Типы и виды фактуры Классификация фактуры (общие принципы и критерии). Какой бывает музыкальная фактура Какое музыкальное произведение называется фактурой

Какой бывает музыкальная фактура

  1. Фактура как способ изложения музыки.
  2. Различные варианты фактурного воплощения (на примере фрагментов нотной записи)
  3. Одноголосная, фактура (на примере Первой песни Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова).
  4. Мелодия с сопровождением (на примере романса С. Рахманинова «Сирень»).
  5. «Фактурный узор»: зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени.

Музыкальный материал:

  1. Н. Римский-Корсаков. Первая песня Леля из оперы «Снегурочка» (слушание);
  2. С. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. «Сирень» (слушание);
  3. Г. Струве, стихи С. Маршака. «Пожелание друзьям» (пение);
  4. Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «До чего дошёл прогресс!» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Исследовать разнообразие и специфику фактурных воплощений в музыкальных произведениях.
  2. Сравнивать музыкальные произведения с точки зрения их фактурного воплощения.
  3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Из главных средств музыкальной выразительности складывается «лицо» любого музыкального произведения. Но у каждого лица может быть множество выражений. И «выражением лица» «ведают» дополнительные средства. Фактура - одно из них.

Дословно «фактура» означает «обработка». Мы знаем, что фактура есть, например, у ткани. На ощупь, по фактуре, можно отличить одну ткань от другой. У каждого музыкального произведения тоже есть своя «звуковая ткань». Когда мы слышим красивую мелодию или необычную гармонию, то нам кажется, что эти средства выразительны сами по себе. Однако, чтобы мелодия или гармония зазвучала выразительно, композиторы используют различные приёмы и способы обработки музыкального материала, разные виды музыкальной фактуры.

Прежде чем понять, что означает выражение «музыкальная фактура», давайте рассмотрим нотные примеры.

Мы видим, что все примеры отличаются своим графическим изложением.

Первый пример представляет собой вертикальные «аккордовые столбы», второй – волнообразную линию, третий – своеобразное трёхэтажное построение, четвёртый – похожий на кардиограмму (кардиограмма – графическое изображение работы сердца) музыкальный рисунок.

Именно способ изложения музыки называется фактурой.

Может быть, оттого, что фактура наиболее ярко выражает область музыкального художества - линии, рисунки, нотную графику, - она получила множество различных определений.

«Музыкальная ткань», «узор», «орнамент», «контур», «фактурные пласты», «фактурные этажи» - эти образные определения указывают на зрительность, живописность, пространственность фактуры.

Выбор определённой фактуры зависит от многих причин – от музыкального содержания, от того, где исполняется данная музыка, от тембрового состава. Например, полифоническая музыка, предназначенная для звучания в храме, требует значительного фактурного пространства. Лирическая музыка, связанная с передачей чувств человека, как правило, одноголосна. Её звучание представляет сжатие фактуры до одного-единственного голоса, поющего свою одинокую песнь.

Иногда одноголосное изложение мелодии используется композиторами для выражения красоты того или иного тембра. Так, пастуший рожок солирует во вступлении к Первой песне Леля из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», вводя слушателя в атмосферу чудесной языческой сказки.

Юный пастушок Лель является олицетворением искусства музыки и солнечной, неотразимо влекущей любовной силы. Любовь и искусство - дары Ярилы и одновременно выражение неиссякаемых творческих сил человека.
В том, что Лель - простой пастух, в том, что его песни народны, заключён глубокий смысл. В образе Леля Островский и Римский-Корсаков прославили народное искусство и подчеркнули его жизнеутверждающую сущность. Не случайно Лель, единственный из ведущих действующих лиц оперы, охарактеризован почти исключительно песнями - сольными и хоровыми, где он выступает запевалой. Инструментальная сторона в музыкальной характеристике Леля представлена многочисленными пастушескими наигрышами. Иные из них - подлинно народные.
Звучание деревянных духовых инструментов и чаще всего солирующего кларнета (подражание пастушескому рожку) придаёт музыке Леля яркую народную окраску.
Первая песня Леля «Земляничка-ягодка» - протяжная заунывная. В ней Римский-Корсаков с замечательным искусством передал характер и музыкальные особенности лирических народных песен: плавную распевность, часто встречающуюся вокализацию, неполные (без терции) созвучия и унисоны в концах фраз. Большую прелесть и своеобразие придают песне многочисленные «разводы» - наигрыши флейты и английского рожка с их народным тембровым колоритом.

Однако исключительно одноголосная фактура – явление достаточно редкое. Гораздо чаще мы видим другой тип фактуры – мелодию с сопровождением, которые, как правило, дополняют друг друга. Вспомните песню Ф. Шуберта «В путь». В ней звучит не только бодрая мелодия, но и вращение мельничного жёрнова в партии фортепиано, создающего яркое зрительное впечатление.

Песня Ф. Шуберта «В путь» открывает цикл «Прекрасная мельничиха». В нём рассказывается о том, как мельник отправился в путь, о любви молодого простодушного героя - это очередная романтическая история одинокой души. Счастье человека так близко, его надежды так светлы, но им не суждено сбыться, и лишь ручей, ставший с первых минут другом мельника, утешает его, печалясь вместе с ним. Он как бы влечёт юношу за собой в путь. На фоне этого журчания звучит простая, народная по характеру мелодия.

Богатство музыкальных образов позволяет использовать разные приёмы фактуры. Так, в романсе С. Рахманинова «Сирень» рисунок аккомпанемента имеет чисто зрительное сходство с формой цветка сирени. Музыка романса светла и чиста, как юность, как цветение весеннего сада:

Поутру, на заре, по росистой траве
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду своё счастье искать...
В жизни счастье одно мне найти суждено,
И то счастье в сирени живёт;
На зелёных ветвях,
На душистых кистях
Моё бедное счастье цветёт.

Писатель Юрий Нагибин в повести «Сирень» пишет об одном лете, которое провёл семнадцатилетний Сергей Рахманинов в имении Ивановка. В то странное лето сирень расцвела «вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке». В память о том лете, об одном раннем утре, когда композитор встретился с юной первой своей влюблённостью, он и написал, может быть, самый нежный и взволнованный романс «Сирень».

Что же ещё, какие чувства и настроения заставляют фактуру то сжиматься, то оформляться в пространство, то принимать форму прелестного весеннего цветка?

Вероятно, ответ на этот вопрос следует искать в живом обаянии образа, в его дыхании, красках, неповторимом облике, а главное - в том переживании образа, которое вносит в свою музыку сам композитор. Никогда музыкант не обращается к теме, которая ему не близка и не находит отклика в его душе. Не случайно многие композиторы признавались, что никогда не писали о том, чего не пережили, не прочувствовали сами.

