Что помогает строить добрые отношения между народами. Кимы по окружающему миру.УМК Перспектива

Основные раскрываемые понятия:
интернационализм,
дружба,
взаимопонимание, содружество, национальное самосознание
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дружба народов является важнейшей чертой российского патриотизма.
Братская дружба, взаимная помощь и поддержка помогали нашему народу
выстоять в самых тяжелых испытаниях. Примером тому служит сплочение
нашего народа и всех народов Советского Союза в годы Второй мировой войны.
Представители всех народов нашей Родины стали Героями Советского Союза,
были награждены орденами и медалями.
Российский патриотизм не имеет ничего общего с национализмом и
шовинизмом, он тесно связан с интернационализмом. Гражданин­патриот
России с уважением относится к народам других стран, их культуре, обычаям и
традициям, как и ко взглядам и убеждениям других людей, независимо от их
национальности, расы, атеистических или религиозных воззрений.
Вместе с тем гражданин­патриот России, признавая общечеловеческие
ценности, не должен забывать об интересах своей Родины.
Воспитательные цели:
– воспитание чувства принадлежности к своему народу, пробуждение
интереса к его истории, культуре, традициям и обычаям, к духовным идеалам и
ценностям многонационального народа России;
– формирование чувства национальной гордости, уважения к своеобразию
представителей другой национальности (толерантность), стремления знать
историю, культуру, традиции и обычаи, иерархию духовных ценностей других
народов, умения жить с представителями других этносов в мире и согласии;
– воспитание толерантности по отношению к людям другой национальности
(задачи: учить быть интернационалистами, проявлять нетерпимость к
национальной и расовой неприязни, унижению национального достоинства
человека; учить разбираться в национальных особенностях того или иного
народа, живущего в одной стране, в одном доме);
– вовлечение в процесс возрождения традиций дружбы между народами;
– помощь в овладении наукой взаимодействия в социально значимой
деятельности на основе сотрудничества и сотворчества.

СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ
О б щ е н и е (просвещение)
Возможные темы для общения:
– «Мы не лучше и не хуже других, мы иные»;
– «Золото, золото сердце народное»;
– «Душа неизъяснимая»;
– «Дух наш высокий»;
– «Глубинные черты нашего национального самосознания»;
– «Народы России: нравы, традиции, обычаи, характер»;
– «Духовная сокровищница народа»;
– «Истинные идеалы и ценности нашего народа»;
– «Уроки народной мудрости о дружбе народов»;
– «Кодекс чести нашего народа» (отражение в пословицах и поговорках);
– «Правила, которые не устарели»;
– «Народный этикет»;
– «Наше понимание того, что есть человечность»;
– «Дружба, любовь, милосердие, миролюбие, сострадание, забота в
представлении народов России»;
– «Сколько разных нас живет в стране по имени Россия?»;
– «Прошлый и современный портреты народов России («Мы не лучше и не
хуже других, мы иные»);
– «Портрет старшего и юного поколения россиян: общее и особенное».
Наши размышления о главном: «Дружба, любовь, милосердие, миролюбие,
сострадание, забота в нашем понимании»; «Умеем ли мы понимать других,
отличных от нас, людей?»; «Дружба: какой она бывает?»; «Умеем ли мы
дружить?»; «Какие мы друзья?»; «Наши друзья: какие они?»; «Как слово наше
отзовется?»; «Наше отношение к грубости, пошлости, цинизму, грязным словам
и безнравственным поступкам по отношению к другим людям».
Практикум «Учимся жить в одной связке с другими людьми».
Вечера актуальных проблем: «Межнациональные конфликты: как их
избежать?»; «Что такое понимающий мир и что нужно для того, чтобы его
построить?».

Составление подборок материалов:
«Азбука народной мудрости о
взаимоотношениях»; «О прекрасном и безобразном в
человеческих
человеческих отношениях».
Д е я т е л ь н о с т ь
Экспедиции: «К истокам нашего самосознания», «К истокам нашей
цивилизации»; «К истокам нашей ментальности», «К истокам народной
мудрости» (народная мудрость о достоинствах и пороках нашего народа, о
взаимоотношениях между людьми; нравственный кодекс чести нашего народа).
Тематические периоды: «В гостях у народов России», «Вместе – дружная
семья».
Школа человечности:
– уроки доброты, красоты, справедливости, миролюбия, милосердия,
толерантности, нравственности и культуры взаимоотношений;
– уроки взаимопонимания (учимся видеть, слышать и понимать друг друга);
– уроки этикета (этикет народов России);
– уроки искусства общения (учимся общаться на высоком уровне красоты
человеческих взаимоотношений);
– уроки прикосновения души к душе (уроки волшебных слов);
– уроки прощения и благодарении;
– уроки конфликтологии;
– уроки дружбы и сотрудничества «Учимся дружить, взаимодействовать друг
с другом».
Движение милосердия «И станем все добрей и человечней».
Разработка и реализация игровых и социально значимых проектов:
«Это волшебное слово – МЫ»; «Строим дружбы мост»; «Свой город Мира мы
построим сами»; «Карусель друзей».
Вечер представителей разных народов России «Мы граждане твои,
Россия».
Акция «Юное поколение выбирает мир, дружбу, сотрудничество между
народами России и всего мира».
Почтамт дружбы.
Эстафета дружбы между народами России «Наша дружба, наше
братство – наше главное богатство».
Викторина «Что мы знаем об истории и культуре народов России?».
Спартакиада народных игр.

