Сравнение картин аленушка и царевна лягушка. Описание картины Васнецова «Царевна-лягушка

Эта картина Виктора Михайловича Васнецова, была написана в 1918 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Картина находиться в Доме-музее В. М. Васнецова, Москва.

Царевна-Лягушка - персонаж русских народных сказок. По обычному сюжету сказки - Царевну-Лягушку Иван-Царевич находит случайно. Иван-Царевич стрелял из лука, чтобы стрела привела его к невесте, но вместо девушки находит лягушку в болоте, которая держит его стрелу. При этом стрелы всех остальных братьев (их обычно двое) попадают в дома боярской или купеческой дочери.

Иногда Царевна-Лягушка оказывается дочерью какого-либо царя, иногда - нет. Царевна-лягушка обычно в сказках умная, доброжелательная, умелая девушка, которая делает работу быстро и споро. Часто работу по дому она делает ночью, чтобы её жених - Иван-Царевич не видел этого. В образе Лягушки Царевна-Лягушка должна жить 3 года, так как она ослушалась своего отца (вариант: не захотела выйти замуж за Кощея Бессмертного).

"Царевна-Лягушка", Виктор Михайлович Васнецов, 1901-1918 гг., холст, масло, Дом-музей В. М. Васнецова, Москва

Картина «Царевна-Лягушка» написана

по мотивам одноименной сказки.

Изобразил тот момент, когда прекрасная Царевна танцевала и творила чудеса: озеро с белыми лебедями.

Композиция картины продумана и гармонична. Каждой детали художник уделил много внимания.

На полотне изображены богатые царские палаты с расписными стенами и коврами. Художник нарисовал лишь малую часть накрытого белой скатертью стола, но видно, что пир был пышным и знатным.

Царевна одета в нарядное изумрудное платье, её волосы заплетены в густые косы, а голову украшает прекрасная диадема.

Все герои изображены в движении, кажется, что время остановилось лишь на секунду. Создаётся впечатление, что вот-вот и музыканты продолжат играть, а Царевна - грациозно танцевать.

На лицах музыкантов радость и восхищение красотой девушки, совсем недавно бывшей лягушкой.

Картина «Царевна-Лягушка» Виктора Михайловича Васнецова наполнена сказкой и праздником. Произведение в целом очень красочное, яркое, с множеством деталей. Художник великолепно продумал и написал каждый образ. Эту картину можно с уверенностью назвать одной из лучших иллюстраций русских народных сказок.

Урок развития речи по русской литературе в 5

классе

Описание картины В.М.Васнецова

«Царевна-лягушка»



Учитель: Турабаева Надия Рахматулловна

СШ №16 города Актау.

Урок развития речи по русской литературе в 5 классе.

Описание картины В.М.Васнецова «Царевна-лягушка»

Цель: а)сопоставление литературы и живописи как видов искусства, раскрытие отличия литературы от живописи

б)знакомство с В.М.Васнецовым и его картиной «Царевна-лягушка

в)обучение описания картины

Ход урока:

Что раскрывает основное содержание картины?

Ответ: Основное содержание картин раскрывает, когда и где происходят события, как изображены персонажи, каковы их лица, поза, жесты, одежда.

Как художник передает её содержание?

Ответ: Он изображает только одно мгновение, один момент, самый выразительный, самый важный в развитии связанных с ним событий. И, глядя на картину, мы можем догадаться, что было до момента, изображенного художником, что будет после него.

Что ещё важно для раскрытия картины?

Ответ: Важна композиция картины: как расположены фигуры и предметы на полотне, кто прежде всего привлекает наше внимание, какую роль играет пейзаж.

2.Чтение картин В.М.Васнецова

Краткие биографические сведения о художнике.(заранее подготовленный ученик) Родился Виктор Михайлович Васнецов в 1848 году в одно из заброшенных сёл Вятской губернии.

Сказка, песня, былина и красочное народное искусство были самыми яркими впечатлениями детства. Талант будущего художника раскрылся рано. Первые его рисунки-76 рисунков-иллюстраций к русским пословицам.

Учился Васнецов в Петербургской Академии художеств. На своих холстах он изображал сцены из народной жизни и сказочно-былинные сюжеты, передавал дух народных сказок.

В 1885 году Васнецов с семьёй переехал в Киев, где проработал свыше 10 лет. Умер художник в 1926 году.

Наиболее известны картины художника: «Богатыри», «Алёнушка», « Витязь на распутье» и другие.

Работа над картиной «Царевна-лягушка»

Рассмотрите внимательно картину и скажите, какой момент сказки изображён художником на картине?

Ответ: На картине художник изобразил тот момент, когда Василиса прекрасная приехав на пир, танцует

Кто находится на переднем плане, как изображена Василиса?

