выставка
рисунков
Творческие работы с детьми
Проведение КВН об
осени.
План реализации проекта
Сроки/дат Совместная деятельность
Самостоятельна/
Совместная

а
Весь
период
Непосредственно

образовательная
деятельность
НОД «Улетает
наше лето.
Аппликация
«Грибы».
Рисование
«Осенний лес».
НОД «Осенние
заботы животных
и птиц».
Рисование с
натуры «Осенние
листья».
НОД «Осень
золотая».
Заучивание
стихотворения И.
Белоусовой
«Осень»
НОД «Космея»
НОД «Какая
осень разная»

Свободная творческая
деятельность
Дидактическая игра « С
какого дерева лист?»
Д/игра «Прогулка по
нашему участку»
Цель: Закрепить название
деревьев и кустарников,
расширение словаря детей
и обучение творческому
рассказыванию.
Подвижные игры:
"Поймай листок", "
Листопад",»Хамтхасн».
Создание условий для
самостоятельной
деятельности детей:
трафареты листьев,
альбомы для
раскрашивания «Осень»,
цветные отпечатки
листьев.
Экскурсии: по участку
детского сада
Раскрашивание деревьев,
листьев.
Рисование осенних
букетов.
Пластилинография «Ёжик
делает запасы», «Осенние
листья».
работа
родителей с
детьми
Сбор
природного
материала ­
листьев,
цветов, ягод.
изготовление
осенних
букетов,
изготовление
поделок из
листьев,
овощей и
фруктов.
Беседы о:
«Настроении и
ощущениях,
которые
возникают во
время
прогулки в
осеннем
парке».
Подбирать
яркие эпитеты
для описания
деревьев
осенью.
Разучивание
стихотворений
и песен об
осени на двух
языках
Участие в
конкурсе
«Осенняя
фантазия»
Образовательная
деятельность в
режимные
моменты
Ежедневные
наблюдения во время
прогулок за сезонными
изменениями, за
листопадом.
Рассказ воспитателя: об
осени, изменениях
происходящих в
природе,
умение составлять
описательные рассказы,
загадки о деревьях и
кустарниках.
Рассматривание:
иллюстрации об осени.
Рассматривание и
сравнение листьев (по
форме, размеру, длине
черенка), используя
лупу, мерку.
Д. И. «От какого
дерева лист», игры с
листочками «Дорожка
из листьев», «Образы из
листьев».
Д/и "Загадай, мы
отгадаем", "С какой
ветки детки? ", "Найди
дерево по семенам",
"Найди лист такой, как
покажу".
Ситуативный разговор:
«Почему не нужно
срезать и ломать ветки?
», «Как помочь
раненому деревцу?».
Д. И. «Что лишнее? »
Чтение рассказов и
сказок по данной теме:

Л. Н. Соколов­
Микитов, «Осень», М.
Пришвин «Листопад»,
Е. Трутнева «Осень»,
Н. Сладков «Осень на
пороге».
Беседа с детьми:
«Почему могут быть
опасны старые
засохшие деревья? »
«Почему опасно бегать
с палками? »
Беседа «О пользе
деревьев для
человека».
Заполнение календаря
погоды
Итоги проекта:



3. Одной из важных составляющих данного проекта является художественно­эстетическое
воспитание: дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики,
различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать
эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы,
чувствительны, эмоциональны.
Стали более умело передавать свои ощущения:
в своих рассказах;
в рисунках;


Они расширили свой кругозор и закрепили знания о деревьях, их строение и внешнем виде.


Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость и бережное отношение в
общение с деревьями, сплотил коллектив педагогов, родителей и детей. Родители с
удовольствием приняли участие в конкурсе «Осенняя фантазия»

Рисование «Осень золотая»

Загадки
Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья.
* * *
У избы помоет крышу.
Отведет в берлогу мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы ее тихонько спросим:
­ Кто ты? – И услышим: «…»
* * *
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает. Когда это бывает?
* * *
Опустел колхозный сад, паутинки вдаль летят,

И на южный край земли потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?