Поэтому, когда зацветает сирень или земля покрывается снегом, когда восходит солнце или струи быстрой воды начинают играть разноцветными бликами, художник испытывает те же чувства, какие испытывали миллионы людей во все времена.

Он так же радуется, грустит, любуется и восхищается безграничной красотой мира и его чудесными превращениями. Свои чувства он воплощает в звуках, красках и рисунках музыки, наполняя её дыханием жизни.

И если его музыка волнует людей, значит, в ней не просто ярко запечатлены образы сирени, утреннего солнца или реки, но угаданы те переживания, которые испокон веков испытывают люди при соприкосновении с красотой.

Поэтому, наверное, не будет преувеличением сказать, что каждое такое произведение, как бы ни были сокровенны чувства, вдохновившие автора, - памятник всем цветам мира, всем его рекам и восходам солнца, всему безмерному человеческому восхищению и любви.

Вопросы и задания:

  1. Что обозначает слово «фактура» в музыке?
  2. Какие образные определения применимы к различным видам фактуры?
  3. Почему в Первой песне Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова используется одноголосная фактура?
  4. Как содержание музыкального произведения влияет на его фактурную запись? Расскажите на примере романса «Сирень» С. Рахманинова.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Дебюсси. Паспье (из цикла Бергамасская сюита), mp3;
Денисов. Плач-оповещание (из цикла Плачи), mp3;
Мессиан. Этюд № 2 (из цикла 4 ритмических этюда), mp3;
Рахманинов. Сирень. (в исп. Т. Синявской), mp3;
Римский-Корсаков. Первая песня Леля (из оперы Снегурочка), mp3;
Шостакович. Прелюдия C-dur (из цикла 24 прелюдии и фуги), mp3;
Шуберт. В путь (из цикла Прекрасная мельничиха), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

1. ФИО Алексашкина Оксана Викторовна

2. Место работы МБОУ СОШ 47

3. Должность Учитель

4. Предмет музыка

5. Класс

6. Тема урока : МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАКТУРА И ЕЕ ВИДЫ (23)

7. Базовый учебник Т. И Науменко, В. В. Алеев

8. Цель урока : знакомство с понятием «музыкальная фактура» и ее видами.

9. Задачи:

9.1.Дать представление о фактуре как средстве музыкальной выразительности.

9.3. Учить сравнивать и анализировать музыкальные произведения.

9.4. Проверить знания учащихся по теме «полифония».

9.5. Развивать у учащихся музыкальные способности.

9.6. Воспитывать интерес и любовь к музыке.

10. Тип урока : ОЗН.

11. Формы работы Индивидуальная, групповая, коллективная.

12. ТО: Музыкальный и демонстрационный материал: портреты Н. Паганини и Ф. Шуберта, образцы различной текстильной ткани, музыкальные примеры, раздаточный материал, музыкальный центр.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАКТУРА И ЕЕ ВИДЫ

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Эпиграфом нашего урока будут слова великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова, который сказал:

"Основной целью моего творчества всегда были поиски оригинального музыкального языка. Я ненавижу подражание и избитые приемы."

А как вы считаете, что такое музыкальный язык?

Дети: Это средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад, динамика, гармония).

Учитель. Молодцы. Хотели бы вы расширить знания в этой области?

Учитель: Я продолжу урок стихами:

Начинаем новый день с утра,

Просыпаться нам пора.

Мы на музыки урок

Поспеваем точно в срок,

Ведь волшебный мир искусства

Пробуждает наши чувства!

С песней жить нам веселей,

С добрым утром, новый день!

Улыбнулись друг другу, пожелали удачи,

Улыбнулись гостям.

Я вам тоже желаю удачи!

Начнем мы урок с проверки знаний по теме «Полифония».

2. Тестирование.(Приложение 1) Работа в парах.

1. В дословном переводе «полифония» обозначает:

2. Свои истоки полифония взяла:

а) из народной музыки

б) церковной музыки

в) светской музыки

3. Сколько веков господствует полифония?

а) 5 веков

в) 10 веков

Сверить ответы с доской, проверка в парах.

Каким словом можно объединить приемы, использованные в тесте?

Дети: Полифония.

Назовите полифонические жанры. Выбрать правильные ответы на доске (Приложение 2).

концерт, канон, токката, этюд, инвенция, вальс, месса.

А высшая форма полифонической музыки – это…

Дети: фуга.

А кто из вас перечислит способы изменения темы в фуге?

Дети перечисляют.

А как вы думаете, пригодятся эти знания нам сегодня на уроке?

Работа в группах по 4 человека. На столе образцы ткани (Приложение 3)

Вопросы. А что это такое?

Из чего соткана ткань?

Дети. Из нитей.

Учитель. А почему ткань разная?

Дети. Потому что в ее создании задействованы нити различной толщины, качества, происхождения. При создании ткани использованы различные способы прядения и плетения.

Учитель (обращает внимание на образцы фактур, разложенные на партах учащихся) (Приложение 5)

А теперь посмотрите на способы изложения музыки, что это вам напоминает?

Дети. «Музыкальная ткань», «узоры», «орнамент».

Учитель. Из чего это все создано?

Дети. Все это создано с помощью линий, нотной грамоты, ритмического и мелодического рисунка.

Учитель. А по сути, что представлено, изложено перед вами?

Дети. Перед нами представлены музыкальные произведения, изложенные разными способами (перед детьми представлены 3 вида музыкальной фактуры: одноголосная, мелодия с сопровождением и многоголосие).

Ребята, сейчас мы с вами прослушаем три музыкальных фрагмента, а потом вы скажете какой вид фактуры звучал в каждом из них?

Ответы зафиксировать на доске.

вы видите, что у нас получились разные ответы. Давайте остановимся и подумаем

1) какое задание мы выполняли?

2)где возникло затруднение?

3)почему мы не смогли ответить на эти вопросы?

Дети. Мы не знаем, в чем отличие этих трех музыкальных фактур.

Учитель: Какова цель нашего урока?

4. Цель: (должны назвать дети) научиться находить различия в разных видах музыкальных фактур, получить представление о фактуре как средстве музыкальной выразительности. Учитель обобщает цель. Как будет звучать тема нашего урока?
Тема: МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАКТУРА И ЕЕ ВИДЫ

Дети выбирают способ выхода из затруднения – уточнение. Строят план

достижения цели. Для этого учитель задает вопросы:

Что сделаем сначала?

1. Послушаем 3 музыкальных произведения

2. Проанализируем каждый музыкальный фрагмент

3. Выясним, в чем состоят основные отличия фактур каждого фрагмента.

4. Какой материал на уроке нам потребуется, чтобы ответить на возникшие вопросы?