Ответ: На переднем плане изображена Василиса. Она в красивом голубом платье с широкими рукавами. Лицо у неё доброе, красивое, улыбающееся. Глаза сияют от радости. Она похожа на лебедушку, которая вот-вот взлетит в небо. Движения рук красивые, плавные. Она просто восхитительна.

Кто ещё нарисован на картине?

Ответ: Музыканты, которые не спускают глаз с Василисы, им не сидится на месте, они притоптывают, готовы пуститься в пляс вместе с Василисой.

Где происходят события, изображенные на картине Васнецова?

Ответ: События происходят в царских палатах, куда царь пригласил своих сыновей вместе с жёнами на пир.

Каково общее впечатление от картины? Что общего в ней с одноименной народной сказкой?

Ответ: Впечатление от картины великолепное. В картине очень много тёплых тонов, которые уносят нас в пленительный мир сказки: краски полотна подчёркивают очарование Василисы премудрой, воплощающей добро и красоту.

3.Составление и запись плана сочинения.

Примерный план:

1)Художник Васнецов и его картина.

2)Что изображено на картине?

3)Как Василиса попала на пир?

4)Как она танцует?

5)Каково впечатление от картины?

Сбор материала на картине.

Ребята, на что вы должны обратить особое внимание при собирании

материалов?

Ответ: Картина написана по мотивам народной сказки, поэтому следует использовать языковые средства и слова, характер и ум устного народного творчества.

1.Сюжет картины навеян русской народной сказкой.

2.Композиция картины (как расположены фигуры и предметы на полотне)

3.Колорий картины- яркий: зелёные, синие, золотистые тона подчёркивают добро, царящее в сказочном мире.

Найдите и выпишите из сказки сравнения, относящиеся к Василисе.

Ответ: Вышла из кареты Василиса Премудрая - сама как солнце ясное светится; обернулась красной девицей, русская красавица с длинной косой и большими голубыми глазами, обернулась белой лебедью.

Как она танцует?

Ответ: Она лёгкая, воздушная, танцует, словно белая лебедь плывёт.

Движения плавные, красивые. Руки как два лебединых крыла.

Каково впечатление от картины?

Ответ: Очень хорошее впечатление, на сердце становится радостно, кажется, что сам находишься в пленительном мире сказки. Василиса Премудрая как небесный ангел, очень красивый и добрый.

5.Что общего в сказке «Царевна-лягушка» и в картине Васнецова?

Ответ: И картина, и сказка создают хорошее настроение. Художник сумел передать на полотне красоту и доброту Василисы Премудрой. Чувствуется, что он покорён героиней, она дорога ему, потому что на полотне выглядит как живая.

6. Домашнее задание: написать сочинение по картине.

Виктор Михайлович Васнецов брал вдохновение из народного творчества. С помощью него он пытался понять дух русского народа и исследовать его, передать всю его красоту и самобытность. Воплощением проявления этого стремления стала картина «Царевна-лягушка».

Перед зрителем на переднем плане предстает девушка, одетая в зелёное платье с длинными рукавами с белой сорочкой под ним. Цвет её одеяния подчеркивает природу, а белизна сорочки дивно гармонирует с изображёнными на заднем плане лебедями.

По легенде, в этот момент Василиса Премудрая находится на царском пиру. Вокруг неё на лавках изображены завороженные танцем гусляры. Махнув левой рукой, Василиса создала озёра, махнув правой – плывущих по нему лебедей.

Как только зритель вспоминает точный текст этого предания, его глазу сразу предстают детали заднего фона, на котором видны синеющее озеро, небольшие фигуры белоснежных лебедей, а вдали, перед пшеничным полем и деревенскими домиками, синеет лес.

Такие детали создают впечатление действия, разворачивающегося в полномерном пространстве. Заметно, как летящие птицы гармонируют с облаками, как будто из них и появились. Сама царевна готовится свершить ещё одно чудо. Многие художники пытались воплотить данный сюжет в своём творчестве, большинство из которых изображало героиню в тот момент, когда из её рукавов вылетали птицы. Однако только Васнецову удалось, без подобного обозначения действия, настолько живо и ярко его передать.

Помимо описания картины В. М. Васнецова «Царевна-лягушка», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
  1. В.М. Васнецов - сказочный живописец.
  2. Передний план:
    • танец Царевны-лягушки;
    • описание одежды Царевны-лягушки;
    • музыканты;
    • арский терем;
  3. Задний план (природа, русская деревня).
  4. Мое отношение к картине.

