Открытый урок по географии на тему: Формирование политической карты мира. Презентация на тему "современная политическая карта мира"

21.08.2014 20827 0

Цели: ознакомить учащихся со структурой курса, с источниками ин­формации, с особенностью учебника; сформировать представление о раз­нообразии современного мира, дать знания о классификации стран, по­казать место России в мире; развивать умения слушать лекцию и вести записи конспекта материала урока.

Оборудование: политическая карта мира, атласы для 10 класса, учеб­ник В.П. Максаковского «География» 10 класс.

Тип урока: изучение нового материала.

Учитель: В этом году мы ознакомимся с особенностью развития и раз­мещения населения и хозяйства в мире и в отдельных странах. Рассмот­рим вопросы международных отношений, взаимодействия общества и природы. Изучение курса географии зарубежных стран позволит не толь­ко расширить ваш кругозор, но и лучше понять особенность современ­ного этапа мирового развития.

Экономическая и социальная география мира - это общественная географическая наука, которая изучает территориальную организацию человеческого общества. В экономическую географию включаются эле­менты географии, экономики, и социологии. Эта наука использует раз­ные методы исследования: географические, социологические, экономи­ческие. Современная география принимает участие в решении многих важнейших вопросов глобального характера: экологических, социальных, демографических. Угрожает ли миру перенаселение? Как вести борьбу со стихийными явлениями? Как сохранить планету от загрязнения? Хва­тит ли населению Земли ресурсов? Как более рационально использовать ресурсы планеты?

В экономической географии появились новые направления исследо­ваний: география населения, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, сферы услуг, медицинская география, геоэкология и др.

Большой вклад в географию зарубежных стран внесли наши ученые - Николай Николаевич Баранский и Иван Александрович Витвер.

Учебник, по которому мы будем работать в этом году, имеет ряд особенностей. Он состоит из трёх частей. (Учащиеся открывают учеб­ники на с. 3.)

1 часть - Общая характеристика мира. В этой части мы ознакомимся с политической картой мира, с особенностью населения различных стран мира, с размещением природных ресурсов на территории этих стран, с особенностями современного этапа развития хозяйства.

II часть - Региональная характеристика мира. Здесь мы более под­робно изучим некоторые страны.

III часть - Глобальные проблемы человечества. Это наиболее актуаль­ные проблемы, решение, которых возможно только усилиями мирового сообщества. Эта часть имеет цель обобщить знания курса.

О знакомимся более подробно со структурой каждой темы. Откройте с. 8.

Каждая тема начинается с плана-схемы - логического конспекта со­держания темы. Далее следует основной текст - это основное научное содержание темы. Текст разделен на параграфы и подпараграфы. Основ­ные понятия темы выделены особым шрифтом. Многие термины объяс­нены в сносках. Например, на с. 9 найдите новый термин и его объясне­ние. Учащиеся находят термин «суверенные государства» и читают его объяснение на этой же странице в сноске: суверенное государство - по­литически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах.

В тексте имеются блоки карт, схем, таблиц, графиков и фотоиллюст­раций. Это дополнение к основному тексту. Пример: на с. 15вблоке 1 вы увидите фотоиллюпраиии, а на с. 27 в блоке 2 столбчатые диаграммы и статистическую таблицу. В каждой теме имеется дополнительный мате­риал, в котором собраны интересные сведения. Его вы можете прочитать дома. Это информация для любознательных. На возможность использо­вания дополнительного текста указывают квадратные скобки с порядко­вой нумерацией, которые вы встретите в основном тексте.

Например, на с. 9, в правом столбике квадратная скобка 1. Открыва­ем с. 19 и находим текст с соответствующей цифрой, читаем «После пер­вой мировой войны колонии и полуколонии занимали 72% всей терри­тории земной суши, и в них жило 70% населения Земли. Великобрита­ния имела 70 колоний, находившихся во всех частях света. По площади они превышали метрополию в 170, а по населению почти в 9 раз. В конце же 90-х гг., по данным ООН, доля всех несамоуправляющихся террито­рий в площади и населении мира составляет примерно 0,2%».

После дополнительного текста идет «книжная полка», где автор учеб­ника рекомендует книги, которые можно использовать для подготовки сообщения, реферата, для углубления ваших знаний и для развития на­выков самостоятельной работы с дополнительной литературой.

Часть знаний вы сможете добыть самостоятельно по блоку «добыва­ния знаний и умений». Откройте с. 22. Обратите внимание, что задания в блоке разного характера и разной сложности. Рядовые задания являются главным средством добывания знаний, и большая часть их будет нами выполнена. Это задания № 1,2, 4. Дополнительные «усложненные» за­дания требуют больших усилий, глубокого анализа (задание № 4 услож­ ненное). Автор предаагает и задания для удовольствия, которые выпол­няются по желанию.

Наиболее сложные задания третьего уровня самостоятельности - твор­ческие задания - могут оказаться не всем под силу. Они будут выпол­няться только по вашему желанию. Кроме того, существуют обязатель­ные «итоговые» задания, которые завершают тему и позволяют система­тизировать знания по теме.


