Нарисовать рисунок по воображению. Рисование с натуры, по памяти и по представлению на уроках изо в общеобразовательной школе

Друзья, мне часто задают один и тот же вопрос. Про то, как рисовать по воображению, то есть «из головы». Чтобы не повторяться в отдельных письмах, в этот раз я отвечу на сайте. Надеюсь, мой ответ будет полезен для художников, которых тревожит та же проблема.

А начну с последнего письма на эту тему.

Здравствуйте!

Прошлой осенью я уже писал Вам в виде «крика души», на который Вы на мое удивление даже ответили 🙂 Спасибо за это!

Хочу сказать, что большинство основных проблем в моем творчестве я преодолел, но возникла очередная, которая раздражает очень и очень сильно: я не могу (почти) рисовать «из головы». То есть если поставить передо мной гипс, или хозяйскую утварь с фруктами, или даже пейзаж, то сформировать более менее адекватное изображение у меня выходит.

Но вот если я сажусь и хочу нарисовать то, что у меня в голове — … тут начинает ад. Как будто я держу кисть или карандаш в руках первый раз. То есть что сложного — представить в своей голове дерево на фоне реки и нарисовать его акварелью даже в одном цвете. Если бы я видел перед собой этот сюжет то написание наброска у меня заняло пара минут и несколько движенью кистью (в идеале), но представляя в голове, выходит как будто мне 4 года, и родители подарили мне краски с кистями на новый год, лишь бы я перестал бегать по коридорам.

Иногда, разумеется получается, но все равно гораздо ниже уровнем нежели если бы я рисовал с натуры…

Как я понимаю тут дело уже не в умении и не в технике рисования, а именно в «таланте» или «мозге»… Можно конечно продолжать рисовать с натуры, но порой хочется нарисовать что-то иное, что в душе, но не выходит…

На мой взгляд, описанная ситуация не только типична, но и НОРМАЛЬНА.

«Из головы» замечательно писать абстрактные картины, тут пространство для воображения безгранично. Ну в крайнем случае, нечто фантастическое. Какого-нибудь не известного науке Чебурашку или портрет лунатика.

Но если хочется изобразить что-то, что может существовать в реальном мире, да еще и сделать это достаточно правдоподобно, то зачем мучить голову, пытаясь достать из нее то, чего там нет?!

Да, именно так.

Не верите? В порядке эксперимента… Представьте себе какой-нибудь овощ или фрукт, который найдется у вас в холодильнике. Нарисуйте его «из головы», так подробно, как можете себе представить. А потом достаньте из холодильника настоящий и нарисуйте его с натуры. Какой из этих рисунков выглядит более правдивым?

Понимаете, каждый предмет в природе уникален, он существует только в одном экземпляре.

В голове у нас хранится некий обобщенный образ, набор характеристик. Морковка выглядит как вытянутый конус оранжевого цвета. А она может быть такой:

Окружающий мир намного разнообразнее того, что мы можем себе вообразить…

Помимо биологической вариативности есть ведь еще и другие переменные. Тени и рефлексы, которые носят случайный характер. Цвет, в зависимости от общего освещения. Руанский собор в полдень и Руанский собор в серую погоду — два разных по цвету собора.

Художники всегда относились к натуре с большим уважением. И в том, чтобы писать с натуры или писать то, что в душе, нет на самом деле никакого противоречия. Можно писать то, что в душе с натуры — стоит лишь найти подходящую натуру.

Возьмем для примера «Явление Христа народу» А. Иванова.

Понятно, что идея картины взята «из головы», и автор не писал эту сцену с натуры. И замысел здесь действительно монументален. Вот как видел художник свою задачу: «Нужно представить в моей картине лица разных сословий, всяких скорбных и безутешных, проглядывающее горестное чувство, желание свободы и независимости».

Но лица эти не выдуманные, как и детали пейзажа. Известно, что Иванов выполнил для этой картины около 400 предварительных этюдов и эскизов. Работа над полотном продолжалась 20 лет.

И этюды писались с реальных людей. Например, прототипом одного из персонажей был Гоголь.

Часть этих этюдов можно видеть в собрании Русского музея .

Любая реализация любого замысла предполагает сбор материала, и пропускать эту стадию не желательно. В вашей копилке могут быть наброски, эскизы, какие-то подходящие фотографии по теме. И тогда реализованная идея будет весомой и правдоподобной.

Но еще хочу сделать небольшую ремарку. Рисование «по воображению» отличается от рисования «по памяти». Со стороны разница не заметна, художник рисует что-то не глядя на натуру. Однако, по памяти можно нарисовать что-то действительно более-менее убедительное.

Конечно, в этом случае необходим достаточно большой опыт. Если вы нарисовали тысячу портретов с натуры, вы сможете нарисовать лицо, которое вполне может принадлежать реальному человеку. Ваша память будет подсказывать вам какие-то отдельные черты и нюансы лиц, уже вами нарисованных.

Чтобы рисовать по памяти недостаточно просто представлять себе знакомый объект. Его необходимо тщательно изучить, с карандашом в руке, делая наброски и подробные рисунки.

Я время от времени для разминки рисую свой автопортрет. В результате я могу не глядя в зеркало нарисовать лицо, похожее на мое… А вот лица родных или друзей я по памяти нарисовать не смогу, особенно тех, кого никогда не рисовала раньше.

По воспоминаниям современников, многие известные художники обладали уникальной цепкой памятью. Думаю, это не врожденный талант, а результат тренировки, каждый из этих художников имел большой опыт рисования с натуры.

Поэтому, если есть желание рисовать «из головы» — обязательно нарабатывайте опыт в рисунках с натуры, делайте наброски — чем больше, тем лучше. И вскоре эта проблема перестанет быть для вас проблемой)

«Для меня вполне очевидно, что привычка точно рисовать, что мы видим, дает соответствующую способность точно рисовать то, что мы задумываем»…
Джошуа Рейнольдс

Полезная статья? Поделитесь с друзьями:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА «ЗИМНЯЯ СКАЗКА» ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ГОЛОВКИНОЙ Н.С. С УЧАЩИМИСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КЛАССА ЖИВОПИСИ

ТЕМА УРОКА: «Зимняя сказка». Рисование по воображению и представлению.

Дата: 23.12.2015г.

ЦЕЛЬ УРОКА: проверить ранее приобретенные знания, систематизировать, направить на получении новых знаний.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательные: учить создавать зимний колорит; закреплять технические навыки работы с гуашью, используя приемы «мазок», «тычок», «плавная линия».

Развивающие: учить видеть красоту природы; развивать у детей потребность в творчестве; вызвать у детей положительный эмоциональный отклик при восприятии зимней природы, развивать воображение,фантазию, мышление, внимание.

Воспитательные : воспитывать любовь к родной природе; эстетический вкус; вызывать интерес к различным видам искусства.

Тип урока : урок смешанного типа.

Материалы: гуашь, кисти щетинка, синтетика, губка, стаканчик с водой, бумага для акварели (круг d 16).

Оборудование: репродукции картин известных художников

Кравченко Алексей Ильич. Зима на окраине города

Грабарь Игорь Эммануилович . Февральская лазурь

Горбатов Константин Иванович. Зимний пейзаж с церковью.

Васнецов Аполлинарий Михайлович. Зимний сон (Зима).

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. Солнце - на лето, зима - на мороз.

Жуковский Станислав Юлианович. Зима.

Кустодиев Борис Михайлович Зима.

Музыкальная фонозапись: Антонио Вивальди «Зима» из цикла «Времена года»; П.И. Чайковский «Зимнее утро», Песня «Зима» в исполнении Э.Хиля.

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Беседа. Прослушивание музыкальных фонозаписей.
  4. Объяснение учебного материала.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Подведение итогов. Рефлексия.

ЭТАПЫ УРОКА

I . Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на меня. Я рада видеть ваши красивые улыбки, веселые глаза. Такое хорошее настроение поможет нам сегодня легко справиться со всеми заданиями на уроке.

II . Сообщение темы урока .

- Для того, чтобы узнать, что мы с вами будем сегодня рисовать отгадайте загадку:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

(Зимой).

Различные слова и понятия вызывают у нас разные ассоциации, например, что вы представляете, когда произносят слово зима?

Но рисовать мы будем сегодня не простую зиму, а волшебную.

III . Беседа

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

О чем говорит Федор Иванович Тютчев в этом стихотворении?

Художники, композиторы, поэты воспевали зиму в своих произведениях, о зиме есть много загадок, поговорок, пословиц, примет. Назовите те, которые вы знаете.

(Береги нос в большой мороз.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Бело покрывало на земле лежало.

Лето пришло – оно всё сошло (снег).

Очень красива зима в своём белоснежном убранстве. Зима-волшебница приходит к нам в гости, расстилает везде снежные пушистые ковры, покрывает леса, дома белоснежными шапками, сковывает льдом реки и озера.

Посмотрите на репродукции картин известных художников.

- Какие цвета, краски преобладают в зимних пейзажах?

( Синие, голубые, белые, нежно-сиреневые, бледно-желтые).

Зима бывает разная: то светит солнышко и снег переливается серебром, то завьюжит и не видно даже вблизи.

Зима бывает веселая и радостная, но бывает суровая и морозная.

В контрастах и заключается прелесть этого времени года.

А за что мы любим нашу зиму?

