Современная политическая карта мира. Полные уроки — Гипермаркет знаний

Тема урока

Цель урока

  • сформировать у учащихся понятие о политической карте мира
  • ознакомить с современной политической картой мира, научиться использовать ее.

Задачи урока

  • научиться пользоваться политической картой мира, находить страны на карте.

План урока

  • Структура политической карты. Классификация стран
  • История формирования политической карты
  • Этапы формирования политической карты в новом времени

Структура политической карты. Классификация стран

Тематическая карта, на которой определенными выделениями показаны границы всех стран мира, государственные границы всех стран мира. Имеет свойство изменяться со временем.

В наше время насчитывается около 230 стран, которые различаются между собой по различным показателям, а именно:

Географическим положением;

Величиной территории;

Численностью и национальным составом населения;

Форме правления;

Государственному устройству;

Уровню социально–экономического развития.

1. монархии

Конституционные - Норвегия, Швеция, Великобритания;

Унитарные - Венгрия, Франция.

История формирования политической карты

Начало формирования политической карты мира насчитывает несколько тысячелетий, и между собой делится на несколько периодов

Древний (до V в. н. э.),

Средневековый (V - XV вв.)

Новый (XVI - конец XIX в.)

Новейший периоды (с начала XX в.)

Как менялась карта Европы на протяжении 100 лет

Как уже замечалось, политическая карта имеет свойство изменятся со временем, так последние территориальные изменения связаны с ходом двух мировых войн, при которых некоторые государства исчезали с нее, другие наоборот - возникали.

Этапы формирования политической карты в новом времени

Первый этап был, который длился между окончанием первой и началом второй мировых войн, дал начало великому государству (РСФСР, а позже СССР). Так же были созданы другие не менее значительные государства, такие как Чехословакия, Австрия и Венгрия. К странам. Распаду подверглась еще одна великая страна - Османская империя.

Второй этап , который начался по окончании второй мировой войны подверг распаду пост гитлеровскую Германию на два отдельных государства: ФРГ и ГДР. Было создано социалистическое государство Куба, и другие государства в Азии, Океании, Африке, а также Латинской Америке.

Начало 1990-х дало начало третьему этапу в новейшей истории. В этот период произошел закат самого могущественного государства, из когда-либо существовавших - СССР. После его распада многие республики вошли в состав Содружества Независимых государств (СНГ). С октября 1990г. вновь объединились две части немецкого государства ГДР и ФДР. Чехословакия распалась на два меньших независимых государство - Чехию и Словакию. В 1999 г. Великобритания вернула под юрисдикцию Китайской Народной Республики (КНР) Гонконг. К нашему времени осталось не так много зависимых государств, которые в основном располагаются в Тихом и Атлантическом океане.

Политическая карта мира с 1800-ого по 2011 год

Изменения, происходящие на политической карте относят к количественным и качественным.

Количественные - это изменения, связанные, прежде всего с приобретениями, потерями зависимых территорий.

Качественные характеризуются сменой одной формации на другую, введением нового государственного университета в замену старого.

Типология стран мира - это проблема, над которой долгое время занимаются как экономисты и политологи, так и представители других наук. Принято считать, что типология относится к историческим категориям. До начала 90-х существующие страны делили по трем топографическим критериям:

Социалистические

Капиталистические

Развивающиеся.

В настоящее время, под действием рыночной экономики был добавлен такой критерий как валовой внутренний продукт (это стоимость всей оконченной продукции за год), а также индекс человеческого развития.

Таким образом, все страны можно поделить:

  • Экономически развитые страны

Сюда входят страны "Большой семёрки", в которых ВВП на душу населения варьируется от 20 до 30 тыс. долл.

  • Развивающиеся страны

Страны, которые имеют ключевое значение для мировой экономики в целом, но ВВП на душу населения стоит на отметке 350 долл. Также сюда входят страны - нефтеэкспортеры, такие как Саудовская Аравия и Ирак.

Место любой страны, как и на политической карте мира, так и по типологии изменяется со временем.