Для самостоятельной работы по теме предназначены вопросы блока «самоконтроля и взаимного контроля». Вопросы имеют рубрики: «Как вы объясните?», «Как вы думаете?», «Знаете ли вы?», «Можете ли вы?». Вопросы рубрики «Как вы думаете?» более сложные, требуют раздумья и не имеют конкретных ответов в тексте учебника.

На форзаце учебника расположены «визитные карточки» стран - это краткая информация о них (флаг, площадь, численность населения, сто­лица, форма правления, форма территориального устройства).

Слово учителя:

Сегодня мы приступим к изучению первой темы «Современная по­литическая карта мира». И ознакомимся с многообразием стран совре­менного мира.

Какую информацию несет политическая карта мира? (Окраской по­казаны разные страны, пунктиром показаны границы между странами, пунсонами - столицы стран.)

Политическая карта мира постоянно меняется. Формирование поли­тической карты мира - процесс длительный. Он отражает ход развития человеческого общества. Выделяют 5 этапов.

I- й этап - древний (до 5 в. н.э.) - возникновение и крушение первых государств. В этот период формировались, развивались и распадались мно­гие государства. Наиболее известные из них: Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет. Главным средством изменений на поли­тической карте мира являлись войны.

II- й этап - средневековый (5-16 вв.) - возникновение крупных фео­дальных государств в Европе и Азии. Складывался внутренний и вне­шний рынок. В этот период существовали такие государства, как Свя­щенная Римская империя, Киевская Русь, Персия, Китай, Англия, Ис­пания, Византия, Делийский султанат и др. Крупные изменения на политической карте мира того времени проявились в эпоху Великих гео­графических открытий. В 20-х годах XX века Португалия захватила тер­ритории на африканском континенте: Азорские острова, Мадейра, Не­вольничий Берег. Была открыта новая часть света - Америка, и началась испанская колонизация Америки. (Вспомните, кто открыл Америку?) Васко да Гама открыл новый морской путь в Индию вокруг Африки. Фернан Магеллан совершил первое кругосветное плавание (1519-22 гг.). По Тордесильясскому договору весь мир был поделен между сильней­шими в ту пору государствами - Испанией и Португалией.

3- й этап - новый (XVI-XIX вв.) - эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире. Европейские страны становятся крупными метрополиями, оказывающими влияние рта весь мир. С разви­тием мануфактурного производства Испанию и Португалию потеснили Англия, Франция, Нидерланды, Германия. Это было время крупных ко­лониальных захватов европейцами территорий в Америке, Азии и Афри­ке. К началу XX века раздел мира оказался завершенным. Возможен был лишь его насильственный передел.

4- й этап - новейший - формирование политической карты мира связано с 1-ой и 2-ой мировыми войнами (1-я половина ХХ-го века), а


также с образованием социалистических государств и распадом колони­альной системы. Изменились границы многих государств. Одни страны увеличили свою территорию (Франция, Дания, Румыния), а другие госу­дарства потеряли часть территории. Например, Германия, проиграв вой­ну, потеряла часть территории - Эльзас и Лотарингию, все свои коло­нии в Африке и Океании. Распалась крупная Австро-Венгрия, и обра­зовались новые независимые государства: Венгрия, Австрия, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев. Произошел раздел Османской империи.

5- ый этап - современный. После второй мировой войны на месте быв­шей Германии образовались два государства - ФРГ и ГДР. Появились новые социалистические государства в Восточной Европе, в Азии и Ла­тинской Америке (Куба). Пятый этап включает в себя возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии (в 40-50-е годы XX в.), образование независимых государств в Африке (60-70-е годы), крушение социалистической системы, измене­ния на карте Европы и Азии (80-90-е годы). В XX веке увеличилось число стран: во-первых, по итогам первой и второй мировой войны; во- вторых, в результате распада колониальной системы независимости до­бились 102 страны; в-третьих, в начале 90-х гг. после распада СССР (15 республик), Югославии, Чехословакии. В 90-х годах XX века произош­ли качественные изменения на политической карте мира. После распада СССР большинство республик объединились в СНГ (в Содружество Не­зависимых Государств не вошли только страны Балтии). Объединились два немецких государства ГДР и ФРГ. Чехословакия распалась на два независимых государства Чехию и Словакию. Провозгласили независи­мость Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия и Черно­гория, Хорватия. Прекратили свою деятельность Организация Варшавс­кого Договора и СЭВ.

Добились независимости Намибия, Эритрея, Республика Маршал­ловых островов. Колоний осталось очень мало, в основном это острова в Тихом океане. Спорными остаются территории Гибралтара, Фолклендс­ких островов. На право их владением претендуют два государства или более.

Если в 1900 году в мире насчитывалось 57 суверенных государств, то к 2000 году’ их стало уже 193.

Задание". Прочитайте текст на с. 9. Какие государства считаются суве­ренными? (Суверенные государства или политически независимые госу­дарства.) Остальные государства - колонии, несамоуправляющиеся тер­ритории.

