Сюжеты и герои музыкального произведения презентация. Презентация на тему "«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ПЕНЖИНСКАЯ ДШИ

СЦЕНАРИЙ БЕСЕДЫ
«ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГЕРОИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КОМПОЗИТОРОВ – КЛАССИКОВ»

для учащихся общеобразовательной школы

Составитель: Селезнева Т. И.,

преподаватель фортепиано и музыкально-

теоретических дисциплин ПДШИ

с. Каменское

2016г.

Сценарий беседы

«Литературные и музыкальные герои в произведениях композиторов-классиков»

Добрый день наши дорогие зрители. Добро пожаловать в мир музыки и литературы. Встреча с прекрасным – это всегда праздник. По традиции в канун Нового года мы приглашаем учащихся общеобразовательной школы на концерты, которые подготовили учащиеся фортепианного отделения. Темы бесед очень разнообразны, произведения представляют разные стили и направления в музыкальном искусстве. Сегодня мы решили провести наше мероприятие совместно с учащимися 4 класса.

Юные музыканты подготовили небольшую концертную программу, сделали презентации по композиторам, а учащиеся общеобразовательной школы познакомят нас с героями литературных произведений, зачитают поэтические отрывки. Чтобы мероприятие прошло интересней, мы включили в нашу программу викторины, тесты, просмотр и прослушивание отрывков из музыкальных произведений.

Любое произведение имеет содержание и образ, раскрывает какую-то тему.

Тема может быть героическая, патриотическая, лирическая, сказочная.

Давайте приведем примеры литературных и музыкальных произведений на героические, сказочные, лирико - драматические, лирико-психологические, бытовые сюжеты. (Дети перечисляют)

Каждое произведение имеет характер, настроение, образ.

В стихотворении мы можем представить картину природы, образ человека (грустного или веселого, смелого или трусливого и т. д). Если в литературном произведении поэт или писатель передает настроение с помощью слов, то в музыке, содержание раскрывается благодаря звукам, нотам.

Открывает нашу программу Еременко Дмитрий, он исполнит два разнохарактерных произведения, прослушав их, определите, пожалуйста, характер, настроение, придумайте название к музыкальному образу.

Звучит «Этюд» и «Сонатина» (Еременко Дмитрий)

В репертуаре наших музыкантов есть произведения, которые отличаются по стилю и направлению. Давайте вспомним, какие музыкальные направления в музыке и литературе встречаются, что отличает произведения классические от современных. (Стиль барокко, классический, романтический, импрессионизм).

Звучит «Этюд» и «Самба» (Дейнега Полина)

Произведения музыкальные, как и литературные, имеют свой жанр. В литературе это рассказ, повесть, стихотворение, былина, повесть, роман, басня. К музыкальным жанрам относятся: опера, балет, концерт для какого – то инструмента, оперетта, мьюзикл, симфонические произведения.

Каждый жанр подразделяется на определенные виды: вокальный, танцевальный, инструментальный.

Звучит «Вальс» в исполнении Васиной Елизаветы. Это инструментальная пьеса, имеет характерные черты танца вальса. Назовите особенности этого танца. (Размер три четверти, характер грациозный, относиться к бальным танцам).

Многие композиторы, прежде чем написать произведение, обращаются к литературному источнику. Давайте вспомним, какие вы читали сказки, какой ваш любимый сказочный герой.

Дети перечисляют произведения и авторов.

Учитель. Теперь юные музыканты нам перечислят произведения, которые написаны на сказочные сюжеты.

Дети перечисляют музыкальные произведения.

Учитель. Я предлагаю вам провести видео игру: определить героя по костюму.

(Показ видео файлов)

Ребята вы хорошо знаете литературных и музыкальных героев, вам известно, что для постановки музыкального спектакля нужна музыка и литературный образ, сюжет. Чтобы посмотреть спектакль, я предлагаю отправиться в музыкальный театр. Из чего же состоит театр?

Дети. Театр состоит из сцены, зрительного зала, ложи, балконов, занавеса, осветительных приборов, оркестровой ямы, трюмов, колосников и т. д.

А какой музыкальный спектакль мы с вами смотрели?

Дети. Мы смотрели «Золушку», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта».

Учитель. Как называется спектакль, в котором артисты ничего не говорят, только танцуют и пользуются жестами.

Дети. Такой спектакль называется балетом (от слова балло – «танцевать»)

Учитель. Назовите составные части балета.

Дети. Па-де-де, па- де – труа, дивертисмент, заключительная сцена - апофеоз.

Сегодня на нашей встрече будут звучать произведения разных музыкальных жанров, одним из которых является балет. Балет имеет сказочный сюжет. Это «Спящая красавица» П. И. Чайковского. Представит этого композитора Еременко Дмитрий

Ученик. Рассказывает биографию композитора, показывает презентацию

Просмотр презентации.

Учитель. Содержание музыки Чайковского охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта, в ней по – новому раскрываются произведения русской и мировой литературы – А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, У. Шекспира и Данте. Давайте перечислим эти произведения.

Дети. Опера «Евгений Онегин», « Пиковая дама», увертюра – фантазия « Ромео и Джульетта», «Гамлет». На сказочные сюжеты написаны балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица».

Учитель. А кто написал сказку?

Дети. Французский писатель Ш. Перро.

Учитель. Давайте вспомним содержание сказки, главных действующих лиц.

Ученик. Пересказывает содержание сказки.