СТИХИ ОБ ОСЕНИ
В платье пёстро­золотистом
Осень к нам явилась в зал,
Как прекрасная царица,
Открывающая бал.

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осинки, только дуб зелёный.
Утешает осень: не жалейте лета.
Посмотрите ­ осень в золото одета!
КРАСКИ ОСЕНИ
Осень краски взяла,
Начала рисовать.
В старый лес забрела –
И его не узнать.

Пожелтел березняк.
Яркий клён заалел,
Золотистый пиджак
Стройный ясень надел.
У рябин на весу
Гроздья ягод в огне.
Красит осень в лесу
Всё подряд в октябре.
*
Пожелтел зелёный сад,
Листья кружатся, летят,
Дождик часто моросит,
Нам гулять он не велит.
*
Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам.
За горами бродит где­то
И без нас скучает там.
Вслед за ним умчались птицы

Осень в гости к нам стучится,
Осень в гости к нам идёт.
*
Здравствуй, осень золотая!
Встрече этой каждый рад.
Вот тебе в подарок песня
От ребяток­дошколят.
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ
Кружит последний жёлтый лист
И землю укрывает,
А город скоро станет чист –
Всё ветер подметает.
Ведь в гости осень к нам идёт,
За ней ­ зима седая.

Дожди и холод нам несёт,
Но так всегда бывает!
Пусть дождь идёт и ветра свист –
Закутался прохожий!
Кружит последний жёлтый лист,
На золото похожий...
Автор: В. Семернин
ОСЕНЬ НАЧИНАЕТСЯ
Мы по улицам идём –
Под ногами лужицы.
А над нашей головой
Все листочки кружатся.
Сразу видно на дворе:
Осень начинается,
Ведь рябинки там и тут
Красные качаются.
Автор: С. Ю. Подшибякина
ПРОМЕЛЬКНУЛО ЛЕТО
Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам,
За горами ходит где­то
И без нас скучает там.
Вслед за ним умчались птицы
В край, где жарко круглый год.
Осень в двери к нам стучится,
Осень в гости к нам идёт!

Отчет о реализации проекта «Осень как время года»
С 19.09.2016г по 30.09.2016г. в старшей группе «Байр» был реализован проект «Осень как время
года». Целью проекта было расширение и систематизация знаний детей об осени, формирование
бережного отношения к природе. Проект был выполнен по следующему плану:
Самостоятельна/ Свободная
творческая деятельность
Совместная
работа родителей
с детьми
Дидактическая игра « С какого
дерева лист?»
Д/игра «Прогулка по нашему
участку»
Цель: Закрепить название деревьев
и кустарников, расширение словаря
детей и обучение творческому
рассказыванию.
Подвижные игры: "Поймай
листок", " Листопад",»Хамтхасн».
Создание условий для
самостоятельной деятельности
детей: трафареты листьев, альбомы
для раскрашивания «Осень»,
цветные отпечатки листьев.
Экскурсии: по участку детского
сада
Раскрашивание деревьев, листьев.
Рисование осенних букетов.
Пластилинография «Ёжик делает
запасы», «Осенние листья».
Сбор природного
материала ­
листьев, цветов,
ягод.
изготовление
осенних букетов,
изготовление
поделок из листьев,
овощей и фруктов.
Беседы о:
«Настроении и
ощущениях,
которые возникают
во время прогулки
в осеннем парке».
Подбирать яркие
эпитеты для
описания деревьев
осенью.
Разучивание
стихотворений и
песен об осени на
двух языках
Участие в конкурсе
«Осенняя
фантазия»
Сроки/дата
.
Совместная деятельность
Весь период
19.09.­
30.09.2016г.
Образовательная
деятельность в режимные
моменты
Ежедневные наблюдения во
время прогулок за
сезонными изменениями, за
листопадом.
Рассказ воспитателя: об
осени, изменениях
происходящих в природе,
умение составлять
описательные рассказы,
загадки о деревьях и
кустарниках.
Непосредственно –
образовательная
деятельность
НОД «Улетает наше
лето.
Аппликация «Грибы».
Рисование «Осенний
лес».
НОД «Осенние заботы
животных и птиц».
Рисование с натуры
«Осенние листья».
НОД «Осень золотая».
Заучивание
стихотворения И.
Белоусовой «Осень»
НОД «Космея»
НОД «Какая осень
разная»
Рассматривание:
иллюстрации об осени.