Дети. Образцы музыкальных произведений (ноты, раздаточный материал, музыка для слушания), образцы текстильной ткани.

5. Фактура – это способ изложения музыкального материала. Она может быть разной. Посмотрите на образцы. И сегодня мы познакомимся с некоторыми ее видами.

1.Звучит Каприс № 24 Н. Паганини.

Учитель: Что вы услышали? Расскажите о своих впечатлениях.

Дети. Произведение поражает своей красотой звучания, полетностью звука, отличается своеобразием тембра.

Учитель: Какой инструмент был задействован в исполнении?

Дети. Прозвучало соло скрипки.

Учитель. Она используется для передачи личных чувств, а также для выражения красоты и своеобразия тембра инструмента. Однако исключительно одноголосное произведение – явление достаточно редкое. Обычно в музыкальных произведениях присутствует сопоставление и взаимодействие различных образных начал.

Звучит произведение Ф. Шуберта «Маргарита за прялкой»

Учитель. Что нового вы услышали в этом произведении?

Дети. Здесь слышна трепетная мелодия Маргариты, которая раскрывает нам свои сокровенные мысли.

Учитель. К какому жанру музыки принадлежит данное произведение?

Дети. Вокально – инструментальный жанр.

Учитель. Каково значение аккомпанемента?

Дети. Аккомпанемент передает мерное жужжание веретена. Это создает одновременное яркое зрительное впечатление и образный контраст своей унылой монотонностью.

Учитель. Сделайте вывод, к какому виду принадлежит этот вид фактуры? Дети: Этот вид фактуры называется мелодией с сопровождением.

Запись на доске и в тетрадях: мелодия с сопровождением в произведении Ф. Шуберта «Маргарита за прялкой».

3. Дети слушают фрагмент органной прелюдии до минор И. Баха

и определяют полифонические особенности произведения(многоголосие, самостоятельность каждого голоса)

А сможете ли вы теперь назвать основные признаки разных фактур?

6… Дети организуют усвоение нового способа действий путем проговаривания во внешней речи.

Учитель: В чем же состоят особенности музыкальной фактуры в каждом из прослушанных произведений?


  • В одноголосном произведении роль мелодии – определяющая. Она является основным источником информации.

  • В двухголосном произведении ясно прослушиваются мелодия и аккомпанемент несет изобразительную функцию.

  • Многоголосная фактура предполагает самостоятельность каждого голоса и взаимосвязь всех голосов.
7.Учитель предлагает ребятам выполнить самостоятельную работу с самопроверкой по эталону:

Определите вид фактуры в романсе С. Рахманинова « Сирень».

Дети. Дети определяют фактуру музыкального произведения с помощью трех карточек, на которых графически изображены три вида фактуры (Приложение 5). Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая свою работу с эталоном.

Ребята, посмотрите внимательно на аккомпанемент. Что он вам напоминает? (Подсказка. На доске, рядом с партитурой иллюстрация веточки сирени).

Дети. Аккомпанемент похож на веточки сирени.

Учитель. Совершенно верно. И возвращаясь к эпиграфу нашего урока, удалось ли С. Рахманинову найти оригинальный способ изложения музыкального языка в этом произведении?

Дети. Да, безусловно, удалось найти оригинальный аккомпанемент.

8. Учитель. В каких типах заданий может быть использованы новые знания, полученные на уроке?

Дети: Во всех типах заданий, в которых используется анализ музыкального произведения.

Учитель: Сумели ли мы сегодня достичь цели нашего урока?

Дети: Да, сумели.

9. Учитель: С каким средством музыкальной выразительности мы сегодня познакомились?

Дети. Сегодня мы познакомились с таким средством музыкальной выразительности, как фактура.

Учитель. Что такое фактура?

Фактура – это способ изложения музыкального материала.

Учитель.

Какие виды фактуры вы знаете?

Учитель.

А какие музыкальные произведения нам помогли в этом разобраться??

Произведение Н. Паганини Каприс №24; Ф. Шуберт «Маргарита за прялкой»; И. Бах Фуга до минор, С. Рахманинов «Сирень»

Ребята, а сейчас попробуйте оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных ноток. Желтые – не понял, оранжевые – все понятно, красные – было трудно, но я справился.(Размещают свои ноты на нотном стане на доске). Смотрите, какая интересная, оригинальная фактура получилась у нас с вами на уроке из ваших знаний.

Домашнее задание.

1. Нарисуйте те персонажи или иллюстрации, которые вам запомнились на уроке.

В этой статье познакомимся с определением музыкальной фактуры и рассмотрим её базовые виды.

Любая музыкальная мысль абстрактна, до тех пор, пока она каким-либо образом не будет зафиксирована.
Не важно, что для этого используется: нотный лист, рекодер или секвенсор. В любом случае, даже самая простая музыкальная идея не может существовать без фактуры.
Существует пять основных слоев из которых состоит музыка:

Без фактуры не может существовать не один из них. Может отсутствовать гармония, мелодия, но фактура никогда.

Для музыки фактура это тело, а идея душа.

Фактура это строение музыкальной ткани, учитывающее характер и соотношение составляющих ее голосов. Синонимами слова фактура являются: склад, изложение, музыкальная ткань, письмо.

Можно сказать, что мастерство это умение выражать свои абстрактные идеи в том виде фактуры, который наиболее соответствует образу. Все идеи касающиеся гармонии, формы, мелодии и ритма должны быть выражены определенным способом.

Также можно сказать, что фактура на 90% определяет стиль музыки.

Например, блюз и рок-н-ролл имеют одну гармоническую основу, но тип фактуры (а также выбор инструментов) у них разный.

В среде музыкантов обычно говорят о плотности и разряженности фактуры, однако это больше относится к области инструментовки в то время, как фактура имеет следующие виды и подвиды:

  1. Монодия древнейший вид одноголосья.

Монодийной была музыка Древней Греции, Древнего Рима, песни европейских менестрелей - трубадуров, труверов и миннезингеров, древнейшие традиции богослужебного пения в христианской церкви: григорианский хорал, византийские и древнерусские распевы, средневековые паралитургические песни - итальянские лауды, испанские и португальские кантиги, одноголосные кондукты, все региональные формы восточного макамата (азербайджанский мугам, персидский дестгях, арабский макам и т.д.).

Не следует путать монодию с одноголосно изложенной современной мелодией, так как это две абсолютно разные фактуры. Как правило, немонодийные мелодии подразумевают гармонизацию и могут содержать элементы скрытой полифонии. Монодия же появилась задолго до рождения полифонии.

Пример монодии

2. Органум
Наиболее ранняя форма многоголосия. С развития органума берет начало полифония. В этом жанре зародились правила голосоведения, ритмического констатирования и много другого.

