Интервью с алексеем степанюком. Короче: русская хандра

До этого окончил Ленинградскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова и в течение семи лет являлся главным режиссером Челябинского академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки.
Дебютом Алексея Степанюка на сцене Мариинского театра стала опера Римского-Корсакова "Садко". С 1993 года по сегодняшний день этот спектакль идет с неизменным успехом и был показан на лучших мировых оперных сценах, в том числе на Эдинбургском фестивале в 1995 году. Известный музыковед Джон Элисон писал в "Таймс": "Постановка Алексея Степанюка достоверна насколько это возможно. Но подлинность не превращает ее в экспонат музея, наоборот, каждая из семи сцен оперы наполнена настоящей театральной жизнью. Спектакль стал кульминацией фестиваля". После гастролей Мариинского театра в Париже в 1995 году Кристоф Кристи писал в "Опера-Интернасиональ": "Постановка оперы "Садко", безусловно, самая удачная из всех четырех представленных нам спектаклей. В ней есть тонкая стилизация и что-то такое, что подводит нас к эстетике "Русских сезонов". Спектакль "Садко" (дирижер Валерий Гергиев) в постановке Алексея Степанюка был снят на видеофильм компаниями Philips и NHK.

В 1994 году вместе с Валерием Гергиевым режиссер осуществил постановку оперы Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". Спектакль вызвал споры и в России, и за рубежом. Известный исследователь творчества Римского-Корсакова А. Кандинский писал: "из пяти постановок "Китежа", которые мне приходилось видеть, спектакль Мариинского театра 1994 года – самый цельный и в музыкальном, и в художественном отношениях, что само по себе – сложнейшая задача (...) В спектакле все находилось в идеальном равновесии: солисты, оркестр, хор, режиссерское решение с многозначительными символами. А гениальнейшая сцена письма Февронии Гришке была решена и музыкально, и постановочно так, что, быть может, впервые стало абсолютно понятно: все, время кончилось, дальше – вечность".
На гастролях в Нью-Йорке спектакль был показан четыре раза и имел большой успех, о чем свидетельствует Edward Rothstein в "Нью-Йорк Таймс".

На сцене Мариинского театра Алексей Степанюк осуществил постановки опер "Травиата" Верди и "Свадебка" Стравинского. В 1995 году в Лондоне в Королевском Альберт Холле режиссер с труппой Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева представил публике грандиозную постановку "Князя Игоря" Бородина. После премьеры Джон Алисон писал: "..."Князь Игорь", без сомнения, остается одним из самых значительных событий года".
С 1998 года с неизменным успехом идет "Аида" Верди в постановке Алексея Степанюка.
А летом 2004 года Алексей Степанюк сделал новую версию оперы "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". Это событие было связано с возвращением в Россию Тихвинской иконы Божьей Матери.
В Москве, в зале им. П.И. Чайковского, несколько лет подряд Алексей Степанюк осуществляет необычные решения оперных спектаклей. В 2004 году "Пиковая дама", в 2005 году "Тристан и Изольда", в планах – "Электра" Штрауса.
Музыкальное руководство этими проектами осуществляет .
Последней премьерой Алексея Степанюка на сцене Мариинского театра стала постановка оперы Бизе "Кармен". На сцене Концертного зала Мариинского театра в 2008 году осуществил постановку оперы Родиона Щедрина «Очарованный странник».

Алексей Степанюк имеет ряд постановок за рубежом, среди которых надо отметить постановку в 1998 оперы Чайковского "Евгений Онегин", художественным руководителем которой был Юрий Темирканов.
Алексей Степанюк много и плодотворно работает в театрах России и ближнего зарубежья (Латвия, Литва, Украина). В театрах Новосибирска (где на протяжении трех лет являлся главным режиссером), Челябинска, Екатеринбурга, Казани, Краснодара, других городов режиссером было поставлено более 60-ти спектаклей. "Кармен" в Новосибирске, "Пиковая дама" в Челябинске номинированы на фестиваль "Золотая маска", как лучшие спектакли года.
По рейтингу газеты "Музыкальное обозрение" и СТД в 2002 году Алексей Степанюк назван "Режиссером года".
Алексеем Степанюком поставлено более 70-ти оперных спектаклей.
В 2006 году ему присвоено почетное звание "Заслуженный деятель искусств России".