В 1999г профессор Чувыров нашел на Урале фрагмент карты. Это здоровенная плита, ее размеры около одного метра на полтора, толщина около 16 см. Район, который на ней изображен очень хорошо известен ученым. Это Уфимская возвышенность, Уфимский каньон, это разлом земной коры, протянувшийся от Уфы до Стерлитамака, является важнейшим пунктом доказательств. Геологические изыскания подтвердили нахождения разлома земной коры в том месте, как это указано на карте. Военно-топографическое управление Генерального штаба Вооружённых сил России в 2007г провело космическую съёмку и выдало соответствующее заключение.
Карта трехслойная. В качестве основания использован очень прочный камень -доломит. На него нанесён слой из т.н. «диопсидового стекла». Именно на этом слое воспроизведён объёмный рельеф местности. Наконец, третий, двухмиллиметровый защитный слой - из белого матового фарфора особой прочности. Такую карту можно сделать только с помощью ныне модных нанотехнологий.

Кто не верил, что слова – это самое мощное оружие в мире? Что словом можно созидать и разрушать империи? А эти утверждения доказывает политическая карта мира Typomaps, созданная немецким дизайнером Дирком Шахтером (Dirk Schachter), в которой объединены элементы типографики и топографии.

Домашнее задание

1. Отметить на контурной карте:

Федеративные (конфедеративные) страны

Монархии

Островные государства

2. Подготовить карточки со списком стран Европы и их столиц

Использованные источники

1. Алексеев А.И., Николина В.В.География
2. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А.География
3. Душина И.В., Притула Т.Ю., Смоктунович Т.Л.География

Над уроком работали

Паутинка Анна
Посыняк Олег
Алексеев А.И.
Душина И.В.

Скомпонировано и отредактировано Посыняком Олегом

Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме , где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.

учитель географии МОУ СОШ 176

Слайд 2

1. Этапы формирования политической карты мира

2. Деление стран:

  • по уровню социально – экономического развития
  • по размерам территории
  • по численности населения
  • по географическому положению
  • по формам правления
  • По особенностям территориально – государственного устройства

3. Политическая география

Слайд 3

Этапы формирования политической карты мира

  • Древний (до V в. н. э.)возникновение и крушение первых государств.
  • Средневековый (V – ХVIвв.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии
  • Новый (ХVI- ХIХ вв.) – формирование колониальной империи.
  • Новейший (первая половина ХХ в.) – формирование социалистических стран, распад колониальной системы
  • Современный (вторая половина ХХв –современный период)
  • Слайд 4

    Изменения на карте

    • Количественные
      • Территориальные
      • приобретения,
      • потери,
      • добровольные уступки
    • Качественные
      • смена формаций
      • завоевание суверенитета
      • введение нового государственного устройства
  • Слайд 5

    Уровень социально – экономического развития. Выраженный через показатель ВВП и ИЧР

    • Экономически развитые страны
    • Страны «большой- семерки» (ВВП – 20 – 30 тысяч долларов)
    • Менее крупные страны Западной Европы (ВВП, как в странах «большой семерки»
    • Страны переселенческого капитализма (доминионы Великобритании)
  • Слайд 6

    Страны с переходной экономикой

    Бывшие социалистические страны:

    1. Восточная Европа (Россия, Белоруссия, Украина, Болгария…) Их можно отнести к экономически развитым странам

    2. Постсоциалистические и социалистические страны (Лаос, Вьетнам..). Их можно отнести к развивающимся странам

    Слайд 7

    Развивающиеся страны

    • Ключевые страны – обладают большим природным, людским и экономическим потенциалом. ВВП 350 долларов.
    • Страны Латинской Америки, Азии, Северной Африки. ВВП 1000 долларов.
    • НИС – новые индустриальные страны – «азиатские тигры»
    • Нефтеэкспортирующие страны Персидского залива. ВВП 20 – 30 тысяч долларов.
    • «Классические» развивающиеся страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тысячи долларов в год. Большинство стран Африки, а также Азии и Латинской Америки.
    • Наименее развитые страны «четвертый мир» 47 стран с ВВП 100 – 300 долларов в год. Эфиопия, Гаити, Бангладеш…
  • Слайд 8

