Малый состав хора. Ситцевые песни

Такой хор может исполнять только те произведения, в которых нет разделений (divisi) в партиях. Хоры с минимальным составом пев­цов раньше имели довольно широкое распространение. Они вполне удовлетворяли практике отправления цер­ковных служб, а позднее принимали участие в концерт­ных выступлениях в дворянских салонах.

В настоящее время минимальным составом хора принято считать 16-20 человек.

Меньшие коллективы обычно называ­ются ансамблями .

Такими же нормами принято руководствоваться и в практике однородных хоров.

· Средний состав хора

предполагает возможность разделения каждой партии, как минимум, на две . Сле­довательно, он должен иметь не менее 24 человек.

Обычно эти хоры имеют от 30 до 60 человек.

Исполнительские возможности! среднего хора весьма значительны. Недостаточность количественного состава среднего хора обнаруживается при исполнении крупных сочинений с большим оркестром, а также многоголос­ных и многохорных сочинений. Во всех других случаях этот хор может успешно справляться с исполнитель­ским репертуаром. Известно, что Лейпцигский хор, в котором работал Бах и в котором впервые прозвучало большинство его произведений, имел состав 20-25 че­ловек. В составе знаменитой Сикстинской капеллы было 15 - 20 взрослых певцов. Хорошим примером возможностей среднего состава хора, укомплектован­ного высококвалифицированными певцами, является камерный хор О. Шоу. Этот коллектив, состоящий из 31 певца it небольшого камерного оркестра, имеет чрез­вычайно широкий исполнительский диапазон. В его репертуаре - негритянские спиричуэллсы, разнообраз­ные |произведения для хора a cappella, такие крупные произведения, как Месса си минор Баха. Хор успешно выступает как на малых, так и на самых крупных кон­цертных площадках.

Серьезную ошибку допускают те руководители, ко­торые в погоне за численным составом утрачивают качественный критерий при приеме певцов в хор. На­личие в хоре певцов, не обладающих достаточными данными, тормозит рост коллектива, снижает творче­скую заинтересованность, расшатывает организацион­ные устои.

· Большой хор должен иметь такой состав, который обеспечил бы ему Исполнение любого хорового произ­ведения. В таких хорах обычно от 80 до 120 человек.

Вот данные о численном составе некоторых хоров:

Государственный академический русский хор СССР -100.

Большой хор Всесоюзного радио -95.

Ленинградская академическая капелла - 90.

Краснознаменный им. Александрова ансамбль песни и пляски Советской Армии- 100.

Государственный мужской хор Эстонской ССР - 80.



Государственный академический хор Латвийской ССР - 80.

Государственная русская республиканская капелла РСФСР -80.

Государственная заслуженная академическая капел­ла УССР «Думка» - 80.

· Максимальным составом хора принято считать 120-130 человек Дальнейшее увеличение постоянного состава хора не способствует улучшению его исполни­тельских качеств. Хор утрачивает исполнительскую гиб­кость, подвижность, ритмическую отчетливость, ан­самбль становится расплывчатым, тембр партий менее интересным.

Для выступлений на торжественных собраниях , праздниках песни, на демонстрациях создаются много­численные

· сводные хоры , объединяющие десятки люби­тельских и профессиональных коллективов . Так, на традиционных праздниках песни в (республиках При­балтики выступают сводные хоры, состоящие ив 30 - 40 тысяч исполнителей .

Для сводных хоров обычно подбирают не очень сложные, «броские», «плакатные» произведения. Не­редко эти хоры исполняют и довольно трудные произве­дения крупной формы. В целом ряде городов Поволжья и Урала, например, проводилось исполнение большими сводными хорами и оркестрами «Патетической орато­рии» Свиридова, а сводный мужской хор, выступавший в 1965 году на празднике песни в Риге, исполнил слож­ное многоголосное произведение Э. Каппа «Северное побережье».

Известны случаи, когда в массовом пении прини­мали участие до ста и более тысяч людей. Так, автору данной книги привелось управлять хором, состоявшим из 130 тысяч участников (VI Всемирный фестиваль молодежи).

Руководство многотысячными хорами имеет свои особенности и трудности. Эти трудности, в основном, акустического порядка, связаны прежде всего с уста­новлением ритмического ансамбля

Г л а в а в т о р а я

СОСТАВ ХОРА

По составу хора наиболее распространенными являются три главных типа: 1. Хор женских или детских голосов (или тех и других вместе), 2. Хор мужских голосов, 3. Хор смешанных голосов.*

Хор первого типа, состоящий из сопрано и альтов, и хор второго типа, состоящий из теноров и басов, называются однородными хорами. От соединения этих двух однородных хоровых групп (верхней и нижней) получается одна смешанная группа, так что хоры первого и второго типа можно считать за две половины хора третьего типа. Этим отнюдь не отрицается их самостоятельное значение, но обе вместе они образуют наиболее совершенный тип хора - смешанный хор.

Хор первого типа составляют: 1-е сопрано, 2-е сопрано (или меццо-сопрано), 1-е альты и 2-е альты (или контральто).

Если иллюстрировать этот состав простейшим хоровым аккордом, то голоса хора располагаются так:

Хор второго типа составляют: 1-е тенора, 2-е тенора, баритоны, басы и октависты.

Тот же аккорд для хора этого состава следует расположить так:


Соединив однородные хоровые группы 1-го и 2-го типа, мы получим полный смешанный хор, наиболее совершенный тип хора, который должен состоять из девяти партий: 1) 1-е сопрано, 2) 2-е сопрано, 3) 1-е альты, 4) 2-е альты, 5) 1-е тенора, 6) 2-е тенора, 7) баритоны, 8) басы и 9) октависты.

Расположение аккорда для полного смешанного хора будет следующим:

При сличении диапазонов и регистров хоровых партий мы увидим (подробно в гл. III, ч. I), что полный смешанный хор распадается на четыре группы родственных голосов:

1) 1-е сопрано и 1-е тенора, 2) 2-е сопрано и 2-е тенора, 3) альты и баритоны, 4) басы и октависты.

Графически это можно изобразить так:

Вместе с тем по регистрам хор подразделяется (этому подразделению мы придаем особенное значение) на три слоя соответственно звучности аккорда (при удвоениях): 1) слой верхних голосов, 2) слой средних голосов и 3) слой нижних голосов, как это видно из таблички и нотного примера:

1. Слой верхних гол. - 1-е conp. + 1-е тен.

2. Слой средних гол. - 2-е conp. + 2-e тен. + альт. + барит.

3. Слой нижних гол. - басы + октависты

Недостаточно хорошая хоровая звучность нередко бывает обусловлена, между прочим, и тем, что эти три слоя голосов звучат в хоре неравномерно, неуравновешенно по силе звука: верхний слой - сильно, нижний - слабее, средний - еще слабее. (Подробнее об этом мы будем говорить в главе об ансамбле.)

Немаловажное значение имеет вопрос о наименьшем количестве певцов в каждой хоровой партии. Правильное разрешение его даст возможность обосновать дальнейшие выводы.

Если мы возьмем одного певца на партию, то, конечно, хоровой партии не получится, так как один певец - это солист.

Составят ли хоровую партию два певца? Нет, не составят: в тот момент, когда один певец будет брать дыхание, другой будет в положении солиста.