Имя заслуженного деятеля искусств России режиссера-постановщика Мариинки Алексея Степанюка знакомо без преувеличения каждому меломану и театралу города на Неве.

Он - один из самых именитых и востребованных людей своей профессии. Его постановки украшают подмостки лучших театров России, Европы, Америки и Дальнего востока.

Его почерк в одно и то же время трудно уловим и приметно узнаваем. Ему присуща какая-то моцартианская легкость, изящество и неожиданность решений в сочетании с очень строгим классическим вкусом, будь то академические «Травиата» и «Онегин» или экстравагантная «Мистерия апостола Павла» Каретникова.

«Левша» Щедрина в постановке Степанюка имеет оглушительный успех - второй сезон спектакли идут спереаншлагами. Ближе к концу этого сезона Алексей Олегович обещает порадовать нас своей совершенно особенной «Пиковой Дамой» на новой сцене Мариинки. Сегодня знаменитый режиссер в гостях у ВП.


Нью-Йорк: публика рукоплещет, газеты клевещут

- Алексей Олегович, Вы недавно вернулись из Нью-Йорка, где вместе с маэстро Гергиевым и Родионом Щедриным представляли «Очарованного странника». Расскажите о Ваших впечатлениях. Каким был прием в нынешней не самой простой политической ситуации?

Валерий Гергиев решил открыть эти гастроли необычно - оперой Родиона Щедрина «Очарованный странник», которая прошла уже во многих странах мира, и идет уже шесть лет. Но в Америке мы ее еще не показывали, и вот премьера состоялась 14 января. Гастроли проходили в старинном театре в Бруклине, который во всем мире известна как БАМ - Бруклинская академия музыки, сразу за Бруклинским мостом. Она возникла в середине Х I Х века, это настоящий старинный театр, очень красивый в старом традиционном обрамлении - с бархатными ложами, с красивой сценой, с люстрой, с прекрасной акустикой.

Он очень уютный посреди такого неуютного района как Бруклин, где вы можете встретить на улице полуголых иноземцев с обнаженными животами, попами и другими частями тела, или наоборот в каких-то звериных шкурах, которые идут и выкрикивают самые немыслимые звуки. И вот посреди этого «зоопарка» возвышается очень красивое здание Бруклинской академии музыки, в которую на наш спектакль пришли очень солидные люди, кто одет богато, кто скромно, очень много молодежи. Я так понял, что это студенты музыкальных заведений. Среди публики, как мне показалось, не было случайных людей, и прием был очень хороший.

Повлияла ли на наши гастроли сегодняшняя политическая конфронтация? По большому счету - нет, потому что огромный зал был переполнен. Когда стали приглушать свет, и на сцене из камышей потянулись монахи, зал затих, и эта звенящая тишина продолжалась на протяжении всего спектакля. Даже, когда после песни Груши и танца, когда обычно бывают аплодисменты, их не было, потому что люди не совсем понимали, куда они попали. Я чувствовал, что мы погрузили их в другой совершенно мир, к которому американцы не привыкли. Для них это было очень необычно - не мюзикл, не традиционная опера, а какая-то православная служба, литургия, которая облечена в рассказ Лескова, и которая происходит среди необычных декораций Александра Орлова и Ирины Чередниковой с необычными молитвами хора и главных действующих лиц, вкрапленными в оперную ткань. Даже когда закончилось все действо, тишина еще какое-то время висела в пространстве театра, а потом обрушилась лавина аплодисментов, крики «браво!». Люди стоя очень долго приветствовали актеров и нас, постановщиков.

Это было очень приятно. Очень жаль, что мы смогли показать спектакль только один раз, потому что это было настоящее открытие американскому зрителю другой неведомой России. Если они знали Россию по Мусоргскому, Римскому, Чайковскому, то Россию вот в таком контексте и в представлении нашего современного классика Родиона Щедрина и в таком модернистском исполнении американцы, конечно, не знали.