Типы органума:

  • параллельный (главный, заданный голос дублируется в один совершенных консонансов: октаву, квинту, кварту);
  • свободный (органный голос по фактурной функции независим от главного, присочиняется к нему гоморитмически, в технике «нота-против-ноты»);
  • мелизматический (на один звук главного голоса приходится несколько звуков второго голоса); нижний (по тесситуре) выдерживаемый тон такого органума называется bordunus (бурдон);
  • метризованный (главный голос, выдержанный большими длительностям, гармонизуется двумя-тремя другими, сочинёнными в технике ритмических модусов).

Изложение характерное для народной музыки. Особый вид многоголосия при котором кроме основного (ведущего) голоса существует еще один или несколько подчиненных (подголоски).
Подголосочная:

Гетерофонная фактура получила распространение в современной музыки в виде приема для наложения голосов без приурочения их друг друг, что позволяет создавать диссонантное звучание не по принципам гармонии, а по принципам гетерофонии. Для этого подголосок может например при сохранении ритма играть совершенно противоположную мелодию, либо дублировать в септиму и т.д.
Пример современной гетерофонии:

4. — сочетание индивидуальных голосов, равноправных либо подчиненных. В полифонии главное значение имеет горизонтальное движение, а не вертикальное, а также индивидуализированность и самостоятельность голосов.

Подразделяется на два важных вида:

  • Имитационная

Имитацией называется проведение темы в различных голосах. Может быть точной и неточной (в увеличении, обращении и т.д.). Выcшей формой развития имитационной полифонии является фуга.

  • Неимитационная (контрастную).

Для создания контрастной полифонии используются разные мелодии, непохожие, часто противоположные (пример: Интернационал и Чижик-Пыжик могут быть наложены друг на друга).

5. Гомофонно-гармонический склад

Подразумевает наличие мелодии и подчиненных ей голосов (гармония) изложенных в виде . Фактура состоит из трех слоев:

  • мелодия
  • гармония

6. Гомофонно-полифонический склад

Сочетание гомофонно-гармонического склада и полифонии, которая регулируется правилами гармонии. Для гомофонно-полифонического изложения характерна полимелодичность. Это один из самых распространенных типов фактуры в современной музыке, поскольку сочетает в себе несколько основных и позволяет воплощать реализовывать масштабные и сложные идеи.
Пример.

Имитация отмечена скобкой.

7. Полифония пластов

Вид многоголосия в котором контрапунктируют не отдельные голоса, а комплексы фактур (например, один оркестр играет вместе с другим разным материал). Изначально данный вид фактуры появился в опере, однако позже распространился в инструментальной музыке и перерос в другой тип фактуры

Полифоническая фактура, включающая в себя больше голосов, чем может охватить наше восприятие, которое пытается отслеживать линию каждого голоса. Количество голосов от 10 до 80. При звучании 20-80 голосов любая полифония утрачивает свою индивидуальность, а звучание превращается в одно большое звуковое пятно.
Пример: Лигети Атмосферы

9. Пуантилизм
Представляет собой фактуру рассыпанную на звукоточки, как правило, один инструмент играет одну (либо несколько но не больше мотива) ноту. Характерно отсутствие фигураций, дублировок, фона, декоративных элементов. Часто используются широкие скачки, в вокальной музыке расчленение на слоги.

Цели урока:

Музыкальный материал урока:

С. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. Сирень (слушание).

С. Рахманинов , стихи Ф. Тютчева. Весенние воды (слушание).

Ж. Бизе.

Г. Струве, стихи С. Маршака. Пожелание друзьям (пение).

Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина.

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Работа по теме урока.

Давайте поговорим о фактуре музыкальных произведений.
Что означает этот термин? В Интернете нашёл такое определение:
ФАКТУРА (лат. factura - обработка, от facio - делаю) - совокупность средств музыкального изложения, образующая технический склад произведения, его музыкальную ткань. В отличие от формы, под Фактурой разумеются одновременно (по вертикали) развертывающиеся компоненты произведения. Иногда вместо термина Фактура употребляются выражения: склад, строение, сложение, изложение. Элементами Фактуры являются мелодия, бас, аккорды, фигурация, отдельные голоса, орнаментика, выдержанные звуки и др. Фактура обусловлена содержанием произведения, композиционными принципами (например, гомофония, полифония), выразительными и техническими возможностями инструментов и голосов. Основные формы Фактуры - музыкальные склады: монодический (одноголосный), полифонический, подголосочный, аккордовый, гомофонический; чаще всего применяются смешанные виды этих складов.

Возникли следующие вопросы:
1. Можно ли кратко определить фактуру как характер зависимости интегрального звучания произведения от времени?
2. Фактур бесконечное или конечное множество?
3. Существует ли сомножество благозвучных фактур, признанных в музыкальной практике и наоборот, «запрещённых», т.е. неблагозвучных фактур?
4. Есть ли соответствие между жанром (стилем) произведения и его фактурой?
5. Могут ли два произведения иметь одинаковые фактуры?
6. Может ли быть фактура предметом изобретения (творческой находки) музыканта и распространяется ли на неё авторское право?



ФАКТУРА это устройство, организация, структура музыкальной ткани, совокупность ее элементов. А элементы фактуры, это то, из чего она складывается -- мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и подголоски. Фактура -- это словно бы "вертикальный разрез" звучащего пласта.

В гитарной практике, в основном, мы встречаемся с тремя элементами фактуры:

1. Мелодия
2. Гармоническое заполнение
3. Бас

Мелодия - главный элемент фактуры. В песнях именно мелодия поётся голосом, и по мелодии мы отличаем одно произведение от другого. В нотах она обозначается штилями вверх, потому что как правило, она находится выше других элементов фактуры. Но нередки случаи, когда мелодия проводится в среднем голосе или даже в басу. Тогда штили могут быть направлены вниз.

Бас - второй по значимости после мелодии элемент фактуры. Бас можно назвать второй мелодией, которая проходит в нижнем регистре, часто этот элемент называют также "басовой линией". Бас - это фундамент произведения, его опора. Именно бас обозначает ритмическую пульсацию, смену гармоний. Басовые ноты, как правило, находятся на сильных долях такта, они являются опорными точками, на которых держатся остальные элементы фактуры. Басовые ноты также могут быть и на слабых долях такта, в том случае когда они входят в состав басовой линии, басовой мелодии. В любом случае басовая линия всегда хорошо различима на слух.

Гармоническое заполнение это третий по значимости элемент фактуры после мелодии и баса. Роль гармонических нот в заполнении пространства между басом и мелодией по вертикали, а также ритмического заполнения по горизонтали. Гармонические ноты создают глубину, объём, полноту звучания фактуры. Как правило, они находятся на слабых долях такта и представляют собой ноты, входящие в состав текущего аккорда.