Творческие мастерские «На крыльях вдохновения».
Праздник дружбы «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

Проблемные семинары, дискуссии, конференции, гражданские
форумы, конгрессы на темы мира и дружбы между народами, взаимодействия и
сотрудничества в различных сферах жизни, в решении значимых для всех
народов проблем («Сделаем нашу страну страной мира, добра и разума»,
«Народы России: круг наш неделим»).
Школа для взрослых:
– «Воспитание детей в духе уважения к другим народам, людям иной веры,
иной национальности»;
– «Строим понимающий мир, начиная с себя».
З а д а н и я:
1. Разработайте в своих семьях, в общешкольном и классных коллективах
систему морально­этических ценностей, основу которых составляют духовные
ценности нашего народа: истинные идеалы человеческой жизни (идеалы
природные, которыми в своей жизни руководствовались наши предки, наш
народ: добро, правда, истина, красота, свобода, справедливость).
2. Введите в систему своей жизнедеятельности традиции морально­
этического плана: традиции памяти, верности, дружбы, содружества и
сотрудничества, гостеприимства. Разработайте их содержание, наметьте пути
их реализации в конкретных значимых делах.
О т н о ш е н и я
В результате деятельности и общения (просвещения) предполагается
сформировать в детях и подростках отношения, основанные на чувствах
любви и дружбы, чувстве долга: уважение, доверие, милосердие и
сострадание; толерантность,
сопереживание,
содействие, сотрудничество, взаимопомощь.
взаимное понимание,
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИИ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ
Пословицы и поговорки раскрывают особенности русского национального
характера – сметливость, ум, терпение, указывают на огромную силу, скрытую в
народе:
Русский не шутит ни с калачом, ни с мечом.

На Руси не все караси, есть и ерши.
Русский терпелив до зачина.
Характерной для русского человека чертой, ярко запечатлевшейся во всех
жанрах народного творчества, является оптимизм, вера в лучшее будущее:
Не все ненастье, будет и ведро.
Взойдет солнце и к нам на двор.
Будет и на нашей улице праздник.
Народная мудрость определяет дружбу и братство между народами как
главное богатство:
Дружба и братство – главное богатство.

Блок внеклассной работы «За страницами учебника»

Деятельность учителя в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» непосредственно вытекает из содержания программы 4 класса и опирается на ценностно-смысловой потенциал отечественной и мировой культуры. Рассмотрим более подробно особенности этой работы.

Четвёртый класс . Тема года: «Зная прошлое - преобрази будущее!»

Работа в течение предшествующих трёх лет обучения в системе «Перспектива» в целом и по учебникам «Окружающий мир» в частности создала условия для духовно-нравственного развития детей, воспитания в них любви к природе, чувства патриотизма, гражданственности. Это - хороший фундамент для работы по программе следующего, 4 класса не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Последний год занятий по программе предполагает обобщение знакомого материала, его освоение на более высоком уровне, а также расширение круга уже накопленных естественнонаучных и гуманитарных знаний, нравственных представлений на занятиях «За страницами учебника».
Отталкиваясь от житейских проблем, волнующих ребят, во время этих занятий следует стремиться, по возможности, переводить их внимание на патриотические темы о героях - защитниках Родины, их смелости, стойкости и верности долгу, о том, что воины, которые жили много лет назад, отстаивали не только свободу нашего государства, но и нашу личную свободу, свободу каждого из нас, живущего спустя десятилетия и даже столетия после свершения их подвигов. Былинные богатыри и богатыри духа - наши святые князья, великие учёные, творцы отечественного искусства и солдаты Великой Отечественной войны равно достойны уважения и восхищения. Их имена, достижения и подвиги нашему современнику знать необходимо, чтобы научиться отличать истинную храбрость от показной бравады, честность - от изворотливости, верность долгу - от пустого упрямства, преданность любимому творческому делу - от стремления к мимолетным развлечениям. Зная героев своих учеников, педагогу будет легче использовать их авторитет для обсуждения проблемных ситуаций и объяснения хорошего и плохого в жизни. Нравственные истины, правила поведения легче усваиваются детьми, когда они сообщаются в игровой форме и от лица полюбившихся героев.
Необъятный и глубочайший по своему духовному смыслу материал исторических жанров фольклора каждого народа, преданий, сказаний, легенд; красота и многообразие локальных певческих, хореографических, художественно-ремесленных традиций, промыслового народного опыта, народного зодчества даёт нам ещё одно направление в содержании внеурочной деятельности и духовно-нравственного просвещения, построенных на основе народной культуры. Благодаря этому богатейшему культурному наследию можно убедительно, наглядно показать, как происходило и происходит историческое становление и развитие национального характера и самосознания народов России; как в образах прекрасных храмов, былин, исторических и лирических песен, в особенностях ремёсел, быта отразился каждый этап великого жизненного пути нашей страны, развития культуры всех её народов, всегда взаимно обогащавших друг друга. Использование через призму проблемы «человек и история» этого пласта народной культуры наряду с материалом календарной и семейной обрядовой традиции - благодатная почва для углубленной разработки региональной, местной специфики в программах внеурочной деятельности для каждой области, города, села, школы. Тут неисчерпаемые возможности для конкретной работы педагогов, для реализации их самых разнообразных художественных способностей, склонностей, пристрастий к тому или иному виду народного творчества; здесь заложены перспективы действительного возрождения и развития старинных народных художественных традиций, а в дальнейшем - и создания новых художественных направлений на их живительных родниках. Пройдя такую школу личностного осмысления историко-культурного наследия Отечества, младший школьник не просто обретёт отвлечённые знания о редких и фрагментарных памятниках давно минувшего прошлого. Он деятельностно для себя лично разрешит проблемы гражданско-патриотической этики, осознает личную связь с историей, с настоящим и будущим России и мира, что чрезвычайно актуально на современном витке мировой исторической спирали.
Программа 4 класса, развёрнутая «За страницами учебника», даёт возможность предложить очные и заочные путешествия по святым местам нашей Родины: вновь в Московский Кремль, в Троице-Сергиеву Лавру, на остров Валаам, на Соловецкие острова - все эти святыни занимают важнейшее место в истории и культуре страны. Заочным путешествиям предшествует серьёзная подготовка, чтобы дать детям не только общее представление об этих замечательных местах, но и пробудить у них интерес и желание когда-нибудь их посетить.
Тема путешествия «По родным просторам» во внеурочной деятельности даёт возможность выполнить интереснейшие проекты для более детального знакомства с природой разных природных зон России. Тем самым многообразие мира растений и животных, величие живой и неживой природы становится объектом проектной деятельности и продолжением того содержания, которое изучается на уроках. Очевидно, что многие естественнонаучные темы содержат нравственный заряд, тем более, что человек всё больше начинает осознавать свою связь с природой, свою ответственность за неразумное использование окружающей среды. Известные слова А. Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили» сегодня звучат чрезвычайно актуально и приобретают значение взаимосвязанности всего живого на планете.
Вновь можно обсудить и некоторые вопросы этикета: как вести себя в дороге, в чужом доме, в общественных местах. А также глубже освоить темы, предлагаемые в Рабочей тетради по ОБЖ. Ведь в них предмет изучения - жизнь человека, полная неожиданностей и порой опасных ситуаций. Дети в результате понимают, что выход из создавшегося положения зависит, как правило, от умения сделать верный нравственный выбор.
Тема года ориентирует на знакомство с достаточно сложными явлениями, с людьми, которые внесли значительный вклад в отечественную и мировую культуру и историю. Ребята с интересом узнают о художниках, ученых, путешественниках, мыслителях, которые своей жизнью и творчеством показали пример высокого, истинно нравственного служения людям, прославившихся своими ратными и духовными подвигами, своим творчеством, научными открытиями. Их смелость и доброта, стойкость и мудрость противостоят злу и жестокости. Образы этих людей помогают всем - детям и взрослым - становиться лучше. Знакомясь с их жизнью и сделав при этом акцент на тех нравственных качествах, которыми обладали герои, о силе их духа, об умении жертвовать собой во имя Родины, лучше понимаешь, как бороться со многими своими недостатками: ленью и равнодушием, жадностью и эгоизмом.
Особенность содержания программы 4 класса заключается в том, что широта её тем позволяет педагогу ориентироваться на реальную жизнь и те проблемы, которые часто возникают. Тематические рамки лишь помогают выбрать определённое направление работы, но не сковывают его. Программа позволяет добиваться определённой логичности и последовательности во внеурочной деятельности, даёт возможность вести детей от относительно простых - к более сложным вопросам духовно-нравственной жизни. Чтобы, наконец, привести к прямому вопросу о том, что каждый из нас может и должен стать творцом собственной судьбы и, начав с себя, совершенствуя свой внутренний мир, развивая свои способности, стать творцом будущего России. И преобразить окружающий мир, сохраняя и развивая в своей деятельности то лучшее, что сделали до нас и для нас наши предшественники.
Как и в прошедшие три года обучения, усвоение и осознание воспитательного содержания курса за страницами учебника должно происходить путем его расширения в ходе чтения, рассуждения, а также дополнительных наблюдений ребёнка за окружающим миром. Диапазон произведений по внеклассному чтению может быть расширен за счёт произведений писателей, принадлежащих в духовном смысле к конфессиям, традиционным для России - православию, исламу, иудаизму, буддизму (по выбору).
В работе с детьми следует применять методы музейной педагогики, позволяющие включить память и эмоции ребёнка через различные предметы, имеющие то или иное историческое значение или их имитирующие. Держа в руках предмет, имеющий свою собственную «жизнь», ребёнок легко может представить человека, которому он принадлежал. Он задумается над связью времён и поколений, осознаёт необходимость уважать прошлое, ценить и беречь его материальные свидетельства - старые книги, семейные фотографии, письма. Эти доступные исторические реликвии станут поводом для интересного и серьёзного разговора. Кроме того, подобные приёмы полезны для развития качеств, которые важны и для учебной деятельности: они тренируют память, внимание, способствуют внутреннему раскрепощению. При этом происходит активизация всех каналов информации - зрительного, слухового, мышечного, моторного, - и - как следствие - расширение рамок видения мира, ассоциативных связей, развивается интуиция, богаче становится эмоциональная сфера. Подобные приёмы помогают в концентрации внимания, пробуждении фантазии, создании творческой атмосферы. С их помощью эффективнее создаются условия, стимулирующие познавательную и творческую деятельность детей.
Приведённые примеры показывают, каким образом во внеурочной деятельности за страницами учебника реально происходит интеграция основного и дополнительного образования.
Содержание бесед по духовно-нравственной проблематике в течение года ориентировочно можно представить для каждого раздела таким образом:
I раздел:

  1. Что изменилось за лето: мы или мир?
  2. Вера, Надежда, Любовь: для чего люди объединяются вместе и что такое общество?
  3. В чём заключаются права ребёнка и когда у него появляются обязанности?
  4. Что помогает строить добрые отношения между народами в России и за её пределами?

II раздел:

  1. Почему мы называем Россию великой страной?
  2. Как особенности земной поверхности в разных регионах России сказываются на жизни и деятельности людей, обычаях и традициях народов, её населяющих?
  3. Какие реки и озёра России считаются святыми?
  4. Какую природную зону России мне хотелось бы исследовать и почему?

II I раздел

  1. Что мы можем сделать сейчас для сохранения памяти о прошлом своего города (села)?
  2. Какие идеи служат основой нравственного выбора для наших соотечественников и для нас? Что значит - творить добро втайне?
  3. Как растолковать мысль: «Любовь - это труд души»? Кто из наших знаменитых земляков жил и живёт в соответствии с этой мыслью?
  4. Различаются ли слова «Милость, милосердие и милостыня»? Кто из соотечественников и моих близких может служить примером милосердного отношения к людям?
  5. Смерть и бессмертие: какие дела и события в истории нашей страны имеют право называться бессмертными и почему?

I V раздел

  1. Почему важно развивать сельское хозяйство России?
  2. Для чего необходимо содружество науки и промышленного производства в нашей стране?
  3. Зачем сохранять традиционные промыслы народов России?
  4. Каков мой проект будущего России?

Конкретные советы для работы за страницами учебника даются в рубрике «Рекомендации для занятий в семье», в поурочных описаниях занятий в классе. Таково общее содержание работы за страницами учебника в 4 классе. Теперь конкретизируем его в соответствии с разделами учебника «Окружающий мир».

За страницами учебника (раздел «Мы - граждане единого Отечества»)

Продолжайте совершать воображаемые путешествия в республики и другие края Российской Федерации. Приглашайте к участию в этой игре своих друзей и старших родственников. По результатам ваших путешествий оформите выставку «Гербы, флаги и столицы субъектов Российской Федерации». Организуйте фестиваль художественного творчества и традиционной игровой культуры народов России. Совместно с товарищами из параллельного класса и с помощью старшеклассников вашей школы организуйте конкурс видео-презентаций «Красота природы моего Отечества» на основе материалов из сети Интернет.