Каково же было мое удивление, когда на следующий день я прочитал весьма нелицеприятную рецензию в « NY Times » - и по поводу музыки, и по поводу постановки, по поводу певцов, что, дескать, это и не музыка, и не постановка, и плохо якобы поют. Но автор сам выдал себя, потому что статья начиналась с того, что мы всегда рады видеть коллектив Мариинского театра и лично маэстро Гергиева, который находится в очень дружеских отношениях с президентом Путиным, что маэстро поддержал «аннексию» Крымского полуострова, а потом уже был переход к музыке Щедрина. Потом вышли и благожелательные статьи, но тон задает « NY Times », как вы понимаете…

- Скажите, а публика, пришедшая в Бруклинский театр и журналисты нью-йоркских изданий, по каким произведениям были уже знакомы с Вашим творчеством и музыкой Щедрина?

С творчеством Щедрина по многим произведениям. Что же касается «Очарованного странника», когда он исполнялся в Нью-Йорке в концертном исполнении под управлением Лорина Маазеля, которому он и посвящен, критика тоже была не самая лучшая. Обо мне тоже много плохо писали, и я к этому уже привык. Но вот что главное: когда плохо пишут, спектакль обычно очень долго идет и пользуется большой популярностью. А вы помните, как от критики страдал Чайковский? В тогдашних газетах уничтожали лучшие его вещи - «Онегина», «Щелкунчик». Что тут говорить о нас? Задача критики зарабатывать деньги, быть в оппозиции. Когда мы входили в Бруклинский театр, нас встречали с украинскими флагами, когда выходили, нам кричали: русские, убирайтесь домой! До драки доходило… Так что мы не скучали, было интересно.

«У меня очень умный философический кот»…

- Алексей Олегович, немногие из Ваших поклонников знают о том, что Вы активный зоозащитник. Расскажите об этом.

Да, я очень сильно переживаю проблемы бездомных и не только бездомных животных, но и тех, которые находятся в тяжелом положении под гнетом человеческой руки. В наше время ты постоянно слышишь совершенно жуткие истории, которые происходят с собаками, кошками, о перевозе животных для продаж из жарких стран на север, где они, конечно, погибают, когда животных выбрасывают на улицу и т.д. Становится очень дико и страшно. Мне могут возразить на это: какие могут быть разговоры о животных, когда сейчас мир на грани экономического краха и тотальной войны. Когда мать может родить ребенка и закопать его или выбросить с балкона. Когда родственники режут друг друга за три метра жилой площади. На это я могу сказать только одно: все начинается с детства. Спросите у любого психолога, психиатра. Если детей насилуют в детских домах, то у этих детей, кроме злобы ко всему живому, ничего другого не может выработаться. И мы сейчас имеем поколения довольно жестоких и бездушных молодых людей. Они могут быть умными, успешно заниматься техникой, компьютерами, но у них в середине организма отсутствует этот комочек, который мы называем «душа».

Я не могу назвать себя «зоозащитником», но вот у нас во дворе живет целый притон котов, двенадцать или больше, и я считаю своим долгом заботиться о них. Сейчас вот была годовщина Снятия блокады, а из молодых мало кто знает, что в Ленинград тогда завезли несколько эшелонов котов из Казани, с Поволжья, и их выпустили, чтобы они очистили наш город от крыс и всякой нечисти. Зачем же сейчас закрывают подвалы, где коты греются и поедают этих самых крыс? Несколько лет назад вышел закон, и были выделены огромные деньги на то, чтобы кастрировали бездомных собак, что естественно, потому что им же не скажешь - не плодитесь, и выпускали их на улицы. Но эти деньги, как всегда у нас, были разграблены.