При игре произведения, при его разборе, очень важно знать роль каждой ноты в фактуре. Только через осознание многослойности музыкальной ткани можно достичь эффекта объёмного звучания, эффекта игры нескольких инструментов на одном.

Музыкальная ткань. Фактура.

Совокупность всех звуковых элементов музыкального произведения составляет музыкальную ткань .

Строение и характер музыкальной ткани называется фактурой (от лат. factūra - строение).
Это же понятие обозначает и музыкальное изложение, склад письма.

  • Монодия (греч. – один, – пение)
    Представляет собой одноголосную мелодию.
    Чаще всего в чистом виде встречается в народной песне.

    Примеры монодии в профессиональной музыке:
    Начальное проведение темы в фуге
    Пролог к опере “Борис Годунов” М.П.Мусоргского
    Вступление к I части симфонии №2 П.И.Чайковского
    Часто одноголосно изложены трубные сигналы или наигрыши пастушьего рожка:
    "Итальянское каприччио" П.И.Чайковского
    Вступление к I действию оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова

  • Удвоение
    Промежуточная форма между одноголосием и многоголосием.
    Представляет собой удвоение мелодии в октаву, терцию, сексту или удвоение аккордами.

    Например:
    Вступление к "Шахерезаде" Н.А. Римского-Корсакова
    "Русская" из "Петрушки" И.Ф. Стравинского

Встречается в народной музыке разных национальных культур. В профессиональном творчестве является господствующим.
Оно имеет несколько типов:

I тип Гомофония (греч. – ровный, – звук, голос).
Есть главный мелодический голос и другие мелодически нейтральные голоса.
Обычно, главный голос в гомофонии верхний, но бывает также нижний и даже средний.

Существуют две формы гомофонии, основанные на:

· II тип Гетерофония (греч. – другой, – звук, голос).
Такой вид многоголосия называется еще подголосочной или ветвистой полифонией. Это основная форма народного, особенно русского, белорусского и украинского многоголосия.
Главный мелодический голос сочетается с другими мелодическими голосами, являющимися вариантами главного, ответвлениями от него, подголосками.

III тип Полифония (Контрапункт)

Полифония (греч. – много, – звук, голос)
Контрапункт (лат. punctum contra punctum - точка против точки (нота против ноты))

Совместное звучание контрастных, разных, мелодически развитых голосов. При этом контраст обязателен, а мелодическая развитость переменна:

Реприза увертюры оперы "Нюрнбергские мейсерзингеры" Р.Вагнера

Главная мелодия более выразительная (яркая, значительная), чем другие.

Со второй половины XVIII века возникает новый вид многоголосия – сложное многоголосие.

Вокально-хоровая работа.

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание.

Урок 27

Тема: Пространство фактуры.

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø С. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. Сирень (слушание).

Ø С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. Весенние воды (слушание).

Ø Ж. Бизе. Утро в горах. Антракт к III действию. Из оперы «Кармен» (слушание).

Ø Г. Струве, стихи С. Маршака . Пожелание друзьям (пение).

Ø До чего дошёл прогресс (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Работа по теме урока.

Задачи:

1) эмоционально настроить учащихся на работу;

2)познакомить с темой и целью урока, поставить задачи, эмоционально настроить учащихся на работу.

На экране проецируется видеоряд, включающий картины весны, в сопровождении пьесы П.И.Чайковского «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года».

Все богатства русского пейзажа

В полное владенье нам даны:
Вьюжных зим серебряная пряжа,
Кружева зелёные весны.
Летний полдень в поволоке зноя,
Вечер, заглядевшийся в ручей,
Узорочье луговин цветное,
Тёплый воск желтеющих полей.
Расписные крылья листопада
Над бездонной синевой озёр.
Всё это твоё, и сердце радо
Целый мир влюбить в родной простор.

Вряд ли есть что-нибудь столь же властно занимающее человеческий ум и воображение, как природа. И это вполне естественно: человек - дитя природы, с первых шагов своих он ощущает могучие силы окружающего мира.

Человек растёт, взрослеет - и его отношение к природе изменяется. Оно становится более многосторонним и осознанным. Учёный наблюдает природные явления и открывает всемирные законы; техник ставит их на службу людям. А лесовод, например, не даёт оскудеть зелёным запасам земли и тем помогает природе сберечь и приумножить свои силы.

А поэт, художник, музыкант находит в природе созвучия своим переживаниям, воплощает их в образы, с помощью которых рассказывает нам о сложных законах жизни человеческой души. Так природа помогает человеку лучше понять самого себя.

Отличие отношения к природе у людей искусства от научного, практического заключается прежде всего в том, что поэт в своих стихах, художник в своих картинах, музыкант в своей музыке наделяет её переживаниями, свойствами и чертами живого существа, иными словами - одушевляет.

И именно сочувственное отношение к окружающей природе - высшей творческой силе нашего мира - позволяет художнику (широком смысле) создавать запоминающиеся образы. Нет ни одного значительного поэта, музыканта или художника, душа которого не отзывалась бы на красоту природы. Русское искусство располагает удивительными образцами пейзажной лирики. “В ней есть душа, в ней есть свобода”, -это сказано о природе. В ней неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов и, может быть, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться…

На нашем сегодняшнем уроке мы постараемся понять, как, с помощью каких средств создали картины русской весны Сергей Рахманинов и Иван Бунин – Композитор и Поэт. Мы приоткроем дверь в творческую мастерскую двух больших художников и сами попробуем свои силы в творчестве: в нашем «приюте муз» будет работать начинающий художник, а лучшим итогом нашей работы будет создание вами сочинений-миниатюр.

Задачи:

1) провести сравнительный анализ произведений разных видов искусства (романс С.Рахманинова «Весенние воды», стихотворения Ф.Тютчева «Ещё в полях белеет снег…» и картины И.Левитана «Весна. Большая вода»);

2) показать значение музыкальной фактуры в создании образа весны.

Сколько прекрасных стихов, картин, музыкальных произведений посвящено весне. Сколько чувств, сколько мыслей и переживаний они выражают. А всё потому, что весна – необычное время года, ведь изменения происходят не только в природе, но и в душе человека. Кажется, что жизнь наполняется каким-то особым смыслом, заставляет двигаться, действовать, не даёт стоять на месте.

Сегодня мы обратимся к романсу С.Рахманинова «Весенние воды». Вспомните, что такое романс? (Романс – это произведение вокального искусства, в котором выражаются чувства.)

· Работа с текстом романса.

В основе романса лежит стихотворение Ф.И.Тютчева. С ним вы познакомились ещё в начальной школе. Давайте прочитаем его. (Слайд №23)

Какие чувства передаёт это стихотворение?