Если же мы возьмем на партию трех певцов, то партия составится: когда один из троих будет брать дыхание, то все же поющих остается два. Следовательно, при трех умелых певцах является возможность образовать минимальную по составу хоровую партию. Наименьшее количество певцов для каждой хоровой партии - три.

Если мы каждую партию составим из наименьшего количества певцов, то у нас получится:

Следовательно, для образования правильно организованного смешанного хора требуется не менее 12 певцов, распределенных по три на каждую партию. Такой хор мы назовем малым смешанным хором. Малый хор есть в то же время неполный хор**, он вынужден ограничиваться, как принято выражаться, «чистым четырехголосием».

Равномерно увеличивая каждую партию малого хора, мы будем приближаться к наименьшему количеству среднего (но уже полного) смешанного хора. Когда количество певцов в каждой партии малого хора удвоится (а в басовой партии - утроится), он превратится в средний смешанный хор с наименьшим количеством певцов, а именно:

В басовой партии, как видно из таблички, сделана перегруппировка: за счет октавистов прибавлен один певец в басовую партию. Это рекомендуется сделать потому, что басовую партию, как основную, нужно немного усилить. В отношении же октавистов можно допустить отклонение от основного принципа - «наименьшее количество певцов для партии - три»; партия октавистов, по существу, не является обособленной партией - эта прекрасная по звуку партия до некоторой степени уже роскошь в хоре (впрочем, почти необходимая). Партию эту следует использовать очень осторожно, не допуская злоупотреблений, иначе красочность ее звучания будет обесценена и даже станет надоедливой.

Средний смешанный хор наименьшего состава (27 человек) может исполнять за очень малыми исключениями почти всю хоровую литературу, так как это хор полный, т. е. составленный из 9 хоровых партий.

Равномерно увеличивая все его партии, мы будем приближаться к наименьшему составу большого смешанного хора. Когда количество певцов среднего смешанного хора удвоится, он превратится в большой смешанный хор с наименьшим количеством певцов:

Этому мощному хору доступна вся хоровая литература, так как каждая партия его может образовать по четыре правильные группы из 3 певцов на каждую.

Приведенные вычисления могут показаться несколько отвлеченными. Мы категорически на них не настаиваем, но считаем нужным указать, что они - результат многолетних наблюдений и опыта. Указывая начальное наименьшее число певцов большого смешанного хора, мы не беремся определить его предельную наибольшую численность, но считаем необходимым оговорить, что существует граница, за которой музыкальная звучность большого хора уже перерастает в шумовую звучность.

Что касается расстановки хора, то вопрос этот трактуется по-разному. Попытаемся все же найти для его разрешения объективные обоснования.

Хор, как выше говорилось, разделяется на четыре группы родственных голосов. Поставим партии первой группы в противоположных концах эстрады. Удобно ли им будет петь? Конечно, нет: они, как имеющие однородные диапазоны и регистры и поющие при удвоениях в октавах, всегда стремятся быть ближе одна к другой. Попробуйте октавистов отставить от басов, и вы услышите ропот первых: «Неудобно, не слышно басов, не на кого опереться». Поэтому родственные партии должны стоять в одной группе. При этом партии, составляющие слой верхних голосов и принимающие на себя большую часть мелодического материала, должны стоять с правой стороны от дирижера. Партии среднего слоя, заполняющие гармоническим материалом пространство между верхним и нижним слоями, размещаются по всему хору. Наконец, партии нижнего слоя, как фундаментальные партии, как основа, на которой покоится вся тяжесть хорового аккорда, должны тяготеть к центру.

Предлагаемая расстановка хора проверена опытом и наблюдениями. Но это не есть что-либо безусловно обязательное; иногда помещение и акустические условия могут потребовать некоторых изменений в расстановке хора***.

Рассмотрев различные виды хора и порядок его расстановки, остановимся на некоторых организационных вопросах.

Дирижер хора должен иметь помощников как по музыкально-художественной, так и по организационной части. Помощник дирижера по музыкальной части ведет подготовительную работу с хором и замещает дирижера в случае его отсутствия по каким-либо причинам.

Помощник дирижера по музыкальной части входит в состав хора, участвует во всей работе дирижера, усваивая его требования, чтобы в случаях замены не вносить от себя никаких новых истолкований. Двух влияний на хор и разных направлений в работе быть не должно. Само собой разумеется, что помощник дирижера должен иметь соответствующее музыкальное образование.

Помощником дирижера по организационной части должен быть староста хора.

Главная задача старосты хора - обеспечить тот порядок, ту организованность, которая необходима для художественной работы.

В каждой из четырех хоровых партий должен быть, кроме того, староста хоровой партии, который несет за нее ответственность как с организационной, так и с музыкальной стороны. Староста хоровой партии должен быть отличным опытным певцом, достаточно музыкально образованным. Староста хоровой парии - ее представитель, живая связь ее с дирижером. Он должен всесторонне знать каждого певца своей партии. Замечая недостатки певцов своей партии, он может и должен их указывать, добиваясь таким образом совершенствования каждого певца в отдельности и всей партии в целом. Малоопытного, технически слабо подготовленного певца староста должен отдать под руководство опытного певца, который руководит им до тех пор, пока он не приобретет опытности и не усовершенствует технику. Это руководство имеет большое практическое значение. Как бы ни был хорош по своим данным вновь вступивший в хор певец, он встречается с манерой пения, с приемами дирижера, ему еще не знакомыми, а потому сразу ставить его на положение совершенно самостоятельного певца нерационально. Староста хоровой партии является в этом случае незаменимым помощником дирижера. Непременно присутствуя при испытании голоса, слуха, знаний и навыков вновь вступающего в хор певца, староста должен немедленно выделить в своей хоровой партии опытного певца и отдать новичка ему под руководство.

Отсюда ясно, что в хоровую партию можно вновь принимать лишь столько певцов, сколько в ней есть опытных, могущих руководить новичками. При соблюдении такого порядка вновь вступивший не может быть тормозом для своей партии, мешать ей: при первой же ошибке он будет остановлен старшим певцом-руководителем. С течением времени, когда такой новичок постепенно приобретет опытность, усвоит приемы дирижера, научится поддерживать как частный, так и общехоровой ансамбль, строй и пр., - он становится самостоятельным певцом. Такому прошедшему учебный стаж певцу полезно дать со временем на выучку кого-либо из малоопытных: наблюдая ошибки своего ученика, он ясно поймет, кик необходимо было самому ему пройти этот «курс».

Староста хоровой партии должен, выбрать из ее состава одного певца, который ведал бы нотами своей партии. Рекомендуется при этом завести пять хороших, прочных папок - четыре для хора (по одной на партию) и одну для дирижера. Библиотекарь, получив от дирижера указание, какие сочинения и в каком порядке будут прорабатываться на репетиции, сообразно этому раскладывает ноты по папкам и передает их выделенным в каждой партии певцам. Дирижер объявляет вещь, подлежащую проработке. Ведающие нотными папками раздают ноты и, по окончании работы над данной вещью, тут же собирают их обратно в папки; даже староста не должен, помимо ведающих папками, распоряжаться нотами, - при соблюдении этого правила папки с нотами поступят по окончании репетиции к библиотекарю в том же порядке, в каком он их выдал. Папкой дирижера ведает непосредственно библиотекарь.