За страницами учебника (раздел «По родным просторам»)

Постарайтесь лучше узнать природу родного края, разберитесь в её экологических проблемах, примите участие в интересных для вас экологических проектах. Проведите в классе конференцию на тему «Как решить экологические проблемы края». Со своим классом или со своими родными постарайтесь побывать в разных уголках страны, в заповедниках и национальных парках, в музеях под открытым небом, которые знакомят с традиционной хозяйственной деятельностью и домашним бытом народов того или иного края. Фотографируйте увиденное и составляйте свой «Альбом путешествий». Организуйте в классе выставку таких альбомов. Проведите викторины на темы «Красная книга России», «Заповедники и национальные парки России», «Музеи под открытым небом».
Читайте книги о природе и культуре разных краёв России. Проведите праздник «С книгой - в природу». На празднике можно организовать конкурс «Самый внимательный читатель». Представьте на выставке ваши любимые книги о природе и культуре народов нашего Отечества.
Познакомьтесь с древними песнями и сказаниями народов своего края, где есть описания труда, который издавна был основой их жизни.

За страницами учебника (раздел «Путешествие по Реке времени»)

Узнайте, каковы народные предания о происхождении города, села, деревни, улицы, микрорайона, где вы живёте, что значат названия вашего местожительства, рек, озёр в его окрестностях. Также узнайте, какой город является центром края, области, района, где вы живёте, когда он возник, кто были его основатели и первые жители, есть ли устные предания или письменные документы, связанные с его историей.
Вместе с родными посетите достопримечательности и святыни вашего края, города (села). Узнайте, в память о каких событиях российской истории возведены храмы вашего края. Организуйте очные или заочные экскурсии по городам Золотого кольца России. Подготовьте фоторассказы или выставки рисунков по итогам ваших путешествий.
По мере знакомства с российской историей составьте «Календарь памятных дат нашего Отечества», включая в него страницы, посвящённые событиям истории вашего края и вашим землякам.
К Дню Победы оформите выставку «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны». По семейным воспоминаниям составьте «Книгу Памяти» о жизни родственников и друзей семьи в годы Великой Отечественной войны. Включите туда фрагменты фронтовых писем и документов военного времени.

За страницами учебника (раздел «Мы строим будущее России»)

Примите участие во встрече со специалистами сельского хозяйства или работниками пищевой промышленности вашего края; побывайте на выставках местной пищевой продукции. Постарайтесь узнать о старинных секретах и современных передовых способах выращивания, хранения и заготовок самых полезных для здоровья продуктов сельского хозяйства вашего края.
Организуйте экскурсию на промышленное предприятие вашего края. Постарайтесь узнать, какие новые научные разработки применяются для его развития, что делается для улучшения условий труда и благоустройства жизни его работников, есть ли перспективы интересной работы для молодёжи.
Устройте конкурс проектов «Я строю будущее России» с участием старшеклассников и членов своих семей. Пригласите в оргкомитет конкурса представителей местных властей города (района, села).

Сочинение ЕГЭ:

В чём смысл жизни? Что объединяет людей? Чем отличается честь истинная от ложной? Ответы на эти и многие другие нравственные вопросы можно найти в статьях академика Д.С.Лихачёва. Одна из самых актуальных в современном обществе - проблема отношения к другим нациям и народам - поднимается публицистом в предложенном мне тексте.

Чтобы привлечь внимание читателя к волнующей проблеме, автор рассказывает о чувствах героя, впечатлённого разговором с молодыми людьми. Мы видим, какое искреннее недоумение у рассказчика вызывает нежелание собеседников воспринимать проблемы малых народов, населяющих Россию, как свои. Не случайно он называет собеседников «милыми и думающими»: Д.С.Лихачёву важно показать, насколько масштабно неприятие одного народа другим, если вполне образованные люди уверены в превосходстве своей нации. Обосновывая несостоятельность этой точки зрения, публицист показывает, как «много ценного для ми-ровой культуры и науки» даёт сотрудничество русских, татар, мордвы, марийцев. Для этого автор перечисляет заслуги русских востоковедов, искусствоведов, историков, отдавая дань национальному обмену «научным опытом между народами». Финальная часть текста - это предупреждение о двух путях развития многонационального государства. И если один (автор является её убеждённым сторонником) ведёт к процветанию страны, то второй (национализм) разрушает её.

Позиция автора не вызывает сомнений. Д.С.Лихачёв справедливо считает, что помощь другим народам - «это есть осознание силы, уверенность в себе» и «настоящая мощь», а национализм «губит свою собственную культуру, иссушает».

Чтобы обосновать свою точку зрения, мне хотелось бы обратиться к замечательной повести Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». В центре нашего внимания два героя -подростка: Бруно и Шмуэль. Мы убеждаемся в том, что дети очень похожи: оба чувствуют себя одинокими, увлекаются игрой в «экспедиции», хотят подружиться. Страшно, что мир, в котором в людях ценятся умение понимать друг друга, верность, грубо разрушает идеология нацизма. И если Шмуэль живёт за колючей проволокой, потому что принадлежит еврейскому народу, то Бруно, как представитель «чистой» арийской нации, не должен даже видеться с заключённым лагеря. Читая повесть, понимаешь, к каким страшным последствиям приводит политика ксенофобии: ни в чём не повинные подростки становятся заложниками взрослой «игры» в превосходство одной нации над другими.

Пример гонения на народ описал белорусский прозаик В.Быков в повести «Сотников». Мы становимся свидетелями страшной трагедии маленького местечка, в котором были истреблены все люди еврейской национальности. Немало досталось и Басе, тринадцатилетней девочке, оказавшейся в подвале вместе с ожидавшими ликвидации партизанами. Смерть родственников, скитания, голод, издевательства полицаев - всё это выпало на её долю только потому, что девочка отличалась от других национальностью. История Баси помогает понять: идея превосходства одной нации приводит к нарушению общечеловеческих законов нравственности.

Текст Д.С.Лихачёва обращён к каждому из нас. Поставив себя на место героев, задумываешься о том, что ценность человека заключается не в принадлежности к какой-либо расе, народу, нации, а в качествах, которые позволяют нам оставаться людьми.

