Музыкальные инструменты и игрушки: Шарманка. Волшебные звуки шарманки Какие звуки можно услышать из шарманки

Мелодия

Мелодия

В каждой мелодии есть кульминация – высшая точка развития.

Завершается мелодия кадансом – устойчивым оборотом.

_____

ГАРМОНИЯ

ГАРМОНИЯ

Франца Шуберта «Серенада»

Д/З

ФАКТУРА

Фактура (музыкальный склад

ВИДЫ ФАКТУР

1. Аккордовая (хоральная) .

Роберт Шуман Хорал

2. Гомофонно-гармонический

П. Чайковский Шарманщик поет

__

3. Полифонический

И.С. Бах Маленькая прелюдия ре минор

___

Определите виды фактур в музыкальных примерах:

П. Чайковский «Итальянская песенка»

________________________________________________________

П. Чайковский «Утренняя молитва»

Л.Моцарт Менуэт __________________________________________

Д/З запомни названия трех видов музыкальной фактуры. Послушай и запиши вид фактуры в следующих пьесах:

1. Ф.Мендельсон. Песня без слов «Весенняя»

__________________________________________________



2. И.С.Бах. Инвенция Фа-мажор

__________________________________________________

3. Р.Шуман. Северная песня

__________________________________________________

(слушаем музыку в группе Домик Дилидона в vk)

МЕТР. РИТМ

МЕТР (греч.- мера, размер) – ровные шаги в музыке. Пульс сердца. Маятник часов.

А. Островский «Есть часы во всех домах»

С. Прокофьев Балет «Золушка» Бой часов

Метроном – это устройство, которое отстукивает ____________ в определенном ____________________.

РИТМ (греч. – теку) – чередование коротких и долгих длительностей.

Без ритма не может существовать музыкальное произведение, как человек не может жить без сердца. Ритм организует движение, от него зависит характер произведения.

У многих народов ритм играет первостепенное значение (африканская музыка, музыка народов Кавказа и Закавказья)

Лезгинка (зурна, барабан)

____________________________________________________________

Выразительная роль ритма ярко проявилась в оркестровой пьесе французского композитора Мориса Равеля «Болеро»

Ритмическая формула испанского танца выдержана на протяжении всего произведения:

Д/З Записать длительностями музыкальные шаги: слона, лисицы и синички (длительности выберите сами):

Слон______________________________________________________________Лисичка___________________________________________________________Синичка___________________________________________________________

ТЕМП

Темп (лат. –время) – скорость движения музыки, частота пульсации метрических долей.

Медленные темпы Очень медленные темпы

Andante -спокойно Largo - широко

Sostenuto - сдержанно Lento - медленно

Умеренные темпы Adagio - медленно

Moderato - умеренноБыстрые темпы

Andantino – скорее, чем анданте Allegro- скоро

Vivo – очень скоро

Presto- очень скоро

А.Петров Балет «Сотворение мира»

«Сотворение Адама» ______________________________________

«Веселая погоня» _________________________________________

ТЕМБР

ТЕМБР (фр. – колокольчик, метка) – окраска звучания голоса или инструмента.



1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.____________________________________________________________

4.____________________________________________________________

5.____________________________________________________________

6.____________________________________________________________

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

Симфонический оркестр – коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.

В симфоническом оркестре 4 группы инструментов.

В оркестр могут быть включены фортепиано и арфа.

Руководит оркестром дирижер. На пульте перед дирижером лежит партитура. Партитура – это полная запись всех партий инструментов.

Рабочий инструмент дирижера– дирижерская палочка.

Викторина: определить тембры музыкальных инструментов

1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.____________________________________________________________

4.____________________________________________________________

5.____________________________________________________________

6.____________________________________________________________

П. ЧАЙКОВСКИЙ

«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»

№8 «Вальс»

Образ _________________________________________________________

Размер ___________________Фактура ________________________________

Лад ______________________

№9 «Новая кукла»

Образ_________________________________________________________

Темп____________________ Размер ___________

№10 «Мазурка»

Мои впечатления ________________________________________________

_______________________________________________________________

№11 «Русская песня» - обработка народной песни «Голова ль ты, моя головушка»

Образ: звучание удалого мужского хора.

Лад то мажор, то минор – ладовая переменность

№12 «Мужик на гармонике играет»

Это маленькая музыкальная сценка.

Что вы представили? ___________________________________________

______________________________________________________________

Чайковский подражает звучанию ливенской гармоники (г. Ливны, Орловской губернии). Д7 звучит 30 раз!

№13 «Камаринская»

В основе пьесы знаменитый плясовой наигрыш. Образец варьирования.

№14 «Полька»

Характер_____________________________________________________

Размер _______________Форма___________Регистр _________________

№15 «Итальянская песенка»

Мелодию этой песенки Чайковский услышал в Италии в исполнении мальчика 10-11 лет и записал.

П. ЧАЙКОВСКИЙ

«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»

№16 «Старинная французская песенка»

Композитор использовал в этой песенке напев 16 века «Куда вы ушли». Воссоздается колорит средневековой Франции.

Знакома ли вам эта пьеса? Штрих ____________________________

№17 «Немецкая песенка»

Жанр крестьянского танца лендлера.

Плавное движение мелодии сочетается со скачками, которые называются йодлями. Они распространены среди жителей Альп.

Размер _________________________

№18 «Неаполитанская песенка»

Образ веселого итальянского карнавала. Чайковский использовал эту мелодию в балете «Лебединое озеро»

№19 «Нянина сказка»

Штрихи__________________________________________________________

№20 «Баба-Яга»

Характер ______________________________________________________

№21 «Сладкая грёза»

Характер______________________________________________________

Мелодия _____________________________________________________

Ваши мечты ____________________________________________________

_

№22 «Песня жаворонка»

Регистр ___________________________________________________________

№23 «Шарманщик поет» Подлинная мелодия.

№24 «В церкви»

Фактура _________________________________________________________

Это переложение для фортепиано православной молитвы «Царю небесный»

РОБЕРТ ШУМАН (1810-1856)

«АЛЬБОМ ДЛЯ ЮНОШЕСТВА» (1848 год)

Р.Шуман - немецкий композитор –романтик, музыкальный писатель, пианист.

Для детей Р.Шуман написал «Детские сцены» (13 пьес), «Лесные сцены» (9 пьес), «Альбом для юношества» (43 пьесы)

Рассмотрим некоторые из пьес цикла:

№2 «Солдатский марш»

Что общего с «Маршем деревянных солдатиков» П. Чайковского? ______________________________________________________________

№16 «Первая утрата»

Характер______________________________________________________

Музыкальный образ ____________________________________________

№18 «Смелый наездник»

Характер ______________________________________________________

Регистр 1ч. _______________2ч. ______________

№25 «Отзвуки театра»

Ваши впечатления _______________________________________________

_______________________________________________________________

№10 «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»

Характер _______________________________________________________

Лад _________________________Регистр______________________________
Мелодия вокальная или инструментальная (подчеркнуть)

Викторина по «Альбому для юношества» Р.Шумана

1. _____________________________________________________

2. ______________________________________________________

3. ______________________________________________________

4. ______________________________________________________

5. ______________________________________________________

КЛОД ДЕБЮССИ (1862-1918)

«ДЕТСКИЙ УГОЛОК» (1809год)

Клод Дебюсси – французский композитор–импрессионист, пианист, дирижер, критик.

Фортепианный цикл «Детский уголок» состоит из шести фортепианных пьес. Данный альбом был посвящен дочери композитора Эмме.

Характер ____________________________________________________

Лад _____________________ Жанр ______________________________

Темп _____________________________

Кто такой Доктор Gradus ad Parnasum»? ____________________________

______________________________________________________________

№2 «Колыбельная Джимбо»

Характер ____________________________________________________

Лад _____________________

Регистр ____________________Темп _____________________________

Динамика_____________________________________________________

Кто такой Джимбо»? ___________________________________________

Развитие музыкального действия ___________________________________

_______________________________________________________________

№3 «Серенада кукле»

Красива ли кукла? ___________Кто поёт ей серенаду? ___________________

Характер ______________________________________________________

Фактура _______________________________________________________

№4 «Снег танцует»

Самая большая и сложная пьеса цикла. Её отличают живописность звучания.

Характер _______________________________________________________

Регистр ________________________________ Лад______________________

№5 «Маленький пастух»

Что ты чувствуешь, когда слышишь наигрыш маленького пастушка?

_____________________________________________________________

Лад ____________________ Фактура_____________________________

№6 «Кукольный кэйкуок» - блестящий финал. Кейкуок – американский танец (шествие с пирогами)

В пьесе пародируется модный тогда танец регтайм.