Все перечисленные организационные мероприятия имеют большое практическое значение. В хоре все должно быть связано, скреплено, спаяно. При четкой организации никакое нарушение музыкальной или общественной стороны дела не должно иметь места: организационные функции точно распределены, каждый раздел организационной работы отдан в надлежащие руки. Каждое звено разумно согласует свою работу с другим во имя интересов общего дела, в хор прочно внедряются организованность и дисциплина, необходимые для плодотворной художественной деятельности.

Нередко на дирижера, требующего дисциплины, бывают нарекания: его упрекают в излишней строгости, в чрезмерно повышенных требованиях. Конечно, все необоснованные требования подлежат осуждению.

Постараемся глубже вникнуть в этот вопрос.

Нам из опыта известно, к каким неутешительным результатам приводят иногда такие «требования». Как можно требовать, например, личного к себе расположения или искреннего и сердечного участия в общей художественной работе? Этого можно только желать, а достигается это не требованиями, а иными путями. Надо быть требовательным прежде всего к себе самому и знать, что всякая работа дирижера с хором должна быть творческим актом, что подъем, контролируемый чувством художественной меры, должен быть постоянным спутником дирижера и в подготовительной работе, и при публичном исполнении.

Дирижер всегда должен быть внешне опрятен, приветлив, никогда не допускать грубости: он должен твердо усвоить, что грубость и тонкая художественная работа исключают друг друга.

Дисциплину хора мы подразделяем на внешнюю и внутреннюю. Внешняя дисциплина - это порядок, обязательное условие для проведения всякой коллективной работы. Это внешняя дисциплина необходима как средство для воспитания и утверждения дисциплины внутренней, необходимой при художественной работе. Забота о поддержании внешней дисциплины - прямое дело старосты хора и старост хоровых партий, они спокойно и разумно устанавливают внешний порядок, нужный для работы. Но если о поддержании внешней дисциплины заботятся всегда только старосты, то это не прочно. Дирижер и сам должен постепенно и терпеливо прививать хору разумную и сознательную внешнюю дисциплину. Необходимо, чтобы певец, под влиянием мягкого настойчивого воздействия дирижера, дисциплинировал сам себя, отчетливо понял, что внешняя дисциплина зависит от него, что она необходима и что только при ее наличии хор способен к творческой художественной работе.

Внешняя дисциплина создает в хоре атмосферу серьезности, глубокого уважения к искусству, тот внешний порядок и ту сосредоточенность, которые вводят хор уже в область внутренней художественной дисциплины. Таким образом, дисциплина внутреннего порядка тесно связана с дисциплиной внешней. Без нее дирижеру вместе с хором трудно будет сделать свои занятия творчески содержательными. Творческая работа и тем более художественное исполнение - процесс тонкий и сложный. Для нее требуется необычайная сосредоточенность, вдумчивость, настроенность, углубленность. Творческий подъем, обусловливающий подлинное художественное исполнение, нельзя вызвать искусственно и поспешно. Но подготовить для него пути мы можем. Эти пути - укрепление внешней дисциплины и обеспечиваемое ею преодоление технических трудностей прорабатываемого материала. Когда дисциплинированный хор преодолевает эти трудности, тогда и проясняются пути, ведущие в область дисциплины внутреннего художественного порядка, при наличии которой только и может проявиться подъем и вдохновение.

Только при тщательном соблюдении всех требований внешней и внутренней дисциплины хор становится способным к вдохновенно-художественному исполнению и дело хора становится подлинным делом искусства.

Для успешной работы хора большое значение имеет музыкальная одаренность каждого певца. Поэтому при приеме нового певца дирижер должен обратить на его музыкальную одаренность достаточное внимание. У музыкально одаренного певца есть представление о красоте звука, а следовательно, и стремление найти такой звук; понадобится очень немного указаний и советов, чтобы надлежащий звук был найден. При усвоении элементарных сведений о дыхании и образовании звука музыкально одаренный певец с помощью очень немногих упражнений быстро достигает хороших результатов. Чем больше в хоре музыкально одаренных певцов, тем легче хор понимает и воспринимает требования дирижера, тем больше он успевает в своей работе.

Два слова о количестве и длительности репетиций. Из практики многих лет мы приходим к выводу, что наименьшее количество репетиций для самодеятельных хоров две в неделю. При одной репетиции в неделю результаты проделанной работы почти без остатка рассеиваются к следующей, приобретенные навыки сглаживаются. При этих условиях результаты не ощущаются, у певцов падает интерес к работе.

Профессиональные хоры должны заниматься ежедневно (кроме выходных дней). Длительность репетиций не должна превышать 2½ часов: первое отделение 1¼ ч., отдых - ¼ ч. и второе - 1 ч.

__________________

* Рассматривая вопрос о составах хора, П. Г. Чесноков не дает характеристики художественно-исполнительских возможностей того или иного типа хора. (Прим. С. Попова).

* Обращаем внимание на своеобразное употребление терминов: «полный хор» и «неполный хор». Под «неполным» - П. Г. Чесноков понимает хор малого состава, «полный» же хор - это такой хор, в котором хоровые партии могут делиться на группы. Это противоречит принятому в настоящее время пониманию вышеприведенных терминов. Под «неполным» понимается хор, в котором отсутствует какая-нибудь хоровая партия, например хор, состоящий из сопрановой, альтовой и теноровой партий. «Полным» же считают хор, в котором налицо все хоровые партии (сопрановая, альтовая, теноровая и басовая), вне зависимости от численного их состава. (Прим. С. Попова).

Быть певчим Данилова монастыря — великий труд. Ведь хор в монастыре — участник практически всех его мероприятий. Это, конечно же, воскресные и праздничные богослужения (а учитывая количество храмов и престолов в монастыре, праздники бывают по нескольку раз на неделе). Это служение акафистов, молебнов, панихид и отпеваний. Очень часто хор принимает участие в Патриарших и Архиерейских службах в монастыре и за его пределами.

А быть участником концертного состава хора тяжело вдвойне. Ведь кроме такой активной богослужебной деятельности, существует не менее активная концертно-просветительская. Выступления по Подмосковью,туры по России и за рубежом... У певчих почти не бывает не только свободных дней, но иногда и свободных часов!

Многие артисты хоров Москвы подрабатывают певчими, и многие певчие московских храмов работают в хоровых коллективах Москвы. Но почти никого из участников хора Данилова монастыря вы не встретите в других коллективах. Невозможно совмещать из-за нехватки времени!

Конечно, такую нагрузку можно выдержать только будучи искренне привязанными к монастырю и хору, а именно такими и являются все певчие этого коллектива. Несмотря на то, что некоторые из них работают здесь с момента основания — большая часть по 10-15 лет, а самым молодым участникам еще нет 30 — хор для них большая семья, где они делятся друг с другом самым сокровенным, сопереживают и стараются помогать друг другу во всем. Такую атмосферу в коллективе на протяжении долгих лет создавал и поддерживает по сей день художественный руководитель и главный регент хора — Георгий Сафонов. Он, не только как внимательный учитель, хороший товарищ, но и как добрый отец опекает каждого из своих артистов, знает все об их семьях, быте, каждому из них помог или помогает устраиваться в жизни.

По заверению Георгия Сафонова, каждый из его певчих уникален. Конечно, у каждого из них высшее хоровое или вокальное образование, опыт артистической и ансамблевой работы, музыкальная грамотность на высшем уровне. Но самое главное в его артистах — умение абстрагироваться от внешних обстоятельств, забыть о своих проблемах и выложиться на выступлениях на 200%. Именно это и отличает Праздничный мужской хор Данилова монастыря от других хоровых коллективов — целеустремленность,искренность, одухотворенность, полное единение со зрителем, какую бы программу не исполнял хор.