Текст Д. С.Лихачёва:

Много лет назад, ещё до образования Общества охраны памятников культуры и истории, я встретился молодыми людьми, которые как я, были обеспокоены тем небрежением, в котором находились, особенно тогда, памятники культуры.Вместе мы перечисляли, что мы теряем и теряем и что можем ещё потерять, вместе были обеспокоены делились своей тревогой о будущем. Я стал говорить, о том что, мы недостаточно заботимся о памятниках малых народов: Ижора ведь исчезает бесследно. И вдруг мои молодые люди насупились: "Нет, мы будем заботиться только о русских памятниках".- "Почему?" - "Мы русские". - "Но разве не долг России помогать тем народам, которые волею истории связали свою судью судьбой России?".

Мои мальчики быстро согласились со мной. "Вы помните, - говорил я.- Делать доброе гораздо отраднее, чем плохое. Принято делать подарки. В благотворительности, в добром отношении к людям есть сознание силы, уверенность в себе, настоящая мощь". Лица мальчиков просветлели. Точно груз спал с их плеч.

Я говорил, между прочим, и о том, как много ценного для мировой культуру дают народы Поволжья, живущие по великой русской реке Волге. А разве Волга не река других народов- татар, мордвы, марийцев, и прочих? Далеко ли от неё до народа коми или башкир? Сколько мы, русские, получили культурный ценностей от других народов именно потому, что сами давали им много! А культура-это как неразменный рубль: расплачиваешься этим рублём, а он всё у тебя в кармане и даже, глядишь, денег становится больше.

Какие крупные русские учёные изучали языки средней Азии, Сибири и Кавказа! Сколько у нас было выдающихся востоковедов и как выросла сама русская филология благодаря изучению культур народов Востока, какой авторитет завоевала во всём мире!

А искусствоведение, историческая наука, фольклористика, литературоведение, да и в многое другое! Русская наука не проиграла оттого, что русские учёные принимали участие организации национальных научных центров и национальных учебных заведений. Она обогатилась и продолжает обогащаться изучением идей, возвращающихся к нам в Россию из Еревана, Баку, Тбилиси, Ташкента, Минска,Петрозаводска,Вильнюса, Риги...

Вряд ли в этом беспорядочном перечислении научных центров я упомянул всех и вся. Дело не в полноте перечисление, а в полноте осознания той роли, которую играет национальный обмен научным опытом между народами.

Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других и самому обогащаться духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит собственную культуру, иссушает её.

(По Д.Лихачёву)

ТЕМА IV «БУДЕМ ГРАЖДАНАМИ»

УРОК 31 Какими должны быть отношения между народами в многонациональном демократическом государстве.

Тема. Какими должны быть отношения между народами в многонациональном демократическом государстве.

Цель: познакомить детей с ключевыми понятиями урока; поговорить о том, в чем заключается этика отношений между народами в демократическом обществе; как относиться к культурно-национальных особенностей людей, живущих в Украине; как проявлять уважение к национальным традициям, обычаям и обрядам других народов.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь; иллюстрации (Бабий Яр); аудиозаписи: «Симфония № 7» Д. Шостаковича, «Тема фашистского нашествия»; «Большой хоровод» (слова О. Жигалкіної, музыка А. Хайта); отрывки мелодий танцев разных народов.

Эпиграф: «У всех есть недостатки - у кого большие, у кого поменьше. Вот почему и дружба, и помощь, и общение были бы невозможны, если бы не существовало между нами взаимной терпимости» (Ф. Гвиччардини).

Высказывания: «Люди, как правило, меняются под действием того общественного строя, при котором живут» (А. Апшероні).

«У каждой нации есть свой неповторимый кристалл, который надо суметь высветить» (И. Шевелев).

Ключевые понятия: многонациональное государство; нация; толерантность; нетерпимость; национальность; народ; патриотизм; фашизм; нацизм; шовинизм.

Тип урока: интегрированный.

Структура урока

I. Вступительная часть.

1. Поздравления.

II. Основная часть.

1. В чем заключается этика отношений между народами в демократическом обществе.

3. Как проявлять уважение к национальным традициям, обычаям и обрядам других народов.

III. Заключительная часть.

IV. Домашнее задание.

Ход урока

I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Поздравления.

Учитель. Здравствуйте, дети! На предыдущем уроке мы разбирали тему «Что значит быть гражданином демократического государства».

2. Актуализация опорных знаний.

Что мы понимаем под словами «гражданский»; «гражданские чувства»; «гражданские качества»; «гражданская позиция»? (Ответы детей.) Гражданский - свойственный сознательному гражданину, направленный на пользу общества.

Гражданские чувства - чувства любви к Родине, чувство долга ее защищать; чувства уважения к символам государства, ее культуры, языка, истории, гражданское достоинство.

Гражданские качества - способность направлять свою работу и жизнь на пользу Родине; умение нести ответственность за будущее своей страны.

Гражданская позиция - стремление обсуждать и решать общие проблемы, ответственное отношение к гражданскому долгу.

В каких статьях Конституции Украины речь идет о правах и обязанностях гражданина? (Статьи 65, 66, 67, 68.)

Проверка задания в рабочей тетради по теме

«Что значит быть гражданином демократического государства».

1-2. Дай положительный или отрицательный ответ.

Свидетельствует ли благотворительность гражданскую позицию человека? (Вариант А. Так.)

Есть искренность примером гражданских чувств? (Вариант Б. Нет.)

3-4. Упиши подходящие по смыслу слова общественный или гражданский.

Свободное от учебы в университете время Петр Иванченко посвящал общественной деятельности.

Участвовать в выборах - это гражданский долг каждого.

5-6. Наведи 2-3 примеры активной гражданской позиции. (Проявлением активной гражданской позиции я считаю такое: участие в выборах, поддержка справедливых решений, протест против несправедливых решений; обустройство школьной территории.)

7-8. Склады небольшое сочинение-размышление по украинским пословицам, вынесенным в заголовок: «Хорошо речке с потоками».

9-10. Составьте список из трех проблем, которые считаешь необходимым обсудить на общем собрании школы.