    На ПКМ более 200 стран и территорий, из которых более 190 суверенные государства, среди них можно выделить:

    ПО РАЗМЕРАМ ТЕРРИТОРИИ

    • Страны – гиганты, площадь более 3млн. км2 (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия)
    • «Крупные страны», их площадь более 500 тыс. км2 (Франция, Испания..), площадь более 1млн. км2 (Судан, Алжир, Ливия..)
    • Микрогосударства – имеющие незначительную Сан- Марино, Лихтенштейн, площадь (Ватикан, Сингапур..)
  • Слайд 9

    ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

    • Страны гиганты численность свыше 100 млн. человек (Китай, Индия, США, Бразилия, Индонезия, Россия…)
    • Средние страны (Алжир, Мексика…)

    3. Небольшие страны, микрогосударства, с населением 10 – 30 тыс. человек и менее (Ватикан, Сан- Марино, Монако…)

    Слайд 10

    ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПОЛОЖЕНИЮ

    • С приморским положением (Мексика, Аргентина, Конго, Саудовская Аравия, Польша, Россия..)

    2. Полуостровные (Италия, Индия, Португалия, Корея, Дания..)

    3. Островные (Великобритания, Куба, Исландия, Мадагаскар, ..)

    4. Внутриконтинентальные страны (42 государства лишены выхода в океан: Монголия, Австрия, Чехия, Чад, Руанда…)

    Слайд 11

    По формам правления

    1. Республика– ¾ всех стран мира

    Слайд 12

    2. Монархии

    В мире их 30:

    • Океания 2
    • Азия 13
    • Африка 3
    • Европа 12
  • Слайд 13

    3.Государства в составеСодружества

    • 15 стран, бывшие доминионы Великобритании,
    • формально главой государства считается королева Великобритании, которую представляет генерал-губернатор
  • Слайд 14

    4. Представлено одной Ливией

    • Официально Социалистическая народная Ливийская Арабская Джамахерия (государство народных масс)
  • Слайд 15

    По особенностям территориально– государственного устройства

  • Слайд 16

    Политическаягеография

    • Формирование политической карты мира и отдельных ее регионов
    • Изменения в политических границах
    • Особенностигосударственногостроя
    • Политические партии, группировки и блоки
    • Территориальные аспекты массовых избирательныхкомпаний
    • ГЕОПОЛИТИКА– выражает, государственную политику в первую очередь по отношению к границам страны и ее взаимодействию с другими, прежде всего соседними странами
  • Слайд 17

    Выполни задание:

    По форме государственного строя страны бывают:

    А) монархиями

    Б) демократиями

    В) федерациями

    Г) республиками

    По форме государственного территориального устройства страны делятся на:

    А) теократические

    Б) тоталитарные

    В)федеративные Г) унитарные

    Содружество наций – межгосударственное объединение, возглавляемое:

    А) Россией

    Б) Великобританией

    В) Францией

    Слайд 18

    А) Боливия Г) Венгрия

    Б) Израиль Д) Монголия

    В) Украина Е) Мали

    • Всего монархий в мире насчитывается:

    А) 24 Б) 30 В) 37 Г) 43

    • Выберите страныимеющиереспубликанскуюформу правления:

    А) Австрия В) Великобритания Б) Мексика Г) Турция

    Выберите страны, не имеющие выхода к открытому морю:

  • Слайд 19

    • Данную презентацию можно использовать при проведении уроков в 10 классе в курсе «Экономическая и социальная география мира». При изучении темы «Современная политическая карта мира».
    • Знакомит учащихся с новыми терминами и понятиями. Формирует представления и знания о современной ПКМ. Рассматривает особенности и этапы формирования ПКМ представляет основные возможные критерии типологизации стран мира, формирует представления о ведущих критериях современной типологизации стран мира, сформировать представления о геополитике и политической географии.
  • Данный урок – первый урок в 10 классе. В данном уроке вводятся новые термины, кратко сказано об основных задачах курса изучения. Учащиеся знакомятся со значением экономической и социальной географии мира, ее особенностями, главными понятиями. Кроме того, в уроке рассмотрены особенности современной политической карты мира, ее количественные и качественные сдвиги.

