✨ Монтсеррат Кабалье: "В жизни ни от чего не надо отказываться. Жизнь — лучший университет в мире"

Монтсеррат Кабалье (12.04.1933 - 6.10.2018) - испанская оперная певица (сопрано). Прославилась, в первую очередь, своей техникой бельканто и исполнением ролей в классических итальянских операх Пуччини, Беллини и Доницетти. Огромный репертуар (88 ролей), около 800 камерных произведений.

БИОГРАФИЯ

Монтсеррат Кабалье (иногда Монсеррат, полное имя Мария де Монсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фольк, кат. Maria de Montserrat Viviana Concepción Caballé i Folch) родилась 12 апреля 1933 года в Барселоне в бедной семье. Обучалась в консерватории при барселонском театре Лисео и окончила обучение в 1954 году. Поступила в 1956 году в Базельскую оперу, где в её репертуар вошли роли Тоски, Аиды, Арабеллы и Саломеи.

Между 1956 и 1965 годами Монсеррат Кабалье пела в оперных театрах разных городов Европы - Бремена, Милана, Вены, Барселоны, Лиссабона, а также исполнила в Мехико в 1964 году партию Манон в одноимённой опере Массне. Международная известность пришла к Кабалье в 1965 году, когда в связи с болезнью Мэрилин Хорн она заменила американскую певицу в партии Лукреции Борджии в одноимённой опере Гаэтано Доницетти (концертное исполнение в «Карнеги-холле»). Триумф Кабалье был столь велик, что публика устроила певице 20-минутную овацию.

Газета «Нью-Йорк Таймс» озаглавив рецензию «Каллас + Тебальди = Кабалье» писала:

«Мисс Кабалье достаточно было спеть первый романс… и стало ясно, что она не только обладает чистым и прекрасным голосом, но и превосходно владеет вокальным мастерством… Она может парить на pianissimo в высочайшем регистре, полностью контролируя каждую ноту, а при наивысшей громкости голос не теряет ясности и точности контура…»

Газета «Геральд Трибюн» также писала:

«Никакая предварительная реклама не могла бы предвосхитить исключительности впечатления, которое эта статная женщина, будто сошедшая с полотен Гойи, произвела на аудиторию, уже испорченную такими звездами как Каллас и Сазерленд. Когда Кабалье спела свою первую арию…что-то изменилось в атмосфере. На секунду показалось, что люди перестали дышать…».

В том же 1965 году Кабалье по личному приглашению Рудольфа Бинга дебютировала в в нью-йоркской «Метрополитен-опера», где исполнила партию Маргариты в «Фаусте». После этого выступала на сцене «Метрополитен-опера» вплоть до 1988 года. Среди лучших партий, исполненных на сцене прославленного театра: Луиза в «Луизе Миллер», Леонора в «Трубадуре», Виолетта в «Травиате», Дездемона в «Отелло», Аида, Норма в одноименной опере Винченцо Беллини.

24 января 1970 года дебютировала в театре «Ла Скала» также в партии Лукреции Борджии. В последующие годы исполнила в театре «Ла Скала» Марию Стюарт, Норму, Луизу Миллер, Анну Болейн.

В 1970-е годы впервые приехала в СССР, встретила здесь родственников - членов семьи её матери, которые в 1930-е годы во время Гражданской войны в Испании эмигрировали в Советский Союз.

С 1972 года выступала на сцене «Ковент-Гардена» в Лондоне (дебют в партии Виолетты в «Травиате»).

Творческая карьера Кабалье продолжалась 50 лет. Она выступала по всему миру с такими мастерами оперной сцены, как Лучано Паваротти и Пласидо Доминго, исполнив почти 90 ролей и около 800 камерных произведений. Певица получила международное признание благодаря красоте ее голоса и драматическому прочтению ролей. Ее поклонники называли ее La Superba — «превосходная».

К выдающимся вокальным достижениям Кабалье относятся:
  • партия Нормы в одноименной опере Винченцо Беллини - видеозапись из древнеримского театра в городе Оранж, сделанная 20 июля 1974 года; также 3 спектакля «Нормы» в рамках гастролей театра «Ла Скала» в Москве летом 1974 года, где Кабалье имела огромный успех (велась запись Центрального телевидения СССР);
  • партия Имоджене в опере Винченцо Беллини «Пират» - партия из репертуара эпохи бельканто и, по признанию самой Кабалье, самая трудная в её репертуаре за всю карьеру; запись по трансляции из Флоренции с фестиваля «Флорентийский музыкальный май» (июнь 1967 года);
  • партия королевы Елизаветы в опере Гаэтано Доницетти «Роберто Деверё» - Кабалье исполняла её неоднократно и в разные периоды своей карьеры; в частности, сделана запись по трансляции из Нью-Йорка 16 декабря 1965 года (концертное исполнение в «Карнеги-холле»);
  • партия Леоноры в «Трубадуре» Джузеппе Верди - запись по трансляции из Флоренции в декабре 1968 года, дирижёр Томас Шипперс; также видеозапись 1972 года из Оранжа, где Монсеррат Кабалье выступала вместе с Ириной Архиповой.