Чувствуете ли вы движение весны? В каких словах оно выражено?

О каком этапе весны идёт речь: это начало, середина или конец весны? Обоснуйте свой ответ.

· Работа с мелодией романса.

Романс С.Рахманинова не только передаёт образ стихотворения, но и вносит в него новую стремительность и динамику. Послушайте это произведение в исполнении камерного хора и фортепиано.

Слушание романса С.Рахманинова «Весенние воды» в исполнении камерного хора.

Радостное предчувствие скорой весны буквально пронизывает романс. По-особенному светло и солнечно звучит мелодия хора. Обратите внимание на её нотную запись в первой строке. Она похожа на ручеёк.

Мелодия построена таким образом, чтобы избежать всего успокаивающего. Окончания почти всех фраз – восходящие, что позволяет сделать интонацию ещё более ликующей, восклицательной, чем в стихотворении. (Показ на нотной записи и пропевание учителем.)

Давайте всмотримся в запись аккомпанемента. Скажите, какой инструмент использовал композитор в качестве музыкального сопровождения? (Фортепиано.)

Почему? (Этот инструмент позволяет создать ощущение движения бурлящей воды, охватывающей огромное пространство, ломающего все преграды на своём пути.)

Как вы думаете, фортепиано является только аккомпанементом или самостоятельным участником этого произведения?

Фортепианное сопровождение в этом романсе выступает как самостоятельный участник действия, который по силе выразительности и изобразительности порой превосходит даже хор!

Скажите, чувство и настроение, созданное в романсе испытывает один человек или оно всеобъемлющее, охватывающее всё и вся?

В «Весенних водах» - чувство яркое, открытое, восторженное, охватывающее и природу, и людей, и весь окружающий мир. Кажется, что эта музыка позволяет расширить пространство. Огромную роль в передаче этого пространства играет музыкальная фактура.

Что такое фактура музыкального произведения? (Музыкальная фактура – это особенность записи произведения.)

Какая бывает фактура? (Аккордовая, фигурационная, пластовая, одноголосная, многоголосная.)

Мы с вами уже сказали о том, что хор и фортепиано имеют практически одинаковое значение в создании образа весны. Посмотрите, как различаются нотные записи партий голоса и фортепиано. Но ведь мы воспринимаем их вместе, как единое целое. Перед нами фигурационная фактура. Всмотритесь в запись: если соединить все ноты в строчке, получатся фигуры, волнистые линии. Именно в этих линиях мелодии и заложена выразительность романса.

· Работа с картиной И.Левитана «Весна. Большая вода».

Посмотрите на экран. Перед вами одна из самых известных картин Исаака Левитана «Весна. Большая вода». Она принадлежит к числу самых светлых и жизнеутверждающих образов природы в творчество художника. Народное выражение «большая вода» означает широкий разлив, большое половодье. К сожалению, это красивое выражение теперь крайне редко употребляется.

Скажите, почему художник так назвал свою картину?

Назовите, на что вы обратили внимание в первую очередь? Почему?

Какое настроение создаёт картина?

Благодаря каким краскам, картина выглядит такой солнечной, ведь солнца на ней не видно?

Обратите внимание на деревца, затопленные водой. Какими они изображены?

Благодаря этим тонким деревцам картина становится музыкальной, ведь именно они задают ритм этой картине. Давайте вспомним, что такое ритм? (Ритм – это чередование длинных и коротких звуков в определённой последовательности и строго определённом количестве.)

Посмотрите, действительно, деревца разные по высоте и по толщине. Расположены они неравномерно, как и длительности в нотной записи.

Вспомните нотную запись романса. В ней так же много коротких, восьмых, нот. Эти нотки, как берёзки в воде, создают какой-то ритмический рисунок.

· Вывод.

Итак, мы видим, что поэты, художники, композиторы в своих произведениях не просто создают образ весны, но и передают чувства, эмоции, ощущение движения, динамику. Конечно, каждый из них использует средства выразительности и изобразительности, доступные данному виду искусства. В музыке одним из важнейших средств является фактура, ведь именно в ней запечатлевается всё, что связано с выразительностью музыкального звучания. Мощный хор, стремительные звуки фортепиано – всё это рождает собственную музыкальную ткань, этот «узорный покров» фактуры, всегда новый, неповторимый, глубоко своеобразный.

3. Литературная часть.

· Вводное слово.

Задача: эмоционально настроить учащихся на восприятие стихотворений И.А.Бунина.

Учитель читает стихотворение Б. Л. Пастернака «Март».

МАРТ

Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг.
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.

Чахнет снег и болен малокровьем
В веточках бессильно синих жил.
Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
И здоровьем пышут зубья вил.

Эти ночи, эти дни и ночи!
Дробь капелей к середине дня,
Кровельных сосулек худосочье,
Ручейков бессонных болтовня!

Настежь всё, конюшня и коровник.
Голуби в снегу клюют овес,
И всего живитель и виновник -
Пахнет свежим воздухом навоз.

· Рассказ учителя о жизни и творчестве поэта

Задача: расширить и углубить знания учащихся о И.Бунине.

Мастером создания поэтических пейзажей является Иван Бунин - выдающийся русский поэт и прозаик. Он родился 10 (22) октября 1870 года в старинной обедневшей HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE" \o "Русское дворянство" дворянской HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%8B" \o "Бунины" семье в самом сердце средней полосы России - в Воронеже, где прожил первые три года своей жизни. В дальнейшем семья переехала в имение HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B7%D1%91%D1%80%D0%BA%D0%B8_%28%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%29" \o "Озёрки (Петрищевское сельское поселение)" Озёрки под HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%95%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%BE%D0%BC&action=edit&redlink=1" \o "Ельцом (страница отсутствует)" Ельцом. Детство, проведённое в небогатом поместье, среди русской природы, русских людей, навсегда поселило в сердце поэта любовь к своему Отечеству.

До 11 лет Иван воспитывался дома, а потом поступил в Елецкую уездную гимназию, (слайд №30) где провёл 4 года. Из-за недостатка средств в семье Бунину пришлось оставить гимназию. Он возвращается домой и продолжает образование под руководством старшего брата HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BD,_%D0%AE%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Бунин, Юлий Алексеевич" Юлия. (слайд №31) Много занимался самообразованием, увлекаясь чтением мировой и отечественной литературной классики.

В 17-летнем возрасте начинает писать стихи. В 1887 году состоялся литературный дебют Ивана Алексеевича – были опубликованы его стихотворения и рассказы. Иван Алексеевич умел подмечать каждую новую черту переменчивых картин родной природы.