Характер _________________________________________________

ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ (1915-1998)

ПЛАН РАЗБОРА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

2. Название_____________________________________________________

3. Жанр________________________________________________________

4. Характер_____________________________________________________

5. Лад, тональность______________________________________________

6. Форма_____________________________________________________

7. Мелодия (речитатив, кантилена)_________________________________

8. Размер ______________________________________________________

9. Ритмические особенности_____________________________________

10. Фактура (гомофонно-гармоническая, аккордовая, полифоническая, унисон)______________________________________________________

11. Темп_____________________________________________________

12. Штрихи______________________________________________________

13. Динамика____________________________________________________

14. Тембр________________________________________________________

15. Музыкальный образ_________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рисунок по музыкальному произведению

МОЙ РИСУНОК ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ

__________________________________________________________________

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

ПРЕЛЮДИЯ. ТОККАТА

Музыкальный жанр – это род и вид музыкального произведения.

ПРЕЛЮДИЯ (лат. играю вступление) – инструментальная пьеса импровизационного характера или вступление к другой пьесе.

Ф. Шопен Прелюдия ЛяЬ мажор

Характер________________________________________________________

Самостоятельная пьеса или вступление (подчеркнуть)

Этюды Карла Черни

КАРЛ ЧЕРНИ (1791-1857) – австрийский композитор, пианист и педагог. Родился в семье пианиста-педагога. Брал уроки музыки у Бетховена. Обладал феноменальной памятью. Знал наизусть все сочинения Бетховена. Унаследовал от своего учителя виртуозную технику, громадную работоспособность, беззаветную преданность музыке.

Их играют и начинающие, и опытные пианисты. Знаменитый ученик Черни Ф. Лист говорил: «Играйте прилежно Черни»

К.Черни Этюды

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каприсы Н. Паганини

НИККОЛО ПАГАНИНИ (1782-1840) – итальянский скрипач и композитор.

Его виртуозная игра, демонический облик и ореол тайны приводили современников в восторг. Паганини открыл новые технические возможности скрипки: быструю игру щипком и смычком, разнообразное стаккато, игру на одной струне.

Каприс или каприччио (итал. - каприз, прихоть) – пьеса изменчивого характера. Каприсы Паганини – это инструментальные виртуозные пьесы свободной формы для скрипки .

Композитор написал 24 каприса для скрипки соло (1820 год). Современники объявили их неисполнимыми.

Н. Паганини Каприс №24 ля минор

Характер_______________________________________________________

Технические приемы _____________________________________________

_______________________________________________________________

Есть партия аккомпанемента ______________________________________

Д/З Принести ноты этюда. Определить вид техники в данном этюде.

ЭТЮДЫ ШОПЕНА И ЛИСТА

В творчестве Шопена и Листа жанр этюда преобразился: он стал этюдом –настроением. Из учебного этюда он превратился в подлинно художественное произведение.

ЭТЮДЫ ШОПЕНА

ФРИДЕРИК ШОПЕН (1810-1849) – польский композитор, пианист.

27 этюдов Шопена – это новый этап в развитии фортепианной виртуозности. В каждом своя техническая задача.

ЭТЮД №1 До мажор

Характер__________________________________________________________

Вид техники _____________________________________________________

Музыкальный образ ______________________________________________

ЭТЮД № 13 ЛяЬ мажор

Характер _________________________________________________________

Вид техники ____________________________________________________

Музыкальный образ _____________________________________________

Какому этюду соответствуют данные стихи по настроению:

Ф Тютчев «Конь морской» _______________________________________

В. Гюго «Маргаритки» __________________________________________

ЭТЮДЫ ЛИСТА

Венгерский композитор и пианист –виртуоз Ференц Лист (1811-1886) не уставал напоминать своим ученикам: «Путь к сложному лежит через простое». К вершинам виртуозности сам Лист шел через этюды: этюды-упражнения, этюды по каприсам Паганини, «Этюды высшего исполнительского мастерства»

Этюд № 12 «Метель»

Музыкальный образ _______________________________________________

______________________________________________________________

________________________________________________________________

Д\з: Выучить определения жанров Прелюдия, Токката, Этюд.

СКЕРЦО. ЮМОРЕСКА

У человека бывает разное настроение: иногда ему грустно, иногда хочется пошутить, посмеяться, Шутка может быть добродушной, задиристой, насмешливой и даже злой.

И.С. Бах «Шутка» из оркестровой сюиты си минор

Юмореска (от слова юмор) – пьеса веселого, шутливого характера .

П. Чайковский «Юмореска»

Характер добрый и безобидный или задиристый и дразнящий?

Форма _________________________________________________________

Средний раздел _________________________________________________

СКЕРЦО (итал. –шутка) – произведение шутливого характера . Скерцо бывают юмористические, лирические, драматические, фантастические и зловещие.

П. Чайковский «Скерцо»

Какое это скерцо? ________________________________________________

Форма __________________ Средняя часть__________________________

СЕРЕНАДА. НОКТЮРН

СЕРЕНАДА (итал. – ясный, открытый, латин. – поздний вечер)

- пение или игра на музыкальном инструменте внчером или ночью под окном возлюбленной. Серенады распевались под аккомпанемент щипковых инструментов – лютни, мандолины, гитары. Серенады бывают вокальные и инструментальные.

Й. Гайдн Серенада

Вокальная или инструментальная?

Характер ______________________________________________________

Ф. Шуберт Серенада

Образ: грусть и волнение, радость и нежность.

Характер______________________________________________________

Вокальный или инструментальный вариант понравился больше?

_________________________________________________________________

Ф. Шопен Ноктюрн ми минор

Характер______________________________________________________

Образ__________________________________________________________

Э.Григ (1843-1907) – основоположник норвежской музыки, композитор, пианист, дирижер.

Э.Григ «Ноктюрн»

Характер __________________________________________________________

Образ__________________________________________________________

ЭКСПРОМТ. РАПСОДИЯ

ЭКСПРОМТ (фр.- наготове, лат. – готовый)- инструментальная пьеса импровизационного характера . Сочинить экспромт – значит мгновенно, без подготовки.

Классические образцы жанра экспромта представлены в творчестве Ф. Шуберта, ф. Шопена, Ф. Листа.

Франц Шуберт (1797-1828) – австрийский композитор-романтик.

Написал 8 экспромтов в 1827 году.

Ф. Лист Рапсодия №2

Ваши фантазии____________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Иногда рапсодии представляют собой фантазию на темы другого композитора. Например, «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова.

ПЕСНЯ, РОМАНС

ПЕСНЯ жанр, в котором сочетаются слово и музыка . Мелодия выражает общее настроение текста, не выделяя детали. Строфа песни называется куплетом, который состоит из запева и припева.

Ваша любимая песня:

__________________________________________________________________

«Песенка о капитане» муз. И. Дунаевского, сл. Лебедева-Кумача

Характер_________________________________________________________

Форма____________________________________________________________

Основоположником классической песни стал австрийский композитор Франц Шуберт. Им написано более 600 песен.

Ф. Мендельсон Песня без слов «Весенняя»

Особенность сочинения_____________________________________________

РОМАНС – пьеса для голоса с инструментальным сопровождением. Исполнялись на испанском «романском» языке, относящемуся к группе романских языков. Термин романс возник в Испании в средние века и обозначал светскую песню. В России романсами можно считать российские песни на стихи Сумарокова, Ломоносова. Чем отличается романс от песни? В романсе более тесная связь музыки и поэтического текста, большая образность партии фортепиано.

Самостоятельная работа

Что такое песня? ________________________________________________

________________________________________________________________

Что такое романс?________________________________________________

________________________________________________________________

Чем отличается романс от песни ___________________________________

__________________________________________________________________

Определите жанр этих произведений:

1._______________________________________________________________

2_________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

КАНТАТА

КАНТАТА (итал. –петь) – вокально-симфоническое произведение для хора, солистов и оркестра . Составные части кантаты: арии, хоры, ансамбли и оркестровые эпизоды.

Первые кантаты возникли одновременно с оперой на рубеже 16-17 веков в Италии.

И.С. Бах создал классические образцы кантатного жанра. Им написано около 300 кантат. Светские и духовные кантаты.

И.С. БАХ «Кофейная кантата» для баса, тенора, сопрано и инструментального ансамбля (струнные, флейта, клавесин).

Ария Шлендриана (бас)

Характер _______________________________________________________

Ария Лизхен (сопрано)

Характер______________________________________________________

Инструментальное сопровождение флейта или клавесин? _________________

ОРАТОРИЯ

ОРАТОРИЯ (лат. – говорю, молю) – монументальное вокально-симфоническое произведение для хора, солистов и оркестра . Составные части: арии, речитатив, ансамбли, хоры, оркестровые эпизоды.