Рассматривание и сравнение
листьев (по форме, размеру,
длине черенка), используя
лупу, мерку.
Д. И. «От какого дерева
лист», игры с листочками
«Дорожка из листьев»,
«Образы из листьев».
Д/и "Загадай, мы отгадаем",
"С какой ветки детки? ",
"Найди дерево по семенам",
"Найди лист такой, как
покажу".
Ситуативный разговор:
«Почему не нужно срезать и
ломать ветки? », «Как
помочь раненому деревцу?».
Д. И. «Что лишнее? »
Чтение рассказов и сказок по

данной теме: Л. Н. Соколов­
Микитов, «Осень», М.
Пришвин «Листопад», Е.
Трутнева «Осень», Н.
Сладков «Осень на пороге».
Беседа с детьми:«Почему
могут быть опасны старые
засохшие деревья? »«Почему
опасно бегать с палками?
»Беседа «О пользе деревьев
для человека».
Заполнение календаря
погоды
Итоговым мероприятием проекта был КВН «Дары осени» среди детей, конкурс поделок «Осенняя
фантазия» среди родителей. Сценарий КВН прилагается.
Подведены итоги проекта:
1. В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить
свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.
2. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками
осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно
изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось
желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи
об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру.
3.Дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики, различных
видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое
удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны,
эмоциональны.
Дети стали более умело передавать свои ощущения:
в своих рассказах;
в рисунках;
в музыкально­ритмических движениях.
Реализация данного проекта научила детей:
­ С огромным желанием участвовать в продуктивной деятельности.
Дети расширили свой кругозор и закрепили знания о деревьях, их строение и внешнем
виде.
Закрепили информацию о пользе деревьев для здоровья, узнали о лечебных свойствах.
Дети научились вести календарь погоды и делать заключение по полученным данным.
Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость и бережное отношение в общение с
деревьями, сплотил коллектив педагогов, родителей и детей. Родители с удовольствием приняли
участие в конкурсе «Осенняя фантазия».
Воспитатель: Харцхаева Т.И.

Осень - прекрасная пора.Обняла природу осень, неспешно взяв в руки холст и кисти, чтобы с трепетом художника начать раскрашивать поникшую растительность в пестрые цвета. Никогда природа не выглядит так восхитительно и трогательно, как природа осенью. В своем проекте я хочу показать всю красоту осени, научить любить ее, как любили ее А.С. Пушкин, Н. Некрасов, А. Фет. и другие поэты.

Предложенный материал рассчитан для использования в подготовительной группе детского сада. Но это не значит, что его нельзя использовать в других возрастных группах в детском саду.. Особую роль отводится в нем в привлечении родителей к перложенному проекту.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Комплексно – тематическое планирование по проекту:

«А что такое осень?»

Тип проекта: познавательно – игровой.

Вид проекта: творческий, исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Предмет исследования: время года осень.

Участники проекта: дети старшей группы.

Интеграция образовательных областей:

  1. Художественное творчество;
  2. Познание;
  3. Социализация;
  4. Музыка;
  5. Коммуникация

Цель проекта:

Показать:

  1. Как изменилась погода осенью?
  2. Почему пожелтели листья?
  3. Что такое листопад?
  4. Куда подевались насекомые?
  5. Почему улетают птицы?
  6. Как встретили осень животные?
  7. Как осенью изменился труд людей в городе и селе?
  8. Как человек укрепляет своё здоровье осенью?
  9. Какие подарки готовит осень людям?
  10. Учить распознавать осень по признакам;
  11. Развивать речевые умения.

Актуальность проекта: Показать, что каждое время года прекрасно по – своему.