Любителям рок-музыки известна по совместному альбому с вокалистом группы Queen Фредди Меркьюри - Barcelona (1988). Заглавная песня, посвящённая родному городу Кабалье - Барселоне, стала одной из двух официальных песен летних Олимпийских игр 1992 года, проходивших в столице Каталонии. Песню планировалось представить публике в исполнении Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье, но в ноябре 1991 года певец умер, и песня прозвучала в записи.

В 1997 году совместно с швейцарской рок-группой Gotthard была записана рок-баллада «One Life One Soul».

В ноябре 2000 года участвовала в благотворительном концерте-акции фонда «Мир Искусства» «Звезды мира - детям», проходившем в Москве.

4 июня 2013 года во время визита в Армению, Кабалье посетила и непризнанную Нагорно-Карабахскую Республику. Президент Бако Саакян принял оперную певицу. Приезд Кабалье в Карабах вызвал недовольство со стороны Азербайджана, так как его власти рассматривают НКР как оккупированную территорию. В связи с поездкой Кабалье в НКР посольство Азербайджана вручило ноту протеста Министерству иностранных дел Испании. В ноте было указано, что Кабалье не получит азербайджанской визы, так как становится персоной нон грата. 8 июня президент Армении Серж Саргсян подписал указ о награждении Кабалье орденом Почёта.

СКАНДАЛ С НАЛОГАМИ

В декабре 2015 г. суд испанского города Барселона приговорил Монсеррат Кабалье к шести месяцам тюрьмы за мошенничество. Певицу обвинили в неуплате налогов в качестве физического лица в 2010 году в испанскую казну. Кабалье формально числилась жителем Андорры, что и позволило ей не платить налоги в Испании. Однако прокуратура установила, что певица использовала своё якобы «проживание» в Андорре с единственной целью - избежать уплаты налогов, хотя сама постоянно жила в Барселоне.

Наказание Кабалье отбывала условно. Певица признала свою вину - в зале заседания она лично не присутствовала, а показания давала по видеосвязи, сославшись на плохое состояние здоровья. Кроме того, 82-летняя Кабалье должна была выплатить штраф в размере 254 231 евро. Певица также не смогла получать государственную помощь в течение полутора лет и должна была выплатить ещё 72 тыс. евро в качестве процентов за просроченные платежи.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

В 1964 году она вышла замуж за Бернабе Марти. В 1966 году родился сын Бернабе, в 1972 году - дочь Монсеррат.

ЗДОРОВЬЕ И СМЕРТЬ

В январе 2002 года Кабалье сообщила журналистам, что к моменту её последнего выступления на оперной сцене в «Ковент Гарден» в 1992 году врачи объявили ей, что она неизлечимо больна раком и жить ей осталось год-два. Кабалье предложили срочную операцию, но она отказалась. После специального курса лечения певице стало лучше, ей снова «захотелось жить и петь». Тем не менее врачи посоветовали Кабалье не подвергать себя стрессам, а на оперной сцене, по её словам, она очень волнуется и переживает. Именно поэтому певица решила ограничиться сольными выступлениями. В 2002 году после 10-летнего перерыва, она вернулась на сцену и выступила в оперном театре «Лисео» в Барселоне, в роли Екатерины Арагонской в опере Сен-Санса «Генрих VIII».

Последние десять лет Кабалье передвигалась с помощью костылей или инвалидной коляски. После автокатастрофы в 2002 году у неё появились проблемы с ногами.

В июне 2010 года во время концерта Кабалье упала и серьёзно повредила левое колено, после полученной травмы она продолжительное время находилась на лечении.

17 октября 2012 года накануне концерта в Екатеринбурге Кабалье упала в обморок в своём номере в Атриум Палас отеле и, падая, сломала руку, была доставлена в областную больницу, где медики диагностировали микроинсульт и повреждение плеча. Однако она отказалась от госпитализации в России и предпочла вернуться в Барселону. 20 октября она была помещена в отделение интенсивной терапии больницы Сан-Пау в Барселоне. Из-за болезни ей пришлось отменить ряд концертов.

В середине сентября 2018 года она была госпитализирована в одну из больниц Барселоны из-за проблем с желчным или мочевым пузырём.

Представитель больницы сказал агентству Ассошиэйтед пресс, что причина смерти оперной звезды обнародована не будет по просьбе семьи Монсеррат Кабалье.

7 октября в центре погребальных ритуалов Лес-Кортс состоится церемония прощания. Похороны пройдут 8 октября.

НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ

1966 — Орден Изабеллы Католической степени дамы
1975 — Орден Альфонсо X Мудрого степени кавалера Большого креста
1988 — Медаль «За заслуги в области туризма»

1966 — Золотая медаль Большого театра «Лисео»
1988 — Национальная премия в области музыки
1973 — Золотая медаль «За заслуги в изящных искусствах»
1982 — Золотая медаль Женералитета Каталонии
1991 — Премия принца Астурийского в области искусства
1999 — Степень почётного доктора Политехнического университета Валенсии
2002 — Премия «Ópera Actual»
2003 — Национальная премия Каталонии в области музыки
2004 — Премия почёта в области музыки
2008 — Степень почётного доктора Международного университета Менендес Пелайо
2010 — Степень почётного доктора Барселонского университета
2013 — Международная медаль Мадрида в области искусств
2017 — Золотая медаль Королевского художественного кружка Барселоны