Художественный руководитель и главный регент

Георгий Сафонов родился 3 июля 1964 года в Белоруссии, в городе Минске. В 1971 году в возрасте семи лет поступил в Среднюю специальную музыкальную школу при Белорусской Государственной консерватории по классу хорового дирижирования. Пел в хоре мальчиков под руководством заслуженного артиста России И. А. Журавленко.

Школу закончил в 1982 году. В этом же году поступил в Российскую Академию музыки им. Гнесиных в класс заслуженной артистки России, доцента М. А. Бондарь (ученицы известного в России дирижера, последнего регента Синодального хора, профессора Московской консерватории Н. М. Данилина).

Учебу в Академии совмещал с работой в двух коллективах — детском камерном хоре Детского Дома культуры «Москворечье» (художественный руководитель) и камерном хоре «Виват» Музыкального общества Московской области (хормейстер). В 1988 году на Первом Всероссийском конкурсе дирижеров в городе Горьком (ныне Нижний Новгород) стал лауреатом (II премия). По окончании пяти курсов поступил в ассистентуру-стажировку Академии, которую закончил в 1991 году.

В период ассистентуры являлся преподавателем кафедры хорового дирижирования Академии (класс дирижирования и хоровая аранжировка). В 1990 стал главным дирижером хора Московского Баховского центра, а в 1991 году художественным руководителем и главным дирижером Московского ансамбля солистов «Русское возрождение».

С 1989 года был приглашен певчим на клирос в Московский Новодевичий монастырь, где начал обучаться регентскому делу. С 1991 года начал певческую карьеру в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре РПЦ г. Москвы.

Солисты хора

Корогод Александр Иванович. Первый тенор.

В монастыре поет с ноября 2012 года.

Родился в г. Михайловке Волгоградской области. Окончил Волгоградске училище искусств имени П.А. Серебрякова, Академию хорового искусства им. В.С. Попова. Сотрудничал с хором Сретенского монастыря. Является основателем, арт-директором и продюсером эстрадной арт-группы «Хор Брависсимо».

Денисов Денис Николаевич. Второй тенор.

В монастыре поет с 2002 года.

Получил музыкальное образование в Православном Свято-Тихоновском Богоявленском Институте на факультете церковного пения, окончил аспирантуру РАМ им. Гнесиных. С 2003 по 2013 год художественный руководитель и главный дирижер хора Церкви Святого Тихона Патриарха Всероссийского в Клину.

Савенков Дмитрий Викторович. Тенор-альтино.

В монастыре поет с 2011 года.

Родился на Украине в г. Харькове. Окончил РАМ им. Гнесиных, в 2010 году поступил в МГК имени П.И. Чайковского на кафедру оперно-симфонического дирижирования. Работал хормейстером Государственной Русской хоровой капеллы имени А. А. Юрлова п/р Г. А. Дмитряка, сотрудничал с Московским камерным хором В. Н. Минина, Государственным академическим русским хором им. А. В. Свешникова, Государственной академической симфонической капеллой В. Полянского. Служил как певчий во многих монастырях Москвы и Подмосковья.

Обухов Валерий Петрович. Бас.

В монастыре поет с 2011 года.

Заслуженный артист России, окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, ГИТИС имени А. В. Луначарского. Солист Московского государственного академического Детского музыкального театра имени Н. И. Сац. В составе хора Данилова монастыря выступает с 1995 года, провел более ста гастрольных выступлений в России и за рубежом.

Певчие хора

Алексей Замлелый. Тенор.

Окончил Ставропольское краевое училище искусств, Ростовскую государственную консерваторию имени С. В. Рахманинова и аспирантуру по классу хорового дирижирования. Был певчим и хормейстером Донской хоровой капеллы «Анастасия», сотрудничал с Ростовским мужским хором «Светилен». Служил регентом в храме св. Димитрия Ростовского, руководил профессиональным смешанным хором имени св. Димитрия Ростовского.

Александр Пронин. Тенор.

Получил образование в Российской академии музыки им. Гнесиных. Работал в Московском камерном хоре под руководством В. Н. Минина, параллельно был солистом Московской филармонии. В хоре Данилова монастыря поет с начала 2000-х годов.

Игорь Краснощеков. Тенор.

Окончил Ростовскую государственную консерваторию имени С. В. Рахманинова по классу альта. Как альтист сотрудничал с Оркестром Радио и Телевидения, большим симфоническим оркестром п/у В. И. Федосеева и Симфоническиим оркестром кинематографии. Работал певчим в капелле имени А. А. Юрлова, а также в синтез-капелле п/у Г. Шайдуловой.

Александр Кандзюба. Бас.

Родился в Донецке. Выпускник Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского. Работал в Кемеровском государственном институте культуры преподавателем кафедры хорового дирижирования, параллельно являлся регентом собора Николая Чудотворца в Кемерово. Организовал I фестиваль церковных хоров Урала и Сибири «Встреча».

Андрей Украинцев. Бас.

Родился в Челябинске, где окончил музыкальное училище и институт искусств, работал регентом в кафедральном соборе Челябинска.

Увлекается рыбалкой, собирает грибы, занимается консервированием и виноделием, а также вяжет на спицах.

Евгений Ильинский. Бас.

Получил образование в РАМ им. Гнесиных, работал в камерном хоре министерства культуры СССР п/у. В. Полянского, в ансамбле «Пересвет». Лауреат международного конкурса в Лос-Анжелесе в составе «Хоровой Академии» п/у. А. Седого. В хоре Данилова монастыря с 1997 года.

Александр Безденежных. Баритон.

Служит в хоре Данилова монастыря более 20 лет, помощник художественного руководителя как на клиросе, так и за его пределами. Окончил отделение церковного пения Московской городской учительской семинарии, работал с хором «Православные певчие» п/у Г. Смирнова.

Кирилл Кисляков. Баритон.

Родился в Болгарии, город Варна. Окончил Академию хорового искусства имени В. С. Попова. Сотрудничал с благотворительным фондом «Мир искусства» п/у В. М. Тетерина в разных областях России, занимался музыкой с детьми-сиротами и инвалидами. Занимается организацией концертов.

Александр Конев. Баритон.

Родился в Республике Коми. Выпускник РАМ им. Гнесиных. Регент, занимается организацией концертной деятельности хора Данилова монастыря.

Сергей Герасимов. Бас.

Родился на Урале, с детства любил народную музыку, играл на гармонике и баяне. Учился вокальному пению у профессора Содовской Хелены Багиславовны. Певчий хора Данилова монастыря с 1998 года. Успешно сочетает медицинскую практику психиатра-нарколога с пением в церковном хоре.

Иван Пименов. Тенор.

Родился в Москве. В 2005 году закончил Московскую Православную Духовную Семинарию. Работал в Архитектурном бюро. Владеет греческим языком, благодаря чему сотрудничает с Александрийским подворьем, Греческим культурным центром, МГУ, МИД. В монастырском хоре поет с 2006 года.

Увлекается спортом, любит кататься на велосипеде и горных лыжах.

Алексей Юрченко. Баритон.