    Тема: Современная политическая карта мира

    Урок: Политическая карта мира

    1. Введение

    Экономическая и социальная география мира - общественная наука, изучающая закономерности территориального размещения общественного производства, условия и особенности его развития и размещения в различных странах и районах.

    Экономическая и социальная география сочетает в себе элементы географии, экономики, социологии, она широко использует различные методы исследования как географической науки, так и других дисциплин.

    Предмет исследования экономической и социальной географии - территориальный аспект общественного воспроизводства в конкретных социально-исторических условиях.

    Политическая карта выступает как важный инструмент для овладения знаниями по географии в 10 и 11 классе. На современной политической карте мира располагается более 230 стран.

    Рис. 1. Политическая карта мира

    3. Виды изменения политической карты

    Виды изменений политической карты мира - различные трансформации на политической карте.

    Изменения бывают количественными и качественными.

    Количественные изменения:

    1. Присоединение к территории государства вновь открытых земель.

    2. Приобретение или потеря земель после войны.

    3. Добровольные уступки.

    4. Распад или присоединение территорий.

    Качественные изменения:

    1. Изменение политического строя в стране.

    2. Образование военных блоков.

    3. Образование экономических союзов.

    4. Границы и территории

    В экономической и социальной географии существуют два важных понятия: границы и территории.

    Граница государства - это линия и проходящая через нее вертикальная поверхность, разделяющая территорию суверенитета государства (куда входят суша, воды, недра).

    Границы устанавливаются на основе соглашений между государствами. Существует два способа обозначения государственных границ:

    1. Делимитация - определение границ на карте.

    2. Демаркация - определение и обозначение границ на местности специальными пограничными знаками.

    Суверенное государство - политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах. Государство является главным объектом политической карты мира.

    Границы различаются по способу их проведения:

    1. Орографические границы - проводятся по природным рубежам (рекам, горам и т. д.).

    Примеры: Россия - Китай, Россия - Грузия, США - Мексика.

    2. Геометрические границы - проводятся по прямым линиям без учета особенностей местности.

    Примеры: Нигер - Мали, Чад - Ливия, Ливия - Египет.

    3. Астрономические границы - проводятся через точки с определенными географическими координатами.

    Примеры: США - Канада.

    Рис. 2. Граница между США и Канадой

    Территория - это часть земной поверхности с присущими ей антропогенными и природными ресурсами, условиями.

    Территории бывают государственными, международными и со смешанным режимом.

    Государственная территория - участок поверхности земли, находящийся под суверенитетом какого-либо государства.

    В состав государственной территории входит суша, внутренние воды, территориальные воды и недра.

    Территориальные воды - это полоса прибрежных вод шириной от 3 до 12 морских миль.

    1 морская миля - 1852 метра.

    Территории с международным режимом - территории, лежащие за пределом государственной территории. Эти земные пространства находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом.

    Примерами могут служить Антарктида и космические пространства.

    Территория со смешанным режимом - это участки акватории Мирового океана, дно за пределами территориальных вод.

    Особые территориальные режимы - это международно-правовые режимы, определяющие порядок пользования какой-либо территорией.

    5. Несамоуправляющиеся территории

    Несамоуправляющиеся территории:

    1. Колонии.

    2. Заморские департаменты или свободно ассоциированные государства.

    Колония - это зависимая территория, которая находится под властью иностранного государства (метрополии), без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима.

    Примерами могут служить небольшие островные государства в Тихом океане.

    6. Спорные территории

    В настоящее время на политической карте мира существует огромное количество спорных территорий.

    Примерами таких территорий могут служить Гибралтар, Фолклендские острова, Западная Сахара, Курильские острова, Нагорный Карабах.