(За зимние забавы: катание на санках, лыжах, коньках, игры в снежки, лепку снеговика)

За её красоту придумали ей ласковые названия: Зимушка – зима, Гостья – зима, Зима – волшебница.

Ребята, а хотелось бы вам хотя бы на минуточку заглянуть, где живет Зима –волшебница? Мне бы очень хотелось! И я приглашаю вас. Закройте глаза и представьте, что идем мы с вами по волшебному искрящемуся лесу, а в руках у нас подзорная труба.

Что вы видите вокруг себя? (ответы детей)

Идем мы, идем и вдруг попадаем в зимнюю сказку, перед нами густые заросли кустарника, мы смотрим в подзорную трубу,медленно отодвигаем веточки, чтобы нас не засыпало пушистым снежком, и нашему взору представляется опушка леса, а на ней избушка – вся в снегу….(играет музыкальная запись песни «Потолок ледяной»)

Как вы думаете, кто живет в избушке? Почему мы не можем подойти ближе? Захотелось ли вам нарисовать заснеженный домик?

Посмотрите, что получилось у меня.

Показ образца.

Почему рисунок выполнен в круге? (Потому что смотрим издалека в подзорную трубу).

IV. Объяснение последовательности выполнения работы.

Начинаем с фона. Примерно, одну треть листа займет небо, оно у нас зимнее вечернее, т.е. достаточно темное. Небо пишем кусочком губки синей и фиолетовой гуашью. Оставляем местечко для луны. Нижнюю часть листа покрываем голубой гуашью(белая+синяя).

Фиолетовой краской рисуем темные тучки. Очень произвольно, горизонтальными мазками. Используем толстую кисточку-щетинку.

Остатками голубой освещаем те места туч, куда попадает лунный свет.

Опять берем фиолетовую гуашь и пишем дальний лес. Его очертания похожи на кардиограмму, так и пишем его, острыми зигзагами. И сразу же тень от леса остатками краски на кисточке.

А теперь наш рисунок немного подсохнет, а мы передохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ИГРА «Доскажи словечко»

Я Зима. Люблю мороз.

Довожу людей до … (слез)

А сама их зря не трачу,

Уходя весной… (заплачу).

Вдоль по улице метелица метет,

Белый снег-то все поземкою … (несет).

Молодцы! А сейчас давайте представим, что мы снежинки-пушинки.

(Дети двигаются под музыку «Зимняя сказка», импровизируя снежинки)

Рисунки просохли, внимательно посмотрите, что нужно еще дорисовать.

Да, теперь можно заняться зимним домиком.Для него нам нужно три цвета гуаши: охру(у кого в наборе нет охры, получить её можно, смешав, желтый и коричневый),коричневый и темно-коричневый (коричневый+черный).
Начинаем охрой. Боковые стены, пол, потолок, а затем прорисовываем окна, крыльцо. В конце наносим краску на снег -падающий свет от окон.

Снег на крыше домика -голубого оттенка, на крыше крыльца чуть темнее. Самые освещенные места на крыше показываем белой гуашью.

Оранжевым покрываем нижнюю часть окон и оранжевый добавляем к падающему свету на снегу.

Белой гуашью осветляем верхнюю часть окон. Там источник освещения, там должно быть светлее всего.

Темно-коричневой гуашью, тоненькой кисточкой прорисовываем все деревяшки домика,рамы на окнах. Тени от рам на снегу должны быть голубыми, светлее, чем сам снег.

Тонкой кистью белой гуашью рисуем сосульки, капающие с крыш, снежок, который задуло между деревяшками домика,снежок на рамах окон, на подоконниках, на углах дома.
Фиолетовой гуашью толстой щетиной рисуем фон для ближних деревьев справа и слева от дома.

Черной гуашью очень быстро, схематично пишем стволы деревьев и крупные ветки, достаточно часто, густые заросли растительности. И ещё добавляем лунного света на тучки.

Голубой гуашью пишем снег на деревьях.Используем тонкую щетину.

Осталось нанести падающий снег. Берем в левую руку толстую щетиновую кисть, макаем в белую гуашь, затем в чистую воду и забрызгиваю всю работу. Как получить мелкие частые брызги: кисть с краской в левой руке, расположена параллельно рисунку. Правым указательным пальцем оттягиваем щетину на себя и отпускаем. Если не получается, значит кисточка не достаточно намочена.

V . Самостоятельная работа.

Ребята, но ведь избушка у нас не простая, сказочная, искрящаяся…

Что бы вам хотелось еще добавить к своему рисунку?

(используют блестки, украшают веточки деревьев, избушку).

Играет музыкальная фонозапись.

VI . Подведение итогов. Выставка. Анализ работ. Рефлексия.

– Понравился ли вам сегодня наш урок?

– Какое время года мы рисовали?

– Какая зима?

– Какие краски мы брали?

– А какой зимний волшебный праздник мы все ждём?

(Новый год)

Спасибо за урок!

Сараева Н.П.

учитель ИЗО

Рисование с натуры, по памяти и по представлению

на уроках ИЗО в общеобразовательной школе

В современном мире искусство не утратило сво­его значения в области воспитания подрастающего поколения, в развитии художественного вкуса и восприимчивости прекрасного в окружающей жизни.

Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребенку не сами по себе, к этому должен забот­ливо и пристрастно вести его взрослый. И прежде всего учитель школы - профессионал, который донесет до неискушенного ученика все тонкости своего дела - преподавания изобразительного искусства, научит понимать и чувствовать мир художника, а через него - красоту и смысл жизни, реальности.

Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. Успех здесь может быть обес­печен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью под­готовлен к восприятию картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Незаменимую роль в этом играют уроки изобразительного искусства.

Изобразительное искусство - это прекрасный, удивительный и притягательный мир. Не всегда можно просто, сразу же войти в него. Мир этот живет по своим осо­бым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринять всю красоту и слож­ность изобразительного искусства.

Далеко не последнее место в школьном преподавании изобразительного искусства отводится таким видам работ как рисование с натуры, по памяти и по представлению, выполнение которых способствует развитию возможности обучающимся видеть мир во взаимосвязи с искусством, формированию творческой личности. Учащиеся, понимающие язык графики, живописи, скульптуры, гораздо глубже воспринимают другие виды искусства.

Различные виды творческой деятельности, освоенные учащимися, способствуют воспитанию у них отношения к изобра­зительному искусству как форме человеческого сознания, к деятельности, требующей глубоких знаний, большого труда, наблюдательности, целеустремленности, умения преодолевать трудности.

Рисование с натуры

Рисование с натуры является ведущим разделом обучения, наглядным методом обучения, который дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной работе.

Рисование с натуры в овладении умениями и навыками грамотного изображения играет большую роль. Это справедливое утверждение многих методистов нашло отражение в различной литературе, программах по рисованию и изобразительному искусству. Трудности рисования с натуры не только для подростков, учащихся общеобразовательной школы, но даже и для профессионалов заключаются в том, чтобы, пройдя через анализ, сохранить свежесть, активность и целостность первоначального восприятия, углубить и обогатить его. Пристальное аналитико-синтетическое восприятие предметов действительности в процессе рисования с натуры побуждает к созерцанию; эта способность чрезвычайно важна для возникновения эстетических эмоций и художественного образа.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе создает предпосылки не только для овладения основами грамотного изображения, но и условия для творческого художественно-образного отражения действительности. Одним из видов творческой работы, художественно отражающих действительность можно назвать натюрморт.

Главной задачей в натюрморте является развитие у школьников способности эмоционально-эстетически воспринимать изображаемые предметы. Направленность зрительного восприятия должна носить эмоциональный характер. Почувствовав красоту предметов, ребенок начинает иначе смотреть на обычный натюрморт; он видит гармонию очертаний вазы, сверкающую белизну тарелок, живописную фактуру драпировки, то есть, учится анализировать увиденное и видеть красоту предметов, окружающих их в обычной жизни.

При работе над натюрмортом решаются следующие учебные и творческие задачи:
1) анализ формы, пропорций, строения, пространственного положения;
2) изображение симметричной формы предметов с помощью средней линии;
3) анализ цвета;
4) обучение приемам работы с разными материалами (графическими, живописными, пластическими).
5) приобретение навыков работы в монохроме;
6) изучение правил композиции;
7) приобретение навыков работы по памяти и по представлению (наблюдение, знание).

Курс изобразительного искусства предусматривает выполнение обучающимися различных натюрмортов, начиная с несложных, составленных из одного – двух предметов, усложняющихся на последующих этапах обучения.

Так в пятом классе в начале учебного года выполняется натюрморт с фруктами и овощами. Работа над натюрмортом начинается с композиции - расположения группы предметов на плоскости листа бумаги. Изображение предметов должно быть очень крупным и целиком занимать лист бумаги. Затем прорисовываются очертания и конструкция предметов натюрмор­та, начиная с самых крупных. Далее убираются линии построения, и начинается работа красками. Тонкими линиями намечаются границы света, тени, полутени, бликов и рефлексов на предметах, с помощью цвета и светотени передается красота формы, поверхности, цветовой окраски предметов.

Дети учатся понимать натуру, познают законы грамотного ее изображения, овладевают навыками строить работу последовательно от простого к сложному, от элементарных упражнений к задачам более разнообразным и глубоким.