Родился на Камчатке. В 2000 году окончил Камчатское областное музыкальное училище и поступил в Астраханскую Государственную Консерваторию по классу хорового дирижирования. С 2004 года служил регентом мужского хора «Скимен» при Иоанно-Предтеченском монастыре. В 2007 году создал хор мальчиков «Воскресение». С 2009 по 2011 — художественный руководитель мужского хора при Астраханской филармонии. В монастыре поет с 2013 года.

Родился и живет в Москве. Музыкальное образование получил сначала в Московской капелле мальчиков, затем в Московском училище при Московской консерватории как хоровой дирижер. После училища поступил в ГИТИС на факультет «актер музыкального театра». Работал солистом в Московском государственном академическом детском музыкальный театре им. Н. И. Сац. Служил певчим в хорах под управлением В. К. Полянского, А. Седова, В. Н. Минина. Был солистом ансамблей ГСВГ (группа советских войск в Германии) и «Дон Казакен» (Германия). Поет в хоре Данилова монастыря с 2010 года.

Николай предпочитает классическую музыку, джаз и советские фильмы.

Петр Фомин. Тенор.

Родился в Москве. В 1988 году закончил Московский Энергетический Институт. С 1983 по 1989 год пел в Хоре Молодежи и студентов под управлением Б. Г. Тевлина, с 1991 по 1993 год — в хоре Новоспасского монастыря. Служил в хоре «Древнерусский распев», а так же в подворье Псково-Печерского монастыря в Москве (Сретенский монастырь). С 1989 г. по 1991 г., а затем с 1999 года — работа в хоре Данилова монастыря.

Александр Кадин. Бас.

Родился в городе Ош, Киргизской АССР. В 1982 году переехал в Абхазию, закончил школу в городе Тудаута и музыкальное училище города Сухуми. С 1998 года работал на клиросе Ново-Афонского монастыря и в Абхазской хоровой капелле. С 2007 года живет в Москве. В Даниловом монастыре поет с 2010 года.

Александр женат, воспитывает 6-х детей.

Александр Гаркуша. Баритон.

Святое крещение принял в Южно-Казахском городе Туркестан, где проживало много ссыльных греков, за счет которых сформировалась сильная церковная община. Навыки пения в церкви приобрел у своей бабушки, которая служила Богу на клиросе. По окончании школы поступил в музыкальное училище на отделение фортепиано. С 1973 по 1975 год служил в войсках специального назначения. В 1983 году окончил дирижерско-хоровой факультет Алма-Атинской государственной консерватории, после чего был принят в группу ударных инструментов Государственного симфонического оркестра. С 1986 года работает артистом-инструменталистом в Казахском гастрольно-концертном объединении «Казахконцерт». В дальнейшем — работа аккомпаниатора и преподавателя фортепьяно в детских музыкальных школах Подмосковья. С 1990 года служба певчим в Новодевичьем монастыре, после чего в 1993 году принят на должность певчего братского хора, а затем праздничного клироса Данилова монастыря, где служит и по настоящее время.

Александр с огромным интересом относится к российскому спорту, любит футбол и соревнования по боями без правил.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский государственный институт культуры»

Кафедра: Дирижирование академическим хором

Реферат

По дисциплине: «Хороведение и методика работы с хором»

На тему: «Хоровой коллектив. Структура хора. Количественный и качественный состав»

Выполнила: студентка 3 курса, группы 46

Тарасенко Ольга Петровна

Проверила: профессор

Шабалина Ольга Ивановна

Москва 2015 г.

Введение

1. Характеристика понятия «хоровой коллектив» и его особенности

2. Особенности структуры хорового коллектива

3. Количественный и качественный состав хорового коллектива

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Хоровое пение - одна из самых древних и богатых областей музыкального искусства. Оно, очевидно, существовало еще в первобытных общинах, как это позволяют предположить сохранившиеся памятники той эпохи. Постепенно хоровое пение не только сопутствовало трудовым процессам, но и становилось важным элементом народных игр, плясок, обрядов. Возникали жанровые разновидности песен с их отличительными признаками (трудовые, бытовые, военные, любовные и другие напевы), обогащались выразительные средства, возникали приемы чередования сольного и хорового пения, на празднествах и при отправлении обрядов к хору присоединялись инструменты. Появлялись ранние формы многоголосия.

В системе массового музыкального образования огромную
роль играют различные формы хорового искусства.

Хороведение освещает вопросы истории, теории и практики хорового исполнительского искусства, его место в духовно-нравственном, художественном воспитании народа, содержание вокально-хорового образования, принципы управления художественными коллективами, конкретные методические системы работы с хорами различных типов, видов, составов.

В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. На фоне пресыщенного хорового рынка происходит массовое образование хоровых коллективов и столь же массовый их распад. Комплексное исследование этого явления, проведённое в Академии хорового искусства Г.А. Струве, выявило ряд «узких мест» в процессе функционирования типового самодеятельного хорового коллектива. В частности, стало очевидным, что одной из основных причин самоликвидации самодеятельных хоровых коллективов является низкое качество музыкально-педагогической и психолого-педагогической работы. То есть факторов, имеющих не только обучающее, но и воспитательное значение.

С одной стороны в ряде самодеятельных коллективов ярко выражено отсутствие или недостаточно высокое качество учебной работы, призванной повышать вокально-исполнительский и профессиональный (насколько этот термин возможен в контексте художественной самодеятельности) уровень хорового коллектива. С другой стороны -- недостаточное качество (или вообще отсутствие) работы психологического характера, направленной на воспитание участников коллектива и формирование особой среды человеческих отношений.

Современный репертуар хоровых коллективов охватывает наибольшее количество исторических эпох по сравнению с другими видами музыкального исполнительства.

Целью данной работы является обобщение знаний о хоровом коллективе, его структуре и составе.

Для достижения поставленной цели в работе был решен ряд задач :

1. Дать характеристику понятия «хоровой коллектив»;

2. Раскрыть особенности структуры хора;

3. Описать количественный и качественный состав хорового коллектива.

1. Характеристика понятия «хоровой коллектив» и его особенности

Хор -- это организованный коллектив певцов. Такое определение охватывает собой всевозможные певческие коллективы самых разнообразных квалификаций, исполнительской манеры, репертуарной направленности, способов формирования и комплектования. В понимании отечественного слушателя хор -- творческий коллектив, основная цель исполнительской деятельности которого идейно-художественное и эстетическое воспитание народных масс.

Материалом для создания всякого хорового коллектива служит певческий голос человека. Певческие голоса можно разделить на три большие группы: мужские, женские, детские. Эти три рода голосов и будут представлять собой материал, из которого можно организовать хор того или иного состава. Хоровые коллективы, укомплектованные только из мужчин, только из женщин или же из детей, называются однородными хорами, потому что состав их действительно однороден (хор из одних женщин -- женский, хор из одних мужчин -- мужской, из одних детей -- детский). Соединение мужского хора с женским или детским образует смешанный состав хора.

Таким образом, хоровой коллектив объединяет в себе разные группы голосов. Голоса одной группы, исполняющие в унисон свою мелодию, называются хоровой партией. Хоровые партии комплектуются из певцов, обладающих примерно одинаковым диапазоном голоса и сходностью тембрового звучания.

Классический вариант смешанного хора представляет собой коллектив певцов с высокими и низкими женскими и мужскими голосами. Низкие мужские голоса называются басами, низкие женские - альтами, высокие мужские - тенорами, высокие женские голоса - сопрано.