Бунину трижды присуждалась Пушкинская премия – высшая награда Российской империи в области литературы. HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1_%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F" 1 ноября HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1909_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1909 год" 1909 года он был избран почётным академиком HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%90%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA" \o "Императорская Санкт-Петербургская Академия наук" Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности.

В феврале HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1920" \o "1920" 1920 года Бунин навсегда покинул Россию: он уехал из охваченной огнём гражданской войны страны в Европу. Многие годы поэт прожил во Франции. (слайд №32) Много и плодотворно занимался литературной деятельностью, став одной из главных фигур Русского Зарубежья. В 1933 году Ивану Алексеевичу Бунину была присуждена Нобелевская премия в области литературы. (слайд №33) Он стал первым русским писателем-нобелевским лауреатом.

Вторую мировую войну (с октября HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1939_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1939 год" 1939 года по HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1945_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" 1945 год) провёл на съёмной вилле «Жаннет» в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D1%81" \o "Грас" Грасе (департамент HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D1%8B_%28%D0%B4%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%29" \o "Приморские Альпы (департамент)" Приморские Альпы). (слайд №34) Бунин отказывался от любых форм сотрудничества с нацистскими оккупантами и старался постоянно следить за событиями в России.

Умер Иван Алексеевич во сне в два часа ночи с 7 на 8 ноября HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1953_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1953 год" 1953 года в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6" \o "Париж" Париже. По словам очевидцев, на постели писателя лежал том романа HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9,_%D0%9B%D0%B5%D0%B2_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Толстой, Лев Николаевич" Л. Н. Толстого « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%28%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%29" \o "Воскресение (роман)" Воскресение». (слайд №35) Похоронен на кладбище во Франции HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B1%D0%B8%D1%89%D0%B5_%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D0%96%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D0%B2-%D0%B4%D0%B5-%D0%91%D1%83%D0%B0" \o "Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа" Сент-Женевьев-де-Буа.

· Поэтическая страничка

Задача: подготовка к анализу стихотворения И.А.Бунина.

Послушаем несколько стихотворений Бунина о весне.

a. Подготовленные учащиеся читают стихотворения Бунина:

· «Ещё и холоден и сыр…»

· «Шире, грудь, распахнись для принятия…»

· «Русская весна»

· «Раскрылось небо голубое…»

Вопрос: с какими чувствами поэт встречает весну?

b. Работа с учебником.

Прочитаем стихотворение «Бушует полая вода…»

Вопросы:

ü О каком весеннем месяце пишет поэт? Как вы это поняли?

ü Где поэт встречает весну – в городе или в деревне? Какие детали позволили вам сделать такой вывод?

ü Что значат выражения «полая вода», «слышишь запах сада», «затишье гумен и дворов»?

ü В каких строках поэт «оживляет», одушевляет весеннюю природу?

ü Каким стихотворным размером написано стихотворение? Как вы думаете, почему Бунин использовал именно ямб?

ü Определите вид строфы и рифмовки.

ü Какое настроение поэт постарался выразить в этом стихотворении?

ü Можно ли сравнить стихотворение Бунина с музыкой Рахманинова и картиной Левитана? Почему?

ü Поэт «рисует» словом. Какие образы помогают Бунину создать картину наступления весны? (Работа по составлению «весеннего словаря» поэта).

c. Работа над сочинением- миниатюрой «Движение весны».

А теперь вам предоставляется возможность самим стать художниками слова. Напишите сочинение-миниатюру «Движение весны». А во время работы вас будет вдохновлять прекрасная музыка.

d. Несколько учащихся читают свои сочинения. Класс даёт свою оценку услышанному.

Задача: подвести итоги урока, оценить работу учащихся, настроить их на внимательное отношение к изменениям в природе и в человеческой душе, а также отражение этого в произведения разных искусств.

Эпиграфом нашего урока были строки из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…». Храмы создают люди, архитекторы, живописцы… И каждый из них вместе с работой привносит частичку своей души. Так же и в природе. Да, человек не создал лес, солнце и небо, но именно он наполнил всё вокруг чувствами, мыслями, переживаниями. Именно благодаря произведениям искусства начинает трудиться человеческая душа.

Сегодня на уроке поработали и вы, и ваша душа потрудилась, что отразилось Ваших творческих работах: в пейзажах, нарисованных словами и красками.

Что Вам особенно понравилось и запомнилось на уроке?

Что нового, интересного для себя вы узнали?

Особенно хотелось бы отметить работу…

Весна – это особое время года. Время перемен, время перехода от покоя к движению.

Любовь земли и прелесть года,

Весна благоухает нам! –

Творенью пир даёт природа,

Свиданья пир даёт сынам!..

Дух жизни, силы и свободы

Возносит, обвевает нас!..

И радость в душу пролилась,

Как отзыв торжества природы,

Как Бога животворный глас!..

(Ф.И.Тютчев)

//Особое место в творчестве композитора занимают романсы. В них Рахманинов предстает другой стороной своего творческого облика. Преимущественной сферой его камерного вокального творчества была лирика, мир личных чувств и настроений. Исключительным богатством, красочностью и разнообразием форм отличается фортепианное сопровождение и в романсах Рахманинова. К числу наиболее популярных относятся - "Сирень", "Не пой, красавица", "Весенние воды", "Ночь печальна", "Отрывок из Мюссе", "Я опять одинок".

"Сирень" (слова Ек. Бекетовой) – одна из самых драгоценных жемчужин рахманиновской лирики. Музыка этого романса отмечена исключительной естественностью и простотой, замечательным слиянием лирического чувства и образов природы, выраженных посредством тонких музыкально-живописных элементов. Вся му зыкальная ткань романса певуча, мелодична. Спокойные, распевные вокальные фразы непринужденно льются одна за другой. Выразительная фигурация фортепиано ассоциируется с представлением о колеблемой легким ветерком листве. Ощущение покоя возникает и благодаря пентатонической ладовой окраске: вокальная мелодия и сопровождение первых тактов романса выдержаны в бесполутоновом звукоряде ля-бемоль - си-бемолъ - до - ми-бемоль - фа.

В дальнейшем, по мере развития, композитор выходит за рамки пентатоники, В середине романса выделяется задушевностью и теплотой широкая мелодическая фраза ("В жизни счастье одно"), поддержанная красивым инструментальным подголоском и оттененная мягким поворотом в тональность II ступени (си-бемоль минор). Значительно обновлена и реприза. (Романс написан в простой двухчастной форме.) Композитор сохраняет лишь тональность и рисунок фортепианного сопровождения. Сама же мелодия здесь новая, с широкими интервалами и острыми задержаниями в кульминации ("Мое бедное счастье"). Зато тем более свежо и кристально чисто в заключении звучат у рояля диатоническая мелодия и прежняя пентатонная фигурация, которыми завершается романс.