В процессе обучения рисованию с натуры заложены учебные задачи,

которые содержат много различной информации, например: если рисуют фрукты, овощи - информация - где растут, о работах художников - мастерах натюрмортов; если инструменты – следует рассказ об их назначении. Когда рисуют предметы домашнего обихода – рассказывается о традиционных народных украшениях предметов быта (Палеха, Хохломы и других народных промыслов), рассказ о приемах промысла. Зрительный ряд, который обычно сопровождает любую информацию, обеспечивает более осознанное рисование школьниками.
Так на следующем этапе выполняется рисование осеннего натюрморта «Ветка рябины и яблоко». Рисованию предшествует рассказ о рябине: «На фоне тройки священных деревьев (ясень, орешник, дуб), обычная рябина выглядит скромно. В наших лесах это дерево, с его тонкими ветвями, резными листьями, крупными ягодами, качающееся на ветру среди могучих дубов и сосен, такой же символ магии, как и эта священная тройка.

В прошлом священные рябиновые рощи росли на неприкосновенных местах святилищ древних богов, поскольку рябина обеспечивала магическую защиту и способствовала предсказаниям. Кроме того, с рябиной связывали такие навыки, как умение контролировать свои чувства и уберегаться от чужих чар.

Растущая близ дома рябина до сих пор считается хорошей приметой, и срубать ее, без крайней необходимости, не хорошо, и обращаем внимание на необыкновенную красоту этого дерева». Детям предоставляется возможность познакомиться с некоторыми живописными работами, на которых изображена рябина. Обращается внимание на растущую за окном кабинета рябину, которую в это время года – осенью - украшают яркие кисти ягод.

Далее учитель совместно с учениками анализирует натурную постановку, форму, объем букета из рябины, пространственное положение, уровень горизонта, строение листьев и гроздей рябины. Демонстрируется последовательность линейного построения рисунка натюрморта. Особое внимание уделяется первому этапу - определению композиционного расположения всей группы предметов натюрморта на листе бумаги. Обращается внимание на правильную и неправильную композицию рисунка натюрморта. Учащиеся с большим интересом относятся к этой работе. Натюрморты получаются очень яркие, красивые и эмоциональные. Красота рябины за окном тоже находит отражение в выполненных рисунках учащихся.

В седьмом классе предусмотрено выполнение «Праздничного натюрморта» и национального «Русского натюрморта».

Во время рисования «Праздничного натюрморта» с натуры необходимо напоминать обучающимся о необходимости рассматривать рисуемый предмет и сравнивать со своим рисунком. Чтобы натюрморт легче воспринимался, задаются контрастные предметы, несложные по форме и разные по цвету. В то же время необходимо помочь увидеть ребенку характерный цвет и форму предметов, обратить его внимание на эстетические качества модели. В постановочной работе может быть небольшое количество предметов, но повышаются требования к качеству выполнения рисунка.

При выполнении «Русского натюрморта» учащиеся расширяют знания о

декоративно-прикладном творчестве народов России, о народных про­мыслах, специфике образно-символического язы­ка и роли цвета в произведениях декоративно-прикладного искусства. Натюрморт составляется из предметов русского быта (крынка, берестяной туесок, глиняная миска, деревянная ложка). Обращается внимание учащихся, что рисунок по­становки - это не просто сумма частностей, один предмет подрисован к другому. Это нечто це­лое, но включающее в себя несколько предметов. Здесь необходимо позаботиться о взвешенности композиции, пластическом единстве всего рисунка.

Даже выполняя рисунок крынки, в общем, неслож­ного предмета, необходимо соблюдать определен­ную последовательность. Начинаем с изучения фор­мы, разбираемся в строении, фактуре поверхности. Затем вкомпоновываем изображение в формат и приступаем к конструктивному построению. Прове­ряем правильность рисунка, вертикальность оси, симметричность правой и левой сторон крынки, устойчивость на плоскости: нет ли ощущения, что предмет заваливается вперед или назад. Если есть, значит, неточно намечены лежащие горизонтально части крынки или другой вещи относительно уровня глаз. После исп­равления неточностей и ошибок всей композиции учащиеся начинают работать красками.

Таким образом, закрепляются знания, полученные в процессе обучения. Количество заданий уменьшается, но требования к качеству возрастают.

Первым шагом в освоении приемов изображения объемных предметов является рисование простейших геометрических тел. В начальной школе учащиеся знакомятся с геометрическими телами, усваивают навыки линейного построения. В средней школе эти знания расширяются и углубляются. Умение понимать и рисовать основные геометрические тела учащимися дает достаточно знаний для изображе­ния любого бытового предмета, которые при анализе формы обнаруживают сходство с геометрически­ми телами или состоят из их сочетаний.

Геометрические тела лежат в основе многих предметов, в них хорошо заметны все перспективные изменения, а процесс изображения этих тел прост и определяется лишь несколькими частными этапами.

В пятом классе выполняется рисование «Натюрморта из геометрических тел», составленный из геометрических тел различной формы (параллелепипед, цилиндр, шар). Задание выполняется мягкими карандашами: ТМ, М, 2М. Рисование данного натюрморта преследует следующие цели:

Знакомство с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью;

Рисование с натуры геометрических тел с попыткой передачи объема;

Понимание конструктивного строения предметов, элементов линейной перспективы;

Развитие зрительной памяти, передачи впечатлений, пробуждение фантазии, творческого воображения;

Рисование от общего к деталям;

Развитие памяти, умения комбинировать детали;

Укрепление межпредметных связей (математика).

Учебная постановка направлена на познание основ перспективы, умение понимать конструкцию предметов, светотенью выявлять объем. Уроки, полученные при рисо­вании простых предметов, по­могут позже передавать любые объекты, независимо от их разме­ров и сложности. Например, зда­ния мыслятся как комбинации сфер, цилиндров, конусов, призм и пирамид. Купола соборов - обычно полусферы, крыши неко­торых домов напоминают трех­гранные призмы или невысокие пирамиды. Хранилища газа и воды, в большинстве случаев ци­линдры с коническими или ку­полообразными верхушками. Интерьер комнаты, мебель также имеют геометрические пропор­ции.

В шестом классе, закрепляются знания, полу­ченные на предыдущих этапах обучения. Например – «Рисование с натуры столярных инструментов» – натюрморт с рубанком и киянкой. Данное учебное занятие способствует формированию пространственных воображений, развивает умение использовать законы линейного построения рисунка.

Умение рисовать рубанок, в основе которого лежит параллелепипед, дает достаточно знаний для изображения любого бытового предмета, который при анализе формы обнаруживает сходство с этим геометрическим телом или состоит из сочетаний нескольких параллелепипедов, в том числе - киянка.

Работа над рисунком «Рисование с натуры столярных инструментов» представляет собой последовательное решение связанных между собой основных задач.

1) Перспективное построение предметов (параллелепипеда) в угловом положении. Определение линии горизонта и двух точек схода, предопределяющее грамотное размещение предметов на листе.

2) Определение четырьмя линиями контур горизонтальной грани параллелепипеда корпуса рубанка на плоскости листа. Боковые плоскости, ограниченные вертикальными ребрами, изображаются вертикальными линиями. Затем намечается пространственное расположение и величина киянки, перспективные сокращения форм.

3) Построение сквозного рисунка каждого геометрического тела. Передача пропорций предметов, соотношений по высоте, ширине, соразмерности предметов, хорошо передавая конструкцию предметов.

4) Определение градаций светотени, передача объема, грамотное владение штриховкой «по форме». Объясняется зависимость освещенности предмета от силы и удаленности источника освещения.

Несмотря на возникающие трудности, рисование данного натюрморта интересно для учащихся, а хорошее выполнение рисунка повышает самооценку. Для получения такого изображения необходим не только жизненный зрительный опыт, но и знание перспективных закономерностей. Знание этих закономерностей поможет при изображении по памяти и по представлению объемных предметов в пространственном окружении.

Все окружающие нас предметы имеют форму. Мы различаем их по признакам этой формы. Существует установленная геометрией классификация форм. В одних случаях признаки формы предмета очень ясны, они точно укладываются в эту классификацию, в других еле заметны. Иногда формы, знакомые по классификации, образуют новые, сложные и неповторимые сочетания их в предметах. Развивая у детей восприятие и умение передавать форму предметов на плоскости, мы обращаем внимание сначала на ее ясно различимые особенности.

Во многих произведениях художников можно встретить изображения различных построек, домов. Это деревенские избы, старинные деревянные и кирпичные особняки, современные дома. Умение рисовать здания особенно важно для архитекторов. С простейшими закономерностями линейной перспективы и с правилами объемного изображения, учащиеся опять встречаются при рисовании с натуры на уроке в пятом классе по теме «Наброски с натуры модели домика».

Учащиеся могут выполнить один, два наброска модели домика в разных поворотах или один длительный рисунок с выявлением штриховкой объема домика. Следует заметить, что дети смотрят на модель домика с разных сторон, значит, их точки зрения различны. Для одних детей домик будет повернут своим фасадом, для других окажется расположенным с угла. Поэтому для формирования у них полноценного образа дома необходимы анализ его конструкции, геометрической формы и наблюдение с разных сторон.

Любой художник в течение всей жизни уделяет много внимания изображению человека. В общеобразовательной учебной программе определенное количество часов тоже уделяется изображению человека, предусматривая выполнение рисунков с натуры по темам «Наброски с фи­гуры челове­ка» и «Наброски с фи­гуры челове­ка, сидящего в профиль».