Страны мира группируют по разным признакам: по площади (стра- ны-гиганты и страны-карлики или мини-государства); по численности населения; по географическому положению (приморские, сухопутные, островные, полуостровные, страны-архипелаги).

Задание: Выполните задание № 1 в блоке добывания знаний и уме­ний.

На основе политической карты мира в атласе и «визитной карточки» стран на форзаце учебника выпишите в тетрадь:


1. 7 самых больших по площади стран мира, 5 микрогосударств.

2. 10 стран с численностью населения более 100 млн человек.

3.5 полуостровных, 5 островных, 5 стран-архипелагов.

4. 10 сухопутных стран.

По политической карте и визитной карточке учащиеся делают запись в тетрадь:

1. Крупнейшие государства: 1. Россия; 2. Канада; 3. Китай; 4. США;

5. Бразилия; 6. Австралия; 7. Индия.

Микрогосударства: Монако, Сан-Марино, Ватикан, Андорра, Лих­тенштейн.

2. Страны с численностью населения более 100 млн человек:

1) Китай - 1300 млн человек;

2) Индия - 1010 млн человек;

3) США - 280 млн человек;

4) Индонезия - 215 млн человек;

5) Бразилия - 170 млн человек;

6) Пакистан - 160 млн человек;

7) Россия - 146 млн человек;

8) Нигерия - 135 млн человек;

9) Бангладеш - 127 млн человек;

10) Япония - 126 млн человек.

3. Островные государства: Шри-Ланка, Исландия, Ирландия, Мада­гаскар, Куба и др.

Полуостровные: Италия, Испания, Греция, Саудовская Аравия, Тур­ция, Корея и др.

Страны-архипелаги: Япония, Индонезия, Филиппины, Фиджи, Туа- моту и др.

4. Сухопутные государства: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Ав­стрия, Монголия, Венгрия, Афганистан, Бутан, Лесото, ЦАР, Чад и др.

Учащиеся могут работать в парах, в группах или индивидуально.

Учитель: Страны отличаются и по качественным характеристикам - по уровню экономического развития, степени включенности в мировую экономику и др.

Страны делятся на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Двучленная типология предусматривает деление стран на развитые и развивающиеся. В основу такого деления положен уровень валового внутреннего продукта. Что такое ВВП? Найдите ответ на с. 10 в сноске. (.Валовой внутренний продукт - показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США.) Граница между развитыми и разви­вающимися странами проходит по рубежу в 6000 долларов на душу на­селения.

По этому признаку в группу развитых стран переведены: Республика Корея, Сингапур и Тайвань. В 1995 году у России ВВП составлял 2460 долларов. Россия формально не дотягивает до уровня развитых стран.

Какой показатель применяет ООН для определения уровня социаль­но-экономического развития страны? Прочитайте текст (мелкий шрифт) нас.11.

Что такое ИЧР? Индекс человеческого развития учитывает не только уровень душевых доходов, но и уровень образованности, среднюю про­должительность жизни, экологическую безопасность, уровень преступно­сти. По такому критерию самыми развитыми странами являются Канада, США, Япония, Швеция, Швейцария, Норвегия, Франция (ИЧРболее 0,8).

Самый низкий уровень ВВП в странах Африки - Сомали, Сьерра- Леоне и Нигер (ИЧР менее 0,5). Россия занимает 67 место (между Сури­намом и Бразилией.)

К развитым странам относятся все страны Зарубежной Европы, США и Канада, ЮАР, Япония, Израиль.

Среди развитых стран выделяют страны «Большой семерки». Это стра­ны, имеющие наиболее высокий экономический потенциал. К «боль­шой семерке» относятся следующие государства: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада.

К развивающимся странам относятся около 150 стран и территорий, в которых проживает около 3/5 мирового населения. Развивающиеся стра­ны расположены на территории Азии, Африки, Латинской Америки и Океании. Большинство этих стран были колониями и завоевали незави­симость только после второй мировой войны.

Развивающиеся страны называют «третьим миром». Этот «мир» на­столько многолик, что его подразделяют на шесть подгрупп.

1. Ключевые страны - Индия, Мексика и Бразилия. Это лидеры «тре­тьего мира», обладающие огромным природным, людским и экономи­ческим потенциалом. Эти три страны производят столько же промыш­ленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны вместе взятые, но душевой показатель ВВП ниже, чем в экономически развитых странах. В Индии он составляет 350 долларов (пример с. 12 в учебнике).

2. Страны с душевым показателем ВВП более 1 тыс. долларов (Арген­тина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.)

3. Новые индустриальные страны, добившиеся большого скачка в со­циально-экономическом развитии в 80-х и 90-х годах. Первые НИС это - Сингапур, Республика Корея, Тайвань и Гонконг. Второй эшелон НИС - Малайзия, Таиланд, Индонезия. Эти страны Азии получили прозвище «азиатские драконы».

4. Нефтеэкспортирующие страны, которые за счет продажи нефти имеют высокий душевой ВВП (более 10 тыс. долларов). Это страны Юго-За­падной Азии - Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Иран, Объединен­ные Арабские Эмираты. К этой подгруппе относят и страны Северной Африки - Ливию, Алжир, а также Бруней, Венесуэлу и некоторые дру­гие страны.

