Сообщение про бертольда брехта. Бертольд Брехт: биография, личная жизнь, семья, творчество и лучшие книги

Каждому человеку, хоть немного интересующемуся театром, пусть даже это и совсем еще не искушенный театрал, знакомо имя Бертольда Брехта . Он занимает почетное место в ряду выдающихся театральных деятелей, и его влияние на европейский театр можно сравнить с влиянием К. Станиславского и В. Немировича-Данченко на русский. Пьесы Бертольта Брехта ставятся повсеместно, и Россия не является исключением.

Бертольд Брехт. Источник: http://www.lifo.gr/team/selides/55321

Что такое «эпический театр»?

Бертольт Брехт – не просто драматург, писатель, поэт, но и основатель театральной теории – «эпического театра» . Сам Брехт противопоставлял ее системе «психологического » театра, основоположником которой является К.Станиславский . Основным принципом «эпического театра» являлось соединение драмы и эпоса, что противоречило общепринятому пониманию театрального действия, основанного, по мнению самого Брехта , только на идеях Аристотеля. Для Аристотеля эти два понятия были несовместимы на одной сцене; драма должна была полностью погружать зрителя в реальность спектакля, вызывать сильные эмоции и заставлять остро переживать события вместе с актерами, которым предполагалось вживаться в роль и, для достижения психологической достоверности, изолировать себя на сцене от зрителей (в чем, по Станиславскому , им помогала условная «четвертая стена», отделявшая актеров от зрительного зала). Наконец, для психологического театра необходимо было полное, детальное восстановление антуража.

Брехт же, наоборот, считал, что подобный подход переключает внимание в большей степени только на действие, отвлекая от сути. Цель «эпического театра » – заставить зрителя абстрагироваться и начать критически оценивать и анализировать происходящее на сцене. Лион Фейхтвангер писал:

«По Брехту, вся суть заключается в том, чтобы зритель больше не обращал внимания на «что», а только на «как» … Согласно Брехту, всё дело в той, чтобы человек в зрительном зале лишь созерцал события на сцене, стремясь как можно больше узнать и услышать. Зритель должен наблюдать за течением жизни, извлечь из наблюдения соответствующие выводы, отклонить их или согласиться, — он должен заинтересоваться, но, боже упаси, только не расчувствоваться. Он должен рассматривать механизм событий точно так же, как механизм автомашины»

Эффект отчуждения

Для «эпического театра» важен был «эффект отчуждения ». Сам Бертольд Брехт говорил, что необходимо «просто лишить событие или характер всего, что само собой разумеется, знакомо, очевидно, и вызвать по поводу этого события удивление и любопытство», что должно сформировать у зрителя способность критически воспринимать действие.

Актеры

Брехт отказался от принципа, что актер должен максимально вживаться в роль, более того, от актера требовалось выражение его собственной позиции по отношению к своему персонажу. В своем докладе (1939 год) Брехт аргументировал эту позицию следующим образом:

«Если между сценой и публикой устанавливался контакт на основе вживания, зритель был способен увидеть ровно столько, сколько видел герой, в которого он вжился. И по отношению к определённым ситуациям на сцене он мог испытывать такие чувства, которые разрешало „настроение“ на сцене»

Сцена

Соответственно, и оформление сцены должно было работать на идею; Брехт отказался от достоверного воссоздания антуража, воспринимая сцену как инструмент. От художника теперь требовался минималистический рационализм , декорации должны были быть условными и представлять зрителю изображаемую реальность лишь в общих чертах. Использовались экраны, по которым шли титры, кинохроника, что также препятствовало «погружению» в спектакль; иногда же декорации меняли прямо на глазах у зала, не опуская занавес, намеренно разрушая сценическую иллюзию.

Музыка

Для реализации «эффекта отчуждения» Брехт использовал в своих спектаклях также и музыкальные номера – в «эпическом театре» музыка дополняла актерскую игру и выполняла ту же функцию – выражение критического отношения к происходящему на сцене. В первую очередь, в этих целях использовались зонги . Эти музыкальные вставки специально как бы выпадали из действия, использовались не к месту, но этот прием подчеркивал несоответствие только форме, а не содержанию.

Влияние на русский театр сегодня

Как уже было отмечено, пьесы Бертольта Брехта по-прежнему пользуются популярностью у режиссеров всех мастей, и московские театры сегодня предоставляют большой выбор и позволяют наблюдать весь спектр таланта драматурга.

Так, в мае 2016 года состоялась премьера спектакля “Мамаша Кураж” в театре Мастерская Петра Фоменко . В основе спектакля лежит пьеса “Мамаша Кураж и ее дети” , которую Брехт начал писать в канун Второй мировой войны, задумав сделать таким образом предупреждение. Однако, драматург закончил работу осенью 1939 года, когда война уже началась. Позже Брехт напишет:

«Писатели не могут писать с такой быстротой, с какой правительства развязывают войны: ведь чтобы сочинять, надо думать… „Мамаша Кураж и её дети“ - опоздала»

При написании пьесы источниками вдохновения Брехту служили два произведения – повесть «Подробное и удивительное жизнеописание отъявленной обманщицы и бродяги Кураж », написанная в 1670 году Г. фон Гриммельсгаузеном , участником Тридцатилетней войны, и «Сказания прапорщика Столя » Й. Л. Рунеберга . Героиня пьесы, маркитантка, использует войну как способ обогатиться и не испытывает никаких чувств по отношению к этому событию. Кураж заботится о своих детях, которые, наоборот, представляют лучшие человеческие качества, которые видоизменяются в условиях войны и обрекают всех троих на погибель. «Мамаша Кураж » не только воплотила в себе идеи «эпического театра», но и стала первой постановкой театра «Берлинер ансамбль » (1949), созданного Брехтом .

Постановка пьесы «Мамаша Кураж» в театре Фоменко. Источник фото: http://fomenko.theatre.ru/performance/courage/

В театре им. Маяковского в апреле 2016 года состоялась премьера спектакля «Кавказский меловой круг» по одноименной пьесе Брехта . Пьеса была написана в Америке в 1945 году. Эрнст Шумахер , биограф Бертольта Брехта , высказывал предположение, что, избрав местом действия Грузию, драматург как бы отдал дань уважения роли Советского Союза во Второй Мировой Войне. В эпиграф спектакля вынесена цитата:

«Дурные времена делают человечность опасной для человека»

В основе пьесы лежит библейская притча о царе Соломоне и двух матерях, спорящих, чей ребенок (также, по мнению биографов, на Брехта оказала влияние пьеса «Меловой круг » Клабунда , в основе которой, в свою очередь, лежала китайская легенда). Действие разворачивается на фоне Второй Мировой Войны. В этом произведении Брехт ставит вопрос, чего стоит добрый поступок?

Как отмечают исследователи, эта пьеса – пример «правильного» для «эпического театра» сочетания эпоса и драмы.

Постановка пьесы «Кавказский меловой круг» в театре Маяковского. Источник фото: http://www.wingwave.ru/theatre/theaterphoto.html

Пожалуй, самая известная в России постановка «Доброго человека из Сезуана» Добрый человек из Сычуани ») – постановка Юрия Любимова в 1964 году в Театре на Таганке , с которой для театра началась эпоха расцвета. Сегодня интерес режиссеров и зрителей к пьесе не пропал, спектакль Любимова по-прежнему на сцене, в Театре имени Пушкина можно посмотреть версию Юрия Бутусова . Эту пьесу считают одним из самых ярких образцов «эпического театра ». Как и Грузия в «Кавказском меловом круге », Китай здесь – своеобразная, очень далекая условная сказочная страна. И вот в этом условном мире разворачивается действие – боги спускаются с небес в поисках доброго человека. Это спектакль о доброте. Брехт считал, что это врожденное качество и что оно относится к специфическому набору качеств, которые могут быть выражены только символически. Эта пьеса – притча, и автор ставит здесь перед зрителем вопросы, что есть доброта в жизни, как она воплощается и может ли быть абсолютной, или же присутствует двойственность человеческой натуры?