В детском хоре аналогично женскому голоса делятся на высокие сопрано и низкие альты. В хоре мальчиков высокие голоса называются дискантами. В свою очередь каждая партия нередко делится на два голоса - первый и второй. В партитуре смешанного хора часто встречается сочетание сопрано I и сопрано II, альтов I и альтов II, теноров I и теноров II, баритонов и басов.

Нотная запись мелодий всех партий хора называется хоровой партитурой. Существуют два основных принципа оформления хоровой партитуры. Первый, наиболее употребительный, заключается в том, что мелодия каждого голоса выписывается на отдельной нотной строке. Таким способом излагаются партии хоровых произведений преимущественно полифонического склада, что позволяет певцам отчетливо проследить за развитием каждой отдельной темы, каждой мелодической линии.

В хоровом исполнительстве различают две манеры пения - академическая и народная, которые характеризуются качественными различиями в манере исполнения.

Академический хор опирается в своей деятельности на принципы и критерии музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанра. Академические хоры имеют единое условие вокальной работы - академическую манеру пения.

В зависимости от профиля деятельности академические хоровые коллективы именуются капеллы, ансамбли песни и танца, оперными хорами, учебными хорами и т.д.

Название капелла - хор получил от места, где размещались певчие, хоровой коллектив. В средние века капелла - католическая часовня и придел в церкви, где размещался хор. Первоначально капеллы были только вокальными, без участия инструментов. С тех пор многоголосное хоровое пение без инструментального сопровождения, в котором основное внимание обращалось на певучесть и самостоятельность голосов, на гармоничность общего звучания, стали называть пением а сарреllа. В настоящее время капеллой называют некоторые профессиональные, а также любительские хоровые коллективы (например, Петербургская академическая капелла им. М. Глинки, Республиканская русская хоровая капелла им. А. Юрлова...). Капеллами также называют хоры мальчиков (Нижегородская капелла мальчиков).

Народный хор - вокальный коллектив, исполняющий народные песни с присущими им особенностями (хоровая фактура, голосоведение вокальная манера, фонетика). Народные хоры, как правило, строят свою работу на основе местных или областных певческих традиций. Этим определяется разнообразие составов и манера исполнения народных хоров. Следует отличать народный хор в натуральном, бытовом его виде от специально организованного, народного хора, профессионального или самодеятельного, исполняющего как подлинно народные песни, так и авторские сочинения в народном духе.

Исполнение произведения на концерте - конечная цель и результат всей предварительной работы любого музыканта, в которой подбор репертуара является начальной точкой отсчета длинного творческого пути.

Подбор репертуара для хорового коллектива - это не одномоментный акт, а сложный процесс: с одной стороны, в нем фокусируются музыкально-эстетический вкус и культура хорового дирижера, с другой стороны, подбор произведений и репертуар хора имеет педагогический характер, так как он обусловлен индивидуальными особенностями исполнителей и репетиционными условиями.

Вместе с тем, существуют традиционные критерии, в соответствии с которыми составляется концертный репертуар хоровых коллективов:

1) разнообразие по историческим эпохам, стилям, жанрам, характерам и т.д.;

2) соответствие с определенным исполнительским направлением, так, например, репертуар академического хора составляют духовные и светские хоровые произведения, западноевропейских и русских композиторов-классиков, обработки и переложения народных песен, современные сочинения;

3) наличие достаточного количества произведений а сарреllа (без сопровождения), освоение которых позволяет наиболее интенсивно формировать хоровое мастерство.

Достижения отечественного хорового искусства исторически основывались на органичной связи композиторского творчества и хорового исполнительства. Огромное хоровое наследие, накопленное в результате многовековой певческой практики в России, является сокровищницей хоровой культуры, способствующей дальнейшему ее развитию.

2. Особенности структуры хорового коллектива

Понятие состава хора неоднозначно, оно предполагает различные аспекты. При характеристике состава хора, необходимого для исполнения данного произведения, учитываются: его структура, общее число участников (количественный состав), определенные качественные признаки (качественный состав).

Как уже отмечалось, творческий хоровой коллектив может отличаться по своей структуре. Это может быть фольклорный ансамбль, студия эстрадной песни, хор мальчиков и так далее. Но наиболее практичным и реально достижимым является создание хора академического плана: репертуар его охватывает большой круг вокальных жанров - от произведений композиторов-классиков, песен различных народов до произведений современных авторов. хоровой партитура певческий ансамбль

Структура хора определяется, прежде всего, его типом и видом. Первое указывает на то, какие хоровые партии входят в состав хора. По этому признаку все хоры делятся на однородные (детские, женские или мужские) и смешанные -- состоящие из женских или детских (или тех и других вместе) и мужских голосов (хоровых партий).

Вид хора свидетельствует о количестве хоровых партии («голосов»), входящих в его состав. Исходя из этого, хоры бывают одноголосные, двухголосные, трехголосные, четырехголосные и т. д.

Каждому типу соответствуют определенные виды хора. Однородные хоры имеют в своем составе две основные партии: верхние голоса (дисканты в детском хоре, сопрано -- в женском, тенора -- в мужском) и нижние голоса (альты в детском и женском хоре, басы -- в мужском). Следовательно, элементарный вид однородного хора -- это двухголосие: Д+А (в детском хоре), С+А (в женском), Т + Б (в мужском).

Смешанный хор состоит из четырех основных партий: сопрано (или дисканты), альты, тенора, басы. Его наиболее характерный вид -- четырехголосие: С (Д)+А +Т+Б.

Увеличение голосов происходит в результате разделения партий. Разделения могут быть постоянные и временные. При постоянном разделении каждая часть по существу становится самостоятельной хоровой партией: СІ + СІІ + А (трехголосный женский хор), ТІ + ТІІ + БІ + БІІ (четырехголосный мужской хор), СІ + СІІ + АІ + АІІ + ТІ + ТІІ + БІ + БІІ (восьмиголосный смешанный хор).

При временных разделениях «дивизи» партии делятся эпизодически. Непостоянный характер разделений создает изменчивость хорового состава. Нередки случаи, когда полный состав хора фактически ни разу не звучит в произведении одновременно, и установление вида хора (количества голосов) становится в значительной степени условным. Хоровой состав без разделений партий или с разделениями, имеющими постоянный характер, может быть назван стабильным, а состав при разделениях типа дивизи нестабильным.

Различаются 2 основных типа хоровых коллективов: однородные и смешанные. Данная типология обусловлена 3-типной классификацией певческих голосов: детские, женские, мужские.

Разновидностью неполного смешанного типа являются юношеские хоры, формирующиеся из женских (сопрано и альты) голосов и одной унисонной мужской партии. Название юношеские они получили потому, что чаще всего их комплектуют из юношей и девушек 15-17 лет. Ввиду ограниченных певческих возможностей, связанных с активным процессом мутации, юноши объединяются в единую хоровую партию и исполняют мелодию в унисон.

3. Количественный и качественный состав хорового коллектива

Хоровые коллективы традиционно делятся на хоры малых (камерных), средних и больших составов. Исходя из количественного состава, определяется и численность каждой хоровой партии. Для оптимального звучания, достижения чистого строя и слаженного ансамбля, по определению П. Чеснокова, число певцов внутри хоровой партии должно равняться трем. Наличие в партии трех человек позволяет использовать приемы цепного (непрерывного) дыхания.