Задачи:

  1. Сформировать представления об осени, как времени года;
  1. Формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
  2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
  3. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, пробуждать чувственное отношение к красоте осенней природы.
  4. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
  5. уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;
  6. - развивать связную речь;
  7. - развивать восприятие, внимание, память, мышление и воображение;
  8. Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту

Предполагаемый результат:

В ходе проекта у детей сложился чёткий образ осени, как времени года, узнали приметы осени, народные приметы, выучили названия осенних месяцев; поговорки; у детей активизировалась познавательная активность, интерес к природе, желание наблюдать за её изменениями; оформили первые дневники наблюдения; создали свои первые творческие работы; прошла выставка детских рисунков по теме: Что нам осень подарила?», сделали книжки самоделки с детскими рисунками, подобрали стихи к рисункам и выучили некоторые из них. Прошел поход в осенний парк, где каждый специалист детского сада показал осень с разной стороны. Прошел праздник осени, совместные посиделки с родителями, где дети вместе с мамами готовили блюда из овощей и фруктов. Прошла выставка поделок из природного материала. Существенно пополнили словарный запас.

Перспективное планирование по теме проекта: «А что такое Осень?»

Образовательная область

Задачи


1.Физическая культура

Совершенствовать технику основных видов движений и спортивных упражнений

Обогащать двигательный опыт детей и умение самостоятельно его использовать.

Формировать умения самостоятельно организовывать подвижные игры.

1. Утренняя разминка комплекс «Репка».

2. Физическое развитие: идём по кочкам, широкая речка, ОРУ с листочками.

3. Вечер досуга на тему: «Прогулка в осенний лес»

4. Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Каша»

2. Здоровье

Формировать представления о пользе овощей и фруктов.

Учить одеваться по сезону на улицу и в помещении.

Поддерживать интерес к своему здоровью

1. Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»

2. Схема одевания на прогулку.

3. Схема мытья рук.

3. Консультация с родителями «Прогулки осенью».

3. Безопасность

Знакомить с правилами поведения в природе: нельзя брать в рот растения, грибы.

1. Ситуативные беседы: о ядовитых грибах и растениях. Беседа на тему «Безопасность на участке»

2.Игра с мячом «Съедобное - не съедобное»

3.д/и «Вершки и корешки», «Кто больше знает».

Беседа с детьми

4.«Почему нельзя употреблять немытые овощи, фрукты?»

4. Труд

Воспитывать интерес к труду взрослого.

Поддерживать желание помогать взрослым.

1. Убираем листья, палочки на площадке.

2. Посадим дерево.

3. Сбор семян и плодов.

4. Приготовление фруктового салата.

5.Пересадка комнатных растений.

6. Сбор гербария.

7. Рассматривание иллюстраций на тему: «Труд людей осенью».

5. Познание

Учить детей обследовать предметы, упражнять в установлении сходства и различия между предметами.

Поддерживать желание строить (мастерить), что-то самостоятельно.

Обращать внимание детей на красоту природы времён года, учить восхищаться, радоваться.

Формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе: идёт дождь, похолодало, листья желтеют и падают, осенью собирают грибы, овощи, ягоды, фрукты

Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и качества природных материалов через проведение опытов.

Математика

Большой – маленький (капуста-помидор, яблоко-слива), много – мало; длинный – короткий.

Форма (круг), цвет (красный, жёлтый, зелёный)

Познаю мир.

Наблюдение за природными явлениями природы: дождь, листопад, ветер, заморозки, туман.

Наблюдение за не живыми объектами, явлениями окружающего мира;

Собираем и рассматриваем листочки, плоды.

Знакомство с овощами, фруктами, грибами;

Рассматривание картинок с изображением осени, овощей, фруктов, грибов.

Беседы «Подарки осени», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы», Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»;

Занятия «Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь природы?», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Как звери готовятся к зиме? Как зимует лягушка?» «Как зимуют растения?»

Поход в осенний парк.

Цикл наблюдений: Как распространяются семена растений и для чего они нужны? «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Какие они- цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов. «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые, а многие птицы улетели а юг?