Учитель. Чем заканчивается балет? (Победой добра над злом, жизни над смертью)

Учитель. Предлагаю вам посмотреть отрывок из балета « Спящая красавица»

Учитель. А сейчас, чтобы перейти к следующему произведению, предлагаю провести игру. Дети делятся на две группы, задают по очереди вопросы друг другу, побеждает тот, кто назовет больше правильных ответов.

Вопросы - подсказки.

    Именем какого героя названа опера Римского – Корсакова? (Садко)

    Как звали морскую царевну? (Волхова)

    Какая былина легла в основу сюжета оперы «Садко»(Былина о Садко, торговом госте и гусляре, выигравшем заклад у богатых новгородских купцов)

    Кем был отец Волховы? (Морской царь)

    Инструмент, на котором играл Садко? (Гусли)

    В кого превращается стая лебедей? (В прекрасных девушек)

    На берегу какого озера пел свою песню Садко? (Озеро Ильмень)

Учитель. Ребята вы хорошо помните героев былины. А что вы знаете о композиторе Римском – Корсакове и опере, давайте вспомним ее составные части.

Ученик. Рассказывает биографию Римского – Корсакова.

Дети. Отвечают составляющие оперы. Опера (по – латыни опус) – значит деяние, труд, сочинение. Относится к вокальному жанру, включает 4 действия.

В ней есть увертюра, интродукция, эпилог, ария, ариетта, ариоза, дивертисмент и т. д.

Учитель. Кто нам расскажет содержание этой былины?

Дети. Читают отрывки из произведения.

Учитель. Давайте послушаем отрывок из оперы « Садко».

Учитель. На уроках по литературе вы учите наизусть отрывки из произведений. Сейчас Еременко Дмитрий исполнит нам отрывок, а вы определите автора и назовете произведение.

Ученик. Читает отрывок из сказки Пушкина « сказка о царе Салтане» (Еременко Д) Дети определяют литературное и музыкальное произведение.

Учитель. Мы уже говорили, что композитор сочиняет музыку, писатель пишет либретто, а исполняет музыку симфонический оркестр.

Мы устроим небольшое состязание. Каждому из предложенных букв надо составить название инструментов, выбрать из них инструменты симфонического оркестра и народного.

Проводится игра « Создай оркестр».

Учитель. Ребята хотелось, чтобы вы назвали имя еще одного русского композитора, в творчестве которого очень много романсов, написанных на стихи А. С.Пушкина « Я помню чудное мгновенье», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья», « Я здесь, Инезилья»; Е. Баратынского «Не искушай»; Н. Кукольника «Жаворонок», « Попутная», « Сомнение»; Жуковского « Ночной смотр». В творчестве этого композитора есть и опера, написанная по поэме Пушкина. Назовите ее и главных действующих героев, к какому жанру относится.

Дети. Это опера « Руслан и Людмила», жанр сказочный.

Учитель. Я хочу предложить вашему вниманию музыкальную викторину. На экране будут звучать отрывки из музыкальных произведений, а вы должны определить название и композитора произведения, и определить фрагмент из оперы « Руслан и Людмила».

Прослушиваются темы в видео и аудио записи.

В нашей беседе мы говорили с вами об опере, балете. Я бы хотела познакомить вас с симфоническими произведениями, но не большими симфониями, а маленькими миниатюрами, музыкальными картинками. Почему именно для оркестра, потому что в оркестре много инструментов, значит,проще изобразить картинку. В музыке небольшое произведение называется миниатюрой. Приставка « мини» обозначает «мало». В русской музыке мастером таких симфонических миниатюр был Анатолий Константинович Лядов. (1855 – 1914).

Симфонические картины называются « Кикимора», «Волшебное озеро», « Баба Яга».

В музыкальной «сказочной картинке» А. К. Лядов изобразил не только «портрет» Кикиморы, но и ее зловредный характер. « Кикимора(шишимора, маара) – злой дух, малютка – неведимка женского пола, живущая в доме за печкой и занимающаяся прядением и тканием». Характер Кикиморы замечательно изображен в сказке А. Н. Толстого.. Музыкальному произведению « Кикимора» предпослана такая программа, взятая в виде отрывка из сборника И. Сахарова « Сказания русского народа».

Ученик. Зачитывает описание Кикиморы.

Учитель. Давайте послушаем произведение.

Прослушивается произведение « Кикимора»

Учитель. Предлагаю вам провести тест –игру.

Проводиться тест - игра.

Заключение

На нашей встрече вы все узнали много нового, открыли для себя композиторов и поэтов, о которых вы раньше, может быть, и слышали, но как их творчество взаимосвязано, знали не очень хорошо. Теперь, читая или слушая произведения, вы будете обращать внимание на литературный источник, и вспоминать о композиторе, который написал оперу или балет на данный сюжет.

Героика - важная тема в творчестве многих отечественных и зарубежных композиторов. Можно сказать, что наряду с любовной темой, героическая тема является наиболее распросраненной в музыке. Для любого сюжетного музыкального произведения характерно наличие героя (и часто антигероя), а следовательно, перед автором стоит задача по созданию его художественного образа.

Героические образы очень характерны для , композитор создает их, опираясь на мотивы патриотизма, жертвы за Родину, воинского и человеческого подвига. И поскольку история любой страны не испытывает недостатка в герях, основной пласт национальной музыкальной культуры посвящен именно им.

Героическая тема всегда привлекала внимание русских композиторов, в творчестве некоторых из них она стала основной. Свержение монголо-татарского ига, Отечественная война 1812 года , Революция 1917 года , Гражданская и Великая Отечественная войны оставили неизгладимый след в русской музыке, каждое из этих событий имеет своих героев. Многие из этих героев, вернее их образов, нашли воплощение в произведениях отечественных авторов. Зарубежные композиторы также посвятили немало произведений героям, сражавшимся за свое отечество.