(Индивидуальная ответ ученика.)

11-12. Прокомментируй притчу за вопросами.

Была последняя снежинка тяжелее других? (Нет.)

Почему же она сломала ветку? (Последняя снежинка была «каплей, переполнившей чашу». Все снежинки, которые падали на ветку, делали ее настолько тяжелой, что под последней снежинкой она сломалась.)

Какое из двух утверждений, на твой взгляд, лежит в основе притчи? (Большие дела состоят из множества обычных поступков людей; возможно, для изменения к лучшему не хватает только твоего участия.)

3. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Вы знаете, что на территории Украины живут представители разных народов и наций. Принадлежность человека к нации или народности называют национальностью. Нашу страну считают многонациональной, поскольку издавна в Украине живут украинцы, русские, белорусы, болгары, молдаване, румыны, венгры, немцы, поляки, татары, крымские татары,

греки, евреи, албанцы, цыгане. Они также являются гражданами Украины, имеют те же права и обязанности. Ни один из граждан государства не может иметь больше или меньше прав, чем другие, за свое национальное происхождение.

Об этом свидетельствуют и статьи 9, 10, 11, 12 Конституции Украины. Вспомните, когда в 5 классе на уроке по теме «Каковы моральные нормы украинского народа?» мы говорили о том, почему нужно знать обычаи разных народов, живущих в Украине, мы называли такие пословицы: «Каждый край имеет свой обычай»; «Что сторона, то и новина»; «Чей дом, того и дело»; «На чьей телеге едешь, того и песню пой» - и выделяли такую моральную норму, характерную для украинского народа, как толерантность.

Что мы понимаем под толерантностью?

Толерантность - доброжелательное, терпимое отношение к чьим-то мыслей, взглядов, чувств и т.д.

Противоположным понятию «толерантность» является понятие «нетерпимость». Что мы понимаем под этим понятием?

Нетерпимость - нежелание, неумение терпимо относиться к кому - или чему-либо.

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

Учитель. Тема урока сегодня звучит так: «Какими должны быть отношения между народами в многонациональном демократическом государстве».

И поговорим мы о том, что понимаем под понятиями «многонациональное государство»; «народ»; «национальность»; «нация»; «нацизм»; «патриотизм»; «фашизм»; «шовинизм»; выясним, в чем заключается этика отношений между народами в демократическом обществе; как относиться к культурно-национальных особенностей людей, живущих в Украине; как проявлять уважение к национальным традициям, обычаям и обрядам других народов.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. В чем заключается этика отношений между народами в демократическом обществе.

Учитель. Прежде всего для раскрытия темы нам необходимо познакомиться с понятиями «многонациональное государство»; «народ»; «национальность»; «нация». Эти понятия с пояснениями представлен в учебнике на странице 177. Прочитаем и разберем их.

Многонациональное государство - государство, состоящее из многих наций, созданная разными нациями.

Нация - историческая форма общности людей, объединенных единым языком, территорией, глубокими внутренними экономическими связями, определенными чертами характера, культуры.

Национальность - принадлежность человека к какой-либо нации. Народ - все население, все жители той или иной страны или часть жителей, связанных общим языком, традициями и культурой.

Работа с учебником.

Прочитайте текст в задании 3 на странице 177.

Как происходит регулирование прав всех народов, живущих в Украине, и отношений между ними? (Через закон (Конституцию) и моральные нормы, толерантность).

Учитель. История знает много примеров крепкой дружбы между народами. Ярким примером такой дружбы является Вторая мировая война, в которой бок о бок сражались против общего врага - фашизма - немало народов Европы. Вскоре мы будем отмечать День Победы. И когда вы будете смотреть фильмы про эту войну, обратите внимание на то, как люди разных народов, национальностей своими поступками доказывали, что счастье и мир на земле зависит от умения дружить, любить, вместе противостоять злу и жестокости.

2. Как относиться к культурно-национальных особенностей людей, которые живут в Украине.

Учитель. Говоря о событиях Великой Отечественной войны, мы коснулись сразу нескольких понятий: патриотизм; фашизм; нацизм; шовинизм.

Патриотизм - любовь к конкретной стране, верность ей. Фашизм - политическое течение, представители которой пропагандировали национальную исключительность своего народа, ненависть к другим национальностям, разжигали вражду между народами.

Нацизм - течение фашизма, которая насаждалась в гитлеровской Германии.

Шовинизм - политические идеи, проповедующие превосходство, приоритет одной нации над другими.

(Звучит «Тема фашистского нашествия» из 7-й симфонии Д. Шостаковича.)

Учитель. Фашизм был ужасным преступлением перед человечеством. Бабий Яр - урочище в северно-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец. Бабий Яр - место массовых расстрелов гражданского населения немецкими оккупационными войсками в 1941 году. Сегодня на территории Бабьего Яра находятся несколько памятников и мемориальных комплексов жертвам Холокоста.

Работа с учебником.

Прочитайте текст «Как относиться к культурно-национальных особенностей людей, которые живут в Украине» на страницах 177-180.

Найдите слова, которые могут служить выводом из этого текста. (Сосуществование народов и наций в одной стране - это всегда путь к их взаимообогащению, взаимооткрытие и создание общей культуры всего человечества.)

Выполните задание 5 на странице 179 и определите правила сосуществования разных народов в многонациональном демократическом государстве. (Придерживаться равных прав и признавать ценность культуры всех народов, живущих в Украине.

Стремиться интересоваться культурой своих соседей.

Сотрудничать, помогать друг другу в интересах развития страны. Обмениваться взглядами, опытом, идеями с представителями других народов.

Достигать договоренностей в принятии совместных решений.)

3 . Как проявлять уважение к национальным традициям, обычаям и обрядам других народов.

Учитель. Во время путешествий по Украине вы сталкиваетесь с представителями разных народов, их обрядами и традициями. Многие из них не очень понятны. Но в любом случае до всех обрядов и традиций других народов мы должны относиться с уважением.

Работа с учебником.

На странице 180 учебника представлен отрывок из книги «О этикет крымскотатарского народа» и отрывок из книги Олексы Воропая «Обычаи нашего народа». Прочитайте их дома.