Постановка пьесы «Добрый человек из Сычуани» Брехта 1964 года в театре на Таганке. Источник фото: http://tagankateatr.ru/repertuar/sezuan64

Одну из самых известных пьес Брехта , «Трехгрошовую оперу », поставил в 2009 году Кирилл Серебренников в МХТ имени Чехова. Режиссер подчеркивал, что ставит зонг – оперу и готовил спектакль два года. Это история о бандите по прозвищу Мэкки – нож, действие происходит в викторианской Англии. В действии принимают участие и нищие, и полицейские, и бандиты, и проститутки. По словам самого Брехта , в пьесе он изобразил буржуазное общество. В основе лежит балладная опера «Опера нищих » Джона Гея . Брехт же говорил, что в написании его пьесы участвовал композитор Курт Вайль . Исследователь В. Гехт , сравнивая два этих произведения, писал:

«Гей наводил замаскированную критику на явные безобразия, Брехт подвергал явной критике замаскированные безобразия. Гей объяснял безобразия человеческими пороками, Брехт, напротив, пороки - общественными условиями»

Особенность «Трехгрошовой оперы » в ее музыкальности. Зонги из спектакля стали невероятно популярны, и в 1929 году в Берлине даже вышел сборник, а позже исполнялись многими мировыми звездами музыкальной индустрии.

Постановка пьесы «Тёхгрошова опера» в МХТ имени А.П. Чехова. Источник фото: https://m.lenta.ru/photo/2009/06/12/opera

Бертольд Брехт стоял у истоков совершенно нового театра, где главная цель автора и актёров - воздействовать не на эмоции зрителя, а на его разум: заставить зрителя быть не участником, сопереживающим происходящему, искренне верящему в реальность сценического действа, а спокойным созерцателем, который чётко понимает разницу между реальностью и иллюзией реальности. Зритель драматического театра плачет вместе с плачущим и смеётся вместе со смеющимся, в то время как зритель эпического театра Брехта

Бертольд Брехт (1898-1956 гг.) - один из крупнейших немецких театральных деятелей, талантливейших драматургов своего времени, однако его пьесы и до сих пор популяры и ставятся во многих мировых театрах. и поэт, а также создатель театра «Берлинер Ансамбль». Творчество Бертольда Брехта привело его к созданию нового направления «политического театра». Он был родом из немецкого города Аугсбурга. С молодости он увлекался театром, но его семья настояла на том, чтобы он стал врачом, после гимназии он поступил Университет им. Людвига Максимилиана в Мюнхене.

Бертольд Брехт: биография и творчество

Однако серьезные перемены произошли после встречи со знаменитым в Германии писателем Леоном Файхвангером. Тот сразу заметил в молодом юноше недюжинный талант и порекомендовал ему заняться вплотную литературой. К этому времени Брехт закончил свою пьесу «Барабаны ночи», которую поставил один из мюнхенских театров.

К 1924 году после окончания университета отправляется покорять Берлин молодой Бертольд Брехт. Биография его указывает на то, что здесь его ждала еще одна удивительная встреча с известнейшим режиссером Эрвином Пискатором. Через год этот тандем создает «Пролетарский театр».

Краткая биография Бертольда Брехта указывает на то, что сам драматург не был богат, и его собственных денег никогда бы не хватило на то, чтобы заказывать и покупать пьесы у известных драматургов. Именно поэтому Брехт решается писать самостоятельно.

Но начал он с переделывания известных пьес, а дальше пошли инсценировки популярных литературных произведений для непрофессиональных артистов.

Театральная работа

Творческий путь Бертольда Брехта начался с пьесы «Трехгрошовая опера» Джона Гея, по его книге «Опера нищих», которая стала одним из первых таких дебютных опытов, поставленных в 1928 году.

Сюжет рассказывает историю о жизни нескольких нищих бродяг, которые ничем не гнушаются и любыми путями ищут себе средства к существованию. Спектакль почти сразу стал популярным, так как нищие-бродяги до этого еще не были главными героями на театральных подмостках.

Потом Брехтом вместе со своим напарником Пискатором он ставит в театре «Фольксбюнне» вторую совместную пьесу по роману М. Горького «Мать».

Дух революции

В Германии в то время немцы искали новые пути развития и обустройства государства, и поэтому происходило некое брожение в умах. И вот этот революционный пафос Бертольда очень сильно отвечал духу того настроения в обществе.

За этим последовала новая пьеса Брехта по инсценировке романа Я. Гашека повествующего о приключениях бравого солдата Швейка. Она привлекла внимание зрителей тем, что была буквально напичкана юмористическими житейскими ситуациями, и главное - яркой антивоенной тематикой.

Биография указывает, что в то время он был женат на известной актрисе Елене Вайгель, и вот вместе с ней он переезжает в Финляндию.

Работа в Финляндии

Там он начинает работать над пьесой «Мама Кураж и ее дети». Сюжет он подсмотрел в немецкой народной книге, в которой описывались приключения одной торгашки в период

Состояние фашистской Германии он не мог оставить в покое, поэтому дал ему политическую окраску в пьесе «Страх и отчаяние в Третьей империи» и показал в ней истинные причины прихода к власти фашистской партии Гитлера.

Война

Во Вторую мировую Финляндия стала союзницей Германии, и поэтому Брехту опять пришлось эмигрировать, но на этот раз в Америку. Он ставит там свои новые пьесы: «Жизнь Галилея» (1941 г.), «Добрый человек из Сезуана», «Господин Пунтилла и его слуга Матти».

За основу были взяты народные фольклорные сюжеты и сатира. Вроде бы все просто и понятно, однако Брехт, обработав их философскими обобщениями, превратил их в притчи. Так искал драматург новые выразительные средства своих мыслей, идей и убеждений.

Театр на Таганке

Его театральные постановки шли в тесном контакте со зрителями. Исполнялись песни, иногда зрителей приглашали на сцену и делали их непосредственными участниками пьесы. Такие вещи действовали на людей поразительным образом. И это очень хорошо знал Бертольд Брехт. Биография его содержит еще одну очень интересную деталь: оказывается, московский театр на Таганке начинался тоже с пьесы Брехта. Режиссер Ю. Любимов сделал пьесу «Добрый человек из Сезуана» визитной карточкой своего театра, правда, еще с несколькими другими спектаклями.

Когда окончилась война, сразу возвратился в Европу и Бертольд Брехт. Биография имеет сведения о том, что он поселился в Австрии. Бенефисы и овации были на всех его пьесах, которые он написал еще в Америке: «Кавказский меловой круг», «Карьера Артуро Уи». В первой пьесе он показывал свое отношение к фильму Ч. Чаплина «Великий диктатор» и пытался досказать, то чего не договорил Чаплин.

Театр «Берлинер Ансамбль»

В 1949 году Бертольда приглашают работать в ГДР в театр «Берлинер Ансамбль», где он становится художественным руководителем и режиссером. Он пишет инсценировки по крупнейшим произведениям мировой литературы: «Васса Железнова» и «Мать» Горького, «Бобровая шуба» и «Красный петух» Г. Хауптмана.

Со своими спектаклями он проехал полмира и, конечно же, посетил СССР, где в 1954 году ему вручили Ленинскую премию мира.

Бертольд Брехт: биография, список книг

В середине 1955 года Брехт в возрасте 57 лет стал чувствовать себя очень плохо, он сильно постарел, ходил, опираясь на трость. Он составил завещание, в котором указал, чтобы гроб с его телом не выставляли на публичное обозрение и не произносили прощальных речей.

Ровно через год весной, работая в театре над постановкой «Жизни Гадилея», Брех на ногах переносит микроинфаркт, затем, к концу лета, самочувствие его ухудшается, а сам он умирает от обширного инфаркта 10 августа 1956 года.