Из образов русских героев, особенно любимых в музыкальном искусстве, можно назвать: князя Игоря Бородина, Ивана Сусанина Глинки, Александра Невского и Кутузова из опер Прокофьева. Во многих музыкальных произведениях выведен собирательный героический образ русского народа, например, в операх «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского.

В творчестве зарубежных композиторов также выведено множество героических образов, к героике в разное время обращались Бетховен, Моцарт , Лист .

Глинка был первым русским композитором, написавшим оперу, он жил в сложный исторический период - во время Отечественной войны 1812 г. Эта борьба русского народа не на жизнь а на смерть, желание во что бы то ни стало защитить свое отечество, вдохновила Глинку на написание оперы «Иван Сусанин».

История самого Ивана Сусанина перекликается с реалиями войны с Наполеоном , в эпоху которой жил и творил композитор. Как следует из легенды (некоторые историки убеждены, что на самом деле подвиг Сусанина вымышлен), Сусанин, не побоявшись за свою жизнь, завел в лес отряд польских интервентов, где они и сгинули. Вместе с врагами погиб и сам Сусанин. В своей опере Глинка рисует многомерный образ героя, коим и предстает перед нами крепостной крестьянин Иван Сусанин. Характерной приметой этого образа служит колокольный звон, который сопровождает его арию. Звон символизирует победу народа над иноземными захватчиками, именно колокола на Руси созывали народ на совет и сообщали о знаменательных событиях. Так Глинка связал образ героя с образом колокольного набата.

Чувство городости, возникающее при прослушивании оперы Глинки, несомненно, было авторской задумкой. Для этого композитор использовал всю богатую палитру музыкальных выразительных средств и, в частности, мелодии похожие на народные песни. Перед смертью Сусанин поет о том, что ему страшно умирать, но он не видит другого выхода, кроме как погибнуть за Родину, но не уступить ее врагу. Даже ценой страшных мучений (враги пытают его, чтобы он указал им путь из чащи) Сусанин не предает своих.

В опере «Иван Сусанин» Глинка создал и героический образ народа, который исполняет партию хора и как бы подтверждает слова главного героя, который, не боясь смерти, готов отдать жизнь за спасение Родины. Весь русский народ прославляет подвиг Сусанина и сам, не колеблясь, пойдет на смерть, во имя жизни.


В основу сюжета оперы Бородина «Князь Игорь» положена история борьбы древнерусских князей с кочевниками-половцами. Сама история была описана в «Слове о полку Игоревом », которым пользовался композитор при написании своего произведения. В опере Бородина, как и в опере Глинки, большое внимание уделено народным мотивам, особенно в хоровых партиях. Князь Игорь - подлинный герой, он горячо любит свою родину - Русь и готов огнем и мечом оборонять ее от врагов.

Опера «Князь Игорь» представляет собою величественную народную эпопею, правдиво воссоздающую в обобщенных, ярких и жизненно-убедительных образах один из трагических периодов прошлого русского народа в его борьбе за единство и национальную независимость. В героической концепции оперы, в ее главных музыкальных образах Бородин воплотил наиболее типичные черты национального характера и душевного склада русского народа: беззаветную любовь и преданность Родине, моральную стойкость и героическую сплоченность в борьбе с врагом, сопротивление деспотизму, насилию и произволу.

В операх «Хованщина» и «Борис Годунов» их автор - М. Мусоргский рисует героический образ народа.

Работа над «Хованщиной» продолжалась до последних дней жизни композитора, можно сказать она была делом всей его жизни.

В центре оперы «Хованщина» - идея трагического столкновения старой и новой Руси, исчезновение старого уклада и победа нового. Содержание составляют подлинные исторические события конца XVII века, борьба реакционной феодальной знати во главе с князем Хованским против партии Петра I . Сюжет дан в сложном, многоплановом развитии, показаны различные социальные группы - стрельцы, раскольники, крестьяне («пришлый люд»), грубый крепостник-феодал Хованский и «полуевропеец-полуазиат» Василий Голицын. В опере далеко не все соответствует фактическим событиям, но с поражающей глубиной дана драма русского народа, показана его духовная сила и его стойкость. В «Хованщине» Мусоргский создал образы русских людей (Досифей, Марфа), поражающие величием души.

В центре действия «Хованщины» находится народ. Особенностью этой оперы Мусоргского является то, что автор показывает народ не как единое целое, но выделяет различные социальные группы, которые и получают особую музыкальную обрисовку, причем характеристика каждой группы дана в развитии. Так, характеристика стрельцов резко отличается от характеристики раскольников; особо стоит группа «пришлых людей», крестьян; иные черты подчеркивает Мусоргский, изображая крепостных Хованского. Различные характеристики даются отдельным группам при помощи различных песенных жанров и различных характеров песен. Хоры буйных стрельцов построены на интонациях молодецких, плясовых песен с энергичными, плясовыми ритмами; в песне «про Сплетню» отразились черты городского частушечного фольклора . Контраст представляют молитвенные хоры стрельцов и хоры стрелецких жен в сцене «шествия на казнь» - где основой служат народные плачи, вопли, причитания. Хоры раскольников звучат архаично, в них сочетаются черты народнопесенного склада с суровостью знаменного распева (хор «Победихом», в котором переработана мелодия народной песни «Стой, мой милый хоровод»); в V действии («В скиту») в музыке широко использованы старинные раскольничьи молитвы и песнопения. Хоры «пришлого люда» и крепостных девушек используют непосредственно крестьянскую песню - лирическую, протяжную, величавую.