Наброски - одна из разновидностей рисунка, быстрые, лаконичные зарисовки. Чаще всего они бывают небольшого размера. Это обусловлено назначением и спецификой набросков, быстротой их выполнения, условиями, в которых они выполняются. Занятия набросками играют важную роль в процессе овладения изобразительной грамотой. Систематическая работа над набросками развивает наблюдательность, глазомер, воспитывает чувство пропорций, обогащает наблюдениями и знаниями.

В набросках находят преимущественно главные, наиболее существенные характеристики изображаемых фигур. Существенное значение в быстром рисовании играет умение начинать работу с установления целого. При рисовании с натуры набросков, надо стремиться выразить общее впечатление от натуры. Дать цельное представление о ней. Одной из весьма важных задач, стоящих перед учащимися, является правильная передача характерных особенностей изображаемых фигур, в том числе пропорции отдельных частей тела. При выполнении набросков человека учащиеся руководствуются правилами, взятыми из античных канонов, о пропорциях человеческой фигуры. В процессе создания композиции учащиеся все время сопоставляет натуру со своим рисунком.

Самостоятельная работа учащихся может выполняться различными способами:

Выполнение набросков одними линиями (первые линии изображают общее очертание фигуры, а затем прорисовываются части фигуры);

Выполнение набросков с помощью линий, схемы (вначале проводятся прямые отрезки линий, показывающие пространственное расположение частей фигуры, затем прорисовывается объемная форма фигуры).

Для подкрепления наглядности материала можно показать сходные позы (стоит прямо, стоит боком, сидит прямо или сбоку) на репродукциях, придать похожую позу натурному материалу. Лицо человека при этом детально не прорисовывается.

Занятия набросками играют важную роль в процессе овладения изобразительной грамотой. Систематическая работа над набросками развивает наблюдательность, глазомер, воспитывает чувство пропорций, обогащает наблюдениями и знаниями. Целенаправленное рисование с натуры содействует формированию мировоззрения учащихся, приучает их к сознательному восприятию явлений и предметов окружающей действительности, воспитывает их художественный вкус.

Рисование по памяти и по представлению

Творческая работа на любую тему в значительной степени основывается на работе памяти и воображения. Поэтому в процессе подготовки учащихся к творческой деятельности необходимо осуществлять постоянную тренировку зритель­ной памяти, содействовать обогащению и пополнению запасов зрительных представлений, что достигается путем соответствую­щих упражнений в рисовании с натуры и по памяти.

Основой успешного рисования по памяти и по представлению является систематическая работа учащихся над рисунками и набросками с натуры. Рисуя с натуры, учащиеся изучают и запо­минают характерные особенности строения различных объектов, знакомятся с принципами их изображения. На этой основе и ба­зируется рисование по памяти.

В практике художественного образования сложилась опреде­ленная терминология, которая различает некоторые виды работы над изображением, проводимые без непосредственного использова­ния натуры. Это рисование по памяти, по представлению, по во­ображению. В их основе лежит работа памяти, мышления, а также предшествующие наблюдения и рисование с натуры.

Под рисованием по памяти подразумевается выполнение рисун­ков и набросков на основе зрительной памяти.

При рисовании по представлению изобразительная деятель­ность протекает по несколько иному принципу. Изображение вы­полняется также на основе работы памяти, с использованием зри­тельных представлений, полученных ранее в результате наблюде­ний и натурных зарисовок. Кроме того, в процессе рисования по представлению определенную роль играет воображение, умение изобразить знакомые объекты в различных положениях, комбина­циях. Рисование по представлению является более сложным видом изобразительной деятельности, чем рисование по памяти.

Рисование по памяти и по представлению находит свое применение в учеб­ной работе с учащимися. Программа подготовки учащихся к рисованию по памяти включает различные задания, упражнения.

Одним из заданий, над которым работают учащиеся в пятом классе «Рисуем отгадки к народным загадкам». Знакомство с таким видом устного народного творчества как загадки учит присматриваться ко всему окружающему миру, видеть красоту, радоваться его многообразию, развивает ассоциативное мышление, любознательность, расширяет кругозор. Детям предлагается проиллюстрировать загадки, но при этом продумать композицию так, чтобы рисунок - отгадку нельзя было увидеть рядом с текстом загадки. Лист бумаги можно согнуть, как открытку. Текст загадки, описывающий художественно-выразительными средствами признаки, по которым угадывается предмет, пишется печатными буквами цветными карандашами, фломастерами, шариковыми ручками на первой страничке. Ответ - отгадка рисуется внутри открытки. Выполнение этого задания требует от учащегося грамотного владения композицией, линией, цветом, развитого ассоциативного мышления.

В работе по представлению большую роль играют знания о действительности, ее наблюдение. Знания классифицируются, объединяются и сохраняются в памяти. Определенных знаний и наблюдений требуется и от художника – анималиста.

Знакомство учащихся с анималистическим жанром в средней школе предполагает выполнение набросков и рисования животных. Особенность анималистическо­го жанра изобразительного искусства требует знать анатомическое строение, про­порции, цветовой окрас живот­ных.

Работая по темам «Рыжий кот», «Наброски домашних живот­ных», учащиеся реализуют следующие виды деятельности:

1) Анализ основных форм, частей тела животных.

2) Ознакомление с поведением и способами передвижения.

3) Уточнение характерных движений.

4) Особенности внешнего вида (кожа, мех).

5) Изучение среды обитания.

6) Умение выполнять рисунок живот­ного с применением средств художественной выразительности.

Неправильно делают те учащиеся, которые, получив задание нарисовать животное по памяти, сразу приступают к процессу рисования, не дав себе труда представить, что надо сделать, предварительно не добившись четкого мысленного воспроизведения в памяти объекта, подлежащего зарисовке. В этой работе учащимся может помочь развитые память и воображение, наличие навыков и умений, которые вырабатываются в процессе последовательного многократного повторения.

Отношение к миру природы выражается в первую очередь в жанре пейзажа. Любовь к родной природе, понимание ее красоты - непременная часть патриотического воспитания человека. Чувства привязанности к родной, земле начинается именно с осознания поэзии окружающего с детства мира природы.

Практическая работа в жанре пейзажа дает много возможностей осознания и освоения элементарных худо­жественных навыков, которые расширяются и углубляются в задачах каждого урока. Работа по памяти и представлению по выполнению пейзажа «В осеннем парке», этюда «Багрец и золото осени» позволяют учащимся совершенствовать знания о применении законов линейной и воздушной перспективы, колорита, ком­позиции.

Для более полного и яркого представления природы показываются классу репродукции картин русских художников, обращается на колорит представленных картин, потому что именно от выбора цвета зависит настроение картины, ее эмоциональное воздействие. Колорит полотна может быть радостным и печальным, спокойным и тревожным, загадочным и ясным.

Так красно-взволнованный колорит А. Архипова и Ф. Малявина создает мажорное настроение их произведений. И наоборот: минорное настроение навевают нежно-задумчивые краски В. Борисова-Мусатова или холодный сказочно таинственный колорит М. Врубеля.

Известно, что природные цвета предметов сами по себе редко бывают гармоничны. Однако они всегда выглядят объединенными и сгармонированными именно благодаря общему освещению. В работе по памяти у учащихся наибольшую сложность и затруднение вызывает передача цветовых характеристик натуры. Так, например, цвет травы, листвы деревьев пишут иногда просто oттенками зеленого цвета, кирпичный дом - оранжево-красным, голубым и так далее.

Поэтому, учащимся рассказывается, что колористическое единство изображения акварельными красками иногда достигается художниками механическим путем. Для этих целей во все оттенки, которыми изображаются предметы, вводится одна и та же краска, этих же результатов добиваются предварительной прокладкой тем или иным цветом.

Заканчивается беседа анализом особенностей осени и изменений в осенней природе. Школьники вспоминают свои наблюдения во время прогулок на природе и делятся своими впечатлениями. Чтение отрывков стихотворения И. Бунина «Листопад» и из произведения Г. Скребицкого «Художник - осень» закрепляют эстетические впечатления детей от осеннего парка или леса.

Рисование на тему «Пейзаж с изображением домов выше, ниже и на линии горизонта» ставит перед учащимися следующие цели и задачи: изучение особенностей изображения призматических форм, расположенных на разном уровне к линии горизонта; закрепление сведений о линейной перспективе: линия горизонта, уровень горизонта, точка зрения, точка схода, фронтальная и угловая, воздушная перспективы. В процессе работы над рисунком расширяются умения и навыки соблюдения законов фронтальной и воздушной перспективы, вводится понятие линейной угловой перспективы.

Обратить внимание на красоту движений тела человека, применить знания и умения, полученные ранее при рисовании фигуры человека с натуры, закрепить выразительность пропорций тела в движении фигур позволяет рисование на такие темы как «Спорт», «Материнство».

При рисовании по памяти и представлению на тему «Спорт» учащиеся д ля большей выразительности должны выбрать такие положения тела и моменты движения, когда наиболее полно ощущается динамика - ее кульминационные моменты. Движение фигур может быть усилено динамичными композициями.