5. Классические развивающиеся страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год. В экономике этих стран сильны феодальные пережитки. Большая часть этих стран находится в Африке.

6. Наименее развитые страны (около 40 стран). Иногда их называют «четвертым миром». В экономике этих стран преобладает сельское хо­зяйство, 2/3 взрослого населения неграмотно. Среднедушевой ВВП со­ставляет 100-300 долларов в год (пример с. 13).

Задание : Найдите эти страны на политической карте.

Азия: Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен.

Африка: Чад, Эфиопия, Сомали, Мозамбик.

Латинская Америка: Гаити.

Задание: Прочитайте текст на с. 13, п.5 «Страны с переходной эконо­микой».

Какие страны относятся к этой группе? (Это постсоциалистические страны. Многие из них можно отнести к развитым странам, например: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Эстония и др. Особое место в этой группе занимают - Россия, Украина, Китай. Китай, развивающийся очень высокими темпами, по многим экономическим показателям обогнал развитые страны мира.)

Вариант 1: Расскажите о классификации стран мира по площади, чис­ленности населения, уровню экономического развития, географическо­му положению и покажите примеры стран на карте.

Вариант 2: Расскажите о группировках стран « третьего мира» и пока­жите примеры этих стран на карте.

1. Тема №1, §1.

2. Отметать на контурной карте страны, записанные на уроке в тетради или указанные в учебнике. (Не менее 30 стран.)

3. Знать термины: суверенные страны, ВВП, НИС, ключевые страны, «азиатские драконы»

4. Составить кроссворд «Страны мира» (по желанию).

Данный урок – первый урок в 10 классе. В данном уроке вводятся новые термины, кратко сказано об основных задачах курса изучения. Учащиеся знакомятся со значением экономической и социальной географии мира, ее особенностями, главными понятиями. Кроме того, в уроке рассмотрены особенности современной политической карты мира, ее количественные и качественные сдвиги.

Тема: Современная политическая карта мира

Урок: Политическая карта мира

Экономическая и социальная география мира - общественная наука, изучающая закономерности территориального размещения общественного производства, условия и особенности его развития и размещения в различных странах и районах.

Экономическая и социальная география сочетает в себе элементы географии, экономики, социологии, она широко использует различные методы исследования как географической науки, так и других дисциплин.

Предмет исследования экономической и социальной географии - территориальный аспект общественного воспроизводства в конкретных социально-исторических условиях.

Политическая карта выступает как важный инструмент для овладения знаниями по географии в 10 и 11 классе. На современной политической карте мира располагается более 230 стран.

Рис. 1. Политическая карта мира

Виды изменений политической карты мира - различные трансформации на политической карте.

Изменения бывают количественными и качественными.

Количественные изменения:

1. Присоединение к территории государства вновь открытых земель.
2. Приобретение или потеря земель после войны.
3. Добровольные уступки.
4. Распад или присоединение территорий.

Качественные изменения:

1. Изменение политического строя в стране.
2. Образование военных блоков.
3. Образование экономических союзов.

В экономической и социальной географии существуют два важных понятия: границы и территории.

Граница государства - это линия и проходящая через нее вертикальная поверхность, разделяющая территорию суверенитета государства (куда входят суша, воды, недра).

Границы устанавливаются на основе соглашений между государствами. Существует два способа обозначения государственных границ:

1. Делимитация - определение границ на карте.
2. Демаркация - определение и обозначение границ на местности специальными пограничными знаками.

Суверенное государство - политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах. Государство является главным объектом политической карты мира.

Границы различаются по способу их проведения:

1. Орографические границы - проводятся по природным рубежам (рекам, горам и т.д.).
Примеры: Россия - Китай, Россия - Грузия, США - Мексика.
2. Геометрические границы - проводятся по прямым линиям без учета особенностей местности.
Примеры: Нигер - Мали, Чад - Ливия, Ливия - Египет.
3. Астрономические границы - проводятся через точки с определенными географическими координатами.
Примеры: США - Канада.

Рис. 2. Граница между США и Канадой

Территория - это часть земной поверхности с присущими ей антропогенными и природными ресурсами, условиями.

Территории бывают государственными, международными и со смешанным режимом.

Государственная территория - участок поверхности земли, находящийся под суверенитетом какого-либо государства.

В состав государственной территории входит суша, внутренние воды, территориальные воды и недра.

Территориальные воды - это полоса прибрежных вод шириной от 3 до 12 морских миль.

1 морская миля - 1852 метра.

Территории с международным режимом - территории, лежащие за пределом государственной территории. Эти земные пространства находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом.

Примерами могут служить Антарктида и космические пространства.

Территория со смешанным режимом - это участки акватории Мирового океана, дно за пределами территориальных вод.

Особые территориальные режимы - это международно-правовые режимы, определяющие порядок пользования какой-либо территорией.

Несамоуправляющиеся территории:

1. Колонии.
2. Заморские департаменты или свободно ассоциированные государства.