Героическая тема находит отражение и в творчестве С. Прокофьева. Можно сказать, что вся, написанная им музыка буквально пропитана героикой. Большинство произведений композитора создано с использованием исторических сюжетов, а там, где история, там и герои. Особенно ярко образы героев проявляются в его знаменитой опере «Война и мир», написанной по мотивам одноименного романа-эпопеи Л. Толстого . С особой тщательностью композитор прорабатывает образ Кутузова, вынужденного оставить Москву на разграбление врагу, и собирательный образ русского солдата, воюющего за свою Отчизну.

Замысел оперы «Война и мир» возник у Прокофьева весной 1941 года. Начало Великой Отечественной войны сделало эту тему особенно близкой и актуальной. Композитор писал: «...Уже тогда приняли ясные формы бродившие у меня мысли написать оперу на сюжет романа Толстого «Война и мир». Как-то по-особому близки стали страницы, повествующие о борьбе русского народа с полчищами Наполеона в 1812 году и об изгнании наполеоновской армии с русской земли. Ясно было, что именно эти страницы должны лечь в основу оперы» .

Стойкость русского характера, который выдержал, не сломался перед лицом суровых испытаний, выпавших на его долю в тяжелые годы вражеского нашествия, показана в опере в сценах на поле брани, народных образах (солдат, ополченцов, жителей Москвы, партизан) и в образах отдельных героев. Особенно выделяется величавая фигура полководца - фельдмаршала Кутузова, музыкальная характеристика которого складывается из неторопливых, разделенных паузами фраз, речитативов, его основной темы и завершающей образ арии-монолога. В опере Прокофьева сконцентрированы два начала, обобщенно выраженные в теме войны, народного бедствия, и в теме Москвы - Родины. Первая тема, с ее настойчивым резким звучанием трубы и валторн на фоне остинато трубы и фаготов, образует симфоническое вступление. Эта грозная и тревожная «заставка» играет важную драматургическую роль, звучит как набат, возвещая о смертельной опасности, нависшей над Москвой и Россией. Вторая тема - символ бессмертия Родины - звучит в арии Кутузова. Величавый, структурно завершенный монолог Кутузова - кульминация 10-й картины. Эта ария, написанная в сложной трехчастной форме с декламационным вступлением и средней частью, выделяется как могучая вершина над «текучей» речитативной музыкой предшествующих диалогов участников военного совета. Она создана по принципу эпической портретной характеристики русского героя в операх Глинки и Бородина, о которых говорилось выше. Помыслы и чувства Кутузова обращены к судьбе Москвы и Отчизны.

Из зарубежных композиторов стоит выделить Бетховена, написавшего знаменитую увертюру «Кориолан». Кориолан был римским полководцем и жил в I веке до нашей эры. Имя Кориолан ему было дано в честь завоевания им города вольсков Кориолы. Бетховен написал свою музыку для постановки пьесы Коллина. В увертюре композитор рисует психологический «портрет» Кориолана, показывает трагический конфликт его души. Согласно Бетховену именно большое несчастье позволяет человеку стать мужественным, что мы и наблюдаем в «Криолане». Вся увертюра - внутренний монолог героя, становление его героического образа.

Подводя итог вышесказанному заметим, что русские композиторы в своем творчестве часто обращались к героико-патриотической теме, поскольку она была актуальна во все времена. Главное, что героические образы, созданные в музыке, отражают идею защиты Родины, прославляют мирную жизнь и показывают, что герои только обороняют Отчизну от врага, но никогда не нападают. Герой вообще несет людям только добро, защищает и оберегает их и сам по себе принадлежит к народной среде. Таков Иван Сусанин, образ которого нарисован в опере Глинки, таков народ из «Хованщины» Мусоргского, таков Кутузов Прокофьева, вынужденный сдать столицу врагу, во имя спасения всей страны.

Необходимым условием значительности воплощаемых композитором героических образов является историзм авторского мышления. В героических музыкальных произведениях прослеживается связь времен от искорки народного духа, вспыхнувшей в далеком прошлом, утверждавшей необходимость борьбы за себя, свой род, свою нацию, до самоотверженной борьбы за освобождение народов Европы от фашизма в Великой Отечественной войне, за всеобщий мир на Земле для всех народов - в наше время. Появление каждого сочинения - оперы, симфонии, кантаты - всегда обусловлено потребностями своей эпохи. Или как говорят, у каждой эпохи свой герой. Но важно то, что совсем без героев ни одна эпоха существовать не может.

1 слайд

2 слайд

Музыкальной формой принято называть композицию, то есть особенности построения музыкального произведения: соотношение и способы развития музыкально-тематического материала, соотношение и чередование тональностей.

3 слайд

То, что поет один - солист, - это запев песни. Обращали вы когда-нибудь внимание на то, как сложена песня? Особенно такая песня, которую можно петь многим вместе -- на демонстрации, в походе или вечером у пионерского костра. Она словно делится на две части, которые потом несколько раз повторяются. Эти две части - запев или, иначе, куплет (французское слово couplet означает строфа) и припев, по-другому называемый рефреном (это слово тоже французское -- refrain).

4 слайд

В хоровых песнях часто запев исполняется одним только певцом, а хор подхватывает припев. Состоит песня не из одного, а как правило, из нескольких куплетов. Музыка в них обычно не меняется или изменяется очень немного, а вот слова каждый раз другие. Припев же всегда остается неизменным и по тексту, и по музыке. Вспомните любую пионерскую песню или какую-нибудь из тех, что вы поете, выступая летом в поход, и проверьте сами, как она построена. Форма, в которой пишется подавляющее большинство песен, называется поэтому куплетной формой.