Жанр оратории возник в Италии на рубеже 16-17 веков. Классический тип оратории создал Г. Гендель (1685-1750). Всего Гендель написал 32 оратории.

Первая русская оратория «Минин и Пожарский» была написана в 1811 году

композитором С. Дегтяревым.

КРОССВОРД

Ю
М
О
Р
Е
С 7
К 8
А

1. Ночная музыка

2. Инструментальная пьеса импровизационного характера

3 Виртуозная пьеса для клавишных инструментов (в переводе удар)

4 Пение на открытом воздухе вечером или ночью

5 Вокальный жанр, где соединяются слово и музыка

6 Вокальный жанр, возникший в Испании в средние века

7 Жанр, обозначающий в переводе «шутка»

8 Вокально-инструментальный жанр для хора, солистов и оркестра

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК

1. СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:

(вписать соответствующий термин)

Мелодия

Мелодия – законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

Строение мелодии похоже на строение речи. Мотивы объединяются во фразы, фразы в предложения.

Итальянская песня «Санта Лючия»

В каждой мелодии есть кульминация – высшая точка развития.

Завершается мелодия кадансом – устойчивым оборотом.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Д/З 1. Отметить в данной мелодии мотивы, фразы, предложения, кульминацию, каданс.

ГАРМОНИЯ

ГАРМОНИЯ (греч. стройность, соразмерность) – аккорды и их последовательность. «Дело гармонии дорисовать для слушателей те черты, которых нет и не может быть в вокальной мелодии», -писал М.И. Глинка.

Благодаря гармонии мелодия становится ярче и богаче по звучанию. Сравним мелодию и аккомпанемент в песне Франца Шуберта «Серенада»

Мелодия _____________________________________________________

Аккомпанемент ________________________________________________

Есть музыкальные произведения, в которых гармония главенствует, определяет характер и настроение пьесы. Например, прелюдия До мажор И.С. Баха из 1 тома «Хорошо темперированного клавира»

______________________________________________________________

В этой прелюдии нет мелодии. Плавная смена разложенных аккордов создают настроение возвышенного покоя.

Д/З В пьесе по специальности показать мелодию и гармонию и дать им характеристику

ФАКТУРА

Фактура (музыкальный склад ) – способ изложения музыкального материала.

ВИДЫ ФАКТУР

1. Аккордовая (хоральная) фактура – движение всех голосов в одном ритме.

Роберт Шуман Хорал

__________________________________________________________________

2. Гомофонно-гармонический склад или фактура (гомо – равный, фоно – звук) вид многоголосия, при котором один из голосов главенствует, а остальные сопровождают его.

П. Чайковский Шарманщик поет

__________________________________________________________________

3. Полифонический склад или фактура – вид многоголосия, основанный на одновременном звучании двух и более голосов.

Музыкальная гостиная

«Волшебные звуки шарманки»

Калинина Ирина Петровна,
Брызгалова Елена Александровна,
музыкальные руководители МБДОУ № 4,
г. Мурманск

Задачи:
1) Формировать основы музыкальной и художественной культуры.
2) Продолжать знакомство с творчеством П.И. Чайковского.
3) Вызывать эмоциональный отклик на классическую музыку.
4) Развивать творческую инициативу при передаче танцевальными движениями различного характера музыки.
5) Воспитывать устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальное произведение.

Материал и оборудование:
Ширма, шарманка, сундук, 2 сабли. Музыкальные инструменты: механическая маленькая шарманка, 2 барабана, 2 треугольника, 8 бубнов, 2 ксилофона, 6 колокольчиков, тарелки. Кукла бибабо – Баба-Яга. Детские костюмы: кукол, солдатиков, цветка; взрослые: шарманщика, куклы.

Персонажи:
Шарманщик, большая кукла, 4 куколки, 4 солдатика, 2 девочки-цветка.

Сценарий музыкальной гостиной:

Дети-зрители заходят в зал и занимают свои места.
Ведущий: Сегодня мы услышим и увидим музыкальную сказку, а поможет нам музыка Петра Ильича Чайковского, садитесь поудобнее, сказка начинается …

Фрагмент пьесы «Апрель».

Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капля на снег, пробила сугроб и сухую листву. Там, где она упала, расцвел голубой цветок (звучит музыка, поднимается цветок). Смотрит на снег и удивляется.
Цветок (девочка): А не рано ли я проснулся? (Звучит пение птиц). Нет, не рано, пора-пора, запели птицы, зажурчал ручей, зазвенел апрель!
Ведущий: Тихо. Утро раннее.
Чудо-песенка звенит на лесной проталине,
Чей-то нежный голосок еле-еле слышен –
И, расправив лепестки, из-под снега вышел?

Фрагмент пьесы «Апрель» . (Танец цветка).

Ведущий: (Цветок берёт в руки механическую шарманку, играет).
Динь-Дон, Динь-Дон, открываем мы альбом,
Не простой, а музыкальный,
Сочиненный для ребят много лет тому назад.
Нарисованы картинки – не карандашами,
Музыкальные картинки встанут перед нами. (В. Берестов)

Ведущий: Жил-был Кукольник. Всю жизнь он ходил по дорогам со своей любимой шарманкой и большим сундуком, в котором лежали его куклы. Заиграет шарманка и начинается кукольное представление. Его куклы были как живые люди – умели, и плакать и смеяться…и вот однажды…

Фрагмент пьесы «Шарманщик поет» . (Входит шарманщик).

Шарманщик: Здравствуйте, мои дорогие, маленькие и большие! (Ответ детей).
Как же я рад, что моя любимая шарманка опять тихонько запела свою мелодию, она так соскучилась по прежней жизни, когда мои куклы давали представление и веселили народ.
Ведущий: Уважаемый шарманщик, мы бы тоже очень хотели увидеть Ваших кукол и послушать волшебные звуки шарманки.

Шарманщик: Моя шарманка тайнами и песнями полна
Секреты музыкальные откроет вам она!
Вновь колесо шарманки сейчас я закручу,
И представленье кукол для вас сейчас начну!

Меняется картинка, солдатики идут,
Все дружно маршируют и в барабаны бьют!

«Марш деревянных солдатиков» (4 мальчика, 2 барабана, 2 ружья).

Шарманщик: Бравые солдатики так громко били в свои барабаны, что разбудили всех остальных кукол, и даже злая Баба-Яга вылетела на своей метле и закружила в поисках избушки на курьих ножках и своих верных слуг: диких гусей-лебедей и старого ворона.

Звучит фрагмент пьесы «Баба-Яга».
(На ширме кукла бибабо Баба-Яга летает на метле, на последних аккордах забегает большая кукла, пугается и садится на кресло, опустив голову).

Шарманщик: Баба-Яга так напугала большую красивую куклу, что та заболела.

Звучит фрагмент пьесы «Болезнь куклы».
(На последних звуках в зал заходят маленькие куколки).

Шарманщик: И другие маленькие куколки собрались возле неё и тихо заплакали. (Куколки трут глазки кулачками).
Шарманщик: А потом, чтобы как-то развлечь большую куклу, они стали вспоминать, как хорошо им было, когда они каждый день давали представление, а люди смеялись! И все игрушки захлопали в ладоши и даже запрыгали.

Фрагмент пьесы «Новая кукла».

Шарманщик (крутит ручку механической шарманки):
Меняется картинка, и куклы не грустят
Все радостно танцуют и веселят ребят!

Пьеса «Вальс» и «Танец кукол».

Шарманщик: Неожиданно в комнату ворвался стремительный солнечный луч и напомнил куклам, как они путешествовали и побывали в прекрасной стране Италии.
Меняется картинка, вновь музыка слышна
И звуками Неаполя наполнена она.
(Крутит ручку механической шарманки).
Звенит весёлый бубен, труба зовёт вперёд,
Играет, веселиться, мой кукольный народ!

Пьеса «Неаполитанская песенка» в исполнении детского оркестра.

Шарманщик: Дорогие мои куклы, я приглашаю вас опять отправиться со мной в путь — дорогу, мы снова будем давать представления и веселить людей. Согласны?
Куклы: Да!
Шарманщик: Со старенькой шарманкой я не расстаюсь,
Она приносит радость, и отгоняет грусть.
Со старенькой шарманкой и нам уж в путь пора.
Мы славно веселились! До встречи, детвора.
(Звучит музыка, шарманщик и дети уходят из зала)

Ведущий: Вот и закончилась наша музыкальная сказка, она вам понравилась? Какая музыкальная пьеса Петра Ильича Чайковского запомнилась вам особенно? (Ответы детей).
Бим-бом, бим-бом, закрывается альбом,
Не простой, а музыкальный, сочиненный для ребят,
Много лет тому назад.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств № 8

г. Ульяновска

Методическая разработка

«Методический разбор пьес из

«Детского альбома» П.И.Чайковского»

преподаватель высшей квалификационной категории

по классу фортепиано

МБУ ДО ДШИ № 8

Чевачина Галина Александровна

201 6 г.