Колония - это зависимая территория, которая находится под властью иностранного государства (метрополии), без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима.

Примерами могут служить небольшие островные государства в Тихом океане.

В настоящее время на политической карте мира существует огромное количество спорных территорий.

Примерами таких территорий могут служить Гибралтар, Фолклендские острова, Западная Сахара, Курильские острова, Нагорный Карабах.

В результате возникают непризнанные или частично признанные государства - территории, которые самостоятельно провозгласили свой суверенитет без согласия ООН.

Примеры: Республика Северного Кипра, Косово, Тайвань.

Домашнее задание

Тема 1, П. 1

  1. Что такое колония? В каких частях земного шара сохранились колониальные владения?

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Родионова И.А., Елагин С.А., Холина В.Н., Шолудько А.Н. Экономическая, социальная и политическая география: мир, регионы, страны: Учебно-справочное пособие / Под ред. проф. И.А. Родионовой. - М.: Экон-Информ, 2008. - 492 с.

4. Универсальный атлас мира / Ю.Н. Голубчиков, С.Ю. Шокарев. - М.: Дизайн. Информация. Картография: АСТ: Астрель, 2008. - 312 с.

5. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

  1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

  1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Контрольно-измерительные материалы. География: 10 класс / Сост. Е.А. Жижина. - М.: ВАКО, 2012. - 96 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2013: Учебное пособие / В.В. Барабанов. - М.: Интеллект-Центр, 2013. - 80 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

На политической карте, как и на любой другой, изображены государства, их границы, административно-территориальное деление, крупнейшие города. Понимается же по всем этим нечто гораздо большее — закономерности размещения форм государственного устройства стран мира, взаимоотношения между государствами, территориальные конфликты, связанные с проведением государственных границ.

Политическая карта мира находится в процессе постоянных изменений, происходящих в результате войн, договоров, распада и объединения государств, образования новых независимых государств, изменения форм государственного устройства, утрату государственности /политического суверенитета/, изменения площади государств/стран/- территории и акватории, их границ, замену столиц, изменения названий государств /стран/ и их столиц, перемену форм государственного правления, если они показаны на данной карте.

Только в течение 1990-х гг. на политической карте мира появилось новое государство Эритрея (отделившаяся провинция Эфиопии на берегу Красного моря), Камбоджа поменяла форму государственного устройства, став конституционной монархией.

Формирование современной политической карты мира в основном происходило в Новый (рубеж 17 — 16 вв. до 1-ой мировой войны) и Новейший периоды истории . Европейская колонизация Нового Света, начавшаяся в 15 веке с захвата европейцами конечных пунктов транссахарской торговли — городов Сеута и Мелилья, экономическое и политическое освоение новых территорий привели к существенным изменениям на политической карте — появлению новых форм государственного устройства и правления. Крупнейшими метрополиями стали Испания и Португалия, позднее к ним присоединились Великобритания, Франция, Нидерланды, Германия. Территории в Америке, Африке, Азии (за редким исключением) получили колониальный статус.

В начале 19-го века национально-освободительное движение в Латинской Америке привело к образованию новых независимых государств.

На рубеже 19-20 веков обострилась борьба между ведущими метрополиями за территориальный передел мира, пиком которой стала 1-ая мировая война.

Всего в 1900 г. колониальные владения всех империалистических держав охватывали территорию в 73 млн кв. км (55% территории суши) с населением 530 млн чел.(35% населения мира).

Основными вехами формирования современной политической карты в Новейший период были 2-ая мировая война, 1950-60-е г. (распад колониальной системы — деколонизация Африки, Азии, Океании, Карибского бассейна), рубеж 1980-90-х гг. (крупные изменения на политической карте Восточной Европы).

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА СТРАН МИРА

Все объекты политической карты мира можно условно разделить на две большие группы: независимые государства и несамоуправляющиеся территории.

НЕЗАВИСИМЫЕ ГОСУДАРСТВА. Такой статус имеют монархии и республики, они могут заключать равноправные договора с другими государствами, быть членами ООН, входить в международные экономические и политические организации. Форма государственного устройства оказывает влияние на общественно-политическую жизнь стран, традиции, но не определяет ни уровень экономического развития, ни

особенности внутриполитической обстановки: зачастую монархии (например, в Европе) по сути более демократичны, чем некоторые республики.

МОНАРХИИ - форма государственного устройства, при которой власть сосредоточена в руках одного человека — царя, императора, короля, султана и передается по наследству. В абсолютных монархиях власть монарха практически безгранична. Их число на политической карте мира постоянно сокращается, большая их часть расположена в Азии (фактически абсолютными монархиями являются Бутан, Оман, ОАЭ, Катар, Бахрейн и Кувейт).

Главой теократических монархий является религиозный лидер. Таких государств на Земном шаре всего несколько — Ватикан, во главе которого стоит Папа Римский; Саудовская Аравия король этой монархии является одновременно главой религиозной общины мусульман-суннитов, и султанат Бруней.