5 слайд

6 слайд

Основаны они на двух (или -- в рондо -- нескольких) различных тематических материалах. Форма в таких случаях строится на сопоставлении, развитии, а иногда и столкновении этих часто контрастных, а порою даже конфликтных тем.

7 слайд

Трехчастная строится по схеме, которую принято изображать буквами так: АВА. Это означает, что начальный эпизод в конце, после контрастного ему среднего эпизода, повторяется. В этой форме пишутся средние части симфоний и сонат, части сюит, различные инструментальные пьесы, например, многие ноктюрны, прелюдии и мазурки Шопена, песни без слов Мендельсона, романсы русских и зарубежных композиторов.

8 слайд

Двухчастная форма распространена меньше, так как имеет оттенок незавершенности, сопоставления, словно бы «без вывода», без итога. Схема ее: АВ. Существуют и музыкальные формы, основанные на одной только теме. Это, прежде всего, вариации, которые точнее можно назвать темой с вариациями (вариациям тоже посвящен отдельный рассказ в этой книжке). Кроме того, на одной теме построены многие формы полифонической музыки, такие как фуга, канон, инвенция, чакона и пассакалья.

Слайд 2

Что же такое - форма в музыке?

Музыкальной формой принято называть композицию, то есть особенности построения музыкального произведения: соотношение и способы развития музыкально-тематического материала, соотношение и чередование тональностей.

Слайд 3

куплетная форма

То, что поет один - солист, -это запев песни. Обращали вы когда-нибудь внимание на то, как сложена песня? Особенно такая песня, которую можно петь многим вместе -- на демонстрации, в походе или вечером у пионерского костра. Она словно делится на две части, которые потом несколько раз повторяются. Эти две части - запевили, иначе, куплет(французское слово couplet означает строфа) и припев, по-другому называемый рефреном(это слово тоже французское -- refrain).

Слайд 4

В хоровых песнях часто запев исполняется одним только певцом, а хор подхватывает припев. Состоит песня не из одного, а как правило, из нескольких куплетов. Музыка в них обычно не меняется или изменяется очень немного, а вот слова каждый раз другие. Припев же всегда остается неизменным и по тексту, и по музыке. Вспомните любую пионерскую песню или какую-нибудь из тех, что вы поете, выступая летом в поход, и проверьте сами, как она построена. Форма, в которой пишется подавляющее большинство песен, называется поэтому куплетной формой.

Слайд 5

ШКОЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ Слова: Константин ИбряевМузыка: Георгий Струве И в сентябрьский день погожий, И когда метёт февраль, Школа, школа, ты похожа На корабль, бегущий вдаль. Припев: Сейчас наша вахта у школьной доски, Так значит, немножко мы все моряки. Нам жажда открытий знакома, Дороги у нас далеки. 2Каждый год мы входим вместе В новый класс, как в новый порт. И свои мечты и песни, Как всегда берём на борт. Припев. Сейчас наша вахта у школьной доски, Так значит, немножко мы все моряки. Нам жажда открытий знакома, Дороги у нас далеки. 3По следам героев Грина, По страницам добрых книг Нам под парусом незримым Плыть с друзьями напрямик. Припев. Сейчас наша вахта у школьной доски, Так значит, немножко мы все моряки. Нам жажда открытий знакома, Дороги у нас далеки. 4Моряками ли мы станем, Звездолёт ли поведём - Никогда мы не оставим Человека за бортом. Припев. Сейчас наша вахта у школьной доски, Так значит, немножко мы все моряки. Нам жажда открытий знакома, Дороги у нас далеки.

Слайд 6

старинная форма рондо

Основаны они на двух (или -- в рондо -- нескольких) различных тематических материалах. Форма в таких случаях строится на сопоставлении, развитии, а иногда и столкновении этих часто контрастных, а порою даже конфликтных тем.

Слайд 7

трехчастная форма

Трехчастная строится по схеме, которую принято изображать буквами так: АВА. Это означает, что начальный эпизод в конце, после контрастного ему среднего эпизода, повторяется. В этой форме пишутся средние части симфоний и сонат, части сюит, различные инструментальные пьесы, например, многие ноктюрны, прелюдии и мазурки Шопена, песни без слов Мендельсона, романсы русских и зарубежных композиторов.

Слайд 8

двухчастная форма

Двухчастная форма распространена меньше, так как имеет оттенок незавершенности, сопоставления, словно бы «без вывода», без итога. Схема ее: АВ. Существуют и музыкальные формы, основанные на одной только теме. Это, прежде всего, вариации, которые точнее можно назвать темой с вариациями (вариациям тоже посвящен отдельный рассказ в этой книжке). Кроме того, на одной теме построены многие формы полифонической музыки, такие как фуга, канон, инвенция, чакона и пассакалья.

Слайд 9

свободная форма

то есть композиция, не связанная с установившимися типовыми музыкальными формами. Чаще всего композиторы обращаются к свободной форме при создании программных произведений, а также при сочинении всевозможных фантазий и попурри на заимствованные темы. Правда, часто и в свободных формах присутствуют черты трехчастности -- наиболее распространенной из всех музыкальных построений. Не случайно и самая сложная, высшая из всех музыкальных форм -- сонатная -- в основе своей также трехчастна. Ее главные разделы -- экспозиция, разработка и реприза -- образуют сложную трехчастность -- симметричное и логически завершенное построение.