Я знаю, что очень многие актеры заботятся о бездомных кошках и собаках; и в нашем театре, я хочу назвать фамилию одного старейшего нашего концертмейстера, очень известного - Елена Матусовская, которая дает огромные деньги на животных. А бабушки, которые получают пенсии по восемь тысяч…


Сейчас, когда я уходил к вам на встречу, увидел по ТВ, что петербургское Заксобрание приняло какой-то закон о защите животных, слава Богу. Спасибо президенту Путину, который подал всем пример, сказав, что нужно срочно спасать популяцию амурских тигров. А вот у нас два года назад в садике у Никольского собора был разбросан яд, 12 собак погибло - а ведь они все были домашние, в том числе пес худрука Театра эстрады Юры Гальцева. Одного ребенка еле спасли. Для меня это очень болезненная открытая рана. Надо понимать, что те, кто убивает животных, не остановятся и перед убийством человека.

- А у Вас есть домашний питомец?

Кот. Ну что о нем говорить? Этот кот живет в прекрасных условиях, он с большой родословной, у его предков по две золотых медали. Я даже не могу запомнить его полное имя - Оливер Паркер такой-то… Дома он Плюша. Он сидит себе, ни на что не обращает внимания, ест, спит, играет, смотрит на тебя умными философическими такими глазами. Ну и во дворе у нас на трубах теплотрассы живут больше дюжины кошек и котов, они и за крысами следят, и мы все их кормим. И я вам раскрою тайну: жилконтора разрешила у нас там жить двум очень приличным бомжам, мужу и жене, очень интеллигентным молодым людям, с условием убирать дворы и следить за котами.


Катарсис бывает разный

- На 27 мая 2015 в афише Мариинского театра указана премьера Вашей постановки «Пиковой дамы». Скажите, Вы сами хотели поставить этот шедевр Чайковского или Вас попросили?

Это инициатива Валерия Абисаловича. Новая «Пиковая дама» в новом театре с новыми возможностями будет идти параллельно со старой. Для меня «Пиковая дама» - это мое сердце, моя душа, это мистика моего города, это необъяснимая судьба Петра Ильича Чайковского. Я считаю, что в Германе Чайковский выразил свое сердце, отобразил свой взгляд на мир, очень противоречивый, на людей. В Германе - и человеческие слабости великого композитора, и мощная сила его души. Тут дело даже не в Пушкине с его карточной игрой, где красное и черное означают разные повороты судьбы. Герман, Лиза и графиня связаны одной цепью, они мучают друг друга, но и не могут друг без друга обойтись. Встретившись вроде бы случайно, они чувствуют, что это не простая встреча, роковая, что она повлечет за собой какую-то мистическую историю, которая добром не закончится.

- Скажите, Чайковский в «Пиковой даме» сознательно обошелся без катарсиса?

Катарсис там есть, он просто очень завуалирован и находится как бы в подсознании - когда в финале звучит вот эта секвенция, с которой опера и начинается. Катарсис в обретении мысли, что человек пришел непонятно откуда на Землю, для того, чтобы прожить и страшные минуты, и минуты наслаждения, подойти к минуте смерти и уйти, непонятно куда. И если воспринимать момент смерти как катарсис, как освобождение… Вот у Шостаковича, я считаю, не бывает катарсиса. Вообще же катарсис бывает очень разный - бытовой, прямолинейный, когда в финале поют «Солнцу красному слава!», как happy end в голливудских фильмах, а есть катарсис более тонкий, который говорит человеку о том, что надо жить, и смерть не так страшна, если быть готовым к ней.

Фото из личного архива Алексея Степанюка и Натальи Разиной

Одна из последних премьер Мариинского театра - опера «Зинаида» в постановке знаменитого режиссёра Алексея Степанюка.

За свою творческую жизнь мастер поставил более семидесяти опер на лучших сценах мира. А «Зинаида» - спектакль камерный, в нём участвуют не звёзды, а солисты Академии молодых певцов.

Если в ложе - император

Алексей Степанюк: - Последние несколько лет мне доставляет особое удовольствие работать с молодыми - они прекрасно поют, двигаются, играют, - говорит Алексей Олегович. - Всё это заслуга руководителя академии Ларисы Абисаловны Гергиевой. Недавно в театре отметили 50-летие её творческой деятельности, это талантливый человек, подвижник - ребята каждую неделю учат новые оперы. Именно Лариса Абисаловна предложила ростовскому композитору Клиничеву написать оперу о Зинаиде Гиппиус, по её инициативе с молодыми солистами я поставил оперу Вайнберга «Идиот».