В конституционных монархиях власть монарха ограничена конституцией, а в парламентских — парламентом. Фактически монархи «царствуют, но не управляют», превратившись в символ нации и дань традиции. Такую форму государственного устройства имеет большинство монархий Западной Европы — Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и др.

К концу 1990-х гг. в мире насчитывалось около 30 монархий: 2 — в Океании, 3 — в Африке, 13 — в Азии, 12 — в Европе, в том числе и Андорра, которая фактически — республика, формально — конституционная монархия (княжество), с конца XIII в. находящееся под двойным суверенитетом — Франции и Испании. Некоторые монархии обладают элементами республик, например, федерализмом. Верховные правители федеративных конституционных монархий избираются: на пять лет наследственными правителями малазийских султанатов (в Малайзии), Верховным советом эмиров (в Объединенных Арабских эмиратах). Конституционная монархия в Бельгии с 1993 г. согласно проведенному референдуму, стала состоять из федераций.

Оставьте свой комментарий, спасибо!

Тема урока: Политическая карта мира.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

    Совершенствовать знания о политической карте мира.

    Познакомиться с этапами формирования политической карты мира.

    Уметь объяснять количественные и качественные изменения на политической карте мира.

    Совершенствовать умения работать с политической картой мира.

Тип урока: изучения нового материала.

Оборудование: Политическая карта мира, раздаточный материал, атлас 10 класса, учебник.

Ход урока:

    Организационно целевой этап:

Приветствие:

— выявление отсутствующих учеников.

Проверка домашнего задания

2. Актуализация учебных знаний, их обобщение: Путешествие по физической карте мир «5 -ти минутка». Проходит в несколько этапов:

1этап: Ученики в паре спрашивают друг у друга физическую карту мира, по очереди. (Например: горы, равнины, реки, острова и т.д.)

2 этап: У доки по карте показывают учителю географические объекты, на время. (Физическую карту).

3 этап: Закрепление — ученики по памяти пишут все ему известные географические объекты с физической карты мира. Кто больше.

4этап: Подведение итогов.

3. Проверка домашнего задания по вопросам.
— Что изучает социально-экономическая география мира?

(Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества. Социология – наука об обществе, о поведении людей.)
— Какие историко-географические регионы существуют в мире?

(Историко-географические регионы мира. Древними цивилизованными районами мира были долины Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ и Янцзы, а впоследствии территории Древнего Рима и Древней Греции.)
— Какие источники географических знаний для вас наиболее удобны в использовании и являются наиболее информативными?(Источником географических знаний служат: карты атласы учебники по географии справочники по географии журналы по географии книги по географии фотоснимки(снимки со спутника и др.)и т.д.
— Какие методы вы применяли при составлении опорных схем «Источники географических знаний» и «Методы географических исследований» ?(При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы (например, всем известный образ позволяет оживить в памяти географический объект по ассоциации).
— Назовите ведущих ученых экономика – географов. (Баранский Н.Н. и т. Д.)

4. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
— Рассмотрите политическую карту мира в атласах (страница3-4) ,а также на доске, и попробуйте сформулировать понятие «политической карте мира» (все варианты записываю на доске).
— А сейчас из записанных слов выделите существенные фразы, ключевые слова. В результате у нас сформировалось несколько определений.

Ответ: Политическая карта мира - географическая карта , отражающая страны мира , их форму правления и государственного устройства . Политическая карта отражает главные политико-географические изменения: образования новых независимых государств, перемену их статуса, слияние и разделение государств, утраты либо приобретение суверенитета , изменение площади государств, замену их столиц , изменение названия государств и столиц, перемену форм государственного правления и т. д.

5. Изучение нового материала.
1)Политическая карта мира.
Ваше толкование понятно, поскольку в социально-экономической географии понятие «политическая карта мира» используется в узком и широком смыслах. В узком смысле политическая карта мира – это географическая карта Земли, на которой отображены все страны и государства мира, их границы и столицы, некоторые другие географические объекты, имеющие важное политическое значение (поселения, пути сообщения и др.)

2). Работа с учебником. Параграф №1и 2.прочитать и ответить на вопросы:

Что такое политическая география?(Политическая география — это отрасль географии, исследующая политическую карту мира и закономерности ее изменения)

Чем отличается политическая география от физической географии? (Если в физическое географии изменения происходят медленно (изменение климата, движение литосферных плит, землетрясения, извержения вулканов), то в экономической, политической и социальной географии изменения происходят ежедневно. География осуществляется здесь и сейчас (изменение границ, вступление России в ВТО, политические потрясения, которые приводят к экономическим и социальным изменениям и др.)

Запись определений в тетрадь

Разберем и запишем. (Устно проговариваем каждую причину)

Причины изменения формирования политической карты мира

    революция

    национально-освободительные движения

    война

    религиозно-этнические конфликты

    изменения экономической формации

    изменения государственного строя

Работа с учебником:

Этапы формирования политической карты

    Древний (до V в. н.э. Возникновение и крушение первых государств)

    Средневековый V –XVI вв. (Возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии)

    Новый XVI – XIX вв. (Формирование колониальной империи)

    Новейший (1 пол. XX в. Формирование социалистических стран, распад колониальной системы)

    Современный:

1 этап – возникновение мировой социалистической системы, образования независимых государств в Азии (40-50-е годы XX в.)