Слайд 10

Посмотреть все слайды

Музыка подчиняется законам жизни, она и есть действительность, поэтому оказывает воздействие на людей. Очень важно научиться слушать и понимать классическую музыку. Еще в школе дети изучают, что такое музыкальный образ, и кто его создает. Чаще всего учителя дают понятию образа определение - частица жизни. Богатейшие возможности языка мелодий дают возможности композиторам создавать образы в музыкальных произведениях, чтобы воплотить свои творческие замыслы. Окунитесь в богатый мир музыкального искусства, узнайте о различных видах образов в нем.

Что такое музыкальный образ

Невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую, педагогическую, музыковедческую деятельность. Восприятие дает возможность понять, что такое музыкальный образ и как он зарождается. Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения.

Музыку можно назвать живым искусством, объединяющим многие виды деятельности. Звуки мелодий воплощают в себя жизненное содержание. Под образом музыкального произведения подразумеваются мысли, чувства, переживания, действия тех или иных людей, различные природные проявления. Также под этим понятием предполагают события из чьей-то жизни, деятельность целого народа и человечества.

Музыкальный образ в музыке - это комплексность характера, музыкально-выразительных средств, общественно-исторических условий возникновения, принципов построения, стиля композитора. Вот основные виды образов в музыке:

  1. Лирический. Передает личные переживания автора, раскрывает его духовный мир. Композитор передает чувства, настроение, ощущения. Действия здесь отсутствуют.
  2. Эпический. Повествует, описывает какие-то события в жизни народа, рассказывает о его истории и подвигах.
  3. Драматический. Изображает частную жизнь человека, его конфликты и столкновения с обществом.
  4. Сказочный . Показывает выдуманные фантазии и воображения.
  5. Комический. Разоблачает все дурное, используя смешные ситуации и внезапность.

Лирический образ

В древности был такой народный струнный инструмент - лира. Певцы передавали с помощью него различные свои переживания и эмоции. От него и пошло понятие лирики, передающей глубокие душевные переживания, мысли и чувства. Лирический музыкальный образ обладает эмоционально-субъективными элементами. С помощью него композитор передает свой индивидуальный духовный мир. Лирическое произведение не включает в себя какие-то события, оно только передает душевное состояние лирического героя, это его исповедь.

Многие композиторы научились передавать лирику через музыку, потому что она очень близка к поэзии. К инструментальным лирическим произведениям относятся творения Бетховена, Шуберта, Моцарта, Вивальди. Также в этом направлении творили Рахманинов и Чайковский. Музыкальные лирические образы они формировали с помощью мелодий. Нельзя лучше сформулировать предназначение музыки, нежели это сделал Бетховен: "То, что исходит из сердца, должно к нему и вести". Формируя определение образа музыкального искусства, многие исследователи берут именно это высказывание. В своей "Весенней сонате" Бетховен сделал природу символом пробуждения мира от зимней спячки. Музыкальный образ и мастерство исполнителя помогают увидеть в сонате не только весну, но и радость, свободу.

Нужно также вспомнить и "Лунную сонату" Бетховена. Это поистине шедевральное произведение с музыкально-художественным образом для фортепиано. Мелодия страстная, настойчивая, заканчивается безнадежным отчаянием.

Лирическое в шедеврах композиторов подключает к образному мышлению. Автор старается показать, какой отпечаток в его душе оставило то или иное событие. Просто мастерски передал "мелодии души" Прокофьев в вальсе Наташи Ростовой в опере "Война и мир". Характер вальса очень нежный, в нем чувствуется робость, неторопливость и, в то же время, взволнованность, жажда счастья. Еще одним примером лирического музыкального образа и мастерства композитора является Татьяна из оперы Чайковского "Евгений Онегин". Также примером музыкального образа (лирического) могут служить произведения Шуберта "Серенада", Чайковского "Мелодия", Рахманинова "Вокализ".

Драматический музыкальный образ

В переводе с греческого "драма" обозначает "действие". С помощью драматического произведения автор передает события через диалоги героев. В литературе многих народов такие сочинения существовали давным-давно. Имеют место также драматические музыкальные образы в музыке. Их композиторы показывают через действия героев, ищущих выход из ситуации, вступающих в борьбу со своими врагами. Эти действия вызывают очень сильные чувства, заставляющие совершать поступки.

Драматического героя зрители видят в постоянной борьбе, что приводит его либо к победе, либо к гибели. На первое место в драме выступают действия, а не чувства. Самыми яркими драматическими персонажами являются шекспировские - Макбет, Отелло, Гамлет. Отелло - ревнивец, что приводит его к трагедии. Гамлета одолевает желание мести убийцам своего отца. Сильная жажда власти у Макбета заставляет его убить короля. Без драматического музыкального образа в музыке драма немыслима. Он является нервом, источником, средоточием произведения. Драматический герой представляется рабом страсти, которая приводит его к катастрофе.

Одним из примеров драматического конфликта является опера Чайковского "Пиковая дама" по одноименной повести Пушкина. Вначале зрители знакомятся с бедным офицером Германом, который мечтает быстро и легко разбогатеть. Раньше он никогда не увлекался азартными играми, хотя в душе был игроком. Стимул Герману придает любовь к богатой наследнице одной старой графини. Весь драматизм в том, что свадьба не может состояться из-за его бедности. Вскоре Герман узнает о тайне старой графини: якобы она хранит секрет трех карт. Офицером одолевает желание во что бы то ни стало разведать эту тайну, чтобы сорвать большой куш. Герман приходит в дом графини и грозит ей пистолетом. Старуха от страха умирает, так и не выдав тайну. Ночью к Герману приходит призрак и шепчет заветные карты: "Тройка, семерка, туз". Тот приходит к любимой Лизе и признается ей, что по его причине умерла старая графиня. Лиза от горя бросилась в реку и утопилась. Заветные слова призрака не дают покоя Герману, он идет в игорный дом. Первые две ставки, на тройку и семерку, оказались удачными. Выигрыш настолько вскружил голову Герману, что он идет ва-банк и ставит на туза все выигранные деньги. Накал драматизма приближается к своей вершине, вместо туза в колоде оказывается пиковая дама. В этот момент в даме пик Герман узнает старуху графиню. Окончательный проигрыш ведет героя к самоубийству.