При анализе работ художника А. Дейнеки обращается внимание учащихся на то, что фигуры в спортивной игре никогда не располагаются на одной линии - кто-то находится ближе к зрителю, кто-то дальше. Обращается внимание на возможности перекрытия фигуры фигурой и их ритмической связи при изображении фигур в едином действии.

Далеко не безразлично, в каком месте помещено изображение. Если в центре листа - оно будет неподвижным. Также неподвижным оно окажется и у самого края. Край листа как бы держит изображение. Предлагается подумать, куда следует поместить изображение, чтобы оно стало динамичным.

В конце беседы учащиеся должны ответить на вопрос: почему движения фигур, передающие движение спортивных игр, в работах художников так убедительны? Ответ заключается в том, что убедительно только то, что мы сами увидели в жизни. Все это создает ощущение естественности происходящего, жизненности.

Тема материнства присутствует почти в каждой программе по изобразительному искусству – важнейшая тема отношения к жизни и близкая ребенку. Она всегда проходит с особым интересом, но и довольно трудна, - здесь надо передать чувства людей через их изображение, мимику. З рительный ряд из произведений выдающихся русских и зарубежных художников, пословицы создают определенный настрой для работы. Не всегда достаточно хорошо представляя себе характер работы по памяти, учащиеся боятся пробовать свои силы или же неудачную попытку расценивают как неспособность к рисованию по памяти вообще. В связи с этим необходимо отметить, что рисунок по памяти, необязательно должен быть подробным, исчерпывающим в передаче впечатления от увиденного. Учащимся трудно добиться сходства даже при рисовании с натуры, а при рисовании по памяти это сделать еще труднее. Тем не менее, эти вполне естественные трудности не должны пугать и расцениваться учащимися как непреодолимые.

Процессы изображения по представлению, могут быть различными в зависимости от своего содержания и взаимоотношений между наблюдением, и воображением, участвующими в процессе рисования. Образы представления могут быть очень далеки от предметов действительности, например сказочные: в них причудливо сочетаются признаки действительности, нарушая привычные для нас законы предметного мира. В изображении по представлению можно передавать образы далекого прошлого. Рисующий воссоздает их в своем воображении на основании знаний и представлений о материальной культуре народов, природе и жизни минувших эпох. Такой работой является рисование по представле­нию в пятом классе на тему «Старин­ный терем».

На уроке учащиеся знакомятся с изображе­нием архитектурных сооружений в картинах мастеров русской живописи, с архитек­турным ансамблем Мос­ковского Кремля. Затем учащиеся рисуют «старинный терем» с использованием геометрических фигур, которые они раньше изучили и изображали (куб, конус, четырехгранная призма, цилиндр, шар). Таким образом, упражнения в рисовании по памяти и по представлению содействуют закреплению ранее полученных знаний, развитию зрительной памяти и пространственного мышления.

Рисование по памяти и по представлению - это рисование композиций на темы окружающей жизни. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности и цвета предметов.

Создание произведений искусства немыслимо без творческой фан­тазии, без участия памяти. Многие русские и зарубежные художники-педагоги использо­вали в своей педагогической работе с учащимися занятия рисова­нием с натуры, по памяти и представлению в качестве обязательной составной части процесса обучения будущих художников.

В повседневной работе над рисунками детям необходимы развитое творческое мышление, богатый запас пластических наблюдений, прочные навыки уверенного и свободного рисования, умение импровизировать. Эти качества приобретаются в результате систематического рисования с натуры, по памяти и по представлению. Умение рисовать по памяти обеспечивается знанием перспективы, пластической анатомии, цветоведения. В рисовании на темы - по памяти и представлению - учащиеся применяют умения , которые были выработаны при рисовании с натуры . Без них невозможна успешная работа над заданиями по тематическому рисованию, композиции, поскольку композиционный эскиз не составляется механически.

Сочинение композиционных эскизов - одно из важных средств развития памяти, наблюдательности, творческого воображения. По тому, как учащийся справляется с заданиями по композиции, можно в известной мере судить о том, насколько эти данные у него развиты. Надо иметь в виду, что развитие способности работать «от себя» не самоцель, а необходимое условие для успешной работы, особенно по композиции, тематическому рисованию. Основными помощниками в данном случае являются мастерство, память, воображение рисующего, а также его наблюдения и знание жизни, приобретенные при работе с натуры.

Таким образом, рисование с натуры, по памяти и по представлению выполняют общие задачи:

  • совершенствование и закрепление навыков грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема,
    освещенности, пространственного положения, цвет предмета, выделение композиционного центра;
  • отработка умения выразительно выполнять рисунок;
  • развитие умения самостоятельно выбрать сюжет предложенной темы и передать художественными выразительными средствами
    свое отношение к нему;
  • развитие фантазии, воображения, логического и пространственного мышления.

Завершая работу также можно сказать, что рисование с натуры, по памяти и по представлению воспитывает у обучающихся эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивает художественный вкус и творческое мышление, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

Список литературы

1. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Просвещение. 1987. – 255с.

2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение». 2013. - 175 л.

3. Рисунок. Учебное пособие для студентов художественно-графического факультета педагогических институтов. Под редакцией А.М. Серова. М., «Просвещение», 1975. 271 с.

Информационные ресурсы

В предыдущих уроках серии мы узнали, как «приручить» карандаш и освоили координацию рук и глаз. Надеюсь, у вас было достаточно времени, чтобы испробовать эти уроки на практике! Сегодня я представляю серию упражнений, которые, по сути, являются продолжением темы, и для некоторых из вас это может быть началом «настоящего рисования» - создания предметов вместо их срисовывания.

Я объяснила философию и механизм рисования из воображения в другом уроке, поэтому перейдем сразу к сути. Прежде чем начать выполнять этот урок, убедитесь, что вы прочитали статью и практиковали предыдущие упражнения достаточно долго!

Что изучать

Прежде чем начать упражнения, давайте определимся с нашей целью. Прочитайте, пожалуйста, комментарий, добавленный к одному из моих уроков, а именно к уроку со 2 стадией:

«Я не умею рисовать. Я, правда, не умею, но эти упражнения для меня легки. Я могу нарисовать 10 линий одной длины и точки на определенном расстоянии, и я не могу представить кого-либо, для кого это будет сложно».

Очень интересно, не так ли? Он не умеет рисовать, но на самом деле он умеет. Проблема здесь кроется в определении. Мы уже разделили умение рисовать на 4 стадии, представленные здесь в упрощенном виде:

  1. Рисование - создание границ.
  2. Рисование - контроль границ.
  3. Рисование - создание границ, напоминающих реальные предметы.
  4. Рисование - создание границ, напоминающих реальные предметы нереальным образом.

Все эти стадии касаются умения рисовать, однако, каждая из них основана на совершенно разном наборе способностей. Два человека, которые говорят «Я не умею рисовать» думают о двух разных вещах, и, возможно, им понадобятся разные упражнения, чтобы справиться с проблемой.

Первые две стадии - технические. Они не касаются воображения или креативности, они касаются непосредственно действия - рисования. Другие две стадии включают в себя творческую часть - вы используете техническую способность рисовать, чтобы передать картинки, возникающие в вашем сознании. Люди передают свои идеи разными способами, например, при помощи музыки или поэзии, но если ваши идеи касаются зрительного восприятия, рисование кажется наиболее подходящим способом для их передачи.

Однако даже освоение технических способностей не гарантирует, что вы сможете рисовать то, что вы хотите. На этом месте техническая часть способности рисовать заканчивается, ибо рисование по воображению не касается исключительно технического умения что-то делать, а скорее относится к пониманию того, что вам следует делать.

Если вы можете срисовать что угодно с картинки или фотографии идеально и точно, но не можете рисовать по воображению, это не значит, что вы не умеете рисовать - на самом деле, вы очень хороши в рисовании! Проблема заключается в том, что вы пытаетесь нарисовать. В случае с картинкой вы точно знаете, что это, и все-все линии находятся прямо у вас перед глазами. Но с воображением так не выйдет! Вы можете «видеть» лицо своего друга очень четко в своей голове, но если я спрошу вас цвет его глаз - вы потеряетесь.

Исходя из этого, мы можем заключить, что рисование из воображения касается не столько рисования, сколько знания вещей, которые вы хотите нарисовать. Вы знаете, как готовить, но вам нужны рецепты, чтобы приготовить что-либо. Со временем вы сможете создавать свои собственные рецепты, но для начала вам необходимо узнать, как они выглядят!

И, последнее предупреждение: в этих упражнениях предполагается, что у вас нет проблем с точным копированием с источника. Если это не так, вернитесь к предыдущей части, или, если это слишком скучно, практикуйтесь в копировании с источника, пока это у вас не будет получаться с легкостью. Иначе, для вас это покажется слишком сложным, как, например, использовать рецепты, не зная, как включить духовку!