2 этап – образование независимых государств, главным образом в Африке (60-70-е годы XX в.)

3 этап – крушение социалистической системы, глубокие изменения на карте Европы и Азии (80-90-е годы XX в.)

Самостоятельная работа: Найти в учебнике в параграфе №1определения по группам, у каждого варианта свои карточки.
Группа 1. Определите правовой статус понятий «страна», «государство».

(Государство - это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая правовой порядок на определённой территории. Страна — это государство, занимающее определенную, строго ограниченную территорию.)
Группа 2. Объясните суть государственного суверенитета. (Суверените́т - верховная власть, верховенство, господство) - независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство государственной власти.)

6. Закрепление новых знаний, умений и навыков.

Самостоятельная работа в тетради.

На основе политической карты мира в атласе и дополнительного материала выпишите в тетрадь, а затем нанести на контурную карту.

а) семь самых больших по территории стран мира; (1. Россия- 17 102 345 2. Канада- 9 976 139 3. Китай -9 640 821 4. США- 9 522 057

5.Бразилия- 8 511 965 6. Австралия- 7 686 850 7. Индия- 3 287 590)

в) десять стран мира с численностью населения свыше 100 млн. человек (Китай1 347 350 000 2.Индия1 223 442 000 3.США314 347 000 4.Индонезия237 641 326 5.Бразилия197 059 000 6.Пакистан176 728 500 7.Нигерия166 629 383 8.Бангладеш152 518 015 9.Россия145 452 581 10.Япония126 400 000)

с) 5 примеров полуостровных и 5 островных стран, 2 архипелага;

(Полуостровные Саудовская Аравия, Дания, Южная и северная Кореи

Островные Куба, Великобритания, Новая Зеландия

Архипелаги Микронезия, Полинезия, Япония, Индонезия Великобритания (если считать Ирландию северную вместе с ней)

д) 5 примеров внутриконтинентальных стран (1. Андорра
2. Афганистан 3. Ботсвана 4. Австрия 5. Бутан)

7. Итог урока: Так что же собой представляет политическая карта мира?

    По каким признакам выделяют суверенные государства?

    Перечислите основные этапы формирования политической карты мира.

8. Домашнее задание.

    Проработать параграф учебника №1-2.

    Узнать из дополнительных источников информации об очагах военных или политических конфликтов в мире и отметить их на контурной карте.

    Подготовиться к практической работе.

Предварительный просмотр:

Введение. Политическая карта мира

Цель: ознакомить учащихся со структурой курса, с источниками информации, с особенностями учебника; сформировать представление о разнообразии современного мира, дать знания о классификации стран, показать место России в мире; развивать умения слушать лекцию и вести записи конспекта материала урока.

Оборудование: политическая карта мира, атлас, учебник, рабочая тетрадь

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

В этом году мы познакомимся с особенностью развития и размещения населения и хозяйства в мире и в отдельных странах. В этом нам поможет наука - экономическая и социальная география мира. От каких слов образовался этот термин? Эта наука сочетает в себе элементы географии, экономики и социологии. География – наука о Земле, экономика – наука о ведении хозяйства, социология – наука об обществе. Эти науки тесно связаны между собой: изучать Землю, хозяйство стран нельзя без людей, не учитывая человеческий фактор.

В экономической географии появились новые направления: география населения, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, медицинская география, геоэкология и другие.

Большой вклад в развитие ЭиСГМ внесли наши ученые – Николай Николаевич Баранский и Иван Александрович Витвер.

2. Знакомство с учебником (по учебнику стр. 5-7)

3. Изучение нового материала

Что изображено на политической карте мира? (государства, их столицы и границы между странами). Политическая карта мира постоянно меняется. Ее формирование – процесс длительный, отражающий развитие человеческого общества. Выделяют 5 этапов.

Этап и общественный строй

Важнейшие события

Промеры государств

Древний (до V в. до. н.э.)

Рабовладение

Возникновение, расцвет и крушение первых государств, начало раздела мира, первые захваты территорий. Основной способ изменений на политической карте – войны.

Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет, Китай

Средневековый (V-XVI вв.)

Феодализм

Возникновение крупных государств. Эпоха Великих географических открытий (открытие Колумбом Америки, морского пути в Индию вокруг Африки Васко да Гамой, первое кругосветное плавание Магеллана). Ярко выраженное стремление к территориальным захватам

Священная Римская империя, Киевская Русь, Византия, Португалия и Испания – сильнейшие морские державы

Новый (XVI- начало XX в.)

Капитализм

Зарождение и становление капиталистических отношений. Колониальные захваты европейцами в Америке, Азии, Африке. К концу этапа раздел мира завершен. Возможен лишь его насильственный передел

Англия, Франция, Германия

Новейший (XX в.)