Скажите, а с какими странами граничит Украина? (С Россией, Венгрией, Словакией, Польшей, Молдовой, Беларусью, Румынией.) Или мы должны с уважением относиться к обычаям и традициям всех народов, живущих на Земле?

III. С аключна часть.

Учитель. Какими должны быть отношения между народами в многонациональном демократическом государстве? (Добрыми, равноправными, толерантными, почтительными. Следует уважать и ценить культуру, обычаи и традиции других народов как в нашей стране, так и за ее пределами.)

Выполнить задания в рабочей тетради по теме «Какими должны быть отношения между народами в многонациональном демократическом государстве».


Человека? Являются ли синонимами слова «нация» и «национальность»? Почему возникают межнациональные конфликты? Как их предотвратить?

На Земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Среди них есть многочисленные и малонаселенные, последних называют этническими меньшинствами. Все они входят а состав почти 200 государств. Нетрудно сообразить, что наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными.

Факты . Общепризнано, что Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. В преобладающем большинстве народы страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории страны сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

Вы, вероятно, не раз слышали слово «национальность». Оно означает осознание человеком своей принадлежности к той или иной этнической (от греч. ethnos - народ) общности. Собственно, важнейшим признаком такой общности как раз и является сознание ее членами общей культурной идентичности (слово «идентичный» происходит от латинского слова, означающего «тождественный, одинаковый»). Иными словами, этническая группа - это общность, культурные традиции которой объединяют членов данной группы и отличают ее от других групп; они имеют общий язык, религию, общие черты материальной и духовной культуры, представления об общности происхождения и исторической судьбы, общие черты психологического склада. Ученые нашей страны под основными типами этнических общностей, как правило, понимают племя, народность, нацию. Многие ученые используют слово «нация» в другом смысле: нация - это все граждане определенной страны, независимо от их этнических различий.

Отношения между нациями . Из курса истории вы знаете, что в первобытном обществе людей объединяло племя. После появления государств (в период рабовладельческого и феодального обществ) складываются народности; на основе усиления межплеменных связей и смешения племен формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность.

Развитие экономических связей внутри народности и между народностями привело к их превращению в нации. Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономических связей, территории, культуры. Они говорят на одном языке. Им присущи общие черты национального характера.

История отношений между племенами, народностями, нациями сложна и драматична. Нередко между ними волзикали кровавые распри. И в современном мире продолжаются национальные конфликты. На Ближнем Востоке многие годы происходят вооруженные столкновения между арабами и израильтянами. Нередки национальные конфликты в других странах Азии и Африки. Национальные противоречия временами усиливаются в США, Бельгии, Канаде. Затяжной конфликт происходил между народами бывшей Югославии. Возникли острые конфликты и на территории бывшего СССР.

Мечтой лучших людей всех времен и народов было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся», как писал А. С. Пушкин.

Отношение к истории и традициям народа . Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Когда германские фашисты задумали уничтожить целые народы или значительную их часть - славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, цыган,- их преступные действия поломали судьбы миллионов семей, принесли несчастье бесчисленному множеству людей. Поэтому человек не может быть безразличным к успехам или бедам своего народа. Людям любой нации присуще чувство национальной гордости. Но понимают национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями рук русских мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвигами своих воинов на полях сражений. Национальная гордость лучших русских людей включала в себя уважение к национальным чувствам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Этой позиции противостоит другая; «Все свое - хорошо, все чужое (свойственное другой нации) - плохое. Люди, разделяющие такую позицию, готовы не задумываясь оправдывать все, что было в истории своего народа, и хорошее и плохое, и при этом чернить все, что было в истории другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, а значит, и к новым бедам не только для других народов, но и для своего собственного.

В историческом прошлом разных народов были славные страницы. Достижения материальной и духовной культуры народа вызывают восхищение не только у людей, принадлежащих к данной нации, но и у представителей других наций. Но если в истории есть мрачные страницы, то и воспринимать их надо соответственно - с болью или негодованием - не скрывать «неудобные» факты исторического прошлого, а оценивать их так, как они того заслуживают.

Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев. У многих народов есть традиция гостеприимства. Сложилась традиция помощи другим народам, попавшим в беду. Так, после страшного землетрясения в 1088 г. в Армении представители других народов нашей страны и зарубежных стран сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду, помогали разбирать завалы и восстанавливать города и села. Но бывают и другие традиции, например кровная месть. Молодое поколение не может слепо воспринимать любые национальный традиции и обычаи. Оно должно самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно преклонения, а что – осуждения.

Германские фашисты, напав в 1941 г. на Советский Союз, рассчитывали на национальную разобщенность в СССР , возникновение национальных столкновений. Они просчитались. Все народы страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на Фронте, помогали друг другу в тылу. Среди 11 тысяч героев Советского Союза тысячи русских и украинцев, сотни белорусов, татар, евреев, десятки казахов, грузин, армян, узбеков, мордвин, чувашей, азербайджанцев, башкир, осетин, марийцев, туркмен, таджиков, латышей, киргизов, воинов многих других национальностей.

Документ . Фрагмент из работы российского ученого В. Л. Тишкова:

«Пока мы не начнем наряду с понятием «народы России» утверждать понятие «российский народ», ничего путного не получится. Речь идет не о том, чтобы переделать татар или бурят в россиян, и тем более в русских. Задача ответственных экспертов, ученых и педагогов - терпеливо и настойчиво объяснять, что «российськость» как идентичность и российский народ -нация не результат внутренней унификации, а естественное наложение более широкой историко-культурной и социально-политической идентичности на множество внутренних этнокультурных различий которые существуют среди населения страны».

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями, достигнутые в любой многонациональной стране, - великое завоевание народов, которое нужно всячески беречь и укреплять.

Межнациональные отношения в современном обществе. Во второй половине 80-х гг. ХХ в. В некоторых республиках СССР произошло обострение межнациональных отношений. В ряде районов возникли нетерпимость, трения, конфликты на межнациональной основе. Среди них события в Алма-Ате, Сумгаити, Абхазии, Фергане, Нагорном Карабахе и т.д. Эти многочисленные конфликты выбивали людей из нормальной жизненной коле, а в ряде случаев обернулись многочисленными человеческими жертвами. Пострадали люди, в том числе старики, женщины, дети. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия могут привести к всеобщей беде.