Вот на этом и можно закончить тему «Брехт Бертольд: биография история жизни». Остается только добавить, что за всю свою жизнь этот удивительный человек написал немало литературных творений. Наиболее известные его пьесы, кроме перечисленных выше, это «Ваал» (1918 г.), «Человек есть человек» (1920 г.), «Жизнь Галилея» (1939 г.), «Кавказский меловой» и много-много других.

Бертольд Брехт


Вот уже несколько десятилетий, как Брехт причислен к классикам. И даже к почитаемым классикам. Убежденный марксист стремился создать «эпическую драму», свободную от «колебания и безверия», характерных для театра, и внушить зрителям активное и критическое отношение к происходящему на сцене. Его ставят повсюду. От его имени театральными критиками образован эпитет – «брехтовский», что означает – рациональный, сохраняющий дистанцию по отношению к реальности, блестяще язвительный в своем анализе человеческих отношений.

Англичанин Джон Фуэджи, неутомимый исследователь биографии Бертольда Брехта, попытался доказать, что Брехт не являлся единственным автором своих сочинений, что свои лучшие пьесы он создавал не самостоятельно, а используя целый «гарем любовниц», которые и позволяли ему доводить начатое до конца. Еще в 1987 году исследователь опубликовал в университетском издательстве Кембриджа документированный портрет немецкого драматурга. Уже тогда он приводил факты, позволяющие думать, что, начиная с 1920-х годов, многие из женщин, которые были близки с Брехтом, одновременно работали с ним и на него. Попытался раскрыть тайну личности Бертольда Брехта и российский писатель Юрий Оклянский, посвятивший немецкому драматургу книгу «Гарем Бертольда Брехта» Он начал заниматься исследованием личной жизни Б.Б. еще в 1970-е годы. «Я была, наверное, единственной женщиной, с которой у него не было физической близости, – призналась Ю. Оклянскому режиссер из Риги Анна Эрнестовна (Ася) Лацис. – Хотя он, конечно, и делал заходы… Да-а… А Брехт, несмотря на бесконечные свои похождения и множество любовниц, был человек нежного сердца. Когда он с кем-то спал, то делал из этой женщины большого человека».

Виланд Герцфельде, основатель знаменитого издательства «Малик», как-то заметил: «…Бертольд Брехт был маркузианцем, своего рода предшественником сексуальной революции. И даже, как видно теперь, один из ее пророков. Всем наслаждениям жизни этот искатель истины предпочитал два сладострастия – сладострастие новой мысли и сладострастие любви…»

Из увлечений юности Брехта прежде всего следует упомянуть дочь аугсбургского врача Паулу Банхольцер («Би»), которая в 1919 году родила ему сына Франка… Чуть позже его сердце покоряет темнокожая студентка медицинского института в Аугсбурге Хедди Кун («темнокожая Хе»).

В 1920 году любовница Брехта Дора Манхайм («фрейлен До») познакомила его со своей подругой Элизабет Гауптман – наполовину англичанкой, наполовину немкой. В ту пору Брехт выглядел как молодой волк, худой и остроумный, марксист по убеждениям, стригущийся наголо и позирующий перед фотографами в кожаном пальто. В зубах у него – неизменная сигара победителя, вокруг него – свита поклонников. Он дружил с кинематографистами, хореографами, музыкантами. Элизабет Гауптман помогала ему в написании «Ваала» – пламенного манифеста, который произвел переворот во всем тогдашнем театре. Эта удивительная молодая женщина, переводчица с английского, делила с Брехтом и постель, и письменный стол. «Секс в обмен на текст», – как резюмировал исследователь, придумав эту весьма емкую, хотя и грубую формулу. Фуэджи утверждал, что 85 процентов рукописи «Трехгрошовой оперы» – дело рук соавторши Брехта. А что касается «Святой Иоанны скотобоен», то тут и все 100 процентов принадлежат перу Гауптман. По мнению Фуэджи, те, кого «клыкастый вампир в пролетарской робе» укладывал в постель, и написали его лучшие сочинения. С этим решительно не согласно большинство исследователей творчества немецкого драматурга.

В 1922 году Б.Б. женился на мюнхенской оперной певице Марианне Цофф (после двух ее беременностей). Правда, брак оказался недолгим. Их дочь Ханне Хиоб стала впоследствии исполнительницей ролей в пьесах своего отца. В том же 1922 году драматург познакомился с актрисой Каролой Неер. Когда Брехт брал гитару и резким голосом пел свои баллады, Марианна Цофф, высокая полная брюнетка, несмотря на свой уже округлившийся живот, проявляла признаки беспокойства и отыскивала взглядом возможных соперниц. Потенциальной из них была Карола Неер («Женщина-Персик»). Их любовный роман начался несколько лет спустя…

В своих фантазиях 24-летний Брехт ощущал себя «Тигром городских джунглей». Его сопровождали два близких друга – драматург Арнольт Броннен («Черная пантера») и самый давний и неразлучный друг Брехта, его одноклассник по аугсбургской гимназии по кличке «Тигр Кас», у которого позднее проявились гомосексуальные наклонности. После совместной поездки с Тигром Касом в Альпы Брехт записал в дневнике: «Лучше с приятелем, чем с девчонкой». С Черной пантерой тоже, судя по всему, было лучше. Все три «тигра» спешили изведать все соблазны пороков. Вскоре к ним присоединилась мюнхенская «старшая сестра», некая Герда – удовлетворявшая сексуальные аппетиты друзей. «Тигры» посещали дом «дяди Фейхтвангера», известного писателя. Здесь Брехт покорил баварскую писательницу Мари-Луизу Фляйсер (позже она стала его безотказной сотрудницей).

В 1924 году вне конкуренции оказалась Елена Вайгель («Эллен-бестия»), которая родила драматургу сына Стефана, а через пять лет в ультимативной форме потребовала (и получила) статус главной жены. В результате этого брака – покинула Берлин Мари-Луиза Фляйсер, а член компартии Германии Элизабет Гауптман пыталась покончить жизнь самоубийством. Возврат Каролы Неер ознаменовался драматической сценой на вокзале: после сообщения Брехта о своей женитьбе актриса хлестанула его подаренными розами…

В дневнике в 1927 году Бертольд писал: «Сладострастие было единственным, что во мне неутолимо, но слишком длинны паузы, которых оно требует. Если бы можно было поглощать высший взлет и оргазм почти без перерыва! Год сношаться или год думать! Но, возможно, это конструктивная ошибка – обращать думание в сладострастие; возможно, все предназначено на что-то другое. За одну сильную мысль я готов пожертвовать любой женщиной, почти любой. Мыслей гораздо больше, чем женщин».

В конце 1920-х годов Брехт симпатизировал советскому искусству. В Германию приезжал Сергей Эйзенштейн, чей «лучший фильм всех времен и народов» «Броненосец "Потемкин"» был запрещен немецкой цензурой. Брехт познакомился с теоретиком ЛЕФа Сергеем Третьяковым, который стал переводчиком его пьес на русский. Немецкий драматург, в свою очередь, взялся за обработку и постановку пьесы русского секс-революциониста. В пьесе Третьякова «Хочу ребенка» героиня, советская интеллектуалка и феминистка, не признает любви, а ждет от мужчины только оплодотворения. В 1930 году в Берлине прошли гастроли театра Мейерхольда. Брехт стал своим в коммунистической среде. В партию вступили его подруги – Гауптман, Вайгель, Штеффин… Но не Брехт!

Маргарет Штеффин повстречалась на пути Брехта в 1930 году. Штеффин, дочь каменщика с берлинской окраины, знала шесть иностранных языков, обладала врожденной музыкальностью, несомненными артистическими и литературными способностями – иными словами, ей, вероятно, было вполне по силам воплотить свое дарование в нечто значительное, в такое произведение либо драматургии, либо поэзии, которому бы оказалась суждена жизнь более долгая, чем его создателю. Впрочем, свой жизненный и творческий путь Штеффин избрала сама, избрала вполне сознательно, по собственной воле отрекшись от доли творца и выбрав для себя участь сотворца Брехта.