Фото: Мариинский театр / Наталья Разина

Елена Петрова, АиФ-Петербург: - В последнее время режиссёр в спектакле едва ли не теснит композитора! От каждой новой постановки можно ждать скандала. Это повышает интерес к опере?

До революции режиссёр не руководил постановкой, а всего лишь показывал артистам порядок передвижения по сцене. Но от этого публика меньше в театр не ходила, а может даже больше, благодаря музыке, певцам, красивым декорациям и костюмам. Императоры не скупились и тратили на постановки огромные деньги. Царь с семьёй всегда бывал на премьерах, это становилось сигналом для общества, что нужно идти. Не самые плохие времена для театра.

Ну а после 1917 года на сцене начался тот вульгарный социалистический реализм, который как ни странно, существует и сейчас. Хочу напомнить, что после революции в Мариинском театре опера Пуччини «Тоска» называлась «В борьбе за коммуну», артисты выходили в рабочей одежде… В Малом оперном театре Мейерхольд поставил «Пиковую даму» -- безжалостно выкинув целые музыкальные куски, переделав либретто, переставив местами картины. Он показал полное непонимание музыки, но имя Мейерхольда -- бренд, поэтому с него всё и началось. Современные новаторы идут по пути Мейерхольда, вот только не обладая таким масштабом личности, и получается деградация, профанация жанра, музыки.

Кто такие Кай и Герда?

Я и не задумывалась о том, что «осовременивание» оперы началось так давно! И, всё-таки, насколько, на ваш взгляд, это вредно для жанра, да и для публики?

Вот представьте, что молодой человек впервые попадает в театр, к примеру, на «осовремененного» «Князя Игоря», и видит совершенно перевёрнутый сюжет: половцы - хорошие, а русские - плохие, потому что погрязли в междоусобицах, так им и надо. Все политизировано, причём со знаком минус.

Ну а если режиссёр обладает талантом и умом, тем вреднее спектакли, потому что сделаны качественно. По сути - это таланты чёрные, мрачные.

Фото: Мариинский театр / Валентин Барановский

Искусство должно нести охранную функцию. Сейчас как никогда важно формировать понятие любви. Ко всему живому. Если хотите - даже чувство родины. Русские оперы говорят об этом, ведь среди них много исторических - «Борис Годунов», «Хованщина», «Псковитянка», «Князь Игорь»… И если в спектакле меняется трактовка прошлого - люди получают о нём превратное представление.

Тем более, что с образованием и в среде публики стало очень туго. Я вот поставил в Мариинском театре оперу Баневича «История Кая и Герды», так администратор умоляет изменить название, потому что оно даже родителям ничего не говорит, они не знают, что речь идёт о «Снежной королеве»! На мольбы администратора отвечаю, что название, безусловно, принципиально для композитора, и слышу вздох: «Ну, не будут хорошо продаваться билеты».

- А насколько для вас важны отзывы критиков?

Мой недостаток - я абсолютно лишён тщеславия. Приятно, когда хвалят, но главное чтобы был полный зал зрителей и никто не уходил. А если ругают… Раньше очень переживал. Да и в театре дошли до того, что ставили один спектакль для критики - к примеру «Евгений Онегин» французской команды, а другой «Евгений Онегин» Юрия Темирканова - для зрителей.

- Но в театре и сейчас идут два «Онегина», только вместо французского - ваш!

Я ведь не против модернизации, но для меня всегда остаётся важным создавать в спектакле глубокие психологические коллизии. Тем более, что о Чайковском я знаю всё! Как и о Петербурге, который играет в операх Чайковского - особенно в «Пиковой даме», которую я не так давно поставил в Мариинском - мистическую роль.

Город, особенно в первую половину моей жизни, очень много для меня значил. Я рано встретился с красотой. Ещё ребёнком часто бывал в Эрмитаже, правда, мы с друзьями играли в залах в «Трёх мушкетёров». А как-то я спрятался и остался в Эрмитаже на ночь. Меня, конечно, наши милиционеры с собаками. Было страшно. Но одновременно возникло странное мистическое ощущение, что я этому дворцу не чужд.