Стоит сравнить, каким показывают драматизм своего героя Пушкин и Чайковский. Александр Сергеевич показал Германна холодным и расчетливым, он хотел использовать Лизу для своего обогащения. Чайковский немного по-другому подошел к изображению своего драматического персонажа. Композитор немного меняет характеры своих героев, ведь для их изображения нужно вдохновение. Чайковский показал Германа романтичным, влюбленным в Лизу, имеющим пылкое воображение. Только одна страсть вытесняет образ любимой из головы офицера - тайна трех карт. Мир музыкальных образов этой драматической оперы - очень насыщенный и впечатляющий.

Еще одним примером драматической баллады является творение Шуберта "Лесной царь". Композитор показал борьбу двух миров - действительного и вымышленного. Для Шуберта был характерен романтизм, его увлекала мистика, и произведение получилось довольно драматичным. Столкновение двух миров очень яркое. Настоящий мир воплощен в образе отца, который здраво и спокойно смотрит на действительность и не замечает Лесного царя. Его ребенок живет мистическим миром, он болен, и ему чудится Лесной царь. Шуберт показывает фантастическую картину таинственного, окутанного мрачной мглой леса и мчащегося через него на коне отца с умирающим ребенком на руках. Каждому герою композитор дает свою характеристику. Умирающий мальчик - напряженный, испуганный, в его словах звучит мольба о помощи. Бредящий ребенок попадает в страшное царство грозного Лесного царя. Отец всеми силами старается успокоить дитя.

Вся баллада пронизана тяжелым ритмом, топот коня изображает беспрерывная октавная дробь. Шубертом создана полная зрительно-слуховая иллюзия, наполненная драматизмом. В конце динамика музыкального развития баллады заканчивается, так как отец держал на руках мертвого младенца. Вот какие музыкальные образы (драматические) помогли Шуберту создать одно из самых впечатляющих своих творений.

Эпические портреты в музыке

В переводе с греческого "эпос" имеет значение рассказа, слова, песни. В эпических произведениях автор повествует о людях, событиях, в которых они принимают участие. На первое место выплывают характеры, обстоятельства, общественная и природная среда. К литературным эпическим произведениям относятся рассказы, легенды, былины, повести. Чаще всего для написания эпических произведений композиторы используют поэмы, именно они повествуют о героических деяниях. Из эпоса можно узнать о жизни древних людей, их истории и подвигах. Основные драматические музыкальные образы и мастерство композитора представляют конкретных героев, события, истории, природу.

Эпос опирается на реальные события, но есть в нем и доля вымысла. Автор идеализирует и мифологизирует своих героев. Они наделены геройством, совершают подвиги. Присутствуют также и отрицательные персонажи. Эпос в музыке показывает не только конкретные лица, но и события, природу, символизирующую родную землю в ту или иную историческую эпоху. Так, урок по музыкальному образу в 6 классе многие учителя представляют с помощью отрывков из оперы Римского-Корсакова "Садко". Ученики стараются понять, какими средствами музыки композитор смог нарисовать портрет героя, после прослушивания песни Садко "Ой ты, темная дубравушка". Дети слышат напевную, плавную мелодию, ровный ритм. Постепенно мажор сменяется минором, темп замедляется. Опера довольно грустная, тоскливая и задумчивая.

В эпическом стиле работал композитор "Могучей кучки" А. П. Бородин. В перечень его эпических работ можно включить "Богатырскую симфонию" №2, оперу "Князь Игорь". В симфонии №2 Бородин запечатлел могучую героическую Родину. Вначале идет напевная и плавная мелодия, потом она превращается в отрывистую. Ровный ритм сменяется пунктирным. Медленный темп сочетается с минором.

Памятником средневековой культуры считается известная поэма "Слово о полку Игореве". Произведение повествует о походе князя Игоря на половцев. Здесь созданы яркие эпические портреты князей, бояр, Ярославны, половецких ханов. Опера начинается увертюрой, затем идет пролог о том, как Игорь готовит свое войско в поход, наблюдает за солнечным затмением. Дальше следуют четыре действия оперы. Очень ярким моментом в произведении выступает плач Ярославны. В конце народ поет славу князю Игорю и его жене, хоть поход закончился поражением и гибелью войска. Для отображения исторического героя той эпохи очень важен музыкальный образ исполнителя.

Стоит также включить в перечень эпических творений произведение Мусоргского "Богатырские ворота", Глинки "Иван Сусанин", Прокофьева "Александр Невский". Героические поступки своих героев композиторы передали различными музыкальными средствами.