Как однородный, так и смешанный хор может быть полного и неполного состава. Хор полного состава включает все хоровые партии, характерные для данного типа хора. Хор неполного состава состоит из части характерных для данного хора партий. Неполный однородный хор (т. е. когда все исполнение поручается лишь одной хоровой партии) используется сравнительно редко, неполный смешанный хор -- значительно чаще, для него наиболее характерно сочетание близко расположенных по диапазону партий: С+А+Т, А+Т+Б.

Существуют также многохорные составы, когда в исполнении одновременно участвует несколько хоров (два, три, четыре и более). Такие составы особенно часто встречаются в оперной музыке. В концертной практике они используются реже и, как правило, включают не больше двух-трех хоров. Если участвующие в исполнении коллективы имеют одинаковую структуру и число участников, то такие многохорные составы называются, соответственно, двойными, тройными и т. д.

Количественный состав хора определяется общим числом участников коллектива, необходимым для исполнения данного произведения. Существуют следующие основные разновидности применительно к полному смешанному хору: малый состав или камерный (16-24 чел.); средний состав (24-60 чел.); большой состав (60-80 и более чел.).

От характера и строя музыки, ее сложности зависит качественный состав хора, необходимый для исполнения данного произведения.

Характер произведения предъявляет требования к тембровому составу хора. Камерные образы предполагают преимущественное использование лирических тембров. Такой состав характерен для значительной части хоровой музыки а capella. В противоположность ему можно говорить о «драматическом составе хора», обладающем совершенно иным звуком -- плотным и крепким. Имея в виду сложность произведения, определяющую необходимый уровень вокально-хоровой техники коллектива (его профессиональную подготовку), можно условно выделить начинающий, опытный, самодеятельный и профессиональный состав хора.

Необходимость в хоровой партии присутствия от трех и более певцов подтверждается также акустическими законами. Во время исполнения унисонных мелодий пение как минимум трех участников препятствует расщеплению звука, интервал отклонения от абсолютного унисона в пении первого и второго хориста заполняются звучанием третьего голоса. Таким образом создается эффект звучания слитного унисона. Этот закон распространяется и на тембральную слитность голосов.

Как указывал П. Чесноков, наименьшее количество певцов смешанного хора, исходя из наименьшего состава одной хоровой партии, составляет 12 человек (3 сопрано + 3 альта + 3 тенора + 3 баса). Подобные нормы распространяются и на однородные хоры. Хоры с подобным минимальным составом могут исполнять только те произведения, где нет разделения голосов в партиях. Данные коллективы чаще всего используются в практике культового пения, сопровождая проведение церковных служб. В настоящее время хоровой коллектив, состоящий от 12 до 20 человек, принято называть вокальным ансамблем.

К среднему составу относятся такие коллективы, где каждая хоровая партия может разделиться (численно удвоиться) на две (БІ, БІІ). Количественный состав хора, таким образом, увеличивается до 24 человек. У П.Г. Чеснокова средний состав смешанного хора насчитывал 27 человек, дополнительно включая еще 3 баса - октависта.

В настоящее время коллективы с числом певцов от 25 до 30 человек получили название камерных хоров. Диапазон исполнительских возможностей данного коллектива достаточно обширен, но наиболее интересно в его исполнении звучат тонкие и изящные хоровые акапельные миниатюры, в исполнении которых хоры достигают высокого мастерства и совершенства.

В современной практике хорами средних составов принято считать коллективы от 30 до 60 человек. Средний по численности коллектив получил наибольшее распространение в художественной самодеятельности. Средний состав хора широко представлен в виде учебных, женских, мужских, юношеских, смешанных хоров профессионального и самодеятельного направления. Данные хоровые коллективы существуют в общеобразовательных и музыкальных школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Исполнительские возможности средних по составу хоров довольно значительны. Благодаря подвижности, мобильности и гибкости звучания они могут исполнять хоровые произведения разной степени сложности. В репертуар данных коллективов могут быть включены образцы зарубежной, отечественной хоровой литературы, обработки народных песен, хоровые произведения различных жанров и стилистического направления.

В современных условиях к большим хоровым коллективам относятся коллективы численностью от 80 до 100 (120) человек. Большинство профессиональных хоровых коллективов таковыми и являются. Большой состав профессиональных хоров обусловлен возможностью исполнения произведений крупных форм, включающих оркестровое сопровождение, а также сложных многоголосных многохорных акапельных хоровых сочинений полифонического склада изложения.

Дальнейшее увеличение постоянного состава хора нецелесообразно, так как не способствует улучшению его исполнительских качеств: утрачивается гибкость, подвижность, ритмическая четкость. Хоровой ансамбль становится расплывчатым, тембрально малоинтересным.

Однако в хоровой практике встречаются случаи существования так называемых сводных хоров, численность которых иногда достигает нескольких десятков тысяч человек. Такие коллективы организуются, как правило, по особым торжественным праздничным событиям. Для сводных хоров обычно подбираются не очень сложные, «броские» и яркие по художественному образу произведения, торжественного, гимнического характера, предварительно выученные каждым хором самостоятельно.

Успешная работа коллектива во многом обеспечивается правильной расстановкой певцов во время репетиции и концертных выступлений.

Решение этого вопроса подтверждается выработанной длительной певческой практикой. Хор на сцене и во время репетиции должен располагаться по хоровым партиям. При этом родственные партии в смешанном хоре, как правило, объединяются: высокие женские голоса (сопрано) с высокими мужскими (тенорами), нижние женские (альты) с низкими мужскими (басами). Хоровые коллективы на сцене располагаются чаще всего в виде полукруга, обеспечивая при этом лучший способ концентрации звучания.

Таким образом, точное интонирование (строй) и сбалансированное звучание (ансамбль) в хоре - основные условия его профессионализма. Слаженный хоровой коллектив всегда воспринимается как вокальный оркестр, состоящий из человеческих голосов, а потому требует к себе постоянного и систематического внимания хормейстера от момента распевания хора до концертного выступления на эстраде.

Заключение

Хор - понятие чрезвычайно емкое. Оно обычно рассматривается как музыкально-певческий коллектив, деятельностью которого является творческий процесс хорового музицирования (или хорового исполнительства). В этом контексте хор - вокально-исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами. Принцип коллективного начала обязателен для всех участников хора и должен быть выдержан на любом этапе работы хора.

Хор - это большой по количеству участников вокальный ансамбль, состоящий из хоровых партий. Базисная основа каждой хоровой партии - унисон, предполагающий полную слитность всех вокально-хоровых компонентов исполнения - звукообразования, интонации, тембра, динамики, ритма, дикции, иначе говоря, хор - это ансамбль вокальных унисонов. Хоровое исполнительство выражено двумя формами музицирования - пение без сопровождения (a cappella) и пение с сопровождением. В зависимости от способа интонирования - в натуральном или темперированном строе - повышается роль интонации.

В хоровом исполнительстве органично объединены различные виды искусств - музыка и литература (поэтика). Синтез этих двух видов искусств вносит специфические черты в хоровое творчество. Логичное и осмысленное сочетание музыки и слова определяет понятие вокально-хоровой жанр. Хороший хор всегда отличает техническое и художестванно-выразительное исполнение, где наряду с проблемами ансамбля и строя решены задачи музыкально-литературной интерпретации.

Ни одно из перечисленных выше свойств не может существовать обособленно. Все компоненты взаимосвязаны и находятся в постоянном согласии.

Список использованной литературы

1. Богданова, Т.С. Основы хороведения / Т.С. Богданова. - М: БГПУ, 2009. - 132 с.