Фото: Мариинский театр / Наталья Разина

Сейчас всё чаще воспринимаю город серым, неуютным, мне в Петербурге тяжело. Но и без него долго обходиться не могу. Так же как и без театра. Какие бы ни были времена - этот корабль плывёт.

Режиссер, Заслуженный деятель искусств России.

Алексей Степанюк получил образование в Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова и в течение семи лет являлся главным режиссером Челябинского академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки.

С 1993 года работает в Мариинском театре как режиссер-постановщик. Дебютом Алексея Степанюка на сцене Мариинского театра стала опера Римского-Корсакова «Садко». Этот спектакль с 1993 года по сегодняшний день идет с неизменным успехом и был показан на лучших мировых оперных сценах, в том числе на Эдинбургском фестивале в 1995 году. Известный музыковед Джон Элисон писал в «Таймс»: «Постановка Алексея Степанюка достоверна насколько это возможно. Но подлинность не превращает ее в экспонат музея, наоборот, каждая из семи сцен оперы наполнена настоящей театральной жизнью. Спектакль стал кульминацией фестиваля». После гастролей Мариинского театра в Париже в 1995 году Кристоф Кристи писал в «Опера-Интернасиональ»: «Постановка оперы "Садко", безусловно, самая удачная из всех четырех представленных нам спектаклей. В ней есть тонкая стилизация и что-то такое, что подводит нас к эстетике "Русских сезонов"». Спектакль «Садко» в постановке Алексея Степанюка (дирижер Валерий Гергиев) был записан на DVD компаниями Philips и NHK.

В 1994 году Алексей Степанюк и Валерий Гергиев осуществили постановку оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Спектакль вызвал споры и в России, и за рубежом. Известный исследователь творчества Римского-Корсакова Алексей Кандинский писал: «Из пяти постановок "Китежа", которые мне приходилось видеть, спектакль Мариинского театра 1994 года – самый цельный и в музыкальном, и в художественном отношении, что само по себе – сложнейшая задача (...) В спектакле все находилось в идеальном равновесии: солисты, оркестр, хор, режиссерское решение с многозначительными символами. А гениальнейшая сцена письма Февронии Гришке была решена и музыкально, и постановочно так, что, быть может, впервые стало абсолютно понятно: все, время кончилось, дальше – вечность». На гастролях в Нью-Йорке спектакль был показан четыре раза и имел большой успех, о чем свидетельствует Эдвард Ротштейн в «Нью-Йорк Таймс».

На сцене Мариинского театра Алексей Степанюк осуществил постановки опер «Травиата» Верди и «Свадебка» Стравинского. В 1995 году в лондонском Королевском Альберт-холле режиссер с труппой Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева представил публике грандиозную постановку «Князя Игоря» Бородина. После премьеры Джон Алисон писал: «..."Князь Игорь", без сомнения, остается одним из самых значительных событий года».

В 1998 году Алексеем Степанюком на сцене Мариинского театра была поставлена «Аида » Верди в возобновленных декорациях Петра Шильдкнехта. А летом 2004 года Алексей Степанюк создал новую версию оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Это событие было связано с возвращением в Россию Тихвинской иконы Божьей Матери. Последней премьерой Алексея Степанюка на сцене Мариинского театра стала постановка оперы Бизе «Кармен». На сцене Концертного зала Мариинского театра Алексей Степанюк осуществил постановки опер «Очарованный странник » (2008), «Севильский цирюльник» (2009), «Мистерия апостола Павла» (2010) и «Идиот » (2016). В Мариинском-2 поставил оперы «Левша » (2013), «Евгений Онегин » (2014), «Пиковая дама » (2015) и «Рождественская сказка » (2015).

Кроме того Алексей Степанюк имеет ряд постановок за рубежом, среди которых «Евгений Онегин», поставленный в 1998 году (Сан-Франциско, художественный руководитель и дирижер – Юрий Темирканов).