Аннотация

В работе представлена история создания самого известного и популярного сочинения для детей в тесной взаимосвязи с биографией композитора. В основной части работы даётся образная характеристика пьес и методические рекомендации преподавателям в работе над произведениями. .

1.Вступление……………………………………………..………….………….2-4

2.Основная часть………………………………………………………………5-20

3.Заключение…………………………………………………………………….20

4.Литература………………………………………………………………….20-21

«Методический разбор пьес из

«Детского альбома» П.И.Чайковского»

I . Вступление

Музыкальный язык очень хорошо умеет передавать чувства и настроения. Для того, чтобы «нарисовать» что-нибудь с помощью музыки или «рассказать» о чём-нибудь, композиторы прибегают к помощи обычного, словесного языка. Это может быть всего одно слово в названии пьесы.

Но это слово направляет нашу фантазию. Например, в пьесе «Песня жаворонка» небольшие фигуры триолями и форшлаги передают щебетание птиц.

Все названия и словесные пояснения к музыкальным произведениям называют программой. А музыка, у которой есть программа, называется программной музыкой. Все произведения сборника «Детский альбом» программные.

Первым выдающимся сборником музыки для детей в русской фортепианной литературе был «Детский альбом» П.И.Чайковского. Появление этого сборника не случайное явление в творческой биографии композитора. Чайковский много времени и сил отдал педагогической деятельности. Помимо работы в Московской консерватории он написал учебник по гармонии и перевёл несколько работ западноевропейских музыкантов, которые могли принести пользу в воспитании русской учащейся молодёжи.

«Детский альбом» отличается не только огромной художественной ценностью, но и чрезвычайно полезен для воспитания учащихся.

Вернувшись в Россию после заграничного путешествия весной 1878 г., Чайковский навестил в с. Каменке свою сестру Александру Ильиничну Давыдову, у которой было 7 детей. Пётр Ильич обожал своих племянников и племянниц, он с ними гулял, устраивал фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами, принимал участие в играх, наслаждался непосредственностью детей.

Чайковский часто слушал, как ребята занимались музыкой, особенно 7-летний Володя Давыдов. О своём племяннике он с большой теплотой писал Н.Ф. фон Мекк: «Ради его неподражаемо прелестной фигурки, когда он играет, смотрит в ноты и считает, можно целые симфонии посвящать».

Этому Володе Давыдову и посвятил П.И.Чайковский свой «Детский альбом «, который обогатил детскую музыкальную литературу.Цикл фортепианных пьес «Детский альбом», соч. 89 был написан П.И.Чайковским в мае 1878 г. и издан у П. Юргенсона в октябре того же года. На титульном листе первого издания полное название цикла: « Детский альбом. Сборник лёгких пьесок для детей (подражание Шуману). Сочинение П.Чайковского».

Действительно, можно проследить связь «Детского альбома»

П.И. Чайковского с аналогичным сочинением Р. Шумана «Альбом для юношества». Это выражается не только в выборе сюжетов («Марш солдатиков» – и «Марш деревянных солдатиков», «Первая утрата» – «Похороны куклы», «Народная песенка» – «Русская песня» и др.), но и в выборе средств музыкального воплощения. Оба композитора говорят с детьми удивительно ясно и просто и в то же время серьёзно, без всякого «подлаживания». Сборники очаровывают своей лиричностью. Подобно Шуману, Чайковский в большинстве пьес обогащает музыкальную ткань элементами полифонии. Но и в этих произведениях для детей композиторы не отступают от основных принципов своего фортепианного стиля. Поэтому «Детский альбом» Чайковского воспринимается как русская музыка, как серия картинок, посвящённая быту и жизни русских детей. Пётр Ильич стремился к тому, чтобы его музыка была живой и увлекательной, поэтому он проявлял интерес даже к внешнему оформлению издания пьес – к картинкам, к формату сборника.

Влияние Шумана на фортепианный стиль Чайковского просматривается в сходстве фактуры, ритма и динамики. В «Альбоме для юношества» и «Детском альбоме» пьесы интонационно запоминающиеся, доступные ребёнку, контрастные по характеру, но объединённые одной идеей. Каждая пьеса – маленький сюжет из жизни детей. Выстраиваясь вместе, они отражают целый мир. Программность сборников делает их понятными и интересными для начинающих пианистов. С необыкновенной чуткостью и тонким пониманием детской психологии композитор отразил в «Детском альбоме» жизнь и быт детей той среды, которая его повседневно окружала.

В «Детском альбоме» П.И.Чайковского 24 пьесы, не связанные единой тематикой. В каждой пьесе содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание. В сборнике запечатлён широкий круг образов. Это картины природы – «Зимнее утро», «Песня жаворонка», игры детей – «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Марш оловянных солдатиков», обрисованы персонажи русских народных сказок – «Нянина сказка», «Баба-Яга», русского народного творчества – «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», песни других народов – «Старинная французская песенка», «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», европейские танцы – «Вальс», «Мазурка», «Полька».

Произведения сборника написаны для детей, поэтому фактура, аппликатура, гармония, артикуляция, динамика и педализация учитывают исполнительские возможности ребёнка. Чайковский 19 пьес из 24 написал в мажорных тональностях, аккорды предназначены для детских рук, динамика от pp до f. Большинство пьес написано в простой двухчастной или трёхчастной форме.

Цель написания работы:

    Разобрать программные произведения русских композиторов для детей на примере «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Задачи работы:

    проанализировать актуальность появления сборника;

    раскрыть образную характеристику пьес альбома;

II . Основная часть

    «Утреннее размышление»

В первой редакции пьеса называлась «Утренняя молитва», напоминает сарабанду – строгое четырёхголосие, ритмическая фигура – четверть с точкой – восьмая.

Светлое и серьёзное настроение как бы предупреждает, что рассказ о детях будет идти всерьёзном тоне. Пьеса написана в тональности соль-мажор. Характер спокойный, вдумчивый, фактура с элементами полифонии, форма расширенного периода с большим дополнением на тоническом органном пункте.

Артикуляция и динамика должны подчеркнуть выразительность пьесы. Важно добиться мягкого певучего звука legato во всех голосах.

Особо следует поработать над тоническим органным пунктом.

    «Зимнее утро»

В пьесе запечатлена картина снежного, морозного зимнего утра и в то же время передаётся психологическое настроение ребёнка. Произведение начинается радостным Ре-мажором, который вскоре модулирует в параллельный минор, как будто радость омрачается пасмурной погодой.

Пьеса написана в простой 3-х частной форме. Взволнованным, напористым крайним частям контрастирует середина, где появляются умоляющие, жалобные интонации.

В начале пьесы последовательность из ниспадающих секунд в быстром темпе создаёт ощущение оживлённости, суеты только что начавшегося дня. А в середине ритмическая перегруппировка, звучание интервала увеличенной секунды и смена восходящего направления движения на ниспадающее создают впечатление жалобной интонации ребёнка. В репризе активные и умоляющие интонации как бы соединяются.

Фактура пьесы аккордовая. Педаль в первой части пьесы прямая, короткая: берётся на первую долю, а в середине – на первую долю каждого второго такта.

    «Мама»

В самом названии заключается смысл произведения, который подчёркивает авторская ремарка – «С большим чувством и нежностью». Поёт ласковая, нежная, светлая мелодия, поёт и вся фактура с «мелодизированным» нижним голосом. Работая над мелодией, надо добиваться красивого, глубокого, кантиленного звука (лучше извлекать его подушечкой слегка вытянутого пальца с лёгким объединяющим движением кисти на каждые три ноты).

В середине пьесы набегает «теневое облачко», появляются мелодические подголоски. Важно хорошо слышать мелодическую линию баса. Его необходимо учить отдельно и легато.

    «Игра в лошадки»

Это бойкое, изобразительное, солнечное скерцо задорно мальчишеское, с упрямым остинатным ритмом. Это темп маленькой токкаты, для которой характерен быстрый тем, лёгкость исполнения. Ученик может себя представить действующим лицом, скачущим на палочке или игрушечной лошадке. Вся пьеса должна звучать очень отчётливо и остро.

Пьеса написана в простой трёхчастной форм в виде токкаты с однотипным ритмическим пульсом, имитирующим цокот копыт скачущей лошади. Пьеса созвучна с миниатюрой Р.Шумана «Смелый наездник».