    В результате возникают непризнанные или частично признанные государства - территории, которые самостоятельно провозгласили свой суверенитет без согласия ООН.

    Примеры: Республика Северного Кипра, Косово, Тайвань.

    Домашнее задание

    Тема 1, П. 1

    Что такое колония? В каких частях земного шара сохранились колониальные владения?

    Список литературы

    Основная

    1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А. П. Кузнецов, Э. В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

    2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В. П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

    3. Родионова И. А., Елагин С. А., Холина В. Н., Шолудько А. Н. Экономическая, социальная и политическая география: мир, регионы, страны: Учебно-справочное пособие / Под ред. проф. И. А. Родионовой. - М.: Экон-Информ, 2008. - 492 с.

    4. Универсальный атлас мира / Ю. Н. Голубчиков, С. Ю. Шокарев. - М.: Дизайн. Информация. Картография: АСТ: Астрель, 2008. - 312 с.

    5. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

    Дополнительная

    Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А. Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

    Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

    География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

    Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

    1. Контрольно-измерительные материалы. География: 10 класс / Сост. Е. А. Жижина. - М.: ВАКО, 2012. - 96 с.

    2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю. А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

    3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э. М. Амбарцумова, С. Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

    4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю. А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

    5. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2013: Учебное пособие / В. В. Барабанов. - М.: Интеллект-Центр, 2013. - 80 с.

    6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю. А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

    7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е. В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

    8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И. А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

    9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: География / Сост. Ю. А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

    10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

    Материалы в сети Интернет

    1. Федеральный институт педагогических измерений.

    2. Федеральный портал Российское Образование.

    3. Ege. yandex. ru .

    4. Официальный информационный портал ЕГЭ.

    6. Экзамен. ru .

    7. Википедия.

    Конспект урока по географии 10 класс

    Тема «Формирование политической карты мира»

    Задачи урока :

    - сформировать представление о разнообразии стран современного мира; выяснить основные критерии классификации стран мира; дать понятие «суверенное государство», «валовый внутренний продукт», «индекс человеческого развития»;продолжить формирование навыков работы с различными источниками географической информации и контурными картами; выяснить значение политико-географического положения для страны

    Оборудование : политическая карта мира, атласы, контурные карты

    Тип урока : изучение нового материала

    ХОД УРОКА

    I. Изучение нового материала.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с этапами формирования политической карты мира, выясним критерии классификации стран мира и определим положение этих стран на политической карте.

    Записать число и тему урока в тетради

    ЗАДАНИЕ . В процессе изучения темы записать в тетрадь основные группы стран мира.

    - Какую информацию можно узнать, используя политическую карту мира?

    Учащиеся: По политической карте можно узнать положение стран, их столицы и государственные границы.

    Политическая карта изменяется во времени. Выделяют пять этапов формирования политической карты мира, которые отражают ход развития человеческого общества:

    Этапы

    Развитие человеческого общества

    I этап - древний (до 5 в.н.э)

    возникновение и крушение таких государств как Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет.

    II этап - средневековый (5-16в.в.)

    возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии.

    III этап - новый (16-19 в.в.)

    эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире.

    IV этап - новейший

    формирование политической карты связано с первой и второй мировыми войнами.

    V этап - современный

    появление социалистических государств в Восточной Европе, Азии и Латинской Америке; крушение социалистической системы; распад СССР, Югославии, Чехословакии; объединение ГДР и ФРГ; прекращение деятельности Организации Варшавского Договора; обретение независимости рада государств.

    Если в 1900 году в мире было 57 суверенных государств, то к 2002 году из 230 государств их уже 192. Остальные государства – несамоуправляющиеся территории - преимущественно «осколки» бывших колониальных империй Великобритании, Франции. Нидерландов, США.

    ВОПРОС : А какое государство называется «суверенным»?

    Суверенное государство – политически независимое государство, обладающее независимостью во внешних и внутренних делах.