Она была стенографисткой, делопроизводителем, референтом… Только двух людей из своего окружения Брехт называл своими учителями: Фейхтвангера и Штеффин. Эта хрупкая белокурая женщина одевалась скромно, участвовала сначала в левом молодежном движении, затем вступила в компартию.

Почти десять лет продолжалось ее сотрудничество с Бертольтом Брехтом. На обороте титульных листов его шести пьес, вошедших в состав изданного у нас собрания сочинений писателя, мелким шрифтом набрано: «В сотрудничестве с М. Штеффин». Это прежде всего – «Жизнь Галилея», затем «Карьера Артуро Уи», «Страх и отчаяние в Третьей империи», «Горации и Куриации», «Винтовки Тересы Карар», «Допрос Лукулла». Кроме того, по мнению литературоведа из Германии Ганса Бунге, то, что Маргарет Штеффин внесла в «Трехгрошовую оперу» и «Дела господина Юлия Цезаря», неотделимо от написанного Брехтом. Ее вклад в творческий капитал знаменитого писателя этим не исчерпывается. Она участвовала в создании других пьес Брехта, переводила вместе с ним «Воспоминания» Мартина Андерсена-Нексе, была непременным и усерднейшим помощником в издательских делах, требующих кропотливого и неблагодарного труда. Она, наконец, не один год была настоящей связной двух культур, пропагандируя в Советском Союзе Брехта как замечательное явление немецкого революционного искусства.

Эти же десять лет по количеству сделанного ею для себя дали результат, не сопоставимый с тем, что сделано для Брехта. Детская пьеса «Ангел-хранитель» и, может быть, еще одна-две пьесы для детей, несколько рассказов, стихи – все! Правда, вряд ли могло быть иначе. Огромная нагрузка, связанная с творческими заботами Брехта, год от года подтачивающая силы болезнь, крайне непростые обстоятельства личной жизни – с учетом всего этого можно лишь подивиться стойкости Маргарет Штеффин, ее мужеству, терпению и воле.

Тайна и отправная точка отношений Маргарет Штеффин и Брехта заключены в слове «любовь»; Штеффин любила Брехта, и ее верное, буквально до гробовой доски литературное служение ему, ее война за Брехта, ее пропаганда Брехта, ее бескорыстное участие в его романах, пьесах и переводах явились, надо полагать, во многом лишь средством выражения ее любви. Она писала: «Я любила любовь. Но любовь не такую: "Скоро ли мы сделаем мальчика?" Думая об этом, я ненавидела подобную размазню. Когда любовь не приносит радости. За четыре года я только однажды ощутила сходный страстный восторг, сходное наслаждение. Но что это было такое, я не знала. Ведь это мелькнуло во сне и, значит, не происходило со мной никогда. А теперь мы тут. Люблю ли я тебя, сама не знаю. Однако остаться с тобой желаю каждую ночь. Едва ты касаешься меня, мне уже хочется лечь. Ни стыд, ни оглядка не противятся этому. Все заслоняет другое…»

Однажды она застала своего возлюбленного на диване с Рут Берлау в недвусмысленной позе. Брехту удалось помирить двух своих любовниц весьма необычным способом: по его просьбе Штеффин стала переводить роман Рут на немецкий, а Берлау, в свою очередь, занялась устройством пьесы Греты «Если бы он имел ангела-хранителя» в местные датские театры…

Маргарет Штеффин умерла в Москве летом 1941 года, за восемнадцать дней до начала войны. У нее был туберкулез в последней стадии, и врачи, поражаясь стойкости ее духа и страстному желанию жить, могли лишь облегчить ее страдания – до той минуты, когда, крепко сжав руку лечащего доктора, она перестала дышать. Телеграмма о ее кончине была отправлена во Владивосток: «транзитнику Брехту». Брехт, ожидавший во Владивостоке шведский пароход, чтобы отплыть в Соединенные Штаты Америки, отозвался письмом на имя заместителя председателя иностранной комиссии Союза писателей СССР М.Я. Аплетина. В письме были такие слова: «Потеря Греты – тяжелый удар для меня, но если уж я должен был ее оставить, то не мог бы это сделать нигде, кроме как в вашей великой стране».
Мой генерал пал,
Мой солдат пал.
Мой ученик ушел,
Мой учитель ушел.
Моего опекуна нет,
Нет моего питомца.

В этих брехтовских стихах из подборки «После смерти моей сотрудницы М.Ш.» выражено не только чувство, вызванное кончиной близкого человека; в них дана точная оценка места, которое Маргарет Штеффин занимала в жизни Брехта, ее значения в творчестве замечательного немецкого драматурга, прозаика и поэта.

До появления у Брехта всех его «помощниц» ему вообще не давались женские образы. Возможно, мамашу Кураж целиком придумала и создала именно Маргарет Штеффин…

В тридцатые годы начались аресты в СССР. В своем дневнике Брехт упомянул об аресте М. Кольцова, которого знал. Сергей Третьяков был объявлен «японским шпионом». Брехт пытается спасти Каролу Неер, но ее мужа считали троцкистом… Потерял свой театр Мейерхольд. Затем война, эмиграция, новая страна ГДР…

С Рут Берлау, очень красивой скандинавской актрисой, к тому же еще пишущей для детей, Брехт познакомится во время эмиграции. При ее участии был создан «Кавказский меловой круг», а также «Сны Симоны Машар». Она стала основательницей первого в Дании рабочего театра. Позже Рут рассказывала об отношениях Брехта с его женой Вайгель: «Брехт спал с ней только раз в год, под Рождество, для укрепления семейных связей… он… Биди… привозил прямо с вечернего спектакля к себе на второй этаж молодую актрису А утром, полдевятого – сама слышала, потому что жила рядом, – снизу раздавался голос Елены Вайгель. Гулко, как в лесу: "Эй-й! Ау! Спускайтесь, кофе подан!"»

Следом за Берлау в жизни Брехта появляется финская помещица Хелла Вуолийоки, которая, помимо того что дала Брехту приют в своем доме, снабжала его солидной документацией и оказывала помощь. Хелла – писательница, литературовед, публицист, чьи остросоциальные пьесы десятилетиями шли в театрах Финляндии и Европы, была крупным капиталистом, к тому же помогала советской разведке, по свидетельству генерала Судоплатова, «найти подходы» к Нильсу Бору.

Брехт стал классиком соцреализма, но при этом не забыл оформить двойное гражданство, пользуясь тем, что его жена Елена Вайгель – австриячка. Затем Брехт передал все права на первый выпуск своих сочинений западногерманскому издателю Петеру Зуркампу, а получая международную Сталинскую премию, потребовал выплатить ее в швейцарских франках. На полученные деньги он построил небольшой домик под Копенгагеном для Рут Берлау. Но та осталась в Берлине, ибо по-прежнему любила этого сладострастника…

В 1955 году на получение Сталинской премии Брехт отправился в сопровождении жены и ассистента режиссера театра «Берлинер ансамбль» (где ставились пьесы Брехта) Кэте Рюлике-Вайлер, ставшей его возлюбленной. Примерно в это же время драматург сильно увлекся актрисой Кэте Райхель, которая по возрасту годилась ему в дочери. В одну из репетиций Брехт отвел ее в сторону и поинтересовался: «А вы развлекаетесь как-нибудь?» – «Если бы ты меня развлек… Я была бы счастлива до конца моих дней!» – зардевшись, сказала про себя девушка. А вслух пробормотала что-то невнятное. Стареющий драматург «преподал актрисе любовный урок», как писал опубликовавший эти мемуарные свидетельства Фолькер. Когда она подарила ему осеннюю ветвь с пожелтевшей листвой, Брехт написал: «Год кончается. Любовь только началась…»

Килиан работала в 1954-1956 годах при нем в качестве секретаря. Ее муж принадлежал к оппозиционной властям ГДР группе неомарксистов-интеллектуалов. Брехт без обиняков заявил ее мужу: «Разведитесь теперь с ней и женитесь на ней еще раз приблизительно через два года». Вскоре у Брехта появился новый соперник – молодой польский режиссер. Бертольд писал в своем дневнике: «Войдя в свой рабочий кабинет, я застал сегодня возлюбленную с молодым человеком. Она сидела рядом с ним на софе, он лежал с несколько заспанным видом. С принужденно веселым возгласом – "правда, очень двусмысленная ситуация!" – она вскочила и в течение всей последующей работы выглядела довольно озадаченной, даже испуганной… Я упрекнул ее, что она флиртует на своем рабочем месте с первым встречным мужчиной. Она сказала, что безо всякой мысли присела на несколько минут к молодому человеку, что у нее с ним ничего нет…» Впрочем, Изот Килиан снова обворожила своего стареющего возлюбленного, и в мае 1956 года он продиктовал ей свое завещание. Она должна была заверить завещание у нотариуса. Но по свойственной ей небрежности этого не сделала. Между тем в завещании Брехт уступал часть авторских прав от нескольких пьес Элизабет Гауптман и Рут Берлау и распоряжался относительно имущественных интересов Кэте Райхель, Изот Килиан и других.