С начала до конца пьеса написана в четырёхголосном квартетном аккордовом складе. Ученику нужно помочь добиться звуковой стройности аккордов. Поэтому необходимо поработать над стаккато в медленном темпе: staccato исполняется мельчайшими движениями кисти при подобранных кончиках пальцев. Педагог должен проследить, чтобы ученик не делал никаких лишних движений, а при повторяющихся нотах пользовался двойной репетицией рояля.

Полезно поучить отдельно мелодию и аккомпанемент, можно также проработать в медленном темпе партию правой руки, играя её двумя руками.

При усилении звучности к пальцам «подключается» кисть, а затем и предплечье. При переходе к быстрому темпу нужно сохранять пианистические приёмы.

В средней части пьесы (с 25-го такта) ясно ощущается смена лада (сначала си-минор, а затем всё повторяется в ми-миноре). В аккордовой фактуре появляются подголоски. После набежавшей тени особенно светло и напористо в репризе звучит Ре мажор.

    «Марш деревянных солдатиков»

Эта пьеса представляет собой забавный марш, под звуки «игрушечного» оркестра с флейтами и барабанчиком словно отчеканивает шаг игрушечное войско деревянных солдатиков. Поэтому главные трудности в этой пьесе – ритмические. Всю пьесу надо играть предельно чётко, ровно, строго, в умеренном темпе. Сначала важно поучить пьесу в медленном темпе крепкими пальцами. Важно добиваться от ученика одновременного снятия рук на паузах, точного исполнения ритмического рисунка, обратить внимание на аппликатуру.

Пьеса написана в простой трёхчастной форме. Середина пьесы звучит затаённо и даже немного угрожающе, благодаря смене лада (ля-минор) и применению неаполитанской гармонии.

    «Болезнь куклы»

Чайковский написал цикл о куклах, в который вошли: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».

Сколько у П.И.Чайковского живой наблюдательности, метких зарисовок капризной ребячьей психики с характерными переходами от печали к радости, от слёз к смеху и веселью.

«Болезнь куклы» – печальная пьеса: кукла болеет, страдает, стонет, жалуется. Работать с учеником надо над певучей мелодией, выразительным басом и гармониями следующими одна за другой. Можно поучить мелодию отдельно, без пауз в более подвижном темпе, чтобы лучше почувствовать её развитие. Гармонии по вертикали нужно собрать в аккорд, чтобы легче их было услышать.

На этой пьесе хорошо учить ребёнка запаздывающей педали. Брать её на четверть с точкой в партии левой руки и дослушать её вместе с мелодической нотой до конца такта, а потом плавно снять. И так в каждом следующем такте.

В музыке слышны и вздохи, и слёзы, и порывистое дыхание.

7.»Похороны куклы»

Первые потери маленького человека, серьёзные переживания, встреча со смертью созвучны с пьесой Р.Шумана «Первая утрата».

В торжественном траурном шествии, мрачном до-миноре звучит похоронный марш. Динамикой композитор изображает то приближение похоронного шествия, то удаление. Ритмическая фигура: половинная, восьмая с точкой, шестнадцатая и снова половинная – характерна для похоронного марша.

Мрачный характер музыки подчёркивается тяжеловесными аккордами и интервалами в аккомпанементе.

Ребёнку нужно объяснить, что в этой пьесе похороны кукольные и отнестись к ним нужно, как к игре.

    «Вальс»

Вальс – это парный танец, он основан на плавном кружении. Вальс один из любимейших жанров П.И.Чайковского. Этот вальс имеет черты и бального, и лирического настроения в I части, и становится характерным, блестящим во II части. А можно представить I часть как «улыбку ребёнка»,а II часть как «всхлипывание». Ведь только дети умеют и улыбаться, и всхлипывать одновременно.

Эта пьеса написана в сложной трёхчастной форме. Наряду с собственно вальсом в нём есть разделы с элементами характерного танца (в средней части). Чтобы раскрыть особенности произведения, нужно придумать образные сравнения. Например, представить новогодний праздник и детей, танцующих возле ёлки. Один весёлый танец следует за другим. На смену плавному, изящному вальсу, приходит танец маленькой балеринки, выделывающей затейливые па (такты 18-38), который сменяется неуклюжей и смешной пляской ряженых (такты 38-52).

Работу над вальсом лучше начать с аккомпанемента – легато, с чуть заметной опорой на бас.

При работе над мелодией нужно добиваться певучести и пластичности, обратить внимание на синкопы во 2 – 4 тактах.

В средней части надо помочь ученику ощутить полиметрию – сочетание трёхдольного вальсового аккомпанемента с двудольностью партии правой руки, ощутить двухголосие.

Выявлению танцевальности поможет педализация: соединение запаздывающей педалью баса с аккордами.

    «Новая кукла»

Это тонкая психологическая зарисовка – радость девочки по поводу замечательного подарка – новой куклы.

В основу пьесы положен жанр вальса. Лёгкость гибкого прерывистого движения мелодии создаёт атмосферу детского счастья.

Ощущение « взлетающей» мелодии к ноте « соль» шестого такта даёт возможность сыграть всё первое построение «на одном дыхании».

Ученику следует объяснить, что лиги в средней части не фразировочные, а штриховые, они отражают взволнованность и нетерпение.

Педаль брать короткую, на счёт «раз».

    «Мазурка»

Название польского народного танца «Мазурка» происходит от «мазур» – названия жителей Мазовии. Мазурка характеризуется трёхдольным размером и ритмом с частым смещением акцентов на вторую и третью доли тактов.

Отчётливое, точное прикосновение кончиков пальцев к клавиатуре рояля, небыстрый темп, ясное слышание гармонии, удобная аппликатура, педализация, помогающая отметить то сильную долю, то синкопу – это то, что поможет ученику выучить мазурку в нужном характере.

    «Русская песня»

«Русская песня» построена на подлинной народной мелодии «Голова ль ты, моя головушка», включенная композитором в его сборник – «50 русских народных песен для фортепиано в 4 руки».Это образец русскойнародной подголосочной полифонии, в которой четырёхголосие чередуется сдвух- и трёхголосием.

При неизменной мелодии музыка варьируется за счёт подвижного баса и подголосков.

При работе над пьесой нужно добиться того, чтобы ученик услышал сочетание голосов. Для этой цели двухголосие в одной руке надо поучить двумя руками.

    «Мужик на гармонике играет»

Пьеса чрезвычайно образна. Образ мужика на завалинке, пытающегося научиться играть на гармонике. Будто нехотя, неторопливо, с ленцой разводит мужик меха гармоники – он умеет, очевидно, играть только один этот мотив и бесконечно его повторяет. Развития здесь никакого нет.

По форме это тема вариациями. Завершается миниатюра многократным повторением основной своей гармонии – доминантсептаккорда, выполняющего роль тонального устоя. Несмотря на свою простоту, пьеса звучит свежо и живописно.

13. «Камаринская»

Эта пьеса приобрела наибольшую популярность. В ней Чайковский использует натуральную бытовую интонацию пляса.

«Камаринская написана в Ре мажоре, это тональность героя цикла, итог развития героя, формирование его как русского человека.

В «Камаринской» слышна народная песня – пляска с удалым, задорным характером.

«Камаринская» имитирует народные приёмы варьирования. В теме (12 тактов) в партии левой руки гудящий басовый звук «ре» и верхний голос напоминают звучание народного инструмента волынки, на которой можно сыграть одновременно и мелодию и тянущийся бас. Верхний голос звучит как переборы балалайки. Стаккато нужно играть очень коротко, «щипком».

Кульминация пьесы во второй вариации. Массивные аккорды, изложенные в двух октавах, звучат густо, насыщенно. Для достижения требуемой звучности их надо извлекать всей рукой, движением «от клавиши».Эта вариация по звучности напоминает гармонику.

Педаль прямая, короткая, на каждый аккорд.

14. «Полька»

Полька – танец изящный и весёлый с задорным юмором в крайних частях и с оттенком комической угловатости и неуклюжести в средней. В польке нужно добиваться лёгкого, изящного звучания. Необходимо поработать над аккомпанементом, добиваясь лёгкого стаккато с небольшими «уколами» басовых нот, стаккато лучше исполнять небольшим толчком «от клавиши».

15. «Итальянская песенка»

Написана в тональности Ре-мажор. Она создана как бытовая зарисовка во время путешествия за границу. В письме из Флоренции композитор написал, что однажды они с братом услышали десятилетнего мальчика, поющего трагическую песню под гитару. Пел он красивым густым голосом с такой теплотой, что задел за сердце Петра Ильича. И вот эта песня и вошла в сборник под названием «Итальянская песенка».