Капитализм и социализм

Две мировые войны. Образование мировой социалистической системы. Распад колониальной системы

СССР, США, Куба

Современный (с конца XX в. по настоящее время)

Капитализм

Распад СССР и образование СНГ, «бархатные» революции в Восточной Европе, образование единой Германии, распад Югославии, образование независимых государств в Азии и Африке

Россия, Чехия, Словакия

Политическая карта мира к началу XXI в. сформировалась окончательно. Она, конечно, может меняться, то эти изменения уже не будут кардинальными. В настоящее время на политической карте насчитывается 230 государств.

Суверенное государство – политически независимое государство. Остальные государства – колонии, т.е. несамоуправляющиеся территории. Метрополия – страна, владеющая колониями.

Классификация стран

По размеру территории (страны-гиганты и государства-карлики)

По численности населения

По географическому положению (приморские, сухопутные, островные, полуостровные, страны-архипелаги)

Это количественные характеристики стран

На основе форзаца учебника и атласа выписать (с указанием столицы):

7 самых больших по площади стран мира – Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия

5 микрогосударств Европы – Сан-Марино, Монако, Ватикан, Андорра, Лихтенштейн

10 стран с численностью населения более 100 млн. человек – Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Нигерия, Япония

5 полуостровных государств – Италия, Испания, Греция, Саудовская Аравия, Турция

5 островных государств – Шри-Ланка, Исландия, Великобритания, Ирландия. Мадагаскар

5 стран-архипелагов – Япония. Индонезия, Филиппины, Фиджи, Новая Зеландия

10 сухопутных стран – Белоруссия, Австрия, Венгрия, Армения, Монголия, Афганистан, Чад, Нигер, Мали, Боливия

10 приморских государств – Перу, Аргентина, Мексика, Гватемала, Марокко, Алжир, Франция, Норвегия, Тайланд, Мьянма

Классификация стран

По общественному строю (социалистические, капиталистические)

По уровню социально-экономического развития (развитые, развивающиеся, страны с переходной экономикой)

Это качественные характеристики стран

По общественному строю еще совсем недавно страны делились на социалистические, капиталистические и развивающиеся. В связи с крахом мировой системы социализма данные понятия устарели. Тем не менее, в мире есть несколько социалистических стран (КНДР, Куба, Китай, Вьетнам). Остальные страны мира имеют капиталистическую экономику разной степени развития.

Уровень социально-экономического развития страны выражается двумя показателями – валовой внутренний продукт (ВВП) и индекс человеческого развития (ИЧР).

ВВП – стоимость всей продукции и услуг, произведенных в данной стране за год в $.

ИЧР – уровень душевых доходов, образованности, средняя продолжительность жизни, уровень преступности, экологическая безопасность.

По этим показателям страны делятся на:

экономически развитые страны

Особенности – высокий уровень развития промышленности, значительные запасы капитала, высокий уровень технологического развития, крупные объемы экспорта, значительные запасы полезных ископаемых.

1. Страны «Большой семерки»: США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Канада. ВВП на душу населения 20-30 тыс. $.

2. Страны Западной Европы, имеющие самый высокий уровень жизни. Наиболее благополучными на сегодняшний день считаются Голландия, Швейцария, Швеция, Дания, Финляндия.

3. Страны «переселенческого» капитализма (бывшие колонии Великобритании): Австралия, Новая Зеландия, ЮАР и Израиль.

развивающиеся страны

Это большинство стран мира. Многие из них были колониями и получили независимость после второй мировой войны. Их еще называют странами «третьего мира».

Особенности – периодические экономические кризисы, нестабильность, зависимость от иностранных кредитов, высокий уровень безработицы, низкий уровень доходов населения

1. Ключевые страны - лидеры стран «третьего мира», обладающие большим природным, людским и экономическим потенциалом – Индия, Бразилия, Мексика.

2. Страны Латинской Америки – Аргентина, Чили, Венесуэла и др., а также страны в Азии и Северной Африке.

3. НИС – новые индустриальные страны : Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, Тайланд, Индонезия и др. Они совершили большой скачок в своем социально-экономическом развитии и получили прозвище «азиатские драконы».

4. Нефтеэкспортирующие страны Персидского залива - Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Иран и др.

5. Большинство стран Африки – классические развивающиеся страны

6. Около 40 наименее развитых стран («четвертый мир»). Для них характерны тотальная бедность населения, отсутствие предметов первой необходимости, антисанитарные условия существования, повсеместная безработица, низкий уровень образования, неразвитая промышленность, высокая смертность, периодический массовый голод. Это Мозамбик, Эфиопия. Руанда, Сомали и др.

страны с переходной экономикой

Это постсоциалистические страны: страны, ранее входившие в состав СССР, и бывшие социалистические страны Восточной Европы. Хотя многие из них можно отнести к развитым странам (2 группа). Некоторые занимают промежуточное положение между развитыми и развивающимися. А Россия даже входит в состав стран «Большой восьмерки».

4. Закрепление: Р.Т. стр. 3,6 (№ 1-10)

5. Домашнее задание: § 1, доделать Р.Т., составить кроссворд «Страны мира», уметь показывать на карте все записанные на уроке страны и их столицы