Алексей Степанюк много и плодотворно работает в театрах России и ближнего зарубежья: в Латвии, Литве, на Украине, в Новосибирске (где на протяжении трех лет являлся главным режиссером), Челябинске, Екатеринбурге, Казани, Саратове. В 2004 году он поставил в Москве, в Зале им. П.И. Чайковского, спектакль «Пиковая дама», а в 2005 году – спектакль «Тристан и Изольда». Его постановки опер «Кармен» (Новосибирск) и «Пиковая дама» (Челябинск) были номинированы на премию «Золотая маска» как лучшие спектакли года, а спектакль «Очарованный странник» получил премию в номинациях «Лучшая женская роль в опере» и «Работа композитора в музыкальном театре». В 2002 году по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» и Союза театральных деятелей России Алексей Степанюк был назван «Режиссером года». Всего Алексей Степанюк поставил более 70 оперных спектаклей.

В 2006 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств России». Профессор кафедры оперной режиссуры Санкт-Петербургской консерватории.

Алексей Степанюк родился 13 мая 1954 года в городе Санкт-Петербург. Сдав экстерном все экзамены в заочной школе моряков в родном городе, получил аттестат и решил податься в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова на факультет оперной режиссуры. Затем в течение семи лет являлся главным режиссером Челябинского академического театра оперы и балета имени М.И. Глинки.

С 1993 года работает в Государственном академическом Мариинском театре родного города как режиссер-постановщик. Дебютом Степанюка на сцене театра стала опера Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Спектакль с 1993 года идет с неизменным успехом, его показали на лучших мировых оперных сценах, в том числе на Эдинбургском фестивале в 1995 году. Спектакль «Садко» в этой постановке записали на DVD компании Philips и NHK.

Постановку оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Алексей Степанюк и Валерий Гергиев осуществили в 1994 году. В спектакле все находилось в идеальном равновесии: солисты, оркестр, хор, режиссерское решение с многозначительными символами. Гениальнейшая сцена письма Февронии Гришке была решена и музыкально, и постановочно так, что, быть может, впервые стало абсолютно понятно: все, время кончилось, дальше - вечность». На гастролях в городе Нью-Йорк спектакль показали четыре раза, имел большой успех.

На сцене Мариинского театра Алексей Олегович осуществил постановки опер «Травиата» Верди и «Свадебка» Стравинского. В 1995 году в лондонском Королевском Альберт-холле режиссер с труппой театра под руководством Валерия Гергиева представил публике грандиозную постановку «Князя Игоря» А. Бородина. Через три года поставил «Аиду» Верди в возобновленных декорациях Петра Шильдкнехта.

Режиссер имеет ряд постановок за рубежом. Среди них «Евгений Онегин», поставленный в 1998 году в городе Сан-Франциско, США. Художественным руководителем и дирижером стал Юрий Темирканов.

Летом 2004 года режиссер создал новую версию оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Это событие связано с возвращением в Россию Тихвинской иконы Божьей Матери. Также осуществил постановку оперы Жоржа Бизе «Кармен». На сцене Концертного зала Мариинского театра поставил оперу «Очарованный странник», «Севильский цирюльник» и «Мистерия апостола Павла». На второй сцене театра показал оперы «Левша», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Рождественская сказка».

Алексей Степанюк много и плодотворно работает в театрах России и ближнего зарубежья: в Латвии, Литве, Украине; в городах Новосибирск, Челябинск, Екатеринбург, Казань, Саратов. В Зале имени П.И. Чайковского поставил спектакли «Пиковая дама» и «Тристан и Изольда». Его постановки опер «Кармен» и «Пиковая дама» номинированы на премию «Золотая маска» как лучшие спектакли года, спектакль «Очарованный странник» получил премию в номинациях «Лучшая женская роль в опере» и «Работа композитора в музыкальном театре».

Профессор кафедры оперной режиссуры Санкт-Петербургской консерватории. Всего осуществил постановку более 70 оперных спектаклей.

За заслуги в театральной деятельности и многолетний добросовестный труд удостоен звания «Заслуженный деятель искусств России». По рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» и Союза театральных деятелей России Алексей Степанюк назван «Режиссером 2002 года».