Пьеса написана в простой двухчастной форме. Светлая мелодия льётся спокойно, неторопливо.

Разучивая эту пьесу с учеником, надо заострить внимание на вальсовости музыкального образа. Необходимо отдельно работать над мелодией (в первой части подвижная, грациозная, а во второй – кантиленная) и аккомпанементом (лёгким, вальсовым, с чуть заметной опорой на бас).

Во второй части фактура усложняется.Мелодия и аккомпанемент переносятся в правую руку, а в левой на выдержанном басу появляется однообразное «механизированное» движение четвертей.

Нужно позаботиться о том, чтобы аккомпанемент в правой руке звучал очень тихо и не заглушал мелодию.

16. «Старинная французская песенка»

Это меланхолическая, задушевная песенка, словно память о далёком былом.

Пьеса написана в трёхчастной форме, в соль миноре. Мелодия в первой части должна звучать глубоко, протяжно. В левой руке два голоса.

Средняя часть начинается затаённо, на «виолончельном» стаккато аккомпанемента и затем быстро приходит к кульминации. В мелодии, несмотря на короткие лиги, необходимо стараться избегать дробления. Аккомпанемент лучше исполнять лёгкими движениями кисти, но крепкими пальцами. Перед кульминацией уместно сделать небольшое ritenuto и цезуру, чтобы после неё ещё проникновеннее прозвучала чудесная мелодия репризы.

17. «Немецкая песенка»

«Немецкая песенка» - весёлая, с «подпрыгивающей мелодией». В основу её положены интонации тирольской песни, а ритм напоминает старинный популярный в Германии и Австрии танец лендлер.

С учениками полезно поучить отдельно аккомпанемент: глубже брать бас и легче вторую и третью доли.Запаздывающую педаль брать на счёт «раз». «Немецкая песенка» написана в трёхчастной форме.

18. «Неаполитанская песенка»

«Неаполитанская песенка» насыщена суетливым оживлением итальянских площадей. Должна исполняться легко, точно соблюдая все штрихи.

Темпераментная, грациозная пьеса напоминает национальный итальянский танец тарантеллу – полную энергии, разгорающуюся весельем к концу. В мелодии и ритмике пьесы переданы характерные обороты итальянской народной музыки – повторяющиеся ритмы и интонации, акценты после пауз, имитация звуков народных музыкальных инструментов.

Распространённым недостатком исполнения является нечёткое звучание ритмической фигуры, типичной для кастаньет или гитары, – две шестнадцатые и две восьмые ноты, в которой вторая шестнадцатая не всегда звучит ясно.

Другим недостатком является тяжеловесность аккомпанемента, что значительно снижает выразительность исполнения пьесы. Для преодоления этих технических трудностей полезно поучить партию левой руки с кистевым движением вверх на акцентированную вторую долю такта. Исполняя мелодию, необходимо выполнять все указанные композитором штрихи: лиги, паузы, акценты.

Пьеса написана в трёхчастной форме. Она представляет собой три периода, каждый из которых состоит из двух предложений. Второй период (20-й и 36-й такты) развивает первый, но звучит более лирично, мягко. Третий, наоборот, более темпераментно и ярко: меняется темп, динамика, фактура. Исполнение аккомпанемента этой части вызывает некоторые затруднения из-за его разбросанности. Необходимо объединить одним движением бас и аккорд (постоянно чередующиеся). Это позволяет избежать суетливости, тяжеловесности, придаёт игре точность и уверенность.

Повторяющиеся звуки мелодии после лиг должны звучать легко, но чётко. При исполнении пьесы необходимо избегать густой педальной звучности.

19. «Нянина сказка»

Среди ярких впечатлений детства, запечатлённых Чайковским, можно отметить образы народных сказок. Дело происходит поздним вечером. Пора уложить ребёнка в постель и «постращать». Вот тут и звучат оригинальные пьески: «Нянина сказка» и «Баба-яга» - очень редкий и выразительнейший пример фантастики Чайковского.

В этой пьесе можно представить себе няню-старушку, которая тут же в нашем воображении перевоплощается в образ фантастической колдуньи

(например, пушкинской Наины). Некоторая угловатость, «колючесть» изложения, ритмическая причудливость, замысловатая расстановка акцентов способствует созданию атмосферы сказочности, басовая линия напоминает о детских страхах.

Самобытный образ няниных сказок открывает новую страницу в романтике «детской», совсем иную, нежели у Мусоргского, и по экспрессии и по форме. В «Няниной сказке» необычные созвучия, что-то причудливое, фантастическое слышится в музыке.

Пьеса написана в трёхчастной форме.

«Нянина сказка» и «Баба-яга» - две симфонические мимолётности среди наглядных картин детского мира и лирических образов «Детского альбома».

20. «Баба-Яга»

Баба-Яга – это сказочный, фантастический образ. Сухое стаккато создаёт впечатление жёсткости и колючести, неразрывно связанных в нашем воображении с образом свирепой ведьмы. В музыке слышно как «Баба-яга» мчится за кем-то в погоню. И, кажется, веришь, как летит она над лесами и долами в своей ступе, «шестом погоняет, помелом след заметает».

Яростные наскоки восьмых, словно разбивающиеся об аккорды sforzando, придают этому образу оттенок тупости (аналогичное впечатление создаётся в «Избушке на курьих ножках» Мусоргского неуклонным возвращением к звуку «соль»).

Поучить стаккато с учеником на легато, а потом в медленном темпе портаменто.

Немалую выразительную роль играет гармонический язык пьесы. П.И Чайковский, как и Мусоргский, для характеристики Бабы-Яги применял тритон.

Пьеса написана в простой трёхчастной форме. Угловатое звучание начала произведения похоже на прихрамывающую походку сказочного персонажа. В движении восьмых в средней части чудится фантастический полёт, сопровождаемый «свистом ветра», штрих «стаккато» придаёт характеристику музыки зловещую причудливость.

21. «Сладкая грёза»

Эта пьеса написана в жанре романсовой лирики. Каждому ребёнку хочется, чтобы вечером мама рассказала или спела что-то очень приятное, тогда и сны будут сниться приятные. «Сладкая грёза» написана в трёхчастной форме.

Чтобы игра ребёнка не была статичной и монотонной, нужно научить его разбирать построение мелодической линии, ощущать взаимные тяготения звуков внутри фраз. Работая с учеником над мелодией 1-ой части, нужно объяснить ему характер основной интонации пьесы (первый двутакт), выражающей нежное душевное стремление. Показать устремлённость мелодии к звуку «ми», а потом лёгкий спад к половинной ноте «ля». Дальше работать над развитием мелодической линии. Все динамические оттенки Чайковский расставил сам: звук постепенно нарастает к 6-му такту каждого из двух предложений, а главная кульминация всего периода – во втором предложении (14-ый такт). Кульминацию нужно играть не только более ярким звуком, но и шире, как бы несколько расставив звуки. Ученику нужно объяснить смысл некоторых фраз, чтобы он уловил изменения основной интонации, которая то становится настойчивой и энергичной, то - несколько грустной.

Главная кульминация «Сладкой грёзы» находится во втором построении средней части. В средней части пьесы мелодия переходит в нижний «виолончельный» регистр, а потому должна звучать особенно насыщенно. Затем (в тактах 22 – 24, 31 – 32) мелодию ведут два голоса: «скрипичный» верхний и «виолончельный» нижний. Главная кульминация средней части способствует большей рельефности звучания репризы.

Аккомпанемент в пьесе проходит в среднем голосе. Он должен звучать очень мягко и ровно. Для этого необходимо в крайних частях партию левой руки поучить двумя руками: левая легато ведёт нижний голос, а правая мелким прикосновением к инструменту исполняет восьмые.

Педаль надо брать на каждую ноту мелодии, она служит средством окраски.

«Сладкая грёза» является превосходным материалом для овладения легато.

22. «Песня жаворонка»

«Песня жаворонка» – светлая, ясная, словно звенящая в лазури музыка передаёт ощущение пробуждающейся весенней природы. Для детей жаворонок – это птичка над полем, а для композитора – это символ полёта его фантазии, вдохновения. Это просветление Героя в «Детском альбоме». Возвращение в воспоминании к утру жизни, ведь жаворонок поёт рано утром. Это противовес «Зимнему утру». Эта пьеса – кульминация всего цикла. «Песня жаворонка» как бы пронизана «птичьим пением». Это живописная зарисовка со светлым и радостным настроением, и лишь во второй части в грации вальса слышится налёт грусти.

И так, Жаворонок – это сам композитор, певец и творец.