Как научиться

Этот урок будет отличаться от предыдущих. Вы больше не новичок, поэтому вы должны уметь работать более независимо. Также, эти упражнения имеют иную структуру, чем «делайте это, пока не станет скучным». Вот как долго вы должны делать данные упражнения:

  • 1: Пока вы не поймете концепцию
  • 2, 3, 4: Пока вы не сможете рисовать формы без больших усилий и очевидных ошибок (очевидные ошибки - это ошибки, которые вы видите сразу после того, как их сделаете)
  • 5: Пока вы не выработаете набор линий, который вы сможете воссоздать легко и без усилий
  • 6: Пока вы не будете укладываться во временные ограничения
  • 7 : Пока вы не найдете набор форм, который вы сможете воссоздать легко и без усилий
  • 8: Пока в уроке для вас не останется ничего удивительного (долгосрочное упражнение)
  • 9: Пока вы не разовьете навык до автоматизма (долгосрочное упражнение)
  • 10: Пока вы не сможете нарисовать предмет точно, не видя никаких источников долгое время (долгосрочное упражнение)

Я буду часто говорить вам вернуться к предыдущему упражнению, если что-то не получается так, как должно. Пусть вас это не расстраивает. Несомненно, было бы здорово, если бы все прошло гладко, но лучше видеть ошибки и исправлять их, чем не знать, почему рисунок выглядит плохо, и претворяться, что это не так. Структура этого урока иерархическая, а это значит, что неисправленная ошибка из одного упражнения будет преследовать вас в следующем. Не позвольте этому случиться!

1. Поймите концепцию глубины

Даже от одного слова «перспектива» по коже бегут мурашки. На ум приходит архитектура и куча аккуратно вымеренных линий. Однако, это не то, что значит перспектива. Перспектива позволяет нам представить , как объект, который мы наблюдаем, будет выглядеть, если его повернуть или переместить. Отсюда следует, что этого нельзя избежать, если вы хотите рисовать по воображению!

Когда вы срисовываете с картинки, вам не нужно думать о перспективе. Все, что вам нужно, уже есть на картинке. Но если вы попытаетесь рисовать из воображения, становится невыносимо трудно нарисовать какую-либо позу верно помимо изначальной позы. Талантливые люди обычно останавливаются здесь, и оттачивают умение рисовать эту единственную позу, потому что лишь ее одну они могут нарисовать. И они даже не представляют, что они могут научиться рисовать то, что они не умеют!

Рисование только одной позы похоже на добавление одного и того же соуса ко всем блюдам. Не важно, насколько соус универсальный и вкусный, со временем он станет обыденным, и даже самые интересные ингредиенты не сделают ваши блюда восхитительными. Также, существует разница между добавлением соуса потому, что он подходит к блюду, и добавлением его везде и всюду, потому, что вы не знаете, как использовать другие соусы.

Сейчас есть два пути, по которым вы можете пойти. Я написала две статьи о перспективе - теоретическая и практическая . Вам следует прочитать хотя бы первую, но если она покажется вам слишком запутанной, попробуйте другой путь. Сделайте свой собственный анализ - возьмите маленькую коробку и подвигайте ее перед глазами. Посмотрите, что произойдет, если вы подвинете ее вверх, вниз, в стороны, вперед и назад, и если вы ее повернете. Постарайтесь найти в этом некую закономерность, и сделайте пометки для дальнейшей работы.

2. Узнайте ингредиенты

В предыдущих частях вы практиковались с линиями, но проблема в том, что их очень легко использовать, но очень трудно запомнить . Это делает их бесполезными, когда приходит время рисовать по воображению - они имеют слишком много форм.

Чтобы легче запомнить, нам нужно разделить все эти формы на несколько простых блоков. Это как писать: неграмотный человек может скопировать все строки вместе со стилем букв, в то время как грамотный человек будет копировать буквы - не строки, а, скорее, их идею.

В этом упражнении вы научитесь буквам рисования. Понять это очень и очень важно. На самом деле, существует шанс того, что если вы поймете его, остальные упражнения будут для вас практически очевидными. Будьте крайне внимательны при выполнении упражнения и помните: если вы в любой момент заметите, что вы недостаточно контролируете ситуацию (например, овал не выглядит так, как вам хотелось бы), отвлекитесь от упражнения и ненадолго займитесь практикой точности.

Используя правила создания глубины, практикуйтесь в рисовании форм. Они не должны быть на 100% точными в отношении перспективы; все, что вам нужно - это верно определенные стороны. Вы должны суметь определить, где перед, зад, верх, низ и боковые стороны, какие из них видимы, а какие нет.

Вам не нужно быть излишне точным при рисовании фигуры, но постарайтесь держать линии чистыми, насколько это возможно, без использования ластика. Рисование слишком большого количества линий указывает на неуверенность, и, возможно, на недостаток способностей. Если вы заметите, что ваши линии перекрываются слишком сильно, вернитесь к предыдущим упражнениям.

Шаг 1. Эллипсоид

Эта форма похожа на сферу, но вместо круга в поперечном сечении у нее эллипс. Фигура хорошо подходит для основы тела живых существ.

Шаг 2. Цилиндр

Цилиндр похож на 3D форму линии - линии с добавлением объема. Он идеален для построения конечностей.

Шаг 3. Коробка

Несмотря на то, что коробки не кажутся такими уж органичными, для них найдется место среди частей тела, например, в бедрах животных.

3. Модифицируйте буквы

Было бы здорово, если бы все, что было бы нам необходимо для построения чего угодно, ограничивалось этими тремя буквами, не правда ли? Плохая новость - этого не достаточно; хорошая новость - остальные нужные нам «буквы» могут быть созданы на основе этих трех.

В этом упражнении позвольте себе повеселиться с тремя основными буквами. Представляйте их, как материальные формы, добавляйте к ним что-то. Сжимайте, растягивайте, сгибайте…Суть в том, чтобы понимать их перспективу, что бы вы с ними не делали. Скажу вновь, если это слишком сложно, вернитесь к практике перспективы. Не ругайте себя, будьте спокойны - торопиться некуда!

4. Рисуйте простые структуры по воображению

Пришло время рисовать по воображению! Не драконов, еще нет. Посмотрите, сможете ли вы представить простую структуру, построенную из всех форм, которые вы отрабатывали ранее. Затем нарисуйте их, но не единожды. Поверните их в своем воображении и нарисуйте снова. Убедитесь, что ваши формы не меняются, что это не просто удачное совпадение. Вам не следует основывать свои способности на удаче!

Начните с простых конструкций, затем стройте более и более сложные.

5. Найдите ритм объекта

Начиная с этой минуты, мы будем более специфичны. Выберите тему, которая вам интересна. Помните: вы не научитесь рисовать, скажем, животных, сделав одно упражнение. Орел похож на скорпиона не более, чем на стул - название «животное», которое делят орел и скорпион не делают их одним и тем же. Некоторые группы животных, несомненно, похожи, но это может быть обманчиво. Львы и волки идентичны, но если их можно было бы нарисовать одним и тем же способом, они бы не были разными животными!

Поэтому, будьте специфичны. Если вы хотите рисовать животных, вы можете выбрать льва. Его анатомию легко понять, есть много фотографий львов в интернете, а еще они разделяют несколько качеств с большинством животных, которых вы можете захотеть нарисовать, как, например, волки или даже лошади. И если вы хотите рисовать драконов, львы - все еще хороший выбор, если вы, конечно, представляете драконов более похожих на динозавров, чем на ящериц.

Шаг 1

Соберите несколько источников (картинок, фото) с выбранным животным в разных позах. В случае со львом лучше выбрать львицу или молодого льва, так как грива зачастую скрывает важные анатомические детали.

Мой любимый способ сбора источников - использование Google Картинки. Чтобы получить точный результат, постарайтесь быть специфичны в своем запросе:«львица идет/бежит/охотится/играет» лучше, чем просто «львица». Предупреждение: будьте внимательны, Google не всегда прав насчет того, что пометили «лев».

Шаг 2

Посмотрите на все картинки, и постарайтесь найти некий общий ритм. Например, эти позы сильно различаются между собой, находятся в разных перспективах, но у них у всех есть что-то общее. Найдите эти элементы и набросайте их, используя настолько мало линий, насколько возможно. Рисовать эти линии нужно просто - никаких деталей, никаких корректив. Вы должны нарисовать их быстро, по крайней мере, когда вы их уже отработаете. Эти рисунки делайте небольшими - так будет легче сохранить правильные пропорции.

Если это вам кажется слишком сложным, возможно вам будет полезно взглянуть на скелет животного и попытаться представить его в живом теле. Помните: ваши наброски не должны выглядеть, как мои. Они должны быть результатом вашего анализа и понимания, а попытки копирования меня только усложнят для вас задачу в будущем.

Вам не обязательно рисовать прямо на картинках, это лишь иллюстрация того, что вы должны видеть, смотря на них

6. Практикуйте ритм

Шаг 1

Время протестировать ваши «линии ритма». Нарисовать их должно быть легко, и они должны построить целый силуэт очень минималистично. Чтобы проверить, так ли это, воспользуйтесь этим онлайн-создателем слайд-шоу . Используйте тот же запрос, что и ранее, отрегулируйте опции поиска, если необходимо (если вы не хотите сюрпризов, вам лучше выбрать Strict SafeSearch (Безопасный поиск)), и когда слайд-шоу начнется, нажмите «very slow» (очень медленно).

Вы также можете использовать любую галерею на deviantArt для этой цели, если вы предпочитаете особую подборку картинок.

Шаг 2

На старт, внимание, марш! Рисуйте линии с текущего слайда так быстро, как можете. Не волнуйтесь, если сначала вы не успеваете, ваша цель в данном случае - подстроить линии ритма, разработанные вами под нужную скорость. По ходу дела упрощайте их, и воспринимайте это, как вызов, а не как соревнование.