1986 — Орден Искусств и литературы степени командора (Франция)
1997 — Орден Дружбы (Россия)
2003 — Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» степени кавалера Командорского креста (Германия)
2005 — Орден Почётного легиона степени кавалера (Франция)
2006 — Орден княгини Ольги I степени (Украина)
2009 — Орден «За заслуги перед Итальянской Республикой» степени кавалера Большого креста (Италия)
2013 — Орден Почёта (Армения)

1968 — Премия «Грэмми» в категории «Лучшее классическое вокальное сольное исполнение» - «Rossini: Rarities» (США)
1974 — Премия «Грэмми» в категории «Лучшая оперная запись» - «Puccini: La Boheme» (США)
1975 — Премия «Грэмми» в категории «Лучшая оперная запись» - «Mozart: Cosi Fan Tutte» (США)
1994 — Звание «Посол доброй воли ЮНЕСКО» (ООН)
1996 — Премия «Echo Klassik» в категории «Певец года» - «Hijo de la luna» (Германия)
2000 — Степень почётного доктора Российского химико-технологического университета (Россия)
2000 — Премия «Echo Klassik» в категории «Специальный приз» (Германия)
2007 — Премия «Echo Klassik» в категории «Жизненные достижения» (Германия)
2007 — Премия «Латинская Грэмми» в категории «Лучший классический альбом» - «La Canción Romántica Española» (США)
2007 — Почётное звание «Каммерзенгер» Венской государственной оперы (Австрия)
2007 — Премия Gramophone в области классической музыки в категории «Жизненные достижения» (Великобритания)
2013 — Введение в Зал славы журнала «Gramophone» (Великобритания)

Детство

Анна Кабалье осчастливила своего мужа, родив ему дочку, которую назвали Мария де Монсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фолк – это полное имя певицы.

В семье Монсеррат не было дворян, интеллигентов. Она росла в окружении рабочего класса. Отец был связан с производством химических удобрений, трудился рабочим на заводе. Мать же певицы работала, где приходилось.

Известно также, что родственники по линии матери были депортированы в СССР. Они до сих пор проживают в Санкт-Петербурге. И каждый раз, как Кабалье приезжает на гастроли в Россию, она частый гость Питера, своих родственных душ. Привозит им заграничные подарки.

Кабалье с детства тяготела к музыке, пению. Она постоянно слушала исполнение любимых артистов. В раннем возрасте будущая дива уже являлась ученицей лицея в Барселоне. Далее Монсеррат учится пению у лучших преподавателей. Чтобы помочь родителям, она устраивается на работу. Кем только звезда ни была: продавщицей, швеей, закройщицей. Все она совмещала с учебой. Параллельно обучалась иностранным языкам французскому и английскому.

Блестяще Кабалье закончила свою учебу в лицее. Золотая медаль была у нее в кармане.

Творческий путь

Еще учась у лицее, Монсеррат заметили. Ее голос, манеру исполнения. Ей рекомендовали отправиться в Италию на прослушивание в театр. Но у нее не было финансов, чтобы поехать, жить там. Тогда семья меценатов Бельтран Мата, которые с нисхождением относились к талантливым молодым артистам, пишут ей рекомендательное письмо, для известного в то время, баритона Раймундо Торресу. Бельтран Мата оплачивают все расходы поездки. По всем рекомендациям Кабалье принимают в театр.

Во время ее выступления в театре, зрителем в зале был директор Оперного театра Базеля. Он просто очарован был ее голосом, ее внешностью. После выступления ей предложили работать в Безеле. Конечно же, Кабалье соглашается, уехав в Швейцарию на год.


Как-то Монсеррат предложили партию Лукреции Борджиа в нью-йоркском «Карнеги-Холле», которую изначально исполняла американская певица Мерлин Хорн. Это было что-то нереальное. Зал стоя аплодировал на протяжении получаса Кабалье. И вот она становится знаменитой на весь мир. Она начинает выступать по всему миру:

Montserrat Caballé & Николай Басков

В Большом Колонном зале Кремля, в Белом доме Вашингтона, в Зале Народа в Пекине и во многих других известным местах.

Кабалье на одной сцене выступает с выдающимися артистами: Пласидо Доминго, Мерлин Хорн, Альфредо Краусом, Лучано Паваротти.

Монсеррат очень целеустремленная. Она понимает, что нельзя проявлять слабость, нельзя быть непрофессионалом.

В театре «Ла Скала» Монсеррат исполнила одну из своих прекрасных партий в опере Беллини «Норму». Театр гастролирует по всему миру. Не обошли они вниманием и СССР. Легендарную роль Кабалье исполнила в Москве.


В репертуаре певицы более 130 оперных партий, более 40 полноценных опер. В ее честь написана песня «Exercises in Free Love», которую исполнил рок-музыкант Фредди Меркьюри. А в 1992 году проходила Олимпиада в Барселоне. Так вот, Кабалье вместе с Фредди исполнила песню «Барселона», которая впоследствии стала хитом.

Певица постоянно была в числе исполнителей поп чартов. Кабалье даже выступает с нашим Николаем Басковым. Познакомились они в Санкт-Петербурге. Кабалье учит Баскова петь, а в первую очередь, правильно дышать, ведь в опере это очень важно. Она не брала с Баскова денег за уроки, которые проходили у нее же дома.