    Так, как стран в мире очень много, то возникла необходимость в их группировке, которая проводится на основе разных количественных критериев и качественных показателей. На основе количественных критериев наиболее распространена группировка стран по величине (площади) территории (7 стран с S территории 3млн. км² каждая). Вместе они составляют ½ всей суши.

    ЗАДАНИЕ. По «визитной карточке» форзаца учебника выпишите семь самых крупных стран по S территории. (Учащиеся записывают в тетрадь: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия. Смотрим по атласу)

    По численности населения выделяются 11 самых крупных стран, с числом жителей более 100млн.чел в каждой: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Япония, Нигерия, Мексика. (Учитель показывает страны на карте, а учащиеся поочередно, с помощью атласа называют столицы).

    Нередко применяется группировка стран по особенностям ГП. Различают: приморские (имеют выход в море или океан), полуостровные (расположены на полуостровах), островные (расположены на островах), страны-архипелаги (расположены на архипелаге), лишенные выхода к морю (не имеют выхода в море).

    ЗАДАНИЕ . Приведите примеры стран этой группы. (Учащиеся выходят к карте и показывают примеры стран этой группы).

    На основе качественных показателей страны подразделяют на:

    1.Экономически развитые записать

    2.Развивающиеся в тетради

    3.Страны с переходной экономикой

    II. Физминутка

    Основным критерием такой типологии служит уровень социально-экономического развития, который определяется показателем валового внутреннего продукта (ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США. В последнее время стали применять новый показатель социально-экономического развития стран мира – индекс человеческого развития (ИЧР) – учитывает не только ВВП, но и среднюю продолжительность жизни, уровень образованности.

    ВОПРОС : Как вы думаете, в каких странах и регионах показатель ИЧР самый высокий?

    Учащиеся: В США, Канаде, странах Северной Европы, Японии. (Если учащиеся допускают неточности в названии стран и регионов, учитель помогает).

    ВОПРОС : А в странах какого региона ИЧР самый низкий?

    Учащиеся : Самый низкий показатель ИЧР будет у стран Африканского региона. (Учитель уточняет: Бурунди, Сьерра-Леоне, Нигер.)

    - Россия в этом перечне находится в начале группы стран со средним уровнем ИЧР.

    К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. Эта группа стран отличается значительной внутренней неоднородностью и в её составе можно выделить четыре подгруппы.

    К числу развивающихся стран (страны «третьего мира») относится около 150 стран и территорий, которые можно разделить на шесть подгрупп.

    И, наконец, выделяется группа стран с переходной экономикой. Дать учащимся раздаточный материал.

    Страны с переходной экономикой : постсоциалистические страны, многие из них можно отнести к развитым странам: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Эстония и др. Особое место в этой группе занимают – Россия, Украина, Китай.

    ЗАДАНИЕ (работа на контурных картах)

    Подписать страны «большой семерки» на контурной карте

    - Давайте вспомним определение политико-географического положения (ПГП) и определим его роль для страны.

    Политико-географическое положение – одно из основополагающих понятий в географии, которое оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие любой страны.

    III. Р ефлексия. Назовите основные группы стран мира, которые вы записали в тетрадь при изучении новой темы.

    Учащиеся: Основные группы стран:

    По площади территории

    По численности населения

    По особенностям ГП

    По уровню социально-экономического развития

    IV . Домашнее задание: учить п. 20 ответить на вопросы 1-4 устно

    Раздаточный материал

    подгруппы экономически развитых стран

    «Большая семерка» стран Запада: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада – отличаются наибольшими масштабами экономической и политической деятельности

    Менее крупные страны Западной Европы – играют большую роль в мировых делах, ВВП на душу населения в большинстве из них такой же, как в странах «большой семерки»

    Внеевропейские страны: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР – бывшие переселенческие колонии (доминионы) Великобритании, которые не знали феодализма. Обычно к этой группе причисляют и Израиль

    Образовалась в 1997 году: Республика Корея, Сингапур, Тайвань – приблизились по показателю ВВП на душу населения к другим экономически развитым странам