Исследовательская, деятельность :

Рассматривание и сравнение овощей /фруктов/(по форме, размеру, длине, вкусу)плодов и семян растений.

Опыт: продлим растению жизнь, пересадка растения в группу.

Опыт с овощами «Тонет, не тонет».

6. Коммуникация

Учить определять время года по природным явлениям,

Дать обобщённое понятие о системе приспособительных особенностей растений и животных к сезонным изменениям природы.

Развивать речь-доказательство.

Формировать желание делать совместные поделки из природного материала.

Развивать любознательность и желание самим методом исследовательских действий найти ответы на интересующие их вопросы.

1. Рассказы воспитателя об осени, грибах, овощах и фруктах.

2. Загадывание загадок про овощи, грибы и фрукты.

3. Составление описательных рассказов об овощах, грибах и фруктах.

4. Целевая прогулка: определение времени года, погоды, явления природы (расскажи, что ты видишь?)

5. Дидактическая игра «Какое это растение?», Дидактическая игра «Узнаю деревце», Дидактическая игра «Сравни», Дидактическая игра «Посмотри и расскажи», игра «Все вокруг рассматриваем - о поздней осени рассказываем» , дидактическая игра «Почему так называют осень?» , Дидактическая игра «Щедрая осень».

7.Чтение художественной литературы

Формирование понимания того, что из книг можно узнать много интересного,

Приобщать детей к рассматриванию иллюстраций в книге,

Приучать детей задавать вопросы, отвечать на вопрос

Чтение народных песенок, сказок, «Вершки и корешки», стихов.

Чтение произведений русских поэтов об осени Пушкина, Бальмонта,

Ю.Тувим «Овощи».

А. А. Форощук Н. Е. Форощук Н . Е. « Растения осенью», « Птицы осенью», « Звери осенью», « Домашние животные осенью», « Труд людей осенью»

Для своей работы взяла Художник-Осень самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. «Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила она старика.

Глядит, а неподалёку, с краю поляны, густые развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».

Все деревья и далее кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

Отправилась Осень из леса в поля и в луга. Убрала с полей золотых хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.
Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц...

По Г. Скребицкому

Дидактические игры

Дидактическая игра «Какое это растение?»
Малыши на основе предварительной беседы с педагогом и своих наблюдений отвечают на вопросы, называя нужное растение.

Листочек какого растения прикладывают к ране, чтобы она быстрее зажила? (Подорожника )
У какого лекарственного растения семена летают? (
У одуванчика )
Отваром какого растения излечивают простуду? (
Ромашки )
В каком растении семена находятся в длинных колосках? (
У подорожника )
Цветок какого лекарственного растения имеет бело-желтую окраску? (
У ромашки )
Листья какого растения используют весной для приготовления витаминных салатов? (
Одуванчика )


Дидактическая игра «Узнаю деревце»
Взрослый предлагает малышам назвать деревья, о которых он спрашивает.
Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (
Берёзка )
Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (
Клена )
Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (
Дуб )
С какого дерева пчелы собирают летом мед? (
С липы )
Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (
Ель, сосна )


Дидактическая игра «Сравни»
Педагог побуждает детей завершить начатые предложения, использовав для этого сравнительные обороты.
Например:
Листья у калины осенью как... (
Золото, солнышко )
Калиновые ягодки блестящие, как... (
Бусы, драгоценные камни )
Калина хороша, как... (
Красивая девушка, красавица, царевна )
В о с п и т а т е л ь. Молодцы. Полюбуемся прекрасной калиной. Как мы назовем калину ласково, нежно? (
Калинонька )
Калину издавна считают символом нашего родного украинского края. Ее красными гроздьями украшают караваи, которые подают дорогим гостям, калину мастерицы вышивают на праздничных украинских рушниках.