Монсеррат Кабалье и Фредди Меркьюри. Барселона

Ей просто был приятен сам процесс. Она передавала своё мастерство. Пророчила Николаю большое будущее. И даже подшутила, сказав: «Моим собакам не нравился ни один из приходивших ко мне певцов, они еще никогда никому так не подпевали».

Личная жизнь Монсеррат Кабалье

Супругом легендарной певицы является Бернаба Марти.

Представляете, легендарная певица в реальной жизни вообще другая. Ей свойственны опоздания, несобранность. Она даже на свою свадьбу опоздала. У певицы есть двое прекрасных детей. Кабалье счастлива в семейной жизни и с лирикой рассказывает о ней: «Я счастлива, что судьба мне позволила сделать карьеру. Но в первую очередь я горжусь тем, что создала прекрасную семью, и у меня двое замечательных детей. В родительском доме, наблюдая за отношениями мамы и папы, я поняла, что важно равенство в семейных отношениях. У нас было заведено со времен моего детства, что никто ни над кем не главенствует.

И таким же образом мы с мужем пытаемся вырастить своих детей. У каждого ребенка, человека есть своя индивидуальность, свой характер, который нужно уважать. И я с гордостью могу утверждать, что наша семья гармонична. Я всегда старалась сделать так, чтобы мои дети не страдали оттого, что их мама - знаменитость. Ведь, в конечном итоге, музыка - это лишь только моя работа. И, помимо музыки, у меня, конечно, есть и другие интересы и обязанности. И это, прежде всего, моя семья. Я надеюсь, что для своей семьи и своих друзей я все-таки нужнее, чем для искусства. И когда наступит момент, что я не буду больше петь, я не хочу, чтобы меня жалели. Я все равно буду счастлива. Жизнь сама по себе прекрасна, главное - не портить ее собственными ошибками».

Кабалье великолепно водит автомобиль, любит плавание, увлекается живописью. С детства была тяга к вкусной еде. Очень любила выпечку, которую готовила мать. Видимо, это передалось по наследству, Монсеррат частенько балует свою семью разнообразными пирожками.

Как-то у нее были запланированы концерты. Все билеты организаторами были проданы уже заранее. Ничто не предвещало беды, как вдруг, Кабалье узнаёт, что ее сын заболел. Не раздумывая, она улетает в Испанию к сыну. Долго потом театр судился с Монсеррат, но в итоге проиграл. Сын поправился, конечно. В жизни Кабалье - семья на первом месте.

Награды

Конечно, Монсеррат Кабалье имеет общественное признание. Она награждена орденом «Изабеллы Католической», орденом «За заслуги перед Итальянской Республикой», орденом «Искусств и литературы» во Франции, на Украине Кабалье наградили орденом «Княгини Ольги» I степени. Монсеррат Кабалье имеет почетное звание Каммерзенгер» Венской государственной оперы.

Мария де Монсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фольк - известная на весь мир испанская оперная певица, профессиональный педагог по вокалу, мать двоих детей

Дата рождения: 12 апреля 1933 г.
Место рождения: Барселона, Испания
Знак зодиака: Овен

«Музыка – это волшебство. Тот, кому посчастливилось жить с ней, испытывает нечто необычное. Когда ты слышишь мелодию впервые, работаешь над образом, садишься за фортепиано и начинаешь играть, ты вдруг чувствуешь, что музыка проникает в кровь, проходит по всему телу. Это не просто секундная вспышка. Наслаждение музыкой – это лучшее, что может быть в жизни».

Биография Монсеррат Кабалье

Город, в котором родилась знаменитая певица – Барселона. Отец часто брал маленькую Монсеррат на прогулки по берегу моря. Море – это их общая страсть. У нее были замечательные родители, которые научили ее и брата выживать в трудных условиях.

В доме рабочего и поденной работницы - родителей Монсеррат, всегда звучала музыка. И маленькая Монсеррат тоже пела на рождественских вечерах арии из оперы «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини, которые слышала много раз. Она пела без слов или повторяла одну строчку: «В ясный день желанный, желанный, желанный». Именно тогда она поняла, что хочет заниматься музыкой.

Кабалье была студенткой консерватории при театре Лисео в Барселоне. В первые восемь месяцев она с другими учениками занималась только физкультурой – педагог хотел развить их в физическом и музыкальном плане, чтобы они могли с легкостью извлекать звук.

В тяжелые времена, когда денег не хватало, Кабалье нашла работу, которую никогда ранее не выполняла – она должна была резать ткань для платков. С нею работали люди, которые оказывали ей всяческую поддержку, потому что очень жалели. Ей прошлось бросить учебу из-за трудного финансового положения, но она продолжала работать. Однако на помощь талантливой девушке пришла семья меценатов Мата, и Кабалье окончила обучение в 1954 году.

Ей исполнилось 23 года (в 1956 году), когда она впервые вышла на сцену оперного театра в Швейцарии, в Базеле. Туда же из Барселоны переехала вся ее семья. Коллеги во всем ей помогали, в театре была крепкая, дружная команда. Например, так как Кабалье не знала немецкого языка, сотрудники переводили для нее роль на испанский язык.