Каковые причины этих конфликтов? Одна из главных причин – территориальные споры. Нередко в этих спорах ссылаются на историю. Из курса истории вы знаете, что в разные ее периоды происходило передвижение народов, завоевания, переселения, при которых территория, занимаемая тем или иным народом, неоднократно менялась. Если возникает территориальный спор, в качестве аргумента часто произвольно выбирают «выгодный» исторический период: «Когда-то мы на этой территории жили». Поскольку территориальные границы не всегда четко обозначались и неоднократно менялись, доказать что-либо трудно, а попытки силой решить эту проблему влекут за собой немыслимые бедствия.

Причиной конфликтов бывает и неравенство социально-экономических условий, в которых живут те или иные народы. Различие в уровне жизни, разное представительство в высокооплачиваемых профессиях, в органах власти – все это может стать источником недовольства, порождать конфликтную ситуацию.

Среди причин конфликтов особое место занимают противоречия, связанные с использованием языка того народа, который является меньшинством. Если в государстве вводятся ограничения на использование этого языка, запреты на обучение детей на родном языке, и вследствие этого возникают национальные движения в защиту своего языка и культуры, то отношения в обществе становятся напряженными.

Любое ущемление прав по национальному признаку, притеснения и произвол в отношении того или иного народа вызывают общественное недовольство, стремление восстановить справедливость. Порой конфликты возникают на бытовом уровне.

Некоторые люди верят в то, что будто бы есть «плохие» и «хорошие» национальности, их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций, культуры других народов, а нередко и результатом злонамеренной лжи, порождают оскорбительные высказывания в отношении людей иной национальности, а иногда поступки, следствием которых являются межнациональные столкновения. Подобные слова и действия являются, как правило, отражением низкой культуры, повышенной агрессивности отдельных лиц, бытовые конфликты возникают на рынках, среди соседей по дому, на транспорте. Они таят в себе угрозу усиления межнациональной розни.

От решении проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны. Важно хорошо понимать, что обострение отношений между людьми разных национальностей опасно для общества, для каждой семьи , для каждого человека. Необходимо осуществлять меры по нормализации межнациональных отношенний, решению накопившихся в этой области проблем.

Многое зависит от каждого человека. Никто не должен Мириться С проявлениями национальной розни в любой форме, с искусственным противопоставляем наций, с установкой па вытеснение одних наций другими. Эти проявления унизительны с точки зрения человеческого достоинства.

Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом.

Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей независимо от их национальности. Это высший принцип гуманизма.

Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы национально-территориальной и национально-культурной автономии , большое значение имеют гарантии прав человека: права на национальное самоопределение, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. Эти права нашли отражение в законодательстве Российской Федерации.

В нем прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, но языку, на котором он всегда говорит и думает и который поэтому является для него родным по традициям и обычаям, которые он соблюдает,по культуре, которая ему наиболее близка.

Мнения . Социологи в 2001-2002 гг. провели исследование, как учащиеся 7, 9, 11 классов относятся к людям иной национальности. Среди заданных вопросов был и такой: «Считаете ли вы для себя возможным вступление в брак с представителем другой национальности?». Мнения разделились. 10,3% ответили: «Нет, так как хочу, чтобы мои дети были той же национальности, что и я». 7,4% дали ответ: «Нет, это неизбежно вызовет конфликты в семьей. Между тем 61,4% опрошенных заняли противоположную позицию: «Для меня национальность, супруга/супруги не будет иметь значения». Причем обнаружилось, что среди старшеклассников число тех, кто не придает особого значения национальности будущего/будущей супруга/супруги, больше, чем среди учащихся 7 классов.

А каково твое отношение к этому вопросу?

Законы России провозглашают, что каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке. С этой целью для детей из числа национальных меньшинств создаются школы с преподаванием па родном языке.

Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Международное право содержит такую норму: в тех странах, где существуют этнические, языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к этим меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять обряды, а также пользоваться родным языком.

Ситуация. За последние годы в ряде стран Западной Европы и в России появились большие группы иммигрантов приезжих из других стран, имеющих иной язык, иную культуру, иные обычаи. Представители общественности стран, принявших иммигрантов, считают, что они должны уважать культуру и традиции страны, в которую они приехали, строго соблюдать ее законы.

К еще одна важная норма международного права: всякое выступление, натравленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, т. е. ущемлению прав, вражде или насилию, должно быть запрещено законом. Законы нашей страны предусматривают уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, уничтожение национального достоинства. Уголовное наказание влечет за собой и всякая пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.

Проверь себя

1. Что такое нация? Каково соотношение понятий «нация» и четное»?

2. Каковы различные понятия национальной гордости?

3. Какое значение имеют национальные традиции ?

4. Почему все народы заинтересованы в сотрудничестве?

5. В чем опасность межнациональных конфликтов?

6. Каким образом можно предотвратить национальные конфликты?

7. Какие нормы по вопросам развития наций и национальных отношений содержатся в законах России?

"" В классе и дома

1. Найди в учебнике истории характеристику процесса складывания народностей. Какие народности, существовавшие в Древнем мире, в Средние века , тебе известны? Назови нации и народности, живущие в разных странах в наше время.

2.Приведи примеры конфликтов между народами, угнетения одних народов другими в различные периоды истории.

3.В притче давних времен рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе все, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, подучит вдвое больше», И человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось» чтобы тот, из враждебного племени, потерял оба глаза.

Подумай, о чем говорит эта притча. Объясни, как ты оцениваешь ответ человека волшебнику.

4. Проиллюстрируй на материале из газет тему межнациональных противоречий в разных странах мира в настоящее время.

5. Французский писатель В. Гюго сказал: «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом». Согласен ли ты с писателем? Покажи на примерах, что величие народа не зависит от его численности.

6. В нашей стране немало семей, где отец одной национальности» а мать другой. Объясни, о чем свидетельствует этот факт. Предположи, как бы ты определил национальную принадлежность детей в этих семьях.