Дидактическая игра «Посмотри и расскажи»
Малыши описывают особенности погоды и природы с помощью вопросов.
Какое сегодня небо? (
Ясное, высокое, голубое, яркое )
Какие по нему плывут облака? (
Маленькие, белоснежные, пушистые, похожие на шарики ваты )
Какое солнышко в небе? (
Ясное, лучистое, осеннее )
Хотя и осень, но как сегодня светит? (
Ласково, нежно, хорошо )
Есть ли ветер на улице? Какой он? (
Легкий, едва заметный, теплый )
В о с п и т а т е л ь. Еще недавно осенним днем можно было встретить бабочку, муху, жука, паучка или пчелу. Попробуйте сейчас найти кого-то из насекомых. (
Дети выполняют предложенное задание ) Удалось ли вам сделать это? (Нет ) Почему? Где сейчас делись все насекомые? (Они попрятались от холодов и заснули до весны ). Правильно, молодцы.
В это время гораздо меньше и птиц в наших лесах и парках. Осенью улетают на юг все перелетные птицы, а остаются только зимующие.


Дидактическая игра «Все вокруг рассматриваем - о поздней осени рассказываем»
Малыши, опираясь на наблюдения и вопросы взрослого, рассказывают о приметах поздней осени.
Как выглядят сейчас деревья? (
Почти со всех деревьев облетели листья, они стоят голые, черные, и грустные )
Вдохните воздух, дети. Какой он? (
Влажный, холодный )
Какой дует ветер? (
Сырой, холодный, осенний )
Что случилось с травкой? (
Она вся засохла, пожелтела, покрылась опавшей листвой )
Какое небо? (Серое, мрачное, низкое, темное )


Дидактическая игра «Почему так называют осень?»
Воспитатель побуждает малышей подумать и ответить на вопросы.
Почему осень называют красочной? (
Осень приносит в природу много ярких красок )
Почему осень называют золотой? (
Осенью большинство листочков на деревьях и кустах меняют свой цвет на желтый, золотистый )
Почему осень называют волшебницей? (
Природа меняется, становится очень красивой, как в волшебной сказке )


Дидактическая игра «Щедрая осень»
Малыши отвечают на вопросы педагога.
Какие осенние дары можно принести из сада? (
Фрукты: яблоки, груши, сливы )
Урожай каких даров осени собирают на огородах? (
Овощи: картофель, свекла, морковь, капусту, фасоль )
Что собирают осенью в поле? (
Зерновые культуры: кукурузу, подсолнечник )
Какие подарки можно найти, посетив осенний лес? (
Грибы, орехи, ягоды )

Работа с родителями

Тема: «Осень. Лиственные деревья».

Отгадать загадку: «Пусты поля, мокнет земля, день убывает, когда это бывает?»

Рассказать ребёнку об осени, о том, какие изменения происходят в природе;

Рассмотреть картинки с изображением ранней и поздней осени, при этом обратить особое внимание на внешний вид и состояние деревьев: ранней осенью они покрыты разноцветной листвой, а поздней осенью стоят голые;

Вместе с ребенком сравнить одежду людей ранней и поздней осенью;

Обратить его внимание на то, как изменилась погода: дни стали длиннее или короче, стало теплее или холоднее на улице? Рассказать, куда и почему улетели птицы.

Задание 1. Выучить с ребёнком стихотворение:

Подарки осени.

Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки:

Бусы красные – рябине, фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям, фрукты осень дарит нам.

Вопрос: Кому что дарит осень?

Задание 2 . Выучить загадку.

Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (дерево)

Задание 3. Дидактическая игра «Какие деревья ты знаешь? Назови их?». Должны знать и называть части деревьев (ствол, корни, ветки, листья). Учиться образовывать прилагательные: лист березы - березовый, лист дуба - дубовый, лист клена - кленовый, лист осины - осиновый. Учиться правильно образовывать множественное число от слов: дерево, ствол, береза, дуб, рябина, тополь, осина, клен.

Задание 4 . Нарисовать дерево ранней осенью и поздней осенью. (Чем они отличаются?)

Задание 5 . «Расскажи, что ты наденешь осенью на прогулку, что возьмешь с собой для того, чтобы не промокнуть».

Стихи