Пьеса написана в простой трёхчастной форме, сопровождение аккордовое, с подголоском в верхнем голосе. Фактура пьесы основана на небольших фигурах триолями и форшлагах, которые расположены в верхнем регистре. Непрерывная цепь форшлагов вызывает ассоциации с весёлым щебетанием птиц.

Работая с учеником над позиционной фигурой, нужно объяснить ученику, что три шестнадцатые должны быть направлены к восьмой, ритмически точно выигрываться и звучать чётко, рассыпчато, не скомкано.

Форшлаги надо проучить отдельно, чтобы они звучали очень ясно и звонко.

При работе над партией левой руки полезно поиграть её на легато, а затем в виде цепких коротких аккордов.

23. «Шарманщик поёт»

П.И.Чайковский, вспоминая полюбившуюся ему Италию с её шарманками и уличными певцами, написал пьесу «Шарманщик поёт», которая вошла в «Детский альбом». Эта пьеса написана на мелодию одной из песенок, напетую маленькой итальянской девочкой.

«Шарманщик поёт» – это музыкальная картинка, где странствующий музыкант с шарманкой и обезьянкой поёт свои песни, путешествуя по свету, а для композитора – это он сам, путешествующий в своих творениях по всему миру.

Пьеса написана в простой двухчастной форме В ритме вальса, как и «Итальянская песенка». Мелодия светлая, льётся спокойно, неторопливо. Чтобы ученик играл начальную мелодическую линию без разрыва и толчков, ему нужно показать подъём звуковой волны к ноте «ми».

Во второй части усложняется фактура. Мелодия и аккомпанемент переносятся в правую руку, а в левой на выдержанном басу появляется однообразное движение четвертей (это напоминает равномерное движение руки шарманщика). С учеником нужно больше поработать над выразительностью мелодии и тихим звучанием аккомпанемента, не заглушающим мелодию.

24. «Хор»

«Детский альбом» Чайковского начинается «Утренним размышлением» и завершается пьесой «Хорал» (в первой редакции обе пьесы имели другие названия – «Утренняя молитва» и «В церкви»). Музыка «Утреннего размышления» исполнена светлого и серьёзного настроения, как бы предупреждая, что рассказ о детях будет идти в серьёзном тоне. «Хорал» звучит более сосредоточенно, сурово, печально.

Обе пьесы имеют много общего: спокойный, вдумчивый характер, фактуру с элементами полифонии, форму расширенного периода с большим дополнением на тоническом органном пункте. Сближает их и родство тональностей (Соль-мажор и ми-минор). В «Хорале» Чайковский обращается к канону вечернего богослужения. Эта пьеса звучит, как призыв искать «дорогу к храму». Чайковский обращается к детям с надеждой, что любые трудности в жизни можно преодолеть. Из жизненных конфликтов можно выйти с помощью близких людей – пьеса «Мама», обращению к искусству – «Вальс», в единении с народом – «Камаринская», и, наконец, в собственном творчестве – «Песня жаворонка».

Пьеса написана в двухчастной форме. Характер первой части по земному сосредоточенно углублённый. Аккордовая фактура. Работать с учеником нужно над стройностью аккордов, а для этого ребёнку объяснить, что надо в аккордах выделять верхний голос и бас.

Во второй части аккорды написаны в высоком регистре, а басы на тоническом органном пункте (звук «соль») звучат более напряжен (символизирует неумолимо уходящее время).

Музыка этой пьесы напоминает церковный канон «Господи, помилуй…» Педаль запаздывающая (желательно брать её не до дна).

III . Заключение.

Тонкие смысловые связи, существующие между крайними пьесами сборника «Утренняя молитва» и «В церкви» (названия в первой редакции), способствуют композиционной стройности и завершённости «Детского альбома». Его 24 пьесы – это словно зарисовка пёстрых впечатлений дня.

«Детский альбом» направлен как на формирование исполнителя, так и на воспитание личности ребёнка. Произведения, понятные для детей, являются проводниками во « взрослую» музыку.

«Детский альбом» П.И.Чайковского – это первый русский фортепианный сборник, написанный специально для детей.

«Детский альбом» входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей.

В одном из писем П И Чайковский писал: «Искусство одинаково способно тронуть душу и ребёнка и взрослого человека, потому путь к искусству к творчеству становится темой «Детского альбома». Через «Детский альбом» мы получили блестящие образцы пьес – как музыкально-образовательный материал для детей, но и мудрые уроки жизни для всех нас.

IV . Литература

1.Б.Асафьев Русская музыка о детях и для детей // Избранные труды, т.IV. М.: Академия наук СССР,1955 г.

2.П.И.Чайковский Письма к близким. Избранное. М,: Музгиз, 1955г.

3.А.Д.Алексеев История фортепианного искусства М.: Музыка 1988г.

4.А.Альшванг П.И.Чайковский – М,: Музгиз, 1959г.

5.Г.Г.Нейгауз «Записки педагога». М., 1961; 1982.

6.Г.Домбаев Творчество П.И. Чайковского. В материалах и документах. М.: Музгиз, 1958г.

7.П.И.Чайковский «Детский альбом» - фортепианный цикл из 24 пьес. Москва «Музыка» 1981г.

«Шарманка играла не без приятности, но в средине её, кажется, что-то случилось, ибо мазурка оканчивалась песнею: «Мальбрук в поход поехал». (Николай Васильевич Гоголь)

Все, кто читал «Мёртвые души», наверное, помнят, что Ноздрев вместе с мертвыми душами пытался продать Чичикову и шарманку, уверяя его, что она сделана «из красного дерева».

Но большинство из нас вспомнили о шарманке благодаря песне Николая Баскова. Он поёт о ней так трогательно, что сердце ностальгически печалится…

Когда-то была популярной и даже привычной в наших городах, об этом можно судить хотя бы по частым упоминаниям о ней в произведениях классиков. Но уже давно никто не ходит с шарманкой по улицам… Может быть зря?


Что же такое шарманка?

Это музыкальный инструмент в виде ящика – небольшой переносный механический органчик, Который переносят на плече на лямке. У шарманки отсутствует клавишный механизм, внутри находятся валик со штырьками и железные пластинки с «хвостиками», звучать его заставляют, вращая ручку, валик начинает крутиться и расположенные в нужном порядке штырьки задевают за «хвостики».

Звучание у шарманки монотонное и чаще всего печальное, чаще всего многократно повторяемая просьба, но может быть и приятная мелодия. На одном валике записана только одна мелодия, поэтому, чтобы шарманка начала исполнять другую валик заменяют. Но валики были дорогими, поэтому бедные бродячие музыканты не могли позволить себе их замену.

У старых изношенных шарманок звук становился невнятным, отсюда родилась пословица: «Ну, опять свою шарманку завёл!..»

В XX веке используют уже не валики, а перфорированные бумажные ленты, на которых каждому звуку соответствует определенное отверстие. В наше время можно приобрести язычковую шарманку, которая продаётся в для детей.

Никто не знает, когда появилась первая шарманка.

По одной из легенд великий Конфуций ещё в VI веке до н.э. семь дней подряд наслаждался звучанием мелодий на «ребрах тигра» – металлических пластинах, издающих звуки различной высоты.

По словам исследователей, шарманка в Западной Европе появилась в конце XVII века и использовалась для обучения певчих птиц. Поначалу этот инструмент так и называли «птичий органчик». Его называли по-разному: serinette – «чижовка» или merlies –«дроздовка».

Но потом он приглянулся . И первой мелодией, которую исполнила шарманка для своих слушателей, была французская песенка «Прелестная Катарина» – «Charmant Katarina». И как считают многие, именно от французского названия песни произошло название инструмента – шарманка.

Но с тем, что родиной шарманки является Франция, абсолютно не согласны итальянцы. Они утверждают, что музыкальный инструмент, представляющий собой нечто среднее между органом и гармоникой, в 1702 году создал итальянский изобретатель Барбьери. Его шарманка, если крутить её ручку воспроизводила 6-8 мелодий, записанных на валике.

Название шарманки так же связывают с именем итальянского мастера Джованни Барберри, который одним из первых стал массово изготавливать шарманки. Объяснение таково – французское слово шарманка – orgue do Barbarie, буквально «органчик из страны варваров», то есть искажённое orgue do Barbcri.


Швейцарцы настаивают, что механизм истинной шарманки был создан позже – его изобрёл в 1769 году их соотечественник, механик Антуан Фавр.

А голландцы утверждают, что первая шарманка появилась на свет в Голландии 500 лет назад. И даже предъявляют чертёж конца XV века, но настолько ветхий, что невозможно понять, что же там изображено.

Из самых старых шарманок сохранились только инструменты, сделанные во Франции в начале XVII века.