Виктор Михайлович Васнецов - живописец, увлеченный удивительным миром русских сказок, былин и легенд. Им написано огромное количество красочных полотен и эскизов на сюжеты, заимствованные из устного народного творчества. На его картинах перед нами оживают могучие богатыри и фантастические птицы Сирины, загадочные царевны и отважные царевичи, нежная Снегурочка и загрустившая Алёнушка… Один из захватывающих сюжетов по мотивам всеми любимой сказки «Царевна-лягушка» художник запечатлел на одноименном полотне.

На переднем плане изображена высокая, статная девушка с горделивой осанкой - это одна из невесток царя. По сюжету сказки мы знаем, что она - та самая волшебная лягушка, жена младшего сына, уже удивившая всех гостей званого пира своими необыкновенными чудесами. Девушка отплясывает русский народный танец. Что именно она приготовила для увеселения батюшки-царя на это раз? Может, «Барыню», а, может, зажигательную пляску-импровизацию. Художник уловил момент танца, когда героиня сказки повернулась к зрителю спиной. Тонкие черты её благородного лица изображены в профиль. Увлеченная музыкой, девушка прикрыла глаза, губы её плотно сжаты, подбородок гордо приподнят.

Вся её фигура пластична и динамична. Она полна изящества, величавости и грациозности: тонкий стан слегка прогнулся назад, голова чуть запрокинута, широко раскинутые руки плавно движутся в такт задорной музыки. В правой руке она манерно, двумя пальчиками, держит небольшой белоснежный воздушный платочек, кокетливо оттопырив мизинчик. Она - царевна, и каждое её движение полно чувства собственного достоинства и осознания своей неотразимой красоты.

На девушке поистине царский наряд. Художник не случайно выбрал цвет для её одеяния: глубокий изумрудный тон длинного сарафана напоминает о печальной тайне сказочной героини. Золотыми нитями по сарафану расшит растительный орнамент - листочки, травинки и замысловатые узоры. Ворот сарафана украшен дорогими каменьями, а манжеты отделаны золотой каймой. Золотистая подкладка говорит о скрытом пока для всех высоком происхождении царской невестки.

Рукава сарафана пошиты с большими прорезями, они свободно свисают во время движения. На Царевне-лягушке белоснежная рубашка из тонкой материи, отчего взмах рук становится похож на крылья белой лебедушки. Длинные, ниже пояса, темно-каштановые волосы убраны в две тяжелых толстых ниспадающих косы. На голове - невысокая корона с драгоценными камнями, скрепленная на затылке большой застежкой. На ногах героини маленькие аккуратные зеленые сапожки на невысоком каблучке. Они тоже расшиты золотистым узором.

Для Царевны-лягушки играют шесть придворных музыкантов. Они сидят на массивных резных деревянных лавках по обе стороны от плясавицы. На них яркие разноцветные кафтаны, у всех на ногах ярко-красные длинные сапоги. Балалаечники, гусляры и рожечники - все увлечены действием. И стар, и млад с молодецкой удалью исполняет задорную мелодию для царевны. Свою игру они сопровождают пением. Их лица сияют от бурного веселья, а от искрометной игры ноги готовы сами идти в пляс. Все они не могут отвести восхищенных глаз от прекрасной девушки, от её плавности и величавости.

Само действие происходит в расписном царском тереме. Художественное оформление помещения отличается торжественностью и праздничностью: стены украшены многоцветными росписями с дивными птицами и необычными цветами, пол выложен деревянными прямоугольниками светлого и темного тонов в шахматном порядке. На полу - цветастый ковер с изображением заморских животных и растений. На нем-то и отплясывает свой танец Царевна-лягушка.

Чтобы подчеркнуть, что действие происходит во время пира, В. Васнецов представил нашему взгляду небольшую часть праздничного застолья: на белоснежной кружевной скатерти, покрывающей стол с резными расписными ножками, уставлены изящные приборы и кушанья.

По центру царских хором устроен огромный трехарочный проем, который ведет на террасу терема. Отсюда нашему взору открывается живописный панорамный вид на русскую деревню, на широкие родные просторы и на чудеса, сотворенные Царевной-лягушкой: внизу, перед теремом раскинулось большое озеро, по водной глади которого плывут белые лебеди и утки. На берегу озера расположилась деревенька с аккуратными деревянными домиками. Как и в царском тереме, в деревне тоже идет шумное гулянье: девушки в ярких цветастых сарафанах водят хоровод. За древней - золотистое поле и темная лента леса. А над всей этой жизнерадостной панорамой раскинулось голубое небо, по которому плывут белые пушистые облака, летят белые лебеди.

Это очень живая, эмоциональная картина. В.М. Васнецов мастерски передает атмосферу и настроение сказочного сюжета. Кажется, что если прислушаться, то можно уловить звуки задорной музыки, а Царевна-лягушка закружится в танце, взмахнет белыми рукавами и, как белая лебедь, взмоет высоко в небеса и улетит с другими белыми птицами.