За три месяца 1956 года он провел 59 репетиций одного только спектакля «Жизнь Галилея» – и умер. Его похоронили рядом с могилой Гегеля. Елена Вайгель вступила в единоличное владение наследством мужа и отказалась признать завещание. Впрочем, она подарила несостоявшимся наследникам часть вещей покойного драматурга.

Бертольд Брехт благодаря своему сексуальному магнетизму, уму, умению убеждать, благодаря театральному и деловому чутью притягивал к себе многих женщин-писательниц. Известно было и то, что он имел обыкновение превращать своих поклонниц в личных секретарш и не испытывал угрызении совести ни когда выторговывал себе выгодные условия контракта, ни когда заимствовал чью-то идею. По отношению к литературной собственности он проявлял пренебрежение, повторяя с искренним простодушием, что это «буржуазное и декадентское понятие»

Итак, у Брехта были свои «негры», точнее, «негритянки»? Да, у него было много женщин, но не следует торопиться с выводами. Скорее всего, истина в другом: этот многосторонний человек в своем творчестве пользовался всем, что писалось, рождалось и придумывалось рядом с ним – будь то письма, стихи, сценарии, чьи-то неоконченные пьесы-наброски. Все это питало его жадное и лукавое вдохновение, умевшее подвести прочную базу под то, что другим представлялось лишь расплывчатым эскизом. Он сумел динамитом взорвать старые традиции и законы театра, заставить его отражать окружающую его действительность.

Эуген Бертхольд Фридрих Брехт родился в семье фабриканта 10 февраля 1898 года в Аугсбурге. Он окончил народную школу и реальную гимназию в родном городе, и числился среди самых успевающих, но неблагонадёжных учеников. В 1914 году Брехт издал в местной газете своё первое стихотворение, что совершенно не вызвало восторга у его отца. Зато младший брат Вальтер всегда восхищался Бертольдом и во многом подражал ему.

В 1917 году Брехт стал студентом медицинского факультета Мюнхенского университета. Впрочем, он гораздо больше был увлечён театром, чем медициной. Особый его восторг вызывали пьесы немецкого драматурга ХIХ Георга Бюхнера и современного драматурга Ведекинда.

В 1918 году Брехта призвали на военную службу, но на фронт не отправили из-за больных почек, а оставили работать санитаром в Аугсбурге. Он жил вне брака со своей подругой Би, которая родила ему сына Франка. В это время Бертольд написал свою первую пьесу «Ваал», а вслед за ней и вторую - «Барабаны в ночи». Параллельно он работал театральным рецензентом.

Брат Вальтер познакомил его с руководительницей «Дикого театра» Трудой Герстенберг. «Дикий театр» представлял собой варьете, в котором большинство актеров были молодыми, любящими эпатировать публику на сцене и в жизни. Брехт пел свои песни под гитару жестковатым, резким, скрипучим голосом, отчетливо произнося каждое слово - по-существу, это была мелодекломация. Сюжеты брехтовских песен шокировали слушателей гораздо больше, чем поведение его коллег по «Жестокому театру» - это были рассказы о детоубийцах, детях, убивающих родителей, о моральном разложении и смерти. Брехт не бичевал пороки, он просто констатировал факты, описывал будничную жизнь современного ему немецкого общества.

Брехт ходил в театры, в цирк, в кино, слушал эстрадные концерты. Встречался с артистами, режиссерами, драматургами, внимательно слушал их рассказы и споры. Познакомившись со старым клоуном Валентином, Брехт написал для него короткие пьесы-фарсы и даже выступил вместе с ним на эстраде.

«Многие уходят от нас, и мы их не удерживаем,
Мы сказали им все, и уже ничего не осталось между ними и нами, и лица у нас были тверды в миг разлуки.
Но мы не сказали самого важного, мы упустили необходимое.
О, почему же мы не говорим самого важного, ведь это было бы так легко, ведь не говоря, мы себя обрекаем проклятью!
Эти слова были так легки, они скрывались там, за зубами вплотную, они упали от смеха, и поэтому мы задыхаемся с перехваченным горлом.
Вчера умерла моя мать, вечером Первого мая!
Теперь ее и ногтями не выскрести...»

Отца всё больше раздражало творчество Бертольда, но он старался сдерживаться и не выяснять отношения. Единственным его требованием было напечатать «Ваал» под псевдонимом, чтобы фамилия Брехт не оказалась замарана. Не вызывала восторга отца и связь Бертольда с его очередной пассией Марианной Цоф - молодые люди жили не обвенчавшись.

Фейхтвангер, с которым Брехта связывали дружеские отношения, характеризовал его как «несколько мрачного, небрежно одетого человека с ярко выраженными склонностями к политике и к искусству, человека неукротимой воли, фанатика». Брехт стал прототипом инженера-коммуниста Каспара Прёкля в фейхтвангеровском «Успехе».

В январе 1921 года аугсбургская газета в последний раз напечатала рецензию Брехта, который вскоре окончательно переселился в Мюнхен и регулярно наведывался в Берлин, пытаясь напечатать «Ваал» и «Барабанный бой». Именно в это время по совету своего приятеля Броннена Бертольд изменил последнюю букву своего имени, после чего его имя звучало как Бертольт.

29 сентября 1922 года в Мюнхене в Камерном театре состоялась премьера «Барабанов». В зале были развешаны плакаты: «Каждый сам себе лучше всех», «Своя шкура всего дороже», «Нечего таращиться так романтично!» Луна, висящая над сценой, каждый раз багровела перед появлением главного героя. В целом представление прошло успешно, рецензии также были положительными.

В ноябре 1922 года Брехт и Марианна обвенчались. В марте 1923 года у Брехта родилась дочь Ханна.

Премьеры следовали одна за другой. В декабре «Барабаны» показал Немецкий театр в Берлине. Отзывы газет были разноречивы, но молодому драматургу присудили премию Клейста.

Новую пьесу Брехта «В чаще» поставил в мюнхенском «Резиденц-театре» молодой режиссер Эрих Энгель, оформил сцену Каспар Неер. Бертольт не раз потом работал с ними обоими.

Мюнхенский камерный театр пригласил Брехта режиссером на сезон 1923/24 года. Сначала он собирался поставить современный вариант «Макбета», но потом останавился на исторической драме Марлоу «Жизнь Эдварда II, короля Англии». Вместе с Фейхтвангером они переработали текст. Именно в это время сложился «брехтовский» стиль работы в театре. Он почти деспотичен, но при этом требует от каждого исполнителя самостоятельности, внимательно выслушивает самые резкие возражения и замечания, лишь бы они были дельными. В Лейпциге между тем поставлен «Ваал».

Знаменитый режиссёр Макс Рейнхардт пригласил Брехта на должность штатного драматурга, и в 1924 году тот окончательно переселился в Берлин. У него новая девушка - молодая артистка Рейнгардта Лена Вайгель. В 1925 году она родила Брехту сына Стефана.