Потом она уехала в музыкальное сердце Европы – в Германию. В Бременской опере ей предложили роль, она начала репетировать оперы Джузеппе Верди «Травиату» и «Трубадура». Это была новая школа. Кабалье разучила большой репертуар в этот период и получила базу не только в техническом, но и музыкальном плане. Правда, в то время она подумывала о том, чтобы уйти из профессии, но ее переубедил брат Карлос. Кстати, именно Карлос Кабалье открыл миру Хосе Каррераса.

На сцену родного театра Лисео в Барселоне Кабалье вернулась только в 1962 году с «Арабелой» Штрауса.

Мир узнал о Кабалье в 1965 году, когда она заменила американскую певицу Мэрилин Хорн в партии Лукреции Борджии в одноименной опере Гаэтано Доницетти. Хорн была беременна, поэтому руководством Карнеги Холла было решено пригласить Кабалье. Ее исполнение так восхитило публику, что Кабалье не отпускали со сцены 20 минут и рукоплескала диве. Сама Хорн вспоминала об этом триумфе:

«Это была одна из самых блистательных удач. Она взяла Нью-Йорк штурмом! Не каждому это под силу, особенно в этой стране».

В 1965 году Кабалье приглашают петь партию Маргариты в «Фаусте». На этой сцене Карнеги Холла Монсеррат не раз выступала вплоть до 1988 года.

24 января 1970 года певица дебютировала в театре «Ла Скала», в уже знакомой партии Лукреции Борджиа. В последующие годы исполнила в театре «Ла Скала» Марию Стюарт, Норму, Луизу Миллер, Анну Болейн.

Испанский оперный певец Пласидо Доминго о Монсеррат Кабалье:

«Я смотрел спектакль Монсеррат в «Ла Скала». Это была незабываемая «Норма», которая вошла в историю этого театра. Я видел реакцию публики после арии «Casta Diva». Это было не только на «Норме», но и на других спектаклях: зал аплодировал стоя около 40 минут после выходной партии Нормы».

«Мы работали вместе в течение нескольких лет и каждый раз мы совершали какое-то открытие. И все вокруг нас было наполнено волшебством».

В 1972 году художественный руководитель Лондонской оперы Денни Дэвис попросила певицу принять участие в спектакле «Лукреция Борджиа». Большая часть дисков Кабалье записана именно в Лондоне. Она принимала участие сразу в нескольких спектаклях: таковы были условия контракта.

В 1987 году произошло знаменательное событие, которое изменило отношение всего мира к оперной классической музыке. Это был дуэт двух великих людей: оперной певицы Кабалье и рок-певца Фредди Меркьюри с композицией «Барселона».


В ноябре 2000 года Кабалье пригласили в Москву поучаствовать в благотворительном концерте-акции фонда «Мир Искусства» «Звезды мира - детям».

Индийский дирижер Зубин Мета о Монсеррат Кабалье:

«Монсеррат задала мне и многим другим певцам, например Пласидо Доминго, ту планку, тот уровень, которого очень сложно достичь».

Личная жизнь

В 1964 году Кабалье стала женой испанского оперного певца Бернабе Марти, с которым впервые поцеловалась на сцене в опере «Мадам Баттерфляй». Монсеррат позже шутила:

«Я, наверное, единственная мадам Баттерфляй, которая все-таки вышла замуж за Пинкертона».

«Я никогда не забуду то ощущение счастья, которое я испытала в день свадьбы».

Они были гораздо больше, чем муж и жена, они были друзьями и коллегами. Через два года после свадьбы родился сын Бернабе, а в 1972 году - дочь Монсеррат.

Практически вся жизнь певицы была посвящена работе. Муж так вспоминает былые времена:

«Я знаю, как она переживала, как хотела побыть некоторое время рядом с детьми после работы, но такова наша профессия: мы должны быть в ней лучшими».

Дата рождения Марии де Монтсеррат Вивианы Консепсьон Кабалье-и-Фолк (полное имя певицы) – 12 апреля 1933 года. Отец Монтсеррат был простым рабочим на предприятии по производству химических удобрений, а у мамы вообще не было постоянной работы, и она была вынуждена подрабатывать за копеечную зарплату.

Когда маленькая Монтсеррат пошла в школу, дети сразу же ее невзлюбили за молчаливый и скрытный характер, к тому же, над ней смеялись за то, что она ходила на занятия постоянно в одном скромном платье. Семья Кабалье и так жила на грани нищеты, а тут еще и отцу пришлось оставить работу из-за тяжелой болезни. Однако никакие бытовые трудности не только не пугали Монтсеррат, а даже наоборот – закаляли ее характер. Чтобы хоть как-то помочь семье, девочка пошла работать на фабрику носовых платков.

Знакомство Монтсеррат с оперным искусством произошло, когда ей было всего семь лет. Малышка настолько была поражена услышанным и увиденным, что весь обратный путь из театра горько рыдала над роковой судьбой мадам Баттерфляй. Маленькой Монтсеррат очень понравилась опера: слушая старую грампластинку, она выучила арию главной героини, и, будучи семилетним ребенком, поклялась, что обязательно станет богатой и знаменитой оперной певицей.