    подгруппы развивающихся стран

    Ключевые страны: Индия, Бразилия, Мексика, Китай – лидеры развивающегося мира, обладающие большим природным, людским и экономическим потенциалом

    Страны, имеющие душевой показатель ВВП, превышающий 1-2, а иногда и 5 тыс. долларов: Аргентина, Уругвай, Венесуэла и др. (Латинская Америка), есть такие страны и в Азии и в Северной Америке

    Новые индустриальные страны (НИС): «азиатские тигры» (1 эшелон: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, который в 1997году вошел в состав Китая под названием Сянган; 2 эшелон: Малайзия, Таиланд, Индонезия)

    Нефтеэкспортирующие страны: Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия, Бруней и др.

    Отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год: некоторые страны Африки, Азии, Латинской Америки

    Наименее развитые страны: около 50 стран с ВВП от 50 до 300 долларов в год

    На современной политической карте мира обозначаются географическое положение стран, их политико-административная структура. Отражаются главные политико-географические изменения: возникновение новых независимых государств, смена политического устройства стран, изменение их границ и территорий, названия стран и столиц и др. Политическую карту мира и закономерности изменений на ней исследует отрасль географии, называемая политической географией.
    Политическая карта мира отражает государственное устройство стран, особенности их государственной системы управления, взаимоотношения между государствами, а также региональные конфликты, возникающие в связи с определением государственных границ и расселением населения. Политическая карта мира постоянно меняется. Этому способствуют факторы:
    - войны на различных уровнях;
    -лишение страны независимости, изменение границ территории;
    -межгосударственные и международные соглашения;
    -формирование новых независимых государств;
    -изменение названия страны и столицы;
    -распад и объединение государств;
    -изменение устройства и государственной системы управления страной;
    -перенесение столицы страны в другой город.
    Все события, относящиеся к формированию современной политической карты мира, условно делят на два периода: новый – с 17 века до первой мировой войны и новейший – с Первой мировой войны до сегодняшнего дня. Новейший период делится на 4 этапа. 1-ый этап с 1918 по 1945, 2-ой с 1945 по этап 3-ий этап с 1945 по 1985, 4-ый этап с 1985 г. по настоящее время.
    На современной политической карте мира насчитывается более 200 государств, объявивших о своей независимости. Среди них, количество стран, признанных на международном уровне – 191. К ряду объектов современной политической карты мира относятся 67 зависимых территорий, не имеющих статуса самостоятельного управления.

    Тестовые вопросы

    1.Как называется отрасль географии, исследующая политическую карту мира и закономерности изменений на ней?
    A) экология
    B) физическая география
    C) биология
    D) политическая география

    2.Сколько независимых государств насчитывается на современной политической карте мира?
    A) 400
    B) 300
    C) 200
    D) 100
    3. На какие 2 периода условно делят все события, относящиеся к формированию современной политической карты мира?
    A) старый и новый
    B) новый и современный
    C) новый и новейший
    D) старый и новейший

    2. Сколько независимых территорий насчитывается на современной политической карте мира?
    A) 27
    B) 47
    C) 67
    D) 87
    Глоссарий
    Русский язык
    Казахский язык
    Английский язык
    Социально-экономическая география
    Әлеуметтік-экономикалық география
    Social-economic geography
    Географические открытия
    Географиялық ашулар
    Geographical openings
    Великие путешественники
    Атақты саяхатшылар
    Great travelliers
    Исследования
    Зерттеулер
    Studies
    Политическая карта мира
    Дүние жүзінің саяси картасы
    Political card of the world
    Периоды формирования
    Қалыптасу кезендері
    Periods of the shaping
    Независимые государства
    Тәуелсіз мемлекеттер
    Independent state
    Территория
    Аумақ
    Territory
    Темы СРС

    1) Изучить тему «Земля как планета». Л1, стр. 5-9.

    Темы СРСП
    1) На основе схемы 5 провести анализ изменений, происходивших на политической карте мира на примере одного государства. Л1, стр. 78-81.