Издательство Кипенхойера заключило с ним договор на сборник баллад и песен «Карманный сборник», который вышел в 1926 году тиражом в 25 экземпляров.

Развивая военную тему, Брехт создал комедию «Что тот солдат, что этот». Ее главный герой грузчик Гэли Гэй вышел из дому на десять минут, чтобы купить рыбу к обеду, но попал в компанию солдат и уже через сутки стал другим человеком, сверхсолдатом – ненасытным обжорой и тупо неустрашимым воякой. Театр эмоций был Брехту не близок, и он продолжил свою линию: ему был нужен ясный, разумный взгляд на мир, и, как следствие, театр идей, рациональный театр.

Брехта очень увлекли принципы монтажа Сегрея Эйзенштейна. Несколько раз он смотрел «Броненосец Потемкин», постигая особенности его композиции.

Пролог к венской постановке «Ваала» написал живой классик Гуго фон Гофмансталь. Брехт между тем увлёкся Америкой и задумал цикл пьес «Человечество вступает в большие города», который должен был показать подъем капитализма. Именно в это время он сформулировал основные принципы «эпического театра».

Брехт первым среди всех своих друзей приобрёл автомобиль. В это время он помогал ещё одному знаменитому режиссёру - Пискатору - ставить роман Гашека «Похождения бравого солдата Швейка», одно из своих любимых произведений.

Брехт по-прежнему писал песни, часто сам сочинял мелодии. Вкусы у него были своеобразные, например, он не любил скрипок и симфоний Бетховена. Композитор Курт Вайль, которого прозвали «Верди для бедных», заинтересовался зонгами Брехта. Вдвоем они сочинили «Зонгшпиль Махагони». Летом 1927 опера была представлена на фестивале в Баден-Бадене в режиссуре Брехта. Успеху оперы во многом способствовало блестящее исполнение роли женой Вайля - Лоттой Лени, после чего она считалась образцовой исполнительницей произведений Вайля-Брехта. «Махагони» в том же году передали радиостанции Штутгарта и Франкфурта-на-Майне.

В 1928 году вышел «Что тот солдат, что этот». Брехт развелся и женился снова - на Лене Вайгель. Брехт считал, что Вайгель - идеальная актриса создаваемого им театра - критичная, мобильная, работоспособная, хотя сама она любила говорить о себе, что она простая баба, необразованная комедиантка с венских окраин.

В 1922 году Брахт попал в берлинскую больницу «Шаритэ» с диагнозом «крайнее истощение», где его лечили и кормили бесплатно. Немного оправившись, молодой драматург пытался поставить в «Молодом театре» Морица Зелера пьесу Броннена «Отцеубийство». Уже в первый день он представил актёрам не только общий план, но и подробнейшие разработки каждой роли. Прежде всего он требовал от них осмысленности. Но Брехт был слишком резок и бескомпромиссен в работе. В результате выход уже объявленного спектакля отменили.

В начале 1928 года в Лондоне отмечался двухсотлетний юбилей «Оперы нищих» Джона Гэя – веселой и злой пародийной пьесы, которую любил великий сатирик Свифт. По её мотивам Брехт создал «Трёхгрошовую оперу» (название предложил Фейхтвангер), а Курт Вайль написал музыку. Генеральная репетиция длилась до пяти утра, все нервничали, почти никто не верил в успех мероприятия, накладки следовали за накладками, но премьера прошла с блеском, а через неделю куплеты Мэкки пел весь Берлин, Брехт и Вайль стали знаменитостями. В Берлине открыли «Трехгрошовое кафе» - там постоянно звучали только мелодии из оперы.

Любопытна история постановки «Трёхгрошёвой оперы» в России. Известный режиссёр Александр Таиров, будучи в Берлине, увидел «Трёхгрошёвую оперу» и договорился с Брехтом о российской постановке. Однако выяснилось, что Московский театр Сатиры тоже хотел бы её поставить. Началась тяжба. В результате Таиров выиграл и поставил спектакль в 1930 году под названием «Опера Нищих». Критика спектакль разгромила, Луначарский тоже был им недоволен.

Брехт был убежден, что голодные, нищие гении - такой же миф, как благородные бандиты. Он много работал и хотел много зарабатывать, но при этом отказывался жертвовать принципами. Когда кинофирма «Неро» заключила с Брехтом и Вайлем договор на экранизацию оперы, Брехт представил сценарий, в котором были усилены социально-политические мотивы и изменён финал: Мэкки становился директором банка, а вся его шайка - членами правления. Фирма расторгла договор и сняла фильм по сценарию, близкому к тексту оперы. Брехт подал в суд, отказался от выгодного мирного соглашения, проиграл разорительную тяжбу, и фильм «Трехгрошовая опера» вышел на экран вопреки его воле.

В 1929 году на фестивале в Баден-Бадене исполнили «учебную радиопьесу» Брехта и Вайля «Перелет Линдберга». После этого ее передали еще несколько раз по радио, ведущий немецкий дирижер Отто Клемперер исполнял её в концертах. На том же фестивале исполнялась драматическая оратория Брехта – Хиндемита – «Баденская учебная пьеса о согласии». Четверо летчиков потерпели аварию, им грозит
смертельная опасность. Нужно ли им помочь? Летчики и хор в речитативах и зонгах вслух размышляли об этом.

Брехт не верил в творчество и вдохновение. Он был убежден, что искусство – это разумное упорство, работа, воля, знание, умение и опыт.

9 марта 1930 года в Лейпцигской опере прошла премьера оперы Брехта на музыку Вайля «Подъем и падение города Махагони». На спектаклях раздавались восхищенные и возмущенные крики, иногда зрители сцеплялись врукопашную. Нацисты в Ольденбурге, где собирались поставить «Махагони», официально требовали запретить «низкопробное безнравственное зрелище». Впрочем, немецкие коммунисты тоже считали, что пьесы Брехта слишком гротескны.

Брехт читал книги Маркса и Ленина, посещал занятия в МАРШ – марксистской рабочей школе. Однако, отвечая на вопрос журнала «Die Dame», какая именно книга произвела на него самое сильное и длительное впечатление, Брехт написал коротко: «Вы будете смеяться – библия».

В 1931 году во Франции праздновался 500-летний юбилей Жанны Д`Арк. Брехт пишет ответ - «Святую Иоанну скотобоен». Иоанна Дарк в драме Брехта – лейтенант «Армии спасения» в Чикаго, честная добрая девушка, разумная, но простодушная погибает, осознав бесполезность мирного протеста и призывая массы к восстанию. Опять Брехта критиковали и левые, и правые, обвиняя в откровенной пропаганде.

Брехт подготовил инсценировку горьковской «Матери» для Театра комедии. Он значительно переработал содержание пьесы, приблизив его к современной ситуации. Власову играла Елена Вайгель, жена Брехта.
Забитая русская женщина представала деловитой, остроумной, проницательной и дерзко отважной. Полиция запретила спектакль в здании большого клуба в рабочем районе Моабит, ссылаясь на «плохое состояние сцены», но актеры добились разрешения просто читать пьесу без костюмов. Чтение несколько раз прерывалось полицией, спектакль так и не был закончен.

Летом 1932 года по приглашению Общества культурной связи с заграницей Брехт приехал в Москву, где его водили по заводам, театрам, собраниям. Курировал его драматург Сергей Третьяков - участник литературного содружества «Левый фронт». Чуть позже Брехт удостоился ответного визита: в Берлине его навестил Луначарский с женой.

28 февраля 1933 года Брехт с женой и сыном уехали налегке, чтоб не возбуждать подозрений, в Прагу, их двухлетняя дочь Барбара была отправлена к деду в Аугсбург. В квартиру Брехта поселились Лиля Брик и ее муж, советский дипломатический работник Примаков. Из Праги Брехты переправились в Швейцарию на озеро Лугано, сюда же тайно удалось переправить Барбару.

10 мая книги Брехта вместе с книгами других «подрывателей немецкого духа» - Маркса, Каутского, Генриха Манна, Кестнера, Фрейда, Ремарка - были принародно преданы огню.