И, спустя несколько лет, судьба улыбнулась Монтсеррат, введя в ее жизнь супругов-меценатов Бельтран Мата, помогающих юным дарованиям. Именно благодаря им, девочка попала в знаменитую барселонскую консерваторию Liceo, к преподавательнице-венгерке Эугении Кеммени, которая превратила редкий самородок в бесценный бриллиант. Кстати, даже сейчас великая Монтсеррат Кабалье начинает свой день со специальных дыхательных упражнений, разработанных когда-то ее учительницей Кеммени.

Путь к опере

В Филармоническом драматическом лицее Барселоны Монтсеррат отучилась 12 лет и в 1954 году закончила его с отличием. Меценаты Бельтран Мата посоветовали будущей певице начать свою карьеру в Италии: они оплатили все расходы на путешествие и снабдили ее рекомендательным письмом к известному оперному певцу Раймундо Торресу, который, в свою очередь, порекомендовал Монтсеррат директору флорентийского театра «Maggio Fiorentino» — Сицильяни. После прослушивания, Сицильяни принял Кабалье в свой театр.

Первое выступление в театре «Maggio Fiorentino» Монтсеррат принесло ей еще одну удачу в лице директора Оперного театра Базеля, который пришел на спектакль – он был настолько очарован голосом дебютантки, что предложил ей контракт на три года.

Монтсеррат приняла предложение и уехала в Швейцарию. Датой профессионального дебюта певицы считается 17 ноября 1956 года, когда она исполнила на сцене Базельского театра партию Мими в опере Джакомо Пуччини «Богема». Успех был ошеломительным!

Когда в 1959 году Кабалье уже работала в Оперном театре в Бремене, она получила приглашение выступить в родном Барселонском Лицее. Монтсеррат с радостью согласилась, и покорила зрителей партией Арабеллы Штрауса.

Международную известность певица получила в 1965 году, причем, совершенно неожиданно. Ей предложили выступить в Нью-Йорке в «Карнеги-Холле» вместо заболевшей американской певицы Мэрилин Хорн с партией Лукреции Борджиа.

Американская публика, избалованная выступлениями настоящих оперных звезд, прослушала первую арию Монтсеррат, затаив дыхание, после чего, взорвалась 20-минутными овациями. Утром первые полосы всех газеты были посвящены неимоверному выступлению испанской певицы – это был билет к мировому признанию.

С этого дня театральная судьба Кабалье была предрешена: все ее выступления на самых знаменитых сценах столиц мира проходили с ошеломительным успехом. Где она только ни выступала: и в Большом Колонном зале Кремля, и в Белом доме в Вашингтоне, и в нью-йоркской Аудитории Генеральной Ассамблеи ООН, и в Зале Народа в Пекине, и во многих других известнейших местах.

В 1974 году Монтсеррат Кабалье получила статус Почетного Посла ООН и Посла Доброй Воли ЮНЕСКО.

Жизнь Монтсеррат вне сцены

Являясь истинной католичкой, оперная дива всегда ставила на первое место свою семью. В 1964 году она стала женой Бернаба Марти, в то время являвшимся довольно известным оперным певцом, и вот уже не одно десятилетие Монтсеррат счастлива в браке. У певицы есть двое, сейчас уже взрослых детей – сын Бернабэ Марти и дочь Монтсеррат Марти, которая тоже выбрала карьеру оперной певицы.

Монтсеррат Кабалье отлично водит машину, любит плавание и прогулки. Еще одним давним увлечением певицы, переросшим в настоящую страсть, является живопись. По словам самой Монтсеррат, сначала она писала акварелью, потом - карандашом, а по мере приобретения мастерства, она даже осмелилась писать картины маслом. И хоть сама певица называет свои работы «наивной живописью», все же, она владеет кистью не хуже, чем своим волшебным голосом.

Величественная Монтсеррат научилась «ладить» и со своим солидным телосложением. Когда-то она получила серьезную травму головы, попав в аварию, в результате которой, участок мозга, отвечающий за нормальный обмен веществ в организме, атрофировался, поэтому, как бы мало ни ела певица, похудеть она не может. Эта же авария закалила и волю Монтсеррат: даже будучи закованной в гипс, на костылях, певица продолжала выступать.

У Кабалье широкая и небезразличная к чужому горю душа – оперная звезда довольно часто дает благотворительные концерты на разных «не престижных» сценах. Несмотря на мировую известность, певица убеждена, что главное – не зал, в котором она выступает, а люди, для которых она поет.

Веру в Бога считает Монтсеррат Кабалье основой своего творчества. Эта вера помогает ей быть выше всех закулисных страстей и интриг, быть мудрой и сильной, и служить людям, даря им свой волшебный голос и свой талант.

Freddie Mercury & Montserrat Caballé

Имя : Монтсеррат Кабалье (Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фольк)
Дата рождения : 12 апреля 1933 г.
Знак зодиака : Овен
Возраст : 85 лет
Дата смерти : 6 октября 2018 г.
Место рождения : Барселона, Испания
Рост : 161
Деятельность : оперная певица
Теги : певица, опера
Семейное положение : замужем

Монтсеррат Кабалье является известнейшей испанской оперной певицей, величайшим сопрано наших дней. Сегодня ее имя известно даже тем, кто далек от оперного искусства. Широчайший диапазон голоса, непревзойденное мастерство и яркий темперамент дивы покорили основные сцены ведущих театров мира. Кабалье лауреат всевозможных премий. Является послом Мира, Послом доброй воли ЮНЕСКО.