2. Козинская, Ю.Ю., Фадеева М. А. Хороведение и хоровая аранжировка / Ю.Ю. Козинская. М.А. Фадеева. - Саратов, 2011. - 88 с.

3. Левандо, П.П. Хоровая фактура / П.П. Левандо. - Л: Музыка, 1984. -- 123 с.

4. Пигров, К.К. Руководство хором / К.К. Пигров. - Москва: Музыка, 1964. - 220 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Этапы развития хоровой музыки. Общая характеристика хорового коллектива: типология и количественный состав. Основы вокально-хоровой техники, средства музыкальной выразительности. Функции хормейстера. Требования к отбору репертуара в начальных классах.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2012

    Методические принципы педагогической и учебно-воспитательной работы с хором. Понятие о хоре, характеристика хоровых партий и составляющих их голосов. Основные элементы хоровой звучности, типы голосов, понятие ансамбля, значение поддерживания строя.

    реферат , добавлен 13.01.2011

    Взаимосвязь дикции хора и орфоэпии при донесении до слушателей поэтического текста. Специфические особенности хоровой дикции. Правила и приёмы артикуляции при вокально-хоровой дикции. Условия для создания дикционного ансамбля. Соотношение слова и музыки.

    доклад , добавлен 27.09.2011

    Музыкальная обработка А. Юрьяна древней латышской свадебной песни "Вей, ветерок". Мелодическая линия, динамика, аккордово-гармоническая фактура произведения. Диапазоны хоровых партий: гармонический строй, метроритмический, дикционный, тембровый ансамбль.

    реферат , добавлен 18.01.2017

    Хоровые самодеятельные коллективы: задачи и специфические черты. Виды хоровой самодеятельности. Художественно-исполнительские направления: народный и академический хор, ансамбль песни и танца, театрализованное и симфоническое хоровое исполнительство.

    лекция , добавлен 03.01.2011

    Развитие светской хоровой культуры. Бесплатная музыкальная школа. Хор Московского университета. Расцвет творчества Кастальского и композиторов Нового направления. Повышение качества образования хоровых дирижеров. Массовое обучение детей хоровому пению.

    реферат , добавлен 21.09.2011

    Первые русские оркестровые дирижеры. Классификация дирижеров по характеру воздействия на коллектив исполнителей. Управление оркестром с помощью баттуты. Основные отличия хора от вокального ансамбля. Строение голосового аппарата. Виды хоровых коллективов.

    реферат , добавлен 28.12.2010

    Общие сведения о произведении, его композиция и главные элементы. Жанр и форма хорового произведения. Характеристика фактуры, динамика и фразировка. Гармонический анализ и ладотональные особенности, вокально-хоровой анализ, главные диапазоны партий.

    контрольная работа , добавлен 21.06.2015

    Оперно-хоровое творчество М.И. Глинки. Творческий портрет композитора. Литературная основа оперы "Руслан и Людмила", роль инструментального сопровождения в ней. Анализ партитуры в вокально-хоровом отношении. Исполнительский план данного произведения.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2015

    Общие сведения о хоровой миниатюре Г. Светлова "Заметает пурга белый путь". Музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ произведения - характеристика мелодии, темп, тональный план. Степень вокальной загруженности хора, приемы хорового изложения.

Смешанный хор. Полный смешанный хор, имеющий в своём составе все хоровые партии – сопрано, альты, тенора, басы, по праву считается наиболее совершенным типом хорового коллектива с уникальными вокально-техническими возможностями. Благодаря этим возможностям смешанному хору доступны произведения различной степени сложности. Общий диапазон – «ля» контроктавы - «до» третьей октавы.

Широкий спектр тембровых характеристик партий позволяет хормейстеру добиться различного их сочетания. Виртуозность исполнения партии сопрано дополняется глубиной звучания партии басов. Мощность, объёмность звучания хору придаёт наличие басов-октавистов. Роль гармонического заполнения выполняют серединные партии теноров и альтов.

Смешанный хор обладает уникальными динамическими возможностями. Особой красотой звучания в смешанном хоре отличаются произведения распевного, широкого характера.

Все профессиональные хоровые коллективы в большинстве своём являются смешанными. Именно для этого типа хоров написано множество различных по объёму, содержанию, стилю и средствам музыкальной выразительности произведений.

Неполные смешанные хоры (юношеские) встречаются крайне редко. Они существуют как учебные коллективы в хоровых училищах и реже как самодеятельные в общеобразовательных школах и средних специальных учебных заведениях. При работе с юношеским хором необходимо учитывать его специфику. Юношеское пение требует щадящей вокальной нагрузки. Следует избегать форсированного пения на крайних звуках диапазона. Репертуар для юношеских хоров состоит из произведений с облегчённым видом переложений.

Однородный мужской хор: состав – партия Теноров, партия Басов, возможно наличие октавистов. В практике хорового исполнительства профессиональные мужские хоровые коллективы встречаются крайне редко. Диапазон мужского хора - «ля» контроктавы - «до» второй октавы. Нижние звуки диапазона поручаются октавистам. Верхний отрезок диапазона иногда исполняется тенорами фальцетом. Ведущей партией мужского хора является партия тенора, исполняющая, как правило, основную мелодическую линию.

Произведения для мужского хора можно встретить в хоровом творчестве старых мастеров (Лассо, Палестрина), в западной и русской хоровой классике (Шуман, Мендельсон, Чайковский, Римский-Корсаков и др.). Для этого состава хора были сделаны прекрасные обработки народных песен. Произведениями для мужского хора богата православная духовная музыка и оперная литература.

Женский хор: состав – партия Сопрано, партия Альтов. Звучание женского хора отмечается своеобразным тембровым богатством и достаточно большими техническими и исполнительскими возможностями. Общий диапазон женского хора – «фа» малой - «си» второй, «до» третьей октавы. Чаще всего используется рабочий диапазон от «соль»» малой октавы до «ля» второй октавы.



Для женского хора написано довольно большое количество оригинальных классических и современных хоровых сочинений.

Количественный состав хора

Норма минимального состава смешанного хора 12-16 человек. В настоящее время минимальным составом хора принято считать 16-24 человека. Меньшее количество обычно называют ансамблями (в настоящее время 12-20 человек. Средний состав хора не менее 24 (32-40) участников предполагает разделение каждой хоровой партии на две. Большой хор – 80-120 человек.

Петербургская хоровая капелла – 90 человек, Большой хор Всесоюзного радио – 95 человек, Государственный мужской хор Эстонии – 80 человек, Государственная русская республиканская капелла им. А.Юрлова – 80 человек.

Максимальный состав хора - 120-130 человек.

Сводные хоры в странах Балтии – до 10 тысяч человек.

П.Г.Чесноков: «При трёх умелых певцах является возможным образовать минимальную по составу хоровую партию. Наименьшее количество певцов для каждой партии – три».

Сопрано – 3

Альты – 3

Тенора – 3

Басы - 3

Всего – 12 человек - такой хор мы называем малым смешанным хором (неполный хор – чистое четырёхголосие).

Когда количество певцов в каждой партии хора удвоится (а в басовой партии утроится), он превратится в средний смешанный хор с наименьшим количеством певцов (полный)

Первых Сопрано – 3

Вторых Сопрано – 3

Первых Альтов - 3

Вторых Альтов - 3

Первых Теноров – 3

Вторых Теноров 3

Баритонов - 3