В романсах Рахманинова образы природы привлекаются не только для выражения тихих, созерцательных настроений. Порой они помогают воплотить бурные, страстные чувства. Тогда рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся широтой

формы, сочностью и густотой красок, блеском и сложностью фортепианного изложения.

В таком стиле Рахманиновым написан романс "Весенние воды" (слова Ф. И. Тютчева). Это музыкальная картина русской весны, поэма восторженных, радостно ликующих чувств. В вокальной партии господствуют призывные мелодические обороты: мотивы, построенные на звуках мажорного трезвучия, энергичные восходящие фразы, заканчивающиеся энергичным скачком. Их волевой характер усиливается пунктирными ритмическими фигурами. Блестящая, можно сказать, концертирующая, партия фортепиано очень содержательна и играет чрезвычайно важную роль в создании общего, жизнеутверждающего характера произведения и его живописного, картинного облика. Уже вступительная фраза фортепианной партии - в бурно взлетающих пассажах, в экспрессивном звучании увеличенного трезвучия - воссоздает атмосферу весны, рождая музыкальный образ пенящихся весенних потоков.

Эта фраза развивается далее на протяжении почти всего романса и приобретает самостоятельное художественное значение, становясь как бы лейтмотивом весны. В кульминациях произведения он превращается в радостные звоны, возвещающие торжество светлых сил.

Музыкальное развитие, благодаря неожиданным терцовым сопоставлениям мажорных тональностей (Ми бемоль мажор - Си мажор - Ля бемоль мажор, Ми бемоль мажор - Фа диез мажор), отличается яркими тональными контрастами. Необычным для камерного жанра является и глубокое преобразование тематизма.

Сила и напряженность музыкального развития вызвали появление в романсе двух ярких и мощных кульминаций. Одна из них достигается при сопоставлении Ми-бемоль мажора и Фа-диез мажора ("Весна идет! Мы молодой весны гонцы"). В вокальной партии здесь появляется широкая (в объеме децимы), круто устремляющаяся вверх, ликующая фраза "Она нас выслала вперед!", поддержанная бурными взлетами аккордов у фортепиано (вступительный мотив). Вслед за тем музыка приобретает мечтательный и сдержанный характер: внезапно спадает звучность, дважды замедляется темп, облегчается фортепианная фактура.

Andante ("И тихих, теплых майских дней") начинает новую волну нарастания: ускоряется темп и учащается ритмический пульс (восьмые сменяются триолями). Энергичные восходящие секвенции фортепиано приводят ко второй, не менее впечатляющей, но на этот раз чисто инструментальной кульминации. Она напоминает патетические виртуозные эпизоды фортепианных концертов композитора. Последний звук вокальной партии "затопляется" лавиной бурно низвергающихся октав, приводящих к патетическому, подобному возгласу трубы, призыву "Весна идет!". Он сопровождается плотным, как будто "вибрирующим" (повторяющиеся триоли) аккомпанементом с острозвучащим наложением аккорда "доминанты с секстой" на тоническую квинту.

Антракт к третьему действию - картина ночи в горах. «Звучит» тишина и «слышен» покой горных вершин. На сцене - скалистый пейзаж Сиерры. Через горные перевалы крадутся отважные контрабандисты. Хозе кажется «своим» среди этих смелых и вольных людей. Но его непрестанно мучит совесть и мысли о матери, которая ждет и верит в него.//

Вокально-хоровая работа.

Ø Г. Струве, стихи С. Маршака . Пожелание друзьям (пение).

Ø Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. До чего дошёл прогресс (пение).

IV. Итог урока.

Итак, мы видим, что поэты, художники, композиторы в своих произведениях не просто создают образ весны, но и передают чувства, эмоции, ощущение движения, динамику. Конечно, каждый из них использует средства выразительности и изобразительности, доступные данному виду искусства. В фактуре непременно запечатлевается всё, что связано с выразительностью музыкального звучания. Мощный хор, стремительные звуки фортепиано – всё это рождает собственную музыкальную ткань, этот «узорный покров» фактуры, всегда новый, неповторимый, глубоко своеобразный.

V. Домашнее задание.

Музыкальная мысль может быть изложена различными способами. Музыка подобно ткани складывается из различных компонентов, таких как мелодия, сопровождающие ее голоса, выдержанные звуки и т.д. Весь этот комплекс средств называется фактурой.
Фактура - способ изложения музыкальной ткани.
В художественной практике фактура бывает различной по плотности. Это зависит от количества слагающих ее голосов (от одного до нескольких десятков).
Часто слово фактура заменяют сходным по значению словом склад. В настоящее время известны два основных типа фактуры: гомофония и полифония. Смешанный
тип появляется при взаимодействии двух первых.

Монодия (унисон) (от греч. «моно» - один) - это древнейшая одноголосная фактура, которая представляет собой одноголосную мелодию, либо проведение мелодии несколькими голосами в унисон, или в октавном удвоении.

Гетерофония - также древний тип фактуры (возникла в IX веке).

Гомофония - (от греч. « гомо»- человек,«фон»- звук, голос). Гомофония или гомофонно - гармоническая фактура - одно и то же.

Гомофонно - гармониче ская фактура складывается из мелодии и сопровождения. Она утвердилась в музыке венских классиков (вторая половина XVIII
века) и является наиболее распространенной фактурой до наших дней.

Аккордовая фактура - представляет собой аккордовое изложение без ярко выраженной мелодии. Примерами могут служить церковные песнопения - хоралы
(довольно часто такую фактуру так и называют хоральной), к ней относятся инструментальные и хоровые произведения аккордового склада.

Полифония (от греч. «поли» - много и «фон» - звук, голос) - более древняя, чем гомофоническая, она достигла расцвета в эпоху Барокко (XVII век -
первая половина XVIII века). Это тип многоголосия, в котором два или более голосов, имеют самостоятельное мелодическое значение («равенство» всех голосо
в).

Полифоническая фактура бывает трех разновидностей: контрастная, имитационная, подголосочная.

Контрастная (разнотемная) полифония о бразуется, если темы (мелодии) в полифонии разные, контрастные.

Имитационная (от лат.- подражание) - образуется в том случае. Когда мелодии полифонического склада одинаковые или схожие вступают во взаимосвязь со сдвигом во времени. Своего расцвета имитационная полифония достигла в творчестве И.- С. Баха.

Гетерофония - также древний тип фактуры (возникла в IX веке), я вляется самой примитивной разновидностью полифонии. В ней голоса движутся параллельно друг другу (ленточное движение- квартами, квинтами, терциями, секстами).

Смешанная фактура - возникла вследствие взаимодействия разных по типу фактур, бывает полифонно-гармонической, гетерофонно-гармонической