12 апреля 1933 года в Барселоне появилась на свет девочка, которой дали имя Монтсеррат Кабалье. Ее полное имя вряд ли выговоришь сходу – Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фольк. Родители дали ей такое имя в честь священной горы святой Марии Монтсеррат.

В дальнейшем ей суждено было стать легендарной оперной певицей, которой присвоили неофициальный статус «Непревзойденная». Малышка появилась на свет в бедной семье рабочего химзавода и домработницы. Матери будущей певицы приходилось подрабатывать где придётся. Монтсеррат с детского возраста была неравнодушна к музыке, она часами слушала оперные арии на пластинках. В двенадцать лет девочка поступила в лицей Барселоны, где проучилась до своего двадцатичетырехлетия.

Поскольку в семье было туго с деньгами, Монтсеррат помогала родителям, работая сначала на ткацкой фабрике, потом в магазине и в швейной мастерской. Одновременно с учебой и дополнительными заработками девушка брала уроки французского и итальянского.

Она четыре года проучилась в консерватории «Liceo» в классе Эугении Кеммени. Венгерка по национальности, экс-чемпионка по плаванью, певица, Кеммени придумала собственную систему постановки дыхания, основой которой стало укрепление мускулатуры торса и диафрагмы. По сей день Монтсеррат пользуется дыхательными упражнениями своего преподавателя и её распевками.

Заработав высший балл на выпускных экзаменах, девушка начинает профессиональную карьеру. Покровительство известного мецената Бельтрана Мата помогло молодой девушке оказаться в труппе оперного театра Базеля. Дебютом начинающей певицы было исполнение главной партии в опере «Богема» Джакомо Пуччини.

Молодую артистку начали приглашать в оперные коллективы остальных городов Европы: Милана, Вены, Лиссабона, родной Барселоны. Монтсеррат осваивает музыкальный язык романтических, классических и барочных опер. Но особенно у неё получаются партии из произведений Беллини и Доницетти, в которых раскрывается вся мощь и красота её голоса.

К 1965 году испанскую певицу уже знают за пределами родины, однако мировую популярность она обрела после исполнения в американской опере «Карнеги-холл» партии Лукреции Борджиа, когда Монтсеррат Кабалье пришлось заменить другую звезду классической сцены Мэрилин Хорн.

После спектакля слушатели не отпускали главную героиню вечера со сцены в течении получаса. Интересно то, что как раз в этот год закончилась сольная карьера оперной дивы Марии Каллас. Таким образом, предшественница как бы передала пальму первенства Монтсеррат Кабалье, как самому лучшему сопрано планеты.

Следующей вершиной в творческой биографии певицы была её роль в опере Беллини «Норма». Эта партия появилась в репертуаре Монтсеррат в семидесятом году. Премьера спектакля состоялась в театре «Ла Скала», а спустя 4 года итальянский коллектив приехал с гастролями в Москву. Советские слушатели первый раз имели возможность насладиться звучанием голоса талантливой испанки, которая так блистала в арии «Норма». Кроме этого, дива выступала на сцене «Метрополитен-опера» в ведущих партиях опер «Трубадур», «Травиата», «Отелло», «Луиза Миллер», «Аида».

За время своей деятельности Монтсеррат Кабалье удалось посотрудничать с оркестрами таких звёздных дирижеров, как Леонард Бернстайн, Герберт фон Караян, Георг Солти, Зубин Мета, Джеймс Ливайн. Её партнерами по сцене становились лучшие тенора мира: Хосе Каррерас, Пласидо Доминго и Лучано Паваротти. Дива была дружна с Еленой Образцовой и Мэрилин Хорн.

Кроме главных оперных сцен мира, испанка выступала в Большом Колонном зале Кремля, Белом доме в США, в Аудитории ООН и даже в Зале Народа, который находится в столице КНР. За всю творческую жизнь легендарная артистка спела более чем в ста двадцати операх, с её участием выпущены сотни дисков. В семьдесят шестом году на восемнадцатой церемонии «Грэмми» Кабалье присудили премию за исполнение лучшего классического вокального соло.

Монтсеррат Кабалье интересует не только оперное искусство. Она пробует себя и в других проектах. Первый раз оперная дива выступила с рок-звездой Фредди Меркьюри, лидером музыкального коллектива «Queen», в конце восьмидесятых годов. Совместно они записали композиции для альбома «Барселона».

Одноименная композиция была исполнена известным дуэтом на Олимпиаде 1992 года, которая проходила в Каталонии. Хит побил все рекорды мировых чартов и стал гимном не только Олимпийских игр, однако и всего автономного сообщества Испании.

В конце девяностых годов Монтсеррат Кабалье записывается совместно с рок-коллективом «Gotthard» из Швейцарии, а также даёт совместное выступление с итальянским поп-певцом Аль Бано в Милане. К тому же певица проводит эксперименты с электронной музыкой: она записывает композиции с автором из Греции Вангелисом, который является одним из основателей нового стиля Нью Эйдж.