Однако если вы чувствуете, что вы действительно не можете сделать это, замедлитесь. Остановите картинку, нарисуйте ее так быстро, как можете, а затем переключитесь на следующую картинку вручную. Нарисуйте несколько картинок таким образом, затем попробуйте продолжить с таймером. Если времени для вас все еще недостаточно, вернитесь к предыдущему упражнению - может, есть ритм, который вам нравится больше?

Пропускайте неточные слайды, и если какая-то картинка приковывает ваше внимание (если это интересная поза), вы также можете поставить презентацию на паузу, чтобы поработать над ней подольше. Однако не злоупотребляйте этой функцией!

Шаг 3

Когда у вас уже полностью получается, и вы набрасываете каждую картинку за секунды, вы можете приступить к рисованию по воображению. Лучше всего выполнять это упражнение сразу после предыдущего - ваша рука и ваш разум будут достаточно разогреты и сфокусированы на нужной теме.

Нарисуйте несколько поз по памяти и несколько по воображению. Не ограничивайте себя простыми позами, доходите до безумств! Это просто для вас? Отлично! Вы можете продолжить. Если нет - вернитесь к Шагу 1. На этот раз вы можете выбрать другой запрос, например, если вы использовали «львица бежит», на этот раз введите «львица сидит». Чем больше разных поз вы нарисуете, тем сильнее они отпечатаются у вас в голове.

7. Найдите рецепт

Как только вы сможете рисовать любую позу из воображения за секунды, чисто и без использования ластика, вы готовы к созданию рецепта тела.

Шаг 1

Вновь займитесь поиском источников для вашей темы, но на этот раз будьте более избирательны. Выберите только несколько из них, но каждая их этих картинок должна показывать позу так, как другие не могут. Постарайтесь найти одну для вида сбоку, одну для вида спереди, и, по желанию, по одной для вида сзади и сверху.

Шаг 2

Распечатайте картинки с пониженной непрозрачностью. Вы можете сделать это при помощи Photoshop или любого другого приложения для работы с графикой, или же отрегулировать непрозрачность в настройках принтера. Можете использовать черно-белые картинки.

Шаг 3

Посмотрите на эти картинки, и сравните их с диаграммой мышц льва . Представьте тело, заполненное простыми формами, которые мы отрабатывали ранее. Как бы вы могли построить что-то, напоминающее тело из наименьшего возможного количества таких форм?

Используйте ваш карандаш или шариковую ручку, чтобы рисовать формы прямо на картинках. Сделайте их одинаковыми для всех картинок - это 3D формы, и они должны быть построены согласно перспективе поз. Сделайте эти рисунки настолько точными, насколько возможно, не используя слишком большого количества форм.

Если ваши наброски стали грязными, распечатайте лист с картинками еще раз. Не торопитесь, так как это очень важный шаг!

Подсказка: если у вас получится очень реалистичная фигура животного, включите ее в свой анализ. Нет ничего лучше 3D-модели, когда дело доходит до понимания формы чего-либо!

Помните, это должен быть ваш анализ - не копируйте меня!

Это упражнение поможет вам понять, что даже конечности не плоские, и они могут выглядеть не так, как вы ожидаете в некоторых видах.

Шаг 4

Вернитесь к своим наброскам из упражнения 6. Используйте ваши «схемы тела» в качестве источника, и положите 3D-формы на «скелеты». Когда вы приступите к этому заданию, не бойтесь модифицировать и упрощать структуру. Ваша схема должна позволять вам быстро создать ощущение реалистичного животного, не оставляя много воображению, но также и без излишней детализации.

Шаг 5

Вновь воспользуйтесь слайд-шоу по собственному выбору и начните набрасывать, на этот раз используя и ритм, и тело. На этом этапе это должно быть легко для вас! Если это не так, убедитесь, что в ваших телах есть все необходимые линии, но не линией больше. Ищите пути сокращения количества линий, посмотрите, какие линии могут быть соединены в одну, и какие вы можете пропустить.

8. Добавьте специи

Это упражнение самое медленное, без четкой конечной точки. Ваша цель здесь - показать тщательный анализ деталей. Нарисуйте глаза, нос, уши, бакенбарды, рот, зубы; проанализируйте складки шерсти, части костей, видимые через кожу, направление роста шерсти на всем теле. Используйте картинки хорошего качества для этого упражнения, и никогда не останавливайтесь на одной.

У деталей тоже есть свои способы сокращения, но в этот раз вам нужно быть более осторожными при их создании. Любая ошибка в пропорциях будет сильно заметна, поэтому иногда лучше оставить набросок незаконченным, чем дополнять его неверно понятыми деталями.

9. Практикуйтесь, практикуйтесь, практикуйтесь!

После того, как все эти упражнения станут предсказуемыми и скучными, вы можете начать упражнение, которое должно отпечатать эти знания в вашей голове надолго. На этом этапе это должно быть достаточно легко сделать, а если это не так, что ж, вы знаете, что делать.

Включите хорошую музыку или аудиокнигу, или что угодно, что вам нравится слушать, когда вы делаете что-либо, особо не задумываясь. Используйте огромный набор источников и набрасывайте их все, один за другим, быстро и эффективно. Ваша работа на день будет завершена, когда вы поймете, что думаете о чем-то другом, и делаете наброски автоматически, что наброски начинают получаться без каких-либо осознанных усилий с вашей стороны.

10. Протестируйте знания

Проблема с памятью заключается в том, что информация, которая не используется, быстро забывается. Рисовать невероятные вещи после целого дня практики, а через несколько дней вернуться к уровню дошкольника в порядке вещей.

Чтобы убедиться, что информация сохранится у вас в голове, вам нужно убедить свое сознание, что она вам действительно необходима. А чтобы сделать это, использовать информацию необходимо регулярно. Каждая осознанная попытка вспомнить работу освежает информацию. Представьте, будто между вашей памятью и вашим сознанием есть дорога, и чем чаще вы по ней ходите, тем больше она подходит для прогулок. Но как только вы перестанете ходить по этой дороге, она исчезнет под травой и сорняками.

Эти упражнения полностью о рисовании по воображению. Если вы практиковались с рисованием львов, теперь рисуйте их без каких-либо картинок. Используйте все позы, которые приходят вам в голову: как львы охотятся, прыгают, крадутся, лежат лапами кверху…Убедитесь, что вы не угадываете, что вы берете всю необходимую информацию из своей памяти. Чем чаще вы будете это делать, тем легче будет получить доступ к этой информации в будущем.

И если вы вдруг поймете, что вам приходится угадать что-либо, потому что вы это забыли, или не научились этому вовсе, пожалуйста, воспользуйтесь картинкой, чтобы этому научиться. Это не будет мошенничеством - обучение есть постоянный процесс, и умение рисовать льва по воображению вовсе не означает, что ни одна из поз никогда не будет для вас проблемой. Хотя, со временем, таких проблем будет меньше, если вы действительно будете фокусироваться на теме.

Что теперь?

Я часто вижу, как люди жалуются, что они не могут рисовать по воображению. Я уверена, что после того, как вы выполните эти требующие времени упражнения, вы поймете всю абсурдность, скрытую в этих словах. Рисование по воображению - это не способность, которую вы имеете или нет. Это навык, многопространственный навык. Вы можете научиться рисовать львов по воображению, а волки все так же могут остаться для вас загадкой.

Вам необходимо решить, что вы хотите уметь рисовать по воображению. Каждая тема займет немало вашего времени и сил, и все, чему вы научитесь, потребует от вас практики, дабы сохранить навыки в хорошем виде, поэтому, выбирайте мудро. Научиться всему совершенно не обязательно!

И у меня для вас есть еще одно задание. Когда вы услышите, как кто-то говорит «Я не могу рисовать по воображению; я знаю, как выглядит лев, но когда я пытаюсь его нарисовать, он выглядит ужасно», объясните им, почему так выходит. Если вы знаете, каково блюдо на вкус, это вовсе не значит, что вы сможете приготовить его без рецепта! Если вы действительно хотите научиться, покажите им, как. Вместе мы сможем избавиться от опасного мифа!

Рисование по восприятию характеризуется тем, что объект изображения в течение всей работы находится перед рисующим. Внимательно наблюдая с определенного места за типичными для данного предмета признаками и частями, рисующий переносит наблюдаемое на бумагу, стремясь изобразить все как есть, на самом деле и как видит его глаз, то есть зрительно похожим. Такой способ рисования называют также рисованием с натуры. Латинское слово «натура» переводится как «природа», «реальная действительность». Натурой - предметом изображения может быть все сущее, то есть все, что имеет свою форму и свое содержание.

В учебном рисунке процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. Рисование с натуры, оставляя человека с глазу на глаз с предметом изображения, заставляет задуматься над его формой и содержанием, определить его признаки и свойства, осмыслить их отношения - словом, досконально изучить предмет; одновременно рисование с натуры воспитывает внимание и наблюдательность, учит правильно видеть и мыслить.

Работа с натуры не только расширяет круг знаний о реальной действительности - она позволяет изобразительными средствами закрепить образы понятых вещей и явлений, их сущность и красоту. Эти замечательные качества дали возможность рисованию с натуры стать одним из главных способов обучения изображению.