Возможно, самым первым отразил шарманку в литературе Гёте. В таком качестве она прослужила до конца 1930-х годов.

Жители высокогорных районов Франции, где жили бедняки, при наступлении голода, отправляли своих детей выступать на улицах городов богатой Германии с дрессированными сурками и примитивными шарманками. На ярмарках, и на улицах дети показывали различные фокусы со своими четвероногими кормильцами, их выступления сопровождались пением под шарманку.

Одного из таких актёров, простого крестьянского мальчика, выступавшего с танцующим сурком под песню «Прошёл уже я много стран» Гёте сделал персонажем своей пьесы «Ярмарка в Плундерсвейлерне». Позднее Бетховен написал музыку на этот текст. Так появилась на свет песня, известная в России как «Сурок».

В Германии шарманку, которая сменила лиру, называли «лира в ящике» – Leierkasten. Другое её немецкое название – «вертящийся орган».

Шарманка настолько пришлась по душе немцам, что они сложили о ней несколько пословиц: «Лучше играть на шарманке, чем ничего не делать», «Плох тот шарманщик, что знает только одну песенку», «В доме шарманщика танцует каждый».

В Англии шарманку называли barrel organ – тоже от слова орган.

В царскую Россию шарманка сначала попала в конце XVIII века из Польши на Украину. И благодаря часто звучавшей на шарманке песни «Прекрасная Катрин» – Charmante Katharine, на Украине её стали называть «катеринкой». И уже в начале XIX века шарманка распространилась по всей России.

Интересно, что тогда были не только маленькие шарманки, но и большие, размером со шкаф, которые перевозили на телеге.

Д. В. Григорович в своём очерке «Петербургские шарманщики» из «Физиологии Петербурга» предположил, что шарманку изначально могли называть – ширманка.

Объяснял он это так: «…И произошло от ширм, из-за которых Пульчинелла, почти всегдашний спутник шарманщика, звонким своим голосом призывает зевак и любопытных, появившиеся у нас оргАны были неразлучны с кукольною комедиею».

Кукольники действительно для своих представлений объединялись с шарманщиками, и с утра до вечера переходили с места на место, рассказывая о приключениях Петрушки. Кукольник носил на плече складную ширму и сундучок с куклами, а шарманщик свою часто весьма тяжёлую шарманку.

Остановившись на площади или улице, шарманщик начинал играть, привлекая зрителей, а кукольник, зайдя внутрь ширмы, готовился начать представление. Когда представление заканчивалось, в шапку, положенную на землю возле ширмы; падали мелкие монетки, артисты собирали свои пожитки и шли дальше.

Шарманщики ходили и без кукольников, играя на шарманке романсы, вальсы, любимые народом песенки. Их с удовольствием слушали жители окрестных домов и кидали из окон монетки.

Обычно их собирала обезьянка, которая была частой спутницей шарманщика и сидела у него на плече. Она так же участвовала в представление, танцевала под музыку и кувыркалась.

Иногда спутником шарманщика был попугай, который за медную монетку вынимал из коробки свёрнутые в трубочку билетики «со счастьем», на которых было написано, что ожидает гадающего в будущем.

Интересно, что шарманщики по сей день выступают на Ярмарках и площадях в Германии.
Обычно шарманщик – немолодой человек со старой шарманкой на тележке, купленной, как правило, на блошином рынке. У такого шарманщика имеется лицензия, выданная муниципальными властями.

Шарманщиков можно так же встретить на улицах Австрии, одеты они, как правило, в национальную одежду.

А в Дании шарманщиков принято приглашать на свадьбу, вероятно не только ради колорита, но и на счастье.

В Праге шарманщики играют возле Карлова моста и на Староместской площади в основном для привлечения туристов.

В Австралии шарманщики играют во время парадов.

И если честно, то я совсем не против того, чтобы и у нас зазвучала на улицах шарманка. Ведь нам всем так не хватает романтики и возможности остановиться хотя бы на миг и прислушаться не только к звуку шарманки, но и к самим себе.

Сегодня мы продолжим тему интересных музыкальных инструментов (вспомните занятие №014 " "). Папа Карло из сказки "Буратино" был шарманщиком! Будем слушать с детьми "Шарманщик поет" Петра Чайковского и "Шарманка" Дмитрия Шостаковича. Крутите ручку воображаемой шарманки, рисуйте звуки шарманки и фантазируйте, творите и погружайтесь в прекрасный мир классической музыки.

Шарманка! Шарманка! Шарманщик! Смотрите! Он крутит ручку и звучит музыка, вот чудо, вот чудо! Вспомним сказку "Золотой ключик ". Кем работал Папа Карло, который сделал из полена Буратино? Он был шарманщиком.

Шарманка - это старинный механический музыкальный инструмент, который воспроизводит мелодии, когда шарманщик вращает ручку. Шарманка может исполнять одну или несколько мелодий. Часто мелодии шарманок жалобные, заунывные. Шарманщики были бедными людьми. Они зарабатывали себе на жизнь, бродя по дворам и улицам, накручивая без устали ручку своей шарманки. Её жалобные звуки разносились вокруг, и люди бросали шарманщику из окон мелочь.

"...Во двор входил старик с пестро расписанным ящиком на плече, часто - сидящей на нем обезьянкой. Это был шарманщик. Он снимал с плеча свою ношу, начинал размеренно вращать рукоятку шарманки, и с ншпением и всхлипываниями раздавались звуки вальсов и полек, часто нестройные и фальшивые..." (Л.Михеева).

"Шарманщик поет" Петр Ильич Чайковский (пьеса из "Детского альбома") - Эта пьеса является жанрово-характеристической зарисовкой, звуки которой изображают старика. Он крутит ручку шарманки и из неё льются красивые протяжные звуки. В основу пьесы "Шарманщик поет" взят итальянский (венецианский) мотив. Незатейливая, но мудро-спокойная тема рассеивает мрачные мысли ребенка. Музыка напоминает вальс. Музыка печальная, грустная. Шарманка играет жалобно, певуче, грустно.

"Шарманка" Дмитрий Дмитриевич Шостакович - беззаботная, игривая, веселая, шутливая, задорная, забавная, бодрая музыка, похожая на танец польку. Повторяются одни и те же звуки, имитируя кручение ручки шарманки, однообразно и монотонно.

Ход нашего занятия:

  1. Расскажите своими словами, что такое шарманка , покажите как шарманщик крутит шарманку, в какие времена шарманка использовалась и для чего. Покажите иллюстрации шарманки, шарманщиков. Ключевое здесь - своими словами! Не нужно зачитывать определения из словарей. Прочитайте стихотворение, цитату, но основной текст, пожалуйста, расскажите своими словами.
  2. Послушайте "Шарманщик поет" Петра Чайковского . Напомните детям, что эта пьеска из "Детского альбома", с которым вы уже успели познакомиться на прошлых занятиях. Старайтесь подобрать как можно больше прилагательных для описания музыки, характера и настроения.
  3. Послушайте "Шарманка" Дмитрия Шостаковича . Это новый для нас композитор. Спросите деток о настроении музыки. Сравните с "Шарманщик поет", обсудите в чем различия и почему.
  4. Потанцуйте под музыку , подвигайтесь под "Шарманщик поет" и "Шарманка". Двигайтесь произвольно. Крутите шарманку, танцуйте на улицах города, мечтайте у окошка по заунывную песню шарманщика.
  5. Рисуйте карандашами, красками, мелками, ручкой, фломастерами. Чем пожелают ваши маленькие слушатели. Обсудите нарисованные образы, ещё раз описывая музыку. Спросите какое произведение понравилось больше и почему, какое хотелось бы послушать ещё разок.

Афанасий Афанасьевич Фет

Шарманщик

К окну я в потёмках приник -
Ну, право, нельзя неуместней:
Опять в переулке старик
С своей неотвязною песней!

Те звуки свистят и поют
Нескладно-тоскливо-неловки...
Встают предо мною, встают
За рамой две светлых головки.

Над ними поверхность стекла
При месяце ярко-кристальна.
Одна так резво-весела,
Другая так томно-печальна.

И - старая песня! - с тоской
Мы прошлое нежно лелеем,
И жаль мне и той и другой,
И рад я сердечно обеим.

Меж них в промежутке видна
Ещё голова молодая, -
И всё он хорош, как одна,
И всё он грустит, как другая.

Он предан навеки одной
И грусти терзаем приманкой...
Уйдешь ли ты, гаер седой,
С твоей неотвязной шарманкой?..

Скачайте музыку и иллюстрации к занятию классической музыкой с детьми "Под дубом - 365" в нашей группе Вконтакте по ссылке -