Среди фанатов оперной певицы большую популярность приобрела песня-баллада «Нijodelaluna» («Дитя луны»), которая первый раз была исполнена коллективом из Испании «Mecano». Монтсеррат в своё время выделила российского исполнителя Николая Баскова. Она заметила в молодом теноре большого певца и предложила ему занятия вокалом. Впоследствии Монтсеррат и Басков спели совместно дуэт из мюзикла Э. Л. Уэббера «Призрак оперы» и известную оперу «Аве Мария».

В возрасте тридцати одного года Монтсеррат Кабалье вышла замуж за коллегу, оперного баритона Бернабе Марти. Познакомились они, когда Марти попросили выступить вместо заболевшего исполнителя в «Мадам Баттерфляй». В этой опере присутствует сцена поцелуя. И вот тогда Марти поцеловал Монтсеррат настолько чувственно и страстно, что женщина едва не упала в обморок прямо на сцене. Певица уже и не надеялась встретить любовь и завести семью.

После свадьбы вместе с супругом они пели на одной сцене не один раз. Однако спустя несколько лет Марти решил сцену оставить. Одни говорили, что у него диагностировали проблемы с сердцем, другие – что, оказавшись в тени популярности Кабалье, принял решение посвятить себя семье. Как бы там ни было, брак любящие супруги сохранили на протяжении всей жизни. В скором времени после свадьбы Монтсеррат подарила любимому 2-х детей: сына Бернабе и дочку Монтсеррат.

Девочка решила связать свою жизнь с пением, как и её мама и папа. В настоящее время она входит в число лучших вокалисток Испании. В конце девяностых годов мама с дочкой выступили в совместной программе «Два голоса, одно сердце», которой открывался очередной оперный сезон Европы.

Счастью Кабалье и Марти не помешали ни популярность Монтсеррат, ни её лишний вес, который начал быстро увеличиваться после ДТП. В автокатастрофу она попала ещё в молодости, после полученной травмы головы в мозге перестали функционировать рецепторы, которые отвечают за липидный обмен. В интервью оперная дива объяснила это так – когда выпивает стакан воды, организм воспринимает это так, будто она съела кусок пирога.

При росте в 161 см Монтсеррат Кабалье начала весить более 100 кг, ее фигура со временем начала выглядеть непропорционально, однако у гениальной певицы получалось этот недостаток скрыть с помощью специального покроя одежды. К тому же Монтсеррат старается придерживаться специфических диет, и время от времени у неё получается сбрасывать лишние килограммы. Женщина уже давно не пьет спиртного, по большей части в ее рационе – фрукты, овощи, зелень и зерновые.

Были у певицы трудности и посерьезнее, чем лишние килограммы. В далеком 1992 году на концерте в Нью-Йорке ей стало нехорошо, ее госпитализировали, и медики поставили Монтсеррат неутешительный диагноз – рак. Они настаивали на срочной операции, однако ее друг Лучано Паваротти порекомендовал не спешить, а обратиться к швейцарскому доктору, который лечил его дочь.

В конечном счете операция не понадобилась. Спустя некоторое время Кабалье почувствовала себя лучше, но решила ограничиться сольной концертной деятельностью, поскольку на оперной сцене она очень волнуется и переживает, а доктора порекомендовали избегать стрессов.

Накануне нового 2016 года произошел скандал с именем певицы Монтсеррат Кабалье. Испанские налоговые службы обвинили знаменитость в укрывании части налогов начиная с 2010 года. Для этого Кабалье вот уже в течении нескольких лет указывала местом проживания государство Андорру.

За неуплату налогов суд приговорил 82-летнюю оперную диву к тюремному аресту сроком на шесть месяцев и штрафу. Однако данная мера была применена условно в связи с болезнью Монтсеррат. В 80 лет у певицы произошел инсульт, который очень подорвал её здоровье.

К началу прошлого года конфликт между властями и Кабалье был уже улажен.

В этом году оперная певица отметила свое 85-летие. Несмотря на возраст, она продолжает давать концерты. В июне дива приехала в Москву, чтобы выступить в Кремлевском дворце. А накануне пришла в гости к Ивану Урганту на передачу «Вечерний Ургант», где и сообщила о предстоящем выступлении.

Концерт вышел семейным, вместе с ней на сцене появились дочь Монтсеррат Марти и внучка Даниэла. Из шестнадцати номеров оперная певица исполнила только семь. Весь концерт прима просидела в инвалидном кресле. В последнее время у Кабалье проблемы с ногами, ей сложно передвигаться.

6 октября 2018 года появилась информация о смерти певицы. Она ушла из жизни в Барселоне, в больнице, куда она была госпитализирована из-за проблем с мочевым пузырем.

Партии

  • Партия Мими в опере «Богема» Д. Пуччини
  • Партия Лукреции Борджии в одноименной опере Г. Доницетти
  • Партия Нормы в одноименной опере В. Беллини
  • Партия Памины в «Волшебной флейте» В. Моцарта
  • Партия Марины в «Борисе Годунове» М. Мусоргского
  • Партия Татьяны в «Евгении Онегине» П. Чайковского
  • Партия Манон в одноименной опере Ж. Массне
  • Партия Турандот в одноименной опере Д. Пуччини
  • Партия Изольды в «Тристан и Изольда» Р. Вагнера
  • Партия Ариадны в «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса
  • ПартияСаломеив одноименной опере Р. Штрауса
  • Партия Тоски в одноименной опере Дж. Пуччини