Жизнь в Швейцарии была слишком дорога, а у Брехта не было постоянного источника дохода. Датская писательница Карин Михаэлис, друг Брехта и Вайгель, пригласила их к себе. В это время в Париже Курт Вайль познакомился с балетмейстером Жоржем Баланчиным, и тот предложил создать балет на песни Брехта «Семь смертных грехов мелкого буржуа». Брехт выезжал в Париж, присутствовал на репетициях, но постановка и лондонские гастроли прошли без особого успеха.

Брехт возвратился к любимому сюжету и написал «Трехгрошовый роман». Образ бандита Мэкки в романе был решён гораздо более жёстко, чем в пьесе, где он не лишён своеобразного обаяния. Для эмигрантских и для подпольных изданий Брехт сочинял стихи и прозу.

Весной 1935 года Брехт снова приехал в Москву. На вечере, устроенном в его честь, зал был забит битком. Брехт читал стихи. Его друзья пели зонги из «Трехгрошовой оперы», показывали сцены из пьес. В Москве драматург увидел китайский театр Мэй Лань-фана, который произвёл на него сильное впечатление.

В июне Брехта обвинили в антигосударственной деятельности и лишили гражданства.

Гражданский репертуарный театр в Нью-Йорке поставил «Мать». Брехт специально приехал в Нью-Йорк: это первая за три года профессиональная постановка. Увы, постановщик отверг «новый театр» Брехта и поставил традиционный реалистический спектакль.

Брехт написал программную статью «Эффект очуждения в китайском сценическом искусстве». Он искал основы нового эпического, «неаристотелевского» театра, опираясь на опыт древнего искусства китайцев и свои личные наблюдения за повседневной жизнью и ярмарочными клоунами. Затем, вдохновлённый войной в Испании, драматург сочинил короткую пьесу «Винтовки Тересы Каррар». Содержание её было просто и актуально: вдова андалузского рыбака не хочет, чтобы два ее сына участвовали в гражданской войне, но когда старшего сына, мирно ловившего рыбу в заливе, расстреливают пулеметчики с фашистского корабля, она вместе с братом и младшим сыном уходит в бой. Пьесу поставили в Париже актеры-эмигранты, в Копенгагене рабочая любительская труппа. В обеих постановках Тересу Каррар играла Елена Вайгель.

В Москве с июля 1936 года издавался ежемесячный немецкий журнал «Дас ворт». В редакцию входили Бредель, Брехт и Фейхтвангер. В этом журнале Брехт публиковал стихи, статьи, отрывки пьес. В копенгагене меж тем поставили пьесу Брехта «Круглоголовые и остроголовые» на датском языке и балет «Семь смертных грехов мелкого буржуа». На премьере балета был сам король, но после первых же сцен вышел, громко возмущаясь. «Трехгрошовую оперу» поставили в Праге, в Нью-Йорке, в Париже.

Увлечённый Китаем, Брехт написал роман «ТУИ», книгу новелл и очерков «Книга перемен», стихи о Лао Цзы, первый вариант пьесы «Добрый человек из Сезуана». После вторжения Германии в Чехословакию и подписания мирного договора с Данией, предусмотрительный Брехт перебирается в Швецию. Там он вынужден писать под псевдонимом Джон Кент короткие пьесы для рабочих театров Швеции и Дании.

Осенью 1939 года Брехт стремительно, за несколько недель создал знаменитую «Мамашу Кураж» для Стокгольмского театра и его примы Наймы Вифстранд. Брехт сделал дочь главной героини немой, чтобы её могла играть Вайгель, не говорившая по-шведски. Но постановка так и не состоялась.

Странствия Брехта по Европе продолжились. В апреле 1940 года, когда в Швеции стало небезопасно, он с семьей переехал в Финляндию. Там он составил «Хрестоматию войны»: подобрал из газет и журналов фотоснимки и к каждому написал стихотворный комментарий.

Вместе со своей старой знакомой Хеллой Вуолиоки Бертольт создал комедию «Господин Пунтила и его слуга Матти» для финского конкурса пьес. Главный герой - помещик, который становится добрым и совестливым только когда напьётся. Друзья Брехта в были восторге, но жюри пьесу проигнорировало. Тогда Брехт переработал «Мамашу Кураж» для шведского театра в Хельсинки и написал «Карьеру Артуро Уи» - он ждал американскую визу и не хотел ехать в Штаты с пустыми руками. Пьеса в метафорической форме воспроизводила события, происходившие в Германии, а её герои говорили стихами, пародировавшими «Разбойников» Шиллера, «Фауста» Гёте, «Ричарда III», «Юлия Цезаря» и «Макбета» Шекспира. Как обычно, параллельно он создал комментарии к пьесе.

В мае Брехт получил визу, но отказался ехать. Американцы не выдали визу его сотруднице Маргарет Штеффин на том основании, что она больна. Друзья Брехта были в панике. Наконец Штеффин удалось получить гостевую визу, и она вместе с семьёй Брехтов выехала в США через Советский Союз.

Вести о начале войны гитлеровской Германии и Советского Союза застали Брехта в дороге, в океане. Он прибыл в Калифорнию и обосновался ближе к Голливуду, в курортном посёлке Санта-Моника, общался с Фейхтвангером и Генрихом Манном, следил за ходом военных действий. В Америке Брехту не нравилось, он чувствовал себя чужим, никто не спешил ставить его пьесы. Вместе с французским литератором Владимиром Познером и его приятельницей Брехт написал сценарий о французском Сопротивлении «Безмолвный свидетель», потом еще один сценарий «И палачи умирают» – о том, как чешские антифашисты уничтожили гитлеровского наместника в Чехии гестаповца Гейдриха. Первый сценарий был отвергнут, второй существенно переделан. Пьесы Брехта согласились играть только студенческие театры.

В 1942 году в одном из больших концертных залов Нью-Йорка друзья устроили вечер Брехта. Во время подготовки к этому вечеру Брехт познакомился с композитором Паулем Дессау. Позже Дессау написал музыку для «Мамаши Кураж» и нескольких песен. Они с Брехтом задумали оперы «Странствия бога счастья» и «Допрос Лукулла».

Брехт параллельно работал над двумя пьесами: комедией «Швейк во второй мировой войне» и драмой «Сны Симоны Машар», написанной вместе с Фейхтвангером. Осенью 1943 года он начал переговоры с бродвейскими театрами о пьесе «Меловой круг». В ее основе лежала библейская притча о том, как царь Соломон разбирал тяжбу двух женщин, каждая из которых уверяла, что она мать стоящего перед ним ребёнка. Пьесу Брехт написал («Кавказский меловой круг»), но театрам она не понравилась.

Театральный продюсер Лози предложил Брехту поставить «Галилея» с известным артистом Чарлзом Лафтоном. С декабря 1944 года и до конца 1945 года Брехт и Лафтон работали над спектаклем. После взрыва атомной бомбы он стал особенно актуальным, ведь речь в нём шла об ответственности учёного. Спектакль состоялся в маленьком театрике в Биверли Хиллз 31 июля 1947 года, но успеха он не имел.

В Америке наступил расцвет маккартизма. В сентябре 1947 года Брехт получил вызов на допрос в комиссию конгресса по расследованию антиамериканской деятельности. Брехт сделал микрофильмы со своих рукописей и оставил сына Стефана хранителем архива. Стефан к тому времени был гражданином Америки, отслужил в американской армии и демобилизовался. Но, боясь судебного преследования, Брехт всё же явился на допрос, вёл себя подчёркнуто вежливо и серьёзно, довёл комиссию своим занудством до белого каления, и был признан чудаком. Через несколько дней Брехт с женой и дочерью улетел в Париж.

Из Парижа он отправился в Швейцарию, в городок Херрлиберг. Городской театр в Куре предложил Брехту поставить его обработку «Антигоны», на главную пригласили роль Елену Вайгель. Как всегда в доме Брехтов кипела жизнь: собирались друзья и приятели, обсуждались последние культурные события. Частым гостем был крупнейший швейцарский драматург Макс Фриш, иронично называвший Брехта марксистским пастором. В Цюрихском театре поставили «Пунтилу и Матти», Брехт был одним из режиссеров.