Основой успешного рисования по памяти и по представлению является систематическая работа учащихся над рисунками и набросками с натуры. Рисуя с натуры, учащиеся изучают и запоминают характерные особенности строения различных объектов, знакомятся с принципами их изображения. На этой основе и базируется рисование по памяти.

Под рисованием по памяти подразумевается выполнение рисунков и набросков на основе зрительной памяти, т.е. следов, имеющихся в памяти в результате недавно проведенного рисования с натуры. В этом случае изображаемый объект передается на рисунке в таком же положении, с той же точки зрения, как это имело место при рисовании с натуры. У художника обычно сохраняются достаточно четкие впечатления от процесса работы над рисунком с натуры, что позволяет достаточно убедительно выполнить рисунок аналогичного содержания по памяти. В последнем случае стремятся передать в рисунке наиболее существенные особенности натурной постановки.



Рисование по воображению, как видно из названия, основывается на работе воображения, фантазии, памяти. Вы можете изобразить какие-либо реальные объекты, предметы в самых неожиданных, порой невероятных сочетаниях. Нередко рисовальщик создает на основе творческого воображения как будто бы совершенно новые, никогда им не виденные события или предметы. Между тем это новое создается художником на основе памяти, зрительных представлений, приобретенных путем наблюдений и зарисовок окружающей действительности и является отражением, воспроизведением следов ранее воспринятых впечатлений.

КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК КАК ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ.

Конструктивный рисунок это рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Вы создаете «каркас» того объекта, который собираетесь нарисовать. А для того, чтобы создать такой каркас, вам необходимо проанализировать изображаемый предмет. Конструктивный рисунок начинается с анализа.

Необходимый в рисунке анализ конструкции формы мы начинаем с изучения простых геометрических форм: куба, шара, цилиндра и конуса.Если вы научитесь видеть в окружающих вас предметах геометрические тела, то вы легко сможете создавать каркас, или, точнее, конструктивный рисунок.

Для примера, возьмем обыкновенную бутылку. Она вмещает в себе цилиндр, может быть, конус (усеченный), также, может быть, усеченный шар. Или, например, шкаф, или стол, - состоит из четырехгранной призмы, или может быть из кубов.

Поэтому первый шаг, - учимся находить во всем, что нас окружает, геометрические тела. Это поможет развить объемное мышление.

Второй шаг – изображение «каркаса». Нужно научиться правильно размещать геометрические тела, из которых состоит изображаемый предмет, в пространстве. Для этого нужны знания по линейной перспективе.



То есть нужно знать, что такое линия горизонта, точки схода, и как воспользоваться этими знаниями. Например, когда рисуем обыкновенный куб, мы изображаем линии параллельных граней куба, так, чтобы они сходились в одной точке на линии горизонта. Второй момент, - это осевая линия. Она помогает создавать конструкцию правильно.

Основа рисования натюрморта, (а также человека и животных) - это конструктивный рисунок. Что это такое? Конструктивный рисунок – это рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, с учетом перспективы, пропорций, расположения на плоскости, иногда освещения.

Делая конструктивный рисунок, ребенок учится понимать, как устроена реальность. Чтобы сделать конструктивный рисунок нужно, прежде всего, провести конструктивный анализ реальности. Конструктивный рисунок учит логическому мышлению. Будущие художники начинают изучать, как устроенна реальность с рисования бытовый предметов.

Ребенок начинает понимать, что внешняя, видимая часть предмета - это еще не весь предмет. Он еще имеет заднюю, невидимую часть, которую, мы по жизни, исходя из одной задачи использования и выгоды от предмета, перестаем замечать, и даже осознавать. Действительно, зачем видеть, где и как распологается ручка у кружки в перспективе, если нам нужно за нее только уметь браться, при употреблении чая. Потребительский подход делает плохую услугу, человек перестает замечать невидимое. Но художнику нужно научится замечать невидимое, нужно представить, увидеть, понять, как устроенна задняя часть предмета, как предмет изменяется от смены положения. Ребенок начинает понимать, что предмет, расположенный выше уровня глаз, выглядит иначе, чем располоденный на уровне глаз, получает первые навыки линейной перспективе (линейная перспектива - раздел начертательной геометрии, отвечающей за то, как глазами мы воспринимаем окружающую реальность) и так далее.

Чтобы построить самый сложный предмет, нужно разбить его на более простые геометрические формы. Например, хотим нарисовать самовар, а столько у него разных сложных частей и деталей. С чего начать, за что зацепиться? Конструктивный рисунок предполагает четкие этапы рисования. Это - так называемая переодизация рисунка.

Все это позволяет ребенку легко научится рисовать. И полюбить конструктивный рисунок.

Если следовать логической последовательности в рисовании, конструктивный рисунок становится легкой, увлекательной задачей.

20.3 Основы формообразования в изобразительной деятельности

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ (нем. Bildungstrieb; см. форма) - способ и процесс создания формы; в художественном творчестве - художественной формы.

Существуют два основных метода формообразования, в их взаимодействии рождается произведение искусства: конструктивный и композиционный .

Конструкция представляет собой функциональный тип структуры, в архитектуре и изделиях декоративно-прикладного искусства она обеспечивает физическую прочность и функциональность композиции, в других видах искусства - "зрительную прочность". Композиция - художественно-образный тип структуры, она включает в себя и конструктивную основу. Конструктивное и композиционное формообразование обычно сливаются в общем творческом процессе художника.

В таком творческом процессе выделяют стадии, или этапы: эскизный (подготовительный), проектный и непосредственное выполнение работы в материале. Помимо общих категорий формообразования существуют "внутренние", профессиональные понятия. В отличие от общепринятых терминов: творческий метод, образ, жанр, которыми пользуются искусствоведы, для художников, творцов произведений искусства, бо́льшее значение имеют специальные понятия: конструкция, композиция, а также различия способов формообразования, обусловливаемые особенностями мышления формой в том или ином виде искусства.

Особенности образного мышления художника зависят от конкретного исторического типа искусства, он мыслит в категориях художественного направления, исторического художественного стиля и профессиональной школы. Закономерности формообразования носят имманентный, т. е. внутренне присущий данному явлению, характер. В художественном творчестве принято различать два противоположных, но взаимосвязанных способа формообразования: формосложение и формовычитание . Теоретически различия этих способов впервые сформулировал в эпоху Итальянского Возрождения великий Микеланжело. он писал: "Я разумею под скульптурой то искусство, которое осуществляется в силу убавления; искусство же, которое осуществляется путем прибавления,- подобно живописи. Однако эти различия идут дальше размежевания скульптурного и живописного способа формообразования. Общеизвестно высказывание Микеланжело о том, что любая глыба мрамора таит в себе скульптуру, художнику остается лишь увидеть ее и отсечь лишнее. На этом способе действительно основывается искусство скульптуры, в отличие от лепки, когда художник, наращивая объем вокруг каркаса, налепляет, прибавляет массу, пользуясь для этого, естественно, наиболее подходящими, мягкими материалами: глиной, гипсом, пластилином, воском. Названные способы относятся ко всем видам искусства. Так, в архитектуре Древней Греции использовали формосложение, поскольку здания возводили из отдельных тщательно отесанных крупных камней - квадров. Противоположный метод, исторически связанный со скульптурным формообразованием (формовычитанием), со временем создал метод стереотомии (от греч. stereos - "объемный, плотный" и tome - "рассечение, разрезание"). Тектонические композиции "складываются" (подобно тому, как ребенок из кубиков складывает здание), стереотомические "вынимаются, вырезаются" из окружающего пространства. Стереотомический метод характеризует творчество художников стиля Барокко - он пластичен, динамичен, пространствен

Сочетание методов формосложения и формовычитания исторически многообразно. Так, в Древней Месопотамии, крито-микенском искусстве доминировал пластический метод формосложения, в египетской скульптуре - его разновидности: комбинаторный способ ("замена голов" мифологических персонажей) и симультанный (последовательным сложением отдельных зрительных проекций: фронтальной и профильной при высекании объемов из блоков камня). Искусство романской эпохи в целом тектонично, готической - пластично. Не случайно для готической архитектуры и скульптуры характерны яркая раскраска, дематериализация формы, уподобление тяжелого камня легчайшему кружеву резьбы, стен - мерцанию витражей, а собора - летящему в небо кораблю (см. также "мягкий стиль").

В живописи импрессионистов, скульптурах О. Родена (см. "Мыслитель") в бо́льшей степени проявлено формовычитание объема из окружающего пространства. В живописи старых мастеров можно наблюдать различные приемы, способствующие многообразию пластических взаимодействий изображаемых форм, силуэтов с изобразительным пространством.

Свет в изобразительном искусстве, является одним из основных изобразительных средств: от условий освещения зависит передача формы, объёма, фактуры объекта и глубины пространства. Объект зрительно воспринимается только тогда, когда он освещён, то есть когда на его поверхности образуется светотень из-за разной освещённости.

В зависимости от положения объекта по отношению к источнику света, вида (фактуры) и цвета его поверхности и ряда других факторов светотень будет иметь ту или иную яркость. Различают следующие элементы светотени:

· света́ - поверхности, ярко освещённые источником света;

· блик - световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение;

· те́ни - неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными , а отбрасываемые объектом на другие поверхности - падающими ;

· полуте́нь - слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом;

· рефле́кс - слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.

(сюда можно приплести все что хотите, про образование формы, и линию, и принцип от пятна и т.д.)