Сказочное музыкальное изображение

В самом слове "сказочные" кроется сюжетная линия таких произведений. Самым ярким создателем сказочных творений можно назвать Римского-Корсакова. Еще со школьной программы дети узнают его знаменитую сказку-оперу "Снегурочка", "Золотой петушок", "Сказка о царе Салтане". Нельзя не вспомнить также симфоническую сюиту "Шахеразада" по книге "1001 ночь". Сказочные и фантастические образы в музыке Римского-Корсакова находятся в тесном единстве с природой. Именно сказки закладывают в человеке нравственный фундамент, дети начинают отличать добро от зла, они учатся милосердию, справедливости, осуждают жестокость и коварство. Будучи педагогом, Римский-Корсаков на языке сказки рассказал о высоких человеческих чувствах. Кроме вышеперечисленных опер можно назвать "Кащея Бессмертного", "Ночь перед Рождеством", "Майскую ночь", "Царскую невесту". Мелодии композитора имеют сложное мелодико-ритмическое строение, они виртуозные и подвижные.

Фантастическая музыка

Стоит упомянуть фантастические музыкальные образы в музыке. Фантастических произведений создается каждый год очень много. Еще с давних времен известны различные фольклорные баллады и песни, восхваляющие разных героев. Музыкальная культура стала наполняться фантастикой в эпоху романтизма. Элементы фантастики встречаются в творениях Глюка, Бетховена, Моцарта. Самыми яркими сочинителями фантастических мотивов стали немецкие композиторы: Вебер, Вагнер, Гофман, Мендельсон. В их сочинениях звучат готические интонации. Сказочно-фантастическая стихия этих мелодий переплетается с темой противостояния человека окружающему миру. Народный эпос с элементами фантастики положен в основу работ композитора Эдварда Грига из Норвегии.

Присуща ли фантастическая образность русскому музыкальному искусству? Композитор Мусоргский наполнил фантастическими мотивами творения "Картинки с выставки" и "Ночь на Лысой горе". Зрители могут наблюдать за шабашем ведьм ночью на праздник Ивана Купала. Мусоргский также написал интерпретацию к произведению Гоголя "Сорочинская ярмарка". Элементы фантастики проглядываются в сочинениях Чайковского "Русалка" и Даргомыжского "Каменный гость". Не остались в стороне от фантастики такие мастера, как Глинка ("Руслан и Людмила"), Рубинштейн ("Демон"), Римский-Корсаков ("Золотой петушок").

Настоящий революционный прорыв в синтетическом искусстве произвел экспериментатор Скрябин, использовавший элементы светомузыки. В своих произведениях он специально вписывал строчки для света. Фантастикой наполнены его сочинения "Божественная поэма", "Прометей", "Поэма экстаза". Некоторые приемы фантастики присутствовали даже у реалистов Кабалевского и Шостаковича.

Появление компьютерной техники сделало фантастическую музыку любимой для многих. На экраны телевизоров и кинотеатров стали выходить фильмы с фантастическими композициями. После появления музыкальных синтезаторов открылись большие перспективы для фантастических мотивов. Настала эпоха, когда композиторы могут лепить музыку, как скульпторы.

Комические отображения в музыкальных произведениях

О комических образах в музыке говорить сложно. Мало искусствоведов характеризуют это направление. Задача комической музыки - исправлять смехом. Именно улыбки являются настоящими спутниками комической музыки. Комический жанр более легкий, для него не нужны условия, приносящие страдания героям.

Чтобы создать комический момент в музыке, композиторы используют эффект внезапности. Так, Й. Гайдн в одной из своих Лондонских симфоний создал мелодию с партией литавр, которые моментально встряхивают слушателей. Пистолетным выстрелом нарушается плавная мелодия в вальсе с сюрпризом ("В яблочко!") Штрауса. Это сразу развеселяет зал.

Любые шутки, даже музыкальные, несут с собой забавные нелепости, смешные несоответствия. Многим знаком жанр комических маршей, маршей-шуток. От начала до конца наделен комизмом марш Прокофьева из сборника "Детская музыка". Комических персонажей можно увидеть в сочинении Моцарта "Свадьба Фигаро", где уже во вступлении слышен смех и юмор. Веселый и умный Фигаро ловко хитрит перед графом.

Элементы сатиры в музыке

Еще одним видом комического выступает сатира. Сатирическому жанру присуща жесткость, он грозный, испепеляющий. С помощью сатирических моментов композиторы преувеличивают, утрируют некоторые явления, чтобы разоблачить пошлость, зло и безнравственность. Так, сатирическими образами можно назвать Додона из оперы Римского-Корсакова "Золотой петушок", Фарлафа из "Руслана и Людмилы" Глинки.

Образ природы

Тема природы очень актуальна не только в литературе, но и в музыке. Показывая природу, композиторы изображают ее реальное звучание. Просто подражает голосам природы композитор М. Мессиан. Такие английские и французские мастера, как Вивальди, Бетховен, Берлиоз, Гайдн, смогли мелодией передать картины природы и чувства, которые они вызывают. Особенное пантеистическое изображение природы - у Римского-Корсакова и Малера. Романтическое восприятие окружающего мира можно наблюдать в пьесе Чайковского "Времена года". Нежный, мечтательный, приветливый характер имеет сочинение Свиридова "Весна".

Фольклорные мотивы в музыкальном искусстве

Многие композиторы для создания своих шедевров использовали мелодии народных песен. Простые песенные напевы стали украшением оркестровых композиций. Образы из народных сказок, былин, сказаний легли в основу многих произведений. Их использовали Глинка, Чайковский, Бородин. Композитор Римский-Корсаков в опере "Сказка о царе Салтане" использовал русскую народную песню "Во саду ли, в огороде" для создания образа белочки. Народные мелодии слышны в опере Мусоргского "Хованщина". Композитор Балакирев на основе кабардинского народного танца создал знаменитую фантазию "Исламей". Мода на фольклорные мотивы в классике не исчезла. Многим знакома современная симфония-действо В. Гаврилина "Перезвоны".