Брехт мечтал вернуться в Германию, но сделать это было не так-то легко: страна, равно как Берлин, была поделена на зоны и никто особо не жаждал его там видеть. Брехт и Вайгель (родившаяся в Вене) подали официальное ходатайство о предоставлении им австрийского гражданства. Ходатайство удовлетворили только через полтора года, но зато быстро выдали пропуск на проезд в Германию по австрийской территории: советская администрация пригласила Брехта поставить «Мамашу Кураж» в Берлине.

Через несколько дней после приезда Брехта торжественно чествовали в клубе Культурбунда. За банкетным столом он сидел между президентом республики Вильгельмом Пиком и представителем советского командования полковником Тюльпановым. Брехт прокомментировал происходившее так:

– Не думал, что придется слушать некрологи самому себе и речи над своим гробом.

11 января 1949 года в Государственном театре прошла премьера «Мамаши Кураж». А уже 12 ноября 1949 года постановкой «Господина Пунтилы и его слуга Матти» открылся Берлинер ансамбль - театр Брехта. В нём работали актёры и из восточной, и из западной частей Берлина. Летом 1950 года Берлинер ансамбль уже гастролировал на западе: в Брауншвейге, Дортмунде, Дюссельдорфе. Брехт выпустил несколько спектаклей подряд: «Домашнего учителя» Якоба Ленца, «Мать» по своей пьесе, «Бобровую шубу» Герхарта Гауптмана. Постепенно Берлинер ансамбль стал ведущим немецкоязычным театром. Брехта пригласили в Мюнхен ставить «Мамашу Кураж».

Брехт и Дессау работали над оперой «Допрос Лукулла», премьера которой была намечена на апрель 1951 года. На одну из последних репетиций явились сотрудники комиссии по делам искусств и министерства просвещения и устроили Брехту разнос. Прозвучали обвинения в пацифизме, упадочничестве, формализме, в неуважении к национальному классическому наследству. Брехт вынужден был изменить заголовок пьесы – не «Допрос», а «Осуждение Лукулла», поменять жанр на «музыкальная драма», ввести новых героев и частично изменить текст.

7 октября 1951 года двухлетие ГДР было ознаменовано присуждением Национальных государственных премий заслуженным деятелям науки и культуры. В числе награжденных был и Бертольт Брехт. Вновь начали издавать его книги, появились и книги о его творчестве. Пьесы Брехта ставят в Берлине, в Лейпциге, в Ростоке, в Дрездене, его песни пели повсюду.

Жизнь и работа в ГДР не мешали Брехту иметь счет в швейцарском банке и долгосрочный договор с издательством во Франкфурте-на-Майне.

В 1952 году в Берлинер ансамбль вышли «Процесс Жанны д`Арк в Руане в 1431 году» Анны Зегерс, «Прафауст» Гёте, «Разбитый кувшин» Клейста и «Кремлевские куранты» Погодина. Ставили молодые режиссеры, Брехт руководил их работой. В мае 1953 года Брехта избрали председателем объединенного Пен-клуба – общей организации писателей ГДР и ФРГ, многими он уже воспринимался как крупный писатель.

В марте 1954 года Берлинер ансамбль переехал в новое здание, вышел мольеровский «Дон-Жуан», Брехт увеличил труппу, пригласил ряд актёров из других театров и городов. В июле театр отправился на первые зарубежные гастроли. В Париже на Международном театральном фестивале он показал «Мамашу Кураж» и получил Первую премию.

«Мамашу Кураж» поставили во Франции, Италии, Англии и США; «Трехгрошовую оперу» - во Франции и Италии; «Винтовки Тересы Каррар» – в Польше и в Чехословакии; «Жизнь Галилея» – в Канаде, США, Италии; «Допрос Лукулла» – в Италии; «Доброго человека» – в Австрии, Франции, Польше, Швеции, Англии; «Пунтилу» – в Польше, Чехословакии, Финляндии. Брехт стал всемирно известным драматургом.

Но сам Брехт чувствовал себя всё хуже и хуже, его положили в больницу с острой стенокардией, обнаружили серьёзные проблемы с сердцем. Состояние было тяжёлое. Брехт написал завещание, обозначил место захоронения, отказался от пышной церемонии и определил наследников - своих детей. Старшая дочь Ханна жила в Западном Берлине, младшая играла в Берлинер ансамбле, сын Стефан остался в Америке, занимался философией. Старший сын погиб во время войны.

В мае 1955 года Брехт прилетел в Москву, где в Кремле ему вручили Международную Ленинскую премию мира. Он посмотрел несколько спектаклей в московских театрах, узнал, что в Издательстве иностранной литературы сдан в печать сборник его стихов и прозы, а в «Искусстве» готовят однотомник избранных драм.

В конце 1955 года Брехт вновь обратился к «Галилею». Он репетировал истово, менее чем за три месяца провел пятьдесят девять репетиций. Но грипп, переросший в воспаление лёгких, прервал работу. Врачи не позволили ему поехать на гастроли в Лондон.

Мне не нужно надгробия, но
Если вам для меня оно нужно,
Я хочу, чтоб на нем была надпись:
«Он давал предложения. Мы
Принимали их».
И почтила бы надпись такая
Всех нас.

О Бертольде Брехте была снята телевизионная передача из цикла «Гении и злодеи».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовила Инна Розова

- (Brecht) (1898 1956), немецкий писатель, режиссёр. В 1933 47 в эмиграции. В 1949 основал театр «Берлинер ансамбль». В философско сатирических пьесах на современные, исторические и мифологические сюжеты: «Трёхгрошовая опера» (пост. 1928, музыка… … Энциклопедический словарь

Брехт (Brecht) Бертольт (10.2.1898, Аугсбург, 14.8.1956, Берлин), немецкий писатель, теоретик искусства, театральный и общественный деятель. Сын директора фабрики. Учился на медицинском факультете Мюнхенского университета. В ноябре 1918 был… … Большая советская энциклопедия

Брехт, Бертольт - (Brecht, Bertolt) (полное имя Eugen Berthold Friedrich Brecht, 10.02.1898, Аугсбург 14.08.1956, Берлин, ГДР) немецкий драматург, поэт, прозаик, режиссер, теоретик театрального искусства. Родители родом из швабских крестьян, отец с 1914… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

Брехт, Бертольт Бертольт Брехт Bertolt Brecht Бертольт Брехт Фотография 1948 года из Немецкого федерального архива … Википедия

Брехт фамилия. Известные носители: Брехт, Бертольт Брехт, Джордж … Википедия

Bertolt Brecht Имя при рождении: Eugen Berthold Friedrich Brecht Дата рождения: 10 февраля 1898 г. Место рождения: Аугсбург, Германия Дата смерти: 14 … Википедия

Бертольт Брехт Bertolt Brecht Имя при рождении: Eugen Berthold Friedrich Brecht Дата рождения: 10 февраля 1898 г. Место рождения: Аугсбург, Германия Дата смерти: 14 … Википедия

Бертольт Брехт Bertolt Brecht Имя при рождении: Eugen Berthold Friedrich Brecht Дата рождения: 10 февраля 1898 г. Место рождения: Аугсбург, Германия Дата смерти: 14 … Википедия

Книги

  • Бертольт Брехт. Театр. В 5 томах (комплект из 6 книг) , Бертольт Брехт. Одно из наиболее значительных и ярких явлений немецкой литературы XX века - творчество Брехта. Это определяется не только поразительной универсальностью его дарования (он был драматургом,…
  • Бертольт Брехт. Избранное , Бертольт Брехт. В сборник выдающегося немецкого революционного поэта, драматурга и прозаика, лауреата международной Ленинской премии Бертольта Брехта (1898 - 1956) вошли драмы Трехгрошовая опера, Жизнь…